Звездные скопления и ассоциации

В сравнении с Землей

С момента открытия прошло немало времени. Сегодня о восьмой планете Солнечной системы мы знаем гораздо больше. Нептун значительно превосходит Землю по размерам: его диаметр больше почти в 4 раза, а масса — в 17 раз. Значительная удаленность от Солнца не оставляет сомнений, что погода на планете Нептун также ощутимо отличается от земной. Здесь нет и не может быть жизни. Дело даже не в ветре или каких-то необычных явлениях. Атмосфера и поверхность Нептуна представляют собой практически одну структуру. Это характерная особенность всех газовых гигантов, к числу которых относится и данная планета.

Измерение окружности Земли в древние времена

О длине этой величины было известно еще в Древней Греции. Необходимые расчеты были сделаны древнегреческим математиком, астрономом, географом Эратосфеном. Ему было известно о том, что в день солнцестояния 21 июня в Сиене, находящейся за полтысячи миль от Александрии, в полдень освещалось дно колодцев, а от предметов не обнаруживалась тень. Выходит, Солнце в этом участке планеты было в зените. В Александрии ничего подобного не происходило.

В полдень летнего солнцестояния ученый измерил тень от городского обелиска (ему была известна его высота). Так было установлено, что Александрию и Сиену отделяет 7 градусов широты.

Астроном делал вычисления дальше. 7° – это примерно одна пятидесятая часть окружности, равняющейся 360°. Умножив расстояние от Сиены до Александрии на 50, у математика получилось число 25000. Стольким милям равнялась окружность Земли.

Измерение длины окружности Земли Эратосфеном

Длина окружности Земли, рассчитанная Эратосфеном, немного меньше фактической. Это объясняется не примитивностью расчетов: этот способ узнать окружность Земли достаточно точный. Во времена жизни Эратосфена никто не знал точной дистанции между этими населенными пунктами

Также ученый не принял во внимание то, что оба города расположены на двух разных меридианах

В средние века упоминания о подобных исследованиях были запрещены церковью. Только в 16 веке кругосветное путешествие Ф. Магеллана позволило убедиться, что планета действительно имеет округлую форму, и что окружность ее действительно равна 40 тыс. км.

Материалы по теме

Размеры звезд

Эти образования считаются самыми молодыми во Вселенной и имеют возраст не более десятков миллионов лет. Гравитационные связи в них очень слабы и недостаточны для длительного поддержания устойчивости системы, а потому они должны неминуемо распасться за довольно короткое время.

Считается, что ассоциации не могли возникнуть путем гравитационного захвата пролетающих мимо звезд, а значит, последние родились вместе с ней и имеют примерно такой же возраст. По сравнению со скоплениями численность «ассоциированных членов» не велико и измеряется десятками, а расстояние между ними составляет до нескольких сотен световых лет. С научной точки зрения открытие подобных новообразований подтверждает теорию продолжения во Вселенной процессов зарождения новых звезд, причем не поодиночке, а целыми группами.

Мнимая поверхность

Планета по плотности значительно уступает Земле (1,64 г/см³), благодаря чему ступить на ее поверхность непросто. Да и как таковой ее нет. Уровень поверхности условились опознавать по величине давления: податливая и скорее похожая на жидкость «твердь» находится в низших где давление равняется одному бару, и, по сути, является ее частью. Любое сообщение о планете Нептун как о космическом объекте конкретного размера основывается на таком определении мнимой поверхности гиганта.

Полученные с учетом этой особенности параметры выглядят следующим образом:

диаметр в районе экватора составляет 49,5 тыс. км;

размер его в плоскости полюсов — почти 48,7 тыс. км.

Соотношение этих характеристик делает Нептун по форме далеким от круга. Он, подобно Голубой планете, несколько уплощен с полюсов.

Общая характеристика газовых гигантов

Главное отличие планет-гигантов заключается в том, что у них нет привычной нам твердой поверхности. Они представляют собой огромные шары, состоящие по большей части из газов. По этой причине их часто называют газовыми гигантами. Получается, что человеку никогда не удастся пройтись по поверхности Юпитера или Сатурна также, как по лунному грунту.

Однако всё же гиганты не состоят полностью из газов. Дело в том, что атмосфера по мере приближения к центру планеты становится всё более плотной, и в результате она переходит из газообразного состояния в жидкое. Однако четкой границы между океаном и атмосферой (как на Земле) у газовых гигантов нет. Кстати, состоит этот океан не из воды, а по большей части из жидкого водорода.

На ещё больших глубинах давление возрастает настолько высоко, что жидкий водород становится металлическим. Под слоем металлического водорода располагается ядро планеты, состоящее из предельно сжатых каменных пород.

Вторая важная особенность газовых гигантов – их огромные размеры. Самый маленький газовый гигант в Солнечной системе – это Нептун, чей средний радиус равен 24622 км. Для сравнения – наибольшей землеподобной планетой является сама Земля, чей радиус составляет всего 6371 км. Различие в массах ещё больше – Нептун в 17 раз тяжелее Земли. Самым же большим газовым гигантом является Юпитер. Его радиус оценивается в 69911 км, а масса превосходит земную почти в 318 раз.

Для Солнечной Системы характерно то, что все планеты-гиганты располагаются значительно дальше от центральной звезды, чем орбиты землеподобных планет. Если Марс, наиболее далекая от светила планета земной группы, никогда не удаляется от Солнца на расстояние, большее 250 млн км, то ближайший к звезде гигант, Юпитер, никогда не приближается к ней ближе, чем на 740 млн км. Вообще принято делить Солнечную систему на две области – внутреннюю, в которой расположены орбиты землеподобных планет, и внешнюю, где лежат орбиты гигантов.

Газовые гиганты отличаются тем, что день на них существенно короче, чем на Земле. Например, Юпитер совершает оборот вокруг своей оси примерно за 10 часов, а Нептун – за 16 часов. В то же время из-за большой удаленности от Солнца год на этих планетах длится очень долго. На Нептуне его продолжительность составляет 164 земных года. В результате один год на планетах-гигантах состоит из тысяч и даже десятков тысяч дней.

Планеты-гиганты обладают огромным количеством спутников. На 2020 г. известно о 79 спутниках Юпитера, 82 сателлитах у Сатурна, 27 лунах Урана и ещё о 14 нептунианских спутниках. В тоже время у 4 землеподобных планет в сумме есть только три сателлита: Луна (вращается вокруг Земли), Фобос и Деймос (принадлежат Марсу). Стоит отметить, что спутники газовых гигантов сильно отличаются по размеру, но крупнейшие из них (Ганимед и Титан) по своему радиусу превосходят Меркурий.

Помимо спутников гиганты обладают и кольцами. Впервые они были открыты у Сатурна ещё в 1656 г. с помощью обыкновенного телескопа с 50-кратным увеличением. Кольца остальных гигантов удалось обнаружить только во второй половине XX в., во многом благодаря пролету рядом с этими планетами космических зондов. Кольца гигантов представляют собой множество мелких частиц пыли и газа, которое всегда располагается в точности над экватором планеты.

В химическом составе планет-гигантов преобладает водород. Его доля может составлять от 80% (Нептун) до 96% (Сатурн). Вторым по распространенности элементом является гелий. На все остальные вещества приходится не более 2-3% массы планеты.

История открытия Нептуна

Переходя к восьмой планете Солнечной системы, следует признать, что Нептун далеко не такой огромный, как его собратья — Юпитер, Сатурн и Уран. Планета является четвертым по счету газовым гигантом, так как своими размерами уступает всем трем. Диаметр планеты составляет всего 49,24 тыс. км, тогда как Юпитер и Сатурн имеют диаметры 142,9 тыс. км и 120,5 тыс. км соответственно. Уран, хоть и проигрывает первым двум, имеет размер планетарного диска в 50 тыс. км. и превосходит четвертую газовую планету. Зато по своему весу эта планета, безусловно, входит в тройку лидеров. Масса Нептуна составляет 102 на 1024 кг, и выглядит он довольно внушительно. В дополнение ко всему — это самый массивный объект среди других газовых гигантов. Его плотность составляет 1,638 к/м3 и выше чем у громадного Юпитера, у Сатурна и Урана.

Планета появилась на карте Солнечной системы в результате разрешения многочисленных споров и разногласий, долгое время царивших среди астрономов. Еще в 1781 году, когда научный мир стал свидетелем открытия Урана, были отмечены незначительные орбитальные колебания новой планеты. Для массивного небесного тела, которое вращается по эллиптической орбите вокруг Солнца , такие колебания являлись нехарактерными. Уже тогда было высказано предположение, что за орбитой новой планеты в космосе движется еще один крупный небесный объект, который своим гравитационным полем влияет на положение Урана.

Загадка оставалась неразгаданной в течение последующих 65 лет, пока британский астроном Джон Куч Адамс не предоставил на публичное рассмотрение данные своих расчетов, в которых доказал существование на околосолнечной орбите еще одной неизвестной планеты. В соответствии с расчетами француза Лаверье, планета большой массы находится сразу за орбитой Урана. После того, как сразу два источника подтвердили наличие восьмой планеты в Солнечной системе, астрономы всего мира принялись искать это небесное тело на ночном небосклоне. Результат поисков не заставил себя долго ждать. Уже в сентябре 1846 году новая планета была обнаружена немцем Иоганном Галлом. Если говорить о том, кто открыл планету, то здесь вмешалась в процесс сама природа. Данные о новой планете человеку предоставила наука.

Селенография

Топография Луны, высота поверхности относительно лунного геоида. Видимая с Земли сторона — слева.

Основные детали на лунном диске, видимые невооружённым глазом. Z — «лунный заяц», A — кратер Тихо, B — кратер Коперник, C — Кратер Кеплер, 1 — Океан Бурь, 2 — Море Дождей, 3 — Море Спокойствия, 4 — Море Ясности, 5 — Море Облаков, 6 — Море Изобилия, 7 — Море Кризисов, 8 — Море Влажности

Большинство кратеров на обращённой к нам стороне названо по имени знаменитых людей в истории науки, таких как Тихо Браге, Коперник и Птолемей. Детали рельефа на обратной стороне имеют более современные названия типа Аполлон, Гагарин и Королёв. На обратной стороне Луны расположена огромная впадина (бассейн) диаметром 2250 км и глубиной 12 км — это самый большой бассейн в Солнечной системе, появившийся в результате столкновения. Море Восточное в западной части видимой стороны (его можно видеть с Земли) является отличным примером многокольцевого кратера.

Также выделяют второстепенные детали лунного рельефа — купола, хребты, борозды (от нем. Rille — борозда, жёлоб) — узкие извилистые долиноподобные понижения рельефа.

Происхождение кратеров

Попытки объяснить происхождение кратеров на Луне начались с конца 1780-х годов. Основных гипотез было две — вулканическая и метеоритная.

Согласно постулатам вулканической теории, выдвинутой в 80-х годах XVIII века немецким астрономом Иоганном Шрётером, лунные кратеры были образованы вследствие мощных извержений на поверхности. Но в 1824 году также немецкий астроном Франц фон Груйтуйзен сформулировал метеоритную теорию, согласно которой при столкновении небесного тела с Луной происходит продавливание поверхности спутника и образование кратера.

Ударный кратер — углубление, появившееся на поверхности космического тела в результате падения другого тела меньшего размера.

Полёты к спутнику Земли с 1964 года, совершенные американскими космическими аппаратами «Рейнджер», а также открытие кратеров на других планетах Солнечной системы (Марс, Меркурий, Венера) подвели итог этому вековому спору о происхождении кратеров на Луне. Дело в том, что открытые вулканические кратеры (например, на Венере) сильно отличаются от лунных, схожих с кратерами на Меркурии, которые, в свою очередь были образованы ударами небесных тел. Поэтому метеоритная теория ныне считается общепринятой.

Благодаря столкновению Луны с астероидом мы можем наблюдать с Земли метеоритные кратеры на Луне. Учёные из Парижского института физики Земли полагают, что 3,9 миллиарда лет назад столкновение Луны с крупным астероидом заставило Луну повернуться.

Лунные моря

Лунные моря представляют собой обширные, залитые некогда базальтовой лавой низины. Изначально данные образования считали обычными морями. Впоследствии, когда это было опровергнуто, менять название не стали. Лунные моря занимают около 40 % видимой площади Луны.

Видимая сторона Луны

Залив Росы Sinus Roris
Залив Радуги Sinus Iridum

Внутренняя структура

Внутреннее строение Луны

Луна — второй по плотности спутник в Солнечной системе после Ио. Однако внутреннее ядро Луны мало, его радиус около 350 км; это только ~ 20 % от размера Луны, в отличие от ~ 50 % у большинства других землеподобных тел. Состоит лунное ядро из железа, с небольшим количеством примесей серы и никеля.

Меркурий

Самая маленькая планета (немногим больше Луны, но меньше Титана и Ганимеда – спутников Сатурна и Юпитера). Меркурий почти лишён атмосферы. Поскольку он находится ближе всех планет к Солнцу, то имеет самый большой суточный перепад температур: днём +430 о C, ночью -190 о C.

2320 км (0,364 диаметра Земли) в то время как у Луны

1737 км (или 0,273 от земного). Меркурий отличается высоким показателем плотности, влияющим на размеры планеты. Его плотность немного меньше земной (5,43 г/см 3 – у Меркурия против 5,51 г/см 3 – у Земли). Высокой плотностью Меркурий обязан железному ядру, занимающему 83% его объёма. Такие размеры ядра пока не имеют удовлетворительного научного объяснения.

Сравнительные размеры планет Солнечной системы

Из-за близости к Солнцу меркурианский год заметно короче земного – всего 88 земных суток. В свою очередь близость к Земле делает такую небольшую планету одной из самых ярких на небосводе.

Меркурий считается наименьшей планетой в Солнечной системе и имеет одни из самых маленьких габаритов в известной астрономам Вселенной. Его диаметр лишь на 20% больше диаметра планеты Kepler-37 b – самой маленькой из известных.

Любимый объект фантастов, которые считают его ещё одним местом разумной жизни. Астрономам он интересен другим. Радиус Марса (3390 км) вдвое меньше земного, но масса (0,642 *10 24 кг) уступает земной уже в 9,3 раза. Ускорение свободного падения на экваторе составляет 38% от земного, что практически равно меркурианскому, при том, что Марс почти вдвое тяжелее Меркурия.

Сравнительные размеры Земли и Марса

Главная отличительная особенность с соседями по земной группе – их плотность заметно выше: 5,43 г/см 3 – у Меркурия, 5,51 г/см 3 – у Земли, 5,24 г/см 3 – у Венеры против 3,93 г/см 3 у Марса.

Девятая планета Солнечной системы

Елизавета Хромова: Из шумерского эпоса мы знаем, что в Солнечной системе вращается ещё одна планета, и она имеет очень вытянутую орбиту.

В 2016 году астрономы из Калифорнийского технологического института, Майкл Браун и Константин Батыгин, сделали открытие: действительно, в Солнечной системе есть ещё одна планета, которой дали название Девятая планета.

Орбита новой карликовой планеты 2015 TG 387

Они открыли её, исследуя пояс астероидов Койпера, который вращается вокруг Солнечной системы. Самые удалённые астероиды в этом поясе вращаются по очень странной орбите.

Как только начали открывать эти астероиды, астрономы задались вопросом: почему они имеют такие необычные орбиты? Математическим образом они просчитали, что они могут вращаться таким странным образом, только если на них действует гравитационная сила ещё одной планеты. Чем больше появлялось информации, тем больше они уточняли параметры этой планеты.

Орбита Девятой планеты выходит далеко за Солнечную систему

Вы видите на рисунке жёлтый эллипс – это как раз и есть орбита Девятой планеты. Она облетает все известные планеты Солнечной системы, у неё очень продолжительный год. Один год там длится, по расчётам, от 10000 до 20000 лет. Её масса в 10 раз больше массы Земли.

Эту планету они высчитали теоретически и теперь собираются изучать большой сектор неба для того, чтобы сфотографировать её. На данный момент это только теоретические расчёты, но они говорят о том, что эта планета действительно существует.

Размеры Девятой планеты и известных планет Солнечной системы

В интернете можно встретить информацию о том, что Нубира прилетает в Солнечную систему, но на самом деле она облетает все наши орбиты, не пересекается с ними.

Я предлагаю посмотреть отрывок передачи с участием Игоря Михайловича Данилова о Нубира.

Почему погибла планета Фаэтон — одна из гипотез

Елизавета Хромова: Спасибо, Гастон. С нами сейчас присутствует доктор космофизических наук Елена Подладчикова. Вопрос к Елене: на ваш профессиональный взгляд, была ли планета Фаэтон на месте пояса астероидов между Марсом и Юпитером?

Елена Подладчикова, астрофизик, доктор космофизических наук. Давос, Швейцария: Мы тоже изучаем этот факт. Считается, что планета Фаэтон была на месте астероидов. Даже не исключается возможность, что было ещё две планеты. Потому что изначально масса пояса астероидов была довольно большая.

Этот пояс астероидов расположен немного дальше, чем наша планетарная система, — на расстоянии приблизительно три астрономические единицы от Солнца. Расстояние между Землёй и Солнцем — одна астрономическая единица. Если отложить ещё приблизительно две, — там будет пояс астероидов.

Пояс астероидов — место, где находилась планета Фаэтон в Солнечной системе

Одна из гипотез того, почему разрушился Фаэтон и, возможно, другие планеты, которые были размером с Землю, — из-за формирования Юпитера. Юпитер («Зевс» по-гречески) — такое мощное тело, что когда он появился, то другие планеты, более мелкие, стали немножко сходить со своих орбит, ударяться и исчезать.

А Юпитеру ещё помог в этом Сатурн. Потому что Юпитер и Сатурн вошли в орбитальный резонанс, и они довольно мощно захватили под своё влияние все остальные планетные системы.

Юпитер вращался один раз вокруг Солнца, а Сатурн — два. И это гравитационное взаимодействие создало мощное возмущение, которое, скорее всего, и привело к разрушению более мелких планет. То есть просто появление Юпитера изменило эволюцию более малых тел Солнечной системы, и всё круто пошло по другому пути.

Это сейчас одна из самых правдоподобных и доказанных гипотез в научных кругах и на конференциях, которые я посещаю.

Существует ещё интересная гипотеза: возможно, часть воды с Фаэтона попала на Землю вместе с другими телами, потому что Земля сама не могла сформировать воду.

Земля

Размеры и форма Земли

Первым определил размеры Земли грек Эратосфен в конце III века до н.э. Широты и меридианы были уже известны, и он решил измерить длину земной дуги в 1 о . Это давало длину окружности земного шара, а затем – его диаметр и радиус.

Способ вычисления земного радиуса Эратосфеном

Длину дуги в градусах он посчитал как разность географических широт городов Александрия и Сиена: φB — φA. В Сиенский полдень Солнце находилось в зените, его высота составляла hA=90 о . Эратосфен измерил высоту Солнца в Александрии – оно отстояло от зенита на 7,2 о .

Способ вычисления земного радиуса Эратосфеном

Поскольку расстояние между городами составляло 5000 стадий или 800 км (1 стадия равнялась 160 м), дальше не составляло проблем найти длину окружности Земли Lз: Lз/5000=360/7,2 = 250 000 стадий = 40 тыс. км, что почти полностью совпадает с современной цифрой (40075,7 км). Для получения радиуса Земли Rз оставалось только воспользоваться формулой:

Определение формы Земли

В XVIII веке для сравнительного эксперимента французской академией наук было снаряжено 2 экспедиции – одна проводила измерения в Перу, другая – в северной Финляндии. Выяснилось, что длина 1 о меридианной дуги на севере больше, чем в районе экватора. Более того – чем дальше к северу, тем длина дуги становилась больше. Это объяснялось одним – земной шар оказался сплюснут на полюсах. Радиус до Северного полюса был короче экваториального радиуса на 21 км.

Как впервые посчитали массу Земли

Это стало возможным после открытия Ньютоном двух законов – закона всемирного тяготения и закона силы. Из них вытекало, что масса Земли равна:

Ускорение свободного падения g посчитали, сбросив шар (барометр) с высокой башни. Замеренное время и высота башни дали: g = 9,8 м/с 2 . Земной радиус Rз ещё до нашей эры измерил грек Эратосфен – 6371 км. Гравитационную постоянную посчитали, измерив силу притяжения двух тел с известной массой. Подставив полученные данные в формулу, получили массу Земли:

Эксперимент с нейтрино позволил уточнить земную массу. Испанские учёные в лаборатории на Южном полюсе сумели поймать нейтрино от Солнца в момент, когда оно оказалось у Северного полюса, измерили скорость неуловимой частицы и получили плотность среды, то есть земную плотность и следом: Мз = 5,972*10 24 кг.

Массы других планет получали по орбитам планет и их спутников (где они были), и гравитационным силам между ними.

Что такое экватор и для чего он нужен

Под экватором следует понимать линию, перпендикулярную оси, вдоль поверхности Земли, на одинаковом расстоянии от полюсов.

Вдоль всей этой линии день равняется ночи. Правда, из-за атмосферной рефракции продолжительность дня больше на несколько минут. Два раза в год (в дни равноденствий) Солнце находится в зените, и лучи будут направляться строго перпендикулярно земной поверхности. Широта на экваторе – 0°.

Экватор имеет важнейшее значение для определения широты географического объекта.  Все точки, находящиеся к югу от воображаемой линии, имеют южную широту. А объекты, располагающиеся к северу от нее, соответственно, имеют северную широту.

Интересные факты

Нептун нельзя отыскать без использования инструментов. Впервые его заметили лишь в 1846 году. Позицию вычислили математически. Имя дано в честь морского божества у римлян.

Экваториальные облака выполняют оборот за 18 часов.

Он меньше Урана, но превосходит по массе. Под тяжелой атмосферой скрываются слои водорода, гелия и метановых газов. Есть вода, аммиак и метановый лед. Внутреннее ядро представлено скалой.

Метан Нептуна впитывает красный цвет, поэтому планета выглядит синей. Высокие облака постоянно дрейфуют.

Стоит отметить крупные штормы и мощные ветры. Одна из масштабных бурь зафиксирована в 1989 году – Большое темное пятно, длившееся 5 лет.

Представлены ледяными частичками, смешанными с пылевыми зернами и углеродосодержащим веществом.

Самым интересным спутником Нептуна выступает Тритон – морозный мир, выпускающий частички азота и пыли из-под поверхности. Может быть притянутым планетарной гравитацией.

В 1989 году мимо Нептуна пролетел Вояджер-2, приславший первые крупномасштабные снимки системы. Также за планетой наблюдал телескоп Хаббл.

Характеристика и краткое описание восьмой планеты

Специфический цвет планеты Нептун возник благодаря плотной атмосфере планеты. Определить точный состав одеяла из облаков, укрывающего ледяную планету, не представляется возможным. Однако благодаря снимкам, полученным с помощью «Хаббла» удалось провести спектральные исследования атмосферы Нептуна:

• верхние слои атмосферы планеты на 80% состоят из водорода;
  • остальные 20% приходятся на смесь гелия и метана, которого в газовой смеси присутствует всего 1%.

Именно присутствие в атмосфере планеты метана и какого-то другого, пока неизвестного компонента, обуславливает ей цвет яркой голубой лазури. Как и на других газовых гигантах, атмосфера Нептуна делится на две области — тропосферу и стратосферу — каждая из которых характеризуется своим составом. В зоне перехода тропосферы в экзосферу происходит формирование облачности, состоящей из паров аммиака и сероводорода. На всей протяженности атмосферы Нептуна температурные параметры варьируются в пределах 200-240 градусов Цельсия ниже нуля. Однако на этом фоне любопытна одна особенность атмосферы Нептуна. Речь идет об аномально высокой температуре на одном из участков стратосферы, которая достигает значений в 750 К. Вероятно это вызвано взаимодействием нижних слоев атмосферы с гравитационным силами планеты и действием магнитного поля Нептуна.

Несмотря на высокую плотность атмосферы восьмой планеты, ее климатическая активность считается достаточно слабой. Кроме сильных ураганных ветров, дующих со скоростью 400 м/с, на голубом гиганте других ярких метеорологических явлений замечено не было. Штормы на далекой планете — обычное явление, которое характерно для всех планет этой группы. Единственный спорный аспект, который вызывает у климатологов и астрономов большие сомнения в пассивности климата Нептуна, наличие в его атмосфере Большого и Малого темного пятна, природа которых схожа с природой большого Красного пятна на Юпитере.

Теоретически внутреннее строение Нептуна выглядит следующим образом:

• железно-каменное ядро, которое имеет массу в 1,2 раза большей массы нашей планеты;
  • мантия планеты, состоящая из аммиачного, водяного и метанового горячего льда, температура которого составляет 7000К;
  • нижняя и верхняя атмосфера планеты, наполненная парами водорода, гелия и метана. Масса атмосферы Нептуна составляет 20% от массы всей планеты.

Исключительные особенности и интересные факты о планете Нептун

Рассмотреть Нептун невооружённым глазом невозможно, но если знать точное нахождение планеты на звёздном небе, то полюбоваться им можно и в мощный бинокль. А вот для полного исследования необходима серьёзная аппаратура. Получение и обработка информации о Нептуне является достаточно сложным процессом. Собранные интересные факты о данной планете позволяют узнать больше:

Исследование Нептуна является трудоёмким процессом. Из-за большой отдалённости от Земли телескопические данные обладают низкой точностью. Изучение планеты стало возможным лишь после появления телескопа «Хабл» и других наземных телескопов.

Кроме тогоНептун, о котором исследовался с помощью космического корабля «Вояджер — 2». Это единственный аппарат, сумевший подобраться ближе всех к этой точке Солнечной системы.

Нептун по сравнению с нашей планетой

Чтобы действительно понять насколько велик Нептун, на самом деле, его можно сравнить с другой планетой, для удобства можно взять для этих целей нашу планету.

Чему равны средний диаметр и радиус планет Солнечной системы в км? Таблица

Чаще всего размеры небесных тел, в том чисел и планет, характеризируют с помощью их диаметра или радиуса. Однако в Солнечной системе размеры планет могут отличаться в десятки раз! Сколько же км составляют средние показатели диаметра и радиуса для всех планет нашей звездной системы?

Наименьшей планетой является Меркурий, а крупнейшей – Юпитер. Разрыв между ними столь велик, что даже спутник Юпитера, Ганимед, крупнее, чем Меркурий.

Вообще все планеты в нашей звездной системе подразделяются на две категории – землеподобные планеты и планеты-гиганты. Первые расположены ближе к Солнцу, но имеют меньший радиус. Вторые находятся дальше, за границами пояса астероидов, и отличаются огромными размерами. При этом они по большей части состоят из легких газов, однако из-за своего большого объема гиганты всё равно превосходят землеподобные планеты по массе.

В связи с изменчивым диаметром планеты в справочных таблицах указывают его среднее значение. Он учитывает не только максимальное (экваториальное) и минимальное (полярное) значение этой величины, но и промежуточные значения диаметра на различных широтах. Точность измерения диаметра планет нашей звездной системы составляет несколько километров. Так, для Меркурия точность равна ±1 км, а для Сатурна ±6 км.