Интервалы в музыке сольфеджио: таблица видов с описанием

Характерные интервалы во всех тональностях

Почему его называют дьявольским тритоном?

Несмотря на свою благотворную природу, тритон имеет сомнительную историю в западной музыке. Если мы перенесемся в Средневековье, то обнаружим, что церковь в основном контролировала музыку в Европе. Жизнь большинства людей вращалась вокруг их религиозной веры. Католическая церковь предприняла серьезные усилия, чтобы распространить себя по всей Европе с помощью единой формы музыки, известной сегодня как григорианское пение в честь папы Григория. Одним из результатов этих усилий стало то, что большинство людей знакомились с музыкой в основном в церкви, а церковь нанимала множество музыкантов для сочинения музыки для богослужений и других мероприятий.

Эта почти исключительная власть над творческим самовыражением означала, что церковь могла почти полностью диктовать вкус. Трудно сказать наверняка, но мы знаем, что первое явное неодобрение тритона прозвучало из уст итальянского музыкального теоретика Гвидо из Ареццо. В то время Гвидо разработал популярную систему организации аккордов, которая также была новым изобретением в классической музыке.

Гвидо заменил ноту B♮ (B natural) на B♭, чтобы избежать тритона, естественно встречающегося в мажорной гамме между F и B. Было ли это отвращение к тритону отражением более широкого отношения к изобразительному искусству в Европе XVII века? Скорее всего, да. Однако дьявольская репутация тритона распространилась и на XVIII век, получив злополучное название diabolus in musica или «дьявол в музыке».

Кто знает, до какой степени церковь запрещала композиторам использовать этот интервал. По словам музыковеда Энтони Прайера , тритон «. был признан проблемой в музыке еще в IX веке естественным следствием, поэтому его запретили выработали правила, как его обойти. Я не думаю, что они когда-либо думали о нем как о дьяволе, обитающем в музыке».

Подписи к слайдам:

Раздел III Интервалы. Тема 6 . Интервалы в ладу. Элементарная теория музыки Московское военно-музыкальное училище Министерства обороны Российской Федерации Презентация преподавателя музыкально-теоретических дисциплин Волковой Валентины Васильевны Microsoft PowerPoint 2010

Элементарная теория музыки Презентация преподавателя МВМУ Волковой В. В.

Интерва — лы С т у п е н и н а т у р а л ь н о г о м а ж о р а I (T) II III IV (S) V (D) VI VII примы ч.1 ч.1 ч.1 ч.1 ч.1 ч.1 ч.1 секунды б.2 б.2 м.2 б.2 б.2 б.2 м.2 терции б.3 м.3 м.3 б.3 б.3 м.3 м.3 кварты ч.4 ч.4 ч.4 ув.4 ч.4 ч.4 ч.4 квинты ч.5 ч.5 ч.5 ч.5 ч.5 ч.5 ум.5 сексты б.6 б.6 м.6 б.6 б.6 м.6 м.6 септимы б.7 м.7 м.7 б.7 м.7 м.7 м.7 октавы ч.8 ч.8 ч.8 ч.8 ч.8 ч.8 ч.8

Интерва — лы С т у п е н и н а т у р а л ь н о г о м а ж о р а I T II III IV s V D VI ь VII примы ч.1 ч.1 ч.1 ч.1 ч.1 ч.1 ч.1 секунды б.2 б.2 м.2 б.2 м.2 ув.2 м.2 терции б.3 м.3 м.3 м.3 б.3 б.3 м.3 кварты ч.4 ч.4 ум.4 ув.4 ч.4 ув.4 ч.4 квинты ч.5 ум.5 ч.5 ч.5 ч.5 ув.5 ум.5 сексты м.6 б.6 м.6 б.6 б.6 б.6 м.6 септимы б.7 м.7 м.7 б.7 м.7 б.7 ум.7 октавы ч.8 ч.8 ч.8 ч.8 ч.8 ч.8 ч.8

Интерва — лы С т у п е н и н а т у р а л ь н о г о м а ж о р а I t II III IV s V d VI VII примы ч.1 ч.1 ч.1 ч.1 ч.1 ч.1 ч.1 секунды б.2 м.2 б.2 б.2 м.2 б.2 б.2 терции м.3 м.3 б.3 м.3 м.3 б.3 б.3 кварты ч.4 ч.4 ч.4 ч.4 ч.4 ув.4 ч.4 квинты ч.5 ум.5 ч.5 ч.5 ч.5 ч.5 ч.5 сексты м.6 м.6 б.6 б.6 м.6 б.6 б.6 септимы м.7 м.7 б.7 м.7 м.7 б.7 м.7 октавы ч.8 ч.8 ч.8 ч.8 ч.8 ч.8 ч.8

Интерва — лы С т у п е н и н а т у р а л ь н о г о м а ж о р а I t II III IV s V D VI VII # примы ч.1 ч.1 ч.1 ч.1 ч.1 ч.1 ч.1 секунды б.2 м.2 б.2 б.2 м.2 ув.2 м.2 терции м.3 б.3 б.3 м.3 б.3 б.3 м.3 кварты ч.4 ч.4 ум.4 ув.4 ч.4 ув.4 ум.4 квинты ч.5 ум.5 ув.5 ч.5 ч.5 ув.5 ум.5 сексты м.6 б.6 б.6 б.6 м.6 б.6 м.6 септимы б.7 м.7 б.7 м.7 м.7 б.7 ум.7 октавы ч.8 ч.8 ч.8 ч.8 ч.8 ч.8 ч.8

Источник

Музыкальное использование тритонов

Тритоны, известные также как увеличенные кварты или уменьшенные квинты, имеют своеобразный и характерный звуковой характер. Из-за их неустойчивости и напряженности, тритоны долгое время рассматривались как конфликтные интервалы и были введены в «черный список» канонической музыки.

Однако, с течением времени, тритоны стали широко применяться в различных музыкальных стилях и жанрах, добавляя в музыку интересные гармонические и мелодические эффекты. Тритоны могут создавать напряжение, добавлять необычные звуковые краски и придавать композиции особый выразительный характер.

Тритоны можно услышать в различных музыкальных произведениях: от классической музыки до рок и джаза. В классической музыке тритоновые интервалы активно использовались композиторами для создания драматического эффекта. В джазе тритоны могут использоваться в аккордах и соло импровизациях, добавляя особую гармоническую окраску

В рок-музыке тритоны являются важной частью силового звучания и выразительности музыкальных произведений

Использование тритонов требует определенной музыкальной чувствительности и гармонического понимания. Они могут придавать музыке чувство неожиданности и напряженности, удивлять слушателя и вызывать эмоциональные реакции. Тритоны — это музыкальный инструмент, который может вдохновить музыканта на создание оригинальных и запоминающихся мелодий и гармоний.

Что такое тритоны

Тритоны известны своей диссонантностью и неустойчивостью, что делает их особенно интересными для создания напряженной и эмоциональной музыки. Они являются одними из самых неустойчивых интервалов и зачастую применяются в аккордах и аккордовых прогрессиях, чтобы создать сильное чувство напряжения и неопределенности.

Тритоны могут строиться на разных ступенях тональности. Наиболее распространенные примеры — это тритоны на ступенях IV и VII. Таким образом, в тональности До-мажор тритон может быть построен на ступени Фа и Си.

В музыке тритоны часто используются для создания сильных аккордических прогрессий или арпеджио. Они имеют особый характер и могут добавить интерес и тонкость в музыкальную композицию.

Уменьшенное и увеличенное трезвучия

Уменьшенное   трезвучие — трезвучие,   которое   состоит из двух малых терций; крайние   звуки   образуют    уменьшенную квинту.Увеличенное  трезвучие — трезвучие,   которое   состоит из двух больших терций;  крайние звуки образуют увеличенную квинту.

Трезвучия на ступенях натурального ДО мажора:

  • на I     — ДО-МИ-СОЛЬ —  мажорное трезвучие
  • на II    — РЕ-ФА-ЛЯ —       минорное трезвучие
  • на III   — МИ-СОЛЬ-СИ —   минорное трезвучие
  • на IV   — ФА-ЛЯ-ДО —      мажорное трезвучие
  • на V    — СОЛЬ-СИ-РЕ —   мажорное трезвучие
  • на VI   — ЛЯ-ДО-МИ —      минорное трезвучие
  • на VII  — С И-РЕ-ФА —     уменьшенное трезвучие

Уменьшенное трезвучие с разрешением в ДО мажоре:

на VII — СИ-РЕ-ФА разрешается в ДО-ДО-МИ

Трезвучия на ступенях гармонического ЛЯ минора:

  • на I    — ЛЯ-ДО-МИ —             минорное трезвучие
  • на II   — СИ-РЕ-ФА —              уменьшенное трезвучие
  • на III  — ДО-МИ-СОЛЬ-диез —  увеличенное трезвучие
  • на IV  — РЕ-ФА-ЛЯ —              минорное трезвучие
  • на V   — МИ-СОЛЬ-диез-СИ —  мажорное трезвучие
  • на VI  — ФА-ЛЯ-ДО —             мажорное трезвучие
  • на VII — СОЛЬ-диез-СИ-РЕ —   уменьшенное трезвучие

Уменьшенные трезвучия с разрешением в гармоническом ЛЯ миноре:

  • на VII  — СОЛЬ-диез-СИ-РЕ  разрешается в ЛЯ-ЛЯ-ДО
  • на II    — СИ-РЕ-ФА             разрешается в ДО-ДО-МИ

Уменьшенные трезвучия с разрешением   в   гармоническом   ДО мажоре:

  • на II   — РЕ-ФА-ЛЯ-бемоль  разрешается в МИ-МИ-СОЛЬ
  • на VII — СИ-РЕ-ФА              разрешается в ДО-ДО-МИ

Увеличенное трезвучие с разрешением   в   гармоническом    ЛЯ миноре:

ДО-МИ-СОЛЬ-диез на III ступени разрешается в  тонический секстаккорд ДО-МИ-ЛЯ на III ступени

Увеличенное трезвучие с разрешением в гармоническом ДО мажоре:

ЛЯ-бемоль-ДО-МИ на VI пониженной ступени разрешается в тонический квартсекстаккорд СОЛЬ-ДО-МИ

Устойчивые и неустойчивые интервалы. Различие между устойчивостью и консонансом, неустойчивостью консонанса, диссонансом. Разрешение неустойчивых интервалов по тяготению. Разрешение диссонирующих интервалов

Основные вопросы и их тезисное изложение:

Как и отдельные звуки, интервалы в ладу могут быть устойчивыми и неустойчивыми.

В ладу устойчивы те интервалы, в которых оба звука являются устойчивыми, входят в тоническое трезвучие.

Неустойчивы в ладу те интервалы, в которых оба звука или один из звуков интервала неустойчив, то есть не входит в тоническое трезвучие. В ладу все неустойчивые интервалы тяготеют к устойчивым.

Переход диссонирующего интервала в консонирующий или неустойчивого в устойчивый называется разрешением интервала.

Неустойчивые консонансы должны разрешаться в устойчивые консонансы посредством перехода неустойчивого звука в ближайший устойчивый. Не допускается переход квинты в квинту и октавы в октаву.

Диссонансы неустойчивы. Разрешение диссонанса основано на переводе его в консонанс, независимо от устойчивости последнего. В каждом диссонирующем интервале различают диссонирующий и свободный звуки. Наиболее типично следующее положение диссонирующего звука:

В секунде – нижний, в септиме – верхний, в кварте и ноне – любой.

При разрешении диссонирующий звук идет на секунду вниз, а свободный остается на месте или переходит в консонанс.

Построить все возможные интервалы в выбранном ладу и разрешить неустойчивые интервалы согласно правилам.

Строить начинать с прим, последовательно написать все примы (на каждом звуке выбранного лада), затем строить секунды, лучше все, от каждой ступени, затем терции и т.д. После того, как интервалы будут построены, нужно разрешить их используя правила разрешения. Не допускать параллельных унисонов, квинт и октав.

  1. Какие интервалы называют устойчивыми?
  2. Какие интервалы считаются неустойчивыми?
  3. Как разрешаются неустойчивые консонансы?
  4. Как разрешаются диссонансы?
  5. Как разрешаются увеличенные интервалы?
  6. Как разрешаются уменьшенные интервалы?

Источник

Значение тритонов в музыке

Тритон имеет особую степень напряженности и диссонанса. В древности его называли «дьявольским» интервалом из-за своего необычного и неустойчивого звучания. Этот интервал вызывает напряжение и требует разрешения.

Использование тритонов в музыке создает особый эффект и вызывает сильные эмоции у слушателей. Они используются для создания силы, напряженности и драматичности в музыкальных композициях.

Тритон также играл важную роль в развитии гармонии. Изначально, этот интервал был запрещен и не допускался в музыке средневековья и раннего Возрождения. Однако, с развитием музыкальных исследований и новых гармонических концепций, тритон стал активно использоваться в различных стилях музыки, включая классическую, джазовую, и даже рок музыку.

Тритон имеет важное место в модуляции и трансформации аккордов. Он может быть использован для создания переходов между различными тональностями и гармоническими областями, добавляя неожиданность и интерес в музыку

Как научиться отличать интервалы

Может быть вам сейчас кажется, что отличать интервалы на слух способны только «избранные». Но это не так, поверьте. Все мы более-менее в равных условиях, потому что за музыкальный слух отвечает конкретная часть мозга. Она есть у каждого, но у некоторых людей более развита. Тем не менее, музыкальный слух – это скорее навык, чем дар. Его можно тренировать и развивать, а при правильном подходе результат появится довольно скоро.

Чтобы научиться отличать интервалы на слух, нужно проделать несколько шагов. И первое что мы сделаем — поделим интервалы на 2 группы: консонирующие и диссонирующие. Напомню, что консонанс — это приятный звук, который хорошо «ложится на ухо». Диссонанс – резкий, неприятный звук.

Первый шаг.

Учимся отличать диссонанс от консонанса на слух. взгляните на таблицу и сравните звучание этих интервалов.

Консонансы:

http://earsfingers.ru/wp-content/uploads/2019/08/18-konsonans.mp3

Диссонансы:

Второй шаг.

Учимся определять как близко друг к другу расположены звуки. Сравните несколько интервалов с разной степенью удаленностью звуков.

Секунда — звуки тесно связаны друг с другом:

Кварта — звуки удалены друг от друга на среднее расстояние:

Септима — звуки расположены очень широко:

Третий шаг.

Придумываем ассоциации. Лучше всего, если вы сможете закрепить за конкретным интервалом знакомую песню или мелодию. Например, песенка «В лесу родилась елочка», начинается с Большой Сексты:

А гимн Российской Федерации начинается с Кварты:

Такие ассоциации можно подобрать практически к каждому интервалу. Я предложу вам свои ассоциации, но вы можете использовать свои.

Прима – Свадебный марш

Малая Секунда – «К Элизе»

Большая Секунда – «Вальс собачек»

Малая Терция – «Оле-Оле»

Большая Терция – «Чижик Пыжик»

Чистая Кварта – «В траве сидел кузнечик» , Гимн РФ

Чистая Квинта – Танец маленьких лебедей

Малая Секста – «Прекрасное далеко»

Большая Секста – «В лесу родилась елочка»

Малая Септима – Танго

Большая Септима –  «Sleepy Shores»

Чистая Октава – «Утиные истории»

Если у вас возникает какая-то своя ассоциация при звучании интервалов, это даже лучше. Это не обязательно должна быть какая-то часть популярной песни. Возможны и другие фантазии. Например, в музыкальной школе предлагают представить ёжика, когда звучит Малая Секунда. Она и правда «колючая», поэтому это сравнение хорошо работает. Терции похожи на голос кукушки. Большая Терция – веселая кукушка, а Малая – грустная…

Заключение

Чтобы научиться слышать и отличать интервалы, нужно:

  1. Услышать консонанс это или диссонанс
  2. Близко звуки расположены или широко
  3. Привязать ассоциацию к каждому интервалу и привыкнуть к ней.
  4. Тренировать слух на гармонических и мелодических интервалах

Я надеюсь, данная статься принесла вам пользу и теперь вы знаете что такое интервалы в музыке, а так же поняли как научиться их отличать и запоминать.

Составные интервалы

Стоит сказать, что составные интервалы состоят из простых с добавлением одной или нескольких октав.

Составные интервалы в музыке

Такой вид может быть большим, малым, либо чистым, как соответствующий ему простой интервал.

Выходя за пределы октавы, первый встречный интервал будет охватывать девять ступеней. Он называется нона (Nona). Это секунда + октава.

Далее идет децима (Decima) или терция + октава. Затем ундецима (Undecima).

А вот двенадцати ступеневой интервал (Duodecimus) на практике не используется. Интервал в сексту + октава имеет название терцдецима (Tredecimus). Тут охват в 13 ступеней.

Однако, на практике расстояние шире 13 ступеней тоже не используют.

В принципе, его можно увеличивать до бесконечности. Но в этом нет большого смысла. Поскольку если мы пишем мелодию, то часто используем диапазон одной октавы.

Психологически так легче воспринимать ноты. Они идут последовательно и не имеют большой разброс.

Обозначение динамических оттенков

Одним из важнейших условий выразительного исполнения музыки являются динамические оттенки или нюансы.Динамическими оттенками называются изменения громкости звучания при исполнении музыкального произведения.

Таблица основных динамических оттенков

Полное обозначение Сокращенное обозначение Произношение Значение
piano р пьяно тихо
mezzo piano mp меццо-пьяно не слишком тихо
pianissimo                                pp пьяниссимо очень тихо
forte f форте громко
mezzo forte mf меццо-форте не очень громко
fortissimo ff фортиссимо очень громко
crescendo < крещендо усиливая
poco a poco crescendo поко-а-поко крещендо постепенно усиливая
diminuendo > диминуендо ослабляя
poco a poco diminuendo поко-а-поко диминуендо постепенно ослабляя
morendo морендо замирая
sforzando sf сфорцандо внезапное усиление (отдельного   звука — или аккорда)

О чем говорят цифры в названиях ув 4 и ум 5?

