Методы исследования личности

9 проективных методик для исследования личности кандидата

Методы исследования личности. ТАТ (Тематико-апперцептивный тест) и тест Роршаха.

ТАТ (Тематико-апперцептивный тест) относится к числу так называемых проективных методик, используемых для изучения черт и характеристик личности. Испытуемому предъявляется ряд картинок (от 6 до 30) на неопределенную тему, и дается задание свободно пересказать, что происходит в изображенной ситуации, что предшествовало ее созданию, как она будет развиваться, что чувствуют действующие лица, о чем они думают. Как и все проективные процедуры, ТАТ не требует от испытуемого строго регламентированного ответа, который можно было бы считать правильным или неправильным. Субъекту предоставляется большая свобода в построении сюжета. Поэтому изобретатели теста считают, что ряд черт личности проявляется в латентной форме в рассказе испытуемого. Для анализа полученного материала используются такие категории, как «отклонения», «положение персонажей», «солидарность», «отклонения от сюжетной линии», «ошибки восприятия», «количество деталей» и «общее время рассказа». По мнению авторов методики, наличие в рассказах испытуемых характеристик, относящихся к каждой из этих категорий, является показателем личностных особенностей человека. Например, если субъекты в рассказе как бы находятся вне ситуации, т.е. стоят в стороне и одинаково озабочены всеми возможными исходами действий персонажей, то эти признаки соответствуют категории «позиция персонажей» и обозначают созерцательную позицию субъекта.

Тест Роршаха как и ТАТ, является проективной процедурой. По замыслу ее создателя, методика позволяет выявить индивидуальные черты личности в результате анализа особенностей творческой деятельности человека. Испытуемому последовательно показывают 10 карточек с изображением симметричных цветных пятен неопределенной формы и просят ответить на вопросы о каждом пятне: «Что это? На что это похоже?» Постановка вопроса заставляет человека заниматься творческой деятельностью при восприятии пятен, чтобы сформировать образы определенных изображений. В том, как происходит этот процесс .и каково содержание образов, создаваемых субъектом, проявляется его индивидуальность. Ответы экзаменуемых оцениваются по формальным и содержательным характеристикам. Формальные оценки отражают присущие субъекту особенности операций с объектами восприятия и ориентации в пространстве, избирательность восприятия, последовательность реакций на различные признаки объекта, динамичность или статичность получаемых образов. При оценке содержания образов, полученных обследуемым, их относят к одной из четырех категорий: Люди, животные, предметы, фантастические образы. Совокупность оценок позволяет экспериментатору вынести суждение о личностных особенностях испытуемого. Например, устойчивая тенденция субъекта к созданию изображений животных может свидетельствовать о стереотипном и стандартизированном мышлении, а устойчивая тенденция воспринимать пятна как изображения предметов может свидетельствовать об определенном аутизме субъекта и т.д.

Тест MMPI, разработанный в США, используется психологами и психиатрами во многих странах для исследования личности. С помощью этой техники можно не только выявить устойчивые, относительно постоянные черты личности, но и обнаружить тонкие изменения в состоянии субъекта. В советской литературе есть работы, посвященные методике обследования MMPI, обработке экспериментальных данных и интерпретации результатов, мы отсылаем читателя к этим работам.

Помимо этих тестов, в судебной психологии полезны опросники Айзенека и Каттеля и другие методики. После достаточно краткого и потому неполного описания методик, используемых для исследования познавательной деятельности, хотелось бы подчеркнуть, что использование этих методик особенно необходимо при проведении судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних обвиняемых, имеющих признаки умственной отсталости, не связанной с психическим заболеванием, а также несовершеннолетних и малолетних свидетелей и потерпевших. Поэтому мы сосредоточились на описании методик, подходящих для экспериментальной психологической оценки детей и подростков.

Контент-анализ

Это наиболее разработанный и строгий метод анализа документов. Метод психологического изучения текстов, по содержанию которых можно судить о психологии авторов текстов или тех людей, о которых в них говорится.

