Спутники марса интересные факты

Что такое Фобос?

Фобос — это один из двух спутников Марса. Он был открыт в 1877 году американским астрономом Асафом Холлом. Фобос получил свое название в честь древнегреческого бога страха.

Фобос имеет форму неправильного грушевидного тела и является одним из самых маленьких спутников в Солнечной системе. Его диаметр составляет около 22 км, что примерно в 6,5 раз меньше диаметра Марса. Масса Фобоса составляет всего около 1/1500 от массы Марса.

Фобос находится на очень низкой орбите вокруг Марса. Орбитальный период спутника составляет всего около 7 часов и 40 минут. Это означает, что Фобос обращается вокруг Марса быстрее, чем Марс сам вращается вокруг своей оси.

Интересно отметить, что Фобос находится на очень низкой орбите вследствие гравитационных сил Марса. Он настолько близок к планете, что через несколько миллиардов лет он может упасть на поверхность Марса или развалиться на кольца.

На сегодняшний день научные исследования Фобоса проводятся с помощью марсоходов и телескопов. Фобос представляет интерес для ученых, так как его форма, состав и эволюция могут дать нам информацию о происхождении и развитии спутников в Солнечной системе.

Строение

Оба спутника состоят из твердых пород. Поверхность покрыта толстым слоем реголита. Спутники подвержены массивным метеоритным бомбардировкам.

Строение Фобоса

По данным исследований, Фобос являет собой груду больших камней, удерживаемых силой гравитации. Сверху этих камней находится слой реголита толщиной 100 м. Реголит – это грунт, образующийся на поверхности космического тела в результате выветривания. Он состоит из обломков пород, попавших на поверхность в процессе вулканической деятельности, метеоритов, обломков горных пород.

Спектральный анализ показал, что почва Фобоса принадлежит к классу С-хондритов. По своему составу он соответствует астероидам. Также на поверхности был обнаружен филлосиликат – материал, формирующийся с участием воды.

Строение поверхности Фобоса

От 25 до 45 процентов объема Фобоса занимает пустое пространство. Из-за неудачной космической экспедиции установить точный химический состав спутника оказалось невозможно.

Строение Деймоса

Предполагается, что этот спутник Марса состоит из тех же элементов, что и Фобос. Внутри содержится большое количество горных пород, богатых углеродом и льда. Сверху все это покрыто толстым слоем реголита.

Основные параметры спутника Фобос

Фобос имеет размеры 26,8 × 22,4 × 18,4 км, имеет чуть удлиненную форму, своей большей стороной всегда повернут к центральному телу, так как имеет синхронизированное с ним вращение. Его радиус в среднем составляет 11 км, а площадь поверхности 1600 км². Спутник имеет серый цвет, и внешне напоминает продолговатый камень с неровностями, широкими бороздами и впадинами кратеров.

Физические характеристики

Масса тела относительно объему тела крайне мала, и составляет порядка 1,072•1016 кг. Такой показатель массы исключает возможность существования вокруг него межпланетного пространства, которое будет двигаться вместе с ним, то есть атмосферы. Плотность Фобоса составляет около 1,86 г/см³, что объединяет его с астероидами S-типа. Низкая плотность позволяет спутнику противостоять приливной силы Марса. Если бы Фобос обладал физическими характеристиками Луны, он бы уже преодолел предел Роша и был самоуничтожен.

Большой спутник Марса Фобос

Орбитальные характеристики

Ускорение свободного падения на Фобосе составляет 0,0057 м/с². Для сравнения, на Земле этот показатель составляет 9,832 м/с², а на Марсе 3,86 м/с². Первая космическая скорость для Фобоса 7 м/с. При такой скорости объект может удерживаться на своей орбите, меньшая скорость приведет к падению на планету, а большая – уход в открытое пространство. Расстояние от центра Марса до Фобоса 9400 км. Вокруг Марса успевает пройти за 7 ч 39 минут, то есть практически трижды за марсианские сутки, которые длиннее земных на 37 минут.

Какова вероятность, что Фобос – инопланетный корабль

Загадка его до сих пор окончательно не разгадана. После выдвижения гипотезы о том, что Фобос представляет собой искусственно созданное тело, появились теории о том, чем он является. Исследователи выдвигали следующие версии:

• Фобос – это космический корабль, играющий роль исследовательской станции, или использующийся для путешествий по межпланетному пространству.
  • Тело, созданное искусственным путем, пригодное для жизни сверх существ.
  • Фобос – заброшенная база инопланетян «форпост», которая по каким-либо причинам не была достроена.
  • Секретное оружие инопланетных цивилизаций, является стражем планеты Марс.

Советские исследователи в ходе ряда экспедиций в 1989 году установили неравномерность прогрева астероида. Полученные данные частично подтверждают гипотезу о том, что Фобос являться инопланетным космическим кораблем.

Версия о том, что астероид может быть базой для инопланетян, возникла недавно. Ученый Скотт Уоринг использовал снимки спутника. Он выяснил, что на фотографиях запечатлена лишь четверть тела, а остальное находится в тени. Осветлив снимок, удалось обнаружить монолит, являющийся по мнению уфолога платформой для инопланетных жителей.

Тайну Фобоса пытаются раскрыть и по сей день, устраивают космические экспедиции, делают снимки затемненных частей, исследуют приборами разного спектра действий. К сожалению, не все миссии по изучению спутника были удачны. Многие космические аппараты вблизи спутника вышли из строя, что еще раз подтверждает неприродное происхождение Фобоса.

Видимость спутников с Марса

Фобос скрывается за отрогами горы Шарпа

Если смотреть с поверхности Марса, то спутники видны хорошо. Чтобы их увидеть необходимо находиться вблизи экватора планеты, с этой позиции Фобос будет иметь размер, примерно, треть от полной Земной Луны. Его угловой размер 8 на 12 угловых минут. Он выглядит меньше, когда наблюдатель находится дальше от экватора Марса, и полностью невидим (находится всегда за горизонтом) в районе полярных шапок Марса.

Снимок марсохода Curiosity 1 августа 2013 года. На изображении видны спутники Марса: Фобос и Деймос в одном кадре!

Деймос больше похож на яркую звезду или планету, для Марсианского наблюдателя он немного больше, ярче чем Венера, на небосклоне Земли и имеет угловой диаметр около 2 минут. Угловой диаметр Солнца на Марсе составляет около 21 угловой минуты. Таким образом, на Марсе нет полноценных Солнечных затмений, как на Земле, спутники слишком малы, чтобы полностью покрыть солнечный диск. С другой стороны, частичные солнечные затмения Фобоса (можно даже сказать: транзит по диску Солнца) очень распространены и происходят почти каждую ночь.

Орбитальные характеристики

Изменение освещения Фобоса в процессе его движения по небосводу

На данный момент, Фобос описан как наиболее изученный естественный спутник в Солнечной системе, после Луны.

Его близкая орбита вокруг своей родительской планеты производит некоторые необычные орбитальные эффекты.

Находясь на высоте 9377 километров от поверхности, Фобос вращается вокруг Марса ниже радиуса синхронной орбиты, это означает, что он движется вокруг Марса быстрее, чем сама планета вращается вокруг своей оси.

Транзит Фобоса по диску Марса (точка справа вверху). Вид с высоты 66,275 км. Снято индийским зондом MOM

Таким образом, с точки зрения наблюдателя на поверхности она поднимается на Западе и движется сравнительно быстро по небу (около 4 ч 15 мин) заходя на востоке, примерно два раза каждый марсианский день (или каждые 11 ч 6 мин). Так как он вращается сравнительно близко к поверхности, он не виден над горизонтом на широтах, превышающих 70,4 градуса. Его орбита настолько низка, что его угловой диаметр, заметно меняется, в зависимости от его положения на небе.

Особенности Фобоса

Фобос вращается вокруг Марса на расстоянии 6006 км, если считать от поверхности красной планеты, и делает полный оборот вокруг Марса за 7 ч 39 мин 12 сек. Диаметр крупнейшего из марсианских спутнико составляет всего 22,5 км. Для сравнения, средний диаметр Луны равен примерно 3474,1 км.

На Фобосе нет атмосферы из-за его низкой массы (1,072×1016 кг). За счет влияния марсианской гравитации скорость Фобоса понижается, а сам он становится все ближе и ближе к поверхности красной планеты. Рано или поздно естественный спутник упадет на Марс, однако, вполне вероятно, что под действием приливных сил Фобос разрушится задолго до катастрофического падения.

Поверхность Фобоса покрыта толсты слоем Реголита. Интересный факт! Существует предположение, что метеорит Кайдун прилетел на Землю с Фобоса. В составе упавшего в 1980 году на территории Народной Демократической Республике Йемен метеорита нашли элементы, которые подтверждают гипотезу о марсианском происхождении Кайдуна. В результате столкновения с другим космическим объектом отделившееся вещество Марса попало на больший из его спутников, где оно подверглось изменениям и, в конце концов, сформировалось в известный нам метеорит.

Таблица 1. Основные физические характеристики Фобоса

Размеры 26,8×22,4×18,4 км
Диаметр 22,5 км
Средний радиус 11,2667 км
Площадь поверхности 1 548,3 км2
Масса 1,072×1016 кг
Объем 5783,61 км3
Плотность 1,876 г/см3
Поверхностная гравитация 0,0057 м/с2 (581,4 мкг)
Ускорение свободного падения 0,0084-0,0019 м/с2
Вторая космическая скорость (v2) 11.39 м/с (41 км/ч)
Период вращения вокруг оси синхронизирован (Фобос всегда повернут к Марсу одной и той же стороной)
Экваториальная скорость вращения 11,0 км/ч (по самой длинной оси)
Осевой наклон
Альбедо 0,071±0,012
Видимая звёздная величина 11,8
Температура поверхности ≈233 К

Таблица 2. Орбитальные характеристики Фобоса

Перицентр 9234,42 км
Апоцентр 9517,58 км
Большая полуось 9377,2 км
Эксцентриситет 0,0151
Период обращения 7 ч 39 мин 14 сек
Средняя орбитальная скорость 2,138 км/с
Наклонение орбиты 1,093° (к экватору Марса) 0,046° (к локальной плоскости Лапласа)26,04° (к эклиптике)

Поверхность

Поверхность спутника Марса — Фобоса

Фобос — спутник Марса сильно покрыт кратерами. Самый большой кратер — Стикни, назван в честь жены Асафа Холла. Как и у Мимаса — спутника Сатурна с огромным кратером Гершель, удар который создал кратер Стикни должен был почти полностью разрушить Фобос. От кратера идут различные канавки и полосы, которые являются следом от разлетающегося в результате удара материала. Борозды на поверхности имеют менее 30 метров глубины и размером от 100 до 200 метров в ширину, а их протяженность иногда доходит до 20 километров (12 миль) в длину.

9 января 2011 года Mars Express пролетел от Фобоса на расстоянии всего 111 километров

Слабые пыльные кольца, которые могут быть образованны Фобосом и Деймосом давно предсказывали, но попытки их найти на сегодняшний день не удались. Последние изображения показывают, что Фобос покрыт слоем мелкозернистого реголита не менее 100 метровой толщиной, который был создан в результате соударения с другими телами, но не понятно, как материал удержался на поверхности тела, которое практически не имеет силы тяжести.

Физические характеристики

Снимок спутника Марса Фобоса, полученный Mars Express с расстояния 93 километра, 23 июля 2008 года.

Расстояние от Марса до Фобоса составляет 9,377 км. Первая космическая скорость на Фобосе составляет всего 7 м/с. Его площадь чуть меньше площади города с населением, примерно, 1 млн. человек. Фобос не имеет атмосферы, так как гравитация из-за малой массы весьма низка. Он один из наименее отражающих свет тел в Солнечной системе.

Поверхность спутника Марса — Фобоса с расстояния 500 км. Съемка с космического аппарата ESA Mars Express

Спектроскопически он похож на астероиды D-типа, а химический состав спутников, аналогичен углеродистым хондритам. Плотность слишком низка, для того, чтобы он был монолитным телом, он имеет значительную пористость. Эти данные позволили предположить, что Фобос может содержать значительные запасы льда.

Монолиты Фобоса — крупные скальные образования на поверхности ближайшего спутника Марса.

Спектральные наблюдения показывают, что реголит — поверхностный слой, не содержит воды, но не исключено ее наличие под ним. Температура на поверхности составляет 233 градусов по Кельвину. Цвет спутника — серый, что видно на фотографиях, сделанных разными аппаратами.

Сколько спутников у Марса

Сколько спутников у Марса оставалось неизвестным до 1877 года. Несмотря на математические расчеты астрологов, предполагающие наличие тел на орбите соседа, считалось, что естественных спутников у планеты нет вовсе, так как их не удавалось зафиксировать. Открытие этих объектов стало сенсацией научного мира.

Сейчас доказано, что планета Марс имеет два естественных спутника, называемые Фобосом и Деймосом. Первый находится на внутренней орбите планеты на среднем расстоянии 9380 км, второй в два с половиной раза дальше.

Расстояние от Марса до его спутников

Фобос

Фобос – естественный внутренний спутник Марса, отдаленный от него на 9380 км. За каждые марсианские сутки эта Луна появляется на небе 3 раза, двигаясь с запада на восток. Он имеет размеры 26,8×22,4×18,4 км. Несмотря на близкое расстояние к Марсу, выглядит в три раза меньше, чем наблюдаемый с Земли Месяц.

Поверхность спутника покрыта следами столкновений с мелкими астероидами и кометами. Некоторые борозды и кратеры очень глубокие и широкие, что объясняется пористой структурой спутника. По официальным расчетам НАСА пустоты в структуре грунта могут составлять до 45%. Самый большой кратер Фобоса назван именем Стикни Холл, жены открывателя марсианских спутников. Этот кратер имеет такие большие размеры, что его можно разглядеть невооруженным глазом с Марса. Внутри Стикни есть кратер меньшего размера, значительно моложе, чем первый.

Деймос

Деймос – естественный внутренний спутник Марса, размером 15×12.2×10.4. Находиться вдвое дальше от зависимого тела, чем его брат Фобос, на расстоянии 23460 км. Его форма, подобна форме брата, однако существенно меньше, а поверхность значительно глаже.

Он проходит с востока на запад планеты раз в сутки. Даже днем его можно разглядеть в виде белой звезды, подобно тому как Венера видна с Земли.

Деймос и Фобос синхронизировано вращаются относительно Марса, поэтому с поверхности планеты можно видеть их лишь с одной стороны. Такой характер движения присущ большинству естественных спутников планет нашей Солнечной системы. Однако даже при такой модели взаимодействия космических объектов избежать действий приливных сил в телах невозможно, что приводит к таким последствиям как приливы и отливы на Земле или ежегодное приближение Фобоса к Марсу до 10 см.

Третий марсианский спутник Танатос

Танатос – ещё один персонаж древней мифологии, с символичным переводом имени – смерть. Исследования Марса привели учёных к выводу, что у него был ещё один спутник. Фобосу грозит разрушение под действием приливных сил Марса. В то же время, на поверхности планеты найдены кратеры, словно от ковровых бомбардировок. Так могли бы выглядеть следы от разорвавшегося спутника. Трагичность заключается в том, что возможно на Марсе когда-то была жизнь, и её уничтожил бог смерти Танатос. Марс очень похож на Землю, только атмосфера там слишком разреженная. В то же время, красная поверхность говорит о том, что там была атмосфера, насыщенная кислородом, и вода в жидкой форме.

Типы планет Солнечной системы

В состав Солнечной системы входит 8 основных планет и 5 карликовых, названных так из-за своего размера. Планеты по их физическим свойствам делятся на земную группу и планеты-гиганты.

Земные планеты Солнечной системы

К этой категории относят космические объекты, состоящие из металлов и минералов. По своим размерам они небольшие и плотные. Астрономы называют их еще внутренними планетами. Главные признаки небесных тел этой группы следующие:

• над твердой оболочкой планеты сразу начинается атмосфера;
  • малое количество спутников или их отсутствие;
  • отсутствуют кольца, как у Сатурна;
  • ученые полагают, что внутри каждой земной планеты находится металлическое ядро, окруженное мантией;
  • поверхность представляет собой тонкий слой коры.

Эти космические объекты находятся ближе всего к Солнцу. Самая маленькая планета земной группы — Меркурий, самая крупная — Земля.

Планеты Солнечной системы газовые гиганты

Астрономы называют их внешними планетами Солнечной системы. Если сравнить их , то они намного больше. Но даже газовые гиганты значительно уступают по габаритам Солнцу. Свое название они получили из-за особого строения — газов, в которых преобладает водород и гелий.

Внешние планеты имеют следующие схожие признаки:

• на низких высотах атмосфера плавно переходит в жидкое состояние из-за роста давления;
  • отсутствует четкое разграничение между «океаном» и атмосферой;
  • есть твердое ядро;
  • есть спутники, превосходящие по размерам некоторые ;
  • имеют кольца, которые заметнее всего у Сатурна.

Планеты Солнечной системы газовые гиганты: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун

Из-за того, что отсутствует четкое разграничение между атмосферой и жидким состоянием, высадиться на газовых гигантах невозможно. Эти планеты находятся дальше от Солнца, в отличие от земной группы.

В этой категории есть отдельный подкласс — ледяные гиганты, к которым относятся Уран и Нептун. Если Юпитер и Сатурн состоят из водорода и гелия, то седьмая и восьмая планеты — из льда.

Карликовые планеты Солнечной системы

Этот термин был введен в 2006 году, когда после исследований ученые выяснили, что существуют космические тела, превосходящие по размерам Плутон. Ранее Плутон имел статус планеты, и его габариты астрономы сопоставляли с Марсом. Но в начале 2000-х годов ученые обнаружили рядом с ним небесные тела, практически одинаковых с ним размеров. Например, Эрида по своим габаритам превосходит Плутон.

Возник вопрос о присвоении статуса всем обнаруженным космическим объектам. Для них было решено ввести новый термин. Кроме Плутона в состав группы карликовых планет вошли:

• Церера;
  • Эрида;
  • Макемаке;
  • Хаумеа.

За орбитой Нептуна находится еще несколько небесных тел, претендующих на статус карликовой планеты. Все они, за исключением Цереры, находятся в поясе Койпера — облаке астероидов. Есть второй пояс из астероидов, основной, расположенный между Марсом и Юпитером — именно в нем находится Церера.

Карликовые планеты отличаются от земной группы и газовых гигантов тем, что не могут самостоятельно расчистить себе путь из-за маленькой массы. Они пересекают своими орбитами места скоплений других небесных тел. У карликовых планет отсутствует гравитационное поле, поэтому на их орбите постоянно находятся мелкие космические объекты.

Благодаря развитию технологий, ученые смогли обнаружить еще несколько кандидатов на получение статуса карликовых планет. Но астрономы на данный момент не располагают необходимыми данными. Карликовые планеты остаются малоизученными и все показатели являются приблизительными. Их объединяет наличие ледяного слоя на поверхности. Лучше всего изучена Церера, потому что другие «карлики» находятся слишком далеко от Земли.

Путешествия Гулливера

Чтобы космическое тело или особенность на его поверхности получила название, нужно пройти через Международный астрономический союз. МАС располагает правилами именования для всех планет и лун нашей Солнечной системы, а также других мест. В случае с Фобосом, правила ограничиваются «умершими учеными, связанными с открытием, динамикой и свойствами марсианских спутников, а также людьми и местами из «Путешествий Гулливера» Джонатана Свифта». Последнее звучит немного странно, но так решили, поскольку Свифт упоминал две марсианские луны в своей книге 1726 года. Фобос же открыли только в 1877.

Как появился Фобос

Насчёт происхождения этого спутника Марса есть разные теории, но ни одна пока не доказана достоверно. Так как Фобос очень похож на астероиды, которых очень много в расположенном неподалёку астероидном поясе, логично предположить, что он просто пролетал мимо и был захвачен Марсом.

Но у такой теории есть недостатки – Марс вряд ли смог захватить сразу два астероида. К тому же они оба пористые, что нехарактерно для обычных астероидов. И, наконец, планета скорее просто разорвала бы их на части, а не захватила. Есть и другие противоречия.

Поэтому есть и такая версия, что когда-то Фобос и Деймос были одним астероидом, а при захвате его Марсом он раскололся надвое. Но и здесь хватает узких мест.

И, наконец, есть вариант, что на заре возникновения Солнечной системы Марс столкнулся с некой планетезималью, коих было тогда большое количество. Из-за этого в космос было выброшено много вещества, из которого и сформировались потом Фобос и Деймос. Такая версия, кстати, есть и по поводу происхождения Луны.

Открытие и имя спутника Фобос – объяснение для детей

Начать объяснение для детей стоит с Иоганна Кеплера. Этот немецкий астроном в 17 веке предположил, что на марсианской орбите могут скрываться два спутника. Правда высчитал он это математически (один у Земли и 4 у Юпитера). Но никаких прямых доказательств не нашли. Пока остальные продолжали думать, что Марс «одинок», астроном из Америки Асаф Холл методично исследовал небо, сокращая дистанцию к планете.

Провальные попытки его сильно расстраивали, и он решил сдаться. Но ему не позволила жена Анджелина. На следующую же ночь (12 августа 1877 года) он нашел Деймос, а через 6 дней – Фобос. Расстояние между спутниками и планетой было таким маленьким, что им удавалось скрываться в ее свете. С астероидным размером они считаются самыми маленькими лунами в нашей системе (Фобос в 7.24 раза больше Деймоса).

Свое имя спутники получили из греческой мифологии. Фобос был сыном бога войны Ареса (у римлян – Марс). Фобос обозначает «страх», а Деймос – «полет» (особенно, если речь идет о побеге).

Исследования

Снимок марсианского спутника Деймос, сделанный аппаратом Викинг-2 с расстояние 1400 км в 1977 году. Изображение: NASA

Огромное число исследовательских миссий оказались неудачными. Однако все же кое-что о марсианских лунах человечеству удалось узнать.

Еще в 1894 году Белопольскому удалось сделать снимки Деймоса. Также снимки спутников получил Костинский в 1909 и в 1896 году.

Струве представил теорию о движении Фобоса и Деймоса в 1911 году.

Двадцать седьмого марта 1969 года была запущена межпланетная станция Маринер-7. Она сделала несколько фотографий поверхности Марса, на которых удалось запечатлеть тень, отбрасываемую Фобосом.

Через несколько лет был сконструирован новый летательный аппарат. Маринер-9 запустили 31 мая 1971 года с целью исследования красной планеты. Кстати, именно эта межпланетная станция и стала первым искусственным спутником за пределами земной орбиты. Ему удалось сделать снимки самого Фобоса и Деймоса.

Через шесть лет в 1977 году две орбитальные станции Викинг-1 и Викинг-2 смогли подарить нам новые снимки лун красной планеты.

1988 год ознаменовался запуском двух советских автоматических межпланетных станций. Фобос-1 и Фобос-2 предназначались не только для изучения четвертой планеты Солнечной системы и ее спутников, но также для исследования Солнца, межпланетных ударных волн и других объектов. От первого аппарата удалось получить некоторые данные о нашем светиле, однако вскоре связь со станцией была утеряна. Фобос-2 же сделала несколько снимков, однако основная цель миссии достигнута не была: аппараты не были спущены на поверхность большего спутника красной планеты.

Через десять лет была запущена новая автоматическая межпланетная станция, на этот раз из США. Целью миссии было картографирование Марса, которая была достигнута еще в 2001 году, но, несмотря на это, аппарат продолжал использоваться вплоть до 2006 года, когда связь с космической станцией была утеряна.

В 2003 году с космодрома Байконур была запущена межпланетная станция, которая до сих пор функционирует. Аппарат проводил исследования Марса. Он сумел найти в атмосфере планеты метан, а также воду в замершем состоянии. К тому же Марс-экспресс (так называлась эта станция) получила несколько снимков Фобоса.

Снимки Фобоса также были получены от американского Марсианского разведывательного спутника в 2007 и в 2008 годах.

Запущенный еще в 2001 году Mars Odyssey измерил температуру поверхности Фобоса при полном солнечном освещении. По шкале Цельсия температура составила двадцать семь градусов во время освещения Солнцем и сто двадцать три градуса ниже нуля без попадания на космическое тело солнечных лучей.

Девятого января 2011 года снова отличился Марс-экспресс, который и на этот раз смог получить несколько снимков Фобоса, сильно приблизившись к нему.

В том же 2011 году была предпринята попытка запуска аппарата для доставки на нашу планету грунта с Марса и Фобоса. Однако российская автоматическая межпланетная станция Фобос-Грунт так и не смогла покинуть земную орбиту и в 2012 году сошла с нее сгорев в атмосфере.

Третий марсианский спутник Танатос

Орбитальное поведение Фобоса указывает на возможность скорого его уничтожения. Уже сейчас он добрался до критической точки своей орбиты, так называемому пределу Роша. В этом положении он находиться в постоянном давлении гравитационных сил планеты и продолжает уменьшать радиус движения. Дальнейшее развитие этого процесса может привести либо к взрыву спутника, либо его остановки и падению на поверхность планеты. И первый, и второй сценарий развития событий приведет к необратимым изменениям на красной планете: от изменения геологической карты до частичного разрушения Марса. В любом случае, до завершения гибели Фобоса еще минимум 12 миллионов лет. Наблюдения за этим явлением, дали основания развить идею о трех спутниках Марса.

Среди астрофизиков есть убеждения, что существовал третий спутник Марса, который находился ближе к планете и пересек предел Роша, что и привело к его разрушению. Предполагаемый космический объект получил свое условное название в честь Танатоса, древнегреческого бога смерти, особенно почитаемого в Спарте. Бог смерти отличался беспринципностью и отсутствием милосердия к всему живому. Миф отражает одну из версий развития событий миллионы лет назад.

Среди самых ортодоксальных теорий, есть мнение, что гибель Танатоса. повлекло уничтожение всего живого на соседней планете, изменило рельеф, разрушило атмосферу и превратило двойника Земли в космическую пустыню, неприспособленную для жизни. Однако, это лишь смелые предположения приверженцев идеи о заселении Марса людьми.

Как видно, исследования спутников красной планеты находятся на уровне предположений и гипотез. Их подробное изучение может привести к прорыву в космологии и астрофизике, однако когда это станет возможным неизвестно.