Музыкальные интервалы: какие они бывают и как их строить?

Понятие интервала и ступени

Интервал – от лат. intervallum – промежуток или от англ. inter – между и value – значение, величина – это расстояние между 2-мя любыми нотами.

Но как их называть? В виде раскладки пианино при сдвиге ноты вверх или вниз расстояние меняется по полутонам – и по белым, и по чёрным клавишам.

Но полутона – слишком мелкие единицы. Их в октаве многовато – 12 и они как метры при измерении высоты дома.

Если на вопрос как высоко ты живёшь, ответить 15 метров над землей, то это и не удобно самому посчитать, и не понятно для спрашивающего. Проще и понятнее ответить числом этажей — на 5 этаже: это легко представить.

Так же и в музыке: если метр – это полутон, то этаж – тон. Если в этаже 3 метра, то в тоне 2 полутона. Тона более крупные единицы и их в октаве в 2 раза меньше – 6.  Единственно, 1 тон всё-таки разделили на 2 полутона, чтобы было 7 белых клавиш – нот со своими названиями.

Именно по белым клавишам перемещаются ноты в виде нотоносца – в основном по тонам и паре полутонов между ми и фа, и си и до.  

Поэтому каждую белую клавишу приняли называть ступенью и, как этажу, дали ей свой номер – от 1 до 7. То есть до – 1-ая ступень, а си – 7-ая.  

В музыке ступени обозначаются не арабскими, а римскими цифрами.

И расстояние между нотами мерится именно ступенями, а не чисто тонами или полутонами. И каждую ступень приняли называть латинским именем исходя из её номера.

Так 1-ая ступень – прима, 2-ая – секунда, 3-ья – терция, 4-ая – кварта, 5-ая – квинта, 6-ая – секста, 7-ая – септима и 8-ая – октава.  

Для справки: от этих латинских приставок образуются названия месяцев. Раньше новый год считали от марта. И от него сентябрь 7-ой по счёту, поэтому он так и называется: сент произошло от лат. септима, а по англ. он september, октябрь – окто — 8, ноябрь – нона – 9, декабрь – дека – 10. Потом начало года перенесли на январь, но названия месяцев не поменяли.

Построение аккордов и их обращений

Что касается аккордов и их обращений, здесь, к примеру, к тоническому трезвучию добавляется кварта сверху, то есть звучит четвертая нота, соответствующая тонике, но через октаву. Обращения опять же строятся путем перенесения нот вверх на одну октаву или 12 полутонов.

В случае построения специфичных аккордов, скажем, доминантсептаккорда, который в любой гамме строится исключительно на V ступени лада, в обращениях используется еще и большая секунда. Чтобы было понятно, построим такой аккорд от ноты «до». Это последовательность до-ми-соль-си-бемоль. Как уже видно, при переносе ноты «до» в обращении на октаву выше мы и получаем большую секунду (си-бемоль-до).

Таблица интервалов (основных)

Итак, сейчас мы рассмотрим основной интервальный ряд, который является базовым для всех ладов, гамм, трезвучий и аккордов.

Название

Виды

Обозначение

Количество полутонов

Прима

Только чистая

ч1

Секунда

Малая

м2

1

Большая

б2

2

Терция

Малая

м3

3

Большая

б3

4

Кварта

Только чистая

ч4

5

Квинта

Только чистая

ч5

7

Секста

Малая

м6

8

Большая

б6

9

Септима

Малая

м7

10

Большая

б7

11

Октава

Только чистая

ч8

12

Как уже заметно, таблица интервалов содержит небольшую ошибочку. В ней отсутствует значение, соответствующее интервалу, содержащему 6 полутонов. Это либо увеличенная кварта, либо уменьшенная квинта. Пока мы их не затрагиваем.

Слайд 13Обращения интервалов Обращением интервала называется результат перемены мест составляющих его тонов, когда

основание становится вершиной, а вершина — основанием интервала.При обращении обязательно образуется новый интервал, который вместе с первоначальным непременно составляет октаву. Однако числовое выражение суммы обоих интервалов (данного и его обращения) всегда будет равняться 9 (а не 8), так как во взаимообратимых интервалах один из звуков считается дважды, ибо входит как в первый, так и во второй интервал1) один из звуков составного интервала переносится на две октавы в сторону, противоположную его местонахождению (основание — вверх или вершина — вниз), а другой звук при этом остается на месте;2) оба звука составного интервала одновременно переносятся на одну октаву навстречу друг другу, перекрещиваясь при этом.

Слайд 5Давайте сравним начала этих песенок. Обе мелодии начинаются с ноты «до»,

но совершенно по-разному развиваются дальше. В первой песенке мы слышим, будто мелодия маленькими шажками поднимается по ступенькам – сперва от нотки до к ноте ре, потом от ре к ми и т.д. А вот на первых же словах второй песенки мелодия сразу скачком уходит вверх, как бы перескакивая сразу через несколько ступенек («в лесу» – ход от до к ля). Действительно, между нотами до и ля поместились бы ещё совершенно спокойно ре ми фа и соль.

Движение вверх и вниз по ступенькам и скачком, а также повторение звуков на одной и той же высоте – это всё музыкальные интервалы, из которых, в конечном счёте, складывается общий мелодический рисунок.

Интервалы как составная часть трезвучий

Интервал в музыке применяется еще и для построения трезвучий. Для тонических трезвучий используются малая и большая терция, а для построения их обращений – то же самое, но в сочетании с квартой сверху или снизу.

Проще всего это показать на примере обращения тонического мажорного трезвучия, которое строится от ноты «до» (до-ми-соль). В данном случае мы имеем два интервала — большую, а затем малую терцию. При обращении трезвучия вверх первая нота «до» просто переносится на октаву выше, исходя из чего получается сочетание малой терции и чистой кварты. При следующем обращении на октаву вверх переносится уже вторая нота, присутствовавшая в тоническом трезвучии («ми»). В такой последовательности на первом месте стоит чистая кварта, а на втором — большая терция. То же самое касается и минорных трезвучий, только большая и малая терции меняются местами.

Как научиться отличать интервалы

Может быть вам сейчас кажется, что отличать интервалы на слух способны только «избранные». Но это не так, поверьте. Все мы более-менее в равных условиях, потому что за музыкальный слух отвечает конкретная часть мозга. Она есть у каждого, но у некоторых людей более развита. Тем не менее, музыкальный слух – это скорее навык, чем дар. Его можно тренировать и развивать, а при правильном подходе результат появится довольно скоро.

Чтобы научиться отличать интервалы на слух, нужно проделать несколько шагов. И первое что мы сделаем — поделим интервалы на 2 группы: консонирующие и диссонирующие. Напомню, что консонанс — это приятный звук, который хорошо «ложится на ухо». Диссонанс – резкий, неприятный звук.

Первый шаг.

Учимся отличать диссонанс от консонанса на слух. взгляните на таблицу и сравните звучание этих интервалов.

Консонансы:

Диссонансы:

Второй шаг.

Учимся определять как близко друг к другу расположены звуки. Сравните несколько интервалов с разной степенью удаленностью звуков.

Секунда — звуки тесно связаны друг с другом:

Кварта — звуки удалены друг от друга на среднее расстояние:

Септима — звуки расположены очень широко:

Третий шаг.

Придумываем ассоциации. Лучше всего, если вы сможете закрепить за конкретным интервалом знакомую песню или мелодию. Например, песенка «В лесу родилась елочка», начинается с Большой Сексты:

А гимн Российской Федерации начинается с Кварты:

Такие ассоциации можно подобрать практически к каждому интервалу. Я предложу вам свои ассоциации, но вы можете использовать свои.

Прима – Свадебный марш

Малая Секунда – «К Элизе»

Большая Секунда – «Вальс собачек»

Малая Терция – «Оле-Оле»

Большая Терция – «Чижик Пыжик»

Чистая Кварта – «В траве сидел кузнечик» , Гимн РФ

Чистая Квинта – Танец маленьких лебедей

Малая Секста – «Прекрасное далеко»

Большая Секста – «В лесу родилась елочка»

Малая Септима – Танго

Большая Септима –  «Sleepy Shores»

Чистая Октава – «Утиные истории»

Если у вас возникает какая-то своя ассоциация при звучании интервалов, это даже лучше. Это не обязательно должна быть какая-то часть популярной песни. Возможны и другие фантазии. Например, в музыкальной школе предлагают представить ёжика, когда звучит Малая Секунда. Она и правда «колючая», поэтому это сравнение хорошо работает. Терции похожи на голос кукушки. Большая Терция – веселая кукушка, а Малая – грустная…

Заключение

Чтобы научиться слышать и отличать интервалы, нужно:

  1. Услышать консонанс это или диссонанс
  2. Близко звуки расположены или широко
  3. Привязать ассоциацию к каждому интервалу и привыкнуть к ней.
  4. Тренировать слух на гармонических и мелодических интервалах

Я надеюсь, данная статься принесла вам пользу и теперь вы знаете что такое интервалы в музыке, а так же поняли как научиться их отличать и запоминать.

Слайд 13Обращения интервалов Обращением интервала называется результат перемены мест составляющих его тонов, когда

основание становится вершиной, а вершина — основанием интервала.При обращении обязательно образуется новый интервал, который вместе с первоначальным непременно составляет октаву. Однако числовое выражение суммы обоих интервалов (данного и его обращения) всегда будет равняться 9 (а не 8), так как во взаимообратимых интервалах один из звуков считается дважды, ибо входит как в первый, так и во второй интервал1) один из звуков составного интервала переносится на две октавы в сторону, противоположную его местонахождению (основание — вверх или вершина — вниз), а другой звук при этом остается на месте;2) оба звука составного интервала одновременно переносятся на одну октаву навстречу друг другу, перекрещиваясь при этом.

Характерные интервалы

Характерные интервалы – это хроматические интервалы, которые строятся только в гармоническом мажоре и миноре.

К характерным интервалам относятся:

  • уменьшенная септима (ум7)
  • увеличенная секунда (ув2)
  • уменьшенная кварта (ум4)
  • увеличенная квинта (ув5)

Почему интервалы называются «характерными»? Потому что для их построения используются ступени характерные для гармонического мажора и минора. То есть пониженная VI ступень в мажоре и повышенная VII ступень в миноре.

В каждом характерном интервале есть ступень характерная для гармонического вида мажора или минора. Эта ступень находится как сверху, так и снизу.

Построение характерных интервалов

Самый легкий способ- это просто запомнить ступени, на которых строятся интервалы. При этом один из двух звуков нам уже известен (если мажор-VI пониж., если минор – VII повыш.).

Благодаря этой таблице мы с вами можем выявить одну закономерность – в мажоре все увеличенные интервалы строятся на VI пониженной, в миноре все уменьшенные интервалы строятся на VII повышенной.

Зная это, мы можем построить и вторую пару интервалов, т.к. при обращении ув.2 превращается в ум.7, а ув.5 превращается в ум.4, и наоборот.

Например, построение характерных интервалов в ре мажоре:

Разрешение характерных интервалов

Также, как и тритоны (см. Тритоны), характерные интервалы звучат неустойчиво и требуют разрешения. Разрешаются характерные интервалы по принципу тяготения, в ближайший устойчивый звук.

Принцип разрешения такой же, как и у тритонов. Увеличенные интервалы – увеличиваются (двустороннее «расширение»), уменьшенные – уменьшаются (двустороннее «сужение»)) .

Мы с вами видим построение характерных интервалов в соль миноре:

  • Увеличенная секунда (ув.2) разрешается в чистую кварту (ч.4)
  • Уменьшенная септима (ум.7) разрешается в чистую квинту (ч.5)
  • Увеличенная квинта (ув.5) разрешается в большую сексту (б.6)
  • Уменьшенная кварта (ум.4) разрешается в малую терцию (м.3)

Стоит отметить, что в ув.5 и в ум.4 разрешается только один звук, это «характерная» ступень (в данном случае- это фа-диез). Второй звук разрешения не требует, т.к. это III ступень, которая звучит устойчиво.

Интересные факты про названия интервалов

Многие из названий интервалов вам уже, наверное, не раз приходилось слышать, даже если разговор не касался музыки. Например, слово «прима»
есть в словосочетании «примадонна»
(так называют первую, то есть главную артистку-певицу театра).

Слово «секунда»
очень напоминает английское числительное «second»
(то есть второй), а название шестого интервала «секста»
похоже на английское «six»
(шесть).

Интересными с этой точки зрения являются интервалы «септима»
и «октава»
. Помните, как по-английски сказать «сентябрь» и «октябрь»? Это «September»
и «October»
! То есть эти названия месяцев имеют те же корни, что и названия интервалов. «Но ведь септима – это семь, а октава – восемь, а указанные месяцы по счету в году девятый и десятый», – скажете вы, и будете совершенно правы. Дело в том, что были времена, когда каждый новый год отсчитывали не от января, как сейчас, а от марта – первого весеннего месяца. Если посчитать так, то все становится на свои места: сентябрь будет седьмым месяцем, а октябрь – восьмым.

Мы еще не сказали ни слова о кварте и терции. С терцией все понятно – ее просто нужно запомнить, но особо наблюдательные, вероятно, заметят, что если прочитать слово «терция»
, пропуская каждую вторую букву, то получится обыкновенное «три»
.

В русском языке есть слова, похожие на «кварту»
: это, например, квартира или квартал. Что такое «квартал»
? Это слово имеет два значения: 1) деление года на 4 равных части; 2) участок городской застройки, который с четырех сторон окружен улицами. Так или иначе здесь фигурирует число 4, и, если запомнить эту ассоциацию, то кварту ни за что не перепутаешь с каким-нибудь другим интервалом.

Общие правила

  • По тональности хроматизмы требуют разрешения в 2 из 3 звуков тонического трезвучия;
  • Допускается небольшой зазор внутрь, а увеличенный, наоборот, расширяющийся.

Проще говоря, акустическое разрешение происходит за пределами поля. Часто тональность и акустическое разрешение интервалов не совпадают. Это связано с тем, что диссонансы (высокие нестабильные интервалы) ведут себя по-разному внутри и снаружи лада. Например, дважды измененная и несогласованная четвертая и пятая высота звука будут звучать как чистые согласные — части 5 и 4.

Примеры разрешения: секунда, расширенная в минорной гармонике (F — G-диез), будет стремиться к чистой четвертой (ми-ля), то есть по ширине. С другой стороны, уменьшенная седьмая (соль-диез-фа) сжимается при преобразовании в чистую квинту (и) на том же ладу. В случае разрешения ув. 5 и ум. 4 в шестой и третьей гармоническом миноре A одна из ступеней (тоническая третья ступень C) останется на своем месте.

Практические занятия по энгармонизму

Сколько учиться пению?

Как и сколько учиться пению? Давно не говорили про вокал, и время пришло. Выскажу свое субъективное мнение по этому вопросу. Либо я очень «старой закалки», либо учили меня по-старому… Либо действительно что-то случилось с музыкальной педагогикой, но БЫСТРО научиться петь, я считаю нельзя.⠀ Что подразумевается под понятием «научиться вокалу»? Я подразумеваю постановку голоса, дыхания, дикции

Дыхание в пении

Друзья, поговорим о ваших запроса, сегодня: дыхание в пении. Просили рассказать, что такое «близкий вдох» и про дыхание в целом. Отвечаю, а мне за это лайк. Не знаю что такое близкий вдох, возможно, для меня это понятие звучит по-другому, но давайте начнем. Правильное дыхание в пении Пение — процесс дыхания. Вообще музыка есть дыхание! Я замечаю на

Певческая опора

Давайте обсудим тему «Певческая опора». Основы певческой опоры Говоря про «опору» во время пения, под ней подразумевается способ расхода и использования дыхания, а так же личные физиологические ощущения певца. Звук на «опоре» красивее, правильнее, более насыщен обертонами и, в общем, лучше, чем без «опоры». Так же при пении без опоры дыхание расходуется очень быстро, иногда

Как строить интервалы от разных нот вверх и вниз?

Интервалы состоят из двух нот, которые могут быть расположены близко или далеко по отношению друг к другу. И о том, на каком расстоянии они находятся, нам говорит число интервала, которым оно обозначено (от 1 до 8).

Вы знаете, что каждый звук в музыке – это ступень большой музыкальной лестницы. Так вот число интервала показывает, сколько нужно пройти ступенек, чтобы от первого звука интервала добраться до второго. Чем больше число, тем шире интервал, и тем дальше его звуки друг от друга находятся.

Обратимся к конкретным интервалам:

Прима

– обозначается числом 1, что говорит нам: два звука находятся на одной и той же ступени
. Значит, прима – это обыкновенное повторение звука, шаг на месте: до и еще раз до, или ре и ре, ми-ми и т.д.

Секунда

– обозначается двойкой, потому что этот интервал охватывает уже две ступени: один звук находится на какой-либо ноте, а второй на соседней, то есть второй по счету ступени. Например: до и ре, ре и ми, ми и фа и т.д.

Терция

– охватывает три ступени. Второй звук находится по отношению к первому на расстоянии трех ступеней, если идти подряд по музыкальной лестнице. Примеры терций: до и ми, ре и фа, ми и соль и т.д.

Кварта

– теперь интервал расширяется до четырех ступеней, то есть первый звук находится на первой ступени, а второй звук – на четвертной. Например: до и фа, ре и соль и т.д. Поясним еще раз, что считать ступеньки можно начинать от любой ноты
: хоть от до, хоть от ре – выбираем то, что нам нужно.

Квинта

– обозначение числом 5 говорит о том, что ширина интервала – 5 ступеней. Например: до и соль, ре и ля, ми и си и т.д.

Секста и септима

– числа 6 и 7, которыми они обозначаются, указывают на то, что нужно отсчитать шесть или семь ступеней, чтобы получить сексту или септиму. Примеры секст: до и ля, ре и си, ми и до. Примеры септим (все вверх по лестнице): до и си, ре и до, ми и ре.

Октава

– последний интервал, такой же легкий, как и прима. Это тоже повторение звука, только на другой высоте. Например: до первой октавы и до второй октавы, ре и ре, ми и ми и т.д.

А теперь давайте выстроим все интервалы по порядку от ноты ДО и ноты, например, СОЛЬ. Примеры можно послушать. Сделайте это!

Интервалы от ноты ДО вверх

Интервалы от ноты СОЛЬ вверх

Интервалы от ноты ДО вниз

Интервалы от ноты ЛЯ вниз

Составные интервалы

Стоит сказать, что составные интервалы состоят из простых с добавлением одной или нескольких октав.

Составные интервалы в музыке

Такой вид может быть большим, малым, либо чистым, как соответствующий ему простой интервал.

Выходя за пределы октавы, первый встречный интервал будет охватывать девять ступеней. Он называется нона (Nona). Это секунда + октава.

Далее идет децима (Decima) или терция + октава. Затем ундецима (Undecima).

А вот двенадцати ступеневой интервал (Duodecimus) на практике не используется. Интервал в сексту + октава имеет название терцдецима (Tredecimus). Тут охват в 13 ступеней.

Однако, на практике расстояние шире 13 ступеней тоже не используют.

В принципе, его можно увеличивать до бесконечности. Но в этом нет большого смысла. Поскольку если мы пишем мелодию, то часто используем диапазон одной октавы.

Психологически так легче воспринимать ноты. Они идут последовательно и не имеют большой разброс.

Слайд 12Энгармонизм интервалов достигается одним из двух способов:1) посредством энгармонической замены одного

из составляющих интервал звуков. В этом случае обязательно изменится ступеневая величина интервала и, следовательно, его наименование;2) посредством энгармонической замены обоих звуков интервала. В этом случае ступеневая величина (и, соответственно, наименование) интервала может измениться, а может и остаться неизменной, но названия образующих его звуков обязательно будут другими.Таким образом, любой диатонический интервал может быть заменен энгармонически равными ему диатоническим же или хроматическим интервалами. И наоборот: любой хроматический интервал может быть заменен энгармонически равными ему хроматическим же или диатоническим интервалами.

Но сначала про интервалы

Есть такое понятие – интервал, буквально означающее «расстояние» или «промежуток». Ну да, вспомните на автобусных остановках «Интервал движения 5 минут». Вот в музыке под словом «интервал» тоже подразумевается расстояние от одного звука до другого. Простых интервалов – 8. Я не буду сейчас затрагивать все и углубляться в дебри теории музыки, а расскажу только про те, которые нам нужны для построения наших трезвучий.

Итак, нам нужны терции, интервал, включающий в себя три ступени. А если сказать проще – терция – это нотка через одну. Помните звукоряд?

до ре ми фа соль ля си до ре ми фа соль ля си до…… и т. д.

Так вот, чтобы построить терцию от любой ноты, надо «прыгнуть» через одну. К примеру, берем ноту «до», терция от нее будет «до – ми», или «до – ля», если строим интервал вниз. От любой другой ноты – «ре-фа», «ми – соль», «фа-ля» и т. д. В нотах это выглядит так:
Так выглядят терции на белых клавишах в скрипичном и басовом ключах

Пока просто, не так ли? Но вот в чем оказия – есть еще черные клавиши, и они тоже участвуют в построении интервалов и аккордов. Называются диезами или бемолями. Ниже две терции от ноты «до»

Обратите внимание – оба интервала называются терциями, потому что оба содержат три ступени (до, ре, ми или ноты через одну – до-ми), а различаются они только знаком. Большая терция – «до-ми», а малая – «до-ми бемоль». Поиграйте их на пианино, послушайте и попытайтесь найти отличия в звучании

А чтобы отличить визуально, посчитайте внутри клавиши – и черные и белые. Внутри большой терции вмещаются три клавиши. Не верите? На рисунок посмотрите внимательно. А внутри малой терции – две

Поиграйте их на пианино, послушайте и попытайтесь найти отличия в звучании. А чтобы отличить визуально, посчитайте внутри клавиши – и черные и белые. Внутри большой терции вмещаются три клавиши. Не верите? На рисунок посмотрите внимательно. А внутри малой терции – две.

Для примера дам вам еще пару терций.

Вот  и все отличие большой и малой терции. В музыкальных школах учат считать полутона –  большая терция содержит 2 тона, а малая – полтора. Как показывает многолетний опыт, куда проще посчитать клавиши внутри и определить, какая эта терция.

Итак, чтобы построить терцию, надо:

  • найти ноты через одну;
  • посчитать внутри клавиши и определить, какая терция у нас получилась;
  • если получилась не та, то исправляем ее – или расширяем, переползая на соседнюю клавишу выше, или сужаем, соответственно, переползаем на клавишу ниже.

Когда вы научитесь строить терции, вам не составит труда построить любое трезвучие. Почему? А потому, что трезвучие состоит из двух терций.

Строим мажорное трезвучие

Мажорное трезвучие строится по формуле – сначала большая терция, а затем – малая.

Мажорное трезвучие от ноты ДО

Для примера возьмем трезвучие от ноты до и начинаем его изучать. Сначала от до построили терцию «До-ми», посчитали внутри клавиши, их три (до диез, ре, ре диез), значит терция большая. Но «до-ми» — еще не трезвучие, теперь надо от ми построить малую терцию – «ми-соль». Посчитали внутри клавиши – их две (фа, фа диез). То есть, трезвучие которое мы построили от ноты «до» является мажорным, потому что сначала была большая терция, а потом – малая.

Строим минорное трезвучие

Допустим нам надо построить от той же «до» минорное трезвучие. Чтобы вы долго не мучились, скажу сразу – крайние ноты трогать не будем, то есть «до» и «соль» оставляем на месте. А вот ноту «ми» надо изменить. Это будет выглядеть так.

Минорное трезвучие от ноты ДО

 Давайте проанализируем. До – ми бемоль – терция малая, потому что внутри вмещаются две клавиши (до диез, ре). А ми бемоль – соль – терция большая, потому что внутри три клавиши (ми, фа, фа диез).

Поиграйте оба трезвучия – и мажорное и минорное, чтобы вы умели их отличать на слух. Ну а в видео уроке я расскажу то, что вы сейчас прочитали – как строить большие и малые терции и мажорные и минорные трезвучия. Ведь это – основа любого аккомпанемента.

Принципы построения интервалов

Как уже понятно, основная последовательность стандартных интервалов (исключая их некоторые типы) строится по принципу добавления полутона или малой секунды. Сюда не входит интервал прима, поскольку он представляет собой две одинаковые по высоте ноты, звучащие в унисон, и по величине не содержит ни одного полутона.

Поскольку сейчас идет речь об основных интервалах, знания о которых входят в начальный курс сольфеджио (от примы до октавы), можно отметить, что теория музыки интервалы такого типа не рассматривает, все внимание сконцентрировано на тех типах, которые больше октавы, скажем, нона, децима и т. д. Но для начального понимания интервалов мы ограничимся стандартным рядом

Но для начального понимания интервалов мы ограничимся стандартным рядом.

Как строить увеличенные и уменьшенные интервалы?

Чтобы построить любой увеличенный и уменьшенный интервал, проще всего представить себе его «исходник», то есть большой, малый или чистый интервал и просто что-то в нем изменить (сузить его или расширить).

Как можно расширить интервал? Для этого можно либо его верхний звук повысить с помощью диеза на полтона, либо нижний спустить с помощью бемоля. Очень наглядно это видно, если взять интервал на клавиатуре фортепиано. Давайте для примера возьмем чистую квинту РЕ-ЛЯ и посмотрим, как ее можно увеличить:

Какие результаты получились? Увеличенная квинта от исходной чистой – это либо РЕ и ЛЯ-ДИЕЗ, либо РЕ-БЕМОЛЬ и ЛЯ, в зависимости от того, какой звук мы выбрали изменить. Кстати, если мы изменим сразу оба звука, то квинта станет дважды увеличенной, то есть расширится сразу на два полутона. Посмотрите, как эти результаты выглядят в нотной записи:

Как можно сузить интервал? Нужно действовать наоборот, то есть сворачивать его внутрь. Для этого мы либо верхний звук теперь уже понижаем на полтона или, если манипулируем нижним звуком, т о его повышаем, немного приподнимаем. В качестве примера рассмотрим ту же самую квинту РЕ-ЛЯ и попробуем ее сузить, то есть уменьшить.

Чего мы добились? Была чистая квинта РЕ-ЛЯ, мы получили два варианта уменьшенной квинты: РЕ и ЛЯ-БЕМОЛЬ, РЕ-ДИЕЗ и ЛЯ. Если изменить сразу оба звука квинты, то выйдет дважды уменьшенная квинта РЕ-ДИЕЗ и ЛЯ-БЕМОЛЬ. Смотрим нотный пример:

Посмотрите, что можно сделать с другими интервалами. Сейчас перед вами четыре нотных примера. Сравните их и понаблюдайте, как из одних интервалов получаются другие, путем манипулирования верхним звуком – он то повышается, то понижается на полтона.

Пример 1. Чистые и большие интервалы от РЕ, построенные вверх

Пример 2. Увеличенные интервалы от РЕ вверх

Пример 3. Чистые и малые интервалы от РЕ, построенные вверх

Пример 4. Уменьшенные интервалы от РЕ вверх

Музыкальный интервал

Музыкальный интервал — это расстояние между двумя нотами или звуками. Если ноты берутся одновременно, то это гармонический интервал. А если последовательно, то мелодический.

Нижний звук является основанием интервала, а верхний, его вершиной.

Чтобы определить расстояние между двумя нотами, нужно посчитать количество ступеней между ними.

И не важно где. На нотном стане или клавиатуре фортепиано. Мы просто считаем линейки и промежутки между двумя нотами

Мы просто считаем линейки и промежутки между двумя нотами.

Минимальная единица измерения по высоте между нотами один полутон. Два полутона составляют один тон.

Поэтому полутон, это универсальная единица измерения в музыке по высоте. И именно он равняется одному ладу на гитаре или одной клавише фортепиано.

В теории музыки интервалы принято называть латинскими названиями цифр. Например, если есть расстояние в 5 нот, то такой интервал называется Quinta. С латинского переводится, как пятый.

Таким образом, название подскажет, сколько ступеней присутствует внутри интервала.

Таблица интервалов в музыке

Для наглядности ниже вы можете посмотреть подробные таблицы интервалов в музыке. При желании, можете сделать шпаргалку по сольфеджио. Это пригодиться для запоминания как для детей, так и для взрослых.

Простые интервалы
Название интервала Обозначение Кол-во тонов Кол-во ступеней Тип
Чистая прима ч. 1 1 Совершенный консонанс
Увеличенная прима ув. 1 0,5 1 Диссонанс
Уменьшенная секунда ум. 2 2 Совершенный консонанс
Малая секунда м. 2 0,5 2 Диссонанс
Большая секунда б. 2 1 2
Увеличенная секунда ув. 2 1,5 2 Несовершенный консонанс
Уменьшенная терция ум. 3 1 3 Диссонанс
Малая терция м. 3 1,5 3 Несовершенный консонанс
Большая терция б. 3 2 3
Увеличенная терция ув. 3 2,5 3 Весьма совершенный консонанс
Уменьшенная кварта ум. 4 2 4 Несовершенный консонанс
Чистая кварта ч. 4 2,5 4 Весьма совершенный консонанс
Увеличенная кварта ув. 4 3 4 Диссонанс (другое название — тритон)
Уменьшенная квинта ум. 5 3 5
Чистая квинта ч. 5 3,5 5 Весьма совершенный консонанс
Увеличенная квинта ув. 5 4 5 Несовершенный консонанс
Уменьшенная секста ум. 6 3,5 6 Весьма совершенный консонанс
Малая секста м. 6 4 6 Несовершенный консонанс
Большая секста б. 6 4,5 6
Увеличенная секста ув. 6 5 6 Диссонанс
Уменьшенная септима ум. 7 4,5 7 Несовершенный консонанс
Малая септима м. 7 5 7 Диссонанс
Большая септима б. 7 5,5 7
Увеличенная септима ув. 7 6 7 Совершенный консонанс
Уменьшенная октава ум. 8 5,5 8 Диссонанс
Чистая октава ч. 8 6 8 Совершенный консонанс

Есть еще и составные типы. Их реже используют. Однако о них мы тоже будем вести речь.

Составные интервалы
Название Обозначение Кол-во тонов Кол-во ступеней Тип
Чистая октава ч. 8 6 8 Консонанс
Увеличенная октава ув. 8 6,5 8
Уменьшенная нона ум. 9 6 9 Диссонанс
Малая нона м. 9 6,5 9
Большая нона б. 9 7 9
Увеличенная нона ув. 9 7,5 9
Уменьшенная децима ум. 10 7 10 Консонанс
Малая децима м. 10 7,5 10
Большая децима б. 10 8 10
Увеличенная децима ув. 10 8,5 10
Уменьшенная ундецима ум. 11 2 4 Консонанс
Чистая ундецима ч. 11 2,5 4
Увеличенная ундецима ув. 11 3 4
Уменьшенная дуодецима ум. 12 3 5 Консонанс
Чистая дуодецима ч. 12 3,5 5
Увеличенная дуодецима ув. 12 4 5
Уменьшенная терцдецима ум. 13 3,5 6 Консонанс
Малая терцдецима м. 13 4 6
Большая терцдецима б. 13 4,5 6
Увеличенная терцдецима ув. 13 5 6
Уменьшенная квартдецима ум. 14 4,5 7 Диссонанс
Малая квартдецима м. 14 5 7
Большая квартдецима б. 14 5,5 7
Увеличенная квартдецима ув. 14 6 7
Уменьшенная квинтдецима ум. 15 5,5 8 Консонанс
Чистая квинтдецима ч. 15 6 8

Заключение

Вот, собственно, вкратце мы и рассмотрели вопрос о том, что собой представляет интервал в музыке. Мы не касались курса теории музыки, которая больше посвящена интервалам, выходящим за пределы октавы, и более подробно описывает некоторые специфичные ладовые гармонии (лидийский лад, мисколидийский, фригийский и т. д.). Однако думается, что даже на основе этих простых примеров и классификации основного ряда интервалов можно получить хотя бы какие-то начальные знания. Для становления человека как серьезного музыканта такие азы просто необходимы, а без понимания принципов построения интервалов, трезвучий, аккордов, гамм и ладовых последовательностей ни о каком профессионализме и говорить не приходится.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: