Открытый дважды: как уильям гершель обнаружил планету уран в xviii веке и что мы знаем о ней теперь

Койпер, джерард петер

Кто открыл Юпитер

Фотография Юпитера сделанная космическим аппаратом «Вояджер-1»

Крупнейшую планету нашей Солнечной системе, Юпитер, наблюдают с самых древних времен. Она помогала китайцам вести 12-летний цикл, и ее назвали в честь царя римских богов. Также она была целью многих астрономов. Галилей первым наблюдал четыре главных спутника Юпитера, теперь известные как галилеевы луны: Ио, Европа, Ганимед и Каллисто, названные в честь любовников Зевса. Астроном Роберт Гук обнаружил крупную систему бурь на газовом гиганте, а в 1665 году это подтвердил Джованни Кассини, параллельно впервые заметив Большое Красное Пятно, которое формально было обнаружено в 1831 году. Не имея под собой твердой почвы, бури на Юпитере бушуют как только могут. Астрономы Джованни Борелли и Кассини, используя орбитальные таблицы и математику, обнаружили нечто странное: будучи в оппозиции к Земле, Юпитер на семнадцать минут опаздывает относительно расчетов, что говорит о том, что свет не является мгновенным явлением, а имеет задержку.

В 1900-х годах наблюдения привели к другим открытиям: используя радиотелескоп для изучения Крабовидной туманности с 1954 по 1955 год, астроном Бернард Берке обнаружил помехи с одной части неба и в конце концов выяснил, что Юпитер излучает волны вместе с излучением планеты. В 1973 году миссии «Пионера» стали первыми зондами, пролетевшими мимо планеты и сделавшими ряд близких снимков. В 1977 году с Земли были запущены две миссии зондов «Вояджер-1» и «Вояджер-2», предназначенные для изучения внешних планет Солнечной системы. Первый из них достиг Юпитера двумя годами позже: «Вояджер-1» прибыл в марте 1979 года, а «Вояджер-2» — в июле 1979 года. Оба обнаружили много полезной информации о планете и ее спутниках, прежде чем отправиться дальше, нашли небольшую систему колец и дополнительные спутники. В 1992 году к Юпитеру прибыла миссия «Улисс»; в 1995 году на орбиту планеты вышли зонды «Галилей»; «Кассини» пролетел в 2000 году, а «Новые горизонты» — в 2007. В 1994 году ученые также наблюдали нечто невероятное: в южный горизонт Юпитера врезалась планета Шумейкера-Леви, оставив огромный шрам в атмосфере планеты. В настоящее время предпринимаются попытки изучать спутники Юпитера, некоторые из которых могут быть прекрасными кандидатами для жизни.

Размер масса и орбита

Миранда является наиболее близким спутником Урана. Расстояние от него до планеты 129900 км, что в два раза ближе, чем от Луны до Земли.

В диаметре сателлит достигает 480 км и считается одним из самых маленьких объектов Солнечной системы, которому удалось достичь гидростатического баланса.

Параметры сателлита:

• значение радиуса — 235,8 ед. (3,69% земного);
  • размеры — 240,4×234,2×232,9 км;
  • массовая величина — 6,59±0,75⋅1019 кг;
  • показатель наклонения оси к экватору — 4,338º;
  • среднее орбитальное ускорение — 6,66 м/с;
  • отсутствие магнитного поля.

Орбитальный период сателлита составляет 1,41 земных суток и совпадает с периодом ротации. Вращение по траектории синхронизируется с осевым, что ведет к гравитационному блоку сателлита и планеты.

Миранда повернута к Урану только одной стороной, и ее путь лежит только в магнитосфере планеты. Собственной атмосферы у сателлита не обнаружено.

Ведомое полушарие (направленное в сторону, противоположную орбитальному движению) постоянно находится под бомбардировкой высокоскоростных элементов магнитосферной плазмы. Ученые считают, что это является причиной потемнения атакуемой части спутника.

Изображение спутника Миранда с улучшенными текстурами от проекта «Celestia Origin». Credit: Celestia Origin/astronomy.ru.

Когда нашли Уран

Уран — “неправильная” планета, которая была опрокинута набок в результате космического катаклизма

Седьмую планету, Уран, было сложно найти без помощи телескопов, поэтому ее история не такая длинная, как у других планет. Наблюдая за небесами в декабре 1690 года, астроном Джон Фламстид первым обнаружил планету, но решил, что это звезда 34 Tauri. И только 31 марта 1781 года Гершель первым решил, что эта звезда на самом деле является кометой. Дальнейшее изучение этой «кометы» привело к тому, что она оказалась планетой. Гершель назвал ее Georgium Sidus в честь короля Георга Третьего, но в конце концов планета получила название Урана в честь Хроноса. Открытие было беспрецедентным: нашли самый далекий объект в Солнечной системе. В 19 веке астрономы отметили кое-что странное в орбите этого объекта: он не отвечал математическим теориям и отклонялся от своего курса. Очевидно, на него оказывало влияние что-то еще, дальше в Солнечной системе.

Но самой необычной особенностью планеты была ее ориентация: вместо того чтобы вращаться как другие планеты в системе, Уран лежит и вращается на боку. Причина этого неизвестна; в качестве теории выдвигают планетарное столкновение. В 2009 году члены Парижской обсерватории предположили, что когда планета была в зародышевом состоянии, в планетарном диске сформировалась луна, которая раскачала планету. В 1986 году зонд «Вояджер-2» прошел мимо Урана, изучив атмосферу планеты и открыв ряд дополнительных спутников и кольцевую систему. Он стал первым и единственным зондом, достигшим этой планеты; в настоящее время не планируется никаких дальнейших миссий.

Подарок вселенского масштаба

Леверье повезло самым неожиданным образом. Письмо из Парижа пришло в Берлин именно в тот день, когда директор обсерватории, придворный астроном прусского короля Иоганн Энке отмечал 55-летие и отменил в предстоящую ночь наблюдения. Поэтому он разрешил своему ассистенту Иоганну Галле выполнить просьбу парижского коллеги. Правда, Энке не преминул заметить, что занятие это весьма сомнительное и будет лишь пустой тратой времени. Живший при обсерватории немецкий студент Генрих д’Арре (фамилия досталась ему от французских предков) попросил разрешения поучаствовать в наблюдениях, на что Энке также согласился. Это стало вторым везением, поскольку именно благодаря д’Арре предстоящим наблюдениям суждено было стать успешными. Как только стемнело, Галле навел телескоп на участок неба, координаты которого были указаны в письме, и попытался увидеть там новую планету, которая должна была отличаться от звезд наличием заметного диска. Такого объекта в поле зрения телескопа не оказалось. Это означало, что для поиска планеты, которая, по словам Леверье, «ожидает своего открытия», предстояло записать координаты множества звезд на этом участке неба, а на следующий день повторить наблюдения, чтобы обнаружить объект, положение которого изменилось. Это и будет искомая планета, перемещающаяся на фоне неподвижных по отношению друг к другу звезд. Работа предстояла долгая и тщательная. Однако Генриху д’Арре пришла мысль ускорить и облегчить ее, воспользовавшись подробной картой звездного неба. Такие карты для различных участков как раз и готовила в те годы Берлинская обсерватория. Пройдя темными коридорами, они стали рыться в шкафах, и снова везение карта на нужный район обнаружилась! Причем это был самый последний из листов, только что отпечатанный и еще не разосланный в другие обсерватории. И вот Галле вновь смотрит в телескоп, произнося вслух координаты каждой звезды, а д’Арре сличает их с картой, отвечая: «Есть, есть» Полчаса спустя, в начале первого ночи, в башне обсерватории раздался радостный возглас: «Этой звезды нет на карте!» Расхождение с координатами, указанными Леверье, было менее 1°. Несмотря на поздний час, Генрих д’Арре побежал домой к директору обсерватории, чтобы сообщить ему экстраординарную новость. Энке тут же отправился в обсерваторию и успел увидеть новую планету еще до того, как это тусклое пятнышко скрылось за горизонтом. Но с сообщением об открытии берлинские астрономы торопиться не стали нужно было абсолютно точно убедиться, что это планета, а не звезда. На следующий день с погодой вновь повезло небо было совершенно ясным, поэтому, как только стемнело около девяти вечера, все трое продолжили наблюдения и увидели, что за прошедшие сутки объект сместился относительно неподвижных звезд. Теперь стало ясно, что планета, предвычисленная Леверье, обнаружена! На следующее утро в Париж полетело письмо с радостной вестью, а оттуда в скором времени пришли поздравление и благодарность, а также предложение Леверье назвать новую планету Нептуном, а не Янусом, как хотел Галле. Поначалу это название не стало общепринятым, и в газетах ее называли просто планетой Леверье. Сам же факт открытия стал крупнейшим событием найдена еще одна, восьмая, планета Солнечной системы. Причем найдена не случайно, а путем научных расчетов, безукоризненность которых получила абсолютное подтверждение. История открытия Нептуна навечно поселилась во всех учебниках астрономии. По указанным координатам новую планету отыскали астрономы разных стран. Началось с Европы, а затем новость достигла и России, где Нептун первым наблюдал в ноябре 1846 года ректор Казанского университета знаменитый астроном Иван Симонов, один из первооткрывателей Антарктиды. Франция награждает и Леверье, и Галле орденом Почетного легиона. Лондонское королевское общество (Британская академия наук) присуждает Леверье высшую награду медаль Копли. Петербургская академия наук избирает его почетным членом. И еще никто не подозревает, что вот-вот дело об открытии новой планеты получит совсем иной оборот на бесспорный приоритет Леверье будет брошена незаслуженная тень. Сделают это коллеги по профессии астрономы из соседней Англии.

Подробности издалека

Смена времен года на Нептуне, как и на Земле, происходит по мере движения планеты вдоль орбиты, потому как ось вращения Нептуна отклонена от вертикального положения на 30°, что напоминает наклон земной оси (23,5°). Только вот продолжительность каждого сезона там гораздо длиннее 41 год! Когда в сторону Солнца обращено южное полушарие Нептуна, то над районом южного полюса 41 год длится полярный день, и в южном полушарии все это время лето. Оно началось там как раз в этом году и продлится до 2046 года. В этот период вокруг северного полюса Нептуна будет царить полярная ночь. С приходом лета в южное полушарие изменились и атмосферные процессы на Нептуне возникло несколько крупных вихрей, которые меняют свою форму и даже исчезают совсем. Эти изменения наблюдаются с помощью космического телескопа «Хаббл», расположенного на орбите вокруг Земли, поскольку в обычные телескопы атмосферные образования на Нептуне разглядеть трудно.

В областях планеты, удаленных от полюсов, Солнце восходит и заходит с обычной частотой, соответствующей времени оборота Нептуна вокруг своей оси. Вот в этом он оказался намного проворнее Земли сутки на нем длятся всего лишь 16 часов 7 минут. Поэтому за свой год Нептун успевает сделать 89 630 оборотов вокруг оси, то есть именно столько нептунских дней в его году! Таким образом, каждый из сезонов длится примерно по 22 400 нептунских суток.

Расположенный в 30 раз дальше от Солнца, чем Земля, Нептун не виден невооруженным глазом, поэтому он долгое время и оставался неизвестным

С его открытием наука получила очень важное звено для понимания того, как сформировались планеты Солнечной системы. В сравнительной планетологии, науке о геологическом строении планет, Нептун, как и его «близнец» Уран, занимает промежуточное положение между планетами земной группы и газовыми гигантами Юпитером и Сатурном, которые иногда даже называют несформировавшимися звездами

При образовании Солнечной системы наименее летучие химические элементы остались в нагретых окрестностях Солнца, и из них создались Меркурий, Венера, Земля, Луна и Марс планеты с большой плотностью, среди которых есть даже имеющие железное ядро. Летучие, легкие химические элементы были вынесены во внешнюю область Солнечной системы, где из них возникли газовые планеты-гиганты Юпитер и Сатурн. А на наиболее холодной окраине сконденсировались газово-ледяные Уран и Нептун, которые тоже называют планетами-гигантами, хотя они по диаметру в 23 раза меньше Юпитера и Сатурна, но все-таки в 4 раза больше Земли.

Обнаружение объектов пояса Койпера (ОПК)

Многое в темной и далекой области пояса Койпера было загадкой до 1992 года.

Именно тогда был обнаружен второй Койпер после Плутона.

Двое ученых, Дэвид Джуитт (David Jewitt) и Джейн Луу (Jane Luu), считали, что Вселенная не пуста.

Из-за этого они начали поиск астрономических объектов за пределами орбиты Нептуна.

Они начали сканировать небо в 1987 году, используя телескопы из разных обсерваторий.

Пара провела свое исследование с компаратором мигания, как Клайд Томбо (Clyde Tombaugh), когда он открыл Плутон.

Они проводили свои исследования в Национальной обсерватории Китт-Пик (KPNO) в Аризоне и Межамериканской обсерватории Серро-Тололо (CTIO) в Чили.

Позже они перевели учебу в Гавайский университет.

А вы знали?

Centaurus — это другой тип объектов, которые вращаются вокруг Солнца между Юпитером и Нептуном.

Они, вероятно, из пояса Койпера, но были вытолкнуты внутрь гравитацией Нептуна.

В 1992 году Джуитт и Луу наконец нашли кандидата в ОПК, который находился в 44 а. е. от Солнца.

На таком расстоянии этот красноватый объект был даже дальше, чем Плутон (39,5 а. е.).

Двое первооткрывателей хотели назвать этот объект «Smiley».

Однако это имя уже было присвоено астероиду «1613 Smiley».

Вместо этого он был условно обозначен (15760) «1992 QB1».

В 2018 году ему было присвоено постоянное название «15760 Albion».

Наследие открытия Альбиона привело к открытию многих других транснептуновых объектов (ТНО).

Фактически, в 2018 году было известно более 2000 ОПК.

Объекты в поясе Койпера можно разделить на два больших класса: классические и резонансные.

Они сгруппированы на основе влияния Нептуна на их орбиты.

Классические ОПК

Классические ОПК также называют «cubewanos».

Они лежат на среднем расстоянии от 40 до 50 а. е. от Солнца.

По сравнению с другими объектами пояса кубевано имеют относительно круглые орбиты, которые не сильно наклонены.

Кроме того, их орбиты не контролируются влиянием Нептуна.

Есть два типа классической ОПК: холодные и горячие.

Холодные классические ОПК

Холодные классические ОПК имеют орбиты с низким эксцентриситетом и наклонением.

Они относительно более круглые и не наклонены к плоскости планет.

Поскольку их орбиты не вытянуты, они в основном остаются на одном и том же расстоянии от Солнца.

К этой популяции относится большинство классических тел.

Горячие классические ОПК

Орбиты горячих классических ОПК более эллиптические и наклонные.

Поскольку их орбиты вытянуты, будут времена, когда они будут ближе к Солнцу.

В некоторых частях своих орбит они также будут дальше.

Горячие классические ОПК взаимодействовали с гравитацией Нептуна в прошлом, из-за чего их орбиты наклонялись и вытягивались.

Напротив, холодные классические ОПК никогда не приближались к планете-гиганту.

Из-за этого их орбиты остаются невозмущенными.

Резонансные ОПК

Распространение транснептуновых объектов.

Объекты, занимающие более сильные резонансы, отмечены красным цветом.

Резонансные ОПК имеют орбиты, которые находятся в стабильном и повторяющемся образце с Нептуном.

Это означает, что за каждое определенное количество оборотов, которые они завершают, Нептун также завершает определенное количество.

Это больше похоже на соотношение.

Например, Плутон находится в резонансе 2:3 с Нептуном.

Это означает, что он совершает 2 оборота вокруг Солнца на каждые 3 оборота Нептуна.

Помимо этого, есть и другие резонансы, такие как 1:1, 1:2 и 2:5.

Эти числа можно записать и по-другому, например, 3:2 для Нептуна и Плутона.

Поскольку транснептуновые объекты имеют более длительный период обращения, чем Нептун, им соответствует меньшее число.

Платин (Plutinos)

Как и Плутон, многие объекты находятся в том же резонансе 2:3 с Нептуном.

Из-за этого была создана категория Plutinos.

Большинство резонансных объектов относятся к этой категории.

По состоянию на февраль 2020 года подтверждено уже 383 plutinos.

Заметки

1. Камеры в Рейнджер VIII были включены за 23 минуты до столкновения, и космический корабль передавал изображения обратно на Землю, пока не упал на поверхность и не был разрушен. Результат полета будет тщательно изучен группой известных лунных ученых, среди которых Джерард П. Койпер и Юэн А. Уитакер Университета Аризоны и Гарольд К. Юри Калифорнийского университета. — Брукс и Эртель (1976, с. 75)
  2. В Премия Койпера признает выдающихся участников планетология, и ежегодно присуждается ученым, чьи жизненные достижения наиболее продвинули наше понимание планетных систем. Среди победителей этой награды Карл Саган, Джеймс Ван Аллен, и Юджин Шумейкер.

Как нашли Землю

Земля является уникальной во Вселенной

Земля непрерывно наблюдалась человечеством с самого момента его появления. Но хотя мы знали, что стоим на твердой земле, чтобы выяснить истинную природу нашего дома, пришлось немного подождать. На протяжении многих веков люди считали, что Земля не является таким же объектом, как и наблюдаемые над ней: все вращалось вокруг Земли. Уже во времена Аристотеля философы определили, что Земля имеет сферическую форму, наблюдая тень от Луны.

Миколай Коперник — известный также как Николай — постулировали гелиоцентрический вид Солнечной системы еще в 1514 году. Книга «О вращении небесных сфер» была впервые опубликована в 1543 году и поставил под сомнение общепринятую точку зрения. Теория была спорной, но за ней последовали три объемных работы Иоганна Кеплера на тему коперниканской астрономии. Кеплер разработал три закона движения планет: «Планеты движутся вокруг Солнца по эллипсу, с Солнцем в одном из фокусов», «Каждая планета движется в плоскости, проходящей через центр Солнца, причём за равные промежутки времени радиус-вектор, соединяющий Солнце и планету, описывает равные площади», «Квадраты периодов обращения планет вокруг Солнца относятся как кубы больших полуосей орбит планет». Эти законы помогли определить движение планет и позволили нам усомниться в предыдущем виде Солнечной системы. Поначалу теории Кеплера не были популярны, но в конце концов разошлись по всей Европе. К тому моменту, когда Коперник опубликовал свои взгляды, экспедиция Фернана Магеллана смогла обогнуть земной шар в 1519 году.

И только 24 октября 1946 года мы смогли взглянуть на наш родной мир, когда первый снимок Земли был сделан с помощью модифицированной ракеты «Фау-2», запущенной с полигона в Нью-Мексико.

Пояс, который он не увидел

Как и у любого другого астрофизика, в числе достижений Койпера – открытие большого числа красных и белых карликов, а также двойных звёзд. Были и такие исследования, в успех которых сам Койпер категорически не верил. Так, он отрицал то, что за орбитой Нептуна есть некое образование из твердых тел. Углубленные исследования гипотезы Койпера были начаты в 1987 году бостонским астрофизиком Дэвидом Джуиттом. Для наблюдений привлекали обсерватории Сьерро-Толо (Чили) и Китт-Пик (США). В обработке данных использовались ПЗС-матрицы, с помощью которых стало возможным сохранять до 90% света, исходившего от изучавшего его  источника.

Пояс Койпера

С 1988 года работы продолжались в обсерватории Мауна-Кеа на Гавайских островах. Применение мощного 2,24м телескопа дало возможность увеличить поле ПЗС-матриц. 30 августа 1992 года был обнаружен слабосветящийся объект 1992QB, через полгода – 1993FW. Так было доказано существование пояса Койпера. В различных публикациях это образование называют также поясом Койпера – Эджворта, добавляя фамилию ирландского астронома-теоретика, впервые высказавшего предположение о наличии пояса в 1943 году.

В шестидесятые годы ХХ века в связи с решением США отправить экспедицию для высадки на Луне учёный всецело отдаёт свой исследовательский талант на изучение окололунного пространства. В рамках программы «Рейнджер» он занимается фотосъёмкой различных участков Луны для определения наиболее подходящих мест высадки экипажей на поверхность спутника. Отдельной задачей становится создание лунного атласа – подробной карты всех  видимых участков и различных неровностей Луны, всегда обращенной к Земле одной стороной. Другую ещё только предстояло увидеть и исследовать в недалёком будущем. Койпер также определил, что в составе лунного грунта находится базальт.

Джерард Койпер

Закономерный итог гигантского объёма исследований астрофизиков в середине ХХ века, на заре применения в астрофизике высокоточных электронных спектральных анализаторов и огромных рефлекторных и рефракторных телескопов – коллективные научные труды «Солнечная система» (4 тома, 1953-1958г.г.) и «Звёзды и звёздные системы» (9 томов, 1960-1968г.г.).

Блестящая научная карьера Джерарда Петера Койпера изобилует самыми престижными наградами в области астрофизики. Он лауреат премий Жюля Нансена (1951), Генри Норриса Рассела (1959). В числе наград – медаль им.Жансена (Франция) и медаль им.Риттенхауза (США). Именем Койпера назван астероид 1776. Успехи исследователей в области астрофизики ежегодно отмечаются медалью Койпера, учрежденной Отделом планетарных наук астрономического общества США.

Космические исследования Миранды

Сделанные аппаратурой того времени фотографии имеют разрешение 500 м. Заснято 40% поверхности, при этом 35% позволили выполнить геологическое кадрирование.

До сих пор остается тайной, что представляет собой северное полушарие сателлита, поскольку экспедиции к его поверхности больше отправлены не были. Всю современную информацию ученые черпают из наземных наблюдений.

Согласно последней информации, NASA планирует запуск миссии Uranus orbiter and probe (к 2023 г.). В задачу проекта входит изучение Урана, его атмосферы, спутников и колец.

Время в пути до седьмой планеты — 13 лет. Инновационный атмосферный зонд в составе миссии позволит ученым узнать больше о Миранде.

Космическим обществом Европы также обсуждается программа Uranus Pathfinder. В будущем она даст возможность получить больше информации о планете и ее спутниках.

Ураганы в царстве холода

Толщина газовой оболочки вокруг Нептуна достигает нескольких тысяч километров от пяти до восьми, по разным расчетам. В ее составе 80% водорода, 19% гелия и 1% метана. Метан хорошо рассеивает синие лучи, что придает Нептуну цвет, вполне соответствующий его «морскому» названию синий со слабым зеленоватым оттенком. Динамика атмосферы Нептуна весьма активная, несмотря на то что планета расположена очень далеко от Солнца и получает от светила в 900 раз меньше энергии на единицу площади, чем Земля. Температура на внешней поверхности облаков чрезвычайно низкая всего лишь 214°С. Однако Нептун излучает в пространство энергии в 2,5 раза больше, чем ему достается от Солнца. Это свидетельствует о том, что внутри планеты происходит выделение энергии. О причине такого процесса четкого суждения нет это может быть либо естественный радиоактивный распад в породах каменного ядра Нептуна, либо высвобождение гравитационной энергии, если его недра все еще сжимаются в продолжающемся процессе формирования планеты. В любом случае атмосфера нагревается изнутри и находится в постоянном движении. Ветры дуют с запада на восток, перенося воздух в направлении, параллельном экватору. Вблизи полюсов их скорость намного больше, чем около экватора. Удивительно, что у планеты, атмосфера которой с наружной стороны самая холодная в Солнечной системе, скорости ветров самые большие. Не последнюю роль в этом играют и низкие температуры, уменьшающие вязкость газов, образующих атмосферу, а также быстрое вращение самой планеты. На Нептуне ветры достигают ураганной силы, перемещаясь со скоростью до 2 000 км/ч (560 м/с). На Земле ураганом считается ветер, скорость которого превышает 30 м/с. Такие ветры оказались большим сюрпризом для ученых, предполагавших до полета «Вояджера», что холодная атмосфера Нептуна представляет собой малоподвижное «сонное царство», а вместо этого обнаружился бушующий мир ураганов. Наиболее крупные атмосферные вихри на Нептуне достигают нескольких тысяч километров в поперечнике. На общем светло-синем фоне планеты эти образования имеют вид овалов очень темного, густо-синего цвета, за что получили название «темных пятен». Они возникают в атмосфере на определенное время, иногда достаточно длительное несколько месяцев или даже лет, а затем постепенно рассасываются и исчезают. Самый крупный из наблюдавшихся до сих пор ураганов, названный Большим Темным пятном, располагался в южном полушарии Нептуна в 1989 году, когда около планеты пролетала станция «Вояджер-2». Диаметр этого вихря превышал диаметр нашей Земли. На снимках хорошо видны детали строения громадного урагана темная центральная часть и окаймляющее ее светлое кольцо облаков, постоянно движущихся по кругу с гигантской скоростью. Это был огромный вихрь, в центре которого виднелись глубинные, более темные слои атмосферы Нептуна. Пять лет спустя на снимках, сделанных с околоземной орбиты космическим телескопом «Хаббл», Большого Темного пятна обнаружено не было: этот ураган либо затих, либо оказался закрыт сверху сплошной облачной пеленой. Для всех темных пятен в атмосфере Нептуна характерна яркая белая кайма с приполярной стороны. Это, скорее всего, метановый иней на наиболее холодных участках облаков.

Дальнейшее изучение планеты Уран

Планета Уран удалена от Солнца примерно на 3 миллиарда километров и превышает объем Земли практически в 60 раз. Открытие планеты такого масштаба было первым в истории науки фактом обнаружения планет с помощью мощного телескопа, так как ранее известные пять планет издавна наблюдались лишь на небе.

Новая планета показала, что Солнечная система более чем в два раза шире, и принесла славу своему первооткрывателю.

В современное время Уран лишь один раз был посещен космическим кораблем “Вояджер 2”, пролетавшим мимо на расстоянии 81 500 километрах 24 января 1986 года.

“Вояджеру 2” удалось передать более тысячи снимков поверхности планеты и массу других данных о планете, её спутниках, присутствии колец, составе атмосферы, информации о магнитном поле и околопланетном пространстве.

Снимок планеты Уран сделанный аппаратом «Вояджер-2» на отлете к Нептуну

С помощью различных инструментов корабль изучал состав ранее известного одного кольца, и открыл еще два новых околопланетных кольца Урана. По полученным данным стало известно, что период вращения планеты 17 часов 14 минут.

У Урана было обнаружено наличие магнитосферы, значительной по величине и настолько же необычной.

По сей день исследование Урана затруднено вследствие значительной удаленности планеты. Несмотря на это крупные астрономические обсерватории продолжают наблюдения за планетой. И всего лишь за несколько последних лет у Урана было обнаружено шесть новых спутников.

Дальше только звезды

Так называлась статья о полете «Вояджеров» известного российского планетолога Леонида Ксанфомалити, написанная еще в 1990 году. С тех пор ничего не изменилось. Разве что тогда, в 1990 году, «Вояджеры» еще не были самыми далекими рукотворными объектами — «Пионеры» были дальше. Однако 17 февраля 1998 года «Вояджер-1» обогнал «Пионер-10» и стал самым удаленным от Земли рукотворным объектом. Так и остается по сей день. «Вояджер-1» на момент написания этой статьи находился в 123,5 а. е. от Земли (больше 17 световых часов), «Вояджер-2» — чуть далее, чем в 101 а. е.

То, что некоторые приборы на аппаратах продолжают работу, оживило достаточно умозрительную ранее дискуссию: что же считать границей Солнечной системы и когда аппараты выйдут за ее пределы? Орбиты всех крупных планет давно уже позади, и как определить, «мы еще тут или уже там»?

Существует несколько границ, которые нужно пересечь аппарату. Первая — так называемая пограничная ударная волна, или termination shock. Это граница гелиосферы, на которой солнечный ветер из-за столкновения с межзвездной средой резко тормозится до звуковых скоростей. Оба аппарата преодолели эту границу: «первый» — в 2004-м, «второй» — в 2007 году. Дальше аппаратам предстоит пройти гелиопаузу — место, где солнечный ветер окончательно тормозится и перемешивается с межзвездной средой.

Впрочем, в декабре 2012 года «Вояджер-1» вышел в область, которую вообще не предсказывали, там направление и энергия частиц, регистрируемых аппаратом, вообще ни на что не похожи. Пока эту зону окрестили «магнитным хайвеем», а теоретики начали строить новые модели. Так что пока аппарат еще не вышел в межзвездное пространство. Что же касается границ Солнечной системы… Открытая в 2003 году транснептуновая планета Седна в самой дальней точке своей орбиты удаляется от Солнца на 960 а. е. «Вояджерам» туда еще лететь и лететь.