Мессье 77

Экваториальное созвездие кит

История открытия

Форма созвездия Кит с древнейших времен ассоциируется с классом морских существ. Его название дошло до нас от древних греков, для которых это морское чудище было частью истории о Персее, Андромеде, Цефее и Кассиопее. Его Персей обвел вокруг пальца, чтобы спасти Андромеду и жениться на ней. Гигантский монстр так и не расправился с богиней и был убит Персеем.

Хотя это созвездие известно, как Кит, мифическое существо на изображениях на самом деле не похоже на него. Морской монстр Цет обычно изображался греками как гибридное существо. У него были передние лапы, огромные челюсти и чешуйчатое тело, похожее на гигантского морского змея.

Возможно, Кит – это собственное имя дракона. Но называли его также и Орф или Орфос. Согласно легенде, скелет дракона Кита был привезен в Рим консулом Марком Эмилием Скавром в первом веке до нашей эры.

Дотошные римские натуралисты тщательно измерили останки: длина скелета была 40 футов или двенадцать метров, позвонки имели окружность шесть футов или примерно 60 сантиметров в диаметре. Позже, святой Иероним видел их в конце V или начале VI века в финикийском городе Тире, куда римляне, вероятно, вдоволь намерявшись и удовлетворив любопытство, вернули кости чудовища.

Самый большой и самый удаленный водный резервуар

Самый большой запас воды в наблюдаемой Вселенной обнаружен вокруг квазара или активного галактического ядра, расположенного на расстоянии около 12 миллиардов световых лет в созвездии Рыси. Квазар, названный APM 08279+5255, питается от массивной черной дыры, масса которой в 20 миллиардов раз больше массы Солнца.

Чтобы измерить количество воды в далеких космических объектах, включая галактики, астрономы, по сути, ищут водяной пар в их атмосфере с помощью спектроскопии. По данным астрономов, количество воды вокруг квазара в 140 триллионов раз превышает количество воды в океанах Земли и в 4 000 раз — во всей галактике Млечный Путь (большая часть воды в нашей галактике находится в виде льда).

Сверхмассивные черные дыры

Самая большая и самая массивная черная дыра из наблюдаемых на сегодняшний день

Ученые пришли к выводу, что во Вселенной существует четыре типа черных дыр. Это — микро-черные дыры, звездные черные дыры, черные дыры средней массы и сверхмассивные черные дыры.

Хотя еще предстоит наблюдать, микрочерные дыры являются самым маленьким типом черных дыр и, как полагают, имеют массу, аналогичную массе Луны. Звездные черные дыры создаются гравитационным коллапсом массивных звезд с массой от 5 до 20 масс Солнца. Третий тип, черные дыры средней массы, значительно массивнее звездных черных дыр. Их масса оценивается от 100 до 100 000 (105) масс Солнца.

Черные дыры с массой свыше 100 000 масс Солнца известны как сверхмассивные черные дыры (SMBH). Они являются самым большим типом черных дыр, наблюдаемых во Вселенной, с верхним пределом массы в 10 миллиардов солнечных масс. Сверхмассивные черные дыры находятся в центре почти всех крупных галактик, включая Млечный Путь. Сверхмассивная черная дыра в центре галактики Млечный Путь называется Стрелец А*.

Чтобы получить представление об их массе, сверхмассивная черная дыра, питающая далекий квазар под названием TON 618, по меньшей мере в 66 миллиардов раз массивнее Солнца. Она также массивнее всех звезд в Млечном Пути вместе взятых и примерно в 15 000 раз массивнее Стрельца А*.

Однако из-за своей исключительной массы многие исследователи считают, что сверхмассивная черная дыра TON 618 принадлежит к новой группе черных дыр, называемых ультрамассивными черными дырами.

Местная группа

Таинственно искаженная эллиптическая галактика NGC 474 в созвездии Рыб находится на расстоянии 100 миллионов световых лет. Соседняя спиральная галактика NGC 470 лежит прямо над ней. Множественные раковины и приливные хвосты окружают NGC 474, вызванные взаимодействиями с соседями и волнами плотности, которые распространяются через среду. Этот гигантский объект простирается на 250 000 световых лет и в два с половиной раза больше диаметра Млечного Пути (фото: P-A. DUC (CEA, CFHT), ATLAS 3D Collaboration)

Млечный Путь едва ли один в космосе. Он принадлежит к группе, по меньшей мере из 54 объектов, называемых Местной группой галактик, имя, которое Хаббл дал этому локальному облаку объектов, когда он наносил на карту ближайший космос. Основными членами Местной группы являются Млечный Путь, Галактика Андромеды и Галактика Вертушки (M33). Но у каждой из этих трех больших спиралей есть облако сопутствующих галактик.

Спутники Млечного Пути включают Большое и Малое Магеллановы Облака, видимые невооруженным глазом в Южном полушарии, и многие карликовые галактики. Диаметр Местной группы составляет около 10 миллионов световых лет, примерно в 100 раз больше диаметра Млечного Пути. И двигаясь дальше, в более глубокую вселенную, мы сталкиваемся с новыми примерами этих 100 миллиардов галактик. Эти величественные острова звезд и газа существуют в группах, таких как наша Местная группа, но также в более крупных скоплениях, и очень больших, называемых сверхскоплениями.

Несмотря на общее расширение Вселенной, означающее, что большинство галактик удаляются друг от друга по мере роста космоса, гравитация удерживает меньшее количество галактик, связанных друг с другом в своих путешествиях. Наша локальная группа, например, является членом так называемого скопления галактик в Деве, названного так потому, что его густонаселенный центр находится в созвездии Девы на нашем небе. Скопление Девы содержит по меньшей мере 1500 галактик и находится на расстоянии около 54 миллионов световых лет от Земли. Вы можете увидеть некоторые из самых ярких галактик около ядра скопления Девы в любительских телескопах, в массиве, который называется цепочкой Маркаряна.

Цепочка Маркаряна

Эта линия галактик содержит сверхмассивные эллиптические галактики, такие как M84 и M86, а также множество спиральных галактик. Для астрономов изучение типов галактик – одна из действительно захватывающих областей, и она лучше всего видна весенними вечерами в ясных, безлунных условиях. Большинство галактик скопления Девы содержат сверхмассивные черные дыры в своих центрах. Как пример – M87. В то время как центральная черная дыра Млечного Пути весит 4,3 миллиона солнечных масс, колоссальная черная дыра внутри M87 содержит приблизительно 5–7 миллиардов солнц, что примерно в 1000 раз больше нашей массы. M87 – одна из самых больших галактик в нашей части вселенной, так называемая центрально доминирующая, и она «съела» множество маленьких галактик, которые когда-то ее окружали. Вот что делают массивные галактики – они потребляют своих соседских партнеров.

Звезды-изгои

Звезды без галактического дома

Звезды, которые гравитационно не связаны с галактикой, известны как звезды-изгои. Это звезды-изгои, которые в какой-то момент своей жизни были выброшены за пределы родной галактики. Поскольку звезды-изгои не связаны ни с одной галактикой, их часто называют межгалактическими звездами.

Первая группа звезд-изгоев была обнаружена в 1997 году телескопом Хаббл в скоплении галактик Девы на расстоянии около 60 миллионов световых лет от Земли. Это открытие также позволило предположить, что такие звезды занимают около 10 процентов массы скопления Девы. Еще одна большая группа звезд-изгоев была обнаружена несколько лет спустя в скопление Печи.

Хотя сейчас считается, что звезды-изгои, скорее всего, родились внутри галактик, как и другие звезды, точный механизм их изгнания из родных галактик все еще остается загадкой.

Для объяснения такого явления физики предложили несколько достоверных научных гипотез. Наиболее предпочтительной среди них является галактическое столкновение. Столкновение двух или более галактик может привести к гравитационным возмущениям, которые могут изгнать некоторые звезды в межгалактическое пространство.

Другая популярная гипотеза заключается в том, что такие звезды изначально были частью многозвездной системы и были с силой выброшены из своих галактик после близкого столкновения со сверхмассивной черной дырой (расположенной в центре большинства крупных галактик).

В 2019 году группа астрономов обнаружила быстро движущуюся звезду-изгоя в созвездии Журавль на расстоянии около 29 000 световых лет. Звезда, получившая обозначение S5-HVS1, движется со скоростью 1 755 км/с, что примерно в десять раз быстрее, чем большинство звезд в галактике Млечный Путь.

По мнению исследователей, звезда изначально была частью бинарной системы и взаимодействовала со сверхмассивной черной дырой в центре галактики (Стрелец А*), после чего была выброшена из нее. Из-за своей чрезвычайно высокой скорости S5-HVS1 обычно относят к несвязанным гиперскоростным звездам (HVS).

История

Как известно, у Зевса было множество внебрачных детей, матерями становились и богини, и люди, и нимфы. От одного из этих союзов с нимфой Артемидой (Каллисто) у Зевса родился прекрасный и сильный сын Аркад. Он был с ранних лет охотником, и именно это его увлечение однажды стало причиной появления на небе созвездия Волопаса. Как гласит легенда, Гера сильно ревновала своего супруга к Каллисто и превратила соперницу в медведицу. Сын Каллисто, увидев свою мать в образе медведя, ее не признал и уже собирался убить, как вмешался отец. Он понял, что для того, чтобы сохранить жизнь любимой нимфы и сына, придется поместить их на вечное странствие высоко в небо. Он превратил их в созвездия и на веки оставил рядом друг с другом. Так появились Большая Медведица и Волопас с Псами, которые наблюдают за жизнью людей с небесного купола.

Три сливающиеся сверхмассивные черные дыры

В 2019 году международная группа астрономов обнаружила, что три массивные черные дыры находятся на пути столкновения друг с другом на расстоянии около миллиарда световых лет от Земли. Открытие было сделано благодаря объединению данных Слоановского цифрового обзора неба (SDSS), широкопольного инфракрасного обзора НАСА (WISE) и обсерватории Чандра.

Двойные и тройные массивные черные дыры встречаются крайне редко. Однако они могут возникать в результате галактических слияний. В данном случае три тесно вращающиеся галактики, каждая из которых имеет сверхмассивную черную дыру, вот-вот столкнутся и сольются в одну. Система из трех галактик обозначена как SDSS J084905.51+111447.2.

Исследования показывают, что система демонстрирует интенсивную яркость при наблюдении в инфракрасном диапазоне волн. Это свидетельствует о наличии одной или нескольких быстро питающихся черных дыр.

Литература[править]

• Justin H. Howell, Joseph M. Mazzarella, Ben H. P. Chan, Steven Lord, Jason A. Surace, David T. Frayer, P. N. Appleton, Lee Armus, Aaron S. Evans, Greg Bothun, Catherine M. Ishida, Dong-Chan Kim, Joseph B. Jensen, Barry F. Madore, David B. Sanders, Bernhard Schulz, Tatjana Vavilkin, Sylvain Veilleux, and Kevin Xu. Tracing Polycyclic Aromatic Hydrocarbons and Warm Dust Emission in the Seyfert Galaxy NGC 1068 // The Astronomical Journal. — IOP Publishing, 2007. — doi:10.1086/521821.
  • M. Krips, R. Neri, S. García-Burillo, S. Martín, F. Combes, J. Graciá-Carpio, and A. Eckart. A Multi-Transition HCN and HCO+ Study of 12 Nearby Active Galaxies: Active Galactic Nucleus versus Starburst Environments // The Astrophysical Journal. — IOP Publishing, 2008. — doi:10.1086/527367. — arXiv:0712.0319.
  • Wei Zheng, Jun-Xian Wang, Gerard A. Kriss, David Sahnow, Mark Allen, Michael Dopita, Zlatan Tsvetanov, and Geoffrey Bicknell. Spatially Resolved Far-Ultraviolet Spectroscopy of the Nuclear Region of NGC 1068 // The Astrophysical Journal. — IOP Publishing, 2008. — doi:10.1086/591547. — arXiv:0806.4641.
  • F. Müller Sánchez, R. I. Davies, R. Genzel, L. J. Tacconi, F. Eisenhauer, E. K. S. Hicks, S. Friedrich, and A. Sternberg. Molecular Gas Streamers Feeding and Obscuring the Active Nucleus of NGC 1068 // The Astrophysical Journal. — IOP Publishing, 2009. — doi:10.1088/0004-637X/691/1/749. — arXiv:0809.4943.
  • T. R. Geballe, R. E. Mason, A. Rodríguez-Ardila, and D. J. Axon. The 3–5 μm Spectrum of NGC 1068 at High Angular Resolution: Distribution of Emission and Absorption Features Across the Nuclear Continuum Source // The Astrophysical Journal. — IOP Publishing, 2009. — doi:10.1088/0004-637X/701/2/1710. — arXiv:0906.4885.
  • M. Krips, S. Martín, A. Eckart, R. Neri, S. García-Burillo, S. Matsushita, A. Peck, I. Stoklasová, G. Petitpas, A. Usero, F. Combes, E. Schinnerer, L. Humphreys, and A. J. Baker. Submillimeter Array/Plateau de Bure Interferometer Multiple Line Observations of the Nearby Seyfert 2 Galaxy NGC 1068: Shock-related Gas Kinematics and Heating in the Central 100 pc? // The Astrophysical Journal. — IOP Publishing, 2011. — doi:10.1088/0004-637X/736/1/37. — arXiv:1105.6089.
  • J. Kamenetzky, J. Glenn, P. R. Maloney, J. E. Aguirre, J. J. Bock, C. M. Bradford, L. Earle, H. Inami, H. Matsuhara, E. J. Murphy, B. J. Naylor, H. T. Nguyen, and J. Zmuidzinas. The Dense Molecular Gas in the Circumnuclear Disk of NGC 1068 // The Astrophysical Journal. — IOP Publishing, 2011. — doi:10.1088/0004-637X/731/2/83. — arXiv:1102.3915.
  • S. Hailey-Dunsheath, E. Sturm, J. Fischer, A. Sternberg, J. Graciá-Carpio, R. Davies, E. González-Alfonso, D. Mark, A. Poglitsch, A. Contursi, R. Genzel, D. Lutz, L. Tacconi, S. Veilleux, A. Verma, and J. A. de Jong. Herschel-PACS Observations of Far-IR CO Line Emission in NGC 1068: Highly Excited Molecular Gas in the Circumnuclear Disk // The Astrophysical Journal. — IOP Publishing, 2012. — doi:10.1088/0004-637X/755/1/57. — arXiv:1202.5746.
  • Mengchun Tsai, Chorng-Yuan Hwang, Satoki Matsushita, Andrew J. Baker, and Daniel Espada. Interferometric CO(3–2) Observations toward the Central Region of NGC 1068 // The Astrophysical Journal. — IOP Publishing, 2012. — doi:10.1088/0004-637X/746/2/129. — arXiv:1112.0108.
  • Thaisa Storchi-Bergmann, Rogemar A. Riffel, Rogério Riffel, Marlon R. Diniz, Tibério Borges Vale1, Peter J. McGregor. Two-dimensional Mapping of Young Stars in the Inner 180 pc of NGC 1068: Correlation with Molecular Gas Ring and Stellar Kinematics // The Astrophysical Journal. — IOP Publishing, 2012. — Vol. 775, no. 2. — doi:10.1088/0004-637X/755/2/87. — arXiv:1206.4014.

Объект Хоага

Возможно, самая загадочная галактика во Вселенной

Объект Хоага — одна из самых удивительных галактик, известных во Вселенной. Когда она была впервые обнаружена астрономом Артуром Хоагом в 1950 году, он принял ее за планетарную туманность — яркую оболочку из газа, выброшенного красными звездами-гигантами в конце их жизни (ничего общего с планетами).

Объект Хоага уникален с точки зрения морфологии. В отличие от галактики Млечный Путь, он имеет почти идеальную кольцеобразную структуру и обладает двумя отдельными звездными популяциями. Центр галактики занимает тесно сгруппированная группы более красных звезд. Вокруг них расположено кольцо более молодых и ярких звезд голубого цвета.

Промежуток, разделяющий эти две звездные популяции, почти полностью темный, хотя в нем могут находиться некоторые очень слабые звездные скопления. Галактика расположена на расстоянии около 600 миллионов световых лет в созвездии Змея. Ее диаметр оценивается в 100 000 световых лет, и она содержит 8 миллиардов звезд.

Хотя кольцевые галактики, подобные объекту Хоага, встречаются крайне редко, за ней в далеком космосе в правом верхнем углу видна похожая галактика.

Туманность Пламя

Туманность Пламя видна в созвездии Ориона. В видимом цвете она имеет ярко-красный цвет, за что и получила название. На этом снимке — изображение туманности в инфракрасных лучах. Оно получено с помощью инфракрасного телескопа VISTA Европейской южной обсерватории в Чили. Благодаря тому, что этот телескоп воспринимает более длинные волны, чем видимый свет, ему доступны объекты, которые недостаточно горячи, чтобы светиться в видимых лучах, или скрыты за непрозрачными облаками пыли.

Кроме туманности Пламя на снимке присутствуют отражающая туманность NGC 2023 (ниже центра) и темная пылевая туманность Конская Голова (в правом нижнем углу).

Как наблюдать созвездие на небе

Созвездие Кит можно увидеть лишь в центральных и южных регионах России. В остальной части страны созвездие не видно. Лучшее время для наблюдения – октябрь – ноябрь. Начинается Кит на востоке большим продолговатым многоугольником, а на западе заканчивается большим треугольником.

Осенью Кит находится высоко над северо-восточной стороной горизонта. В созвездии нет ярких звезд и отыскать его помогут Телец, самая яркая звезда которого Альдебаран, расположилась правее и ниже Кита. Еще правее Тельца поднимается в небо Орион.

Зимой в полночь Кит частично опускается за горизонт в западной его части. В это время правее и выше располагается яркий Альдебаран (альфа Тельца). Еще выше над ним находится созвездие Орион. Яркая звезда Ахернар созвездия Эридан сияет левее и выше Кита.

Летом созвездие поднимается высоко в небо и в полночь пересекает меридиан. В это время Телец находится правее и немного ниже. Точно под Китом виден неяркий Овен. Левее и ниже диагональю своего «Квадрата» указывает на Кита Пегас.

Главные звезды

Исследуйте описание, характеристику и интересные факты о ярких звездах созвездия Кит.

Денеб Кайтос (Дифда, Бета Кита) – оранжевый гигант, спектрального типа K0 III. Сейчас он в процессе трансформации в красного гиганта. При температуре поверхности 4800 К звезда немного холоднее Солнца. Является ярчайшей в созвездии. Видимая визуальная величина – 2,04, а удаленность – 96,3 световых лет.

У нее есть традиционные наименования. Денеб Кайтос происходит от арабской фразы Аль-Дханаб аль-Шайон аль-Джануби – «южный хвост кита», а Дифда от aḍ-ḍafda’aṯ-āānī – «вторая лягушка» (звездное формирование в Южной Рыбе называют первой).

Менкар (Альфа Кита) –  невероятно древний красный гигант, удаленный на 249 световых лет. Сейчас он выталкивает свои внешние слои и образует планетарную туманность, после чего останется большой белый карлик. Видимая визуальная величина – 2,54. Менкар от арабского означает «ноздри». Очень часто звезду используют в научной фантастике. Например, в серии фильмов «Звездный Путь».

Мира (Омикрон Кита) – двойная звезда, представленная красным гигантом и спутником. Система удалена на 420 световых лет.

Мира A – красный гигант, спектрального типа M7 IIIe. Это осциллирующая переменная звезда, выступающая прототипом для переменных типа Мира. Эта группа включает 6 000-7 000 известных звезд. Это красные гиганты, чьи поверхностные колебания вызывают изменения яркости с периодичностью 80-1000 дней.

Мира – первая не-сверхновая, найденная с возможным исключением из Алголя в созвездии Персея, который был подтвержден как переменная только в 1667 году. Возраст Миры может быть 6 миллиардов лет.

Мира B – белый карлик с высокой температурой, высасывающий массу из красного гиганта. Они формируют симбиотическую пару, самую близкую к Солнцу.

Мира – ярчайшая периодическая переменная звезда, которую не увидишь без специальной техники на определенных стадиях ее цикла. Период вращения занимает 332 дня.

Наличие изменчивости впервые описал астроном из Германии Дэвид Фабрициус в 1596 году. Он считал ее новой, пока не увидел ее опять в 1609 году. Но официально эту заслугу приписывают астроному Йоханнесу Холверду, определяющему вариационный цикл звезды.

Имя получила от польского астронома Яна Гевелия, что с латыни переводится как «чудесная». Звезда вырабатывает след из материала. Космический телескоп НАСА Galaxy Evolution Explorer уловил хвост длиною в 13 световых лет.

Тау Кита – холодный карлик G-типа (G8.5) с видимой величиной 3.5. Это одна из ближайших звезд к нашей системе, удаленная на 11,9 световых лет. Ее масса достигает 78% солнечной. Таким образом она становится одной из немногих звезд, которые менее массивны нашей звезды, но все же видны невооруженным взглядом. У нее низкий уровень металличности. По светимости достигает всего 55% солнечной.

Тау Кита и Эпсилон Эридана были двумя соседними звездами, подобными Солнцу. В 1960 году для эксперимента SETI по поиску внеземной жизни они были выбраны в качестве испытуемых. Конечно, никаких положительных результатов не получили.

Столкновение Млечного пути и Андромеды

Млечный путь не только вращается. Любой космический объект во Вселенной движется по собственной заданной траектории. Согласно расчетам, примерно через 4 миллиарда лет наш космический дом столкнется с туманностью Андромеды. Оба объекта сближаются со скоростью 120 км/с. Интересно, что для наблюдателя из этой галактики Земля находилась бы в созвездии Малого Пса.

Проявления самого столкновения будут происходить медленно и неизвестно смогут ли быть замечены земными наблюдателями. Практически исключено любое непосредственное воздействие этого космического события на Солнце.

Так через 4 миллиарда лет может выглядеть с Земли слияние Андромеды и Млечного Пути

Вероятно, что Солнечная система может быть целиком отброшена из новообразованной галактики. Так она станет межгалактическим объектом. Для Солнечной системы это не вызовет никаких негативных моментов. Разве что для земного наблюдателя поменяется звездное небо: оно не будет таким красивым. Изменятся и созвездия Млечного Пути. Не будет никаких последствий и для всего живого, ведь от космического излучения хорошо защищает земная атмосфера. Для жизни гораздо более важна эволюция Солнца.

Что находится в центре Млечного Пути

Группа астрономов из Чили разработала новую компьютерную модель, с помощью которой можно посмотреть, как менялось окружение гигантской черной дыры на расстоянии до 3 световых лет за последние 500 лет. С помощью данных, которые были собраны во время наблюдений за последние годы с помощью космических и наземных телескопов, они воссоздали реальный вид того, что находится рядом с гигантской черной дырой в центре Млечного Пути. Вся информация была обработана с помощью суперкомпьютера NASA HEC (High End Computing), который и создал конечный вариант модели.

Чтобы наблюдать за космическими объектами было еще интереснее, ученые внесли некоторые изменения: например, в модели размер черной дыры был увеличен в десять тысяч раз, иначе ее было бы очень сложно заметить. Также для лучшего понимания астрономы окрасили главные космические явления. Так, потоки рентгеновского излучения, возникающие при столкновении мощных звездных ветров друг с другом или с облаками газа, показали синим и голубым цветами. А красным и желтым выделили звездные ветра, содержащие более холодный газ. Если синий и красный цвета в какой-то области накладываются друг на друга, она окрашивается в фиолетовый.

Посмотреть, как выглядит центр нашей галактики и гигантская черная дыра внутри нее, можно на 4-минутном ролике, который выпустило американское аэрокосмическое агентство NASA.

А те, у кого есть шлем виртуальной реальности, могут установить приложение Galactic Center VR, которое доступно бесплатно в магазинах Steam и Viveport VR (последний используется для шлемов виртуальной реальности HTC).

Литература

• Ben E. K. Sugerman. Discovery of a Light Echo from SN 2003gd (англ.) // The Astrophysical Journal. — IOP Publishing, 2005. — doi:10.1086/497578. — arXiv:astro-ph/0509009.
  • M. I. Krauss, R. E. Kilgard, M. R. Garcia, T. P. Roberts, and A. H. Prestwich. M74 X-1 (CXOU J013651.1+154547): An Extremely Variable Ultraluminous X-Ray Source (англ.) // The Astrophysical Journal. — IOP Publishing, 2005. — doi:10.1086/431784. — arXiv:astro-ph/0505260.
  • Bruce G. Elmegreen, Debra Meloy Elmegreen, Rupali Chandar, Brad Whitmore, and Michael Regan. Hierarchical Star Formation in the Spiral Galaxy NGC 628 (англ.) // The Astrophysical Journal. — IOP Publishing, 2006. — doi:10.1086/503797. — arXiv:astro-ph/0605523.
  • Michael W. Regan, Michele D. Thornley, Stuart N. Vogel, Kartik Sheth, Bruce T. Draine, David J. Hollenbach, Martin Meyer, Daniel A. Dale, Charles W. Engelbracht, Robert C. Kennicutt, Lee Armus, Brent Buckalew, Daniela Calzetti, Karl D. Gordon, George Helou, Claus Leitherer, Sangeeta Malhotra, Eric Murphy, George H. Rieke, Marcia J. Rieke, and J. D. Smith. The Radial Distribution of the Interstellar Medium in Disk Galaxies: Evidence for Secular Evolution (англ.) // The Astrophysical Journal. — IOP Publishing, 2006. — doi:10.1086/505382.
  • Kimberly A. Herrmann and Robin Ciardullo. Planetary Nebulae in Face-On Spiral Galaxies. II. Planetary Nebula Spectroscopy (англ.) // The Astrophysical Journal. — IOP Publishing, 2009. — doi:10.1088/0004-637X/703/1/894. — arXiv:0908.0531.
  • Kimberly A. Herrmann and Robin Ciardullo. Planetary Nebulae in Face-On Spiral Galaxies. III. Planetary Nebula Kinematics and Disk Mass (англ.) // The Astrophysical Journal. — IOP Publishing, 2009. — doi:10.1088/0004-637X/705/2/1686. — arXiv:0910.0266.
  • B. E. Warren, C. D. Wilson, F. P. Israel, S. Serjeant, G. J. Bendo, E. Brinks, D. L. Clements, J. A. Irwin, J. H. Knapen, J. Leech, H. E. Matthews, S. Mühle, A. M. J. Mortimer, G. Petitpas, E. Sinukoff, K. Spekkens, B. K. Tan, R. P. J. Tilanus, A. Usero, P. P. van der Werf, C. Vlahakis, T. Wiegert, and M. Zhu. The James Clerk Maxwell Telescope Nearby Galaxies Legacy Survey. II. Warm Molecular Gas and Star Formation in Three Field Spiral Galaxies (англ.) // The Astrophysical Journal. — IOP Publishing, 2010. — doi:10.1088/0004-637X/714/1/571. — arXiv:1003.1751.
  • Stéphane Herbert-Fort, Dennis Zaritsky, Daniel Christlein, and Sheila J. Kannappan. The Surface Mass Density and Structure of the Outer Disk of NGC 628 (англ.) // The Astrophysical Journal. — IOP Publishing, 2010. — doi:10.1088/0004-637X/715/2/902. — arXiv:1003.4536.
  • Hu Zou, Wei Zhang, Yanbin Yang, Xu Zhou, Zhaoji Jiang, Jun Ma, Zhenyu Wu, Jianghua Wu, Tianmeng Zhang, and Zhou Fan. Stellar Population Properties and Evolution Analysis of NGC 628 with Panchromatic Photometry (англ.) // The Astronomical Journal. — IOP Publishing, 2011. — doi:10.1088/0004-6256/142/1/16. — arXiv:1104.5177.