Солнечный парус: движущая сила света

Экологические преимущества солнечного паруса

Чтобы запустить солнечный парус в космос, по-прежнему требуется ракетное топливо, поскольку сила тяжести в нижних слоях атмосферы Земли сильнее, чем энергия, которую может уловить солнечный парус. Например, ракета Falcon Heavy, которая запустила LightSail-2 в космос 25 июня 2019 года, использовала керосин и жидкий кислород в качестве ракетного топлива. Керосин – это то же ископаемое топливо, которое используется в топливе для реактивных двигателей, с примерно такими же выбросами углекислого газа, как у топочного мазута, и немного больше, чем у бензина. ()

В то время как нечастые запуски ракет делают их парниковые газы незначительными, другие химические вещества, которые ракетное топливо выбрасывает в верхние слои атмосферы Земли, могут нанести ущерб исключительно важному озоновому слою. Замена ракетного топлива на внешних орбитах солнечными парусами снижает затраты и атмосферный ущерб, вызванный сжиганием ископаемого топлива для движения

Ракетное топливо также дорого и ограничено, что ограничивает скорость и расстояние, на которое космический корабль может путешествовать. ()

Использование солнечного паруса нецелесообразно на низких околоземных орбитах из-за таких факторов окружающей среды, как сопротивление и магнитные силы. И хотя межпланетные путешествия за пределы Марса становятся все более трудными из-за уменьшения энергии солнечного света во внешней солнечной системе, использование космических кораблей на солнечной энергии может помочь снизить затраты и ограничить ущерб атмосфере Земли.

Солнечные паруса также могут быть соединены с солнечными фотоэлектрическими панелями, которые преобразуют солнечный свет в электричество так же, как на Земле, позволяя электронным функциям спутника продолжать работать без других внешних источников топлива. Это дает дополнительное преимущество, позволяя спутникам оставаться в стационарном положении над полюсами Земли, тем самым увеличивая возможность постоянного наблюдения со спутника за воздействием изменения климата на полярные регионы. («Стационарный спутник» обычно остается в одном и том же месте относительно Земли, двигаясь с той же скоростью, что и вращение Земли – на полюсах это невозможно.) (, )

Слабый солнечный свет означает, что использование солнечного паруса все еще сталкивается с проблемами при попытке исследовать дальний космос.Photon Illustration / Stocktrek Images / Getty Images

Солнечный парус – хронология

1610 Астроном Иоганн Кеплер говорит своему другу Галилео Галилею, что когда-нибудь корабли смогут плавать, улавливая солнечный ветер.
1873 Физик Джеймс Клерк Максвелл демонстрирует, что свет оказывает давление на объекты, когда он отражается от них.
1960 Эхо-1 (спутник в виде металлического воздушного шара) регистрирует давление солнечного света.
1974 NASA наклоняет солнечные панели Маринер-10, чтобы они работали как солнечные паруса на пути к Меркурию.
1975 NASA создает прототип космического корабля с солнечным парусом, чтобы посетить комету Галлею.
1992 Индия запускает INSAT-2A, спутник с солнечным парусом, призванный уравновесить давление на его солнечную фотоэлектрическую панель.
1993 Российское космическое агентство запускает «Знамя-2» с отражателем, который разворачивается, как солнечный парус, хотя это не его функция.
2004 Япония успешно развертывает нефункционирующий солнечный парус с космического корабля.
2005 Миссия «Космос-1» Планетарного общества, содержащая работающий солнечный парус, разрушена при запуске.
2010 Японский спутник IKAROS (Межпланетный воздушный змей, ускоряемый излучением Солнца) успешно использует солнечный парус в качестве своей основной движущей силы.
2019 Планетарное общество, генеральным директором которого является прославленный преподаватель естественных наук Билл Най, запускает спутник LightSail-2 в июне 2019 года. LightSail-2 назван одним из 100 лучших изобретений 2019 года по версии журнала Time. ()
2019 NASA выбирает Solar Cruiser в качестве космического корабля для исследования дальнего космоса.
2021 NASA продолжает разработку NEA Scout, космического корабля с солнечным парусом, предназначенного для исследования околоземных астероидов (NEA). Запланированный запуск ноябрь 2021 года, отложен с мая 2020 года.

Печаль уж не светла

О том, почему никак не складывается судьба проекта, весьма неординарного и способного упрочить космический авторитет нашей страны, мы беседуем с одним из разработчиков – председателем совета директоров ОАО «Консорциум «Космическая регата», кандидатом технических наук Юрием Спирочкиным.

– Юрий Кузьмич, одно из самых заманчивых для нашей страны преимуществ вашего проекта – возможность «добавить солнца» в районы, где полярная ночь очень долгая. Каковы площадь пространства, которое может охватить солнечный парус, продолжительность такого охвата?

– Для размеров солнечного паруса нет ограничений. Если использовать его как движитель космического корабля, то они определяются требуемым ускорением: чем выше, тем большую площадь должен иметь парус. Такой корабль может летать в пределах Солнечной системы – там, где давление потока фотонов имеет приемлемую величину. В проектных разработках мы рассматривали паруса диаметром 400–500 метров. Но это могут быть и километры. В случае применения паруса для освещения земной поверхности с околоземной орбиты полотнища выбираются в зависимости от площади поверхности, которую нужно осветить, высоты орбиты и некоторых других факторов.

Кстати, для маневрирования солнечного паруса в космосе не нужно никаких дополнительных реактивных двигателей. Управление осуществляется на основе гироскопического принципа. Продолжительность функционирования паруса ограничивается физическим старением конструкционных материалов в условиях солнечного и межгалактического излучения (радиационным старением), а также повреждениями от возможных столкновений с частицами космической пыли, метеоритами, астероидами. Эти факторы действуют на все космические аппараты.

– Вы не допускаете, что торможение в финансировании вызвано объективными причинами? Например, группа аналитиков заключила, что проект солнечного паруса экономически нецелесообразен? И если эта оценка действительно объективная, то кто именно решает судьбу проекта?

– Целесообразность проведения космического эксперимент «Знамя-3», который должен подтвердить работоспособность усовершенствованного солнечного паруса, была признана Координационным научно-техническим советом Роскосмоса. Имеется также положительное заключение РКК «Энергия» от 2008 года и одобрение со стороны Института космических исследований РАН, предложившего разместить на борту аппарата научную аппаратуру. Подобные заключения делаются на основе комплексного рассмотрения вопроса экспертами. Техзадание на разработку научной аппаратуры для эксперимента было согласовано со всеми подразделениями РКК «Энергия», однако по непонятным причинам не утверждено.

В статье, написанной вместе с генеральным директором консорциума «Космическая регата» Олегом Сапрыкиным, мы отмечали, что проект остановлен не из-за его «нецелесообразности». Истинные причины скрыты в головах начальников из РКК «Энергия» и ЦНИИМАШа (головной институт отрасли). Небольшой акционерной компании, каковой является наша «Космическая регата», трудно тягаться с такими «старшими товарищами» – в их руках находятся все ресурсы и рычаги влияния, а у нас – только ноу-хау. Надежных и прозрачных правил государственно-частного партнерства в космической деятельности нет. Руководство Роскосмоса свою позицию в этом отношении четко не выразило, сославшись на то, что вопрос о финансировании решается в РКК «Энергия», с которой у Роскосмоса заключен контракт на реализацию всей программы экспериментов на борту МКС. Ну а у РКК «Энергия» есть свои эксперименты, на которые тоже нужны деньги.

Экономическая целесообразность поисковых космических экспериментов, исследований и разработок с трудом поддается оценке: положительный результат не всегда гарантирован, а отдача в виде прибыли возможна, как правило, лишь в долгосрочной перспективе. У нашей компании есть проектная документация, но нет своих средств на изготовление солнечного парусника, выведение его на околоземную орбиту и проведение испытаний. С учетом признанной перспективности этой технологии и значения ее для позиций нашей страны как космической державы мы вправе опираться на госфинансирование. Государственные мужи должны обладать долгосрочным видением и руководствоваться национальными интересами. Складывается впечатление, что с этим у нас проблема.

Надеемся, что газета «Военно-промышленный курьер» поможет донести информацию о проекте солнечного парусника до капитанов частного бизнеса. Возможно, найдется целеустремленный и неравнодушный к будущему нашей страны бизнесмен, который отважится инвестировать в новую космическую технологию.

Планетное общество не оставляет надежды

Для Планетного общества LightSail-2 — это уже третий аппарат для проверки концепции управляемого полета на космическом парусе. Первым на орбиту должен был отправиться созданный в НПО Лавочкина аппарат «Космос-1», но его запуск в 2005 году был неудачным. В 2015 году в космос был запущен спутник LightSail-A, который затем успешно развернул солнечный парус. Однако космический аппарат находился на такой высоте, что сила торможения об атмосферу превышала силу, с которой солнечный свет воздействовал на парус, поэтому его миссия заключалась лишь в проверке механизма развертывания, а не в поднятии высоты орбиты.

 Для Планетного общества LightSail-2 — это уже третий аппарат для проверки концепции управляемого полета на космическом парусе. Первым на орбиту должен был отправиться созданный в НПО Лавочкина аппарат «Космос-1», но его запуск в 2005 году был неудачным

LightSail-2, запущенный в июне 2019 года, предназначен для полноценной проверки этой технологии. 23 июля он успешно раскрыл солнечный парус, а 31 июля Планетное общество объявило, что аппарату удалось достигнуть роста максимальной высоты орбиты со скоростью около километра в сутки. Для этого аппарат должен был периодически менять ориентацию, чтобы быть развернутым к Солнцу только в определенных сегментах своей орбиты. В течение августа аппарат будет продолжать поднимать высоту орбиты.

Форма и материал парусов

Одним из интересных вопросов по солнечным парусам является их форма. Сейчас рассматриваются три основных формы паруса: квадратная, гелиогиро и дисковая. Из всех этих форм на сегодняшний день в космосе использовалась преимущественно квадратная. Что касается гелиогиро, то эта конструкция состоит из четырех узких «лезвий» или лент, каждая из которых имеет ширину всего несколько десятков сантиметров, зато ее длина измеряется сотнями метров. Как правило, «лезвия» стабилизированы вращением аппарата вокруг собственной оси. Этакая космическая карусель.

Теоретически именно такая форма паруса считается наиболее перспективной. Во-первых, узкую длинную ленту, площадь которой составляет сотни квадратных метров, можно легко упаковать в один «рулон» и при развертывании не волноваться, что она развернется неправильно или не развернется до конца. 

Во-вторых, «лезвия» гелиогиро можно достаточно легко поворачивать вокруг их оси, регулируя тем самым импульс, который они получают от солнечного света. А поскольку каждое из них поворачивается отдельно, поворотом некоторых из них можно эффективно изменять вектор движения, получаемого космическим аппаратом от солнечного света.

Возможная форма парусов

На практике за всю историю развития космонавтики был произведен только один старт космического аппарата с солнечным парусом типа «гелиогиро». Случилось это 16 декабря 2018 года. Аппарат UltraSail состоял из двух кубсатов, между которыми натягивалась одна лента шириной 7,7 см и длиной 260 м. Аппарат был выведен на орбиту, но установить с ним связь так и не вышло, так что удалось ли ленте правильно развернуться, неизвестно.

Несмотря на это, появились новые проекты аппаратов, которые используют солнечный парус типа «гелиогиро». Примером здесь может быть I-Sail, который планировалось запустить в 2022 году, но о проекте уже давно нет известий.

Аппарат должен был иметь массу 25 кг, а парус представлял собой две ленты, которые разворачивались в обе стороны от самого аппарата и должны были иметь суммарную площадь в 2500 м². Таким образом, из всех конструкций солнечного паруса на сегодняшний день наиболее успешно используются на практике именно квадратные паруса.

Длительное время в качестве материала для парусов предлагалась металлическая фольга. Действительно, очень много металлов можно раскатать в плоский лист, толщина которого измеряется всего десятками микронов.

Но с 1920-х годов, когда этот концепт был впервые предложен, химия сделала огромный шаг вперед, и появилась куча синтетических материалов, из которых можно сделать очень тонкие пленки, и коэффициент конструктивного качества (т.е. отношение прочностных показателей к массе) у таких пленок будет выше, чем у металлической фольги. Так что на практике ни один солнечный парус из металлической фольги до орбиты так и не долетел. Вместо этого обычно используются материалы на основе полиэстера или полипропилена.

Преимущества солнечных парусов

Солнечные паруса действительно работают и совсем скоро спутники могут лишиться своих ионных двигателей. Это заметно снизит их стоимость, потому что солнечные паруса явно обходятся дешевле двигателей, ведь по сути это — зеркальное полотно, растянутое вокруг спутника. К тому же, аэрокосмическим компаниям не придется тратить деньги на дорогостоящее топливо — в «парусных» спутниках оно попросту не нужно.

Ионный двигатель действительно выглядит дороже солнечных парусов, не так ли?

К сожалению, получив возможность создавать дешевые спутники, компании могут чаще выводить их на околоземную орбиту. А объектов вокруг нашей планеты и так очень много, причем в ближайшие десять лет их станет еще больше — ведь никто не забыл, что Илон Маск хочет создать всемирный интернет Starlink при помощи 12 000 спутников? Мы, люди, уже почти создали работающие солнечные паруса — теперь нам нужно думать, как избавиться от космического мусора.

Напоследок, хочется порекомендовать рассказ английского фантаста Артура Кларка «Солнечный ветер». В нем рассказывается о регате космических кораблей, которые движутся при помощи давления солнечного ветра. В своем произведении писатель рассказал о разных видах солнечных парусов (они еще не существуют!) и способах управления ими.

Если вам интересны новости науки и технологий, подпишитесь на наш . Там вы найдете материалы, которые не были опубликованы на сайте!

Солнечный парус LightSail 2

Но ученые не опустили руки и испытания солнечного паруса идет прямо сейчас. Если взглянуть на ночное небо, там вполне можно заметить космический аппарат LightSail 2 от Планетарного сообщества. Он был выведен на орбиту нашей планеты в июне 2019 года при помощи ракеты-носителя Falcon Heavy. Спустя несколько недель он раскрыл свой солнечный парус — его площадь равна 32 квадратным метрам и именно поэтому у людей есть возможность разглядеть его с Земли. Подумать только — парус имеет почти такую же площадь, что и среднестатистическая квартира!

Аппарат LightSail 2 прямо сейчас находится на орбите Земли

Парус неспроста имеет такой огромный размер. Дело в том, что для приведения в движение даже маленького аппарата размером с буханку хлеба, частицам солнечного света нужно воздействовать на максимально возможную площадь паруса. Возможно, в будущем ученым удастся создать спутники меньшего размера, например, со спичечный коробок. Вот тогда паруса действительно станут маленькими, и разглядеть их с Земли будет невозможно.

Кстати, у аппарата LightSail-2 был прототип под названием LightSail-1. Он был выведен на орбиту 20 мая 2015 года и развернул парус 7 июня. Спустя еще 7 дней он провел свой тестовый полет, который длился не более суток. В отличие от прототипа, аппарат LightSail-2 будет лететь по орбите Земли как минимум до середины августа.

Опыт Лебедева

Чтобы понять, насколько эффективно использование света как силы, движущей космический аппарат, необходимо вернуться на более чем сто лет, во времена, когда все еще велась дискуссия о том, является ли свет частицей или волной. Сейчас мы знаем, что из-за своей квантовой природы он одновременно является и тем, и другим, но на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков ученые все еще проводили опыты, которые должны были поддержать одну из двух точек зрения.

Один из опытов, которые должны подтвердить то, что свет является частицей и имеет собственную силу и импульс, был проведен в 1899 году. Петр Лебедев построил экспериментальную установку, которая состояла из очень легкого стержня, подвешенного на стеклянной нити в колбе с вакуумом. К нему с двух сторон были прикреплены две круглые очень легкие пластины: одна — черная, вторая — зеркальная. Ученый много экспериментировал, пытаясь выкачать из колбы абсолютно весь воздух и освещая пластины максимально равномерно.

В результате даже в условиях очень глубокого вакуума и при равномерном освещении стержень начинал вращаться. Это свидетельствовало о том, что свет действует на пластинки и его действие (обычно его называют давлением, хотя это совсем не то же, что давление газа) на зеркальную пластинку сильнее, чем на черную.

Так происходило потому, что черная пластинка поглощает все фотоны, а зеркальная — наоборот, отражает их. При этом говорить, что первая импульса от света не получает — неправильно. Просто импульс этот вдвое меньше, чем у зеркальной пластинки.

Золотой телескоп для глубин Вселенной

NASA в 2021 году подготовило для всего человечества прекрасный рождественский подарок: 25 декабря с космодрома Куру во Французской Гвиане был запущен в космос «Джеймс Уэбб» — самый большой из ныне существующих телескопов. Идея проекта зародилась более 20 лет назад. Целью огромного телескопа станут масштабные исследования космоса. Еще до старта миссии ориентировочную стоимость проекта оценивали в $9,8 млрд.

Запуск телескопа «Джеймс Уэбб»

«Джеймс Уэбб» будет изучать атмосферу уже открытых экзопланет, исследовать галактики и их среды, рассматривать объекты Солнечной системы, поможет ученым в раскрытии природы темной материи и черных дыр. Например, он проанализирует климат Плутона.

Глобальная миссия телескопа заключается в изучении происхождения Вселенной, поиске жизни вне Земли и исследовании новых миров. Он объединит усилия с телескопом Event Horizon, чтобы выявить сверхмассивную черную дыру в сердце Млечного Пути.

Первые научные исследования стартуют в начале 2022 года. Срок работы телескопа составит не менее пяти лет.

Подготовка телескопа «Джеймс Уэбб» к отправке в космос

Ключевой особенностью телескопа является золотое зеркало размером 6,5 метра. Поскольку размеры не позволили бы разместить его в ракете-носителе, разработчики телескопа решили сделать зеркало из раздвижных элементов, которые развернут уже на орбите. Размер каждого из 18 шестигранных сегментов составляет 1,32 м. Общий вес телескопа достигает 6,2 т.

Зеркало «Джеймса Уэбба»

(Фото: NASA)

Золото выбрали из-за способности эффективно отражать инфракрасное излучение, что необходимо для изучения малых тел, например, экзопланет. Благодаря чувствительности зеркала телескоп можно будет использовать в качестве машины времени, так как он будет присылать изображения очень далеких планет. А чем дальше объекты, тем они старше, потому что свету требуется очень много времени, чтобы добраться до Земли. Таким образом, исследователи увидят галактики такими, какими они были миллиарды лет назад.

После запуска «Джеймса Уэбба» любой ученый сможет подать заявку на его использование, если его проект пройдет экспертную оценку. Такое право уже получила аспирантка из канадского университета Макгилла Лиза Данг, которая собирается изучить планету K2-141b в 202 световых годах от Земли. Предполагается, что ее поверхность покрыта океаном лавы, а осадки выпадают в виде камней.

Индустрия 4.0

Не только «Хаббл»: космические телескопы настоящего и будущего

Перспективы космического освещения Земли

Идею космического освещения Земли предложили еще в начале 20 века теоретики космонавтики Ф. Цандер в СССР и Г. Оберт в Германии. Благодаря конкурсу Колумб-500 и эксперименту «Знамя-2» работы перешли в практическую плоскость.

У такого освещения множество сфер применения. Наиболее очевидный — освещение северных городов во время продолжительного периода полярной ночи. Также, благодаря тому, что космическое зеркало можно быстро переориентировать, луч света можно направлять в районы чрезвычайных ситуаций, военных учений, строек государственного масштаба, массовых спортивных мероприятий.

В свое время, сразу после проведения «Знамени-2» нашлось много противников этой идеи. Они утверждали что искусственное освещение будет губительно влиять на природу, собьются биоритмы растений, животных и человека, изменится климат. Но такая аргументация выглядит малоубедительной, поскольку в северных городах биоритмы человека и без этого подвергаются жестоким испытаниям, а отраженный свет силой даже в несколько полных лун, недостаточен для сколь существенного изменения климата.

«Космическая регата» предлагала создать систему космического освещения «Третье светило» на основе солнечного парусного корабля проектируемого для лунной гонки. На околоземную орбиту предлагается вывести 12 отражателей диаметром 200 метров каждый. Такая система сможет освещать до 5 городов. Яркость отраженного света при этом может достигать 10-100 луннет (полных лун). Такая яркость позволит вполне комфортно работать на улице без применения каких-либо дополнительных источников света.

Снова о законе сохранения импульса

Линия развития ракетных двигателей в космической отрасли от самых первых химических до пока что вполне фантастических термоядерных предполагает изменение силы, которая влечет за собой утечку газов из сопла и постоянное наращивание удельного импульса. 

При этом инженеры стремятся сохранить достаточно высокий показатель удельной мощности, но сам по себе принцип ускорения корабля не меняется. Мы вынуждены каждую секунду выбрасывать из него определенную массу, создавая импульс, толкающий корабль в противоположную сторону.

Закон сохранения импульса для реактивного двигателя

Увеличение удельного импульса двигателя позволяет ускорять корабль, расходуя меньше рабочего тела на единичное изменение вектора скорости. Но каким бы эффективным ни был двигатель, он все равно тратит рабочее тело очень быстро, и даже при удельном импульсе, близком к скорости света, всего за несколько месяцев постоянного ускорения масса рабочего тела, которая будет использована, сравнится с массой остальных конструкций корабля. Возникает вопрос, нельзя ли получить импульс для ускорения из какого-либо другого источника. И такой источник в космосе есть — электромагнитное излучение, к которому относится и видимый свет.

Какие перспективы имеет солнечный парус?

И все же, насколько эффективна концепция солнечного паруса? Там, где речь идет о полете, который в любом случае должен занимать годы и десятилетия, с эффективностью солнечного паруса ничто не может сравниться. Лучшей идеи для грузовых кораблей, направляющихся к внешним планетам Солнечной системы или межзвездных зондов, чем медленный пассивный разгон благодаря солнечным парусам, просто не существует.

Но у этой концепции есть три больших «но». Первое — это то, что корабль в космосе мало разогнать, его у цели еще нужно затормозить. В случае межзвездного перелета звезды, испускающие свет, находятся на обоих концах путешествия. Свет одной звезды зонд разгоняет, свет другой — тормозит. С планетами не все так однозначно, ибо количество отраженного от них света достаточно мало и его явно не хватит для полноценного торможения аппарата. 

Удельная тяга солнечного паруса в зависимости от расстояния от Солнца

К счастью, орбитальная механика при измеряемых десятками километров в секунду скоростях предполагает полет не по прямой, а по определенной кривой траектории, то есть на последнем участке полета можно надеяться если не на «солнечный бейдевинд», то хотя бы на «солнечный галфвинд» или «солнечный бакштаг».

«Бакштаг», «галфвинд», «бейдевинд» и с ними еще и «левентик» — это термины часов парусного морского флота, которые нужно изучить всем, кто хочет использовать солнечный парус в качестве двигателя в космосе. Отмечают они ситуацию, когда угол между направлением, откуда дует ветер, и курсом судна составляет от 168 до 90 градусов, от 90 до 78 градусов, от 78 до 11 градусов и менее 12 градусов соответственно. 

Как несложно догадаться, в положении «левентик» ни парусное судно, ни зонд с космическим парусом ускоряться не могут. Существует также положение «фордевинд» — ситуация, когда указанный выше угол составляет от 168 до 180 градусов, но здесь все и так понятно: ветер дует туда, куда нам нужно.

Во-вторых, чем дальше от Солнца находится парус, тем меньше интенсивность света, который на него падает. При этом интенсивность эта снижается пропорционально квадрату расстояния до светила. То есть на расстоянии в две астрономические единицы от Солнца импульс, который будет получать солнечный парус ежесекундно, будет меньше того, что он получает на орбите Земли не в два, а в четыре раза.

Но работает это и в обратную сторону. Чем ближе к нашему светилу находится парус, тем больший импульс он получает. Например, на расстоянии 37 млн км, то есть чуть ближе к Солнцу, чем Меркурий, он будет уже в 16 раз выше, чем на орбите Земли, а на расстоянии в 9 млн км, что сравнимо с расстоянием до Солнца зонда Паркер, он вырастет в 256 раз. 

Это приводит к интересному решению. Для того чтобы улететь на большой скорости от Солнца, корабль с солнечным парусом может сначала приблизиться к нему, раскрыть парус и начать интенсивно набирать скорость.

Солнечный парус будущего

В-третьих, для того чтобы эффективно ускорять грузы, масса которых измеряется тонами, площадь парусов должна измеряться гектарами. Есть даже проекты солнечных парусов для межзвездных путешествий, площадь которых измеряется квадратными километрами. Конечно, такие проекты достаточно малореалистичны, но о пригодности солнечных парусов для ускорения больших грузов говорят следующие цифры, полученные из расчетов.

Подсчитано, что квадратный солнечный парус со стороной 800 м сможет доставить груз весом 9 тонн от Земли до Меркурия за 600 дней, а груз в 19 тонн — за 900 дней. На Венеру этот самый парус сможет доставить одну тонну груза за 200 дней или 5 тонн за 270 дней. Путешествие к Марсу с таким парусом займет 400 дней для груза в 2 тонны или 500 — для пяти тонн.

Для внешних планет также сделаны подсчеты. Если парус сможет обеспечить грузу ускорение всего в 1 мм/с, то до Юпитера этот груз долетит за 2 года, до Сатурна — за 3,3, до Урана — за 5,8 и до Нептуна — за 8,5 лет. Таким образом, солнечный парус — это медленный, но очень экономичный способ доставить куда-то относительно небольшой груз. И, возможно, что в будущем именно такие парусники будут составлять основу грузовых перевозок в Солнечной системе.

Вы можете узнать больше об околоземном пространстве, заглянув в наш раздел «Знания о космосе».

Только самые интересные новости и факты в нашем Telegram-канале!

Присоединяйтесь: https://t. me/ustmagazine

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: