Астероид ида 243

Классификация астероидов

Общая классификация астероидов основана на характеристиках их орбит и описании видимого спектра солнечного света, отражаемого их поверхностью.

Группы орбит и семейства

Астероиды объединяют в группы и семейства на основе характеристик их орбит. Обычно группа получает название по имени первого астероида, который был обнаружен на данной орбите. Группы — относительно свободные образования, тогда как семейства — более плотные, образованные в прошлом при разрушении крупных астероидов от столкновений с другими объектами.

Спектральные классы

В 1975 году Кларк Р. Чапмен (Clark R. Chapman), Дэвид Моррисон (David Morrison) и Бен Целлнер (Ben Zellner) разработали систему классификации астероидов, опирающуюся на показатели цвета, альбедо и характеристики спектра отражённого солнечного света. Изначально эта классификация определяла только три типа астероидов:

Класс С — углеродные, 75 % известных астероидов.
Класс S — силикатные, 17 % известных астероидов.
Класс M — металлические, большинство остальных.

Этот список был позже расширен и число типов продолжает расти по мере того, как детально изучается все больше астероидов:

Класс A — характеризуются достаточно высоким альбедо (между 0,17 и 0,35) и красноватым цветом в видимой части спектра.
Класс B — в целом относятся к астероидам класса C, но почти не поглощают волны ниже 0,5 мкм, а их спектр слегка голубоватый. Альбедо в целом выше, чем у других углеродных астероидов.
Класс D — характеризуются очень низким альбедо (0,02−0,05) и ровным красноватым спектром без чётких линий поглощения.
Класс E — поверхность этих астероидов содержит в своём составе такой минерал, как энстатит и может иметь сходство с ахондритами.
Класс F — в целом схожи с астероидами класса B, но без следов «воды».
Класс G — характеризуется низким альбедо и почти плоским (и бесцветным) в видимом диапазоне спектром отражения, что свидетельствует о сильном ультрафиолетовом поглощении.
Класс P — как и астероиды класса D, характеризуются довольно низким альбедо, (0,02−0,07) и ровным красноватым спектром без чётких линий поглощения.
Класс Q — на длине волны 1 мкм в спектре этих астероидов присутствуют яркие и широкие линии оливина и пироксена и, кроме того, особенности, указывающие на наличие металла.
Класс R — характеризуются относительно высоким альбедо и красноватый спектром отражения на длине 0,7 мкм.
Класс T — характеризуется низким альбедо и красноватым спектром (с умеренным поглощением на длине волны 0,85 мкм), который похож на спектр астероидов P- и D- классов, но по наклону занимающий промежуточное положение.
Класс V — астероиды этого класса умеренно яркие и довольно близки к более общему S классу, которые также в основном состоят из камня, силикатов и железа (хондритов), но отличаются S более высоким содержанием пироксена.
Класс J — это класс астероидов, образовавшихся, предположительно, из внутренних частей Весты. Их спектры близки к спектрам астероидов V класса, но их отличает особо сильные линии поглощения на длине волны 1 мкм.

Следует учитывать, что количество известных астероидов, отнесённых к какому-либо типу, не обязательно соответствует действительности. Некоторые типы достаточно сложны для определения, и тип определённого астероида может быть изменён при более тщательных исследованиях.

Проблемы спектральной классификации

Изначально спектральная классификация основывалась на трёх типах материала, составляющего астероиды:

Класс С — углерод (карбонаты).
Класс S — кремний (силикаты).
Класс M — металл.

Однако существуют сомнения в том, что такая классификация однозначно определяет состав астероида. В то время, как различный спектральный класс астероидов указывает на их различный состав, нет никаких доказательств того, что астероиды одного спектрального класса состоят из одинаковых материалов. В результате учёные не приняли новую систему, и внедрение спектральной классификации остановилось.

Распределение по размерам

Количество астероидов заметно уменьшается с ростом их размеров. Хотя это в целом соответствует степенному закону, есть пики при 5 км и 100 км, где больше астероидов, чем ожидалось бы в соответствии логарифмическому распределению.

Приблизительное количество астероидов N с диаметром больше чем D
D 100 м 300 м 500 м 1 км 3 км 5 км 10 км 30 км 50 км 100 км 200 км 300 км 500 км 900 км
N 25 000 000 4 000 000 2 000 000 750 000 200 000 90 000 10 000 1100 600 200 30 5 3 1

“Звездоподобные”

В отличие от больших планет Солнечной системы, значительная часть которых была известна с глубокой древности, астероиды, или малые планеты, открыты лишь в XIX веке. Первую малую планету Церера обнаружил в созвездии Тельца сицилийский астроном, директор обсерватории в Палермо Джузеппе Пиацци в ночь с 31 декабря 1800 года на 1 января 1801 года. Размер этой планеты составлял приблизительно 950 км. В период между 1802 и 1807 годами были открыты еще три малые планеты — Паллада, Веста и Юнона, орбиты которых, как и орбита Цереры, лежали между Марсом и Юпитером. Стало ясно, что все они представляют новый класс планет. По предложению английского королевского астронома Уильяма Гершеля малые планеты стали называть астероидами, то есть “звездоподобными”, поскольку в телескопы не удавалось различить диски, характерные для больших планет.

Во второй половине XIX века в связи с развитием фотографических наблюдений число обнаруживаемых астероидов резко возросло. Стало ясно, что нужна специальная служба, обеспечивающая слежение за ними. До начала Второй мировой войны эта служба работала на базе Берлинского вычислительного института. После войны функцию слежения принял на себя Центр малых планет США, расположенный в настоящее время в Кембридже. Вычислением и публикацией эфемерид (таблиц координат планет на определенную дату) занимался Институт теоретической астрономии СССР, а с 1998 года — Институт прикладной астрономии РАН. К настоящему времени накоплено около 12 миллионов наблюдений малых планет.

Более 98% малых планет движутся со скоростью 20 км/c в так называемом главном поясе между Марсом и Юпитером, представляющем собою тор, на расстояниях от 300 до 500 млн км от Солнца. Самыми большими малыми планетами главного пояса помимо уже упомянутой Цереры являются Паллада — 570 км, Веста — 530 км, Гигея — 470 км, Давида — 326 км, Интерамния — 317 км и Европа — 302 км. Масса всех астероидов, вместе взятых, составляет 0,04% массы Земли, или 3% массы Луны. Отмечу, что в отличие от больших планет орбиты астероидов отклоняются от плоскости эклиптики. Например, астероид Паллада имеет наклон около 35 град.

исследование

Астероид Ида с луной Дактиль (справа)

28 августа 1993 года Галилей сделал в общей сложности 47 изображений Дактиля в течение 5,5 часов. Когда был сделан первый снимок, показывающий Дактила, зонд находился в 10 760 км от Иды и в 10 870 км от Дактиля; Через 14 минут произошло ближайшее приближение (2 393 км от Иды) к системе. Лучшее разрешение с Dactyl было 39 метров на пиксель.

26 апреля 1994 года космический телескоп Хаббл наблюдал Иду в течение восьми часов. Однако Дактиля нельзя было наблюдать, потому что его затмила близость Иды.

С момента открытия Дактиля, который был замечен во время второго прохода астероида, предполагалось, что спутники астероидов — не редкость в поясе астероидов . Еще в ноябре 1998 года с Земли был открыт второй астероид-луна под названием Маленький Принц , вращающийся вокруг (45) Евгении .

Столкновение с Землей: как ученые определяют уровень опасности астероидов

Столкновение Земли с опасными космическими объектами не возникает, когда они движутся по одной траектории, но в разный момент времени. Сейчас исследователи космоса отмечают четыре наиболее опасных астероида, траектории которых пересекаются с Землей:

• 1950 DA (возможно одно столкновение с Землей);
  • Bennu (1999 RQ36) (возможно 78 столкновений);
  • Apophis (2004 MN4) (возможно 12 столкновений);
  • 200 SG344 (возможно 101 столкновение).

Астрономы ранжируют астероиды по Палермской шкале — особой шкале опасности. Самым опасным до 2021 года считался Apophis (2004 MN4), диаметр которого около 325 м. Его среднее сближение с Землей — примерно 31 тыс. км от поверхности планеты (примерно 1/10 расстояния от Земли до Луны). Ученым удалось выяснить, что в ближайшие 100 лет астероид не опасен — он, скорее всего, пролетит мимо.

Открытие и название

Первый троянский астероид был обнаружен в 1904 году в точке L4 орбиты Юпитера. Как водится, название его было заимствовано из древнеэллинского эпоса. Небесное тело получило имя героя легендарной Трои – «Ахилл». Затем, один за другим были открыты ещё целых двадцать астероидов на орбите планеты-гиганта.

Открытие не было неожиданностью для исследователей, проверить теорию Лагранжа силились многие астрономы, вопрос стоял только лишь в технических возможностях, которыми они располагали. Как и предполагалось, все открытые тела находились в точках L4 и L5 орбиты Юпитера.

И все имена, вслед за Ахиллом, им давались в честь героев Троянской войны: Аякс, Гектор, Диомед, Патрокл и т.д. В точке L4 «поселились» воины атакующей, Греческой стороны, а в точке L5 обосновались троянцы. Так за всеми позднее открытыми подобными объектами, в том числе на орбитах других планет, закрепилось название «троянские астероиды».

Долгое время большая часть учёных сомневалась в возможности существования троянцев у малых планет, таких как Земля или Марс. Ведь на такой астероид помимо самой планеты и светила будут оказывать существенное гравитационное воздействие и другие массивные тела Солнечной системы, и устойчивость объекта в точках Лагранжа малой планеты оказывается под сомнением. Однако в 1990 году был обнаружен астероид в точке L5 Марса, получивший название «Эврика».

Как предотвратить столкновение астероида с Землей: распыление опасных объектов и эффект Ярковского

Первое, что нужно сделать человечеству — строить телескопы и обсерватории. Большой телескоп может увидеть космический объект задолго до его приближения к орбите Земли. Наземный телескоп должен быть оснащен очень большим сегментом зеркал диаметром в 39,3 м.

Существует несколько способов отражения астероидной атаки, но одним астрономам с ней не справиться — нужно мобилизовать силы для создания мощного технологического изобретения: например, лазерной пушкой, либо ракетной пушкой, которая была бы заряжена ядерными бомбами, превращающими космический объект в пыль.

Пока что расчеты показывают, что актуальный боевой арсенал землян не способен предотвратить столкновение крупного астероида с планетой. Космические объекты диаметром менее километра (500–900 м) можно было бы распылить. До 5 км — разбить на отдельные части, однако даже эти кусочки упадут и нанесут немалый ущерб. В любом случае, разрушать астероиды ученые не собираются, их хотят мягко «отворачивать» от Земли с помощью ракеты для атаки на астероиды (вроде SpaceX Starship) или отражателей солнечного света (Solar Sails) — это может поменять траекторию движения космических объектов. Для этого нужно заранее предвидеть, когда они подлетят близко к Земле.

К сожалению, наблюдая за космическим пространством в телескоп, нельзя точно определить, где находится цель: сквозь толстый слой воздуха она выглядит размытым сияющим пятном. Один из вариантов предотвратить столкновение астероида с Землей — отметить космический объект маркером (например, радиомаячком), который позволит заметить его и отслеживать движение. Радиоастрономы намного точнее наводят свои телескопы, чем оптические астрономы.

Радиоастрономия исследует электромагнитное излучение космических объектов.

Оптическая астрономия наблюдает за космическими объектами с помощью телескопов, способных принимать видимый свет.

Известно несколько тысяч астероидов — значит, надо запустить несколько тысяч ракет, которые подлетят к ним, закрепив радиомаячки. Несколько лет назад так уже сделали. Японское космическое агентство в 2014 году запустило к орбите астероида Ryugu космический аппарат Hayabusa-2, а через два года США запустили к орбите Bennu (1999 RQ36) автоматическую межпланетную станцию OSIRIS-Rex, которая села на астероид в 2019 году.

Bennu потенциально является одним из самых опасных космических объектов. Его диаметр — 560 м. Для сравнения высота Empire State Building — 443 м, а Эйфелевой башни — 324 м. Предположительно, Bennu приблизится к Земле в 2175–2199 годах, но его траекторию еще можно изменить с помощью ядерных зарядов. Вероятность столкновения астероида с Землей раньше, в 2023 году, составляет 0,04%.

Солнечные лучи — один из вариантов воздействия на астероид. Конечно, они оказывают слабое влияние на космические объекты, но даже такая сила в течение многих лет может постепенно увести астероид с опасной траектории. Самый сильный эффект солнечных лучей был открыт в 1900 году московским инженером и естествоиспытателем Иваном Яровским. Он выяснил, что тепловое излучение придает астроиду дополнительную силу ускорения. Представьте: солнечный свет нагревает дневную поверхность Земли, но в самом теплом состоянии поверхность Земли оказывается вечером. Остывая, планета отдает в космос инфракрасное излучение, которое работает как реактивный двигатель (в фантастических романах его называют фотонной ракетой). Эффект Ярковского влияет на тела диаметром до десяти метров. Получается, что если астероид темного цвета посыпать мелом, который отразит лучи и не позволит его поверхности нагреться, можно усилить впитываемость солнечного света и ослабить эффект Ярковского. Если посыпать угольной пылью, астероид впитает солнечный свет — давление уменьшится, но усилится эффект Ярковского.

Свойства трека

Орбита

Дактиль вращается вокруг Иды по прямой орбите на среднем расстоянии 108 км от ее центра (среднее значение 3,44 для Идарадиена). Эксцентриситет орбиты равен 0,2; орбита наклонена на 8 ° к экватору Иды .

Однако точная орбита Дактиля неизвестна. Галилей находился в орбитальной плоскости Луны, когда было сделано большинство записей, что затрудняло определение точной орбиты. Кроме того, расстояние, пройденное Дактилем, было слишком коротким во время записи, поскольку Дактиль двигался вокруг Иды со скоростью всего 22 км / ч.

Возможные орбиты Дактиля вокруг Иды

Во время пролета Дактиль находился примерно в 85 км от Иды. На основе компьютерного моделирования перицентр орбиты дактиля должен составлять не менее 65 км, чтобы обеспечить стабильную орбиту. Полоса пропускания рассчитанных орбит была ограничена тем, что они должны были пройти через точки, наблюдавшиеся Галилеем в 16:52:05 UT на долготе 85 °.

Точное орбитальное время определить не удалось и оценивается в 37 часов.

вращение

Самовращение составляет по меньшей мере восемь часов, но может быть в синхронизации с орбитальным временем . Длинная ось Луны была выровнена с Идой во время пролета, что предполагает более синхронное вращение.

Слайд 5Распределение астероидов 1. Большинство астероидов сконцентрировано в Главном поясе астероидов между

орбитами Марса и Юпитера на расстояниях от 2,0 до 3,3

а.е. от Солнца. 2. Имеются астероиды, чьи орбиты лежат ближе к Солнцу, типа группы Амура, группы Аполлона и группы Атена. Кроме того, имеются и более далекие — центавры. 3. На орбите Юпитера находятся в точках Лагранжа (гравитационной ловушке) троянцы (отстающие на угол 60о: Приам, Эней, Троил и др.) и греки (опережающие на угол 60о: Ахилл, Аякс, Одиссей и др.).4.  За Нептуном находится пояс Койпера. Американский астроном Джерард Койпер (1905-1973) предсказал его в 1951г, а в 1992г был открыт объект 1992 QB1, находящегося на квазикруговой орбите на расстоянии около 50 а.е. от Солнца.

В настоящее время астрономам известно уже свыше 1 тыс. транснептуновых объектов (на 01.09.2006г), однако самый маленький из них имеет в поперечнике около 25 км. 5. В 2006 году открыт еще один пояс —  троянцы у Нептуна (первый астероид открыт еще в 2001г).

243 Ида и Дактил

243 Ида это астероид из семейства
,
вращающийся вокруг Солнца
между Марсом
и Юпитером:

орбита:   270,000,000 км от Солнца (в среднем)
        размер:         58x23 км

Ида была нимфой,
которая воспитывала Зевса (Юпитера) в
младенчестве. Также Ида это название горы
на острове Крит, место поклонения, святыня и
пещера, где рос Зевс.

Ида второй из четырех
астероидов, которые до сих пор наблюдались
крупным планом. 28 августа 1993 года Иду
посетил космический аппарат

по пути к Юпитеру.

У Иды есть спутник!
(Маленькое пятнышко справа на картинке
сверху — это он.) Это первый открытый естественный спутник
астероида.
Предварительно спутник был обозначен, как «1993 (243) 1»,
а затем он получил имя Дактил
(и постоянное обозначение «(243) Ида I») в сентябре 1994 года.
Это имя произошло от Дактил, группы мифологических
существ, которые жили на горе Ида и защищали
юного Зевса.
По другим легендам Дактилы были детьми нимфы Иды и Зевса.

Дактил (фото справа) имеет размеры
около 1.6 x 1.2 км, он удивительно
круглый для такого маленького тела.
Дактил обращается приблизительно в 90 км от Иды.

То, что один из двух наблюдавшихся с космических аппаратов
астероидов в оказался двойной системой,
возобновило старые дебаты по поводу
числа подобных плотности двойных астероидов. Но
для решения этого спорного вопроса
необходимо собрать более полную информацию.

Применение третьего закона

к орбите Дактила позволяет примерно
оценить массу Иды и, следовательно, ее
плотность. Ее величина находится примерно
между 2.2 и 2.9 гр/см3 (или, возможно, немного
выше). Точность не высока, так как орбита
Дактила известна лишь приблизительно.

Первоначально предполагалось, что Ида относится к астероидам
,
как и Гаспре,
то есть состоит из смеси железа и никеля с силикатами.
Но плотность 2.9 слишком мала для этого.
Теперь предполагают, что Ида должна иметь
химический состав подобный обычным
хондритным метеоритам, которые в большей степени
остались неизменны от первоначального
состояния.

Интересно отметить, что хотя спектры Иды и Дактила очень
похожи, в них тем не менее есть отчетливые различия
— Дактил не просто кусок Иды.
Предполагается, что эта двойная система могла быть
сформирована
во время общего столкновения
и раскола, при котором образовалось семейство астероидов Koronis.

Поверхности и Иды, и
Дактила сильно покрыты кратерами и поэтому
кажутся очень .
Но недавние вычисления показали, что на самом деле
семейство Koronis относительно молодое.
Эти вычисления также показали, что объекты размером с Дактил не могут
существовать большее примерно 100 миллионов лет.
Возможно, поверхность сильно покрылась кратерами во время
столкновения, в котором образовалось семейство Koronis,
а не около 4 миллиардов лет назад (при образовании Солнечной системы),
как это обычно предполагается для поверхностей небесных тел.

При прохождении рядом с Идой
космический аппарат Галилео зарегистрировал
изменения в солнечном магнитном поле
(подобные эффекты были обнаружены и на Гаспре).
Это показало, что Ида должна содержать некоторое количество