Конь с розовой гривой

Память об учителях

Весной, когда тетради кончались, учитель вёл учеников в лес и рассказывал «про деревья, про цветки, про травы, про речки и про небо». О природе он знал много, но и дети знали про лес то, о чём учитель не догадывался. Дети учили его таёжным хитростям. Однажды они наткнулись на гадюку. Защищая учеников, учитель убил её палкой, и только потом дети объяснили ему, что нельзя бить змей, замахиваясь через плечо, — змея может обвиться вокруг палки и упасть человеку на спину.

Виктор повзрослел, фамилии и лица учителей стёрлись из памяти, но осталось главное — уважение к слову «учитель». Уже работая над книгой, от земляков он узнал, что не только именами, но и внешностью они были похожи как брат и сестра. Эти добрые и самоотверженные люди запомнились даже таким нерадивым ученикам, как Витя и Санька.

Школьная фотография тоже сохранилась. Многие снятые на ней ребятишки погибли во время Великой Отечественной войны. Повзрослевший Витя смотрит на неё с доброй улыбкой, без насмешки, ведь эта «фотография — своеобычная летопись нашего народа, настенная его история», сделанная «на фоне родового, разорённого гнезда».

Суть: о чем рассказ?

В далекое сибирское село приехал фотограф — большое событие для жителей! Главные герои, не самые усердные ученики, поняли, что их на фото посадят в последний ряд. Расстроившись, они решили заглушить горе катанием на санках. И рассказчик застудил ноги, слег и не смог присутствовать на фотосессии. Все бабушкины старания вылечить ребенка привели лишь к тому, что он окончательно выбился из сил. Его друг из солидарности тоже никуда не пошел. Мальчики заплакали.

Мальчик болел еще неделю. Но учитель навестил его и принес фотографию на память о классе. Теперь она очень дорога рассказчику. Подробный пересказ представлен здесь.

Астафьев. Краткие содержания произведений

  • Ангел хранитель
  • Бабушка с малиной
  • Белогрудка
  • Бойе
  • Васюткино озеро
  • Веселый солдат
  • Весенний остров
  • Гуси в полынье
  • Далекая и близкая сказка
  • Деревья растут для всех
  • Домский собор
  • Жизнь Трезора
  • Запах сена
  • Зачем я убил коростеля?
  • Звездопад
  • Земляника
  • Злодейка
  • Капалуха
  • Капля
  • Конь с розовой гривой
  • Кража
  • Легенда о стеклянной кринке
  • Людочка
  • Макаронина
  • Мальчик в белой рубахе
  • Милаха и кот громило
  • Монах в новых штанах
  • Ночь темная-темная
  • Осенние грусти и радости
  • Пастух и пастушка
  • Печальный детектив
  • Последний поклон
  • Прокляты и убиты
  • Пролётный гусь
  • Родные березы
  • Стрижонок Скрип
  • Трофейная пушка
  • Фотография, на которой меня нет
  • Хвостик
  • Царь рыба
  • Яшка лось

Краткий пересказ

Глухой зимой в маленькую тихую деревенскую школу приходит неожиданная весть, взбудоражившая всех вокруг: из города приезжает настоящий фотограф, для того, чтобы сделать фотографию всего класса. Учитель и его жена начинают думать, где бы его получше расположить. При этом сами они живут очень бедно, в маленьком скромном домишке, во второй половине которого располагается контора и к тому же очень шумно.

Поэтому такую важную персону, как городской фотограф, у них оставлять было никак нельзя. И жители решили поселить гостя у всеми уважаемого на селе Ильи Ивановича, который был всем другом, кумом и главным советчиком по деревенским делам. Очень уж хотелось всем вокруг угодить фотографу, чтобы тот постарался и снимки получились удачными.

Дети очень переживают, начинают уже заранее обсуждать, кто именно и где будет стоять, что каждый из них наденет для такого важного и ответственного случая. Особенно ребят волновало, в каком именно ряду будут они стоять. К огорчению Вити и Сани, было принято решение расположить самых прилежных учеников впереди, серядняков- посередине, а тех, кто не отличается особым прилежанием поставить и вовсе назад. Обозлившись, Витя с Санькой пошли на вал, кататься с обрыва.  Вернулись домой поздно и все в снегу

К огорчению Вити и Сани, было принято решение расположить самых прилежных учеников впереди, серядняков- посередине, а тех, кто не отличается особым прилежанием поставить и вовсе назад. Обозлившись, Витя с Санькой пошли на вал, кататься с обрыва.  Вернулись домой поздно и все в снегу.

