Созвездие центавра: где расположено, самые яркие звезды, экзопланеты, новые открытия и факты

Содержание

Слайд 1

Захарова Алина 25 гр.

Слайд 2

Двойные звёзды – это две и более звезды, обращающиеся по эллиптическим орбитам вокруг общего центра масс под действием сил тяготения. Приблизительно половина всех ”звезд» на самом деле — двойные или кратные системы , хотя многие из них расположены так близко, что компоненты по отдельности наблюдать невозможно.

Слайд 3

Как правило, двойные звезды на небе обнаруживаются визуально по изменению видимого блеска (можно перепутать с цефеидами) и близкому нахождению друг к другу. Иногда бывает, что две звезды случайно видны рядом, а на самом деле находятся на значительном расстоянии и не имеют общего центра тяжести (т.е. оптически двойные звезды), однако, это встречается довольно редко.

Слайд 4

Эти звезды имеют несколько вытянутую форму вследствие взаимного притяжения. Много таких звезд открыл и изучил в начале нашего века русский астроном С. Н. Блажко. Примерно половина всех звезд нашей Галактики принадлежит к двойным системам, так что двойные звезды, вращающиеся по орбитам одна вокруг другой, явление весьма распространенное

Слайд 5
Обычно физические двойные звезды связаны силами тяготения. Компоненты двойной звезды образуют тесные пары. Периоды обращения компонентов двойной звезды не превышают сотни лет, иногда бывают значительно меньше.

Слайд 6

Пример оптически двойной звезды, но физически они между собой не связаны. По Мицару и Алькору древние греки проверяли зоркость глаза. Угловое расстояние между Мицаром и Алькором 12 мин., а линейное расстояние между этими звездами порядка 17000 а.е.,

Слайд 7
Часто двойственность звезд можно выявить по периодическому изменению их блеска. Первая затменно-переменная звезда – Алголь (β Персея) – была открыта в 1669 году итальянским астрономом Монтанари Кривая блеска Алголя повторяется каждые 2 суток 20 часов и 49 минут. В 1784 году Гудрайк открывает вторую затменную звезду – β Лиры. Ее период 12 суток 21 час и 56 минут, и, в отличие от Алголя, блеск изменяется плавно. Затменно-двойные звёзды Алголи

Слайд 8

В системе близко расположенных двойных звезд взаимные силы тяготения стремятся растянуть каждую из них, придать ей форму груши. Вокруг этих двух звезд имеется некоторая область в форме трехмерной восьмерки, поверхность которой представляет собой критическую границу. Эти две грушеобразные фигуры, каждая вокруг своей звезды, называются полостями Роша. Если одна из звёзд вырастает настолько, что заполняет свою полость Роша, то вещество с нее устремляется на другую звезду в той точке, где полости соприкасаются. Часто звездный материал не опускается прямо на звезду, а сначала закручивается вихрем, образуя так называемый аккреционный диск.

Слайд 9

В Галактике найдено, по крайней мере, 100 мощных источников рентгеновского излучения. По мнению астрономов, причиной рентгеновского излучения могла бы служить материя, падающая на поверхность маленькой нейтронной звезды. В двойных системах с небольшими массами вокруг нейтронной звезды образуется газовый диск, В случае же систем с большими массами материал устремляется прямо на нейтронную звезду — ее магнитное поле засасывает его, как в воронку. Именно такие системы часто оказываются рентгеновскими пульсарами.

Слайд 10

Если предположить, что закон всемирного тяготения постоянен в любой части нашей галактики, то, возможно, измерить массу двойных звезд исходя из законов Кеплера. По III закону Кеплера: где m1 и m2 – массы звезд P – их период обращения T – один год A – большая полуось орбиты спутника относительно главной звезды a — расстояние от Земли до Солнца. Из этого уравнения можно найти сумму масс двойной звезды, то есть массу системы. Пусть М солнца = 1, учитывая, что М⊙>> М⊕, Т = 1 год, а – 1 а.е

Тогда Учитывая, что , получим

Слайд 11

— двойная звезда Сириус В – белый карлик

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14
Спасибо за внимание

Посмотреть все слайды

Процион

Двойная, более яркая, чем Солнце, звезда Процион – красивейшая на небе. Была замечена людьми еще в древности. Звезда довольно яркая, входит в созвездие Большого Пса. Свое название получила благодаря грекам, в переводе Процион самая яркая звезда в созвездии Малого Пса и 8-я по яркости звезда ночного неба означает «перед собакой». От Земли находится в 11,4 световых русская фамилия лет.

Астрономы предполагают, что через 150 лет звезда станет ярко-красного отлива Отлив — периодическое понижение уровня воды вследствие перемещения Луны. Лучше всего звезда заметна зимой в южных регионах слово (термин, в отдельных науках), используемое для обозначения участка суши или воды, который можно отделить от другого участка (например, того, внутри которого он находится) по ряду определённых России или Российская Федерация (сокр. Звезда дальше Солнца, но светит ярче, поэтому заметить ее несложно даже без специального оборудования. Поскольку звезда представляет двойную систему множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство, в нее входят Процион А и Процион Б. Главная из них А – желтого цвета.

Альбирео и Алгол

Я кратко упомяну две другие звезды в северном полушарии, потому что на них интересно смотреть по разным причинам.

В созвездии Лебедя, показанном выше, голова лебедя отмечена звездой Альбирео. Альбирео — популярная цель для астрономов-любителей. Посмотрите на Альбирео в небольшой телескоп или в устойчивый мощный бинокль, и вы увидите две звезды, расположенные близко друг к другу — оранжевую и синюю. Обе эти две звезды находятся на расстоянии около 400 световых лет от нас, и считается, что их разделяет одна десятая светового года. В отличие от Мицара и Алькора в Большой Медведице, это настоящая двойная звезда, в которой оба компонента гравитационно связаны и вращаются друг вокруг друга в течение тысяч лет.

В созвездии Персея, недалеко от Кассиопеи, есть звезда под названием Алголь., или «Демон». На других языках его называли «звездой сатаны» или «призраком». Почему такие зловещие имена? Причина в том, что древним было хорошо известно, что в Алголе есть что-то странное. В отличие от большинства звезд, которые светят с постоянной яркостью, Алгол заметно светлеет и тускнеет в три раза каждые три дня. По своей яркости она сопоставима с Мирфаком (самой яркой звездой Персея) и соответствует самой яркой из звезд W в Кассиопее. В самом тусклом свете он такой же тусклый, как Сегин (наименее яркая из звезд W). Так что же происходит с Алголом? Ну, как и Альбирео, это двойная звезда или «двойная звезда», но в отличие от Альбирео, где между двумя звездами очень значительное расстояние,расстояние между двумя звездами Алгола составляет всего около 5 миллионов миль (примерно одна двадцатая расстояния между Землей и Солнцем), поэтому их нельзя разделить на отдельные звезды даже в телескопы. Один из них — яркий карлик, а другой — более тусклый компонент — более холодная звезда-гигант. Эти две звезды вращаются вокруг друг друга в плоскости, прямо на одной линии с нами, поэтому, когда более тусклая звезда движется впереди более яркой звезды, свет яркой звезды тускнеет примерно на десять часов. Поскольку более тусклая звезда «затмевает» более яркую, Алгол называют «затменной двойной звездой».Эти две звезды вращаются вокруг друг друга в плоскости, прямо на одной линии с нами, поэтому, когда более тусклая звезда движется впереди более яркой звезды, свет яркой звезды тускнеет примерно на десять часов. Поскольку более тусклая звезда «затмевает» более яркую, Алгол называют «затменной двойной звездой».Эти две звезды вращаются вокруг друг друга в плоскости, прямо на одной линии с нами, поэтому, когда более тусклая звезда движется впереди более яркой звезды, свет яркой звезды тускнеет примерно на десять часов. Поскольку более тусклая звезда «затмевает» более яркую, Алгол называют «затменной двойной звездой».

Южный Крест и две яркие звезды Центавра. Небо кажется крапчатым или пыльным, потому что эти звезды расположены близко к Млечному Пути, поэтому «пыль» — это бесчисленные миллионы очень далеких звезд в нашей Галактике.

La Bitacora de Galileo

Номенклатура[]

β Центавра (латинизируется как Бета Центавра ) — это обозначение байеровской звездной системы .
Он носил традиционные имена Хадар и Агена . Хадар происходит от арабского حضار (значение корня «присутствовать», или «на земле», или «населенный, цивилизованный район» ), в то время как имя Агена / ə ˈ dʒ iː n ə / считается происходит от латинского genua , что означает «колени», от положения звезды на левом колене кентавра, изображенного в созвездии Центавра . В 2016 году Международный астрономический союз организовал Рабочую группу по именам звезд.(WGSN) для каталогизации и стандартизации имен собственных звезд. WGSN утвердил имя Хадар для звезды β Центавра Аа 21 августа 2016 года, и теперь оно внесено в Каталог звездных имен МАС.

Китайское название звезды — 马腹一 ( мандаринский диалект : mǎ fù yī, «Первая звезда живота лошади»).

Народ буронг , коренной житель территории нынешней северо-западной Виктории, Австралия, назвал его Бермбермгл (вместе с α Центавра ), два брата, которые были известны своей храбростью и разрушительностью, пронзали и убивали Чингала, «Эму» (Туманность Угольный Мешок ). ). Вотджобалук называют двух братьев Брам-брам-булт .

Предложение Название

Предлагаю назвать данную систему, как Хадаржена, или Хадаргена — в честь двух названий данной звезды. Компонента Аа назвать, как Хадар, а компонент Аб — как Агена, а компонент В — как Бермбермгл.

Бета Центавра

Звезда Хадар, Агена или Бета Центавра является 11-й по яркости звездой, которую видно с Земли. Хадар в переводе с арабского означает «низ». Звезда хорошо видна в южных широтах. Это бело-голубой гигант, который удален на 392 св года от нас. Видимая звездная величина 0,61m.

Если провести линию и соединить Бету с Альфой Центавра, то линия послужит указателем на Южный Крест, который является ориентиром для определения направления на юг.

Хадар ‒ система из 3-х звезд, две из которых расположены близко друг к другу. Бета Аа отстоит от Беты Ав приблизительно на 1,3 секунды или на 3а.е. Они относятся к классу В1. Бета А с температурой поверхности в 18700К в 6 раз массивнее Солнца. Эти звезды постоянно расширяются, значит, скоро их ждет судьба сверхновых.

Третья звезда Бета В ‒ синий карлик спектрального класса В I. Его оборот по орбите составляет 1500 лет. Он удален от своих компаньонов на 210а.е.

Видимость[]

Бета Центавра — одна из самых ярких звезд на небе с величиной 0,61. Его яркость изменяется на несколько сотых величины, слишком мала, чтобы быть заметной невооруженным глазом. Из-за своего спектрального класса и обнаружения пульсаций компонент Аа был классифицирован как переменная β Цефея .

Бета Центавра хорошо известна в Южном полушарии как внутренняя из двух «Указателей» на созвездие Креста , широко известное как Южный Крест. Линия, проведенная от другого указателя, Альфы Центавра , через Бету Центавра ведет в пределах нескольких градусов к Гакруксу , звезде на северном конце креста. Используя Gacrux, навигатор может провести линию с Acrux на южном конце, чтобы эффективно определить юг.

Эквиваленты

В китайской астрономии звезды Центавра встречаются в трех областях: Лазурный Дракон Востока (東方 青龍, Dōng Fāng Qīng Lóng), Вермиллионная птица Юга (南方 朱雀, Nán Fāng Zhū Què) и (近 南極星 區, Jìnnánjíxīngōu). Не все звезды Центавра можно увидеть из Китая, и невидимые звезды были отнесены к Южным астеризмам Сюй Гуанци на основании его исследования западной звездной карты. Однако большинство самых ярких звезд Центавра, включая α Центавра, θ Центавра (или Менкент), ε Центавра и η Центавра, можно увидеть в китайском небе.

Некоторые полинезийские народы также считали звезды Центавра созвездиями. В Пукапука Центавр имел два имени: На Мата-о-те-токолуа и На Луа-мата-о-Вуа-ма-Вело. В Тонга созвездие называлось четырьмя именами: О-нга-тангата, Таутанга-уфи, Маманги-Халаху и Мау-куо-мау. Альфа и Бета Центавра не были названы конкретно людьми Пукапуки или Тонга, но они были названы людьми Гавайев и Туамоту. На Гавайях имя Альфы Центавра было либо Мелемеле, либо Ка Майле-Хоуп, а имя для Беты Центавра было Полапола или Ка Майле-муа. На островах Туамоту Альфа называлась На Кухи, а Бета — Тере.

Указатель (α Центавра и β Центавра ) — один из астеризмов, используемых Бугис мореплаватели, которых называли bintoéng balué, что означает «овдовевшие до брака». Его также называют bintoéng sallatang, что означает «южная звезда»

1

• Альтернативное название:
    α Большого Пса
  • Видимая звездная величина:
    −1,46
  • Расстояние до Солнца:
    8,6 св. лет

Ярчайшая звезда ночного неба — это несомненно Сириус. Он сияет в созвездии Большого Пса и хорошо виден в Северном полушарии в течение зимних месяцев. Хотя его светимость и превышает в 22 раза светимость Солнца, она отнюдь не является рекордной в мире звёзд — высокий видимый блеск Сириуса обусловлен его относительной близостью. В Южном полушарии, он виден во время лета, к северу от полярного круга. Звезда находится примерно в 8,6 световых годах от Солнца и является одной из ближайших к нам звезд. Его блеск является результатом его истинной яркости и его близости к нам.

Сириус имеет спектральный класс A1Vm, температуру поверхности 9940° Кельвина и светимость в 25 раз больше, чем у Солнца. Масса Сириуса составляет 2.02 масс Солнца, диаметр в 1.7 раз больше, чем у Солнца.

Еще в 19 веке астрономы, при изучении Сириуса обратили внимание на то, что его траектория, хоть и представляет собой прямую, но подвержена периодическим колебаниям. В проекции звездного неба она (траектория) выглядела как волнообразная кривая.Причем ее периодические колебания удавалось засечь даже за небольшой промежуток времени, что само по себе уже являлось удивительным так как речь шла о звездах — которые удалены от нас на миллиарды километров

Астрономы предположили, что за подобные «вихляния» повинен некий скрытый объект, который вращается вокруг Сириуса с периодом около 50 лет. Спустя 18 лет после смелого предположения, рядом с Сириусом, удалось обнаружить небольшую звездочку, которая имеет звездную величину 8.4 и является первым открытым белым карликом, к тому-же еще и самым массивным, из обнаруженных на сегодня.

Системе Сириус насчитывается около 200-300 миллионов лет. Первоначально система состояла из двух ярких голубоватых звезд. Более массивная Сириус B, потребляя свои ресурсы, стала красным гигантом, после чего выбросила внешние слои и стала белым карликом около 120 миллионов лет назад. В разговоре Сириус известен как «Собачья звезда», что отражает его принадлежность к созвездию Большого Пса. Солнечный восход Сириуса ознаменовывал разлив Нила в Древнем Египте. Название Сириус происходит от древнегреческого «светящийся» или «раскаленный».

Сириус ярче, чем ближайшая звезда к Солнцу — Альфа Центавра, или даже сверхгиганты, такие как Канопус, Ригель, Бетельгейзе. Зная точные координаты Сириуса на небе, его можно увидеть невооружённым глазом и днём. Для наилучшего наблюдения небо должно быть очень чистым, а Солнце — находиться низко над горизонтом. В настоящее время Сириус приближается к Солнечной системе со скоростью 7,6 км/с, поэтому со временем видимый блеск звезды будет медленно расти.

Интересные факты

Земному космическому кораблю, отправившемуся в путешествие к нашей ближайшей соседке Проксима Центавра, понадобится 70 тыс. лет, чтобы до нее добраться.

Расстояние между составляющими двойной звезды Альфа Центавра равняется 22 угловым секундам. Они сливаются при взгляде невооруженным глазом, но разделяются при наблюдении даже в простейший телескоп. Угловое расстояние между Центавра A и B не постоянно. В 2010 году оно составляло 6,74 угловых секунд, а к 2016 сократится до 4. Максимальное значение будет наблюдаться в 2056 году.

Среди близких к нам звезд всего лишь 3 относятся к светилам первой величины: Сириус, Альфа Центавра и Процион, а ближайшая звезда к Земле и вовсе красный карлик.

Пространственное расположение соседей

Возникновение и эволюция звёзд

Звезда начинает свою жизнь как холодное разреженное облако межзвёздного газа, сжимающееся под действием собственного тяготения. При сжатии энергия гравитации переходит в тепло, и температура газовой глобулы возрастает. Когда температура в ядре достигает нескольких миллионов Кельвинов , начинаются термоядерные реакции и сжатие прекращается. В таком состоянии звезда пребывает большую часть своей жизни, находясь на главной последовательности диаграммы Герцшпрунга — Рассела , пока не закончатся запасы топлива в её ядре. Когда в центре звезды весь водород превратится в гелий, термоядерное горение водорода продолжается на периферии гелиевого ядра.

В этот период структура звезды начинает заметно меняться. Её светимость растёт, внешние слои расширяются, а внутрениие наоборот, сжимаются. И до поры до времени яркость звезды тоже понижается. Температура поверхности снижается — звезда становится красным гигантом . На ветви гигантов звезда проводит значительно меньше времени, чем на главной последовательности. Когда масса её изотермического гелиевого ядра становится значительной, оно не выдерживает собственного веса и начинает сжиматься; возрастающая при этом температура стимулирует термоядерное превращение гелия в более тяжёлые элементы.

Подавляющее большинство звёзд, и Солнце в том числе, заканчивают эволюцию, сжимаясь до тех пор, пока давление вырожденных электронов не уравновесит гравитацию . В этом состоянии, когда размер звезды уменьшается в сотню раз, а плотность становится в миллион раз выше плотности воды , звезду называют белым карликом. Она лишена источников энергии и, постепенно остывая, становится тёмной и невидимой.

У звёзд более массивных, чем Солнце, давление вырожденных электронов не может сдержать сжатие ядра, и оно продолжается до тех пор, пока большинство частиц не превратится в нейтроны , упакованные так плотно, что размер звезды измеряется километрами, а плотность в 280 трлн. раз превышает плотность воды. Такой объект называют нейтронной звездой; его равновесие поддерживается давлением вырожденного нейтронного вещества.

Схема эволюции одиночных звёзд

карлики

вырожд. He ядро

невырожд. He ядро

гелиевая вспышка

спокойное горение гелия в ядре

CO белый
карлик

вырожд. CO ядро невырожд. CO ядро

углеродная дет.

горение углерода в ядре. CO в Fe

горение углерода в ядре. C в O, Ne, Si, Fe, Ni..

O,Ne,Mg… белый
карлик или нейтронная звезда

чёрная
дыра

Схема эволюции одиночных звёзд. По В. А. Батурину и И. В. Мироновой

Hadar Distance from Earth

Hadar distance from Earth is 525.22 light-years away from Earth or 161.03 parsecs. If you want that in miles, it is about 3,087,571,618,503,495.644, based on 1 Ly = 5,878,625,373,183.61 miles. The distance is calculated using the parallax from the original Hipparcos data released in 1997 which is 6.21000.In 2007, Hipparcos data was revised with a new parallax of 8.32000, which puts the Hadar distance from Earth as 392.02 light years or 120.19 parsecs. It should not be taken as though the star is moving closer or further away from Earth. It is purely that the distance was recalculated.An Astronomical Unit is the distance between Earth and the Sun. The number of A.U. is the number of times that the star is from the Earth compared to the Sun. When you use the 2007 distance, Hadar is roughly 24,790,794.318 Astronomical Units from the Earth/Sun give or take a few.

Hadar Galacto-Centric Distance is 7,321 Parsecs or 23,878.418 Light Years. The Galacto-Centric Distance is the distance from the Hadar to the Centre of the Galaxy which is Sagittarius A*.

The time it takes to travel to Hadar depends on how fast you are going. U.G. has done some calculations as to how long it will take to go at differing speeds. A note about the calculations, when I’m talking about years, I’m talking about non-leap years only (365 days).The New Horizons space probe is the fastest one that we’ve sent into space at the time of writing. Its primary mission was to visit Pluto, which at the time of launch (2006), Pluto was still a planet.Mach 1 is the speed of sound; Mach 2 is twice the speed. |Before retiring, Concorde was the fastest commercial aeroplane and the only passenger jet that could do Mach 2.For some small screens, you may need to swipe the table to see the information.

Description Speed (m.p.h.) Time (years)
Walking 4 65,723,782,725.145
Car 120 2,190,792,757.505
Airbus A380 736 357,194,471.332
Mach 1 767.269 342,637,498.583
Mach 2 1,534.54 171,318,526.008
New Horizons 7,222,393.706
Speed of Light 670,616,629 392.02

Номенклатура

β Центавра (латиница Бета Центавра ) — обозначение Байера в звездной системе .

Он носил традиционные названия Хадар и Аджена . Адар происходит от арабского языка حضار (смысл в корне является «присутствовать» или «на земле» или «поселились, цивилизованной области»), в то время как название Agena , как полагают, происходит от Латинское genua , что означает «колени», происходит от положения звезды на левом колене кентавра, изображенного в созвездии Центавра . В 2016 году Международный астрономический союз организовал Рабочую группу по именам звезд (WGSN) для каталогизации и стандартизации имен собственных для звезд. WGSN утвердила название Хадар для звезды β Центавра Aa 21 августа 2016 года, и теперь оно внесено в Каталог имен звезд МАС.

Китайское название звезды — 马腹 ( мандаринское : mǎ fù yī, «Первая звезда живота лошади»).

Народ буронг, коренные жители того, что сейчас является северо-западом штата Виктория, Австралия, назвали его Бербермглом (вместе с α Центаврианом ), двумя братьями, известными своей храбростью и разрушительностью, которые пронзают и убивают Чингала, «Эму» ( туманность Угольный Мешок ). Народ Вотджобалук называет двух братьев Брам-брам-бульт .

Факты о звезде Хадар

Хадар — одна из трех звезд Центавра, выбранная для использования в навигации. Две других — Ригиль Кентавр (Альфа Центавра) и Менкент (Тета Центавра). Эти три звезды входят в число 18 южных навигационных звезд.

Несмотря на то, что она кажется более слабой, чем Альфа Центавра, Хадар гораздо более яркая, т.к находится значительно дальше на расстоянии 390 световых лет. Альфа Центавра, с другой стороны, является ближайшей к Солнцу звездной системой, расположенной всего в 4,37 световых годах. К 6200 году собственное движение Альфы Центавра приблизит звезду к нынешнему положению Хадара. Когда это произойдет, две звезды образуют соединение и будут выглядеть как исключительно яркая двойная звезда.

Бета Центавра B была открыта в 1935 году голландским астрономом Джоаном Воутом, который дал спутнику обозначение VOU 31. Расстояние между Бета Центавра А и В составляло 1,3 угловых секунды в 1935 году и с тех пор остается неизменным, но позиционный угол изменился на 6º.

Бета Центавра А считалась спектроскопическим бинарником с 1967 года, когда Мишель Брегер наблюдал изменение периода радиальной скорости звезды с помощью 74-дюймового телескопа в обсерватории Рэдклиффа в Оксфорде. Бинарная природа первичного компонента была подтверждена в 2002 году. Было обнаружено, что звезды имеют сходные массы, но одна из них вращается гораздо быстрее, чем другая.

Расширяя свои знания

На этой короткой странице мы увидели узоры, образованные лишь горсткой созвездий ночного неба и горсткой звезд в этих созвездиях. Но даже эти несколько звезд показывают необычайный диапазон размеров, яркости и расстояний. Некоторые из них — одиночные звезды, а некоторые — сложные многозвездные системы.

Изучение некоторых из этих созвездий поможет вам найти еще несколько соседних звездных образов:

Большую Медведицу легко найти, и она естественным образом ведет к менее отчетливой Малой Медведице, где находится Полярная звезда.

Четкая буква «W» на Кассиопии — хороший ориентир для поиска таких созвездий, как Персей с его странной звездой Алгол, а также созвездия Пегаса и Андромеды (см. Стр. 4).

От Беллатрикс в Орионе это совсем немного к северо-западу до созвездия Тельца и звезды Альдебаран. В то время как к востоку от Ориона находятся Большой Пёс (и звезда Сириус) и Малый Пёс (и звезда Процион), а к северо-востоку от Проциона находятся отличительные звезды-близнецы Близнецы, Поллукс и Кастор.

Можно увидеть, как вы открываете для себя несколько наиболее знакомых частей головоломки ночного неба, так что другие смежные части можно вставлять на свои места. По мере того, как вы знакомитесь с ними, к картинке могут быть добавлены другие, менее очевидные, близлежащие созвездия. С помощью карты звездного неба и регулярного просмотра совсем скоро все важные узоры ночного неба станут вам очевидны, и можно будет идентифицировать главные звезды.

Омега Центавра

Одним из удивительных космических объектов является Омега Центавра или шаровое скопление NGC 5139, которое насчитывает миллионы звезд. Ранее скопление считалось одной звездой. Во II веке нашей эры оно было включено в каталог Клавдия Птолемея «Альмагест» как звезда.

В 1677 г. астрономы определили его как туманность. В первой половине XIX века Джон Гершель (по другой версии Джеймс Данлоп) обнаружил на месте одной звезды целое скопление. Лишь в 1999 г при появлении данных об образовании звезд в разные периоды появилась версия, что NGC 5139 ранее была галактикой.

Мнение эксперта
Ханова Ольга Евгеньевна
Исследовательница космоса, астрофизик по образованию

Омега находится от нас на расстоянии более 15 тыс св лет и занимает диаметр в 150 св лет. Общая масса составляет около 5 млн масс Солнца. Видимая звездная величина 3,9m.

Большинство звезд NGC 5139 ‒ объекты главной последовательности с массой приблизительно равной массе нашей звезды. Есть и красные гиганты. Скопление содержит также переменные звезды и радиопульсары.

Все звезды имеют разный возраст, хотя обычно в похожих системах звезды одного возраста, и образованы в один период. Согласно новым исследованиям, это крупнейшее шаровое скопление в нашей галактике. Есть версия, что Млечный Муть частично поглотил ее.

• Тета Центавра Менкент, или Тета Центавра. Находится в северной части созвездия или в переводе с арабского означает «плечо». Это оранжевый гигант спектрального класса K0IIIb. Он расположен в 60 св лет от Земли. Его видимая величина 2,06m. Масса составляет 4 массы нашего Солнца, а радиус 16 солнечных.
  • Гамма Мулифан, или Гамма Центавра ‒ двойная система, которая находится на расстоянии 130 св лет от нашей системы. Она принадлежит к спектральному классу А0. Ее видимая звездная величина 2,18m. Дистанция между компаньонами составляет 34а.е. Период вращения звезд ‒ 83 года. Температура поверхности около 9000К.
  • Эпсилон. Звезда Эпсилон Центавра в древности называлась Аль Бирдхаун или Бирдун. Это бело-голубой гигант класса В. Эпсилон ‒ переменная звезда с видимой величиной от 2,29 до 2,31m. Расстояние до Солнечной системы составляет 380 св лет.

Видимость

Изображение β Центавра (справа) и α Центавра (слева) от февраля 2012 г.

Бета Центавра — одна из самых ярких звезд на небе с величиной 0,61. Его яркость варьируется на несколько сотых величины, слишком мала, чтобы быть заметной невооруженным глазом. Из-за своего спектрального типа и обнаружения пульсаций он был классифицирован как переменная β Cephei .

Бета Центавра хорошо известна в Южном полушарии как внутренний из двух «указателей» на созвездие Крюк , широко известное как Южный Крест. Линия, проведенная от другого указателя, Альфа Центавра , через Бету Центавра, ведет в пределах нескольких градусов от Гакрукса , звезды на северном конце креста. Используя Gacrux, навигатор может провести линию с Acrux на южном конце, чтобы эффективно определить юг.

1 Арктур

• Альтернативное название: α Волопаса
  • Видимая звездная величина: −0,05 (переменная)
  • Расстояние до Солнца: 36,7 св. лет

Арктур (Альрамех, Азимех, Коланца) — самая яркая звезда в созвездии Волопаса и северном полушарии и четвёртая по яркости звезда ночного неба после Сириуса, Канопуса и системы Альфа Центавра. Видимая звёздная величина Арктура составляет −0,05m. Входит в звёздный поток Арктура, который по мнению Ивана Минчева из Страсбургского университета и его коллег утверждают возник в результате поглащения Млечным Путем другой галактики около 2 млрд лет назад.

Арктур является одной из самых ярких звёзд неба и поэтому найти его на небе несложно. Виден в любой точке земного шара к северу от 71° южной широты, вследствие своего небольшого северного склонения. Чтобы найти его на небе, нужно проложить дугу через три звезды ручки ковша Большой Медведицы — Алиот, Мицар, Бенетнаш (Алькаид).

Арктур является оранжевым гигантом спектрального класса K1,5 IIIpe. Буквы «pe» (от английского peculiar emission) означают, что спектр звезды нетипичен и в нём присутствуют эмиссионные линии. В оптическом диапазоне Арктур ярче Солнца более чем в 110 раз. Из наблюдений предполагается, что Арктур — переменная звезда, его блеск изменяется на 0,04 звёздной величины каждые 8,3 дня. Как и для большинства красных гигантов, причиной переменности является пульсация поверхности звезды. Радиус — 25,7 ± 0,3 радиуса Солнца, температура поверхности — 4300 K. Точная масса звезды неизвестна, но скорее всего близка к солнечной массе. Арктур сейчас находится на той стадии звёздной эволюции, в какой наше дневное светило будет в будущем — в фазе красного гиганта. Возраст Арктура составляет около 7,1 миллиарда лет (но не более 8,5 млрд)

Арктур, как и более 50 других звёзд, находится в потоке Арктура, который объединяет разные по возрасту и уровню металличности звёзды, движущиеся со сходными скоростью и направлением. Учитывая высокие скорости движения звёзд, не исключено, что в прошлом они были захвачены и поглощены Млечным Путём вместе со своей родительской галактикой. Поэтому и Арктур — одна из самых ярких и сравнительно близких к нам звёзд, возможно, имеет внегалактическое происхождение.

Имя звезды происходит от др.-греч. Ἀρκτοῦρος, ἄρκτου οὖρος, «Страж Медведицы». По одной из версий древнегреческой легенды, Арктур отождествляется с Аркадом, который был помещён на небо Зевсом чтобы охранять свою мать — нимфу Каллисто, превращённую Герой в медведицу (созвездие Большой Медведицы). По другой версии Аркад — это созвездие Волопаса, ярчайшей звездой которого является Арктур.

По-арабски Арктур называется Харис-ас-сама’, «хранитель небес» (см. Харис).

По-гавайски Арктур называется Хокулеа (гав. Hōkūle’a) — «звезда счастья», на Гавайских островах она кульминирует почти точно в зените. Древние гавайские мореплаватели ориентировались по её высоте, когда плыли на Гавайи.

Нравится