В начале давайте посмотрим с точки зрения нотной грамоты. Когда мы видим запись, ну или нам дают задание самим изобразить интервал ув 4 от такой-то ноты, то правильно будет отсчитать три тона от исходной ноты вверх, понимая, что между двумя образовавшимися звуками должно быть расстояние в четыре ноты(если считать на нотном стане). Если же у нас получится пять, а не четыре ноты, то у нас будет уже интервал ум 5. Для наглядности давайте посмотрим пример. Выберем простую гамму Соль-мажор(в ней фа-диез при ключе) и от ноты «до» построим увеличенную кварту (ув 4) вверх. Просто от ноты «до» отсчитываем три тона и получим соответствующий звук. Звук этот — фа-диез.

Ну вы уже наверное догадались, что нужно этот же самый звук записать как соль-бемоль, в случае если нам нужна уменьшенная квинта.

Однако, есть еще одна особенность у наших интервалов — вот мы отстроили интервал ув 4 от ноты до, а что если сделать обращение этого интервала (об обращениях также читайте здесь)? В этом случае мы должны перенести ноту фа-диез на октаву вниз.

В результате — посчитайте расстояние между получившимися звуками — мы получим интервал ум 5(от «фа-диез» до «до» — пять ступеней), вот так.

Получается, что если мы сделаем обращение интервала ув 4, то получится ум 5. Заметьте, что расстояние между двумя нашими звуками после обращения осталось таким же (три тона). Такой особенностью из всех интервалов — когда при обращении расстояние между двумя нотами, составляющими интервал сохраняется — обладает только тритон.

О чем говорят слова увеличенная и уменьшенная в названиях ув 4 и ум 5?

Назвали эти интервалы как увеличенный и уменьшенный тоже не случайно — эти названия исходят из того в какие ноты разрешается наш тритон — вы ведь помните из статьи о золотой секвенции, что тритон характерен для доминантовых аккордов (и в классической теории музыки он требует разрешения, ибо звучит неустойчиво и резко). Так вот, любой тритон(как ув 4, так и ум 5) тяготеет в другой интервал образующийся двумя устойчивыми нотами. Ув 4 разрешается в больший интервал чем он сам (поэтому он и называется увеличенный — потому что при разрешении увеличивается).

Ум 5 в меньший (он уменьшается при разрешении, поэтому он уменьшенный).

Но куда же разрешаются наши интервалы? В какие ноты? Доминантовый аккорд тяготеет в тонику поэтому и наши интервалы, служащие как раз основой для доминантовых аккордов разрешаются в ноты тоники или просто-напросто устойчивые ноты выбранной нами тональности. В случае с нашей гаммой с одним диезом при ключе (соль-мажор) тритон разрешается в ноты си и соль. Си и соль — главные ноты мажорного трезвучия, они то и говорят нам, что аккорд в тонике соль-мажор (о построении аккордов читайте в этой статье). Тут мы руководствовались ничем иным как принципом ладового тяготения, который мы затрагивали в статье про арпеджио. Если же коротко, то неустойчивые ступени разрешаются в ближайшие устойчивые.

Увеличенные и уменьшенные интервалы

Увеличенным можно сделать Чистый или Большой интервал. Для этого нужно прибавить к нему полтона. Тем самым мы изменим качественную величину, но количество ступеней оставим прежним. Для примера возьмем Большую Секунду До-Ре:

Чтобы из Большой Секунды сделать Увеличенную, нужно прибавить к ней полтона. Повысим ноту Ре и получим интервал До-Ре диез. Количество ступеней по-прежнему равно 2, но качественная величина равна 1.5 тонам:

Теперь послушаем эту Увеличенную Секунду.

Вы слышите? Она звучит как Малая Терция. Отсюда можно сделать вывод, что определить на слух увеличенный или уменьшенный интервал невозможно. Но надо помнить, что называть интервал нужно так, как написано в нотах – Увеличенным или Уменьшенным.  Но если задача определить интервал на слух, то называть его будем в соответствии с его звучанием.

Уменьшенные интервалы

Уменьшенными могут быть Чистые или Малые интервалы. Принцип тот же: чтобы сделать интервал Уменьшенным, нужно его сжать на полтона. Если у Малой Терции Си-Ре отнять полтона, то мы получим ноты Си-Ре бемоль. Количество ступеней по-прежнему равно 3, что соответствует Терции, но звучать она будет, как Большая Секунда. 

Теперь вернемся к интервалу Фа-Си. Мы выяснили, что между этими нотами расстояние 4 ступени, и по логике это Кварта, но звучит она по-другому. Думаю, вы уже догадались, что интервал Фа-Си — это Увеличенная Кварта. Однако ее звучание очень характерное и не похоже на другие интервалы, поэтому для нее придумали отдельный термин – «Тритон».

Поменяем ноты Фа и Си местами — получим интервал Си-Фа. Он охватывает 5 ступеней, что свойственно Квинте, но звучит как Тритон. Не трудно догадаться, что интервал Си-Фа – это Уменьшенная Квинта.

Вывод: Когда мы видим в нотах интервал из 3 тонов, мы можем определить что это – Увеличенная Кварта, или Уменьшенная Квинта. Если интервал только слышим, можно сделать один вывод – это Тритон.

Модуляции в родственные тональности

Модуляцией называется переход из одной тональности в другую.

Модуляция в гармонии совершается двумя способами:

  1. с помощью отклонения, после которого следует каденция в новой тональности (аккорд субдоминантовой функции, кадансовый квартсекстаккорд, доминанта, тоника). Отклонение обычно совершается с помощью аккорда доминантовой функции. (так называемый предкадансовый способ).
  2. с помощью общего аккорда между начальной и конечной тональностями, (он обычно бывает в конечной тональности либо трезвучием, либо секстаккордом II,  IV или  VI ступеней) после которого следует каденция в конечной тональности. (кадансовый квартсекстаккорд, доминанта, тоника — все в конечной тональности). (так называемый кадансовый способ).

Другие виды интервалов в музыке

Выше вы узнали, что основные виды интервалов в музыке делятся на простые и составные. Но есть дополнительные типы, о которых стоит упомянуть ниже.

Большие и малые интервалы

Интервалы могут быть большими «б» и малыми «м». Таким образом, расстояние между До и Ре ♭ — малая секунда (м2). А между До и Ре натуральной — большая секунда (б 2).

Между До и Ми ♭ будет интервал в малую терцию (м 3). До и Ми натуральное образуют большую терцию (б 3). Интервал в кварту является чистым (ч 4).

Но если поднимем верхнюю ноту кварты на полутон, то получим увеличенную кварту (ув). Она называется тритоном. Потому что между нотами До и Соль бемоль три тона.

Далее добираемся до пятой ступени, образуя чистую квинту (ч 5). Затем идет малая секста (м 6). А До и Ля натуральные образуют большую сексту (б 6).

После идет малая (м 7) и большая септима (б 7). Затем чистая октава (ч 8).

Давайте вернемся к прошлой схеме (картинке) «Главные музыкальные интервалы». Посмотрим, какие у нас были интервалы в диатонической гамме.

В гамме До мажор мы имеем большую секунду. На рисунке обозначено, как Second. Затем идет большая терция, чистая кварта и чистая квинта. Далее большая секста, большая септима и чистая октава.

То есть все другие интервалы не участвуют в формировании диатонической гаммы. Но здесь их можно встретить если отчитывать не от ноты До, а от других ступеней.

Например, можно найти малую секунду (м 2) между седьмой ступенью и восьмой. Между ними полутон, но две ступени.

Малая терция (м 3) между третьей ступенью и пятой. То есть между Ми и Соль.

Малая терция

Большую терцию (б 3) мы можем найти между первой и третьей ступенью.

Большая терция

А между третьей ступенью и восьмой у нас малая секста (м 6). То есть между Ми и До.

Малая секста

В итоге, гамма содержит в себе все возможные интервалы. Но если будем добавлять полутона по ступенькам последовательно, то получим то, как на картинке «Главные музыкальные интервалы»

Чистые интервалы

Чистые интервалы при исполнении звучат слитно (мягко). При обращении они тоже образуют чистые интервалы. Поэтому их еще называют консонирующими.

Слитность звучания обусловлена тем, что гармоники двух нот тесно связаны друг с другом.

В диатонической гамме все кварты, квинты, примы и октавы являются чистыми.

Увеличенные и уменьшенные интервалы

Слова уменьшенный или увеличенный могут прибавляться к названию интервала. Они означают его расширение или сужение на хроматический полутон.

Если интервал большой и малый, но не чистый, тогда уменьшается малый, а увеличивается большой. Например, увеличенная секунда составляет 1,5 тона, а уменьшенная ноль тонов.

Возможны также дважды увеличенные и уменьшенные интервалы.

Например, нужно построить дважды увеличенную кварту. В таком случае, от основания До отсчитываем 3 ступени и получаем вершину Фа.

Дважды увеличенная кварта составляет 3,5 тона. А интервал До — Фа 2,5 тона. Тогда вершиной дважды увеличенной кварты будет Фа дубль диез.

Ниже показаны видоизмененные интервалы.

Если возьмем чистую квинту и сузим ее на полутон, то получим уменьшенную квинту (ум.5). Увеличивая на полутон чистую кварту, получаем увеличенную кварту (ув.4).

Эти две ноты одинаковые. Поэтому их еще называют энгармоническими. Потому что Соль бимоль и Фа диез, это одна и та же высота.

Увеличивая квинту, получаем увеличенную квинту (ув.5). Понижая шестую ступень, получаем уменьшенную сексту (ув.6). Но чаще всего такой интервал мы называем увеличенной квинтой.

А дальше идет пример пониженной второй ступени. Теоретически, мы получаем уменьшенную секунду (ум.2). Но на практике, применяем название малая секунда (м.2).

Тоже самое и с терцией.

Понятие уменьшенная терция на практике не применяется. Такая комбинация тонов обычно называется малой терцией (м.3).

В общем, если в чистый интервал добавлен полутон, то он становится увеличенным. А если из чистого расстояния вычли полутон, то такой интервал становится уменьшенным.

Характерные интервалы в тритонах

Характерным свойством тритона является его напряженность и дисонанс. Он поражает слушателей и вызывает сильное эмоциональное воздействие.

В классической гармонии тритоны играют важную роль в мелодическом и гармоническом развитии композиций. Они устанавливают напряжение, которое затем разрешается движением в более консонантные интервалы.

Примеры характерных интервалов в тритонах:

  • Ми — Си: этот тритон используется в классической музыке для создания эмоционального напряжения и диссонанса.
  • Фа — Си: этот тритон встречается во многих гармонических прогрессиях и аккордах, добавляя им интерес и экспрессивность.

Хотя тритон имеет нестабильное звучание, в современной музыке он часто используется для создания напряжения и драматического эффекта. Многие жанры, такие как джаз, рок и металл, активно эксплуатируют тритоны, чтобы добавить энергии и насыщенности своим композициям.

Узнаваемый звуковой отрезок

Узнаваемый звуковой отрезок является одним из наиболее выразительных музыкальных элементов и часто используется для создания напряжения и драматического эффекта в музыке. Он может быть использован в различных музыкальных жанрах, от классической музыки до джаза и рока.

Структура тритонов и их характерные интервалы могут быть определены с помощью музыкальной теории и анализа

Важно отметить, что иногда узнаваемый звуковой отрезок может иметь различные названия в разных контекстах и музыкальных школах, но его характерные черты остаются неизменными

  • Узнаваемый звуковой отрезок обычно имеет интервал в полтоновом размере. Это значит, что он состоит из одной малой секунды.
  • Интервал тритона обладает особой диссонансностью и в своей сути звучит неустойчиво.
  • Узнаваемый звуковой отрезок может быть направлен как вверх, так и вниз по музыкальной гамме и может использоваться в разных тональностях и аккордах.
  • Этот интервал был часто использован в старинной музыке и придавал ей особый характер и настроение.

В целом, узнаваемый звуковой отрезок является одним из ключевых элементов музыкальной гармонии и мелодики и вносит значительный вклад в выразительность и идентификацию музыкальных композиций.

103. Составные интервалы

Составные   интервалы — интервалы шире октавы.

Нона — девятая ступень — обозначается цифрой 9=октава+секунда:

ДО1- РЕ2.

Децима — десятая ступень — обозначается цифрой 10=октава+терция:

ДО1- МИ2.

Ундецима — одиннадцатая ступень — обозначается цифрой 11=октава+кварта:

ДО1- ФА2.

Дуодецима — двенадцатая  ступень — обозначается цифрой 12=октава+квинта:

ДО1-СОЛЬ2.

Терцдецима — тринадцатая ступень — обозначается цифрой 13=октава+секста:

ДО1-ЛЯ2.

Квартдецима — четырнадцатая ступень — обозначается цифрой 14=октава+септима:

ДО1-СИ2.

Квинтдецима — пятнадцатая ступень — обозначается цифрой 15=октава+октава:

ДО1-ДО3.

Формирование на основе большой секунды

Для формирования тритона на основе большой секунды необходимо использовать определенные ступени. Начиная с любой ступени в октаве, нужно подняться на тон, затем на полутон, и затем еще раз на полутон. Это позволяет получить тритонный интервал.

Например, можно начать с любой ступени гаммы большой секунды, такой как До мажор. Далее, поднимаясь по гамме, мы продвигаемся на тон от До до Ре, затем на полутон от Ре до Ми, и еще на полутон от Ми до Фа#. В результате получаем тритонный интервал между До и Фа#.

Тритон применяется в музыке для создания различных эффектов, так как он имеет характерный и необычный звук. Он часто используется в джазе, роке и других жанрах, чтобы добавить напряжение и диссонанс в музыку.

Составные интервалы

Составные интервалы получаются путем добавления двух простых интервалов. Любые интервалы, составленные по громкости, превышают октаву.

Малая нона


Схема малой девятки (обозначена как м. 9).

Девятый — условно девятый интервал, расстояние между звуками — девять шагов. Для облегчения запоминания девятой считается одна секунда в каждой октаве. Исходя из этого, девятая, как секунда, делится на большую и малую, что означает, что интервал можно рассматривать как малую секунду каждой октавы.

Малая девятая обозначается как «девятка м».

Большая нона


Схема большого девятого (обозначена как б. 9).

Большой нон (обозначается «b. 9») может рассматриваться как большая секунда через октаву (b. 2 + h. 8).

Малая децима


Схема малых десятков (обозначена как 10м).

Интервал в музыке шириной десять шагов называется десятым. Десятые доли, как и другие составные интервалы, превышают размер октавы.

С точки зрения композиции минорная десятая часть (обозначается «m. 10») — это минорная треть на октаву (октава плюс минорная треть), а пятнадцать полутонов лежат между основанием и верхом интервала.

Большая децима


Образец большой десятины (упоминается как б. 10).

Мажорная десятая часть («b. 10») — это мажорная треть через октаву. Между интервальными звуками шестнадцать полутонов.

Чистая ундецима


Чистый одиннадцатый узор (упоминается как часть 11).

Музыкальный интервал из 11 шагов называется одиннадцатым и упоминается как «ch eleven». Рассмотрение одиннадцатого как составного интервала позволяет нам обозначить его как октаву через четвертую. Чистый одиннадцатый состоит из семнадцати полутонов.

С точки зрения гармонии одиннадцатое соответствует четвертому, имеющему те же свойства и характеристики. В теории джазовой музыки одиннадцатая определяется как пятая треть после основного тона.

Увеличенная ундецима или уменьшенная дуодецима


Схема увеличенного одиннадцатого (обозначено как uv. 11) или уменьшенного двенадцатого (обозначенного как d. 12).

Увеличенный одиннадцатый (обозначается «ув. 11») равен сокращенному двенадцатому («d. 12»). Интервалы идентичны по качеству лишней четверти и уменьшенной квинте, представляя, соответственно, сумму октавы, лишней четверти, октавы и уменьшенной квинты.

Чистая дуодецима


Схема чистой дуодецимы (упоминается как часть 12).

Двенадцатый музыкальный интервал шириной 12 шагов называется duodecima (обозначается «ch. 12»). Duodecima состоит из октавы и пятой части, и в средние века ее называли «diapason cum diapente», что означает «октава с пятой».

Известный русский композитор Сергей Рахманинов взял чистую двенадцатую на клавиатуре фортепиано мизинцем и большим пальцем одной руки.

Малая терцдецима


Схема малого tertsdecima (обозначена как m. 13).

Тринадцатый музыкальный интервал, состоящий из 13 отрывков, называется терцдецим. Terzdecima — это комбинация октавы и шестой. Как и шестой, третий маленький и большой.

В малой трети десятых полутона 20 полутонов, а интервал называется «m.13».

Большая терцдецима


Схема великого терцдецима (упоминается как Б. 13).

Мажорная треть состоит из мажорной октавы и шестого или 21 полутона. Великая Tertsdecima пишется с буквенно-цифровым обозначением «b. 13».

Малая квартдецима


Схема малой четверти десятой (обозначена как 14 м).

Quartdecima — четырнадцатый музыкальный интервал, расстояние между основанием и вершиной, где оно составляет 14 шагов. Он состоит из октавы и седьмого, что означает, что он может быть как маленьким, так и большим.

Малый квартет состоит из 11 тонов (22 полутона) и обозначается как «м четырнадцать».

Большая квартдецима


Схема большой четверти десятины (упоминается как б. 14).

Четверть мажорной десятой доли («b. 14») состоит из чистой октавы и мажорной септимы. Интервал состоит из 23 полутонов.

Чистая квинтдецима


Схема чистой пятнадцатой ноты (именуемой частью 15).

Чистая пятнадцатая («гл. 15») — это составной интервал, включающий две октавы. Между основанием и вершиной квантовой десятой доли 15 ступеней (12 тонов, 24 полутона). Иногда квартет обозначается числом 16 (две октавы).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: