Что такое солнечная система

Давайте поговорим о орбитах планет

Введение в проблему

Согласно эмпирическому правилу Тициуса-Боде (1766 г.)
полуоси планет Солнечной системы Rn (в а.е.) могут быть приближённо вычислены по такой формуле:

Rn = 0,4 + 0,3 × 2n-2,

где n — номер планеты, начиная от Меркурия ,
за исключением самого Меркурия, т.к. для него степень равна yt -1, а -∞ (см. табл. 1).

Иначе, для любой планеты расстояние от неё до самой внутренней планеты (Меркурия) в 2 раза больше,
чем расстояние от предыдущей планеты до этой внутренней.

По существу, формула выражает геометрическую прогрессию: 0; 3; 6; 12; 24; 48 и т.д.
Если к каждому члену этой прогрессии прибавить 4, а полученную сумму разделить на 10,
то получается последовательность, числа которой с определенной погрешностью
выражают средние расстояния планет от Солнца в астрономических единицах.

Есть вариант этого правила, где в степени стоит не (n-2), а n — тогда принимается,
что номер планеты считается от Земли, для Венеры он нулевой, а для Меркурия — также -∞.
Если в обоих вариантах формулы для Меркурия принимать значение из ряда (1 и -1, а не минус бесконечность),
то расчитанное для него расстояние от Солнца будет завышено на 0,15 астрономических единиц.

Планета  Показательстепени n Степнноймножитель РасчётноерасстояниеRn а.е. ИстинноерасстояниеR, а.е. Абсолютнаяпогрешность
Меркурий -∞ 0,4 0,39 -0,01
Венера 1 0,7 0,72 0,02
Земля 1 2 1,0 1,0 0,0
Марс 2 4 1,6 1,52 -0,08
Астероиды 3 8 2,8 2,20-3,65
Юпитер 4 16 5,2 5,20 0,0
Сатурн 5 32 10,0 9,54 -0,46
Уран 6 64 19,6 19,18 -0,42
Нептун 7 128 38,8 30,06 -8,74
Плутон 8 256 77,2 39,44 -37,76
2014 UZ224 9 512 154 155 ?

Табл. 1. Расстояния планет от Солнца по правилу Тициуса-Боде.

Устойчива ли орбита Земли?

По законам Кеплера планеты могут вращаться вокруг звезды бесконечно долго, однако из-за отклонений от этих законов возможен вариант и неустойчивости, когда планеты покидают свою орбиту или, наоборот, падают на светило. Аналитически рассчитать это невозможно, поэтому приходиться применять компьютерное моделирование.

Проведенные расчеты не позволяют однозначно предсказать судьбу планет Солнечной системы. В некоторых моделях Меркурий либо падает на Солнце, либо сталкивается с Венерой или Землей. Также он может спровоцировать столкновение других планет. Но произойдет это через миллиарды лет.

Мне нравится8Не нравится1

Движение верхних планет

На самом деле, оно осуществляется по аналогии с внутренними объектами нашей системы. У них соответственно сменяется прямое и попятное перемещение по небесной сфере. Во время нахождения на западе вслед за солнечным заходом, они двигаются прямо, так же как и Солнце. Правда, скорость движения внешних планет меньше его. Но догнав светило — соединяется с ним. После чего, Солнце обгоняет планетный объект и мы наблюдаем его на востоке.

Как итог, планета замедляется и останавливается, а потом начинается попятный процесс. В какой-то момент она попадает в точку на небе, противоположную солнечному расположению. К слову, это называют противостоянием. То есть в это время между центральной звездой и планетой находится Земля.

Между тем, спустя некоторый промежуток времени планета останавливается и вновь меняет своё направление. В принципе, цикл повторяется.

Схема противостояние Марса

Стоит отметить, что положения планетных тел никак не связаны с земным суточным вращением.Конечно, очень любопытно как небесные тела взаимодействуют между собой, как они перемещаются. Вообще всё, что с ними связано вызывает интерес. Прежде всего потому что наша Земля принимает непосредственное участие в этом. Она также подчиняется законам Вселенной, которые люди пытаются постичь.главное слово-движение планет.

Почему Земля крутится вокруг оси?

В Средневековье люди считали, что Земля неподвижна, а Солнце и другие планеты вертятся вокруг нее. Только в XVI веке астрономам удалось доказать обратное. Несмотря на то что многие связывают это открытие с Галлилеем, на самом деле оно принадлежит другому ученому – Николаю Копернику.

Именно он в 1543 году написал трактат «Об обращении небесных сфер», где выдвинул теорию о движении Земли вокруг Солнца. Долгое время эта идея не получала поддержки ни со стороны его коллег, ни со стороны церкви, но в итоге оказала огромное влияние на научную революцию в Европе и стала основополагающей в дальнейшем развитии астрономии. После того как теория о вращении Земли была доказана, ученые принялись искать причины этого явления. На протяжении последних столетий было выдвинуто множество гипотез, но даже сегодня точно ответить на этот вопрос не может ни один астроном.

В настоящее время существует три основные версии, которые имеют право на жизнь – теории об инертном вращении, магнитных полях и воздействии на планету солнечного излучения.

Как появились планеты

Астрономы могут объяснить, как появились планеты. Солнечная система делится на внутреннюю и внешнюю области. Внутренняя область состоит из следующих космических объектов:

• Меркурий;
  • Венера;
  • Земля;
  • Марс.

Они были образованы из сгустков вещества, где содержание металлов и силикатов было большим. Полезно знать, что в первичном облаке из пыли и газа подобных элементов присутствовало мало, поэтому объекты не выросли до больших размеров.

Внешняя область состоит из:

• Юпитера;
  • Сатурна;
  • Урана;
  • Нептуна.

Их называют газовыми гигантами. Формирование планет-гигантов происходило за пограничным значением отрицательных температур. Состоят в основном из водорода, гелия и льда. Притягивание частиц из газопылевого облака позволило им вырасти до существующих размеров. Оставшийся материал образовал пояс астероидов, Койпера и облако Оорта.

Фактор, отвечающий за смену времен года

Земля со спутника Электро-Л

Угол между базовой плоскостью и плоскостью орбиты носит название наклонение орбиты. Базовой плоскостью в Солнечной системе считается плоскость Земной орбиты, которая имеет название эклиптика. В Солнечной системе располагаются восемь планет и их орбиты очень близки к плоскости эклиптики.

Все планеты Солнечной системы располагаются под углом к плоскости экватора относительно звезды. К примеру, угол наклона Земной оси равен примерно 23 градуса. Этот фактор влияет на то, какое количество света получает Северное или Южное полушарие планеты, а также отвечает за смену времен года.

Смена дня и ночи снятая спутником Электро-Л

Планеты Солнечной системы
Сатурн·
Уран·
Нептун

Планеты земного типа

Наиболее близкие к Солнцу, — так называемые планеты земного типа: Меркурий, Венера, Земля и Марс. Несмотря на то, что у них сходный железно-каменный состав, эти планеты сильно отличаются друг от друга.

Меркурий — неуловимый «полустанок»

Меркурий очень маленький, у него нет атмосферы, в этом смысле он вообще очень похож на Луну. Подсолнечная сторона Меркурия нагрета до очень высокой температуры, а ночная сторона из-за отсутствия атмосферы охлаждается до очень низких температур.

Меркурий

(Фото: NASA)

Несмотря на то, что Меркурий близко находится к Земле, эта планета мало изучена, потому что лететь к ней очень трудно. Земля со скоростью 30 км/с вращается вокруг Солнца. Получается, будто вы мчитесь на скоростном поезде, а Меркурий — это маленький полустанок, на котором вы не можете сойти: вы его видите, он близко, но поезд несется. Нужно предпринять какие-то специальные усилия, чтобы на нем выскочить. Например, слететь с поезда с ракетным ранцем и отрулить на этот полустанок — использовать очень мощные средства.

Футурология

Усыпанная алмазами планета: чем уникален Меркурий

Венера — подающая надежды

Следующая планета от Солнца — Венера. Мы знаем, что у нее есть атмосфера. Впервые ее обнаружил еще Михаил Ломоносов во время очень редкого события — прохождения Венеры по диску Солнца. Так что люди уже довольно давно могли фантазировать о том, что на Венере может быть жизнь. Но на Венере слишком жарко, и атмосфера состоит вовсе не из того, чего хотелось бы земным живым существам. Так что, по всей видимости, жизни на Венере нет.

Венера

(Фото: Shutterstock)

Но чуть больше года назад одна из групп наблюдателей обнаружила в атмосфере Венеры фосфин. Молекула фосфина включает в себя фосфор, а он, в свою очередь, участвует в биологических процессах. Точный ответ дадут только прямые измерения в атмосфере Венеры. Это очень интересно, потому что в течение долгого времени Венера была вычеркнута из списка потенциально обитаемых объектов Солнечной системы.

Футурология

Ученые опровергли возможность жизни на Венере в известной нам форме

Марс — потерявший атмосферу

В свое время Марс был кандидатом номер один в обитаемые объекты Солнечной системы. Он гораздо меньше Земли: по массе Марс в десять раз уступает нашей планете. У него есть атмосфера, но она очень разреженная. Именно поэтому на поверхность Марса так трудно спускать аппараты.

Несмотря на то, что сейчас мы получаем отрицательные результаты насчет обитаемости Марса, сохраняется очень интересная возможность: Марс мог быть обитаемым в прошлом. Есть очень надежные данные о том, что климат Марса миллиарды лет назад был совсем другим. Это была короткая эпоха, что может являться хорошим аргументом против существования жизни, ведь для ее появления нужно долгое время. Но, тем не менее, эта короткая эпоха все-таки исчислялась сотнями миллионов лет. И в эту эпоху могла зародиться жизнь. Потом Марс потерял значительную часть своей атмосферы, климат сильно изменился. У планеты нет сильного магнитного поля, которое защищало бы ее от солнечного ветра. Так поток частиц от Солнца потихоньку снес атмосферу.

Марс

(Фото: NASA)

Но, если жизнь успела появиться и, например, ушла на большую глубину, тогда она могла сохраниться до настоящего времени. Но мы пока не умеем проводить глубокое бурение на Марсе. Это просто очень дорого. Кроме того, можно сосредоточиться на более простых задачах. Например, на поиске подземных озер в пещерах Марса. Но для этого нужно создать новое поколение марсоходов, которые смогут залезать туда, искать, проводить исследования и вылезать наружу.

Год на Марсе: что успел сделать ровер Perseverance

Как образовалась Солнечная система

Наша система состоит из звезды, вокруг которой вращаются планеты, иные космические объекты. Существует небулярная гипотеза о том, как образовалась Солнечная система. Ключевые ее тезисы таковы:

• гравитационный коллапс послужил началом для образования из газопылевого облака уплотненных сгустков вещества. Тогда облако уже содержало водород, гелий, многочисленные тяжелые элементы;
  • достигнув определенной плотности, сгустки стали вращаться, образовав тем самым характерный диск;
  • частицы вещества все больше сталкивались, температура возрастала, сильнее нагревался центр;
  • как только температура центра достигла определенных параметров, образовалась протозвезда, в дальнейшем ставшая нашим Солнцем;
  • внешний диск стал образовывать крупные сгущения, будущие планеты, которые вращались вокруг светила в едином направлении.

Ученые также могут дать ответ на вопрос: «Каков возраст планет Солнечной системы?». Формирование запустилось приблизительно 4,6 млрд лет назад. 50 млн. лет понадобилось звезде, чтобы начать термоядерные реакции в ядре. Солнечный ветер унес в космос остатки газа, пыли и формирование нашего мира было окончено.

Почему происходят приливы

Во-первых, приливы. Приливы вызваны тем, что Луна сама притягивает Землю и ее океаны. Так думали раньше, но вот что оказалось необъяснимым: если Луна притягивает воды и поднимает их над ближней стороной Земли, то за сутки происходил бы лишь один прилив — прямо под Луной. На самом же деле, как мы знаем, приливы повторяются примерно через 12 часов, т. е. два раза в сутки. Была и другая школа, которая придерживалась противоположных взглядов. Ее приверженцы считали, что Луна притягивает Землю, а вода за ней не успевает. Ньютон первым понял, что происходит на самом деле: притяжение Луны одинаково действует на Землю и на воду, если они одинаково удалены. Но вода в точке у ближе к Луне, чем Земля, а в точке х — дальше. В у вода притягивается к Луне сильнее, чем Земля, а в х — слабее. Поэтому получается комбинация двух предыдущих картинок, которая и дает двойной прилив.

Фактически Земля делает то же самое, что и Луна — она движется по кругу. Сила, с которой Луна действует на Землю, уравновешивается — но чем? Как Луна ходит по кругу, чтобы уравновесить притяжение Земли, точно так же ходит по кругу и Земля. Обе они обращаются вокруг общего центра, и силы на Земле уравновешены так, что вода в х притягивается Луной слабее, в у — сильнее и в обоих местах вода вспучивается. Так были объяснены приливы и почему они происходят дважды в сутки.

4.1.2. Вращение Солнечной системы window.top.document.title = «4.1.2. Вращение Солнечной системы»;

Все планеты, астероиды, кометы вращаются вокруг Солнца в одном направлении (против хода часовой стрелки, если смотреть с северного полюса мира). Орбиты планет практически круговые, их плоскости мало наклонены к плоскости орбиты Земли. Только две планеты – Меркурий и Плутон – имеют орбиты с большим наклоном к эклиптике.

Модель 4.1.
Солнечная система

Орбиты же комет вытянутые, имеют большой эксцентриситет. Большинство объектов Солнечной системы вращаются вокруг своей оси в одном направлении, которое называется прямым. Однако Венера вращается в обратном направлении, а Уран вращается, как говорят, «лежа на боку».

Почти все спутники обращаются вокруг планеты в том же направлении, что и планеты вокруг Солнца. Исключение составляют спутники Юпитера, чьи названия заканчиваются на «е» – Карме, Синопе, Ананке, Пасифе, и спутник Нептуна Тритон. По-видимому, все они образовывались не вместе со своими планетами, а были захвачены ими позже.

Дни и годы на каждой из планет различны по своей продолжительности. Все планеты вращаются вокруг Солнца с разными скоростями. Самая большая скорость у Меркурия, медленнее всего вокруг Солнца вращается планета Плутон со своим спутником Хароном.

Рисунок 4.1.2.1.Наклон осей вращения планет к плоскостям их орбит

От угла наклона экватора планеты к плоскости орбиты и от вытянутости орбиты планеты зависит смена времен года на планете. Наклон оси вращения планеты – это угол между осью вращения планеты и перпендикуляром к плоскости ее орбиты, или, другими словами, угол между плоскостью экватора планеты и плоскостью орбиты. Ось вращения Земли отклонена от перпендикуляра к плоскости ее орбиты на угол, равный примерно 23,5°. Если бы не было этого наклона, смены времен года на Земле не существовало бы. Регулярная смена времен года – следствие движения Земли вокруг Солнца и наклона оси вращения Земли к плоскости орбиты. Аналогичная смена времен года происходит на Марсе.

Самые длинные сутки на Венере, они продолжаются 243 земных суток. Планеты-гиганты вращаются вокруг своей оси очень быстро. Продолжительность суток на Юпитере всего 9,92 часа.

Рисунок 4.1.2.2.Большие полуоси орбит планет хорошо следуют правилу Тициуса–Боде. Красным выделен теоретический график, синим – реальные размеры орбит

Одним из важнейших факторов, влияющих на климат планет, является солнечное излучение, падающее на планету. Солнечное излучение, падающее на планету, частично отражается в космическое пространство, частично поглощается. Поглощенная энергия нагревает поверхность планеты. Исключительно важным фактором, влияющим на климат планет, является наличие или отсутствие атмосферы. Атмосфера планеты влияет на тепловой режим планеты. Плотная атмосфера планеты влияет на климат несколькими путями:

• парниковый эффект увеличивает температуру поверхности;
  • атмосфера сглаживает суточные колебания температуры;
  • движение воздушных масс (циркуляция атмосферы) сглаживает разность температур между экватором и полюсом.

В 1766 году Иоганном Тициусом, а в 1772 году независимо от него Иоганном Боде, была подмечена закономерность в ряде чисел, выражающих средние расстояния планет от Солнца, так называемое правило Тициуса – Боде:

где n = 1 для Меркурия, 2 для Венеры, 3 для Земли и так далее. В полученном ряду цифр место для пятой планеты отсутствовало. В 1781 году был открыт Уран. Формула для него предсказывала 19,6 а. е. Действительное значение среднего расстояния составило 19,19 а. е. Таким образом, правило давало практически правильные результаты для больших полуосей орбит.

Перигелий, афелий и эксцентриситет

Перигелий и афелий

Орбиты абсолютно всех планет имеют форму вытянутого круга, и насколько велика эта вытянутость, определяется эксцентриситетом, если эксцентриситет очень маленький (почти ноль) форма наиболее приближена к кругу. Траектории движения с эксцентриситетом близким к единице имеют форму эллипса. К примеру, орбиты многочисленных спутников и экзопланет пояса Койпера имеют форму эллипса, а все орбиты планет Солнечной системы почти абсолютно круглые.

Из-за того, что ни одна из известных нам космических орбит не является точным кругом, в процессе движения по ней меняется расстояние между планетой и соседствующим с ней светилом. Точку, в которой планета находится наиболее близко к звезде, называют периастра. В Солнечной системе данная точка называется перигелий. Самая отдаленная от звезды точка траектории движения планеты носит название апоастром, а в Солнечной системе — афелий.

Попятное, прямое и петлеобразное движение планет

Прямым движением планет называют движение небесных тел с запада на восток, то есть по направлению движения Солнца.

Попятное, или как его еще называют ретроградное движение планет – представляет собой перемещение небесных сфер по отношению к звездам по небосводу с востока на запад. Другими словами данное направление является противоположным движению Солнца и Луны.

Видимое движение солнечных планет всегда изучается с учетом движения планеты, за которой наблюдаем, и самим Земным шаром по своим орбитам вокруг Светила. Исходя из закона Ньютона о всемирном тяготении, чем дальше планета расположена от Солнца, тем меньше скорость ее обращения. Из-за разной скорости движения в момент «противостояния», планета, расположившаяся ближе к Солнцу, начинает «обгонять» ту, которая находится на более удаленном расстоянии. Кроме этого, во время попятного движения, человек фиксирует, что планеты движутся по петлям, возникающим в результате наклона планетарных орбит относительно плоскости эклиптики. Другими словами, попятное движение внешних планет возникает не потому что они начинают двигаться в обратном направлении, а потому что в определенные моменты Земля обгоняет другие небесные сферы из-за своей приближенности к Солнцу и более высокой скорости вращения по своей орбите.

Конкурирующие теории происхождения Солнечной системы

К середине 1700-х годов французский математик Жорж-Луи Леклерк (Georges-Louis Leclerc) предположил, что планеты образовались, когда комета столкнулась с Солнцем, выбрасывая наружу огромное количество вещества.

По его словам, со временем гравитация собрала этот материал вместе, чтобы сформировать орбитальные миры.

К концу века соотечественник Леклерка Пьер-Симон Лаплас (Pierre-Simon Laplace) показал, что это невозможно: любой выброшенный материал был бы втянут обратно гравитацией Солнца.

Затем сам Лаплас начал формулировать альтернативную картину.

Изобретение телескопа позволило астрономам обнаружить серию нечетких пятен, разбросанных по ночному небу.

Они называли их «nebulae» (туманностями), что в переводе с латыни означает «облака».

Лаплас предположил, что Солнце образовалось из такого облака.

По мере того как облако разрушалось под действием гравитации, оно вращалось все быстрее и быстрее, как фигурист, крутящийся на льду.

Согласно Лапласу, вещество должно было быть сброшено с Солнца, поскольку его вращение ускорилось, создав плоский диск, окружающий звезду.

Затем планеты образовались, когда гравитация собрала этот материал вместе.

Однако на рубеже 20-го века от идеи Лапласа почти отказались.

Основная проблема заключалась в том, что если эта картина верна, то Солнце должно вращаться намного быстрее, чем это есть на самом деле, а планеты должны вращаться с более спокойной скоростью.

Рисунок древней солнечной туманности, места рождения звезд.

Не в силах решить эту проблему, такие астрономы, как сэр Джеймс Джинс (James Jeans), обратились к альтернативному объяснению.

В 1917 году Джинс предположил, что в формировании Солнечной системы участвовала еще одна звезда.

Когда эта вторгшаяся звезда пронеслась мимо Солнца, ее сильная гравитация оторвала бы значительное количество звездного материала.

Это, по словам Джинса, обеспечило строительные блоки, необходимые для формирования планет.

Но его идея просуществовала недолго.

К 1929 году было показано, что такое близкое столкновение крайне маловероятно из-за необъятности космоса.

Более того, даже если бы это произошло, Солнце поглотило бы большую часть утраченного материала.

В отсутствие явного лидера новые теории продолжали появляться по прошествии десятилетий.

В 1940-х годах британский астроном Фред Хойл (Fred Hoyle) предположил, что у Солнца когда-то была гораздо более крупная звезда-компаньон, которая взорвалась как сверхновая.

Часть образовавшихся осколков попала в ловушку гравитации Солнца, а затем объединилась, чтобы сформировать планеты.

Но и это не выдерживало критики, отчасти потому, что с трудом объясняло малые массы Меркурия и Марса.

Фред Хойл, профессор астрономии и экспериментальной философии Кембриджского университета.

Лишь в 1970-х годах все стало проясняться, когда астрономы вернулись к теории туманностей Лапласа.

Основная проблема с этой теорией — наблюдаемое вращение Солнца было медленнее, чем ожидалось — можно было бы устранить, если бы сопротивление, вызванное пылинками в окружающем облаке, помогло затормозить.

Затем эта идея была значительно поддержана в начале 1980-х годов, когда астрономы заметили пыльные плоские диски вещества, расположенные вокруг молодых звезд, называемые протопланетными дисками или «проплайдами».

Это эффективно зафиксировало формирование планет в других местах космоса.

История открытия

Вкратце история его такова. Еще древние, наблюдая за движением планет на небе, догадались, что все они, вместе с Землей, «ходят» вокруг Солнца. Позднее, когда люди забыли то, о чем знали прежде, это открытие заново сделал Коперник. И тогда возник новый вопрос: как именно планеты ходят вокруг Солнца, каково их движение? Ходят ли они по кругу и Солнце находится в центре или они движутся по какой-нибудь другой кривой? Как быстро они движутся? И так далее.

Выяснилось это не так скоро. После Коперника снова настали смутные времена и разгорелись великие споры о том, ходят ли планеты вместе с Землей вокруг Солнца или Земля находится в центре Вселенной. Тогда человек по имени Тихо Браге (Тихо Браге (1546-1601) — датский астроном) придумал, как можно ответить на этот вопрос. Он решил, что нужно очень внимательно следить за тем, где появляются на небе планеты, точно это записывать и тогда уже выбирать между двумя враждебными теориями. Это и было началом современной науки, ключом к правильному пониманию природы — наблюдать за предметом, записывать все подробности и надеяться, что полученные таким способом сведения послужат основой для того или иного теоретического истолкования. И вот Тихо Браге, человек богатый, владевший островом поблизости от Копенгагена, оборудовал свой остров большими бронзовыми кругами и специальными наблюдательными пунктами и записывал ночь за ночью положения планет. Лишь ценой такого тяжелого труда достается нам любое открытие.

Когда все эти данные были собраны, они попали в руки Кеплера (Иоганн Кеплер (1571-1630) -немецкий астроном и математик, был помощником Браге), который и пытался решить, как движутся планеты вокруг Солнца. Он искал решение методом проб и ошибок. Однажды ему показалось, что он уже получил ответ: он решил, что планеты движутся по кругу, но Солнце лежит не в центре. Потом Кеплер заметил, что одна из планет, кажется Марс, отклоняется от нужного положения на 8 угловых минут, и понял, что полученный им ответ неверен, так как Тихо Браге не мог допустить такую большую ошибку. Полагаясь на точность наблюдений, он решил пересмотреть свою теорию и в конце концов обнаружил три факта.

Ледяные гиганты

Наконец, две самые далекие планеты: Нептун и Уран. Их называют ледяными гигантами, поскольку основная масса этих планет связана с веществом, которое могут образовывать льды. Это и просто вода, и метан, аммиак, углекислый газ. В планетной физике их традиционно относят ко льдам, потому что при низких температурах они могут в него превращаться. Уран и Нептун — плохо изученные планеты, потому что они находятся далеко от Земли. До сих пор не было создано никакого специализированного аппарата, который исследовал хотя бы одну из этих планет. А это очень интересно, в том числе с точки зрения истории формирования Солнечной системы.

Нептун

(Фото: NASA)

Например, во многих современных моделях Уран и Нептун когда-то поменялись местами. И есть, по крайней мере, один очень понятный аргумент. Юпитер массивней Сатурна, Сатурн массивней Урана, а вот Уран легче Нептуна — получается, что планеты стоят «не по росту». Предполагается, что они следовали общему тренду на падение массы. Но в процессе ранней эволюции Нептун и Уран поменялся местами. Вообще в образовании Солнечной системы есть еще много белых пятен. Но любопытно, что разобраться в этом, скорей всего, можно, изучая не планеты, не Солнце, не спутники, а астероиды.

Уран