Последний поклон — краткое содержание повести В.П. Астафьева
Закончилась война, все люди бегут и едят к себе домой, на родину, чтобы встретить родных, друзей увидеть, и найти своих любимых – жен, девушек. Человек, который вернулся после усиленных боев, едет к себе домой, чтобы увидеть свою бабушку, которую любит и уважает всем сердцем. Он также старается пробираться по селу немного задами, чтобы его не заметили, и первыми не сообщили бабуле. А ведь он хочет сделать сюрприз, чтобы радость была еще более огромной и радостной. Он уже думает о том, как его родная бабушка обрадуется, как будет вместе с ним плакать и смеяться потом, вспоминая. Но когда он все-таки дошел до нужной ему улицы — такой родной, и такой едва узнаваемой – он понял, что все-таки что-то да изменилось в этом мире, если сады уже так ярко не цветут, а дома как-то набок похились. А некоторых домов вообще – нет, или е остались какие-то обломки. Старые воспоминания особенно нахлынули на бойца, вернувшегося живым и вполне здоровым, когда он увидел хату бабушки своей. Ведь с далека не особо-то видно, но когда он увидел с близка домик, он удивился, потому что дом тоже покосился. А крыша баньки любимой стала во многих местах дырявая, и все из-за того, что погнила
Мыши во многих местах прогрызли норы, но важно было то, что бабушка опять-таки сидела на своем месте. Увидев родное лицо, он кинулся к ней, и вместе они стали радоваться
Когда бабушка в полную меру поглядел на внука своего, порадовалась с гордость за внука, на груди которого красовался орден, она стала говорить о смерти – о своей, потому что ей уже целых восемьдесят шесть лет, и что она очень просто устала. Просто устала жить, война и проблемы, горесть и разлука – вымотали ее полностью. Когда бабушка будет умирать – он пообещал ее похоронить, но, к сожалению, с завода Урала отпустили только для того, чтобы похоронить умерших родителей. Так потом и жил этот человек, в душе жалея о том, что так мало успел пообщаться со своей родной бабушкой.
Рассказа «Последний поклон» краткое содержание
В рассказе «Последний поклон» Асафьева читать можно о событиях, как в рассказе Евгения Носова «Живое пламя», разворачивающихся уже после войны. Внук возвращается в родное село, чтобы повидаться с бабушкой. Он пробирается заросшими тропинками к дому, в котором провел свое детство. Когда же он встречает бабушку на крыльце, то не может не заметить, как сильно она изменилась за время войны. Единственное, что осталось неизменным в доме – это настенный шафик и ситцевая занавеска на нем. В остальном же дом было не узнать: краска послезала со стен, пол стал дряхлым, а углы комнат проели мыши. Но бабушка сидела на привычном месте и занималась привычным делом – вязанием. Увидев рассказчика, она сразу же узнала его и принялась целовать. Старушка призналась, что чувствует себя немощной в свои восемьдесят шесть лет, ноги уже не слушаются её. Вся жизнь теперь для нее – это ожидание смерти. Единственное, что, как она предполагала, удерживало её от смерти – это ожидание главного героя произведения Астафьева «Последний поклон» с войны. Оглянувшись на рассказчика ещё раз, она сказала, что за то время, что они не виделись, он возмужал, и жаль, что его покойная мать не может полюбоваться своим сыном. Но, поскольку молодому человеку не хотелось продолжать разговор о матери, старушка замолчала. Единственное, о чем она просила, – это чтобы внук приехал к ней на похороны и закрыл её глаза.
Далее в произведении В. П. Астафьева «Последний поклон» мы узнаем, что вскоре после их расставания бабушки не стало. Но, увы, рассказчика не смогли на работе отпустить на похороны. Аргументировали это тем, что бабушка не такой и близкий родственник, «мать или отца — другое дело, а бабушек, дедушек да кумовей…». Не знали они, что для него бабушка была самым родным человеком на свете, и что много лет вина за то, что он не выполнил самолично данное обещание, будет мучать мужчину.
Далее в рассказе «Последний поклон» Астафьева кратком содержании вы узнаете, что вина перед бабушкой побудила рассказчика больше узнать о ней. Ему рассказывали, как, когда ноги её полностью отказали, она мыла картошку росой и стирала дождевой водой, потому как не могла она уже больше носить воду с Енисея. А, когда умерла его тетя Апраксинья, то тетка Дуня принесла в дом ладан, который уже сложно было найти. Рассказчик поинтересовался, откуда он у неё, на что услышал историю, как его бабушка пешком ходила в Киево-Печерскую Лавру (которую она по непонятным причинам называла Карпатами). Она никому не рассказывала об этом, поскольку боялась, что за это её внука могут исключить из школы.