Выделение в тексте ключевых понятий или иных смысловых единиц с дальнейшим подсчетом частоты их употребления, является сутью метода. Техника контент-анализа сводится к нескольким действиям:

  • Выделение единиц анализа. При поиске единицы анализа возможны два варианта решения проблемы – за единицу анализа считать символ, либо какой-то объект, о котором есть высказывания в тексте. Этот объект может быть описан при помощи одного слова или при помощи сочетания нескольких слов, т.е. при помощи суждений. Это горит о том, что выделение единицы анализа дело достаточно непростое.
  • Поиск их индикаторов в тексте. Поиск единиц контент-анализа с чисто технической точки зрения, требует отыскания в тексте индикатора выбранных единиц. Это требует от исследователя правильно знать границы возможного применения контент-анализа и не допускать его абсолютизации. Надо действовать конвенционально и руководствоваться своим мнением. И только после выполнения этой операции можно приступить к выполнению следующего этапа;
  • Статистическая обработка. Она заключается в подсчете частоты употребления понятия (при условии учета выделенных индикаторов) или установлении пропорций между различными группами индикаторов. По соотношению частот можно сделать психологические выводы. При анализе текста стандартными единицами в контент-анализе являются:
  1. Слово, термин, символ;
  2. Законченная мысль или суждение;
  3. Тема;
  4. Персонаж;
  5. Автор;
  6. Целостное сообщение.

Метод контент-анализа может использоваться в качестве основного, параллельного и вспомогательного метода.

Особо следует подчеркнуть, что для психолога в равной степени может быть важно то, что вошло в содержание текста и то, что оказалось за его пределами. Важной задачей контент-анализа является установление идентичности содержания, вкладываемого разными авторами в один и тот же термин

Вопрос-ответ:

Какие существуют методы исследования личности?

Существует несколько основных подходов к исследованию личности, включая психоаналитический, поведенческий, гуманистический и когнитивный подходы. Каждый из этих подходов использует свои собственные методы и техники для изучения личности.

Какие методы используются в психоаналитическом подходе для исследования личности?

В психоаналитическом подходе для исследования личности используются методы, такие как свободная ассоциация, интерпретация снов, анализ сопротивления и трансферта. Эти методы помогают психоаналитику изучить подсознательные аспекты личности и понять скрытые мотивы и конфликты, которые могут влиять на поведение.

Какие техники используются в поведенческом подходе для исследования личности?

В поведенческом подходе для исследования личности используются такие техники, как наблюдение, самоотчеты, опросники и эксперименты. Наблюдение позволяет исследователям наблюдать поведение человека в естественной среде, а самоотчеты и опросники помогают получить информацию о внутренних состояниях и предпочтениях человека. Эксперименты используются для изучения влияния различных факторов на поведение.

Какие методы применяются в гуманистическом подходе для исследования личности?

В гуманистическом подходе для исследования личности применяются такие методы, как биографические интервью, самоанализ и феноменологические методы. Биографические интервью помогают исследователям узнать о жизненном опыте и ценностях человека, а самоанализ позволяет человеку рассмотреть и проанализировать свои собственные мысли и чувства. Феноменологические методы ориентированы на изучение субъективного опыта и осознания человеком своей собственной реальности.

Какие методы используются в когнитивном подходе для исследования личности?

В когнитивном подходе для исследования личности используются такие методы, как тестирование, интервью и самоотчеты

Тестирование позволяет изучить когнитивные процессы, такие как восприятие, внимание и память, а интервью и самоотчеты помогают получить информацию о мыслях, убеждениях и восприятии человека о себе и мире

Фазы проведения анализа

Подобно всем анализам в психологии, анализ продуктов активности человека, основывается на фазах проведения эксперимента. Выделяют следующие фазы: 

  1. Фаза подготовки. Специалист собирает исходную информацию о малыше, предполагает, что и по каким причинам может с ним твориться, что могло вызвать у него такую реакцию. Данный этап основывается на сборе материала для дальнейшего исследования. 
  2. Фаза анализа. Специалист проводит исследование с точки зрения психологии продуктов активности человека. На этом этапе могут быть задействованы другие техники и методики в психологии. 
  3. Фаза подведения итогов. Специалист компонует информацию, проводит причинно-следственные связи, подтверждает или опровергает свои первичные умозаключения. На этом этапе также происходит формирование комплекса решений проблемы ребенка для всех, кто с ним взаимодействует. 

Ребенок должен принимать участие исключительно на этапе исследования, в остальном — работа специалиста. 

Плюсы исследования продуктов человеческой активности

Данный метод исследования в психологии является достаточно популярным как в среде российских исследователей, так и среди иностранных исследователей. Такое распространение стало возможным благодаря данным плюсам метода: 

Материал исследования очень большой. Анализ можно проводить на огромное количестве объектов, причем как при групповой оценке личности, так и при индивидуальной. 
Можно отследить, как изменялся ребенок при помощи сопоставления его работ за разные периоды времени. К примеру, можно заметить, сравнив рисунки годичной давности и нынешние, как развивалась моторика у ребенка, как он по-другому начал смотреть на жизненные ситуации.  
Данный метод является крайне естественным для анализа психологического развития малыша. Самая главная деятельность ребенка — игра. И так, при помощи игры, становится возможным собрать достаточно обширный материал для исследования, потому что ребенок не будет чувствовать в таком формате дискомфорт. 
Итоги исследований позволяют найти различные характерные черты развития психики человека

Можно понять и как развивается внимание у ребенка, и какой у него тип характера и многое другое. 

Минусы исследования продуктов человеческой активности 

У всех методик анализа в психологии есть минусы. Они могут воздействовать на конечные выводы. Можно выделить следующие недостатки в использовании данного метода исследования: 

  1. Данный метод лимитируется возрастом испытуемого. К примеру, для исследования особенностей развития ребенка по рисунку необходимо, чтобы малыш уже освоил данный навык. Специалисту ничего не скажет мазня совсем маленького ребенка, который не рассматривает эту деятельность в качестве осознанной. 
  2. Субъективный анализ результатов. Очень часто специалисты смотрят на работы исследуемых субъективным взглядом. Нужно сформировать понятные стандарты оценки работ, в которых не было бы место субъективному взгляду на вещи. 

Для того чтобы исследовать все стороны личности, необходимо достаточно большое количество временных ресурсов. 

Какие бывают типы анализа продуктов деятельности

У данного метода есть собственная классификация. Он сам, как и его подвиды, можно применять для исследования процессов в психологии, социологии и т.д. Разновидностями данного метода являются все методы, которые исследуют личность в целом, а не отдельные ее черты. Весь смысл подобных методик заключается в отображении тревог и свойств, которые сидят у человека глубоко внутри, на творческую деятельность (рисунок, стихотворения, тексты и т.д.). Посредством данных методик можно понять, как развивается личность, какие у нее проблемы и как их эффективно решить. 

Проективные методы, как подвид метода анализа продуктов деятельности, имеют одну характерную особенность — материал исследования стандартен и принцип работы с ним также прописан. Приведем простой пример: человека просят нарисовать картинку на определенную тему, закончить текст\предложение\словосочетание, создать сочинение по картинке и т.п. Самыми известными методами подобного типа являются: 

  • тест Роршаха; 
  • рисунок нереального живого существа; 
  • рисунок дома, человека и дерева. 

Проективные техники в психологии прекрасно подходят для работы с разными группами исследуемых: с детьми, взрослыми и даже с теми, кто имеет явные отклонения в психическом развитии. В последние годы появился также метод профессиографии. Он берет за основу исследование продуктов активности людей, которые являются представителями конкретной профессии. При помощи такого анализа можно создать перечень профессиональных требований, которые нужны для эффективной работы на конкретной должности. К ним могут относиться как физиологические, так и психические, социальные качества личности. Приведем простой пример: чтобы стать хорошим маркетологом, человек должен не только обладать хорошей теоретической базой, но и уметь общаться с людьми, иметь чувство такта, развитое воображение, контролировать свое эмоциональное состояние и т.д. 

Метод контент-анализа как подвид метода анализа продуктов деятельности 

Самым изученным и применяемым на практике в психологии является метод контент-анализа. Его используют во многих сфера жизни и научных дисциплинах, потому что он действительно эффективен. Основная суть данного метода состоит в исследовании текстовых единиц и дальнейшая систематизация результатов. Прежде всего, специалисты смотрят на следующие текстовые единицы: 

  • конкретные словоформы; 
  • сочетания слов; 
  • основная тема сообщения; 
  • цельный текст. 

Данная техника в психологии крайне точна, потому что основывается на математических действиях с информацией. Каждая текстовая единица считается для того, чтобы понять периодичность применения их исследуемым. Позже на основе этих данных создается классификация. Так можно понять, какие характерные черты психологического развития есть у исследуемого, какие чувства он испытывает, что хочет сказать, но боится и другие сложные процессы в психологии и социальной сфере. Возможными объектами данного метода могут являться книжные труды, дневники с личной информацией, статьи в журналах, газетах, стихотворения, песни и т.д.

Исследование документов педагогической деятельности 

Активно используется в процессе просвещения ребенка и воспитательной работы такой тип анализа продуктов деятельности, как исследование документов педагогической деятельности. В современном мире учитель, специалист социальной сферы или психолог ежедневно анализирует большое количество информации о своих подопечных. Это могут быть самые разные документы вроде: 

  • характеристик на детей и родителей; 
  • карта истории болезней; 
  • автобиографический материал; 
  • журналы с оценками; 
  • записи с родительских или учительских собраний; 
  • дневники школьников; 
  • нормативные акты образовательной организации; 
  • постановления руководителей. 

Анализ биографий и исторической информации

Анализ биографий и исторической информации является одним из основных методов исследования личности. Этот метод позволяет изучать жизненный путь человека, его достижения и взаимодействия с окружающей средой.

Для проведения анализа биографий и исторической информации используются различные источники данных, включая письма, дневники, мемуары, статьи в прессе, официальные документы и другие материалы. Также важным источником информации являются свидетельства очевидцев и современников, которые могут дать свой личный взгляд на события и характер изучаемого человека.

Основной целью анализа биографий и исторической информации является понимание мотиваций, ценностей, интересов и характеристик личности. Исследователь стремится выявить особенности поведения, роли, влияния на общество и другие аспекты личности изучаемого человека.

Для более систематического анализа биографий и исторической информации используются различные методы и техники. Важным этапом является сбор и систематизация данных. Исследователь анализирует тексты, выделяет ключевые факты и события, создает хронологию жизни и деятельности человека.

Другим важным методом является сравнение и контрастное анализ биографий разных людей или разных периодов жизни одного человека. Это позволяет выделить общие тенденции, особенности развития личности и сформулировать общие закономерности.

Также важным этапом анализа биографий и исторической информации является интерпретация данных. Исследователь стремится понять, какие факторы и события повлияли на формирование личности, какие были мотивы и причины, которые определили деятельность и жизненный путь изучаемого человека.

Наконец, результаты анализа биографий и исторической информации могут быть представлены в виде графических схем, таблиц, диаграмм или в текстовом формате. Это позволяет систематизировать и структурировать полученные данные и сделать выводы о личности и ее влиянии на общество.

В целом, анализ биографий и исторической информации является важным методом исследования личности, который позволяет получить глубокое понимание человека, его деятельности и влияния на общество.

Эмпирические методы исследования в психологии

Эмпирические методы исследования — это непосредственные практические способы, с помощью которых получают искомые психологические показатели. Они отвечают на вопрос: какой инструмент использовать для исследования?

Их довольно много, поэтому разберём те, которые чаще всего можно встретить в курсовых и дипломных работах по психологии.

Наблюдение — один из главных методы исследования в психологии

Обсервационные методы

Главным методом психологического исследования является наблюдение. Он считается одним из самых древнейших. Наблюдение как методологию применяют практически во всех научных работах. Однако не самостоятельно, а в связке с другими эмпирическими методами. Всё потому, что чистое наблюдение не очень объективно.

Чтобы снизить уровень погрешностей, обычно устанавливают определённые критерии, в рамках которых проводят наблюдение.

Пример: наблюдение за поведением подростков в новом коллективе.

Помимо классического наблюдения применяют метод самонаблюдения. Он позволяет отслеживать собственные реакции на внешние раздражители и повышать уровень контроля.

Метод психологического эксперимента

Метод психологического эксперимента — это один из основных способов психологических исследований. Это опыт, в рамках которого экспериментатор создаёт определённые условия и проверяет, как будут реагировать испытуемые.

Различают несколько видов экспериментов:

  • лабораторный — условия полностью контролируются исследователем;
  • естественный — исследование проводится в обычных условиях;
  • явный — участники знают, что они принимают участие в эксперименте;
  • скрытый — участники не догадываются, что принимают участие в опыте.

Пример: в качестве примера можно привести знаменитый эксперимент «Третья волна», который провёл американский педагог в обычной школе. Он показал, как за неделю послушные ученики могут превратиться в настоящих фашистов.

Психодиагностические методы

Психодиагностические — методы психологического исследования, направленные на диагностику психологических особенностей человека и отдельных групп.

Разновидностей психодиагностических методов много:

  • психологическое тестирование;
  • анкетирование;
  • опросы;
  • интервью;
  • беседа;
  • проективные методики.

В непринуждённой беседе можно получить много важной информации

Пример: различные профтесты, которые помогают определить профессиональные склонности людей.

Проективные методики основываются на методе проекций, когда человек неосознанно переносит на окружающие объекты собственные страхи, ценности и желания. Яркий пример подобной методики — чернильные пятна Роршарха.

Праксиметрический метод

Это метод, который используют, чтобы анализировать процессы и результаты (продукты) деятельности и делать на основе этого анализа выводы.

Этот метод чаще всего применяют в работе с детьми дошкольного и школьного возраста, рассматривая их рисунки или поделки из пластилина. А также используют в исторических экспериментах, изучая быт и культуру древних людей.

Пример: изучение психологического состояния и самооценки детей по рисункам, на которых изображено дерево или дом.

Метод психологического моделирования

Когда объект недоступен для непосредственного изучения, тогда применяют метод моделирования. В психологии его тоже используют, когда нужно построить психологическую модель и исследовать её качества.

Метод моделирования применяют в работах, посвящённых НЛП. Там не просто «снимают» модели поведения успешных людей, но и обучают им других, чтобы они быстрее достигали целей.

Нейролингвистическая психология, или НЛП — это одно из психологических направлений, методики которого помогают человеку раскрыть свою личность, улучшить коммуникативные способности, расширять границы мышления и развивать более успешные программы. 

Пример: изучить поведение лучших ораторов, выделить основные характеристики и расписать психологическую модель успешного выступления.

Биографический метод

Ещё один экспериментальный метод, который заслуживает внимания — это биографический. В его основе лежит изучение жизненного пути человека, ключевых ситуаций, которые повлияли на его личность и развитие. Такая диагностика помогает корректировать поведение человека, вырабатывать новые реакции и улучшать жизнь.

Пример: развитие психосоматических реакций у девушек, которые подвергались сексуальному насилию в детском возрасте.

Этот метод можно применять для изучения психологического портрета великих людей разных эпох. Для этого используют дневниковые записи, мемуары, письма и другие архивные сведения.

Разновидности метода

Наиболее распространенным продуктом деятельности человека является текст. Его можно понимать как упорядоченную систему знаков для кого-то и с какой-то целью созданную. В настоящее время варианты текстов понимаются как фиксированная информация – печатная, рукописная.

Науки, изучающие документы для их анализа используют свои методы. Одним из таких методов является контент-анализ. Этот метод, как и сам термин, возник в практике американских журналистов. Сначала его применяли к исследованию специфических материалов, которыми были материалы прессы. Позднее американский социолог Г. Лассуэл исследовал метод и применил его для анализа пропаганды.

Назначение метода заключается в том, чтобы исследователь мог осмыслить текст, передаваемый в процессе коммуникации.

Условия, необходимые при организации анализа продуктов деятельности

Специалисты выделяют целый ряд условий и их обязательное соблюдение при организации анализа продуктов деятельности:

Четкая формулировка цели исследования. Например, изучение отношений дошкольников к взрослым и сверстникам, которые проявляются в их рисунках;
Выбор испытуемых в соответствии с целью исследования

При этом важно помнить, что от возраста ребенка зависит овладение техническими умениями в той или иной деятельности. В связи с этим отбирают детей, владеющих навыками рисования или конструирования по образцу;
Создание одинаковых условий для всех детей изучаемой группы

Это значит, что должны быть подобраны одинаковые материалы для выполнения работы. Например, краски, ножницы, мелки, карандаши, бумага, клей, конструктор;
Как и в эксперименте, создание и поддержание естественных условий:

  1. Выбор помещения;
  2. Время проведения;
  3. Создание мотивации на получение продукта;
  4. Самостоятельная работа каждого ребенка при групповом исследовании;
  5. Нельзя вмешиваться в процесс создания продукта, чтобы не повлиять на него;

Разработка способов фиксации процесса создания продукта, действий, речи, эмоциональной реакции ребенка;
Разработать и заучить наизусть в случае необходимости вопросы к ребенку с целью беседы о полученном продукте. Например, как сам ребенок оценивает свой, скажем рисунок, и почему так оценивает. В этом случае анализ продуктов деятельности сочетается с беседой и поэтому важно помнить о правильной постановке вопросов к ребенку;
Разработка критериев оценки полученного продукта в соответствии с поставленной целью исследования.

Как проходит метод анализа результатов активности человека

Исследование результатов активности нужно начинать с целеполагания и определения комплекса задач. Потом нужно начать собирать информацию о результатах активности человека. Выбирать работы нужно строго в соответствии с целями анализа. Далее нужно выбрать именно те работы, которые будут проанализированы. Нужно также учесть, как будет систематизирован материал в итоге. 

Примечание 3

В процессе анализа необходимо фиксировать все промежуточные итоги анализа, учитывать, как часто различные элементы появляются в работах. Потом рассчитываются степени частоты встречи деталей анализа, сколько они весят в итоге (насколько они важны для исследования). Иногда, когда того требуют цели, создаются целые матрицы коллективного использования различных единиц. Далее всего подсчитывают, делают выводы. 

Следующий этап — дать описание и трактовку результатам, которые были получены. В пример можно привести работу специалиста, который анализировал агрессивные посылы в рекламе у операторов связи. Основная цель анализа — учет всех агрессивных моментов в рекламах операторов. В качестве исследуемых элементов были выбраны сцены физического насилия в роликах, ругательства, сцены, где герои рекламы держат в руках оружие или показывают жесты, которые могли бы быть оскорбительными. Исследователь просмотрел несколько роликов, в которых нашел несколько сцен агрессии. В тридцати секундном ролике почти весь хронометраж был отведен на сцены с оскорблениями и драками (24 секунды из 32). Во втором ролике половина времени была отдана агрессивным сценами — 21 секунда из 46. В третьем видео специалист нашел сцен насилия на 16 секунд из 46. 

Получается, что в рекламных роликах операторов мобильной связи почти всегда присутствуют сцены насилия или агрессии — в 48% роликов. Причем сцены агрессии показаны в разных роликах по-разному: где-то идут просто оскорбления, где-то показана драка и т.д. Получается, что в роликах подобного типа нередко используют сцены агрессии. Это значит, что авторы и те, кто заказывает подобный контент, показывают свое агрессивное отношение, что дает характеристику деятельности и компании, и сфере в целом. В данном исследовании был использован метод исследования результатов активности. 

У данного метода исследования есть очень много перспектив развития во многих областях научной деятельности, не только в рамках психологической науки. 

Как проводят данный анализ

В процессе данного анализа происходит исследование активности и результата этой активности. Получается, что специалист может начать собирать информацию уже на этапе совершения активности исследуемым. 

Приведем простой пример: в момент, когда группа детей занята созданием спектакля в детском саду, специалист может исследовать, в какой степени все заинтересованы в этой активности, в какой степени каждый ребенок удовлетворен своей ролью в постановке, как каждый ребенок играет, не пропускает ли ребенок текст и как импровизирует, выходит из сложных ситуаций. Анализу можно подвергать не только активную деятельность вроде постановки, но и пассивную деятельность вроде рисования. В такие моменты можно смотреть, как ребенок реагирует на деятельность, на удачные и неудачные моменты, какую оценку он дает своим работам, в какой степени результат работы похож на то, что ребенок задумывал изначально. 

Результат активности анализируется по четким требованиям, которые находятся в зависимости от цели исследования. Разные критерии оценки будут для анализа уровня развития особенностей психики малыша и для определения талантов к определенному виду деятельности. 

Использование нейрообразов и нейровизуализации в исследовании личности

Нейрообразование и нейровизуализация – это современные методы исследования личности, основанные на использовании нейровизуальных технологий. Они позволяют изучать активность мозга и связи между различными его областями во время выполнения разных задач. Такие исследования помогают лучше понять, как работает наш мозг и взаимодействует с окружающим миром, а также какие внутренние процессы определяют нашу личность.

Одним из основных методов нейрообразования является функциональная магнитно-резонансная томография (fMRI). Она позволяет визуализировать активность различных областей мозга, показывая, какие участки активируются при выполнении определенных задач или восприятии определенных стимулов. С помощью fMRI можно изучать, например, какие области мозга активируются при принятии решений, реакциях на эмоциональные стимулы или выполнении сложных когнитивных задач.

Другим методом нейровизуализации является электроэнцефалография (ЭЭГ). Она позволяет измерить электрическую активность мозга с высокой временной разрешающей способностью. С помощью ЭЭГ можно изучать, например, какие изменения происходят в мозге при восприятии разных видов информации или какие электрические паттерны характерны для определенных состояний сознания.

Нейровизуализация также может использоваться для изучения специфических характеристик личности. Например, с помощью нейрообразования можно исследовать, какие участки мозга активируются у экстравертов в сравнении с интровертами, или какие изменения происходят в мозге при развитии различных личностных черт.

Использование нейрообразов и нейровизуализации в исследовании личности открывает новые возможности для понимания внутренних процессов, определяющих нашу индивидуальность. Однако, следует учитывать, что это сложные и дорогостоящие методы исследования, требующие профессиональной экспертизы и специализированного оборудования.

Количественные и качественные методы исследования в психологии

Чтобы организовать психологическое исследования, используют организационные методы, чтобы провести — эмпирические. А для обработки данных — методы количественного и качественного анализа. Расскажем о самых распространённых.

Метод статистического анализа

Метод статистического, или количественного анализа позволяет собирать статистические данные, полученные в ходе исследования. На их основе изучаются более масштабные явления.

Пример: общая статистика людей, страдающих психоэмоциональными расстройствами.

Метод качественного анализа

В отличие от количественного, количественный анализ не занимается подсчётом данных. С его помощью описывают полученные показатели, опираясь на нужные психологические характеристики. Этот анализ усиливает надёжность исследования.

Пример: уровень тяжести психоэмоциональных расстройств, с которым люди чаще всего обращаются к психологам.

Изучение личности через наблюдение и наблюдение с участием

Изучение личности является одной из важных задач психологии. Для достижения этой цели существуют различные методы исследования, включая наблюдение и наблюдение с участием.

Наблюдение – это процесс систематического наблюдения и фиксации поведения и действий человека в естественной среде, без изменения условий. При этом наблюдатель не влияет на исследуемого и не вступает с ним в прямой контакт.

Наблюдение с участием, в свою очередь, предполагает активное участие исследователя в ситуации, что позволяет более глубоко понять внутренние мотивы и особенности личности. Исследователь может вступать в прямой контакт с исследуемым, задавать вопросы, проводить интервью и другие формы коммуникации.

Сравнение наблюдения и наблюдения с участием дает возможность использовать разные подходы в изучении личности

Важно отметить, что оба метода имеют свои преимущества и ограничения

Преимущества наблюдения:

  • Позволяет изучать поведение человека в естественной среде;
  • Обеспечивает высокую степень наблюдательной достоверности;
  • Позволяет получить объективную информацию о поведении исследуемого;
  • Не требует прямого контакта исследователя с исследуемым, что может снизить искажение результатов.

Преимущества наблюдения с участием:

  • Позволяет получить более глубокое понимание внутренних процессов и мотивов исследуемого;
  • Позволяет исследователю задавать вопросы и получать дополнительную информацию;
  • Позволяет изучать сложные и многомерные аспекты личности;
  • Позволяет получить более полную и точную информацию о личности.

Однако оба метода имеют и свои ограничения. Наблюдение может быть ограничено только внешними проявлениями поведения без возможности понять причины и мотивы. Наблюдение с участием может быть субъективным и искаженным из-за влияния исследователя.

Таким образом, как наблюдение, так и наблюдение с участием предоставляют разные возможности для изучения личности. Исследователь должен выбирать подход, который наилучшим образом соответствует целям и задачам исследования.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: