Существуют ли инопланетяне и почему мы до сих пор с ними не встретились

10 фактов о поисках внеземной жизни

Источник жизни — кометы

Фото: Shutterstock.com

Высадка космического аппарата на комету Чурюмова-Герасименко показала, что некоторые участки ее поверхности богаты органическими веществами. Они теоретически могут быть кирпичиками жизни.

— Но это кирпичики самые-самые элементарные. Не исключено, что именно кометы доставили на Землю и воду, и аминокислоты для последующей биологической эволюции, — говорит Владимир Сурдин, астроном, доцент МГУ, старший научный сотрудник Государственного астрономического института имени П. К. Штернберга.

На кометах очень жесткие условия: температура ниже -70°С, вода присутствует лишь в виде льда и пара, улетучивающегося в космос. Прибавьте к этому высокий уровень космической радиации. Однако, поверхность изрезана пещерами.

— А это намек на то, что там есть, где спрятаться от радиации, где найти приемлемую температуру. В относительно теплых полостях комет теоретически могла бы существовать жизнь, — объясняет Владимир Сурдин.

Фото: Wikipedia.org
Микроскопические образования на марсианском метеорите ALH84001, которые могут быть созданы микроорганизмами

Но способны ли микроорганизмы выжить при прохождении небесными телами атмосферы Земли? Чтобы ответить на этот вопрос, российские ученые провели эксперимент. Искусственные метеориты с различными микроорганизмами на борту запустили на орбиту Земли таким образом, чтобы они вращались в течение двух недель, а затем упали под действием гравитации. Они прошли через плотные слои атмосферы, где нагревались до 1000°С. Почти все микроорганизмы сгорели. Однако двум видам все-таки удалось выжить.

Если жизнь способна путешествовать по галактике на кометах, то она может возникнуть на любой планете, где есть подходящие условия. Достаточно, чтобы на ее поверхности просто была вода. А воды на планетах Солнечной системы и их спутниках очень много.

Жизнь на облаке Венеры

Венера кажется еще одной пригодной для жизни планетой. Но перед заселением она нуждается в терраформировании: без изменения климата переехать на Венеру невозможно, так как на ней слишком жарко, сильные ветры, и высокий уровень радиации и давления. Ученые нашли еще один возможный способ колонизации планеты: они предлагают заселить ее атмосферу и устроить воздушный город в облаках. Главное условие — не приземляться на поверхность.

«Атмосфера Венеры похожа на земную, и на высоте 50 км от планеты жить будет достаточно комфортно», — говорит Джеффри Лэндис, ученый из NASA и писатель-фантаст, одним из первых предложивший эту идею.

Поскольку сила гравитации на Венере почти такая же, как на Земле, корабли смогут удержаться в воздухе. А защитить дома от серной кислоты поможет тефлоновая эмаль.

Воздушный дом в облаках Венеры

(Фото: medium.com)

Однако идея ученых сталкивается с несколькими проблемами. В такие дома будет сложно доставлять продовольствие и сырье, необходимые для выживания. Как вариант, астронавты могут отправлять на поверхность роботов и управлять ими с корабля. Венера по строению похожа на Землю, и на ней есть все необходимые для жизни элементы, включая воду. А роботы с дистанционным управлением могли бы как раз заниматься их добычей. И все же говорить о реализации такой идеи пока рано: ученым необходимо досконально изучить планету и отправить туда еще не одну космическую миссию.

Футурология

На Венере нашли признаки жизни. Она обитаема?

Развитие представлений о существовании жизни вне Земли

Первые представления о существовании жизни вне Земли возникли еще в древние времена. Свои предположения о развитии других миров древние мыслители объясняли масштабами Вселенной. За многие столетия идея о множестве иных миров существенно трансформировалась и приобрела более конкретный характер. Сейчас к основным аргументам проблемы существования жизни вне Земли относят:

• научные данные в сфере астрономии утверждают, что возникновение звезд может сопровождаться формированием планетарных систем;
  • в галактиках сосредоточены миллиарды звезд, примерно 10% из них похожи на наше Солнце. Вполне вероятно, что около каких-то из них формируются системы планет. Возможно, на определенной планете созданы условия, подходящие для развития жизни вне Земли;

если на планете сформировались условия для развития жизни, то значит там зародились примитивные формы. Спустя несколько миллиардов лет формы жизни станут более сложными, что может привести к развитию разума, культуры, цивилизаций.

На сегодняшний день проблема поиска жизни вне Земли остается актуальной, ученые так и не смогли привести ни одного конкретного доказательства о существовании внеземного разума. С одной стороны продолжаются разработки в сфере межзвездной связи, часть из которых уже реализуется,  а часть – только в перспективе. Со второй же стороны, все полученные результаты являются отрицательными, что вызывает сомнения в вопросе:существует ли вообще жизнь вне Земли.

За всю историю поиска жизни вне Земли нельзя сказать, что ученые исследовали огромное количество звезд в широком диапазоне.  Но и нет вероятности, что один из экспериментов принесет положительные результаты и внеземные цивилизации все-таки будут найдены.

Спутник Европа

На Юпитере нет жизни, а вот на его спутнике — возможно

Один из спутников газового гиганта Солнечной системы, Юпитера. Еще один кандидат на роль обитаемого мира, потому что там есть вода, которая, по крайней мере согласно нашим теориям, может содержаться в жидком состоянии. Астрономы уверены, что Европа обладает всеми необходимыми компонентами для жизни: там есть вода, источники энергии и правильный химический состав среды. Вода, согласно нашим лучшим предположениям, скрывается под толстой ледяной коркой, составляющей поверхность Европы.

О возможности прямого исследования Европы ученые стали говорить относительно недавно. В начале этого года было объявлено, что в течение ближайших лет должна стартовать миссия Europa Clipper. В ее рамках к спутнику Юпитера будет отправлен космический аппарат, который будет исследовать и фотографировать поверхность Европы. Это будет происходить многократно. Ученые таким образом хотят получить возможность провести анализ особенностей спутника со всех сторон, а заодно и поискать на нем признаки жизни.

Может ли на открытых экзопланетах быть жизнь?

Исследователи отмечают, что планеты системы TRAPPIST-1 могут находиться под влиянием приливных сил звезды. Это означает, что за один оборот вокруг звезды, планеты совершают один оборот вокруг своей оси, то есть планеты могут быть всегда повёрнуты к ней одной стороной. Это явление может негативно отражаться на их климате, тем самым делая планеты необитаемыми.

Также выяснилось, что планеты находятся в орбитальном резонансе (именно поэтому вначале телескоп зарегистрировал наложение сигналов). Такие процессы могут разогревать недра планет, тем самым вызывая высокую вулканическую активность. Подобные явления наблюдаются на спутнике Юпитера — Ио.

Как отмечалось выше, TRAPPIST-1 является довольно холодной звездой, но, благодаря близкому расположению планет, этот недостаток тепла может компенсироваться. Однако в 2016 году выяснилось, что ультрафиолетовое и рентгеновское излучение звезды приравнивается к Солнечному, поэтому значения радиации на поверхности планет могут превышать земные показатели. К тому же, такие звёзды как TRAPPIST-1 отличаются своей нестабильностью — частыми вспышками и выбросами протуберанцев. Из всего этого следует, что только своеобразный состав атмосферы планеты может сохранить её поверхность от разрушительного действия таких явлений.

Сравнение системы TRAPPIST-1 по отношению к Солнечной системе. Орбиты планет TRAPPIST-1 похожи на систему орбитальных спутников Юпитера (фото: NASA / JPL-Caltech)

Исходя из полученных данных, учёные делают вывод, что средние планеты — d, e и f — являются наиболее подходящими планетами для развития жизни. А планета f имеет достаточно мягкий и прохладный климат, в котором может существовать органика.

В дальнейшем планируется активное изучение системы TRAPPIST-1. Астрофизики других исследовательских групп уже подают заявки на использование телескопа «Хаббл», тем временем телескоп «Кеплер» собирает новые данные об этой системе. Также ожидаемым событием является запуск космического инфракрасного телескопа «Джеймс Уэбб», запланированный на следующий год. Телескоп оснащён огромным зеркалом (в 6 раз больше зеркала «Хаббла»). Исследователи считают, что с помощью этого телескопа удастся получить новые сведения о загадочной системе TRAPPIST-1.

Так выглядит поверхность планеты TRAPPIST-1f в воображении художника, ближайший кандидат на роль двойника Земли (фото: NASA/JPL-Caltech)

Есть ли жизнь на других планетах?

Вот мы и подобрались к оценке вероятности существования инопланетной жизни. Все написанное выше несет оптимистичный характер. Исходя из широкого разнообразия земных живых организмов, можно сделать вывод, что даже на самой «суровой» планете-двойнике Земли может возникнуть живой организм, пусть и совсем отличный от привычных для нас. Даже исследуя космические тела Солнечной системы, мы находим закоулки, казалось, мертвого мира, не похожего на Землю, в которых все же существуют благоприятные условия для углеродных форм жизни. Еще сильнее укрепляет наши убеждения о распространенности живого во Вселенной возможность существования не углеродных форм жизни, а неких альтернативных, использующих вместо углерода, воды и других органических веществ некоторые иные вещества, вроде кремния или аммиака. Таким образом допустимые условия для жизни на другой планете значительно расширяются. Умножив это все на размеры Вселенной, конкретнее – на количество планет, получим достаточно высокую вероятность возникновения и поддержания инопланетной жизни.

Анимация вращения экзопланет вокруг звезды HR 8799 в 129 световых лет от нас. Снимки обсерватории Кек, Гавайи.

Есть лишь одна проблема, которая возникает перед астробиологами, равно как и перед всем человечеством – мы не знаем, как возникает жизнь. То есть как и откуда взяться хотя бы простейшим микроорганизмам на других планетах? Вероятность зарождения самой жизни, даже при благоприятных условиях, мы оценить не можем. А потому оценка вероятности существования живых инопланетных организмов крайне затруднительна.

Если переход от химических соединений к живым организмам определить, как естественное биологическое явление, вроде самовольного объединения комплекса органических элементов в живой организм, то вероятность возникновения такого организма высока. В таком случае можно сказать, что на Земле так или иначе появилась бы жизнь, имея она в наличии те органические соединения, которые она имела, и соблюдая те физические условия, которые она соблюдала. Однако, ученые так и не выяснили природу этого перехода и факторов, которые могут на него влиять. Потому среди факторов, влияющих на само возникновение жизни, может быть что угодно, вроде температуры солнечного ветра или расстояния до соседней звездной системы.

Предполагая, что для возникновения и существования жизни в пригодных для жизни условиях требуется лишь время, и никаких более неизученных взаимодействий с внешними силами, можно сказать, что вероятность обнаружить живые организмы в нашей галактике – довольно высока, эта вероятность существует даже в нашей Солнечной системе. Если же рассматривать Вселенную в целом, то исходя из всего вышенаписанного, можно с большой уверенностью сказать, что жизнь на других планетах есть.

1 место. Марс

Именно Марс претендует на планету, которую человек колонизирует первой. Красная планета подходит для создания жизнепригодных для человека условий, по словам учёных, на сегодняшний день в наибольшей степени.

Земля и Марс сегодня

Неоспоримым преимуществом Марса является возможность производства пищевых ресурсов, кислорода и стройматериалов на месте. Это неоспоримый плюс перед другими вариантами планет Солнечной системы. Всё это позволит осуществить задачу терраформирования, что в конечном итоге позволит создать земные условия. Человеку будет гораздо проще привыкнуть к марсианским суткам, которые составляют 24 часа и 39 минут. Животные и растения тоже будут в восторге.

На Марсе точно есть вода. Это подтверждают последние исследования ребят из НАСА. А вода – это жизнь! Она, правда, в замороженном состоянии, но есть предположение, что на Марсе обширные подземные запасы. Тамошняя почва при дополнительной обработке пригодна к выращиванию земных растений.

Красная планета серьёзно рассматривается как место для создания «Колыбели человечества» на случай, если на нашей планете произойдёт глобальная катастрофа. Правда пока это далёкая перспектива, а сейчас на красную планету смотрят скорее как на место, где возможно проводить интересные исследования и эксперименты, которые на Земле проводить опасно.

Среди главных проблем, которые нужно решать, выделяют слабое магнитное поле Марса, разряженную атмосферу и гравитацию, равную 38% от земной.

Для защиты от радиации нужно создать нормальное магнитное поле, что при нынешнем развитии нашей науки пока нереально. С текущей атмосферой тоже придётся что-то решать, т.к. она не удерживает ни тепло, ни воздух. Среднесуточная температура на Марсе -55 °C. К тому же атмосфера красной планеты не обеспечивает должную защиту от метеоритов. Так что, пока не решится проблема с оптимальной атмосферой, придется жить в специальных жилых помещениях. Фактор более низкой гравитации подвергнет организм человека большим испытаниям – ему придётся перестраиваться. Ещё одной неприятностью на Марсе являются его знаменитые песчаные бури, которые сегодня очень плохо изучены. Однако уже рассматриваться разные методы решения этих проблем, когда организация жизни на многих других планетах пока выглядит как фантастика.

Марсианская база с жилыми модулями и теплицей

Сегодня исследованиям Марса препятствует дороговизна полётов. Конечно, ведь правительства всех стран считают, что лучше тратить миллиарды на вооружение, чем на покорение других миров… Так что будем надеяться, что мы успеем организовать на Марсе хотя бы города со своей атмосферой до того, как окончательно загадим Землю.

Полёт на Марс занимает около 9 месяцев, но в обозримом будущем намечаются разработки новых двигателей, которые значительно смогут сократить этого время. Если сравнивать с полётом к Меркурию, то энергозатраты просто мизерные, не говоря уже о сравнении с межзвёздными перелётами.

В общем, Марс оптимальный вариант в плане соотношения пригодности для жизни и расстояния от Земли.

Жизнь на Марсе и Венере

Фото: Shutterstock.com
Марсоход «Perseverance» в рамках экспедиции НАСА «Марс-2020»

Самый яркий пример — Марс. Однако на Красной планете работает уже пятый по счету американский марсоход Perseverance, проводит исследования китайский аппарат «Чжучжун». Никаких следов жизни. И надежда их найти постепенно угасает.

Как ни странно, пролить свет на возникновение жизни на Земле может помочь изучение Венеры. На этой планете адские условия: температура 470°С, давление 92 атмосферы, скорость ветра 725 км/ч, периодически идут дожди из металла. Однако 3 млрд лет назад этот враждебный мир скорее всего был очень похож на современную Землю.

— Венера получила при образовании такое же количество воды, как и Земля. Вначале, когда образовалась Венера, у Солнца была меньшая светимость. Именно Венера находилась в зоне обитаемости. На Земле же еще было холодно. Так что не исключено, что Венера была первой планетой, на которой образовалась жизнь, — говорит ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН Людмила Засова.

Фото: Wikipedia.org
Атмосфера Венеры состоит из углекислого газа, небольшого количества азота и еще меньшего — других веществ

И, возможно, ученым удастся обнаружить следы этой жизни, но не на поверхности, а в плотном облачном слое Венеры. На высоте 50-60 км атмосферное давление аналогично земному, а температура колеблется от 0 до 20°С. В таких условиях примитивная жизнь вполне успешно развивается на нашей планете. И даже то, что венерианские облака представляют собой 75% раствор серной кислоты, для микроорганизмов не проблема.

В сентябре 2020-го года ученые обнаружили в атмосфере Венеры фосфин. Этот газ входит в число потенциальных биомаркеров — химических веществ, которые свидетельствуют о присутствии живых организмов. Но фосфин может образоваться и без участия жизни, а многие эксперты и вовсе подвергли сомнению сам факт его обнаружения на Венере.

Изучение этой раскаленной планеты также может стать ключом к пониманию тех процессов, которые потенциально способны уничтожить жизнь на Земле. Глобальное потепление драматическим образом влияет на климат. Ученые всерьез обеспокоены тем, что Землю может постигнуть судьба Венеры.

Где же другие планеты земного типа? (Экзопланеты)

Увлечение возможностью существования жизни в других частях Вселенной привело к третьей теории. Предположительно, инопланетяне, если они вообще существуют, должны жить на планетах, вращающихся вокруг звезд. Из того, что мы узнали о других планетах, вращающихся вокруг Солнца, ясно, что мы одни в нашей Солнечной системе. Но как насчет планет, вращающихся вокруг других звезд?

До недавнего времени у нас не было никаких доказательств существования планет за пределами Солнечной системы. Большинство людей предполагали, что планеты должны быть, но мы просто не могли их обнаружить. Это изменилось 25 лет назад. С тех пор число известных экзопланет увеличилось почти до 4000. Движущей силой поиска экзопланет было желание показать, что планетные системы существуют везде. Не каждая планета подойдет: по-видимому, она должна быть похожей на Землю, чтобы поддерживать жизнь.

Что же обнаружило открытие этой сокровищницы экзопланет? Данные показали, что планеты, вращающиеся вокруг других звезд, и даже планетные системы, действительно распространены. Более того, в отчетах утверждается, что некоторые из экзопланет (хотя и не многие) похожи на Землю.

Но когда вы ознакомитесь с данными ближе, то увидите, что с каждой из планет возникают проблемы. Каким критериям должна отвечать планета, чтобы действительно быть похожей на Землю? Во-первых, она должна быть примерно такого же размера. Если планета слишком велика, ее сильная гравитация сохранит неправильный состав газов для поддержания жизни. Но если планета слишком мала, слабая гравитация вряд ли удержит атмосферу вообще. Поэтому только очень малый диапазон масс может претендовать на звание «земной».

Во-вторых, похожая на Землю планета должна иметь подобный состав. Земля имеет много железа и никеля в своем составе, большая часть которых находится в ее ядре. Это создает магнитное поле, которое является ключевым для защиты жизни от смертоносных частиц, испускаемых звездами, вокруг которых планета вращается, и других источников излучения в космосе. Но необходимы и другие элементы, такие как кремний (силиций). Без кремния любая планета, вероятно, была бы газовым гигантом, таким как Юпитер, или водным миром без суши.

В-третьих, планета земного типа должна вращаться в узком диапазоне, называемом «обитаемой зоной». Если экзопланета вращается вокруг своей звезды слишком близко, то жар будет выпаривать всю жидкую воду, необходимую для жизни. Но если экзопланета находится слишком далеко, вся вода на ней замерзнет, что затруднит выживание населяющих ее существ.

Но это поднимает четвертую проблему: вращение вокруг звезды правильного типа. Даже если планета вращается в пределах обитаемой зоны своей звезды, что хорошего в том, если нестабильная звезда испускает смертельное излучение? Большинство «земных» планет, которые появляются в новостях, вращаются вокруг очень тусклых красных карликов. Последние печально известны своими магнитными бурями, которые высвобождают огромное количество заряженных частиц. Любая экзопланета, вращающаяся слишком близко, будет купаться в излучении, которое в сотни, если не тысячи раз больше, чем на Земле.

Поскольку красные карлики весьма малы, обитаемая зона находится очень близко к звезде. Это создает еще одну проблему: исключает возможность защитного магнитного поля. Как? Поскольку такие планеты вращаются вокруг своих родительских звезд очень близко, то приливные силы, вероятно, замедляют вращение планеты, что предотвращает образование магнитного поля. Без магнитного поля заряженные частицы уничтожат атмосферу экзопланеты.

В-пятых, сильная приливная сила, вероятно, зафиксировала бы эти экзопланеты в синхронном вращении, причем одна сторона планеты будет постоянно обращена к звезде, а другая — в сторону. Половина планеты будет слишком горячей для жизни, в то время как другая половина будет постоянно заморожена. Только узкий диапазон территории вдоль границы мог бы поддерживать жизнь, при условии, что других проблем нет. Во всяком случае, ни одна из предполагаемых планет земного типа не похожа на Землю вообще.

Если бы вы спросили большинство ученых 30 лет назад, сколько планет земного типа они ожидали бы найти среди 4000 экзопланет, мало кто сказал бы: «Ни одной». Вместо этого большинство полагало бы, что мы найдем много планет, похожих на Землю.

Колония на крупнейшем спутнике Сатурна

Титан — единственное космическое тело в пределах Солнечной системы, на котором, как и на Земле, есть жидкость на поверхности, состоящая, правда, не из воды, а из метана и этана. Титан содержит массу полезных ископаемых, аналогичных нефти и природному газу. Их можно использовать для получения энергии, что заменит иссякаемые земные источники. Атмосфере Титана не хватает кислорода, но его можно добывать из водяного льда, который находится под поверхностью спутника. А от холодных температур спасет скафандр.

Гравитация на Титане очень слабая, но некоторые ученые рассматривают это как плюс. Люди смогут летать над поверхностью спутника с прикрученными крыльями, а при их поломке плавно приземляться, ведь их не будет тянуть к земле. Такой вид перемещения может стать полезным в практике и в то же время веселым развлечением.

Титан на фоне Сатурна

(Фото: NASA)

Главный недостаток Титана — он находится слишком далеко от Земли. С современными технологиями лететь до него придется около семи лет, что может оказаться не просто долго, но и опасно для здоровья астронавтов. К тому же человечество пока не обладает технологиями, способными оснастить такой долгий полет. Колонизация Титана может начаться после освоения более близких к Земле космических тел и создания более мощных космических кораблей.

Европа

Следы водяных выбросов на Европе, снимки телескопа Хаббл

Небезызвестный спутник Юпитера – Европа – довольно холодное (-160 °C — -220 °C) небесное тело, покрытое толстым слоем льда. Однако, ряд результатов исследований (движение коры Европы, наличие индуцированных токов в ядре) все больше приводят ученых к мысли о существовании жидкого водного океана под поверхностными льдами. Причем в случае существования, размеры этого океана превышают размеры мирового океана Земли. Разогрев этого жидкого водяного слоя Европы скорее всего происходит посредством гравитационного влияния Юпитера, которое сжимает и растягивает спутник, вызывая приливы. В результате наблюдения за спутником были также зафиксированы признаки выбросов водяного пара из гейзеров со скоростью примерно 700 м/с на высоту до 200 км. В 2009-м году американским ученым Ричардом Гринбергом было показано, что под поверхностью Европы имеется кислород в объемах, достаточных для существования сложных организмов. Учитывая другие указанные данные о Европе, можно с уверенностью предположить о возможности существования сложных организмов, пусть подобных рыбам, которые обитают ближе ко дну подповерхностного океана, где судя по всему расположены гидротермальные источники.

Последнее интересное открытие

Уже несколько поколений ученых пытается найти доказательства существования разумной жизни во Вселенной

Недавно прошла очередная встреча Американского астрономического общества, в ходе которой было озвучено важное событие: при помощи оборудования обсерватории Кеплера удалось обнаружить планету, которая очень похожа на Землю как своими параметрами, так и астрономическим положением

Казалось бы, что в этом такого? Оказывается, что атмосфера обнаруженной планеты имеет облака, сформированные водой! Конечно, наличие облаков еще ни о чем не говорит, если рассматривать вопрос наличия жизни на планете. Хотя еще тридцать лет назад ученые уверяли, что наличие воды на планете будет означать, что на ней есть жизнь. Облака – это прямое доказательно наличия воды.

Хотя давно известно, что Венера тоже имеет облака, но они состоят из серной кислоты. В подобных условиях жизнь не может развиваться на поверхности планеты.

Чтобы ответить на ряд вопросов, учеными под эгидой NASA было принято решение отправить в 2017 году спутник, который отправится за пределы Солнечной системы. Он должен будет найти доказательства наличия разумной жизни за ее пределами.

Показания «свидетелей»

Нет, поймите правильно: большинство рассказов о якобы встрече с НЛО и даже инопланетянами, высаживающимися на полях и крадущих домашний скот и даже людей, являются не более чем бредом сумасшедших, заблуждающихся или просто слишком мнительных личностей. Практически все случаи наблюдений НЛО можно объяснить с научной точки зрения. А то, что нельзя, опять же является предметом науки, которая просто не дошла до того уровня, чтобы это сделать. При этом ученые не стесняются в этом признаться.

Тем не менее подобные заявления сопровождают историю человечества уже не одну сотню лет. Исходят они от самых разных людей, начиная от банальных мошенников, стремящихся к славе и богатству (книжки о «событиях» кто-то же пишет, в конце концов), до вполне приличных людей, которые очень рискуют своей репутацией, рассказывая подобные вещи.

Опять же, как однажды сказал популяризатор науки Нил Деграсс Тайсон, если вы по какой-либо случайности окажетесь на космическом корабле пришельцев, то, что бы вы там ни увидели, будет являться бесценным предметом доказательства существования разумной внеземной жизни. Науке недостаточно ваших заявлений о том, что вы что-то увидели. За всю историю своего существования она уже не раз доказывала, что показания свидетелей являются самой низшей формой доказательства. Поэтому оказавшись на космическом корабле пришельцев, не спешите оттуда делать ноги

Лучше постарайтесь отвлечь их внимание от себя и схватить любую вещь, что попадется вам под руку. Даже вон ту штуку, похожу на космическую пепельницу

Потому что именно такие формы доказательств интересуют ученых.

Но неужели абсолютно все подобные истории являются лишь предметом воображения, непонимания и заблуждения людей? Или же среди них имеется какая-то доля случаев реального контакта?

Изменится ли наша жизнь, если ученые однажды докажут теорию об уникальности Земли?

Несмотря на то, что наша планета может оказаться единственным “живым миром” во Вселенной, именно “Великое безмолвие” наших соседей может дать человечеству возможность осознать свою уникальность, тем самым изменив существующий социально-политический строй и сделав его более научным, направленным на постижение себя и окружающего нас мира. Звучит, конечно же, как одна из утопий, но что если в этом и заключается суть человеческой жизни, которую замечательно проиллюстрировал “Солярис” А.Тарковского: мы должны исследовать, постигать и преобразовывать окружающую Вселенную, превращать безжизненный космос в мир, похожий на Землю.