Галактика сомбреро м104

История обнаружения Мессье 100

Мессье 100 был открыт Пьером Мешеном 15 марта 1781 года вместе с близлежащими галактиками Мессье 98 и Мессье 99. Шарль Мессье определил местоположение объекта и добавил его в свой каталог 13 апреля 1781 года. Джон Гершель внес M100 в каталог как h 1211, а позже включил его в Общий каталог как GC 2890. Адмирал Уильям Генри Смит наблюдал M100 в марте 1837 года.

Мессье 100 был одной из первых спиральных галактик, идентифицированных как таковые. Уильям Парсонс включил его в свой список из 14 «спиральных туманностей», открытых до 1850 года. Другими галактиками Мессье, перечисленными Россом, были Мессье 58, Мессье 63 (Галактика Подсолух), Мессье 74 (Галактика Фантом), Мессье 77 (Кит A), Мессье 88 и Мессье 96.

Хибер Кертис сфотографировал М100 с помощью телескопа-отражателя Кроссли в обсерватории Лик.

В Рыбах находилась точка весеннего равноденствия

Греческий астроном Гиппарх из Никии (190-120 гг. До н.э.) ввел термин «Первая точка Овна», когда заметил, что Солнце находилось в созвездии Овна во время весеннего равноденствия. Однако видимое положение весеннего равноденствия Солнца непрерывно смещалось вдоль эклиптики примерно на 1 градус каждые 73 года из-за прецессионного колебания.

По словам астронома Жана Миуса, точка весеннего равноденствия пересекла границу Овна и Рыб в 68 г. до н.э. По иронии судьбы, этот сдвиг произошел менее чем через столетие после смерти Гиппарха. С тех пор точка весеннего равноденствия движется на запад через Рыбы.

В 2597 году нашей эры весеннее равноденствие переместится в Водолея, Носителя воды. Или, если быть более точным, он перейдет в прямолинейный регион, который Международный астрономический союз определил как «регион» Водолея.

Особенности наблюдения

Выше мы уже говорили о том, как найти галактику Сомбреро на звездном небе. Она находится в южной части скопления Девы. Галактика является достаточно яркой, что позволяет рассмотреть ее в обычный телескоп

При наблюдении важно учесть, что к Земле этот удаленный объект повернут ребром с небольшим углом наклона, который составляет 6 градусов. Как вы сами понимаете, наблюдать галактику с Земли не очень удобно

Даже профессиональные астрофизики, невзирая на их ультрасовременную аппаратуру, вынуждены только догадываться об истинной форме галактики, которая могла бы предстать между ними в том случае, если у них появился бы шанс увидеть ее сверху.

Расположение M104 в созвездии Дева

Если вы будете искать галактику на звездном небе путем электронного наведения телескопа, вам нужно учесть, что помимо популярного наименования «Сомбреро», этот космический объект представлен в каталогах небесных тел и под другими названиями. Наиболее часто встречающиеся: M 104, Мессье 104, NGC 4594. Если вы встретите эти названия в каталоге, знайте – перед вами галактика Сомбреро.

Структура галактики

Спиральная структура галактики Сомбреро. Темные области вокруг звезд и галактик на снимке являются артефактами обработки изображения. M104 отличается выраженной ядерной выпуклостью, состоящая в основном из старых звезд.

Галактика Сомбреро – это уникальный небесный объект, состоящий из двух галактик, причем объект сформировался не в результате столкновения, а как бы сам по себе. Существует теория, что примерно 9 млрд. лет назад спиральная галактика получила подкрепление межгалактическим газом, в результате чего образовалось данное небесное тело.

M104 глазами телескопа Спитцер. Видно что диск галактики слегка деформирован, что часто является результатом гравитационного взаимодействия с другой галактикой. В спиральных рукавах видны молодые регионы звездообразования.

Важно заметить, что хотя происхождение этого космического объекта пока еще не совсем ясно ученым, сам объект не является уникальным в своем роде. При помощи телескопа Спитцер, который наблюдает инфракрасное излучение космоса, была получена информация, заставившая многих ученых задуматься: не состоит ли другая галактика Центавр А – один из ближайших к нам космических объектов, также из двух галактик? По крайней мере, сейчас есть все основания полагать это

Но, как бы там ни было, структура галактики Сомбреро даже сегодня не перестает восхищать, как любителей, так и профессионалов астрономии. Суть ее заключается в следующем: в центральной части этого объекта находится большая эллиптическая галактика, опоясанная по кругу спиралевидной. В результате чего объект напоминает мексиканскую шляпу сомбреро с крупной, высокой центральной частью и длинным, широким периметром.

Особенности наблюдения

Расположение M104 в созвездии Дева

Интересные факты

1. Существуют данные, указывающие на то, что в центре галактики Сомбреро расположилась сверхмассивная черная дыра, масса которой равна 1 миллиарду Солнц. Эти информация подтверждается данными с космического телескопа Хаббл, которые зафиксировали чрезвычайно быстрое вращение звезд в центре Сомбреро. Также центральная часть галактики излучает аномально большое количество рентгеновских лучей, что также может свидетельствовать о наличии черной дыры в ее основании.
  2. Галактика Сомбреро удаляется от нас со скоростью 1000 км/с.
  3. Галактика является членом небольшой галактической группы, объекты которой имеют схожий возраст и свойства.
  4. Длина поперечника галактики равна примерно 50 тысячам световых лет.

Ярчайшие звезды созвездия Рыбы

Созвездие Рыбы имеет десять звезд с известными планетами. Самая яркая звезда в созвездии — это η Рыбы, с видимой магнитудой 3,62.

Звезда Куллат Нуни или η Рыбы (Альфарг)

η Рыбы — самая яркая звезда в созвездии. Она имеет видимую величину 3,62 и находится примерно в 294 световых годах от Солнечной системы. Звезда относится к спектральному классу G7 IIIa, что означает, что она является желтым гигантом. У неё есть тусклый компаньон.

Альфарг в 316 раз ярче Солнца, а ее масса в 3,5 — 4 раза больше солнечной. Она в 26 раз больше нашей звезды. У η Рыбы есть неофициальное собственное имя — Куллат Нуни. Нуни — это вавилонское слово для обозначения «рыбы”, а «куллат» относится либо к ведру, либо к шнуру, используемому для связывания рыбы вместе.

Звезда γ Рыбы (Гамма Рыбы)

Гамма Рыбы — желтый гигант со звездной классификацией G9 III. Это вторая самая яркая звезда в созвездии Рыбы. Она имеет видимую величину 3,699. Находится на расстоянии примерно  138 световых лет от нас. Звезда в 10 раз больше Солнца и в 61 раз ярче него. Считается, что ей около 5,5 миллиардов лет.

Звезда является частью астеризма, называемого венцом рыбы, который представляет собой голову западной рыбы в созвездии Рыбы.

Звезда Альриша или α Рыбы (Окда, Каитайн)

Альфа Рыбы — это близкая бинарная звезда с компонентами, разделенными 1,8 дуговыми секундами. Первичная звезда относится к спектральному классу A0p и имеет визуальную величину 4,33. Её спутник относится к спектральному классу A3m и имеет видимую величину 5,23. Звезды обращаются друг вокруг друга с периодом более 700 лет.

Первичная звезда имеет 2,3 солнечных масс и в 31 раз ярче Солнца. Её спутник имеет в 1,8 раза больше массы Солнца и в 12 раз ярче.

Название Альриша (Аль-Риша) происходит от арабского и означает “веревка колодца». Звезда также иногда известна как Каитаин и Окда. Окда происходит от арабского слова и означает “узел”.

Альфа Рыбы имеет совокупную видимую величину 3,82 и находится примерно на расстоянии 139 световых лет от Солнечной системы.