Расплата за такое безрассудство быстро настигла Витьку:  у него сильно начали болеть ноги, тем более, что по наследству он страдал ревматизмом. Расстроенная бабушка сначала сильно отругала его, а после принялась усиленно лечить, натерла спиртом, да пропарила в бане. Но болезнь не отпускала, сильно болели ноги, причем так, что мальчик не мог встать на них.

Досталось от бабушки и Саньке, который пришел за другом, чтобы вместе идти фотографироваться. Витька тем временем пытался собраться в школу, но у него ничего не получалось: ноги не слушались и подкашивались. Расстроенный от своей беспомощности, он кричал, что пойдет в школу все равно, но никак не мог подняться.

Увидев страдания друга, Санька принял мужественное для себя решение: он не пойдет тоже, в знак солидарности. И пообещал другу, что как только тот выздоровеет,  они вдвоем обязательно поедут в город и сделают самые лучшие фотографии, которые только могут быть.

Витя еще неделю не ходил в школу, находясь под присмотром бабушки, которая  усиленно лечила его и  баловала. Ему было дома очень скучно и единственным развлечением было смотреть в окно, да любоваться цветами на нем.

Вскоре в доме появляется  гость- школьный учитель, принесший с собой фотографию. На ней были все ученики, кроме Вити и Сани. Мальчик внимательно рассматривает фотографии сверстников и  переживает, что отсутствовал в такой важный жизненный момент. Еще ему очень обидно, что из-за него на снимке нет и его лучшего друга, не пожелавшего фотографироваться без него.

Учитель, как может, успокаивает его, но мальчишка еле сдерживает слезы: он так мечтал быть на этом снимке. В окружении учеников на фото и сам учитель, с немного грустной, но очень доброй улыбкой. Рядом с ним его жена, такая же милая и приятная.

Больше про школьную жизнь между собой они не говорят, пьют чай, да общаются на повседневные темы. Бабушка потом очень гордилась, что к ней в дом сам учитель приходил , рассказывала об этом всем своим знакомым. Учителя в деревне пользовались большим почетом и уважением. Местные жители всячески старались им потихоньку помогать: то дров подбросят, то молока или сметанки оставят, то ягод всевозможных на стол положат. И те непременно отвечали благодарностью: обустраивали школу, привозили учебники, тетрадки, карандаши, ставили театральные постановки, учили  танцам и разным играм.

Прошли годы, но дети не забыли своего учителя, слишком много он сделал для них, всегда был готов прийти на помощь, подсказать словом, хоть немного, но облегчить их жизнь. И хоть фамилию они его все позабыли, но гордое звание «учитель» так и осталось в школьной памяти ребят. Автор бережно сохранил ту самую школьную фотографию, несмотря на то, что она вся пожелтела и обломилась по углам, но лица учеников все равно можно было рассмотреть. Многие из них не вернулись с войны, навсегда оставшись в памяти такими же юными и беззаботными, как на стареньком фото.

Главные герои

Главными действующими лицами произведения Виктора Петровича Астафьева «Фотография, на которой меня нет» являются жители деревни Овсянка, расположенной на берегу Енисея:

Витя Потылицын. От его лица ведется повествование. Он не отличается прилежанием и хорошим поведением в школе. После смерти родителей он живет в деревне у бабушки и учится в сельской школе.
Санька. Друг Вити, мальчик с веселым и непоседливым характером. Он готов во всем поддержать своего товарища. Он предложил пойти кататься на горку, после чего Виктор слег с тяжелой болезнью. Санька сочувствует Вите и ради него о готов пойти на любые жертвы, поскольку сфотографироваться в то время было большой удачей.

Екатерина Петровна. Бабушка главного героя, которая любит своего внука. Она заботится о мальчике и старается помочь ему

Ей важно, чтобы внук выздоровел и смог вместе с другими ребятами сфотографироваться на память. Ее речь полна ярких выражений, многие слова она говорит неправильно

Эта трудолюбивая и спокойная женщина отличается добрым характером. После раскулачивания, когда многие односельчане лишились крова, она помогала землякам.

Евгений Николаевич. Учитель сельской школы, который вместе с женой и маленьким ребенком проживают в маленьком старом домике. Главный герой вспоминает о нем с особой теплотой и любовью. Педагог всегда старался поддержать детей и проводил с ними много времени, гуляя в лесу, и рассказывая много интересного о его обитателях. Учитель старается обустроить местную школу. Малограмотные крестьяне считали Евгения Николаевича образованным и очень уважали. Педагог отличался дружелюбным, приветливым характером. Он всегда старался помочь односельчанам, которые приносили ему дрова и подшивали валенки. Женщины старались помочь его жене ухаживать за малышом и приносили грибы и ягоды.

Список и краткая характеристика героев «Фотография, на которой меня нет»

Главные герои:

  • Витя Подтылицын растёт без матери, которая рано умерла, и отца, поэтому живёт в доме бабушки и деда. Добрый, отзывчивый, наблюдательный, старается прислушиваться к советам старших, но иногда поддаётся влиянию друзей.
  • Бабушка – настоящая хозяйка дома и семьи. Она строгая, но справедливая, добрая и любящая.

Второстепенные персонажи:

  • Санька – друг и сосед Вити, бесстрашный, заводила во всех шалостях, уважительно относится только к бабушке Катерине.
  • Молодые учителя деревенской школы, прежде городские жители. Они увлечённые своим делом, целеустремлённые, доброжелательные, воспитанные, любят своих учеников.
  • Дедушка – мягкий, доброжелательный, трудолюбивый человек.
  • Тётка Авдотья – помощница по хозяйству в семье учителей. Решительная, отзывчивая, доброжелательная, хозяйственная.

История родового гнезда

“Барышня-крестьянка” – краткое содержание повести Александра Сергеевича Пушкина

Дом, в котором размещалась школа, был срублен еще прадедом Вити, он и родился в нем. Но вскоре родителей из него отселили, а прадеда раскулачили. Таких людей выгоняли просто на улицу, но родня расселяла их у себя. В деревне было полно пустых домов. Жители иногда возвращались в них, но не обживались в ожидании повторного выселения. Другие кулацкие дома занимались новыми жильцами — сельскими тунеядцами. Они быстро доводили дом до разрушения и занимали новый.

Выселение проходило безропотно, но за Витиного прадеда заступился один из жителей — глухонемой Кирила. Уполномоченный, привыкший к покорности и не ожидавший сопротивления, получил колуном по голове. Кирилу арестовали, а прадеда со всей семьей выслали в Игарку, где он почти сразу и умер. В родовой избе Виктора сначала размещалось колхозное правление, потом обитали новые жильцы. Все, что они не развалили, впоследствии перешло к школе.

Основная мысль

Центральную идею этого произведения можно понять из его последних строк, где автор вспоминает, как ценно для него было отношение учителя, а также каким он запомнился, — застенчивым и скромным, но всегда готовым защитить своих учеников, помочь людям и хоть как-то облегчить их жизнь. Автор желает всем, кто выберет профессию учителя, дожить до таких же почестей и надолго остаться в памяти народа.

Школьная фотография до сих пор в сохранности, хотя уже давно пожелтела, а уголки обломались. Спустя много лет писатель с теплотой думает о своих товарищах и учителях, глядя на сохранившийся снимок. В. Астафьев узнает всех ребят на нем и тех сибиряков, кто не вернулся с войны. Основная мысль, выраженная автором в рассказе: фотография — это не просто изображение, на которое интересно смотреть. Это своего рода народная летопись, история, размещенная на стенах. Историческая память складывается не только из политических событий и войн. Главное — это судьбы людей, живущих в этой стране.

Молодая семья учителей

Через несколько дней к больному Вите зашёл учитель Евгений Николаевич, справился о здоровье и принёс готовую фотографию.

Евгений Николаевич — сельский учитель, лет 25, волосы гладко зачёсаны назад, уши оттопырены, лицо бледное, неприметное, добрый и умный, самоотверженный

Несмотря на молодость, Саньке он казался пожилым и очень солидным.

Витя долго рассматривал фотографию, на которой были запечатлены сельские ребятишки. В гуще ребят стояли Евгений Николаевич с женой Евгенией Николаевной и чему-то еле заметно улыбались.

Евгения Николаевна — сельская учительница, жена Евгения Николаевича, похожая на него не только именем, но и внешне

Только Вити и Саньки там не было…

Бабушка тем временем окружила учителя заботой и вниманием, напоила чаем. Учителя, молодые супруги, были вежливы даже к ссыльным и всегда готовы помочь, поэтому Катерина Петровна, как и остальные жители села, относилась к ним с молчаливым уважением

Даже Санькиного отца, многодетного пьяницу и «лиходея из лиходеев», Евгений Николаевич смог утихомирить, лишь один раз поговорив с ним.

Семья молодых учителей занимала половину ветхого домишки. Деревенские помогали им, как могли: кто за их новорожденным ребёнком посмотрит, кто оставит им молока, сметаны, творогу или брусники, кто воз дров привезёт.

«Учителя были заводилами» в сельском клубе — учили ребят петь и танцевать, ставили смешные пьесы и сами играли в них попов и буржуев. На деревенских свадьбах учителя были самыми почётными гостями, но во время гулянок вели себя строго и приучили народ «выпивкой их не неволить».

Продолжение после рекламы:

Основные герои рассказа

Астафьев написал рассказ «Фотография, на которой меня нет», с кратким пересказом которого следует ознакомиться. Для автора это не обычная литературная работа. Она основана на реальных событиях. Автобиографический текст увидел мир в 1968. Действия происходили 1932-36 годах. Писатель и драматург точно передал атмосферу происходящего, так как являлся участником событий.

Сюжет краткого пересказа крутится вокруг нескольких главных героев:

  • Екатерина Петровна – бабушка Вити. Простая женщина, крестьянка. Любящая и заботливая для своего внука.
  • Витя – главное действующее лицо. В рассказе говорится об уже взрослом человеке. Судьба у него трагическая. Воспитанием занималась бабушка, родителей не было.
  • Евгений Николаевич – учитель школы, в которой учился Виктор. Творческий, умный и дружелюбный человек.
  • Саша – лучший друг Вити. История их дружбы легла в основу произведения и стала примером для многих детей.

В рассказе задействованы также другие местные жители, учителя, ученики школы. Среди них уважаемые люди, пьяницы, простые крестьяне. Несмотря на сложное время, главные герои проявляли дружелюбие, уважение. И даже главные хулиганы проявили себя с положительной стороны.


«Последний поклон» В.Астафьева

История создания

Виктор Астафьев создал большое автобиографическое произведение, одной из частей которого является рассказ «Фотография, на которой меня нет». Сам писатель говорит о том, что хотел написать о своей родной Сибири, о людях, её населяющих, о своём детстве.

Писатель хотел донести до читателя идею родства, связи поколений. В рассказе описываются главные герои – бабушка и внук, их тёплые, родственные отношения, что показывает преемственность поколений. Именно бабушка даёт понятия внуку о доброте и дружбе, о сострадании и заботе о ближнем, она учит его жизни.

Писать большую книгу автор начал в 1956 году с небольших рассказов о своём детстве. Рассказ «Фотография, на которой меня нет», был опубликован в сборнике Астафьева «Далёкая и близкая сказка», год написания – 1968.

для самых компанейских —

для самых занятых —

Автобиографический рассказ Астафьева повествует о жизни сибирской деревни в довоенные годы.

Анализ произведения «Фотографии, на которой меня нет» даёт понять, какой глубокий смысл содержит это творение автора. В рассказе чётко прослеживается основная мысль, касающаяся каждого человека. Историческая тема, тема родственных отношений, о которых должен помнить каждый человек, тема дружбы и взаимопонимания, верности и любви – все эти проблемы охвачены в этом небольшом, но содержательном рассказе.

В своей истории писатель рассказывает о приезде в деревню городского фотографа, и это считается значительным событием для каждого из сельчан. Действие происходит в довоенное время. Главный герой, вместе со своим другом, намокнув в снегу, заболел и не смог пойти в школу. Бабушка всеми средствами пытается вылечить внука, чтобы он скорее выздоровел, смог сходить сфотографироваться, но усилия любящей бабушки тщётны, болезнь крепко приковала мальчика к постели. К нему приходит друг Санька и, когда видит, что Витя не может идти, тоже отказывается сниматься. Так проверяется настоящая дружба. Какое великодушное сердце и какую сильную волю надо иметь, чтобы отказаться от такого события, которое, может, больше и не повторится

На примере Санька, становится ясно, чему учит рассказ, а именно, умению отказаться ради дружбы от всего дорогого, важного и неповторимого, Санька понял, что именно такой поступок в данный момент является самым важным, и не только для больного друга, но и для него самого. Это настоящий пример самоотверженности и великодушия

В рассказе проблематика отношений касается не только главного героя, но и всех жителей деревни.

Повзрослев, Витя смотрит на эту фотографию, где запечатлены школьники на фоне его родного дома, и перед ним встают образы тех людей, которые жили с ним рядом, учились и работали. Фотография хранит на себе события тех далёких дней, являясь частью истории.

Именно об этом хотел сказать автор в своём произведении, что надо свято беречь в памяти прошлое, ведь без него нет и будущего.

История создания рассказа «Фотография, на которой меня нет»

Рассказ Виктора Астафьева «Фотография, на которой меня нет» был написан в 1968 году. Это автобиографическое произведение, в котором известный прозаик повествует о событиях своего детства, прошедшего в маленьком сибирском селе Овсянка. Впоследствии рассказ вошел в состав повести «Последний поклон», посвященной Катерина Петровне, бабушке писателя.

В начале 30-х годов прошлого века русская деревня переживала не самые лучшие времена. У крестьян не было никакой уверенности в завтрашнем дне. Уже прошла первая волна коллективизации, в селе появились дома выселенцев, среди которых были и родственники писателя по отцу. Но жизнь все-таки шла своим чередом, в Овсянке работала начальная школа, возглавляемая учителем, который был настоящим подвижником. Именно этот учитель, изо всех сил старающийся приобщить сельский люд к культуре, пригласил фотографа, чтобы сделать общее школьное фото.

Уже вечером Витька, всю жизнь страдавший от «рематизни», глубоко раскаялся в своем поведении – у него разболелись застуженные ноги. Бабушка предприняла все меры для восстановления его здоровья, но обычные снадобья и лекарства не помогли. На следующий день мальчик не смог пойти в школу, где уже работал фотограф. Из солидарности с другом Санька тоже отказался фотографироваться. Через много лет Астафьев, рассматривая общую школьную фотографию, вспомнил об этом случае и описал его в своем произведении.

Автобиографический рассказ создан в жанре реализма. Автор с большой любовью описывает жизнь и быть обыкновенных русских людей, сибиряков. В речи бабушки он широко использует местный диалект, читать ее монологи необыкновенно интересно. Астафьев построил свое произведение как рассказ в рассказе. Речь идет от лица взрослого опытного человека – на тот момент автору уже исполнилось 45 лет, и от лица младшего школьника, каким он был много лет назад.

Русская деревня с ее старинным патриархальным укладом, доживающая последние дни после коллективизации, в рассказе писателя выглядит привлекательно. Здесь всегда придавалось большое значение общественному мнению, выразителем которого была бабушка Катерина Петровна Потылицына, «Генерал», как звали ее в селе. Она принимала деятельное участие во всех событиях, происходящих в селе, и всем этим событиям давала справедливую оценку. В самой деревне неладно – часть жителей раскулачили, выгнали из собственных домов. У власти в Овсянке оказался никчемный Болтухин, успевающий греть руки на имуществе выселенцев.

Витьке повезло, что после смерти матери он остался с бабушкой и дедом Потылицыными. Они были настоящими русскими крестьянами, эту пару уважали в селе. В Овсянке пользовались большим уважением и учителя, семейная пара – Евгений Николаевич и Евгения Николаевна. Астафьев очень тепло описывает, как учитель пришел проведать его, больного ученика, и принес фотографию. Бабушка принимала редкого гостя с большим почетом, а Витька радовался, что она сумела накрыть для него стол с хорошим «городским» угощением.

