История развития психологии

Презентация на тему история развития психологического знания

Раннее понимание психики

Первые идеи о психике можно проследить до анимизма. Это было древнейшее знание того, что все, что существует в мире, имеет душу. В то время душа понималась как сущность, независимая от тела. Он был одновременно способен управлять всеми живыми и неживыми объектами.

Философы-материалисты древности (например, Демокрит, Лукретий, Эпикур) считали душу человека разновидностью материи или телесной сущностью, образованной из сферических, малых и подвижных атомов.

Позже идеалистический философ Платон стал рассматривать человеческую душу как нечто божественное, отличное от тела. Душа, прежде чем войти в тело человека, существует отдельно в более высоком мире. Там, по мнению философа, речь идет о знании идей, которые являются вечными и незыблемыми сущностями.

Платон разделил феномены души на следующие компоненты:

  • Разум,
  • мужество (в современном смысле — воля),
  • желание (в современном смысле — мотивация).

Великий мыслитель Аристотель, создавший трактат «О душе», подчеркнул психологическую науку как особую область знаний. Он был первым, кто установил концепцию неразрывности души и живого тела. Проявление души и психики происходит на соответствующих факультетах деятельности, которые могут воспитывать, чувствовать, двигаться и думать.

В качестве первичной познавательной способности человека философ рассматривал ощущения, которые могут возникать в виде чувственно воспринимаемых объектов без их материи. Чувства были способны оставлять след в виде изображений объектов, которые ранее действовали на чувства. Он показал, что эти изображения сходятся в 3-х направлениях (сходство, примыкание, контрастность).

Речь

Речью называют форму общения между людьми через языковые конструкции. В данном процессе формируются и формулируются мысли при помощи языка, а также происходит восприятие получаемой речевой информации и её понимание. Речь — это форма существования человеческого языка, т.к. речь является языком в действии.

Язык (речь) выполняет функции:

  • Инструмента интеллектуальной деятельности;
  • Способа общения;
  • Способа существования, а также усвоения и передачи опыта.

Речь – важнейшая часть деятельности человека, которая способствует познанию окружающего мира, передаче знаний и опыта другим. Представляя собой средство выражения мыслей, она является одним из основных механизмов человеческого мышления. Она зависит от формы общения и, тем самым, разделяется на устную (говорить/слушать) и письменную (писать/читать).

Речь обладает следующими свойствами:

  • Содержательность – количество и значительность выражаемых стремлений, чувств и мыслей;
  • Понятность – правильность;
  • Выразительность – эмоциональная окраска и богатство языка;
  • Действенность – оказываемое влияние на других людей, их чувства, мысли, эмоции и т.п.

Подробнее об устной и письменной речи вы можете прочитать в наших тренингах по ораторскому искусству и писательскому мастерству.

2) Научный — рубеж VII-VI вв. До н.Э.

Появление
психологии в Древней Греции на рубеже
VII-VI вв. до н.э. было связано с необходимостью
становления объективной науки о человеке,
рассматривавшей душу не на основе
сказок, мифов, легенд, а с использованием
тех объективных знаний (математических,
медицинских, философских), которые
возникли в тот период. В то время
психология входила в науку, изучавшую
общие закономерности общества, природы
и человека. Эта наука получила название
натурфилософии (философии), в течение
долгого периода времени, почти 20 веков,
психология оставалась частью философии.
Естественно, что в обширном предмете
философии к психологии относилась
область, связанная в первую очередь с
человеком, да и само исследование души
(психики) связывалось преимущественно
с особенностями психики человека. В то
же время область психического не
ограничивалась человеком, но
распространялась на весь мир. Такой
подход получил название панпсихизм —
направление, которое считает весь мир
одушевленным и наделенным душой. В
течение нескольких веков (примерно до
III в. до н.э.) разница между психикой
человека и животных рассматривалась
как чисто количественная, а не качественная.