И хочется рассказчику ещё услышать истории о бабушке, да очевидцев все меньше в деревне. Но он верит, что бабушка не сердится на него за несдержанное слово. Она всегда его прощала. Но печально от того, что её уже не вернуть.
Краткое содержание
Рассказ начинается с того, что главный герой задами пробирается к дому. Он хочет сделать сюрприз для бабушки. Много времени Витя провел на войне и вернулся не только живым, но и героем. Когда юноша увидел старушку, то его сердце сжалось: она сильно сдала, но продолжала заниматься привычными делами.
Бабушка была рада видеть внука, она переживала за него и каждый день молилась. Катерина Петровна пожаловалась на свое здоровье и взяла с Вити обещание. Он должен был приехать на ее похороны и попрощаться с ней. Витя вспомнил, как во время войны бабушка прислала ему мешочек с самосадом, сухариками и табаком. Поэтому он обещал исполнить просьбу старушки.
После Витя уехал на работу на Урал. Спустя время ему пришла телеграмма с новостью о смерти бабушки. Начальник отказал Вите в отпуске и запретил юноше ехать. Только через несколько лет удалось ему посетить родную деревню.
«Домби и сын» краткое содержание романа Диккенса – читать пересказ онлайн
Там ему Апраксинья и Дуня поведали, что Катерина Петровна совсем перестала ходить. Чтобы облегчить себе быт, картошку она мыла так: высыпала на траву утром и катала граблями. Клубни очищались росой. Дождевую воду старушка набирала в кадки и горшки, потому что носить воду с Енисея она уже не могла.
“Последний поклон”: краткое содержание. “Последний поклон” Астафьева в кратком изложении
Виктор Петрович Астафьев – известный русский писатель, прозаик, живший с 1924-го по 2001-й год. Главной в его творчестве была тема сохранения национального достоинства русских людей. Известные произведения Астафьева: «Звездопад», «Кража», «Где-то гремит война», «Пастушка и пастух», «Царь-рыба», «Зрячий посох», «Печальный детектив», «Веселый солдат» и «Последний поклон», о котором, собственно, дальше и пойдет речь.
Во всем, что он описывал, чувствовалась любовь и тоска о прошлом, о родной деревне, о тех людях, о той природе, одним словом, о Родине. Произведения Астафьева рассказывали и о войне, которую видели своими глазами обычные деревенские люди.
Астафьев, «Последний поклон». Анализ
Теме деревни, как и теме войны, Астафьев посвятил немало своих произведений, и «Последний поклон» – одно из них.
Оно написано в форме большой повести, сложенной из отдельных рассказов, носящей биографический характер, где Астафьев Виктор Петрович описал свое детство и жизнь.
Эти воспоминания не выстроены в последовательную цепочку, они запечатлены в отдельных эпизодах. Однако эту книгу и сборником рассказов назвать сложно, так как все там объединено одной темой.
И описывает он все это очень самобытно и трогательно, собственно, об этом и книга.
Астафьев «Последний поклон» создал как эпохальное произведение, в котором затрагиваются проблемы простых людей не одного поколения в очень сложные переломные периоды.
Сюжет
Главный герой Витя Потылицын – мальчик-сирота, которого воспитывает бабушка. Отец его много пил и гулял, в итоге бросил семью и уехал в город. А мать Вити утонула в Енисее. Жизнь мальчика, в принципе, не отличалась от жизни других деревенских детей.
Он помогал старшим по хозяйству, ходил по грибы и ягоды, на рыбалку, ну и забавлялся, как все сверстники. Так можно начать краткое содержание.
«Последний поклон» Астафьева, надо сказать, воплотил в Катерине Петровне собирательный образ русских бабушек, в которых все исконно родное, наследное, навсегда данное.
Автор ничего в ней не приукрашивает, он делает ее немного грозной, ворчливой, с постоянным желанием знать все первой и распоряжаться всем по своему усмотрению. Одним словом, «генерал в юбке». Всех она любит, за всеми ухаживает, всем хочет быть полезной.
Дети были всегда в радость. Даже когда болели, она умело лечила их разными отварами и корешками.
И никто из них не помер, ну разве это не счастье? Однажды на пашне она руку вывихнула и тут же вправила, а могла ведь косоручкой остаться, но не сделалась, и это тоже радость.
В этом и заключается общая черта русских бабушек. И живет в этом образе что-то благодатное для жизни, родное, колыбельное и животворящее.
Сюжет произведения
Астафьев в своей повести показывает жизнь обычной деревни. Он описывает условия, в которых живет главный герой произведения — мальчик Витя. Ребенок окружен дикой природой, горами и реками, густой тайгой.
Сюжет повести представляет собой совокупность нескольких частей, которые можно рассматривать, как биографическую работу. Астафьев затрагивает сразу несколько тем в своем произведении:
- Жизнь ребенка в деревне. Автор показывает жизнь в условиях дикой природы и какие люди окружали его тогда, насколько трудолюбивы и не избалованы были окружающие его люди. При этом он повествует и о трудность, с которыми сталкивается ребенок, в том числе о проблемах с отцом, воспитанием бабушки и потере матери.
- Война. Этот период описан в повести, как один из этапов жизни уже повзрослевшего Вити, который должен отдавать долг Отечеству.
Минуты забвения
Главный герой про себя подумал, что за это время буря целая пролетела над всем миром, миллионы человеческих судеб перепутались, была смертельная борьба с ненавистным фашизмом, образовались новые государства, а тут все как всегда, словно замерло время. Все та же занавеска ситцевая в крапинку, аккуратный деревянный настенный шкафчик, чугунки при печке и т. д. Только уже не пахло привычным коровьим пойлом, вареной картошкой и квашеной капустой.
Бабушка Екатерина Петровна, увидев долгожданного внука, очень обрадовалась и попросила его подойти поближе, чтобы обнять и перекрестить. Ее голос оставался таким же добрым и ласковым, словно внук не с войны вернулся, а с рыбалки или из лесу, где мог задержаться вместе с дедом.
Астафьев В.П. Последний поклон
«…Думал я думал, и вышло, что мне надо рассказывать о своих земляках, в первую голову о своих односельчанах, о бабушке и дедушке и прочей родне, стараясь не особо-то унижать и не до небес возвышать их словом. Они были интересны мне и любимы мной такими, какие есть на самом деле»
, — говорит Астафьев в предисловии к дополненному и исправленному изданию «Последнего поклона», егоЗаветной книги (год 1989-й).
Повесть в рассказах о детстве, что прошло у Енисея в старинном селе Овсянка, Виктор Петрович Астафьев писал на протяжении четверти века. Сначала, в 1960-е годы, «рассказы писались легко, быстро, радуя сердце»
: «Зорькина песня», «Гуси в полынье», «Запах сена», «Деревья растут для всех», «Монах в новых штанах», «Осенние грусти и радости»… Астафьев поставил перед ними эпиграф из Кайсына Кулиева:«Мир детства, с ним навечно расставанье, назад ни тропок нету, ни следа, тот мир далёк, и лишь воспоминанья всё чаще возвращают нас туда» . В 1968 году в Перми вышла книга, озаглавленная по одному из рассказов — «Последний поклон». Поклон — бабушке Катерине Петровне Потылицыной, которая и в жизни мальчика, росшего без матери, была главным человеком, и в этой книге — главной героиней. Верно сказать о ней: героиня — характер непростой, доля тяжёлая, а доброта великая.
Со временем повесть выросла в трёхтомную книгу. Эпиграф изменился; теперь это строчки из стихотворения пермского поэта Алексея Домнина: «Пой, скворушка, гори, моя лучина. Свети, звезда, над путником в степи»
. Эпиграф стал лиричнее, а истории — жёстче.«…Не вдруг, не сразу понял я, — пишет Астафьев, —чего-то в “Поклоне” недоговорил, “перекосил” книгу в сторону благодушия, и получилась она несколько умильной, хотя я к этому сознательно и не стремился, но всё же жизнь пообтесал, острые углы пообпиливал, чтоб дорогие читатели за них штанами не цеплялись и коленки не ушибали. А ведь жизнь-то тридцатых годов не из одних игрушек состояла, в том числе и моя жизнь и жизнь близких мне людей» .
Виктор Астафьев — совестливый писатель, тут и личная боль его, и способ повествования. Конечно, нет, не из одних игрушек
сложены рассказы первого тома «Последнего поклона». Как раз эти рассказы разумно включаются в сборники, составляемые для детского чтения. Грусти и радости сибирской деревенской жизни здесь описаны рукой автора знающего, любящего, сострадающего и наделённого ярким самородным талантом. Пусть потом, когда дети, читавшие «Коня с розовой гривой», подрастут и станут выносливее, они прочтутЗаветную книгу Астафьева до конца — и «Без приюта», и «Где-то гремит война», и «Приворотное зелье» — правильные слова там говорит бабушка Катерина Петровна:«Нету зова сильнее крови да ишшо земли родной. Мила, мила та сторона, где пупок резан…» .
Библиография:
Астафьев В.П. Конь с розовой гривой: . — М.: Дет. лит., 2008. — 277 с.: ил. — (Шк. б-ка).
Астафьев В.П. Последний поклон: Повесть в рассказах. — М.: Эксмо, 2006. — 848 с. — (Красная книга рус. прозы).
Астафьев. Все произведения
- Ангел-хранитель
- Бабушка с малиной
- Бабушкин праздник
- Белогрудка
- Бойе
- Васюткино озеро
- Веселый солдат
- Весенний остров
- Гори, гори ясно
- Гуси в полынье
- Далекая и близкая сказка
- Деревья растут для всех
- Домский собор
- Жизнь Трезора
- Запах сена
- Зачем я убил коростеля?
- Звездопад
- Злодейка
- Зорькина песня
- Капалуха
- Капля
- Карасиная погибель
- Конь с розовой гривой
- Кража
- Людочка
- Мальчик в белой рубахе
- Милаха и кот громило
- Монах в новых штанах
- Не хватает сердца
- Ночь темная-темная
- Пастух и пастушка
- Песнопевица
- Пеструха
- Печальный детектив
- Последний поклон
- Прокляты и убиты
- Родные берёзы
- Сон о белых горах
- Стародуб
- Стрижонок Скрип
- Трофейная пушка
- Фотография, на которой меня нет
- Хвостик
- Царь рыба
- Яшка лось
Астафьев В.П. Последний поклон
«…Думал я думал, и вышло, что мне надо рассказывать о своих земляках, в первую голову о своих односельчанах, о бабушке и дедушке и прочей родне, стараясь не особо-то унижать и не до небес возвышать их словом. Они были интересны мне и любимы мной такими, какие есть на самом деле»
, — говорит Астафьев в предисловии к дополненному и исправленному изданию «Последнего поклона», егоЗаветной книги (год 1989-й).
Повесть в рассказах о детстве, что прошло у Енисея в старинном селе Овсянка, Виктор Петрович Астафьев писал на протяжении четверти века. Сначала, в 1960-е годы, «рассказы писались легко, быстро, радуя сердце»
: «Зорькина песня», «Гуси в полынье», «Запах сена», «Деревья растут для всех», «Монах в новых штанах», «Осенние грусти и радости»… Астафьев поставил перед ними эпиграф из Кайсына Кулиева:«Мир детства, с ним навечно расставанье, назад ни тропок нету, ни следа, тот мир далёк, и лишь воспоминанья всё чаще возвращают нас туда» . В 1968 году в Перми вышла книга, озаглавленная по одному из рассказов — «Последний поклон». Поклон — бабушке Катерине Петровне Потылицыной, которая и в жизни мальчика, росшего без матери, была главным человеком, и в этой книге — главной героиней. Верно сказать о ней: героиня — характер непростой, доля тяжёлая, а доброта великая.
Со временем повесть выросла в трёхтомную книгу. Эпиграф изменился; теперь это строчки из стихотворения пермского поэта Алексея Домнина: «Пой, скворушка, гори, моя лучина. Свети, звезда, над путником в степи»
. Эпиграф стал лиричнее, а истории — жёстче.«…Не вдруг, не сразу понял я, — пишет Астафьев, —чего-то в “Поклоне” недоговорил, “перекосил” книгу в сторону благодушия, и получилась она несколько умильной, хотя я к этому сознательно и не стремился, но всё же жизнь пообтесал, острые углы пообпиливал, чтоб дорогие читатели за них штанами не цеплялись и коленки не ушибали. А ведь жизнь-то тридцатых годов не из одних игрушек состояла, в том числе и моя жизнь и жизнь близких мне людей» .
