Краткое содержание поэмы “реквием” (а. а. ахматова)

«реквием» (а. ахматова). анализ произведения

Краткое содержание

Вместо предисловия

Поэтесса вспоминает страшные годы сталинских репрессий. Однажды она стояла в тюремной очереди, добиваясь свидания с арестованным сыном. Очередь состояла из огромного количества таких же страдающих женщин. Поэтессу узнали в лицо. Одна женщина тихо спросила ее, сможет ли она впоследствии описать эти трагические события. Ахматова твердо ответила, что сможет. Это вызвало на лице женщины некое подобие улыбки.

Посвящение

Ахматова посвящает поэму своим «невольным подругам» – женам и матерям всех заключенных. Их сближает общее великое горе, перед которым «гнутся горы».

Поэтесса на протяжении двух «осатанелых» лет под «ключей постылый скрежет да шаги тяжелые солдат» встречалась в тюремных очередях с такими же безвинными жертвами террора. До вынесения окончательного решения по делу сына, мужа или любимого каждая женщина лелеяла в душе призрачную надежду. Объявление приговора «отделяло» ее от толпы и обрекало на страдания в одиночестве.

После отправки сына (Льва Гумилева) в Норильлаг поэтесса обращается с «прощальным приветом» ко всем «подругам» по несчастью.

Вступление

Ахматова описывает атмосферу всеобщего страха, постепенно охватывающего Ленинград и всю Россию. Репрессивная машина только набирала обороты, но живые уже завидовали мертвым.

В тюрьмы отправлялись целые «полки осужденных», а страна «корчилась» «под кровавыми сапогами».

I

Поэтесса с горечью вспоминает второй арест сына, которого увели «на рассвете». Это событие сближает ее со «стрелецкими женками», которые несколько веков назад так же пострадали от действий правителя-тирана.

II

Перед читателями предстает образ измученной, больной, одинокой женщины, которую кровавый режим лишил самых близких людей: «Муж в могиле, сын в тюрьме».

III

Поэтесса сходит с ума от горя. В тоске она представляет, что беда случилась не с ней: «Нет, это не я, кто-то другой страдает». Единственный выход – попытаться навсегда забыть обо всем случившемся.

IV

Ахматова невольно сравнивает свое нынешнее невыносимое положение с беззаботной дореволюционной жизнью. Когда-то давно она была «царскосельской веселой грешницей» и не могла даже представить себе, что будет стоять в длинной тюремной женской очереди и «слезою горячей… лед прожигать».

V

Судебное разбирательство по делу сына продолжается уже почти полтора года. В качестве последнего средства Ахматова пробовала писать письма Сталину, умоляя его пощадить Льва Гумилева («кидалась в ноги палачу»).

Поэтесса измучена неопределенностью: «долго ль казни ждать». Ее пугают чудовищные изменения в обществе: «не разобрать теперь, кто зверь, кто человек».

Ахматова уже потеряла всякую надежду на оправдание сына и предчувствует его «скорую гибель».

VI

Поэтесс обращается к своему сыну, который в ожидании приговора провел уже большой срок в заключении («легкие летят недели»).

VIII. Приговор

Летом 1939 г. Лев Гумилев был приговорен к пяти годам лагерей. Несчастная мать, услышав это «каменное слово», пытается как-то пережить беду и начать «заново научиться жить». Хотя сделать это можно, лишь окаменев душой и убив «память до конца».

VIII. К смерти

Поэтесса уже готова и даже сама ждет прихода смерти. Она согласна принять ее в любом образе: «ворвись отравленным снарядом», «с гирькой подкрадись», «отрави тифозным чадом». Лишившись единственного сына, женщина равнодушно относится к собственной жизни: «мне все равно теперь».

IX

Ахматова понимает, что страшное горе может свести ее с ума. Сопротивляться надвигающемуся «безумию» бесполезно. Вместе с ним придет долгожданное облегчение и забвение.

Больше всего поэтесса боится, что вместе с потерей рассудка лишится самых ярких воспоминаний: «сына страшные глаза», «час тюремного свиданья», «милая прохлада рук», «слова последних утешений».

Эпилог

Ахматова стала свидетельницей и жертвой ужасной эпохи, когда «из-под век выглядывает страх», а «локоны из пепельных и черных серебряными делаются вдруг». Она призывает помолиться за всех женщин, разделивших такую же участь.

Поэтесса никогда не сможет забыть своих «невольных подруг», имена которых канули в лету. Если потомки когда-нибудь захотят воздвигнуть в ее честь памятник, Ахматова завещает поставить его у тюремной стены, где она простояла «триста часов». Этот монумент увековечит страдания «стомильонного народа» и будет служить для последующих поколений вечным напоминанием о страшной эпохе террора.

Проблемы

Среди основных проблем, затронутых в «Реквиеме», можно особенно выделить проблему исторической памяти всех жертв репрессий, одной из которых оказалась Анна Ахматова, а также проблему несправедливости (с которой в лице героини столкнулась вся страна) и человеческой беспомощности – чувства, так истерзавшего героиню, не сумевшую помочь своему сыну отстоять свободу и невиновность.

  • Проблема исторической памяти — то, что так зыбко и подвержено влиянию со стороны. Ахматова хотела защитить ее от последующих спекуляций и искажений. Ее страна заслуживала правды, какой бы горькой она ни была. Ахматова, умная и обеспеченная женщина, отказалась от эмиграции, хотя предчувствовала гонения в СССР. Почему? Она верила в будущее России и надеялась на ее процветание. Именно поэтому она не укоряет ее, а всего лишь ведет летопись народных страданий, чтобы предотвратить их повторение.
  • Проблема несправедливости и бесправия стала главной проблемой молодого государства СССР. Многие люди пали безвинно, осиротели целые сферы деятельности, где просто не было пролетариев и крестьян. Абсурдность гонений не выдерживала никакой критики, однако тотальный страх, захлестнувший страну, мешал людям открыть глаза и посмотреть в лицо правде.

Поэма «Реквием»: анализ произведения (2 вариант)

В сюжете поэмы «Реквием» отразились трагические события жизни А. А. Ахматовой, связанные с арестом ее сына. Стихотворения 1935 — 1940 годов, ставшие главками поэмы, в 1957 году были дополнены стихотворением в прозе «Вместо предисловия» и в 1961 году вводным четверостишием. При жизни автора поэма была опубликована лишь за рубежом. Она хранилась в памяти А. Ахматовой многие годы, а на бумаге стихи, составляющие «Реквием», впервые были написаны в 1962 году.

Сюжет «Реквиема» содержит три плана: автобиографический, евангельский и обобщенно-исторический. Их единство возникает благодаря сложной жанровой структуре поэмы. Она посвящена тем, кто был рядом с лирической героиней в «тюремных очередях», кто прошел с ней все крут ада. В поэме соединилось стремление засвидетельствовать правду времени, выразить свое горе с попыткой осмыслить общечеловеческий суть происходивших событий.

Автобиографическая основа поэмы связана с событиями в жизни поэта. Стихотворение «Уводили тебя на рассвете…», открывающее основную часть цикла, изображает арест третьего мужа Ахматовой Н.Н. Пунина в 1935 году (тогда благодаря хлопотам А. Ахматовой выпущенного). Остальные девять стихотворений связаны с арестом и осуждением сына.

Другой пласт содержания «Реквиема» — обобщенно-исторический. Ахматова видит в пережитом вечное, объединяющее ее со всеми «обезумевшими от мук». В «Посвящении» процитирован Пушкин, причем цитата даже взята в кавычки, чтобы подтолкнуть читателя к ассоциации: «А за ними «каторжные норы” ; И смертельная тоска». Во втором стихотворении упоминается «тихий Дон» (традиционное в России место, куда бежали в поисках воли), в седьмом стихотворении («К смерти») — Енисей (возможно, как символ Сибири, ссылки), через весь цикл проходит образ Невы, свидетельницы происходящего и символа потока жизни. В первом стихотворении героиня прямо сопоставляется со стрелецкими женами: «Буду я, как стрелецкие женки. Под кремлевскими башнями выть», дети плачут не в комнате, а «в темной горнице».

Такая временная и пространственная разноплановость придает поэме эпический смысл. Само название «Реквием» относит ее к эпическим произведениям, так как реквием — это заупокойная церковная месса, траурная музыка. В поэме она звучит в честь Руси. Здесь слиты воедино лирическое и эпическое, и автор продолжает свою мысль о том, что она разделила судьбу своего народа.

Эпичность содержания сопряжена с темой памятника, возникающей в эпилоге «Реквиема». Поэт мыслит памятник как монумент не героине и автору ранних стихов, а женщине-поэту, которая «триста часов» отстояла в тюремной очереди и которая ценна прежде всего тем, что она «может» описать увиденное и пережитое.

Еще один план содержания «Реквиема» — план религиозный. Поэма близка к плачу Богородицы у Креста, одному из жанров латинской поэзии. В VI стихотворении страдание сына уподобляется крестной муке Иисуса Христа. Стихотворение X («Распятие») напрямую обращает читателя к евангельской тематике. Легенда о распятии Христа рассматривается с точки зрения мучений Богородицы. Это стихотворение завершает основную часть «Реквиема». Заключительные его слова становятся последними, завершающими перед эпилогом. Уподобление героини «Реквиема» Божьей Матери делает ее образ символичным. Личное и общечеловеческое сливаются воедино. В «Эпилоге» это слияние выражено словами:

И я молюсь не о себе одной, А обо всех, кто там стоял со мною…

Горе убивает людей, убивает весь мир:

Перед этим горем гнутся горы. Не течет великая река…

Причина горя в том, что весь мир превратился в тюрьму, а живое лишь в привесок к ней.

Три главки, имеющие названия, являются кульминационными в развитии этого сюжета: «Приговор», «К смерти», «Распятие». В обрамлении сильнее эпический элемент, на первый план выступает не личное, а общее. По родовому принципу эта поэма скорее может быть названа лирической, по содержанию — эпической. Преобладающий в поэме высокий стиль обусловлен ее содержанием. Главки воспринимаются как вскрики, причитания, и каждый эпизод отражение обшей трагедии, понятной и близкой всем.

А. А. Ахматова стремится не забыть, а наоборот, вечно помнить о страшном времени. «Реквием» — обвинительное заключение о злодеяниях, но предъявляет его время, которое все расставляет по своим местам.

Использованы материалы книги: Литература: уч. для студ. сред. проф. учеб. заведений / под ред. Г.А. Обернихиной. М.: «Академия», 2010

Главные герои и их характеристика

  • Лирическая героиня. Ее прототипом была сама Ахматова. Это женщина с достоинством и силой воли, которая, тем не менее, «кидалась в ноги палачу», ведь безумно любила своего ребенка. Она обескровлена горем, ведь уже потеряла мужа по вине все той же зверской государственной машины. Она эмоциональна и открыта перед читателем, не скрывает своего ужаса. Впрочем, все ее существо болит и страдает за сына. О себе она отстраненно говорит: «Эта женщина больна, эта женщина одна». Впечатление отстраненности усиливается, когда героиня говорит о том, что не могла бы так переживать, и за нее это делает кто-то другой. Раньше она была «насмешницей и любимицей всех друзей», а теперь само воплощение муки, призывающее смерть. На свидании с сыном безумие достигает своего апогея, и женщина сдается ему, но вскоре к ней возвращается самообладание, ведь сын ее все еще жив, а, значит, надежда есть, как стимул жить и бороться.
  • Сын. Его характер раскрыт менее полно, но о нем нам дает достаточное представление сравнение с Христом. Он также невиновен и свят в своей смиренной муке. Он изо всех сил пытается утешить мать на единственном свидании, хоть от нее и не укрывается его страшный взгляд. О его горькой участи сына она лаконично сообщает: «И когда, обезумев от муки, шли уже осужденных полки». То есть, молодой человек держится с завидным мужеством и достоинством даже в такой ситуации, раз пытается поддержать самообладание близких людей.
  • Женские образы в поэме «Реквием» наполнены силой, терпением, самоотверженностью, но в то же время невыразимой мукой и тревогой за судьбу близких. Эта тревога иссушает их лица, как осеннюю листву. Ожидание и неизвестность губят их жизненные силы. Но их изможденные горем лица полны решимости: они стоят и в холод, в зной, лишь бы добиться права увидеть и поддержать родных. Героиня нежно нарекает их подругами и пророчит им сибирские ссылки, ведь не сомневается, что все те, кто могут, последуют за своими близкими в ссылку. Их образы автор сравнивает с ликом богоматери, которая молча и кротко переживает мученическую смерть сына.

Анализ поэмы А.А. Ахматовой «Реквием»

Анна Андреевна Ахматова — великая русская поэтесса, талантливая женщина, на долю которой выпали тяжкие испытания. Ей пришлось многое пережить. Страшные годы, изменившие всю страну, не могли не отразиться на ее судьбе. Поэма «Реквием» явилась свидетельством всего, с чем пришлось столкнуться Ахматовой. Период создания этой поэмы занял шесть лет — с 1935 по 1940 гг. Эти годы были полны тяжких и трагических событий, которые затронули жизни многих людей, разделяя нормальную, счастливую жизнь и страшную действительность. Поэма «Реквием» состоит из нескольких частей, каждая из которых имеет несет определенную идею. Эпиграфом к поэме стали строки, в которых Ахматова говорит, что вся ее жизнь была тесно связана с судьбой родной страны даже в самые страшные годы, все тяготы того времени коснулись и ее жизни. Она отказалась от эмиграции и осталась в России: Нет, и не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл — Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был. Строки эпиграфа написаны позже, чем сама поэма Они датированы 1961 г. Часть «Вместо предисловия» рассказывает о том, что предшествовало написанию поэмы. Прокатившаяся по стране волна арестов невиновных людей, репрессии и произвол властей стали трагедией для всей страны. Бесконечные тюремные очереди, в которых стояли родственники и близкие заключенных, стали символом того времени. Это коснулось и Ахматовой, когда был арестован ее сын. «Посвящение» — это описание переживаний людей, которые много времени стоят в тюремных очередях. Ахматова говорит об их «смертельной тоске», о безысходности и огромном горе. Использованные ею метафоры передают народную скорбь и страдания: Перед этим горем гнутся горы, Не течет великая река… А дальше ожидание приговора, от которого теперь будет зависеть судьба близкого человека. Часть «Вступление» передает боль и горе, которые испытываешь при мысли о трагических судьбах невинных людей. Звезды смерти стояли над нами, И безвинная корчилась Русь Под кровавыми сапогами И под шинами черных марусь. Использованный автором оксюморон (звезды смерти) как будто убивает последнюю надежду на счастливый исход. В этой же части поэтесса рисует образ глубоко несчастной, больной, одинокой женщины. Это даже не женщина, а призрак, убитый горем до крайней степени: Эта женщина больна, Эта женщина одна… Третье, четвертое, пятое и шестое стихотворения носят личный характер. Ахматова рассказывает о собственных воспоминаниях и чувствах. Здесь есть точные временные детали («семнадцать месяцев кричу»), ласковые обращения к сыну («на тебя, сынок, в тюрьме ночи белые глядели»), характеристика самой лирической героини поэмы («царскосельской веселой грешницы»). Седьмая часть поэмы — «Приговор» — несет идею человеческой стойкости. Для того, чтобы выжить, мать должна стать каменной, научиться не чувствовать боли: Надо память до конца убить, Надо, чтоб душа окаменела, Надо снова научиться жить. Но вынести все это трудно, поэтому восьмая часть названа «К смерти». Героиня ожидает свою смерть. Она просит ее ускорить свой приход, потому что жизнь утратила для героини всякий смысл: Ты все равно придешь. – Зачем же не теперь? Я жду тебя – мне очень трудно. Я потушила свет и отворила дверь Тебе, такой простой и чудной. В десятой части — «Распятии» — показана трагедия тысяч матерей, чьи дети безвинно несут тяжкий крест: Магдалина билась и рыдала, Ученик любимый каменел. А туда, где молча мать стояла, Так никто взглянуть и не посмел. Эпилог поэмы состоит из двух частей. В первой части Ахматова опять обращается к тем, кто стоял вместе с нею тюремной очереди. Она просит бога о помощи, но не для себя одной, а для всех убитых горем людей «под красною ослепшей стеною». Вторая часть развивает общепоэтические темы назначения поэта и поэзии. Здесь же Ахматова поднимает тему ее возможного Памятника, который должен стоять у той страшной тюремной стены, где «выла старуха, как раненый зверь». В своей жизни Анна Ахматова знала славу и забвение, любовь и предательство, но она всегда стойко переносила все страдания и трудности, потому что была сильным человеком. В наше время душевная стойкость и непреклонная воля Анны Ахматовой служат нам примером и неиссякаемым источником вдохновения.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Ахматова А.А. / Реквием / Анализ поэмы А.А. Ахматовой «Реквием»

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Анализ поэмы «Реквием» Ахматовой

О страшном периоде сталинских репрессий написано немало научных исследований. Ему посвящено множество художественных произведений. Среди них самыми яркими являются личные воспоминания и впечатления непосредственных свидетелей этих событий. А. Ахматова на себе ощутила всю боль и страх, производимые этой «кровавой мясорубкой». Поэма «Реквием» через личный опыт поэтессы передает весь ужас тех лет.

Поэма создавалась в течение долгого времени. Вступление и первая часть написаны в 1935 г., сразу же после первого ареста единственного сына Ахматовой – Льва. Поэтесса при помощи Пастернака написала письмо лично Сталину и добилась освобождения сына, но карательные органы не оставили их в покое. В 1938 г. произошел второй арест. На этот раз унизительная мольба Ахматовой не принесла результата. Льва приговорили к ссылке в сибирские лагеря. В течение двух лет поэтесса продолжала создавать поэму, ставшую ее интимным дневником, отражающим все чувства и переживания. В условиях тотального контроля Ахматова не решалась записывать стихотворение. Она запоминала строки и читала их только самым близким людям.

Сюжет поэмы «Реквием» основан на нахождении Ахматовой в тюремной очереди. В таких очередях она провела почти полтора года. В этом униженном ожидании встречалось множество матерей и жен, выкинутых из общества за сфабрикованные преступления своих мужчин. В предисловии к поэме Ахматова вспоминает, что в очереди ее узнала одна женщина и попросила описать происходящее.

В «Посвящении», предваряющем поэму, поэтесса описывает свое тяжелое, как камень, горе, охватившее душу сразу после вынесения приговора. Она обращается с приветствием к своим «невольным подругам» по тюремной очереди, оказавшимся теперь связанным навеки общей бедой.

«Реквием» не имеет четкой хронологии. Отдельные части отмечены датами, но они непоследовательны. Это не играет большой роли. Два страшных года воспринимаются как целостная картина личной трагедии на фоне всенародного горя. Можно выделить некоторые главные мотивы произведения.

Ахматова подчеркивает огромный масштаб репрессий через количество («осужденных полки») и исторические параллели («корчилась Русь», «стрелецкие женки»). Поэтесса использует религиозную символику. В стране победившего атеизма вера выступает в роли еще одной жертвы режима. Полностью посвящена этому часть поэмы «Распятие», в которой страдания всех матерей трогательно сравниваются с горем Богородицы.

К финалу в поэме нарастает мотив обреченности, невозможности какого-либо сопротивления. Ахматова видит спасение только в смерти, но подозревает, что и она не даст окончательного избавления от всепоглощающего страха. Поэтесса считает, что лучшим признанием ее заслуг перед русской поэзией будет памятник у тюремных стен, который будет вечным напоминанием живущим о том страшном и беспощадном времени.

Композиция произведения

Композиция «Реквиема» отличается кольцевой структурой, состоящей из пролога, образованного двумя первыми главами, эпилога из двух последних глав и основной части.

Каждая часть обладает особым эмоциональным смыслом и несет свою чувственную нагрузку. Поэма изобилует лирическими переживаниями, а в прологе и эпилоге наблюдается тяготение к обобщениям, эпосу.

Предисловие состоит из прозаического текста, напоминающего вырезку из газеты. Такой прием помогает читателю окунуться в атмосферу описываемой эпохи.

В Посвящении, следующем за Предисловием, продолжена тема прозаического вступления, с усилением масштабов описанных событий:

Биографическая тема поэмы – заключение под стражу сына и нравственные муки страдающей матери – звучит в первых главах произведения. За прологом следует четыре главы, передающие скорбящие голоса матерей.

В первом стихотворении, написанном в форме монолога, женщина из народа печалится о сыне, ведомом на казнь. Эта вечная героиня русской истории в поэтическом плаче передает всю глубину разрывающей душу скорби:

Сюжетным центром поэмы служат пятый и шестой отрывок, посвященные томящемуся в заключении сыну. Каждое стихотворение является композиционно законченным, цельным художественным произведением, объединенным общими горестными мотивами, ощущением смерти и болью утрат.

В эпилоге всплывают думы о гибели, прекращении жизни, итогом которой должен стать памятник народным страданиям.

Композиция

Особенность композиции связана, прежде всего, изначальным замыслом Ахматовой – создать цикл законченных, но при этом совершенно не зависимых друг от друга произведений. В результате получился необычный эффект: при прочтении кажется, что поэма написана хаотично, стихийно, как будто автор урывками дополнял ее, складывал сложную мозаику из отдельных фрагментов.

  1. Пролог произведения включает в себя две первые главы – «Посвящение» и «Вступление». С их помощью автор вводит читателя в курс описываемых событий, показывая, о каком историческом отрезке и о каких событиях пойдет речь.
  2. В последующих четырех стихах Ахматова проводит параллель между горькой участью матерей в разные исторические эпохи. Она делится и своей трагической историей, описывая арест сына, раздирающее душу одиночество, вспоминая дни беззаботной, легкомысленной юности, когда она еще не подозревала, какие тяжелы испытания приготовила ей судьба.
  3. В 5-й и 6-й главах мать предчувствует скорую кончину горячо любимого сына, ее мучает неизвестность.
  4. Приговор и известие о предстоящей ссылке сына в Сибирь.
  5. Мать, пребывая в глубоком отчаянии, взывает к смерти, чтобы та пришла к ней.
  6. В 9-й главе описывается долгожданное свидание с сыном, которое состоялось в тюремных стенах. Эта встреча оставляет глубокий след в душе матери.
  7. Распятье. Всего в нескольких строках мать передает душевное состояние сына, который умоляет ее не рвать себе душу и не рыдать на его могиле. Ахматова проводит параллель между арестом сына и распятием Христа, который принял мученическую смерть, будучи ни в чем не виновным, как и ее сын. А свою тоску и безысходное отчаяние она сравнивает с подобным состоянием самой Богородицы, которая была свидетельницей жестокой казни любимого сына, и при этом ничего не могла изменить: ни отменить казнь, ни даже облегчить последние страдания несчастного Христа.
  8. Эпилог. В завершении поэмы Анна Ахматова призывает читателей не оставаться равнодушными к тем страшным событиям, свидетельницей которых ей довелось стать. Опасаясь забвения, она просит воздвигнуть памятник народному страданию, чтобы никогда более не допустить подобного беззакония.

Короткий пересказ «Реквием» Ахматовой

Анна Ахматова «Реквием» краткое содержание поэмы:

Данная поэма берет начало с рассказа Ахматовой о том, как ее случайно узнают в тюремной очереди в Ленинграде. Женщина, которая стоит рядом, просит Анну описать данный случай, на что получает положительный ответ.

На улице ужасное военное время — людей арестовывают ни за что. Около тюрем собираются огромные очереди матерей, дочерей и других родственников людей, которые попали в тюрьму за просто так. Одна женщина семнадцать месяцев стоит в очереди в ожидании итогового приговора для своего сына. Все люди в очереди ждут, ждать для них — единственный выход, который очень мучителен и является ужасным испытанием.

Данная поэма Ахматовой учит людей тому, что нужно не покидать своих близких, когда наступили тяжелые времена. В своей поэме Ахматова показала, как переживал целый народ в то время, как матери и жены пытались спасти своих мужей и сыновей, стоя в очереди днями и ночами. Поэма “Реквием” — как крик души, когда терпеть уже нет сил.

Конечно, поэма посвящена всем тем людям, которые погибли ни за что, которые подверглись гнету и осуждению.

В поэме показаны чувства людей, которые были в беде, как они переживали и боролись. В одной героине показан образ женщин, которые стояли до последнего, не жалея своих сил. В поэме “Реквием” уместились судьбы многих женщин.

Через эту поэму читатель может узнать тяжелую судьбу своего народа, увидеть всю боль тех времен и ужас, который постепенно нарастал.

Это интересно: Творчество Анны Андреевны Ахматовой пришлось на первую половину XX века. Духовно выйдя из серебряного века русской поэзии, Ахматова вместе со страной пережила революционное лихолетье, массовые репрессии 30‑х годов, военные годы. Все эти этапы жизненного пути нашли свое отображение в жизни и творчестве Ахматовой, повлияв не только на тематику и эстетику стихов, но и на философию, способ видеть и чувствовать мир. Но все же Ахматова в первую очередь лирический поэт, воспевающий человеческие чувства, прославляющий .

«Реквием» Ахматова краткое содержание с описанием каждой главы:

Посвящение

Поэма посвящена матерям, сестрам, дочерям всех тех, кто без вины оказался в застенках и лагерях.

Вступление

Это история началась в 30‑х годах 20 века, когда тюрьмы Ленинграда были заполнены до предела, а поток осужденных не ослабевал. Это было страшное время, когда «безвинная корчилась Русь под кровавыми сапогами».

Мать вспоминает, как на рассвете пришли арестовывать ее сына. Эти страшные минуты ей не забыть никогда. И теперь ей оставалось одно – «как стрелецкие женки, под кремлевскими башнями выть».

Лишь «желтый месяц» был свидетелем тоски больной одинокой женщины. Она просит помолиться за нее, ведь «муж в могиле, сын в тюрьме».

Душевные терзания героини настолько сильны, что она считает, что «это кто-то другой страдает» – она бы так не смогла.

Героине трудно осознать, что все это случилось с ней, некогда веселой и беззаботной женщиной. Теперь же ее удел – «своею слезою горячею новогодний лед прожигать», стоя в огромной очереди с передачей для сына.

Неопределенная ситуация с сыном продолжалась семнадцать месяцев, и героиня «кидалась в ноги палачу», моля его о помиловании. За это время она так измучилась, что уже не понимала, «кто зверь, кто человек, и долго ль казни ждать».

Недели пролетали за неделями, и каждый день героиня думала о том, что чувствует ее сын, сидя за решеткой.

Наступил страшный день, когда озвучили приговор сыну. Женщина была уже к этому морально готова, но у нее еще много дел – «надо память до конца убить, надо, чтоб душа окаменела, надо снова научиться жить».

Героиней овладело равнодушие к жизни, она призывала смерть, чтобы та под любой личиной пришла за ней.

Страшные испытания, выпавшие на долю героини, стали причиной того, что «безумие крылом души накрыло половину».

Героиня обратилась к христианским образам, сравнивания простую женщину с библейской Матерью, безвинного сына которой распяли на кресте.

Эпилог

Поэтесса боится, что когда-либо забудет весь тот ужас, который произошел с ней и сотнями тысяч других женщин. И уже если ей и поставят памятник, то он должен стоять в том месте, где она провела семнадцать страшных месяцев в ожидании приговора сыну.

Заключение

Это интересно: – это не фон, не второстепенный персонаж, а реальный, осязаемый образ, с которым связаны все самые яркие переживания и жизненные впечатления поэтессы. Детские годы Ахматовой прошли в Царском Селе, и, ступая по аллеям Екатерининского парка, она ощущала связь времен и тот лицейский дух, который когда-то воспел ее великий предшественник, Александр Сергеевич . Ниже вы можете ознакомиться с анализами стихов о Петербурге.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: