Ахернар

Самые удивительные звезды

Условия наблюдения

Ахернар – звезда, которую можно наблюдать в южных широтах, ниже 33 градусов северной широты. Поэтому в большинстве стран Северного полушария она не видна. В Южном полушарии неба Ахернар лучше всего виден в ноябре. Именно в этот период звезда выходит на линию небосвода во всей своей красе.

На небе, южнее 33 градусов северной широты, звезда никогда не садится за горизонт. Это позволяет жителям стран Азии и экватора круглогодично лицезреть ее облик.

В России Ахернар не наблюдается.

• Achernar at solstation.com
  • Созвездие Эридан (Eri)

Wikimedia Foundation . 2010 .

• Закон Рауля
  • Жетысай

Смотреть что такое “Ахернар” в других словарях:

АХЕРНАР — ? Эридана, звезда нулевой звездной величины … Большой Энциклопедический словарь

ахернар — сущ., кол во синонимов: 1 • звезда (503) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Ахернар — α Эридана, звезда нулевой звёздной величины. * * * АХЕРНАР АХЕРНАР, a Эридана, звезда нулевой звездной величины … Энциклопедический словарь

Ахернар — (α Эридана, звезда 0,5 визуальной звёздной величины, светимость в 980 раз больше солнечной, расстояние от Солнца 13 Парсеков. (α Эридана, звезда 0,5 визуальной звёздной величины, светимость в 980 раз больше солнечной, расстояние от Солнца … Большая советская энциклопедия

Ахернар — звезда 1 й величины, α Eridani. Среднее положение ее для эпохи 1890,0 AR = 1h33m37s, D = 57°47 45 … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

АХЕРНАР — а Эридана, звезда нулевой звёздной величины … Естествознание. Энциклопедический словарь

Ахернар — альфа Эридана, звезда нулевой звездной величины … Астрономический словарь

Ахернар (звезда) — … Википедия

Эридан (созвездие) — У этого термина существуют и другие значения, см. Эридан. Эридан … Википедия

Список звёзд и планетных систем в фантастике — Содержание 1 Ярчайшие звёзды 2 Ближайшие звёзды … Википедия

Звёзды, образующие созвездие Эридан

Здесь наблюдают невооруженным глазом около 190 светил. Давайте посмотрим на основные звездные компоненты региона.

Первый по яркости — Альфа — Ахернар. Это представитель главной последовательности с видимой звездной величиной 0,445. Кстати, это одна из десяти самых ярких звезд на всем небе (6-е место). Масса превышает массу Солнца в 8 раз, а по форме напоминает сплюснутый сфероид. К тому же звезда обладает невероятной скоростью вращения. Что, вероятно, привело к образованию вокруг него газового диска.

Следующим по яркости, как это часто бывает, является созвездие Бета. Он носит имя Курс и представляет собой синий гигант с видимой величиной 2796. Также он имеет высокую скорость вращения. Вдобавок выяснилось, что у него есть визуальный спутник.

Тета — двойная звезда Акамар, состоящая из светил спектрального класса A4 и A1. Средняя яркость 3.2.

Звезды созвездия Эридана

Дельта, также известная как Рана, относится к субгигантам с видимостью 3,54.

Область Эпсилон (Садира) выражается светилом главной последовательности с яркостью 3,736. Интересно, что это девятое по близости к Солнцу звездное тело. По мнению астрономов, его можно увидеть на небе невооруженным глазом. Кроме того, у него есть планета на орбите.

Омикрон-1 — желто-белый гигант. В то же время Omicron-2 — звезда, носящая имя Cade. На самом деле это тройная система, состоящая из трех карликов.

Кто такой желтый субгигант.

Это и 53 Эридана — оранжевые гиганты.

Ню, Тау-3, Тау-6, Каппа — субгиганты.

Наконец, Гамма (Заурак), Му, Тау-1, Тау-4, Тау-5, Тау-8, Тау-9 и Зета Эридана — двойные звезды.

Как видите, созвездие Эридана содержит множество различных звездных компонентов. Наверняка вместе они образуют эффектный союз.

Процион

Восьмая по яркости звезда на ночном небосводе, причем это двойная звезда. Есть Процион – А (основная), ее можно лицезреть на ночном небе без каких либо оптических приборов и Процион – В (белый карлик), его достаточно проблематично отыскать даже при помощи любительского телескопа. Процион находится на 17 месте по удаленности от Земли среди всех открытых звезд, на расстоянии примерно 11,4 световых года, что по космическим меркам не так уж и далеко.

Размер Проциона немного больше чем у нашего Солнца, однако он светит в 7,7 раз сильнее. По некоторым данным, запасы водорода на этой звезде практически исчерпаны, после полного исчерпания начнется процесс расширения Проциона. В конечном итоге размер звезды должен увеличиться по сравнению с текущим в 80-150 раз, а цвет должен измениться с желтовато-белого на оранжевый или красный. Согласно настоящей теории образования звезд, Солнце должно претерпеть таких же изменений после того как синтез гелия из водорода будет окончен.

С территории современной Украины можно наблюдать за этой звездой. Наиболее оптимальное время для наблюдений – январь-февраль. Кстати, Процион входит в созвездие Малого Пса, которое состоит из 2-х звезд.

Созвездия летнего неба

Лето в Южном полушарии длится с конца декабря до конца марта. Это лучшее время, чтобы наблюдать одни из самых больших созвездий на всем небе.

Гидра

Гидра – самое большое из всех созвездий. Несмотря на размер, в Гидре не так много ярких звезд. Самая яркая из них, Альфард, обозначает “сердце” небесной змеи. Наблюдатели с орлиным зрением могут попробовать найти голову Гидры – круг из звезд, расположенный между Регулом из созвездия Льва и Проционом из созвездия Малого Пса. Оптические приборы позволят разглядеть туманность Призрак Юпитера (NGC 3242), а также три объекта Мессье – звездные скопления М48 и М68 и галактику Южное Цевочное Колесо (М83).

Созвездие Гидры. Обычно оно ассоциируется с гигантским многоголовым чудовищем, побежденным Гераклом.

Эридан

Эридан ассоциируется с целым рядом как реальных, так и мифических рек в различных культурах. Это одно из самых длинных и тусклых созвездий. Его самую яркую звезду, Ахернар, можно легко найти с помощью Южного Креста. Остальная часть созвездия видна только в самых темных местах, вдали от городов и светового загрязнения. В Эридане находится большое количество галактик (например, группа галактик Эридана, NGC 1232, NGC 1300 и NGC 1309); чтобы увидеть их, возьмите с собой телескоп.

Научитесь находить самые яркие звезды: Сириус, Арктур, Полярную звезду и многие другие. Познакомьтесь с ночным небом с помощью этой инфографики!

Смотреть инфографику

Еще один примечательный объект глубокого космоса в Эридане – туманность Голова Ведьмы (IC 2118), получившая такое название потому, что она похожа на лицо ведьмы в профиль. Многие туманности выглядят как различные персонажи или объекты. Сможете ли вы угадать название туманности по ее фотографии? Проверьте это, пройдя наш тест!

Астрономы – странные люди, которые часто дают космическим объектам неожиданные названия. Давайте проверим, сможете ли вы отгадать названия туманностей по их фотографиям!

Созвездие Эридана. Древние греки считали Эридан рекой, опоясывающей плоскую Землю. Созвездие также соотносили с реками Нил в Египте и По в Италии.

Корма

Созвездие Кормы раньше было частью созвездия, представлявшего мифический корабль Арго. Оно было одним из крупнейших созвездий на небе, пока не было разделено на три созвездия поменьше – Корму, Киль и Парус. Самая яркая звезда Кормы носит название Наос, что в переводе с греческого означает «корабль». Корма содержит несколько интересных объектов, в том числе звездное скопление М47, которое видно даже невооруженным глазом. С помощью оптических приборов можно найти еще два объекта Мессье (М46 и М93), а также туманность Тухлое Яйцо и эмиссионную туманность NGC 2467, которая также известна как Череп и Кости.

Созвездие Кормы. Оно входит в семейство созвездий Небесные воды, наряду с Килем, Парусом и рядом других созвездий Южного неба, связанных с “морской тематикой”.

История

Эридан — древнее созвездие.

В одной (но только одной из известных мне!) Интерпретации месопотамских клинописных астрономических таблиц MUL.APIN единственная из звезд, то есть звезда Эриду (НУНки, а Эриду — шумерский город) соответствует звезда созвездия Эридана. Вообще, город Эриду, которому посвящена звезда, — первое городское поселение Шумера, а значит, и всего Ближнего Востока. В конце третьего тысячелетия до нашей эры он утратил свое значение как центр шумерской цивилизации и позже стал восприниматься как мифологический город, обитель богов.

Хотя река Эридан у греков традиционно располагалась к западу или северу, созвучие названий созвездий Эриду и Эридан наводит на мысль о некоторых смутных этимологических снах .. которые, однако, со вздохом мы отгоняем, как осы от клубники jam, потому что мы уклоняемся от этимологии дивана.

Эридан сначала был просто эпитетом для океана, затем был отождествлен с гипотетической рекой Фазис на востоке, затем с Нилом на юге и вскоре двинулся на север, в Европу. Похоже, что созвездие появилось и было отождествлено с Эриданом в то время, когда река находилась на юге. Трудно сказать, когда это было, но очевидно, что после Гесиода он жил в седьмом веке.

Созвездия, описанные Евдоссом

• Цефей
  • Эридан
  • Алтарь
  • Бык

Созвездие приписывают Евдоксу, который жил в первой половине 4-го века, хотя он, возможно, был только первым, кто описал созвездие. Таким образом, можно определить период VI — начало IV века.

Арат Солийский в «Явлениях», возможно, со слов Евдосса, пишет об Эридане следующее:

Созвездие входит в каталог Птолемея и называется просто Фиуме. В созвездии Птолемея 34 звезды.

Созвездия Птолемея «Альмагест

• Волк
  • Алтарь
  • Южная Корона
  • Южная рыба

Иногда греческие астрономы растягивали и без того длинное созвездие и относили его к звезде Ригель в Орионе.

Греки в общем называли созвездие ὁ̔ Ποταμός, Река, Поток, и, учитывая близость к созвездию Ориона, Река Ориона. Позже уже индивидуально — Ἐριδανός, Эридан.

Точно так же у римлян есть Флумен (Поток) и отдельные Эридан (Эридан) и Падус (Пад), река По, как географический аналог мифической реки (которая подробно описана в разделе «Мифология).

Есть латинское название Нилус (Нил). Например, в таблицах альфонсов издания 1521 года египетское название реки Гион появляется в описании созвездия: звездный поток Эридан, или Гийон, или Нил. Для любопытных это выглядит так на латыни: Stellatio fluvii id est Eridanus sive Gyon sive Nilus. Египетские корни и имя Мулда, Μέλας — это перевод автономного «Черного» Египта (Хем) на латынь и греческий соответственно. Отсюда латинизированное название реки Нил, Мело, которое также применялось к созвездию.

Наконец, остальные «водные» названия на латыни: Океан, Нерей, Нептун — Океан, Нерей, Нептун .

В средние века астролог и переводчик 13 века Майкл Скотт встретил вариацию на тему Эридана: музыкант или фигура, играющая на лошади (это струнный музыкальный инструмент). «Фигурка» была игроком на каком-то струнном инструменте, сидящим в карете. Скотт объяснил, что причиной катастрофы был Фаэтон, который вместо того, чтобы вести солнечную колесницу, играл на лире, отвлекая лошадей. Хороший. Скотт действительно не знал мифологии.

Общее название арабов в средние века было Аль-Нахр, Фиуме или Нар, Нахар, Альвахар в латинизированной форме. Между прочим, изначальная семитская форма Нахала дала Нилу название. Арабы также использовали название Вади, Канал (есть малоизвестный точный эквивалент «вади» — сток рек в арабских пустынях), которое, с одной стороны, было латинизировано в названиях созвездий Варди, Гуад, Гуаги, а с другой стороны, он хорошо известен в наземных топонимах, например, в названии испанской реки Гвадалквивир.

Эпсилон Эридана

Звезда, которая необычайно близка к Солнцу и очень похожа на нее по своим характеристикам, называется эпсилон Эридана. Действительно, от Солнца данная звезда расположена на расстоянии 10,5 световых лет, что в рамках космических расстояний является необычайно малой величиной. Данную звезду можно легко наблюдать без телескопа, ведь вместе с составляющими UB и BL в созвездии Кита, она представляет тройку ближайших к нам звезд.

Сравнение размеров звезды Эпсилон Эридана (слева) и Солнца

У эпсилон Эридана нет общеупотребляемого названия, но иногда ее можно встретить под именем Аль-Садира. Данное светило также располагается на главной последовательности и относится к классу К2. Звезда третьей величины незначительно уступает по своим характеристикам Солнцу: она на 15% легче его, а ее светимость равна лишь 30% солнечной. При этом эпсилон Эридана отличается наличием сильного электромагнитного поля и быстрым вращением вокруг своей оси – полный оборот совершается за 11 суток.

Эпсилон Эридана b

Звезда Эпсилон в созвездии Эридана интересна тем, что около нее было открыто целых два астероидных пояса. Оба они были обнаружены в 2008 году американскими астрономами. Один из них расположен на расстоянии в 3 астрономических единицы, а второй –  20 единиц от звезды. В окружении звезды предполагается существование как минимум одной экзопланеты, которой дали название эпсилон Эридана b. Данная планета имеет сходство с Юпитером, вращается вокруг звезды по довольно вытянутой орбите и удалена от нее на расстояние в 3,3 а.е.

Список самых ярких звёзд

Название Расстояние, св. лет Видимая величина Абсолютная величина Спектральный класс Небесное полушарие
Солнце 0,0000158 −26,72 4,8 G2V
23 Кастор (α Близнецов) 49 1,57 0,5 A1V + A2V Северное
24 Гакрукс (γ Южного Креста) 120 1,63 (перем) −1,2 M3.5III Южное
25 Шаула (λ Скорпиона) 330 1,63 (перем) −3,5 B1.5IV Южное

Вега

По яркости на всем ночном небе Вега занимает пятое место, в этой же номинации на северном полушарии почетное второе место. Эта звезда удалена от нас примерно на 25 световых года. Скорость вращения Веги в 100 раз больше чем у нашего Солнца (2 км/секунду) – 230 км/секунду, из-за этого имеет форму элипсоида или сплюснутой с полюсов сферы.

Важно отметить что Вега является самой изученной звездой после Солнца, а ее яркость долгое время принималась за 0, другими словами являлась стартовой или эталонной величиной для классификации яркости всех звезд. Вега относится к классу звезд главной последовательности, как и Солнце

Вега относится к классу звезд главной последовательности, как и Солнце. Однако, по подсчетам ученых, из-за большого диаметра, продолжительность жизни этой звезды в несколько раз меньше чем у Солнца и составит примерно 1 млрд земных лет.

Наблюдать за Вегой на ночном небе можно практически с любой точки мира, за исключением южной части Южной Америки и Антарктиды. На территории Украины наблюдать за ней можно практически круглый год. Оптимальным временем наблюдения считается лето.

Описание тел

Солнечная система представлена в виде 48 древних созвездий. Из всего списка выделяются незаходящие, которые размещены на широте 40 градусов и выше. С северного полушария можно наблюдать за ними на протяжении года. К главным незаходящим созвездиям относятся:

• Дракон.
  • Кассиопея.
  • Большая и Малая Медведица.
  • Цефей.

Их можно заметить с земли невооруженным глазом. Перед наблюдателем представлена плоская небосвода. В реальности расположение звезд на небе другое: одни тела дальше других. Во вселенной самой яркой считается Сириус. Он входит в состав Большого Пса. На местных северных широтах он является видимым только зимой. Сириус считается двойным небесным телом.

К необычным светилам относится Арктур. В состав красного гиганта входят лёгкие элементы, включая водород, гелий. С учётом уровня температуры и цвета звёзды классифицируются на 7 спектров (классов). Для их обозначения в астрономии используются латинские буквы. Цвета звёзд с их названиями зависят от следующих показателей:

• температура;
  • масса;
  • возраст.

Полярная считается путеводным знаком для моряков. Она практически не движется и указывает на север. Народные имена навигационной звезды:

• железный кол;
  • дыра в небе;
  • привязанный конь.

Другое светило для земной поверхности — Альдебаран. Оно двигается за скоплением Плеяд. Греки называли его «Глазом тельца».

В холод и жару, днем и ночью на небе мигают разные тела. Наиболее интересной считается Большая Медведица. В кончике созвездия находится Полярная звезда. Между Медведицами расположилось большое созвездие Дракон. С помощью обычного бинокля можно заметить на небе ν Дракона.

Ярче солнца считается мегагигант ρ Кассиопеи. Заметным астрономическим образованием является Орион. Крупные по объёму и росту тела, образующие пояс, называются тремя царями либо волхвами. В цепочку входит Цефей, который светит на протяжении всего года. Альдерамин — новая полярная звезда туманностью М31. Известный Арктур — альфа Волопаса, за которым находится галактика Egsy8p7. От неё до земного шара 13,2 млрд световых лет.

5 Ахернар

• Альтернативное название: α Эридана
  • Видимая звездная величина: 0,46
  • Расстояние до Солнца: 69 св. лет

Ахернар — ярчайшая звезда в созвездии Эридана и девятая по яркости на всём ночном небе. Расположена в южной оконечности созвездия. Из десяти ярчайших звезд, Ахернар самая горячая и самая голубая. Звезда необычайно быстро вращается вокруг оси, из-за чего имеет сильно вытянутую форму. Ахернар является двойной звездой. По состоянию на 2003 год, Ахернар — наименее сферическая звезда из всех изученных. Звезда вращается со скоростью 260—310 км/с, что составляет до 85% от критической скорости отрыва (break up velocity). Из-за большой скорости вращения Ахернар сильно сплющена — её экваториальный диаметр более чем на 50 % превышает её полярный диаметр. Ось вращения Ахернар наклонена под углом около 65% к лучу зрения.

Ахернар — яркая голубая двойная звезда с общей массой около восьми солнечных. Является звездой главной последовательности спектрального класса B6 Vep, со светимостью более чем в три тысячи раз больше Солнца. Расстояние от звезды до Солнечной системы — примерно 139 световых лет.

Наблюдения звезды на телескопе VLT показали, что у Ахернара есть спутник, находящийся на орбите на расстоянии примерно в 12,3 а.е. и вращающийся с периодом в 14-15 лет. Ахернар B — звезда с массой около двух солнечных, спектрального класса A0V-A3V.

Название происходит от арабского آخر النهر (ākhir an-nahr) — «конец реки» и скорее всего первоначально принадлежало звезде θ Эридана, которая носит собственное имя Акамар с той же самой этимологией.

4 Процион

• Альтернативное название: α Малого Пса
  • Видимая звездная величина: 0,38
  • Расстояние до Солнца: 11,46 св. лет

Для невооруженного глаза Процион выглядит как одинарная звезда. На самом деле, Процион представляет собой двойную звездную систему, состоящую из белого карлика главной последовательности под названием Процион А и слабого белого карлика под названием Процион B. Процион выглядит столь ярко не благодаря своей светимости, а из-за близости к Солнцу. Система расположена на расстоянии 11,46 световых лет (3,51 парсек) и является одним из наших ближайших соседей.

Происхождение имени Процион весьма интересно. Оно основано на долгом наблюдении. Дословный перевод с греческого «раньше Пса», более литературный — «предвестник собаки». Арабы звали его — «Сириус, проливающий слёзы». Все названия имеют прямую связь с Сириусом, которому поклонялись многие древние народы. Не удивительно, что наблюдая звёздное небо, они заметили предвестника восходящего Сириуса — Процион. Он появляется на небосклоне на 40 минут раньше, словно бежит впереди. Если представить Малого Пса в рисунке, то Процион следует искать в его задних лапах.

Светит Процион, как 8 наших Солнц и является восьмой по яркости звездой на ночном небе, светимость в 6.9 раза больше, чем у Солнца. Масса звезды в 1.4 раза больше массы Солнца, а диаметр в 2 раза. Он движется по направлению к Солнечной системе со скоростью 4500 м в секунду

Отыскать ПРоцион не сложно. Для этого необходимо встать лицом на юг. Отыскать глазами пояс Ориона и провести линию от нижней звезды пояса на восток.
Ориентироваться можно по более крупному созвездию Близнецов. По отношению к горизонту Малый Пёс находится под ними. А найти Процион в созвездии Пса не составит труда, потому что это единственный яркий объект, и он притягивает своим сиянием. Так как созвездие Малого Пса экваторильное, то есть поднимается над горизонтом совсем невысоко, в разное время года оно поднимается по-разному и лучшее время для его наблюдений — зима.

Альфа Центавра

Альфа Центавра является тройной звездной системой в созвездии Центавра (Кентавра) и третьей по яркости на ночном небе. Звезда, которую мы наблюдаем и привыкли называть Альфа Центавра, на самом деле состоит из двух звезд – «Альфа Центавра А» и «Альфа Центавра В», просто в силу большого расстояния (с точки зрения земного расстояние большое, а с точки зрения космического всего 4,36 светового года) свет двух звезд сливается воедино и мы видим обе звезды как одну яркую. Третья звезда этой звездной системы находится к нам ближе всего (ближайшая к Солнцу звезда) – Проксима Центавра или Альфа Центавра С, однако увидеть ее невооруженным глазом нельзя, она относится к классу красный карлик.

Обе главные звезды близки по характеристикам к нашему Солнцу, движутся они по эллиптической траектории вокруг общего центра масс.

Мы не можем без телескопа различить две звезды так как они находятся слишком близко друг к другу.

К сожалению, наблюдать Альфа Центавру с территории современной Украины нельзя, так как она находится южнее, под линией горизонта. Наблюдать звезду уже у линии горизонта можно начиная от +29°10′ северной широты, южнее Дели, Кувейта. В южном полушарии, при помощи Альфа Центавра определяется положение созвездия Южный Крест, который служит навигационным ориентиром в пространстве.

Три сливающиеся сверхмассивные черные дыры

В 2019 году международная группа астрономов обнаружила, что три массивные черные дыры находятся на пути столкновения друг с другом на расстоянии около миллиарда световых лет от Земли. Открытие было сделано благодаря объединению данных Слоановского цифрового обзора неба (SDSS), широкопольного инфракрасного обзора НАСА (WISE) и обсерватории Чандра.

Двойные и тройные массивные черные дыры встречаются крайне редко. Однако они могут возникать в результате галактических слияний. В данном случае три тесно вращающиеся галактики, каждая из которых имеет сверхмассивную черную дыру, вот-вот столкнутся и сольются в одну. Система из трех галактик обозначена как SDSS J084905.51+111447.2.

Исследования показывают, что система демонстрирует интенсивную яркость при наблюдении в инфракрасном диапазоне волн. Это свидетельствует о наличии одной или нескольких быстро питающихся черных дыр.