Среди важнейших
функций души психологи античности
называли познание мира. Сначала в
процессе познания выделялось всего две
ступени — ощущение (восприятие) и мышление.
При этом для психологов того времени
не существовало разницы между ощущением
и восприятием, выделение отдельных
качеств предмета и его образа в целом
считалось единым процессом. Постепенно
изучение процесса познания мира
становилось все более значимым для
психологов, а в самом процессе познания
выделялось уже несколько этапов. Платон
впервые выделил память как отдельный
психический процесс, подчеркнув ее
значение как хранилища всех наших
знаний. Аристотель, а вслед за ним и
стоики, выделили еще и такие познавательные
процессы, как воображение и речь. Таким
образом, к концу античного периода
представления о структуре процесса
познания были близки к современным,
хотя мнения о содержании этих процессов,
конечно, существенно различались.

В VII-IV
вв. до н.э. появились первые научные
концепции психики, в которых она
рассматривалась, прежде всего, как
источник активности тела. При этом
считалось, что душа человека и души
других живых существ имеют чисто
количественные различия, так как человек,
как любое живое существо, подчиняется
тем же законам, что и все в природе. В
это же время возникли и первые теории
познания, в которых преимущество
отдавалось эмпирическому знанию. Эмоции
рассматривались в качестве основного
регулятора поведения. Главное, что уже
в этот период были сформулированы
ведущие проблемы психологии: в чем
заключаются функции души, каково ее
содержание, как происходит познание
мира, что является регулятором поведения,
есть ли у человека свобода этой регуляции.

Окончился
этот период в III-IV
вв., когда зарождающаяся религия начала
доминировать над научными концепциями
и стал возвращаться сакральный подход
к знаниям, которые рассматривались не
с точки зрения их доказательности, а с
точки зрения веры или неверия.

Развитие психологической мысли в эпоху Просвещения (XVIII в.) и первой половине XIX в.

Термин «эмпирическая 
психология введен немецким философом
XVIII века X. Вольфом для обозначения 
направления в психологической 
науке, основной принцип которого состоит 
в наблюдении за конкретными психическими
явлениями, их классификации и установлении
проверяемой на опыте закономерной
связи между ними. Английский философ 
Дж. Локк (1632— 1704) рассматривает душу
человека как пассивную, но способную 
к восприятию среду, сравнивая ее
с чистой доской, на которой ничего
не написано. Под воздействием чувственных 
впечатлений душа человека, пробуждаясь,
наполняется простыми идеями, начинает
мыслить, т. с. образовывать сложные 
идеи. В язык психологии Локк ввел понятие 
«ассоциации» — связи между психическими
явлениями, при которой актуализация
одного из них влечет за собой появление 
другого. Так психология стала изучать,
каким образом по ассоциации идей
человек осознает окружающий мир. Изучение
взаимоотношений души и тела при 
этом окончательно уступает изучению
умственной деятельности и сознания.

Локк считал, что существует
два источника всех знаний человека:
первый источник — это объекты 
внешнего мира, второй — деятельность
собственного ума человека. Деятельность
ума, мышления познается с помощью 
особого внутреннего чувства 
— рефлексии. Рефлексия — по Локку 
— это «наблюдение, которому ум подвергает
свою деятельность», это направленность
внимания человека на деятельность собственной 
души. Душевная деятельность может 
протекать как бы на двух уровнях:
процессы первого уровня — восприятия,
мысли, желания (они есть у каждого 
человека и ребенка); процессы второго 
уровня — наблюдение или «созерцание»
этих восприятий, мыслей, желаний (это 
есть только у зрелых людей, которые 
размышляют над самими собой, познают
свои душевные переживания и состояния).
Этот метод интроспекции становится важным
средством изучения умственной деятельности
и сознания людей.

Темперамент и характер

Темперамент – это комплекс психических особенностей личности, связанных с её динамическими характеристиками (то есть с темпом, ритмом, интенсивностью отдельных психических процессов и состояний). Основа формирования характера.

Выделяют следующие основные типы темперамента:

  • Флегматик – признаки: эмоциональная устойчивость, упорство, спокойствие, размеренность;
  • Холерик – признаки: частые перемены настроения, эмоциональность, неуравновешенность;
  • Сангвиник – признаки: живость, подвижность, продуктивность;
  • Меланхолик – признаки: впечатлительность, ранимость.

Разные типы темперамента обладают разными свойствами, которые могут оказывать положительное или отрицательное влияние на личность человека. Тип темперамента не оказывает влияния на способности, но влияет на то, как люди проявляют себя в жизни. В зависимости от темперамента находятся:

Восприятие, мышление, внимание и другие психические процессы;
Устойчивость и пластичность психических явлений;
Темп и ритм действий;
Эмоции, воля и другие психические свойства;
Направленность психической деятельности.

Характер – это комплекс постоянных психических свойств личности, которые определяют её поведение. Черты характера образуют собой свойства человека, определяющие его образ жизни и форму поведения.

Черты характера различаются по группам. Всего их четыре:

  • Отношение к людям — уважение, коммуникабельность, чёрствость и т.п.;
  • Отношение к деятельности – добросовестность, исполнительность, ответственность и т.д.;
  • Отношение к самому себе – скромность, заносчивость, самокритичность, эгоизм и т.п.;
  • Отношение к вещам – бережность, аккуратность и т.д.

Каждый человек обладает присущим только ему характером, свойства и особенности которого определяются, по большей части, социальными факторами. Также всегда имеет место быть акцентуация характера – усиление отдельных его черт. Следует также заметить, что существует тесная взаимосвязь характера и темперамента, т.к. темперамент оказывает влияние на развитие каких-либо черт характера и проявление его особенностей, и в то же время, используя какие-то черты своего характера, человек в случае необходимости может контролировать проявления своего темперамента.

Подробнее о характере и темпераменте читайте в третьем уроке данного курса и в статье «Характер и темперамент».

Всё вышеизложенное, конечно, не является всеобъемлющей информацией о том, что такое общая психология человека. Данный урок призван лишь дать общее представление и обозначить направления дальнейших изучений.

Четыре испытания для Души с точки зрения психологов

Афродита сообщила девушке, что разрешит ей встретиться с сыном только в том случае, если она сможет выполнить четыре задания. Все задачи были практически невыполнимы, но каждый раз Психее чудом удавалось их решить. У психологов же свое мнение на этот счет. После каждого выполненного задания женщина приобретала новые знания и умения. Она не просто делала все возможное для встречи с любимым — она развивалась, чтобы стать достойной бога.

Например, сначала Афродита отвела девушку в комнату с огромной кучей разных семян и приказала рассортировать их

Психологи считают это важной символикой. Прежде чем принять окончательное серьезное решение, женщина должна суметь разобраться в своих чувствах, откинуть страхи, отделить нечто важное от совершенно несущественного

Это задание Психее помогли выполнить насекомые и птицы. Но Афродита все равно не хотела допустить девушку к своему сыну.

Затем Психея должна была добыть немного золотого руна от солнечных овнов. Эти огромные агрессивные чудовища растоптали бы девушку, отважься она пройти между ними. Но тростник подсказал ей дождаться ночи, когда животные покидают поле. С точки зрения психологов, подобное задание является метафорой — женщина должна уметь обрести силу, не теряя при этом особенностей своей личности, способности к сочувствию.

В третьем задании Психея должна была набрать воды из запретного источника, который низвергался из трещин самой высокой скалы. Естественно, девушка могла разбиться насмерть, если бы в этом деле на помощь ей не пришел орел

Некоторые специалисты считают, что подобная метафора обозначает способность увидеть общую картину происходящего, что крайне важно для решения некоторых проблем

Психея боялась, что не сможет выполнить это задание, но над ней сжалились камни и пропустили ее в подземное хранилище. Там богиня Персефона дала ей ларец и наказала не заглядывать в него.