Астафьев – настоящий мастер художественного слова. Кратким описанием, несколькими штрихами он дает полную характеристику любому своему герою. Сельский учитель у него – настоящий просветитель, не жалеющий сил и времени на деревенских ребятишек. Именно такие подвижники смогли сохранить живую душу у детей, растущих в непростое время, воспитать у них любовь к родной земле, к труду. В противовес рьяному сельсоветчику Болтухину, мнящему себя властью, скромный Евгений Николаевич был властью настоящей, его любили и уважали.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 1

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Деревенские дома и окна

Автор с больши́м знанием описывает деревенские дома, а особенно их окна. По местному обычаю хозяйки утепляли и одновременно украшали окошки своих домов. Составленные композиции могли многое рассказать о характере женщин. Оконная картина, созданная бабушкой главного героя, отличалась строгой и неброской красотой. На белой вате между стеклами в горнице Катерина Петровна раскладывала несколько веточек рябины с листочками. Больше никаких излишеств не было.

В средней и крайней комнатах между рам на мох вперемешку с брусничником клались березовые угли и ворох рябины без листьев. Все это делалось не просто так:

  • мох вбирает сырость;
  • уголь не дает стеклам обмерзнуть;
  • рябина предохраняет от угара чадящей печки.

Отношение к учителям

Главный герой, его бабушка и другие жители села учителей очень уважают. Супруги, преподававшие в Витиной школе, ко всем относились с добротой. Они всегда были вежливы и никому не отказывали в помощи, в том числе ссыльным. Учитель мог утихомирить даже главного сельского лиходея Левонтия. И местные жители в ответ помогали учительской чете:

  • присматривала за ребенком;
  • делились продуктами;
  • привозили дрова.

Обязательным считалось пригласить учителей на деревенские свадьбы, там они были очень почетными гостями. Оказывался почет им не зря. Начинала работать в школе эта молодая интеллигентная пара, когда там даже парт не было, тем более книжек и тетрадок, а отапливалось помещение угарными печами. Ребята принесли из дому табуреты и стулья и так слушали учителей, сидя кружком. Писать приходилось одним на всех красным карандашом, расположившись у подоконника, а учиться считать — на лучинах или спичках.

Позже деревенские мужики в свободное время соорудили парты и лавки. Когда весной чистых тетрадей уже не было, учитель водил школьников на прогулки в лес и много рассказывал о природе. Автор удивляется, как много всего интересного он знал, например, из какого дерева делают бумагу и на что идет сосновая сера, но и к ребятам прислушивался, когда те рассказывали что-то свое о лесе.

«Фотография, на которой меня нет» кратко

Главный герой рассказа, мальчик Витя, живет с бабушкой и дедушкой в сибирской деревне Овсянка; родители мальчика умерли. Однажды зимой в деревню приезжает фотограф из города, чтобы сделать общий снимок всей школы.

Накануне съемки Витя и его друг Санька катаются на санках и набирают полные валенки снега. Ночью у Вити начинают ужасно болеть ноги от ревматизма: это случается каждый раз, когда мальчик застужает ноги. Витя воет и плачет от боли. Бабушка ругает его за безответственность. Всю ночь старушка лечит внука народными средствами, растирая ему ноги и т.д. Ночью дед затапливает баню, бабушка уносит туда Витю и снова растирает ему ноги и т.д. Наконец под утро мальчик засыпает.

На следующий день Санька приходит к Вите и зовет на фотосъемку. Увидев, что друг не может ходить от боли, Санька в знак солидарности решает тоже не идти фотографироваться. После этого Витя неделю не ходит в школу из-за болей в ногах. В эти дни его навещает школьный учитель Евгений Николаевич. Мужчина спрашивает про здоровье мальчика и вручает ему фотографию: на ней есть все ученики и двое учителей, но, конечно, нет Вити и Саньки. Витя едва не плачет оттого, что не попал на фотографию.

Бабушка Вити угощает учителя чаем и сладостями. Тот рассказывает, что вчера какой-то добрый человек подбросил ему к дому воз дров. Бабушка и все село знают, кто это сделал, но не говорят учителю. В деревне все уважают эту милую семейную пару учителей за их вежливость и отзывчивость; кто-то из местных тайно подбрасывает им дрова, кто-то приносит молоко, сметану и т.д. Учителю около 25 лет, у него немного печальные и очень добрые глаза. Его жена-учительница недавно родила сына. Когда пара только приехала в село, в школе не парт и тетрадей, на весь класс был один учебник и карандаш. Учитель помог детям приобрести учебники, тетради, краски и т.д., за свои деньги установил в школе парты.

В эту зиму, после визита фотографа, Витя много болеет и пропускает уроки. Весной учитель водит детей в лес, где они беседуют о природе, приметах и т.д. В одном из походов учитель видит змею. Боясь за жизнь учеников, мужчина свирепо бьет змею палкой, пока та не умирает. Потом дети объясняют учителю, что змею нельзя бить, махая палкой через плечо: так ее можно забросить на себя. Учитель признается, что впервые в жизни видел змею. Спустя годы взрослый Виктор с нежностью и благодарностью вспоминает своих добрых школьных учителей. Виктор сожалеет, что многие ребята из его школы (с той самой общей фотографии) впоследствии погибли на войне 1941–1945 гг.

Виктор также помнит, как в его селе происходило раскулачивание зажиточных крестьян (вероятно, в 1930‑е гг.). Осенью бригады “ликвидаторов” выселяли раскулаченные семьи на улицу. Обездоленные люди ютились у родных, селились во времянках и терпели всяческие лишения. “Ликвидаторы” действовали хладнокровно и безжалостно. Однажды “ликвидаторы” пришли выселять семью Платоновских. Хозяйка дома отказывалась покидать дом, тогда один из “ликвидаторов” ударил ее сапогом по лицу. В ответ немой крестьянин Кирила накинулся с топором на “ликвидатора”, изувечив его насмерть. Кирилу арестовали, а выселение раскулаченных семей ускорилось. Бедных Платоновских выслали в город, после чего о них никто не слышал (вероятно, их сослали или расстреляли).

В те же годы были раскулачены и выселены из своих домов прадед и дед Вити; прадеда сослали в тюрьму, где тот вскоре умер.

Рассказ «Конь с розовой гривой» Астафьева В. П. был написан в 1968 году. Произведение вошло в повесть писателя для детей и юношества «Последний поклон». На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Коня с розовой гривой», который изучают в 6 классе. В рассказе «Конь с розовой гривой» Астафьев раскрывает тему взросления ребенка, формирования его характера и мировоззрения. Произведение считается автобиографичным, описывающим эпизод из детства самого автора.

Короткий пересказ «Фотография, на которой меня нет»

Глухой зимой нашу школу взбудоражило невероятное событие: к нам едет фотограф из города. Фотографировать он будет «не деревенский люд, а нас, учащихся овсянской школы»

Возник вопрос — где селить такого важного человека? Молодые учителя нашей школы занимали половину ветхого домишки, и у них был вечно орущий малыш. «Такую персону, как фотограф, неподходяще было учителям оставить у себя»

Наконец фотографа пристроили у десятника сплавной конторы, самого культурного и уважаемого человека в селе.

Весь оставшийся день школьники решали, «кто где сядет, кто во что оденется и какие будут распорядки». По всему выходило, что меня и левонтьевского Саньку посадят в самый последний, задний ряд, поскольку мы «не удивляли мир прилежанием и поведением». Даже подраться не получилось — ребята просто прогнали нас. Тогда мы начали кататься с самого высокого обрыва, и я начерпал полные катанки снега.

Ночью у меня начали отчаянно ныть ноги. Я застудился, и начался приступ болезни, которую бабушка Катерина называла «рематизня» и утверждала, что я унаследовал её от покойной мамы. Бабушка лечила меня всю ночь, и уснул я только под утро. Утром за мной пришёл Санька, но пойти фотографироваться я не смог, «подломились худые ноги, будто не мои они были». Тогда Санька заявил, что тоже не пойдёт, а сфотографироваться успеет и потом — жизнь-то долгая. Бабушка нас поддержала, пообещав свезти меня к самому лучшему фотографу в городе. Только меня это не устраивало, ведь на фото не будет нашей школы.

В школу я не ходил больше недели. Через несколько дней к нам зашёл учитель и принёс готовую фотографию. Бабушка, как и остальные жители нашего села, относилась к учителям очень уважительно. Они ко всем были одинаково вежливы, даже к ссыльным, и всегда готовы были помочь. Даже Левонтия, «лиходея из лиходеев», наш учитель смог утихомирить. Помогали им деревенские, как могли: кто за дитём посмотрит, кто горшок молока в избе оставит, кто воз дров привезёт. На деревенских свадьбах учителя были самыми почётными гостями.

Работать они начинали в «доме с угарными печами». В школе не было даже парт, не говоря уже о книжках с тетрадками. Дом, в котором разместилась школа, срубил ещё мой прадед. Я там родился и смутно помню и прадеда, и домашнюю обстановку. Вскоре после моего рождения родители отселились в зимовье с протекающей крышей, а ещё через некоторое время прадеда раскулачили.

Раскулаченных тогда выгоняли прямо на улицу, но родня не давала им погибнуть. «Незаметно» бездомные семьи распределялись по чужим домам. Нижний конец нашего села был полон пустых домов, оставшихся от раскулаченных и высланных семей. Их-то и занимали люди, выброшенные из родных жилищ накануне зимы. В этих временных пристанищах семьи не обживались — сидели на узлах и ждали повторного выселения. Остальные кулацкие дома занимали «новожители» — сельские тунеядцы. За какой-нибудь год они доводили справный дом до состояния хибары и переселялись в новый.

Из своих домов люди выселялись безропотно. Только один раз за моего прадеда заступился глухонемой Кирила. «Знавший только угрюмую рабскую покорность, к сопротивлению не готовый, уполномоченный не успел даже и о кобуре вспомнить. Кирила всмятку разнёс его голову» ржавым колуном. Кирилу выдали властям, а прадеда с семьёй выслали в Игарку, где он и умер в первую же зиму.

В моей родной избе сперва было правление колхоза, потом жили «новожители». То, что от них осталось, отдали под школу. Учителя организовали сбор вторсырья, и на вырученные деньги купили учебники, тетради, краски и карандаши, а сельские мужики бесплатно смастерили нам парты и лавки. Весной, когда тетради кончались, учителя вели нас в лес и рассказывали «про деревья, про цветки, про травы, про речки и про небо».

Уже много лет прошло, а я всё ещё помню лица моих учителей. Фамилию их я забыл, но осталось главное — слово «учитель». Фотография та тоже сохранилась. Я смотрю на неё с улыбкой, но никогда не насмехаюсь. «Деревенская фотография — своеобычная летопись нашего народа, настенная его история, а ещё не смешно и оттого, что фото сделано на фоне родового, разорённого гнезда».

Рассказ Виктора Астафева «Мальчик в белой рубахе», написанный в 1968 году, является очень серьезным и трагическим. Сюжет рассказа разворачивается вокруг одной семьи – матери и трех её сыновей. При подготовке к уроку по литературе предлагаем прочитать краткое содержание «Мальчик в белой рубашке» для читательского дневника.

Приезд фотографа

Можно было бы ему остановиться у пары молодых учителей, но они занимают всего лишь половину ветхого домика, да и малыш их постоянно плачет. Жители Овсянки выдвигают аргумент, что такое жилье не подходит фотографу, поэтому селят его у служащего сплавной конторы Ильи Ивановича Чехова. Этот человек происходит из семьи ссыльных, считается самым уважаемым и культурным в деревне. Такое решение устраивает весь местный люд.

Одноклассники главного героя «Фотографии, на которой меня нет» в оставшееся время строят планы, как будут фотографироваться. Они думают:

  • как лучше сесть;
  • кто что наденет;
  • кто разместится впереди, а кто сзади.

По всему выходило, что Вите, как и его другу Саньке, даже середина не светит. Придется им располагаться в последнем ряду, как не отличившимся ни в учебе, ни в хорошем поведении, а там непонятно, будет ли их видно на снимке. Ребята хотели подраться с другими школьниками за хорошее место, но те не поддались на уловку и прогнали друзей. Витя и Санька отправились кататься на санках с очень высокого обрыва. Разгоряченные, они вывалялись в снегу и понабирали его в сапоги-катанки.

Заключение

Несмотря на простой, незамысловатый сюжет рассказа, автору удалось раскрыть много важных тем, среди которых верность, дружба, любовь, благородство. В мелких, незначительных деталях он раскрыл быт сибирской довоенной деревни, показал характеры и взаимоотношения местных жителей.

После ознакомления с кратким пересказом «Фотография, на которой меня нет» рекомендуем прочесть рассказ Астафьева в полной версии.

Предыдущая запись «Телеграмма» краткое содержание рассказа Константина Паустовского – читать пересказ онлайн
Следующая запись «Хаджи-Мурат» краткое содержание повести Толстого – читать пересказ онлайн

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: