Мы узнаем — Женщина в песках — краткое содержание романа Абэ. Подсказки школьнику
Роман, написан японским писателем Кобо Абэ и наполнен философским смыслом. Он рассказывает о молодом учёном желающем найти новые виды насекомых для коллекции. Он отправляется на несколько дней в пустыню.
Ему приходится ехать поездом, затем автобусом. Наконец он приезжает на место. Дальше приходится идти пешком по песчаной дороге к морю. Уже невидно ни чего кроме песка, по дороге мужчина размышляет о нём.
Размышляя, мужчина заметил, что стоит на краю песчаной ямы. Внизу ветхая хижина и старик, мужчина интересуется, где можно переночевать. Старик указывает на другую яму, мужчина подходит к краю, внизу хижина и женщина рядом. Она предлагает ему спуститься вниз по лестнице из верёвки и переночевать у неё.
Песок со всех щелей сыпется в дом. Он повсюду набивается в рот, набирается под одежду. Женщина постоянно отгребает его от хижины, наполняет им бидоны и подтаскивает к верёвочной лестнице. Выясняется, работать лучше ночью, тогда песок влажный и не осыпается. Кажется, вся жизнь этих людей заключается в разгребании песка от домов. Мужчина не понимает смысла их жизни, он хочет уйти. Подойдя к месту, где была верёвочная лестница, мужчина обнаруживает, что её нет.
В отчаянье он карабкается наверх без лестницы, песок осыпается и заваливает его. Мужчина получает незначительные ранения, но претворяется тяжело больным. Он надеется, что за ним не захотят ухаживать и попытаются избавиться. Но женщина заботливо ухаживает за больным.
Мужчина пробует ещё попытку убежать, он пытается договориться с людьми, живущими наверху, ни чего не получается. Мужчина хочет построить лестницу, для этого ему нужно сломать хижину. Он пытается водворить свой план в жизнь, но женщина отбирает у него лопату. Она защищает свой дом, он пытается его разрушить. Между двумя людьми возникает страсть. Мужчина решает договориться мирным путём.
Мужчина делает снова попытку побега. Он делает верёвку, к концу привязывает ножницы и забрасывает наверх. Ножницы цепляются, за какой-то предмет. Мужчина выбирается на поверхность. Ему приходится убегать от местных жителей, его ловят и отправляют обратно в яму.
Прожив так несколько месяцев, мужчина привыкает к своему положению. Он смастерил приспособление для приготовления рыбы в песке, ста укрывать дом от песчаных заносов. Вместе с женщиной они переживают холодную зиму.
К весне они скопили денег и купили приёмник. Женщина оказывается беременной, но её постигает несчастье, она теряет ребёнка и уезжает в больницу. Мужчина остаётся один в доме, он замечает верёвочную лестницу, её больше никто не забирает. Он не торопится уходить, ведь тут у него есть дела.
Мужчину безуспешно искали на протяжении семи лет и признали умершим.
В рассказе просматривается восточная философия. Нищета не страшна. Живя в больших мегаполисах люди стремятся к карьерным высотам, не замечая обыкновенных жизненных радостей.
Кобо «Женщина в песках» — краткое содержание
Кобо
— все произведения Страница: Однажды в августе человек отправляется в трехдневный отпуск, чтобы пополнить свою коллекцию насекомых редкими видами, которые водятся в песках. Он добирается на поезде до станции S, пересаживается на автобус и, сойдя на конечной остановке, идет дальше пешком. Он минует деревню и идет песчаной дорогой в сторону моря. Дорога становится все круче, и кругом уже не видно ничего, кроме песка. Человек размышляет о песке: интересуясь насекомыми, которые в нем водятся, он изучал и литературу о песке и убедился в том, что песок — очень интересное явление. Продолжая путь, он вдруг оказывается у края песчаной ямы, на дне которой стоит лачуга. Он видит старика и спрашивает его, где здесь можно переночевать. Старик, выяснив предварительно, что приезжий — учитель по профессии. а не инспектор из префектуры, приводит его к одной из ям. Мужчина спускается туда по веревочной лестнице. Его приветливо встречает молодая женщина — хозяйка убогой лачуги. Она кормит и поит гостя, но на вопрос, нельзя ли вымыться, отвечает, что воду привезут только послезавтра. Мужчина уверен, что послезавтра его уже здесь не будет. «Разве?» — удивляется женщина.
Лачуга утопает в песке, песок проникает всюду, и женщина держит над головой мужчины бумажный зонт, когда тот ест, чтобы песок не попал в еду, но песок все равно чувствуется во рту, скрипит на зубах, пропитываясь потом, песок налипает на тело. Женщина рассказывает, что во время прошлогоднего тайфуна её мужа и дочь засыпало песком, так что теперь она совсем одна. Ночами ей приходится отгребать песок, чтобы дом не засыпало. Наверху знают, что в её доме появился мужчина: ей спускают на веревке ещё одну лопату и бидоны. Мужчина все ещё ничего не понимает…
Женщина собирает песок в бидоны, высыпает его около того места, где висит веревочная лестница, потом спускают корзины, и бидоны поднимаются вверх. Отгребать песок легче ночью, когда он влажный, днем он такой сухой, что сразу обваливается. Мужчина помогает женщине. Женщина объясняет мужчине, что песок не отдыхает и не дает отдыха. Мужчина возмущен: выходит, жители деревни живут только для того, чтобы отгребать песок. По его мнению, так жить нелепо, этот образ жизни, избранный добровольно, не вызывает в нем даже сочувствия. Он долго не в силах заснуть, думая о песке и слыша, как женщина продолжает отгребать его. Проснувшись, он обнаруживает, что женщина спит у очага совершенно обнаженная, обернув лицо полотенцем, чтобы защититься от песка.
Мужчина хочет незаметно уйти, но видит, что веревочная лестница исчезла: те, кто приходили ночью поднимать песок, унесли её. Мужчина чувствует себя в ловушке. Ему кажется, что просто произошла какая-то ошибка.
Мужчина начинает копать, но песок тут же осыпается, мужчина продолжает копать — и внезапно вниз устремляется лавина песка, которая придавливает его. Он теряет сознание. Женщина ухаживает за ним: вероятно, он заболел оттого, что долго работал под прямыми солнечными лучами. Он находится в яме уже неделю, наверно, сослуживцы подали заявление о его розыске. Страница:
Краткое содержание К. Абэ «Женщина в песках»
Август. Ученый едет на три дня в путешествие для сбора насекомых, живущих в песках. До места он добирается поездом, автобусом и дальше идет пешком. За деревней остается только песок, и странник размышляет о нем. Он оказывается на краю ямы, в которой стоит маленький домик. Увидев старика, странник справляется о ночлеге, и лишь когда старик узнал его профессию, ведет путника к другой яме. Мужчина спустился с помощью веревочной лестницы, и встречается с живущей там женщиной. Путник хочет помыться, но оказалось, что воду доставят послезавтра. Его уверенность в том, что к этому времени он уже уедет, удивляет женщину.
Песок засыпает лачугу и сыпется из всех щелей. Семья женщины погибла во время прошлого тайфуна под песком. Люди наверху, узнав, что у нее живет мужчина, привезли ей вторую лопату. Странник не может ничего понять. Женщина откапывает песок от дома, собирает его и в бидонах несет туда, где свисает лестница. Работать лучше ночью – влажный песок не так осыпается. Мужчина возмущается этим положением вещей и бессмысленностью жизни местных людей. Он хочет уйти, но лестницы нет, и он оказывается в западне. Он начинает копать и попадает под обрушившийся песок. Женщина лечит больного. Путник надеется, что его ищут друзья.
Мужчина снова решается на побег, связывает женщину, и требует у пришедших ночью людей поднять его, чтобы спасти женщину. Его поднимают, но резко бросают. Упав, он выпускает веревку, и ее забирают. В яму опускают сигареты и водку, и ученый полагает, что это шаг к освобождению, но оказывается — это обычная еженедельная доставка всем мужчинам. Путник узнает, что были люди подобные ему, но никто не сбежал. Он развязывает женщину, а сам пытается разрушить дом лопатой, чтобы из его балок сделать лестницу. Женщина защищает свой дом, и борьба заканчивается их близостью.
От женщины мужчина узнал, что воду привезут, если увидят с вышки, что люди работают. Мужчина откидывает песок и вслед за этим старик доставляет им воду. Путник пытается договориться и даже угрожать старику, но тот отвечает, что раз странника за десть дней не нашли, то уже не найдут вовсе.
Тайно мужчина сделал веревку, прикрепил к ней ножницы и, забросив на лежащие вверху мешки смог выбраться наверх, спустя сорок шесть дней жизни в яме. Сбившись с дороги, мужчина проваливается в песок, его догоняют и возвращают в яму.
Октябрь. Мужчина привыкает к жизни в яме, обустраивает быт. При попытке условиться с переносчиками о прогулке, те требуют, чтобы пара в их присутствии занялась любовью. Женщина против свидетелей и мужчина предпринимает попытки изнасилования, но остается поколоченным.
Проходит зима, весной оказывается, что женщина ждет ребенка, но спустя два месяца случился выкидыш, и ее везут в больницу. Веревочная лестница остается на месте, но мужчина уже не спешит, ведь лестницу не забирают.
Спустя семь лет, после того, как исчез мужчина, его объявляют в розыск, а спустя полгода объявляют умершим.
Жанр и направление
«Женщина в песках» — это роман, написанный в лучших традициях литературы постмодернизма. Некоторые критики сравнивают его с экзистенциальной литературой. В особенности, мысли Абэ совпадают с размышлениями Франца Кафки и Жан-Поля Сартра. Главный герой чем-то отдаленно напоминает нам уже знакомых Грегора Замзу и Антуана Рокантена.
О японской культуре в произведении говорит концепция буддийского коана, по которой развивается действие в романе. Монах (Ники Дзюмпей) отчаянно ищет разгадку тайны, созданной гуру (женщиной) в формате философского вопроса. В попытках найти ответ человек познает истину, так и главный герой отыскал для себя выход – смирение.
Проблемы
Основная проблема в романе раскрывается при помощи рассуждений о смысле жизни. Человек утратил связь с окружающим миром, полностью сосредоточился на собственном «я» и понял, что его жизнь в заброшенной деревне почти ничем не отличается от жизни в Токио. Именно в тот момент пропадает мотив сопротивления. Герой затихает, пытаясь принять мысль о том, что он — лишь песчинка, как и все люди вокруг него. Если раньше он пытался найти причину, чтобы считать себя исключительным, то сейчас отдался вольному течению.
Но Ники Дзюмпей, практически в самом конце произведения, обнаруживает в песке воду. И эта деталь не является случайной. В тот момент он понимает, что жизнь и её спасение зависит лишь от него самого. Его попытки к сопротивлению не были беспочвенны. Вода является своеобразной наградой за старания. Здесь становится очевидной символика воды и песка в произведении. Песок – общество, которое требует от каждого подчинения и одинаковости, а вода – сама жизнь, и она может позволить человеку переродиться, стать другим, смыть с себя все устоявшиеся порядки и воскреснуть в новом обличье.
Осиновый пух
Осина выпустила пушинки с семенами, которые трудно отличить от насекомых. Осиновый пух, как снег, покрыл землю. В осиновой роще он лежал толстым слоем. Автор поджёг его, и роща стала чёрной.
Автора подавляет и тревожит такая растрата семян, ведь их больше, чем икры у рыб.
Когда старые осины выпускают пух, молодые меняют коричневую одежду на зелёную.
После дождя лес похож на парник, полный одуряющего аромата роста и тления. Молодая трава закрывает землю, усыпанную осиновыми «гусеницами». Из множества семян вырастет густой осинник. Многие деревца погибнут в борьбе за выживание. Потом в тени осиновой рощи начнут расти ели. Постепенно они поднимутся выше осин и задушат их своей тенью.
На месте осинового леса поднимется густой ельник. Только в стороне уцелеет одна старая осина. В её дуплах поселятся звери и птицы, а когда осина упадёт, зайцы придут глодать её кору, а лисы — охотиться за зайцами.
Часть 8
Герои приезжают в город Дзюнитаки («Двенадцать водопадов»). Когда-то профессор Овца разводил здесь овец, а позже продал эту землю отцу Крысы. С помощью местного пастуха-овчара герои добираются до старой виллы. От пастуха они узнают, что хозяин — Крыса — живёт здесь уже полгода. В доме видны следы пребывания Крысы, но нет его самого; герои остаются ждать его.
Главный герой обыскивает дом и гараж в поисках каких-либо знаков от Крысы, но находит только следы овечьей шерсти. В какой-то момент внезапно исчезает подруга, пообещав, что всё закончится хорошо.
Ей на смену приходит Человек-Овца — немолодой дезертир с задержкой умственного развития, в одежде из овечьих шкур. Из его загадочных речей герой понимает, что тот знает Крысу и зачем-то выгнал его подругу. Человек-Овца временами навещает героя. Наконец, тот находит знак от Крысы, свидетельствующий, что друг специально завлёк его сюда. Крыса выяснил, что Сэнсей родом из Дзюнитаки, из чего наш герой понял, что Секретарь Сэнсея также знал заранее про все его шаги в поисках Овцы.
В очередной визит Человека-Овцы герой не обнаруживает его отражения в зеркале и назначает встречу Крысе. Ночью тот появляется и, невидимый, рассказывает другу, как Овца вселилась уже в него, заманив в пустующую отцовскую виллу. «О том, что случилось дальше, рассказывать очень жутко… Какими бы словами я ни описывал эту жуть, тебе её всё равно не постичь», — предупреждает Крыса, добавляя, что покончил с собой за неделю до приезда друга, чтобы уничтожить Овцу. По рассказу Крысы, Овца пыталась завладеть всем его существом из-за слабости духа и морали, которую он ещё с юности ощущал в себе. Эта слабость, которой он стыдился, заставила его уехать подальше от знакомых.
В плену у Овцы Крыса увидел «Горнило Вселенной, в котором переплавляется всё и вся», божественно прекрасное.
Крыса понял, что ранее Овца использовала тело Сэнсея для создания гигантской Машины Власти. Для воплощения же вселенской негативной идеи Сэнсэй не годился, потому что «это был полный ноль». И Овца выбрала Крысу… Если бы её замысел удался, то наступила бы «Империя Абсолютной Анархии. Когда все противоречия сваливаются в одно целое. А в центре — я с Овцой в голове».
В финале грустного разговора Крыса признаётся, что его жизнь была совершенно бессмысленна. По просьбе друга, герой утром заводит часы и подключает взрывное устройство. Спускаясь с гор, герой встречает Секретаря Сэнсея. Тот рассказывает, что устроил для героя это путешествие, чтобы он рассекретил Крысу — никому другому тот не поверил бы. Секретарь решил заменить Сэнсея в Организации-Империи, затем-то ему и нужен Крыса с Овцой внутри. Секретарь передаёт герою крупный денежный чек, направляется на виллу в горах, и там Крыса взрывает обоих.
Главные герои и их характеристика
- Ники Дзюмпей — человек, страстно увлекающийся изучением насекомых. Он приезжает в пустынную местность, чтобы найти шпанскую мушку, но в итоге оказывается в заточении в яме посреди пустыни. Кобо Абэ раскрывает нам путь становления, из борца за свободу герой превратился в смиренного раба. Фигура маленького человека проглядывается через строки, напоминая Гоголевскую “Шинель”. Только у Абэ мы видим обратный эффект. Волна безразличия накрывает ученого с головой, в конце он не пытается ничего сделать, когда появляется идеальная возможность для побега.
- В произведении рассказывается о человеке, но главным героем является именно песок. Описания разных его состояний, которые порой могут пугать, занимают большую часть книги. И тут интересно рассмотреть символику песка, которая относится к религии. У буддистов песок обычно ассоциируется с очищением, омовением, так как в засушливых регионах он заменял воду при мытье и чистке посуды. В христианстве же песок символизирует неустойчивость, уничтожение, разрушение и течение времени (ассоциация с песочными часами). Таким образом, меняя отношение к заточению, герой переходит из христианской парадигмы мышления в буддийскую, так как его трактовка того же песка меняется.
- А теперь посмотрим на одну из героинь романа — женщину. Она явно никак не обременена своим существованием, смиренно принимает свою судьбу, проповедуя тем самым буддизм. Мужчина же в противовес ей, является представителем европейцев: он не типичный японец, ведь изначально не был готов покоряться обстоятельствам. У героини нет имени, так как она лишена индивидуальности, вся ее сущность разлита в окружающей ее стихии. Это снова играет важную роль в противопоставлении культур, ведь культ индивидуализма – краеугольный камень европейской философской мысли. Немало важен и тот факт, что она – женщина, а у слабого пола более развиты чувства, а не разум. Героиня не пытается жить рационально, ею движут эмоции, интуиция и подсознательные мотивы.
Тематика
Тематика романа весьма обширна. Здесь мы можем уловить размышления о любви, ненависти, одиночестве, потребительском отношении к женщине, однообразном течении жизни, мечтах и стремлениях.
- Любовь и ненависть тесно переплетаются друг с другом, ведь изначально герой злится на безвольную, апатичную и все же пересилившую его женщину. Позже их отношения сменяются лихорадочной и противоречивой страстью, в которой Ники Дзюмпей теряет имя и становится просто мужчиной. При этом его тяга к свободе не ослабевает, даже усиливается вместе с жаждой женского тела, но оба этих стремления стоят друг против друга. В этом противоборстве писатель показывает извечную дуэль между свободой, личностной целостностью и любовью, которая меняет человека и отнимет его независимость. Его экзистенциальный европейский герой хочет сохранить себя, отчаянно сопротивляется и с жестокостью поддается влечению в попытках остаться собой.
- Смысл жизни. Изначально пленнику дико ощущение полной бесполезности бытия обитателей песчаных ям. Они выкапывают песок, который вскоре снова возвращается на место и засыпает их жилища. Они всего лишь оттягивают наступление конца, а не решают проблему. При этом они не уходят из нищей деревни в поисках лучшей доли. Но автор внимательно подмечает, что офисное существование Ники ничуть не лучше, а то и хуже быта женщины из-за лицемерия, окружавшего его. Таким образом, то, что мы для вида начиняем смыслом, — всего лишь прозябание в песчаной яме. Женщина хотела радиоприемник так же, как мужчина желал найти шпанскую мушку, между ними нет особой разницы.
- Одиночество. Ники одинок не меньше, чем героиня, потерявшая семью. Просто он искусно обманывает себя, находясь в обществе, завязывая ни к чему не обязывающий роман и т.д. Он жил в такой же яме и в городе, ведь никто так и не понял его по-настоящему. Коллеги считали его странным, его девушка не придавала их роману особого значения и т.д.
- Свобода. Герой жаждет вырваться из плена, но лишь к финалу понимает, что весь мир, по большому счету, — пустыня, где люди блуждают в поисках радиоприемников, и чтобы обрести их и продолжать хождение, они черпают песок – время, которое норовит засыпать их в любую минуту. При таком подходе свобода – лишь видимость.
- Автор также предлагает читателю поразмышлять о религии, если тот обнаружит в тексте множество умело спрятанных намеков. Как уже было сказано, противопоставляются две философских парадигмы – Восток и Запад. Рациональный, зацикленный на своей индивидуальности, мятежный мужчина и женщина-стоик, спокойно и безмятежно чувствующая жизнь, как она есть.
Гости
Во дворе у автора уже два года лежит огромный штабель дров. В гниющей древесине развелось множество насекомых, и к штабелю начали наведываться гости — любопытные трясогузки. Чтобы сфотографировать птичек, автор научился их приманивать: выглянет из-за дров, быстро спрячется, и трясогузка непременно прибежит посмотреть.
Прилетел болотный лунь. Трясогузки погнались за ним, к ним присоединились вороны и прогнали огромного хищника.
Появились кукушки и цапли, тетерева и землеройки, пчёлы и шмели, а из воды готовилась вылететь великая комариная армия.
Автор поехал ловить плотву, и когда он уже сворачивал лагерь, к нему пришли последние гости — птички овсянки.
В чем заключается парадокс финала романа «Женщина в песках»?
Парадокс в том, что Ники Дзюмпею наконец-то представилась возможность бежать, но он этим не воспользовался. Вожделенная лестница была у него перед носом, а он вылез и решил отложить побег. Как показывает заключение, он так и не ушел из деревни. Финал открытый, но вместе с тем мы понимаем, что раз герой не ушел тогда, он вообще не уйдет. Опять же, про свое инновационное устройство Ники не хотел говорить, так как думал использовать его как противовес силе деревенских жителей. Они больше не могли шантажировать его водой. Но тут он ни с того, ни с сего решил кому-то о нем рассказать, то есть усовершенствовать жизнь в деревне, а не обеспечить ее себе. Значит, поменялось его отношение к яме – уже не тюрьма, а дом. Благодаря чему же? Беременность женщины? Но мы видим, как он отводит глаза, как равнодушно ее провожает. Метаморфоза не ясна нам, так как изначально буддист из Ники никакой, он как раз воплощение рационального европейца и конформиста (в нем мещанин боролся с экзистенциалистом) в Азии. По крайней мере, таков он в начале. Но, видимо, пески превратили его то ли в последователя Будды, то ли в ярого экзистенциалиста … а может и просто в равнодушного усталого человека, такого, как и все мы.
Буддийская трактовка финала
Основы Восточной философии не сложны для понимания: необходимо находить наслаждение и отраду в каждой мелочи и довольствоваться аскетически малым, даже имея большие возможности. Во всяком поражении, в любой неудаче есть положительные моменты: опыт, житейская мудрость, новые знания и возможности, и наоборот – невозможно вечно праздновать победы и смаковать триумф, иначе – расплата неизбежно последует.
Возможно, герой нашел свое наслаждение в приобретении радиоприёмника и изобретении устройства для добычи чистой воды. Он стал просто мужчиной, отмежевавшись от личности, навязанной ему окружением. Многие его взгляды и даже свойства характера, на самом деле, были заученными мантрами, которые хором повторяют все члены общества комфорта и самопожертвования ради него. Герой осознает, что радоваться нужно каждому дню, отвоеванному у беспощадной стихии. Он постигает первобытные истины, простой крестьянский труд, естественные чувства и повадки. В полном смысле свободным человеком он становится в плену, как ни странно, ведь очень часто в абсурдном мире все встает с ног на голову.
Рецензии на книгу «Женщина в песках.Чужое лицо» Кобо Абэ
Еще раз убеждаюсь, люди Востока — философы, тонкие мыслители, искусные художники слова. «Женщина в песках» — прочитала с большим интересом,это философская притча, прежде всего об обманном понятии свободы. Мужчина попадает в плен, он посажен в песочную яму и вынужден работать на своих тюремщиков. Его положение кажется просто чудовищным. В голове не укладывается, как современный человек,который имеет страховку и платит налоги, может потерять свободу, стать зависимым от чужой воли. Однако, автор подводит читателей к мысли о том, что свободу современный человек потерял давно, просто невозможно быть свободным в обществе. Мы все живем по строго заведенному порядку, мы должны учиться, работать, иметь паспорт, удостоверение, свидетельство, на все получать разрешение, лицензию, справку и т.д, заискивать перед начальством, претворяться перед соседями и коллегами…Мы настолько к этому привыкли и не замечаем, что наш мир, наше общество — это та же самая песочная яма, тот же плен. Роман оставляет очень грустные мысли, так все тоскливо и безнадежно и человеческая жизнь ничего не значит…так песчинка… «Чужое лицо»: лицо ученого в результате несчастного случая обезображено. И потерявшему свое лицо, кажется, что исчезла главная «тропинка, связывающаю человека с другими людьми» , он чувствует себя одиноким и потерянным: его боятся дети, сторонятся коллеги, испортились отношения с женой, и поэтому появляется идея создания маски. И вот казалось бы маска должна облегчить жизнь, но нет… У главного героя начинается что-то вроде раздвоения личности, он отделяет себя от маски, мучается, без конца анализирует свое психическое состояние. Ему кажется маска управляет им, совершает непредсказуемые и несвойственные поступки для настоящего лица. Появляются мысли, что маска дает чувство освобождения, дает «возможность обманывать», обеспечивает прочным алиби, гарантирует безнаказанность. Герой делает попытку отказаться от маски и пишет записки с признаниями своей жене. Однако ответ жены его ранит и у маски появляется очередная возможность завладеть человеком… «Чужое лицо» наполнено образами, метафорами, размышлениями, игрой слов, одно переплетается с другим и мне кажется я не смогла полностью охватить размах мысли автора, что-то от меня ускользнуло. Мне читать было трудно. Несколько слов о качестве книги. Симпатичная матовая обложка, приятный для глаз шрифт. В карточке товара заявлено — Офсет, но какой-то он не очень качественный: не очень белый, не очень гладкий, слегка видны волокна.
Смысл
Смысл романа кроется в вопросе, который читается между строк, — какая позиция человеческой жизни достойна уважения? Бесконечная борьба с обществом и повседневностью или же смирение со своей незначительной и серой ролью в этом мире? Здесь остро стоит вечный вопрос о существовании человека, о смирении и противостоянии, о неизбежности судьбы или возможности изменить действительность.
«Сорвавшаяся с крючка рыба всегда кажется больше пойманной» — так Кобо Абэ в одной лишь цитате из своего романа словно подсказывает нам ответы на заданные вопросы. Подробнее об этом мы написали здесь.
Символы
Значение и роль образа песка в произведении мы описали в пункте «Главные герои и их характеристика», символ воды разобрали в пункте «Проблемы», что же еще остается неразгаданным?
- Шпанская мушка. Герой отправляется именно за этим насекомым, из которого делаю смертоносный яд. Например, от такой добавки умерли все гости Маркиза де Сада, когда он захотел подзадорить их перед оргией. Любителю коллекционирования это существо тоже принесло гибель, ведь именно из-за него он попал в западню. Кстати увлечение Ники не случайно: автор поставил его на место пойманной диковинки, обреченной на смерть в неволе.
- Пустыня – символ одиночества и опустошения. Такой же гладкой безжизненной поверхностью предстает перед читателем герой, когда тратит свой отпуск на одинокое хождение в песках. Кстати именно в пустыне пророки встречались с соблазнами, а затем и с самим создателем. Возможно, это отсылка к христианскому мифологическому миру, где судьбоносные встречи с Богом происходят вдали от людей и городов. Так и Ники Дзюмпей открыл для себя истину в тех местах.
- Море – символ мятежа и бури в душе. Оно постоянно слышится главному герою, как будто все время находится рядом. Оно же является важным ориентиром для побега.
- Яма в песке – это метафора нашего существования. Обстоятельства все время грозят обрушиться на нас, но мы их разгребаем, дабы продолжать жить. Без этого монотонного труда невозможно существовать.
Пессимистическая трактовка финала
Конечно же, то, что Ники остался в яме, можно понять и по-другому. Он просто отказался от своей цели, предал мечту о свободе. Если раньше он хотел добиться независимости и справедливости, то в финале произведения разменял амбиции на радиоприёмник. Песок – рутина существования, метафора бесцветной монотонной жизни ради обеспечения собственного существования. У героя нет сил трезво оценивать ситуацию и разрабатывать планы побега. Он устал и отказался от бунта. Кризис среднего возраста, когда его бросало из стороны в сторону, миновал. Молодой человек окончательно со всем примирился, завязал презентабельную петлю на шее и пошел отгребать свой песок. Теперь он зрелый человек с потухшими глазами и остывшим сердцем. Мы видим, как равнодушен он ко всему происходящему вокруг. Это ли радость обретения смысла? Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Лесное кладбище
Вырубили на дрова полоску леса, но всё не вывезли. Оставшиеся поленницы заросли осинником и высокими травами. Такая вырубка — страница книги о природе, на которой можно прочитать о жизни леса во всём её разнообразии. Даже пни — «обнажённый могилы» деревьев — не удручают своим видом.
Деревья умирают по-разному. Берёза гниёт изнутри, её сердцевина превращается в труху, а дерево всё стоит. С ели и сосны сначала облетает кора, потом — верхушка и сучья, а следом разваливается и пень.
Мёртвые корни дерева сразу укрывает ярко-зелёный мох, папоротники и лесные ягоды. Внутри пня вырастают огромные сыроежки, а рядом с пнём поднимается молодое деревце.
trounin.ru
Экзистенциализм, поиск себя, расстановка приоритетов, борьба с обстоятельствами, ощущение безысходности — «Женщина в песках» Кобо Абэ. Можно всю жизнь искать смысл бытия, чтобы наконец-то его найти. И, кажется, он действительно найден. Тогда как на самом деле — это всего лишь иллюзорное восприятие действительности. Человек никогда не сможет достичь той степени гармонии, чтобы обрести уверенность в понимании происходящего вокруг. Версии сменяют друг друга, бесконечно повторяясь, так и не приходя к единому определению искомой сути. Произведение Кобо Абэ может восприниматься аналогично. Происходящие в книге события замкнуты на непредсказуемости предопределённости. Нужно смириться с обстоятельствами, иначе суждено погибнуть, не выбравшись из вороха свалившихся на тебя проблем.
Не сумбура ради, а из желания разобраться с абсурдом. Главный герой «Женщины в песках» — энтомолог, приехавший в забытую всеми местность, чтобы найти новый вид насекомых. Его увлечение достойно внимания Жюля Верна или другого автора, делающего из подобных интересов масштабное полотно, не позволяя сюжету увязать в яме посреди пустыни. Кобо Абэ не даёт повествованию уйти далее одного места, предпочитая рассказывать читателю о свойствах песка и особенностях человеческих взаимоотношений. Так уж случилось, что единственным спутником главного героя оказался не умилительный Маленький принц, а некое безропотное существо, желающее в этой жизни иметь только две вещи, одной из которых является радио, а второй могла быть свобода, но для японца понятие оной имеет свои особенности.
Помните, как Антуан де Сент-Экзюпери говорил: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету». Собственно, Кобо Абэ говорит точно также. Нет смысла искать в «Женщине в песках» образ погрязшего в проблемах человечества, как нет необходимости сводить повествование к подведению происходящего под абсурд, видя в бессмысленности описываемых событий подобие «Процесса» или «Замка» Франца Кафки. У Кобо Абэ каждое действие объясняется, чаще всего нежеланием людей искать выход из сложившегося положения: то им не хватает денег для разработки более совершенных методов, то им мешает собственная недальновидность, а то и вовсе во всём виновата банальная лень. Читатель скажет, что ленивый человек не будет сутками выгребать из ямы песок. Только вот люди бывают разными. Если не хватает извилин в голове, то работа лопатой ничем не лучше одностороннего внимания средствам массовой информации.
Понятие свободы в любом случае было и навсегда останется неопределённым. Главный герой «Женщины в песках» не может преодолеть обстоятельства. Он желает вернуться домой, снова работать учителем. Он нужен обществу. Ему нельзя сидеть запертым в яме, покуда его ждут. А на деле оказалось, что его нигде не ждут, работа обойдётся без него, а дома у него и вовсе никакого нет. Поэтому он может жить где угодно и как ему заблагорассудится — всё равно он останется в той же самой яме, да ещё и с женщиной, которой он нужен ради нужды, поскольку ей одной тяжело справляться с проблемами.
Имеет ли человек право думать и размышлять? Может ли он решать за других? Любые размышления так или иначе утонут в потоке информации. Человек — такая же песчинка в общем потоке. Он кому-то доставляет неудобства, заставляя то и дело браться за лопату, чтобы расчищать скопившиеся завалы. Никто не хочет, чтобы что-то было против его воли. Но куда деться, если в одной яме одновременно живёт несколько миллиардов человек и ещё больше других форм жизни? Отсидеться не получится.
Кобо Абэ показал один из примеров существования в замкнутом пространстве. Обстоятельства всегда выше возможностей.
Дополнительные метки: кобо абэ женщина в песках критика, анализ, отзывы, рецензия, книга, 安部 公房, Kobo Abe, 砂の女, Suna no onna, The Woman in the Dunes, analysis, review, book, content
Это тоже может вас заинтересовать: — Чужое лицо — Человек-ящик — Вошедшие в ковчег — «Татарская пустыня» Дино Буццати
Расставание и встреча
Автор с восхищением наблюдал, как по высокой ели стекали капли дождя и собирались у её подножия в большую лужу, похожую на маленькое озеро. На его глазах из этого озера родился поток. Путь ему преградила дорога, но поток был такой сильный, что прорвал дорогу-плотину и помчался вниз, к речке.
В тумане пролетали какие-то птички. Автор спустился к реке, чтобы выяснить, что это за птицы. С затопленного ольшаника на берегу реки в воду падали звонкие капли. Под шум реки и музыку капель он «завертелся мыслью о себе, вокруг своего больного места, которое столько лет не может зажить».
Автор очнулся от дум, услышав пение зяблика — это были те самые птички — и подумал: будь зябликов поменьше, он бы непременно их пропустил.
Автор понял, что в его отвлечённости «было начало какого-то основного заблуждения»