Виктор Астафьев — совестливый писатель, тут и личная боль его, и способ повествования. Конечно, нет, не из одних игрушек
сложены рассказы первого тома «Последнего поклона». Как раз эти рассказы разумно включаются в сборники, составляемые для детского чтения. Грусти и радости сибирской деревенской жизни здесь описаны рукой автора знающего, любящего, сострадающего и наделённого ярким самородным талантом. Пусть потом, когда дети, читавшие «Коня с розовой гривой», подрастут и станут выносливее, они прочтутЗаветную книгу Астафьева до конца — и «Без приюта», и «Где-то гремит война», и «Приворотное зелье» — правильные слова там говорит бабушка Катерина Петровна:«Нету зова сильнее крови да ишшо земли родной. Мила, мила та сторона, где пупок резан…» .
Библиография:
Астафьев В.П. Конь с розовой гривой: . — М.: Дет. лит., 2008. — 277 с.: ил. — (Шк. б-ка).
Астафьев В.П. Последний поклон: Повесть в рассказах. — М.: Эксмо, 2006. — 848 с. — (Красная книга рус. прозы).
Вариант №6
Мою бабушку всегда выделяла потрясающая организованность и волевые качества. В молодом возрасте она осталась одна с тремя детьми, без всякой помощи и поддержки. И смогла вырастить и выучить их приличными людьми. Ни один из них не стал алкоголиком, наркоманом, преступником. Все дети работали и работают, родили своих детей и воспитывают их в любви и заботе. А уж как она умела в крайне стесненных обстоятельствах организовать достойные условия жизни для себя и своих детей… Такого образцового и эффективного хозяйствования я нигде и никогда больше не встречала. Это – её талант. Чего ей это стоило – никто не знает.
Бабушка никогда и никому не жаловалась, её просто невозможно было заставить потратить время на нытье, пустую болтовню или праздное проведение времени. Сколько её видела и помню, она всегда была чем-то занята, постоянно решала житейские задачи – свои и своих детей. Трудилась до последнего своего дня и старалась, как могла, поддерживать своих взрослых детей. Она никогда не жалела внимания, заботы и ласки для близких.
Главное качество бабушки – тонкий острый ум. Ироничность и потрясающее чувство юмора. Она и нас научила в трудностях всегда пить из этого источника. И до сих пор я пользуюсь ее уроком. Он меня неоднократно выручал из, казалось бы, безвыходных жизненных ситуаций. Не могу передать словами сколько тепла она мне отдала… и сейчас она не забрала его с собой, оставив мне на всю жизнь вперед.
Спасибо, дорогая, что была со мной, что хранишь столько моих секретов… спасибо за заботу и доброту, за свет, которым освещала моё детство и последующие годы. Ты – навсегда в моем сердце, я люблю тебя сейчас и буду любить всегда. И обещаю, выполню всё, о чем мы с тобой договаривались.
Сейчас читают
Две молодые художницы Сью и Джонси снимали одну студию на двоих. Осенью Джонси заболела пневмонией. Болела она тяжело и долго, и доктор в один из дней сообщил Сью
Джеймс Олдридж посвятил свою новеллу основным человеческим качествам бесстрашию, отваге и внутренней силе, которая помогает людям двигаться вперед.
Мистер и миссис Аллен приглашают Кэтрин Морланд отдохнуть вместе с ними на курорте Бат. Отец Кэтрин – зажиточный священник, мать – добродушная женщина. В семье Морланд десять детей. Кэтрин красивая, молодая девушка
Сказка про лошадь по имени Гнедко и злого извозчика. Извозчик сильно бил лошадь, оттого что та была слишком медлительной. Люди пытались пристыдить извозчика, но лишь сказал, что нет разницы, кому умирать: ему или лошади
Сказка о царе Берендее, у которого была борода до колен. Жил он с женой несколько лет, но не было у них детей. Однажды пришлось царю отлучиться и осмотреть территорию государства. Простившись с женой, царь уехал на восемь месяцев.
Источник
Осознание потери близкого
Главный герой хочет знать как можно больше о том времени, когда он был на войне. Как же справлялась старенькая бабушка здесь одна? Но рассказать некому, а то, что он слышал от односельчан, – ничего толком не могло рассказать обо всех трудностях, которые были у старухи.
Главный герой пытается донести до каждого читателя всю важность любви бабушек и дедушек, всю их любовь и привязанность к молодым, которых они растили с малых лет. Главный герой не способен выразить свою любовь к умершей словами, у него остались лишь горечь и чувство вины за то, что она его так долго ждала, а он не смог даже ее похоронить, как она того просила
Главный герой ловит себя на мысли, что бабушка – она бы простила ему, что угодно. Вот только бабушки больше нет, а значит, и прощать некому.
Сочинение по повести Астафьева В.П. «Последний поклон»
Астафьев – писатель, который в своих произведениях часто прибегал к теме войны и Родины, эти темы прослеживаются и в книге Астафьева «Последний поклон».
Астафьев Последний поклон краткое содержание
Для начала предлагаем ознакомиться с работой Астафьева «Последний поклон» в кратком его содержании, чтобы познакомиться с сутью и иметь возможность без проблем написать анализ.
Так вот, в произведении «Последний поклон» Виктора Астафьева идет речь о мальчике, которому пришлось жить у бабушки, так как его отец бросил семью и уехал, а мать утопилась в реке Енисей. Бабушка и занималась воспитанием внука. Жизнь ребенка была, как и у всех ребят из деревни. Он помогал по хозяйству, в свободное время резвился, рыбачил, ходил по грибы, ягоды.
Его жизнь была интересной, пока не настало время идти в школу. По причине того, что в деревне не было школы, он едет к отцу в город и здесь его жизнь меняется не в лучшую сторону. Здесь ему приходилось спасаться от смерти, голода, другими словами, не жить, а выживать. И только с помощью терпения, прощения, умения увидеть даже в плохом крупицу добра, чему научила его бабушка, мальчику удалось выжить. А ведь, попав в город, он оказался среди одиночества. Он понял, что никому не нужен, что он попал в мир бессердечности. Мальчик дичает, становится грубым, но бабушкино воспитании берет верх. Он сумел в городских условиях выживаемости, голодая и испытывая боль, сохранить свою душу. Далее он попадает в детский дом.
Рассказы Астафьева ведают нам о юности мальчика, о его учебе в школе, далее участие в войне и его возвращение. И первым делом герой произведения едет к бабушке, где все было, как прежде и даже бабушка сидела за столом, как обычно, сматывая нитки в клубок.
Затем герой уезжает работать на Урал, где и получил известие о смерти бабушки, но на похороны попасть не смог, так как начальство не пустило, хотя бабушка при встрече его просила приехать. Этого себе Виктор простить не мог, и, если бы можно было вернуть время, он бы все бросил и помчался туда, где ему было очень хорошо в свое время. Он себе не простил, но уверен, что бабушка простила и не держала зла, так как очень любила своего внука.
Астафьев Последний поклон анализ
Работая над произведением Астафьева «Последний поклон» и делая его анализ, скажу, что здесь автор изображает жизнь деревни, того родного края, где родился и вырос автор, а вырос среди сурового климата, среди дикой природы, красивых рек, среди гор и густой тайги. Это все и было изображено в произведении Астафьева «Последний поклон». Также в работе автор затрагивает тему войны.
«Последний поклон» — это биографическая работа, которая состоит из отдельных рассказов, что связаны одной темой. В произведении автор пишет о своей жизни, делится своими воспоминаниями, где в каждом рассказе описывается отдельный случай из его жизни. Так Астафьев поделился с нами воспоминаниями о своей родине – сибирской деревне, которая была трудолюбивой и не избалованной. Показал нам, насколько красива природа, что окружала его. Астафьев изобразил насущные проблемы людей, что жили в сложные периоды жизни.
Астафьев Последний поклон герои
Главным героем произведения «Последний поклон» является Витя – мальчик, что стал сиротой. На его долю выпали разные испытания, но он все выдержал и это благодаря бабушке, которая научила любви, добра, научила находить хорошее даже там, где его нет. Детство мальчика прошло в деревне, после чего Виктор едет в город к отцу, где видит его предательство, где испытывает на себе все тягости жизни бедного подростка, в том числе, уход на войну, ее окончание, и возвращение на малую родину.
Бабушка в произведении Астафьева «Последний поклон» также героиня, которая сыграла немалую роль в жизни мальчика. Это «генерал в юбке». Она могла быть ворчливой, грозной, была доброй. Всех любила, за всеми ухаживала, всегда хотела быть всем полезной. Она предстает перед нами не только как воспитатель мальчика, но и как врач, как целитель. При этом главная героиня является прототипом бабушки писателя, а главный герой, это прототип самого Астафьева.
«Сочинение по творчеству Фазиля Искандера»
Значение карнавальной традиции для поэтики Фазиля Искандера (род. 1929) подробно обсуждается в монографии Н. Ивановой «Смех против страха, или Фазиль Искандер» (1990). По наблюдениям критика, Искандер воссоздает в своих текстах прежде всего праздничный, пиршественный, аспект карнавального гротеска: в его прозе постоянны сцены пиров и застолий, его сквозной герой одновременно великий плут и великий тамада. Несколько раз у Искандера встречается сцена веселой смерти, как, например, в рассказе «Колчерукий», где умерший острослов умудрился подшутить нас своим извечным соперником и после смерти. «Жизнь бьет через край, не удовлетворенная обычным стандартом. Торжествуют цветение и роскошь телесного (…) Веселая праздничность жизни смеется над смертью, над болезнью, побеждая и укрощая их», – пишет критик25. Но, как и у Алешковского и Войновича, карнавально праздничный мир народной жизни у Искандера разворачивается на фоне самых мрачных десятилетий советской истории. Совмещение исторического плана с разомкнутой в вечность стихией народного пиршества и создает гротескный эффект. Искандер начинал как поэт, но славу ему принесла опубликованная в «Новом мире» повесть «Созвездие козлотура» (1966). Написанная как сатира на непродуманные хрущевские реформы (кукуруза, разукрупнение хозяйств, освоение залежных земель и т. п.), она переводила конкретный социальный сюжет в более широкий план: фикциям «тотальной козлотуризации», демагогическим фонтанам и карьерным упованиям, бьющим вокруг нелепой идеи скрестить горного тура с домашней козой – противостояли простые и надежные реальности: море, красота девушек, воспоминания о детстве, доброе застолье, здравый крестьянский опыт, дедовский дом в Чегеме, наконец, закон природы, повинуясь которому несчастный козлотур яростно разгоняет предлагаемых ему коз. Гипноз формулировок, политическая кампанейщина, власть «мертвой буквы» (говоря словами Пастернака) – все это оказывается смешной нелепицей, упирающейся в категорическое нежелание козлотура «приносить плодовитое потомство»: «Нэнавидит! – сказал председатель почти восторженно… Хорошее начинание, но не для нашего климата!» В сущности, Искандер доказывал себе и читателю, что все фантомные построения идеологии и власти в конце концов не могут не рухнуть, ибо им противостоят куда более устойчивые силы – природа и сама жизнь. Искандеровский оптимизм звучал как несколько запоздавший отголосок молодежной прозы, исполненной веры в «неизбежное торжество исторической справедливости». Оптимистическая вера во всесилие жизни, рано или поздно сокрушающей власть политических фикций, сохраняется и в цикле рассказов о Чике, и в примыкающей к нему повести «Старый дом под кипарисами» (другое название «Школьный вальс, или Энергия стыда»). Здесь естественный ход жизни с ее праздничностью и мудростью воплощен через восприятие центрального героя – мальчика Чика. Однако в этих произведениях гротеск обнаруживается в том, как ложные представления проникают в сознание «естественного» героя («Мой дядя самых честных правил», «Запретный плод»), как трудно усваивается отличие между «внеисторическими ценностями жизни» и навязываемыми эпохой фикциями («Чаепитие и любовь к морю», «Чик и Пушкин»), как интуитивно вырабатываются механизмы парадоксальной защиты от «хаоса глупости» и абсурда («Защита Чика»), как постепенно, через непоправимые ошибки и муки стыда, приходит умение «понимать время» («Старый дом под кипарисами»).
Самое сложное соотношение между историческими химерами и вековечным укладом жизни обнаруживается в центральном произведении Искандера, которое он начал писать в 60-е, а закончил уже во второй половине 80-х – цикле «Сандро из Чегема». Эту книгу нередко называют «романом» (сам Искандер и Н. Иванова) или даже «эпосом» (Ст. Рассадин). Однако перед нами несомненно цикл и далеко не слишком стройный26. Интересно, что фактически каждая из новелл, входящих в цикл представляет собой типичный «монументальный рассказ», состоящий из нескольких микроновелл, варьирующих основной сюжет. Так действительно создается эпическая доминанта цикла (что вновь сближает Искандера с Войновичем и Алешковским). Впрочем, когда в центре рассказа нет эпического характера или эпического события, эта жанровая структура быстро опустошается, вырождаясь в слабоорганизованный набор тематически сходных или, наоборот, ни в чем не сходных, но цепляющихся друг за друга анекдотов. (Этим, на наш взгляд объясняется художественная неудача таких рассказов, как «Дядя Сандро и конец козлотура», «Хранители гор, или Народ знает своих героев», «Дороги», «Дудка старого Хасана»).
«Капалуха»
В своих рассказах он описывал тяжелое детство своих друзей, которые были вынужденные расти без родительской любви и заботы. Юность Астафьева пришлась на период Великой Отечественной войны. Писатель также описывал военные события, героическую борьбу советского народа в своих рассказах и новеллах. Отдельное место в его творчестве занимает тема природы и родной деревни.
Ведь детство его прошло в красивейшем крае – Сибири, среди густых еловых лесов и зеркально-чистых вод Енисея. С одним из рассказов В. П. Астафьева – «Капалуха» мы ознакомимся сейчас.
Рассказ «Капалуха»: краткое изложение
Повествования ведется от лица самого автора. Эта история случилась с ним в школьном возрасте, когда он со своими друзьями выпасал молодых телят. В начале рассказа мы видим всю красоту таежного края – с непревзойденным мастерством автор описывает природу своей маленькой родины – хвойные деревья, густые ковры травы и маленькие кустики черники, которые робко прячутся в зарослях.
Один из друзей маленького мальчика (автора) вдруг заметил капалуху, которая пыталась убежать от охотников. Мальчики осмотрели траву и вдруг заметили гнездо этой птицы, в котором уютно располагалось четыре яйца. Кто-то из ребят захотел забрать яйца с собой, однако учитель запретил это делать, объяснив, что из этих яиц в скором времени вылупятся маленькие птенцы.
Автор заканчивает свой рассказ собственными размышлениями о том, что через несколько дней мир увидят маленькие птенцы, которые своим пением станут преображать несравненную природу тайги.
Анализ рассказа «Капалуха»
Несмотря на то, что капалухе удалось защитить своих птенцов от опасности, этот рассказ является очень грустным. Эта история случилась с автором, когда он перебывал в детском доме. Мальчик, который сравнивал капалуху со своей матерью, никогда не видел ее, так как был сиротой.
Воспитанники детского дома нуждались в материнской заботе. Рассказ учителя о будущих маленьких птенцах растопил сердца маленьких ребят, которые были лишены любви своих мам. Автор наделяет капалуху человеческими чертами – смелостью, способностью любить и защищать свое потомство.
Этим он еще больше приближает птицу к образу матерей брошенных детей. Также в своем произведении автору удалось коснуться темы красоты родного края. Читая рассказ, мы словно переносимся в тайгу: видим ее могущественные многовековые деревья, свежие травы, ожерелья ягод.
Возвращение
После войны Виктор сразу поехал в деревню к бабушке. Он очень хотел встретиться с ней, ведь она стала для него единственным и самым родным человеком на всей земле. Он шел огородами, цепляя репьи, его сердце сильно сжималось в груди от волнения. Виктор пробрался к бане, на которой уже завалилась крыша, все уже давно было без хозяйского внимания, а потом увидел под кухонным окном небольшую поленницу из дров. Это говорило о том, что в доме кто-то живет.
Перед тем как войти в хату, он вдруг остановился. У Виктора пересохло в горле. Собравшись духом, парень тихонько, боязливо, буквально на цыпочках зашел в свою хату и увидел, как его бабушка так же, как и в былые времена, сидела на скамеечке возле окна и сматывала нитки в клубок.
Популярные сегодня пересказы
- Каин и Авель — краткое содержание истории Данная история взята из книги под названием Библия. Два брата по имени Каин и Авель первые дети Адама и Евы. Старший – это Каин, младший – Авель. Каин занимался земледелием, он целыми днями находился на поле
- Краткое содержание басни Ворона и лисица Крылова
- Рождество — краткое содержание рассказа Набокова Слепцов, придя вечером во флигель, сел на стул в тот угол, где никогда не сиживал. Его слуга беззвучно внес в комнату керосиновую лампу, надел на нее сверху розовый абажур и так же тихо удалился.
- Про обезьянку — краткое содержание рассказа Житков В рассказе под названием «Про обезьянку» автор описывает события прошлой школьной жизни. Будучи двенадцатилетним мальчиком, рассказчик получает предложение от друга – Юхминенко