Звезда 54 Рыбы (54 Psc)

Звезда 54 Рыбы — это еще один оранжевый карлик в созвездии Рыбы. Она имеет видимую магнитуду 5,88 и находится на расстоянии 36,1 световых лет от Солнечной системы. 54 Рыбы имеет звездную классификацию K0 V. Звезда имеет подтвержденную планету на своей орбите, открытую в 2002 году. Также был  обнаружен коричневый карлик  на орбите вокруг нее в 2006 году.

Звезда 54 Рыбы имеет 76% от массы Солнца и 94,4% солнечного радиуса. Она в 2 раза тусклее нашей звезды. Ей около 6,4 миллиарда лет.

Сопутствующая звезда, коричневый карлик, относится к звездному классу T7.5V. Эта звезда имеет массу, в 50 раз превышающую массу Юпитера, или 0,051 массы Солнца. Это был первый коричневый карлик, обнаруженный вокруг звезды, которая имела подтвержденную внеземную планету на своей орбите.

Планета 54 Рыбы b имеет примерно такую же массу, что и Сатурн, и обращается вокруг звезды на расстоянии 0,28 астрономических единиц, что соответствует орбите Меркурия. 52 дня потребуется планете, чтобы завершить орбиту вокруг своей звезды.

Как найти на небе галактику М74

Его можно найти в 1,5º к востоку-северо-востоку от Альфарга — самой яркой звезды в созвездии Рыб.

Мессье 74 можно увидеть в большой бинокль и он будет выглядить слабым пятном света. Маленькие телескопы покажут яркое ядро галактики, окруженное туманным ореолом, в то время как большие телескопы покажут спиральные рукава галактики. Галактика похожа на галактику Треугольника (M33), но имеет более определенное ядро. Лучшее время года для наблюдения за M74 приходится на октябрь, ноябрь и декабрь.

Галактика Фантом — это непростой объект для наблюдения астрономами-любителями, потому что она имеет низкую поверхностную яркость и требует исключительно ясного, темного неба. Единственный объект Мессье с более низкой поверхностной яркостью — это галактика Вертушка (M101), обращенная лицом к спиральной галактике, расположенной в созвездии Большой Медведицы.

Галактика Центавр A (NGC 5128)

Галактика Центавр A (Centaurus A) Тип: Эллиптическая галактика Созвездие: Центавра

Центавр А – одна из самых близких к нам галактик, расположена на расстоянии 12 млн световых лет

Галактика Центавр А, как видно на фото выше, странная. В оптическом свете NGC 5128 представляет собой огромную эллиптическую галактику, но действительно странная вещь заключается в том, что на более высоких частотах становится видно глубоко скрытую спираль. В настоящее время считается, что спиральный компонент – это остатки спиральной галактики, в прошлом поглощенной более крупной и массивной эллиптической галактикой. Однако, крайне маловероятно, что это взаимодействие оставило бы спираль неповрежденной или даже узнаваемой. На приведенном выше снимке отчетливо видна сохранившаяся спиральная структура NGC 5128.

Дополнительные задачи[править | править код]

Дано:

π′′=0.198,{\displaystyle \pi ^{\prime \prime }=0.198,}μ=,658′′,{\displaystyle \mu =0,658^{\prime \prime },}vr=−26.3{\displaystyle v_{r}=-26.3} км/с
Найти: vt−?,v−?{\displaystyle v_{t}-?,v-?}Решение:v1=4,74⋅μπ;{\displaystyle v_{1}=4,74\cdot {\frac {\mu }{\pi }};}v1=4,74⋅,658,198≈15,8(KMc);{\displaystyle v_{1}=4,74\cdot {\frac {0,658}{0,198}}\approx 15,8\left({\frac {\mathrm {KM} }{\mathrm {c} }}\right);}v=(−26,3)2+15,82=30,7(KMc){\displaystyle v={\sqrt {(-26,3)^{2}+15,8^{2}}}=30,7\left({\frac {\mathrm {KM} }{\mathrm {c} }}\right)}
Ответ: 15,8{\displaystyle 15,8} км/с и 30,7{\displaystyle 30,7} км/с

По периоду обращения Солнца приблизительно оцените массу Галактики в массах Солнца. (Воспользуйтесь третьим уточненным законом Кеплера.)

M=v2r6{\displaystyle M={\frac {v^{2}r}{6}}}

Наблюдения

Поиск спиральной галактики M74 на звездном небе потребует от наблюдателя исключительной зоркости и терпения. Дело в том, что данная галактика имеет довольно низкую поверхностную яркость, по причине чего наблюдаема лишь в идеально ясную погоду и не засвеченном небе. С использованием хорошего бинокля галактика будет видна как слабое светлое пятно. Любительский телескоп позволит различить яркое ядро и окружающий его туманный ореол. Чтобы рассмотреть спиральную структуру галактики потребуется телескоп с апертурой более 250 мм.

Положение галактики M74 в созвездии Рыбы

Чтобы найти данную спиральную галактику на звездном небе, достаточно сместиться на полтора градуса в сторону восток-северо-восток от самой яркой звезды созвездия – Эта (η) Рыб (3,6m). Лучшее время для наблюдения галактики Мессье 74 – октябрь-декабрь.

Положение галактики Мессье 74 относительно Эта Рыбы (Kullat Nunu)

How to Find the Phantom Galaxy

The Phantom lies about 32 million light years away from our home, in the constellation of Pisces, right next to the constellation of the flying horse Pegasus. For reference, Messier 104 (The Sombrero galaxy) is located just as far, although it is actually pretty close for galaxies.

To find Messier 74, first locate the brightest star in Pisces, Kullat Nunu. Your target will be 1.5 degrees northeast from that star.

Cool Facts

• Discovered in 1780

• Was initially cataloged as a cluster by John Herschel

• Part of the M74 group of 5 to 7 galaxies

See the different types of galaxies on our galaxy gallery page.

Черная дыра CXOU J013651.1+154547

В 2005-м году американская космическая обсерватория Чандра обнаружила в центре данной галактики периодический источник рентгеновского излучения с загадочными параметрами. Источник подобной мощности может принадлежать черной дыре средней массы – малораспространенному объекту (в отличие от сверхмассивных черных дыр и черных дыр звездной массы). Примечательно, что до сих пор неизвестны механизмы формирования черных дыр подобного рода. Так как объект CXOU J013651.1+154547, возможно, он сформировался в результате слияния множества небольших черных дыр звездной массы.

Масса обнаруженной черный дыры равен 10 000 солнечным массам, а периодичность — 2 часа.

Спиральная галактика M74

Структура и особенности

Данная галактика содержит в себе около 100 миллиардов звезд. Галактика Мессье 74 является отличным примером спиральной галактики, так как в ней можно различить два четких рукава, протяженностью в 1 000 световых лет. Диаметр же самой галактики составляет 95 тысяч световых лет. Помимо звезд, в этих рукавах располагаются туманности с активным звездообразованием. Спиральная галактика M74 удаляется в противоположную сторону от Земли с ускорением в 793 км/с. Является основным членом группы 74, включающей 5 – 7 галактик в созвездии Рыбы: UGCA 20, UGC 1195, UGC 1176, UGC 891 и NGC 660.

Галактика M74 (фотография с телескопа Хаббл)

На территории галактики было обнаружено три сверхновых:

• SN 2002ap – относится к одному из наиболее редких сверхновых — тип Ic (гиперновая). В составе не наблюдается водород, практически не наблюдается гелий. Находится на расстоянии около 32,6 млн св. лет. Пик величины составил 12,3.
  • SN 2003gd – относится к типу II-P, присутствует водород. Помогает ученым рассчитывать расстояния в космосе. Расположена в 31 млн св. лет от Земли. Образовалась в результате сжатия красного сверхгиганта.

Положение сверхновой SN 2003gd в галактике Мессье 74. Сравнивая два снимка галактики, сделанные с разницей в пол года, можно заметить резкое потускнение сверхновой.

SN 2013ej – относится к типу II, присутствует водород. Расположена вблизи галактического ядра объекта Мессье 74. Пик величины составил 12,5. Сформировалась вследствие сжатия красного сверхгиганта.