Но Психея так и не сумела совладать со своей женской натурой. На обратном пути она все же открыла баночку, чтобы позаимствовать немного божественной красоты. Но в баночке была не красота, а «подземный стигийский сон», тотчас же охвативший Психею.

Охваченная смертным сном, Психея долго лежала где-то на полпути из загробного царства — долго, но не вечно, как надеялась Афродита. Излечившись от своей раны, Эрот отправился на поиски своей возлюбленной и нашел ее. Увидев Психею, он снял с нее сон, вернул его в коробочку, легким уколом своей стрелы пробудил Психею и велел ей отнести коробочку к своей матери, остальное он, мол, берет на себя.

Воображение

Воображение – это способность сознания человека создавать идеи, представления и образы и управлять ими. Она играет главную роль в таких психических процессах, как планирование, моделирование, игра, память и творчество. Это основа наглядно-образного мышления человека, которое позволяет решать определённые задачи и разбираться в ситуации без практического вмешательства. Разновидностью воображения является фантазия.

Существует и классификация воображения:

  • По степени направленности – активное и пассивное воображение.
  • По результатам – репродуктивное и творческое воображение.
  • По виду образов – абстрактное и конкретное.
  • По степени волевых усилий – непреднамеренное и, преднамеренное.
  • По приёмам – типизация, схематизация, гиперболизация, агглютинация.

Механизмы воображения:

  • типизация;
  • акцентирование;
  • схематизация;
  • агглютинация;
  • гиперболизация.

Воображение непосредственно связано с творчеством. И в нахождение творческих решений способствуют чуткость к возникающим проблемам, лёгкость комбинирования каких-либо вещей и наблюдательность. Характеристиками воображения можно считать точность, оригинальность, гибкость и беглость мышления.

Подробнее о воображении в психологии читайте в статье «Психические процессы: виды и краткая характеристика». Кроме того, проблемам развития воображения посвящен урок «Развитие творческого воображения» из нашего курса по творческому мышлению.

Основные исторические этапы развития психологии. Развитие представлений о предмете и методах психологического исследования

Психология прошла длинный 
путь развития, происходило изменение 
понимания объекта, предмета и целей 
психологии. Отметим основные этапы 
ее развития.

I этап — психология 
как наука о душе. Такое определение 
психологии было дано более 
двух тысяч лет назад. Наличием 
души пытались объяснить все 
непонятные явления в жизни 
человека.

II этап — психология 
как наука о сознании. Возникает 
в XVII веке в связи с развитием 
естественных наук. Способность 
думать, чувствовать, желать назвали 
сознанием. Основным методом изучения 
считалось наблюдение человека 
за самим собой и описание 
фактов.

III этап — психология 
как наука о поведении. Возникает 
в XX веке. Задача психологии — 
ставить эксперименты и наблюдать 
за тем, что можно непосредственно 
увидеть, а именно: поведение, 
поступки, реакции человека (мотивы,
вызывающие поступки, не учитывались).

IV этап — психология 
как наука, изучающая объективные 
закономерности, проявления и механизмы 
психики.

Психология является одновременно
и одной из самых древних, и 
одной из самых молодых наук. Уже 
в V веке до н. э. греческих мыслителей
интересовали многие проблемы, над 
которыми и сегодня работает психология
– память, обучение, мотивация, восприятие,
сны, патологии поведения. Но, хотя предтечей
психологии и была наука древности, считается,
что современный подход начал формироваться
с 1879 года.

Современную психологию от
«старой» философии отличают, прежде
всего, методы исследования. До последней 
четверти XIX века философы изучали человеческую
природу, основываясь на собственном 
ограниченном опыте, с помощью размышлений,
интуиции, обобщений, а затем начали
использовать тщательно контролируемое
наблюдение и экспериментирование,
оттачивая исследовательские метода
с целью достижения большей объективности.

Интерпретировать процесс 
развития психологии можно различно.
С одной стороны, с позиций 
«персоналистического» подхода, история 
психологии может рассматриваться 
как цепь достижений отдельных личностей:
все перемены в науке обусловлены 
влиянием уникальных людей, способных 
в одиночку определять и изменять
ход истории. С другой стороны, с 
позиций «натуралистического» подхода,
«дух времени» определяет возможность 
или невозможность самореализации
того или иного гения; наука существует
в контексте духовной окружающей
среды.

До настоящего времени 
психология развивается как своеобразная
система психологических школ. Психологическая 
школа – группа ученых, разделяющих 
теоретическую ориентацию и работающих
над общими проблемами на базе определенной
системы идей. Таким образом, психология
находится еще в допарадигматической 
стадии развития: пока еще ни одна из
точек зрения не смогла объединить
все существующие платформы.

Каждая новая школа 
возникала первоначально как 
движение протеста против господствующей
системы взглядов. Расцвет и господство
большинства доктрин были временными,
но все они сыграли важную роль
в развитии психологии.

Методы общей психологии

Как и любая другая наука, общая психология использует систему разнообразных методов. Базовыми методами для получения различных фактов в психологии принято считать наблюдение, беседу и эксперименты. Каждый из этих методов может быть модифицирован для улучшения результата.

1

Наблюдение

Наблюдение — это наиболее древний способ познания. Самая простая его форма – житейские наблюдения. Им пользуется в своей повседневной жизни каждый человек. В общей психологии выделяют такие виды наблюдения, как кратковременное, долговременное (может проходить даже в течение нескольких лет), выборочное, сплошное и специальное (включенное наблюдение, во время которого наблюдатель погружается в исследуемую им самим группу).

Стандартная процедура наблюдения состоит из нескольких этапов:

Постановка целей и задач;
Определение ситуации, предмета и объекта;
Определение способов, которые будут оказывать на исследуемый объект наименьшее влияние, и обеспечивать получение необходимых данных;
Определение способа ведения данных;
Обработка полученных данных.

Внешнее наблюдение (посторонним человеком) считается объективным. Оно может быть прямым или косвенным. Также существует самонаблюдение. Оно может быть, как непосредственным – в текущем моменте, так и отсроченным, основывающимся на воспоминаниях, записях из дневников, мемуаров и т.п. В этом случае человек сам анализирует свои мысли, чувства и переживания.

Наблюдение является неотъемлемой частью двух других методов – беседы и эксперимента.

2

Беседа

Беседа как психологический метод предполагает прямой/косвенный, устный/письменный сбор сведений об изучаемом человеке и его деятельности, вследствие чего определяются характерные для него психологические явления. Существуют такие виды бесед, как сбор сведений о человеке и его жизни (от самого человека или от знакомых с ним людей), интервью (человек отвечает на заранее подготовленные вопросы), опросники и разные виды анкет (письменные ответы на вопросы).

Лучше всего действует личная беседа исследователя и обследуемого человека

При этом важно предварительно беседу продумать, составить её план и определить проблемы, которые следует выявить. В ходе беседы предполагаются и вопросы от обследуемого человека

Двусторонняя беседа даёт наилучший результат и предоставляет больше информации, чем просто ответы на вопросы.

Но основным способом исследования является эксперимент.

3

Эксперимент

Эксперимент — это активное вмешательство специалиста в процесс деятельности обследуемого для того, чтобы создать определённые условия, при которых будет выявлен психологический факт.

Есть лабораторный эксперимент, протекающий в особых условиях с использованием специальной аппаратуры. Все действия испытуемого направляются инструкцией. Человек знает об эксперименте, хотя об истинном его смысле он может и не догадываться. Некоторые эксперименты проводятся многократно и на целой группе людей – это позволяет установить важные закономерности в развитии психических явлений.

Ещё один метод – тесты. Это испытания, служащие для установления у человека каких-либо психических качеств. Тесты представляют собой кратковременные и аналогичные для всех задания, по результатам выполнения которых определяется наличие у испытуемых определённых психических качеств и уровень их развития. Разные тесты созданы для того, чтобы сделать какие-то прогнозы или же поставить диагноз. Они всегда должны иметь научное обоснование, а также должны быть надёжными и выявлять точные характеристики.

Т.к. в методах психологических исследований особую роль играет генетический принцип, то выделяют ещё генетический метод. Его сутью является изучение развития психики для того, чтобы раскрыть общие психологические закономерности. Это способ основывается на наблюдениях и экспериментах и строится на их результатах.

В процессе использования различных методов нужно принимать во внимание и особенности изучаемой проблемы. Поэтому, наряду с основными методами психологических исследований, нередко используют и ряд особых вспомогательных и промежуточных методик

Подробнее методы психологии рассматриваются в следующем уроке.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ. ПЕРВЫЙ ЭТАП

Психология прошла определенный путь развития, который был разделен на четыре этапа. В этом вопросе мы рассмотрим первый этап развития психологии.

Первый этап характеризуется как этап науки о душе.

В данный период развития психологии психику человека рассматривали как нечто первичное, существующие независимо от материи. Это можно легко объяснить: в то время люди практически не имели никаких знаний о строении тела, поэтому считали, что душа, дух человека является чем-то сверхъестественным и дается человеку свыше, при этом душа дается человеку при рождении и покидает его при смерти, а также во время сна.

Считали, что душа имеет вид тонкого тела или существа, которое живет во всех органах человека. Позже, в связи с развитием религиозных взглядов, душа стала восприниматься как двойник тела, как бестелесная и бессмертная духовная сущность, связанная с «потусторонним миром», где она обитает вечно, покидая человека. Именно на основе этого возникли и развивались различные идеалистические системы философии. Наиболее яркими представителями данного направления являются философы школы Пифагора с острова Самос.

Материалистическое понимание психики отличается от идеалистических воззрений тем, что с этой точки зрения психика – вторичное, производное от материи явление. Однако первые представители материализма были весьма далеки в своих толкованиях о душе от современных представлений о психике. Так, Гераклит (530–470 гг. до н. э.) вслед за философами милетской школы – Фалесом, Анаксимандром, Анаксименом – говорит о материальной природе психических явлений и единстве души и тела. По его учению все вещи суть модификации огня. Все существующее, в том числе телесное и душевное, непрерывно изменяется.

Не только Гераклит раскрывал идею огня как основу существования мира, это встречалось и в работах древнегреческого мыслителя Демокрита (460–370 гг. до н. э.). Именно он был создателем атомистической модели мира.
Аристотель (384–322 гг. до н. э.) видел понятие души намного сложнее. «О душе» – его первый трактат, который является специальным психологическим сочинением, которое долгое время являлось главным руководством по психологии. Следовательно, Аристотеля по праву можно считать основоположником психологии.

Впоследствии понятие «душа» все более сужалось до отражения преимущественно идеальных, «метафизических» и этических проблем существования человека.

Проблемы душевного развития можно видеть в различных религиозных учениях джайнизма и буддизма (VI в. до н. э.). Но этический аспект души впервые был раскрыт учеником Сократа Платоном (427–347 гг. до н. э.). Именно в его работах был изложен взгляд на душу как на самостоятельную субстанцию. Он считал, что душа существует наряду с телом и независимо от него. При смерти душа расстается с телом, и в зависимости от того, какой образ жизни вел человек, его душу ждет различная судьба: либо она будет блуждать вблизи земли, отягощенная земными элементами, либо отлетит от нее в идеальный мир.

Таким образом, на первом этапе психология понималась как наука о душе.

Основные зарубежные школы психологии: психоанализ, гештальтпсихология.

Гештальтпсихология(образ,форма)-зародилась
в Германии в первой трети 20в. Основатели
— Вертгеймер (1880-1943),Коффка (1816-1841),Келлер
(1887-1967),Левин.

Главное понятие
этой психологии-понятие комплексного
качества,как целостного переживания,
пронизанного чувством. Основу любого
психического акта(восприятия,памяти)составляет
система бессознательных активных
процессов.

Основные идеи:

1.предмет изучения
психологии-сознание,но его понимание
д.строится на принципе целостности;

2.сознание-динамическое
целое,поле,каждая точка которого
взаимодействует со всеми остальными;

3.единица анализа
этого поля(сознания)-гештальт-целостная
образная стр-ра,несводимая к сумме
составляющих его ощущений;

4.метод исследования
гештальтов-непредвзятое наблюдение и
восприятие;

5.восприятие не
м.происходить от ощущений,т.к.ощущение-фикция(не
существует реально);

6.зрительное
восприятие-ведущий психический
процесс,имеющий свои
закономерности:-апперцепция(зависимость
восприятия от прошлого опыта);-взаимодействие
фигуры и фона(фигура отличается яркостью
и четкостью,фон-не столь ярок,но благодаря
ему мы четко воспринимаем фигуру);-
целостность восприятия(восприятие
предмедов –не по частям).;

7.мышление-не навык.
Это проц.решения задачи,осуществляемый
ч/з структуирование поля-элементы поля
объединяются для решения поставленной
задачи. Это происходит ч/з инсайт в
настоящем. Инсайт-внезапное,невыводимое
из прошлого опыта понимание существенных
отношений и стр-ры ситуации в целом,по
ср-вам кот.достигается осмысленное
решение проблемыКёлер);

8.удовлетворение
потребности заключается в
разрядке(квазипотребности образуются
в определенной ситуации,в связи с
принятыми намерениями и образуют
активность человека-создают в личности
систему напряжения.Эта система стремится
к разрядке-удовл.потребности)Левин.;

9.стр-ра л-ти –
связь потребностей др.с др.;

10.завершенные
действия(гештальны)не удерживаются в
сознании и отодвигаются в фон,а
незаконченные действия отодвигаются
в поле.

Психоанализ

Основоположник
Фрейд
— разработал систему анализа душевной
жизни человека, которую назвал
психоанализом.

Психоанализ
основывается на идее о том, что поведение
человека определяется не столько его
сознанием, сколько бессознательным.
Согласно Фрейду, психика человека
состоит из трех элементов Ид«Оно» —
бессознательное. Эго «Я» — сознание и
Суперэго — «сверх-Я» — сверхсознание.

Предметом
психологии в психоанализе стала динамика
отношений между бессознательным и
сознанием. Идеи 3. Фрейда заложили основу
психоаналитического движения в
психологии. Представители движения
были: Юнг, Адлер, Эриксон Хорин и Фромм.

Юнг
высказал предположение о существовании
глубокого слоя в психике человека —
коллективного бессознательного
-общечеловеческий душевный опыт, который
представляет собой скрытые следы памяти
прошлого человечества. В психике человека
коллективное бессознательное состоит
из архетипов—врожденные
идеи или воспоминания, которые
предрасполагают людей воспринимать,
переживать и реагировать на события
определенными образом.

Адлер
первым из сторонников психоаналитической
концепции попытался ввести социальные
детерминанты поведения человека. Он
счит.,что у каждого человека есть чувство
общности/социальный интересврожденное
стремление вступать во взаимные
социальные отношения сотрудничества,
подчинять свои личные потребности делу
социальной пользы.

Эриксон
— принимает фрейдовскую структурную
модель личности («Оно», «Я» и «сверх-я»),
признает биологические и сексуальные
основы всех более поздних мотивационных
и личностных установок, считает, что
стадии развития личности предопределены,порядок
их прохождения для всех людей одинаковый.
«Я» — автономная ст-ра л-ти, основным
направлением развития которой является
социальная адаптация.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: