«Облака» очень краткое содержание
Аристофан «Облака» краткое содержание для читательского дневника:
В Афинах жил себе Сократ, который был учен умен, и кроме того – философ, и именно это и подвигло многих людей отправляться к нему в ученье, чтобы стать таким же как он – великим мыслителем.
Была одна семья, где уже вырос мальчик, став юношей. Но он, Стрепсиад, как его звали, был увлечен конными скачками и играми. Это нравилось парню, но он впал в долги просто огромные, и именно из-за этих конных скачек. А потому, отец, возмущаясь, обвинял поначалу жену – горожанку, которая хотела, что мальчик рос образованным и настоящим – аристократом.
Потом отец советует сыну поехать учиться к великому Сократу, который научил бы его своим мыслям – философским, которые и сделали бы его не таким бедным. Ведь умными непонятными мыслями можно обдурить людей.
Потом парень все же поехал к Сократу, который стал учить его смирению, но вместе с тем – совсем не таким вещам, как казалось бы, должен был учить философ. И потому, когда кредиторы пришли получить свои деньги, он смог наглостью своей просто загнать их в угол. Стрепсиад понял, что смирение приведет его к бедности, а не к богатству, а потому, он решил, что только наглость поможет ему и дальше жить припеваючи.
Главная мысль:
Аристофан своей комедией хотел показать, что поступки, всегда считавшиеся хорошими, не так хороши, а плохие, не так ужасны.
https://youtube.com/watch?v=8_pQ152hhqA
Краткое содержание: Облака
Известный греческий философ Сократ славился тем, что во многом сомневался. Его философия привела его же к казни, так как своими тезисами он задевал само государство. В комедии облака о Сократе написали то, чего на самом деле не было. Название «Облака» появилось благодаря тому, что одной из первых тем, обсуждаемых философами, было происхождение облаков. Из чего они образуются? Чем примечательны? На сцене облака изображал хор в белых покрывалах и с длинными носами.
Аристофан своей комедией хотел показать, что поступки, всегда считавшиеся хорошими, не так хороши, а плохие, не так ужасны. Герой комедии обычный житель Афин Стрепсиад, у которого был легкомысленный транжира сын. Благодаря сыну отец оброс долгами и его не отпускают мысли о кредиторах, о том, как с ними расплатиться. Стрепсиад узнал, что есть мудрецы, способные сделать из правды неправду. Старик принял решение пойти к мудрецам, чтобы научиться новой науке, с помощью которой он хотел избавиться от кредиторов.
Старик приезжает к Сократу в его «Мыслильню». Ученик философа рассказывает Стрептисиаду, чем они занимаются. Как то им взбрело в голову измерять шаги блохи, чтобы просчитать её прыжок. Их также волновало, чем жужжит комар, задницей или гортанью? Сократ встречает гостя, сидя в гамаке, чтобы быть поближе к миру. Гость просит философа, заклиная богами, научить таким словам, чтобы не платить кредиторам. «Какими богами? у нас боги новые — Облака»- отвечает мыслитель. И продолжает свою речь, отрицая существование Зевса и божьего наказания. Объясняя свою теорию тем, что много кто был бы наказан за свои деяния, но они живут припеваючи. Сократ советует старику отречься от долгов, клясться Зевсом, что он ничего никому не должен. Эта клятва его ничем не обязывает, а правда будет кривдой. Затем на сцене происходит шуточный бой между Правдой и Кривдой. Последняя берёт вверх. Из этого представления, Стрепсиад понял, что смирение ему ничего не даст, своей цели можно добиться только наглостью. Стрепсиад и сын спокойно ждут. Начинается паломничество кредиторов. На все требования старик отвечает отказом, якобы он ничего никому не должен и при этом клянётся Зевсом. Кредиторы уходят ни с чем.
Но Стрепсиаду придётся за всё заплатить. Он поссорился с сыном и тот неожиданно схватился за палку и стал бить отца. Старик возмущается, что по закону нельзя бить отца. А сын возражает, что по уговору нельзя, а по природе — можно. Теперь старик понял, куда привело его Сократово учение, куда завели Облака. После этого Стрепсиад взяв факел, бросился к «мыслильне», чтобы её сжечь в отместку Сократу. Горит огонь, клубится дым, крики и на этом комедия заканчивается.
Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Облака». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты
Описание смерти Сократа
Сократа приговорили к смерти в возрасте 70 лет. Он стойко перенес весь процесс казни. До сих пор поведение Сократа перед лицом смерти считается каноном мужества. Пока философ дожидался в тюрьме своего часа, он выведал у привратника, как ему себя вести. Когда ему преподнесли кубок с ядом, он спокойно его выпил.
После этого он ходил по камере, пока его бедра не начали цепенеть, потом ему пришлось лечь. Каковы же были слова Сократа перед смертью? В предсмертный час он обратился к своему другу Критону. Сократ напомнил ему о том, что он должен Асклепию петуха, и попросил, чтобы тот не забыл отдать его.
В кого верил Сократ?
Перед тем как узнать, как умер Сократ после вынесенного ему приговора, мы должны разобраться все же, в кого он веровал. По его словам, внутри него жил демон, который подсказывал ему, как жить, оберегал его от совершения неправильных поступков. Поэтому поведение Сократа часто выходило за рамки моральных устоев, у него была собственная мораль, которая не приносила никому зла, но шла вразрез с тем, к чему привыкли жители Афин. Если говорить кратко, причиной смерти Сократа было инакомыслие, хоть оно и не приносило никому горя, власть и жителей города это не устраивало.
Философ относился к своим обвинителям, судьям и всем горожанам, которые его не поддержали, как к малым детям. Себя он считал правым, хотя и понимал, что его ценности сильно разнятся с ценностями современников. Он с любовью относился к людям, считая их неразумными детьми. Себя же он отождествлял со старшим братом или отцом. Он не злился на приговоривших его к смерти, но до последнего момента пытался поведать судьям истину.
Сократ — честный гражданин
Имея, как и все граждане, определенные обязательства перед семьей, городом, страной, Сократ всегда выполнял их добросовестно. Оно почитал общественный закон, но старался поступать ответственно и отличался тем, что всегда высказывался собственное мнение. К примеру, когда он был в составе суда, где присяжных было около 500 человек, он один не согласился с вынесением смертного приговора стратегам, которые выиграли битву при Аргинусах. Их обвинили в том, что они не похоронили тела погибших в битве воинов.
Сражаясь в Пелопонесской войне, он проявил себя как очень мужественный воин. Два раза он рисковал жизнью, чтобы спасти своих товарищей. Таких подвигов на счету у Сократа множество, но он никогда не кичился ими. Он считал, что это называется «жить по совести».
Раздел 1
Анализ комедии Аристофана “Облака”
Если рассматривать образ Сократа в античной литературе, то, прежде
всего, нужно говорить о комедии Аристофана “Облака”. Каким видел знаменитого
философа греческий комедиограф, и как это видение соотносится с теми
представлениями о Сократе, которые дошли до наших дней?
Прежде всего, хотелось бы остановиться на названии комедии —
“Облака”. Она называется так потому, что ее хор составляют облака — те новые
божества, которые признает Сократ, вместо прежних греческих божеств.
Фабула комедии основывается на том, что простолюдин Стрепсиад,
всецело связанный с деревней, но живущий в городе и сбитый с толку софистами,
пытается с помощью софистических ухищрений доказать своим многочисленным
кредиторам, что он не обязан выплачивать им свои долги. Для этого он отправляется
в мыслильню, то есть в школу Сократа, но из его обучения ничего не выходит.
Тогда он направляет к Сократу своего сына Фидиппида, развратного молодого
человека, который легко усваивает умение спорить у софистов, благодаря чему
Стрепсиад легко разделывается с двумя кредиторами. Но во время праздничного
пира отец и сын ссорятся, в результате чего Фидиппид бьет своего отца, приводя
для этого заимствованные аргументы у софистов. В случае надобности он готов
побить и собственную мать. Разгневанный отец в запальчивости сжигает дом
Сократа.
Из комедии “Облака” мы сразу же понимаем, как относится Аристофан к
Сократу. Уже с самых первых страниц мы видим, с каким презрением и злобой
говорит Фидиппид о Сократе и его учениках:
За ней обитают мудрецы. Если послушать их, то окажется, что небо —
простая железная печка, а люди — угли в этой печке.
Историческая справка [ править ]
«Облака»
представляют собой отход от основных тем ранних пьес Аристофана — афинской политики, Пелопоннесской войны и необходимости мира со Спартой. Спартанцы недавно прекратили свои ежегодные вторжения в Аттику после того, как афиняне взяли спартанских заложников в битве при Сфактерии в 425 году, и это вкупе с поражением, понесенным афинянами в битве при Делиуме в 424 году, обеспечило подходящие условия для перемирие. Таким образом, первая постановка«Облаков» в 423 г. до н.э. произошла в то время, когда Афины с нетерпением ждали периода мира. Клеон, популистский лидер провоенной фракции в Афинах, был целью всех ранних пьес Аристофана, и его попытки привлечь Аристофана к ответственности за клевету в 426 г. лишь подлили масла в огонь. Однако Аристофан особо выделил Клеона в своей предыдущей пьесе«Рыцари» в 424 году, и упоминаний о нем в«Облаках» относительно мало .
Свободный от политических проблем и вопросов военного времени, Аристофан в «Облаках»
сосредотачивает внимание на более широком вопросе, лежащем в основе многих конфликтов, изображенных в его пьесах, — проблеме Старого против Нового или битве идей. Научные рассуждения ионийских мыслителей, таких как Фалес в шестом веке, становились обычным знанием во времена Аристофана, и это привело, например, к растущему убеждению, что цивилизованное общество не было подарком богов, а скорее развилось
постепенно от животного существования примитивного человека. Примерно в то время, когда были созданы«Облака» , Демокрит из Абдеры разрабатывал атомистическую теорию.Космоса и Гиппократ в Космосе устанавливали эмпирический и научный подход к медицине. Анаксагор , труды которого изучал Сократ, жил в Афинах, когда Аристофан был юношей. Анаксагор пользовался покровительством влиятельных фигур, таких как Перикл , но у олигархических элементов также были политические защитники, и Анаксагор был обвинен в нечестии и изгнан из Афин около 437 г. до н. Э.
Битва идей привела к неожиданным дружеским отношениям, преодолевающим личные и классовые различия, например, между социально активным Периклом и потусторонним Анаксагором, а также между красивым аристократом Алкивиадом и уродливым плебеем Сократом . Более того, Сократ отличился от толпы своим героизмом при отступлении от битвы при Делиуме, и это могло еще больше выделить его для насмешек среди товарищей. Ему было сорок пять лет , и в хорошей физической форме , когда Облака
были произведены все же он имел лицо , которое придавало себя легко карикатуре на маски-мейкеров, возможно , способствующим причину частой характеристики его по комические поэты. Фактически, одна из пьес, победивших«Облака» в 423 году, называлась «Коннус» , написанная Амейпсиасом, и она также высмеивала Сократа. Существует известная история, как, например, рассказала Элиан, согласно которой Сократ бодро поднялся со своего места во время исполнения«Облаков» и встал, молча отвечая на шепот иностранцев в фестивальной аудитории: «Кто такойСократ? ? »
Сюжет
Старый земледелец Стрепсиад — в долгах из-за сына Фидиппида, проматывающего деньги на занятия конным спортом.
Стрепсиад ищет помощи у соседа — мудреца Сократа; придя в «мыслильню», где Сократ обучает молодёжь, Стрепсиад просит научить его хитрым речам и увёрткам, которые позволили бы не отдавать долгов. Но Стрепсиад оказывается негодным для науки, и тогда вместо него идёт учиться Фидиппид.
Пройдя обучение в «мыслильне», Фидиппид и в самом деле помогает отцу уйти от уплаты долга; однако, выучившись «кривде», начинает презирать дорогие Стрепсиаду старые обычаи, выходит из послушания и даже избивает отца.
В финале пьесы Стрепсиад, испытав позднее раскаяние и нечто вроде прозрения, проклинает софистику и поджигает «мыслильню».
Сократ в суде
В зале судебных заседаний он вел себя не так, как обычно. Он сам с удивлением отметил несвойственное ему поведение. Его судило более 500 человек. Так называемое отделение о политических и государственных преступлениях. Здесь должны были подтвердить его вину и вынести приговор. Виновным Сократа сочли 253 человека. Это не было предпосылкой для смертной казни, но Сократ сам все испортил. По правилам судейства, перед вынесением приговора подсудимый получал слово, чтобы признать свою вину и раскаяться. Это смягчало приговор. Как правило, обвиняемый должен был сам в суде высказаться о том, что он страшно виноват и заслуживает высшей меры наказания. Это должно было разжалобить суд, и обычно в таких случаях подсудимых отпускали.
Так почему умер Сократ? Он выступил с речью о том, что все его дела — это благо для афинян. И что его нужно наградить, а не судить. Он сказал судьям, что это дело его жизни, и когда его выпустят на волю, он будет продолжать свою просветительскую работу. Философ сильно разозлил судебных заседателей своей дерзостью. Второй раз за его казнь проголосовало еще 80 человек.
Такое поведение было странным даже для самого философа, который отлично себя изучил. Ему были присущи гуманизм и человеколюбие. В жизни он был очень общителен, но всегда доказывал свою правоту. Делал он это очень аккуратно, чтобы никого не задеть. Хоть он и был бескомпромиссным в том, что касалось морали и нравственности, собственное мнение высказывал скромно. С собеседниками был мягок и относился к ним уважительно, всячески подчеркивая их достоинства и уводя свои собственные в тень.
На суде же философ вел себя совсем иначе. Он держался гордо, его взгляд был строгим, как у учителя
Он говорил о своей миссии как о чем-то крайне важном. Философ критично оценивал моральные устои и жизненный уклад афинян
В чем героизм смерти Сократа? В зале суда афинский философ не дает судьям возможности сделать ему поблажку из-за возраста и миролюбивости в общем, ведь он не совершал страшных преступлений. Он отметает все возможные смягчающие обстоятельства, желая, чтобы его судили честно. Сократ боялся, что люди скажут, что сам он неплох, но его учения — это худо. Он неразрывно связывал себя со своими убеждениями. Философ сам не оставляет никаких путей отхода для судейства ,и ему выносят страшный приговор — смертную казнь.
Об авторе пьесы
Греки гордились людьми высокого таланта и обширных знаний. Если говорили о театре, они часто упоминали Аристофана (448−386 г. до н. э), называли его «комик». Позднее за ним закрепился титул «отец комедии». Произведения комедиографа были зеркалом общественно-политической жизни Афин. Они отражали множество реалий своей эпохи.
Однако в биографии Аристофана много белых пятен. Причина заключается в том, что современникам не приходило в голову составить жизнеописание популярных жителей античных городов. Когда этим вопросом занялись александрийские исследователи, оказалось, что документальных свидетельств осталось очень мало.
Об Аристофане известно, что он вышел из семьи земледельца в Аттике. Это объясняет хорошее знание комедиографом труда и быта землепашцев. Он принимал близко к сердцу проблемы тружеников поля, понимал их чаянья и заботы. Анализ тематик и произведений автора убеждает, что он был образован, всестороннее развит и находился в гуще политических событий своего времени.
Первая комедия была написана античным автором в 427 г. до н. э, и ее драматург выбрал для участия в ежегодных состязаниях. Впоследствии он написал еще 40 ярких произведений. На его могиле есть надпись, сочиненная Платоном:
Литература
- Гаврилов А. К. Ученая община сократиков в «Облаках» Аристофана // Некоторые проблемы истории научной науки. Сборник научных работ. Ленинград, 1989. — С. 62—77.
- Pierre Brulé, «Les Nuées et le problème de l’incroyance au Ve siècle,» in Pierre Brulé (ed.), La norme en matière religieuse en Grèce ancienne. Actes du XIIe colloque international du CIERGA (Rennes, septembre 2007) (Liège, 2009) (Kernos Supplément, 21), 49—67.
- Daphne Elizabeth O’Regan, Rhetoric, comedy, and the violence of language in Aristophanes’ «Clouds», New York u.a.: Oxford University Press, 1992. ISBN 0-19-507017-8
- Raymond K. Fisher, Aristophanes «Clouds»: purpose and technique, Amsterdam: Hakkert, 1984.
«Облака» Аристофана и софистика конца V века до Р. Х.
Содержание комедии Аристофана «Облака» состоит в разоблачении софистики – группы новых философских теорий, появившихся в Элладе как раз во времена творчества великого афинского драматурга. В противовес прежним прочным моральным устоям и твёрдой религиозности софисты проповедовали учение об относительности нравственных понятий, о ложности народной веры в богов, о субъективности привычного человеческого познания. Большинство софистов использовало примитивные аргументы, которые при детальном рассмотрении оказывались гораздо ниже традиционных истин, ими порицаемых. Однако эта ненавистная консерватору Аристофану новая философия в одно время приобрела большое влияние. Для противодействия ей Аристофан и написал комедию «Облака», чьё краткое содержание изложено ниже.
Аристофан. Бюст
К софистам многие афиняне относили и знаменитого Сократа, чьи философские приёмы (прежде всего – поиски скрытой истины за пределами обычной поверхности вещей) действительно напоминали софистику. Сократ никогда не отвергал морали и нравственности. Он, напротив, старался утверждать их, однако заменял традиционные этические понятия иными, которые он сам вырабатывал путём философской «индукции».
Аристофан в «Облаках» выставляет главным софистом именно Сократа. Такая его позиция отчасти признаётся необоснованной, но надо помнить, что сократическую философию роднили с софистикой и многие результаты развития. Учениками Сократа было большинство членов коллегии «Тридцати тиранов», которая после Пелопоннесской войны установила в Афинах режим жесточайшего террора. Сократ был казнён демократами в 399 г. до Р. Х. более всего за то, что являлся «духовным отцом» тирании Тридцати. Позже самый знаменитый из учеников Сократа, Платон, пропагандировал проект полицейско-коммунистического строя, который превращал гражданин в простые винтики бездушной государственной машины.
Приверженцы традиционных народных понятий и устоев, вроде Аристофана, не принимали такой идеологии. Поэтому, хотя критику Сократа, содержащуюся в аристофановских «Облаках», многие считают преувеличенной, в ней, без сомнения, есть зёрна истины.
Короткий пересказ «Облака»
Краткое содержание «Облака» Аристофан:
Действие начинается в доме Стрепсиада. Тот волнуется из-за долгов, в которые влезла его семья из-за его сына, Фидиппида, и его любви к конному спорту.
Раздумывая, Стрепсиад просит Фидиппида пойти в учение в мыслильню Сократа, что находится неподалёку, чтобы выучиться умению запутывать словами и выбраться из долгов, но его сын отказывается, называя Сократа и его учеников негодяями.
Тогда Стрепсиад решает сам пойти к Сократу. В мыслильне ученик показывает Стрепсиаду их занятия, что представлены в комическом ключе. Стрепсиад проходит посвящение, ему рассказывают об «облаках», что почитаются здесь вместо богов. Сократ объясняет действие вихрей и облаков на примере человеческого желудка.
Сократ пытается расспрашивать Стрепсиада и озвучивает сомнение в его обучаемости, затем они вместе уходят в мыслильню. Дальше идёт лирическое отступление, в котором хор от лица самого драматурга говорит о произведениях Аристофана и обличает афинского полководца Клеона, а также обращается к слушателям якобы с посланием от Селены.
Действие продолжается, выходят Сократ и говорит, что давно не видел подобного дурака, а затем зовёт Стрепсиада и пытается его обучать. Он рассказывает ему свои размышления по поводу родов и их использования в языке, но Стрепсиаду его слова непонятны. Наконец Стрепсиаду кажется, что у него что-то начало получаться и он рассказывает Сократу свои мысли по поводу того, как можно избавиться от долгов.
Сократу нравятся его размышления, и он подкидывает старику новые задачки. Когда Стрепсиад не находит ответа и говорит, что в представленной ситуации бы удавился, потому что к мертвецу требований быть не может, Сократ выгоняет его, называя дураком. Тогда, по наставлению хора, Стрепсиад решает отдать в учение Сократу Фидиппида и на этот раз уговаривает сына.
Сократ соглашается обучать Фидиппида, а затем уходит, оставляя юношу смотреть представление, которое устраивают Правда и Кривда. Правда и Кривда спорят между собой о том, кто из них сильнее. Каждый читает свою речь и приводит свои доводы. Наконец, Правда признаёт себя побеждённым. Сократ уводит Фидиппида. Хор облаков остерегает Стрепсиада.
По прошествии времени Стрепсиад приходит за сыном Сократ сообщает, что теперь Фидиппид может выиграть любую тяжбу и обрадованный отец забирает исхудавшего, осунувшегося сына домой. Обнадёженный Стрепсиад отсылает двух соседей, которым он должен не с чем. Хор вновь предостерегает Стрепсиада насчёт его сына. Следущая сцена – Стрепсиад выбегает из дома, преследуемый Фидиппидом, который пытается его поколотить.
Отец пытается отчитать сына за нанесённые побои, но, используя приобретённое умение искажать правду, Фидиппид утверждает, что имеет полное право бить отца, и Стрепсиад не может опровергнуть его хитрые слова. Отчаявшийся и разочарованный Стрепсиад отказывается от учения Сократа, берёт факел и поджигает дом Сократа.
Заключение:
Комедия Аристофана вызвала неоднозначную реакцию публики, многие упрекали драматурга в очернении образа Сократа, с другой стороны, признавалась высокая художественная ценность произведения. Драматург позднее решил переделать пьесу, но так и не оформил до конца последний её вариант. Некоторые нововведения всё же сохранились и дошли до наших дней. К примеру, сцена со спором Правды и Кривды отсутствовала на первом показе.
Это интересно: «Собака на сене» Лопе де Вега – это комедия о молодой овдовевшей женщине Диане, которая сражается со своей безумной любовью к секретарю Теодору. Преградой к их отношениям служит тот факт, что они не могут быть вместе из-за отсутствия титула и происхождения у Теодора. И несмотря на то, что он умный и красивый мужчина графиня не пускает даже мысль об их союзе.
Стрепсиад разбирается с кредиторами
Стрепсиад, научившийся всему, что хотел, отправляется на встречу с кредиторами. Когда они начинают требовать долг, он клянется Зевсом, что ничего у них не брал. Второй кредитор требует уплатить проценты, на что главный герой вопрошает, что это вообще такое. Кредитор терпеливо объясняет, что долг постоянно прирастает.
Хватает в комедии «Облака» Аристофана цитат, заслуживающих внимание. Одной из них ему и отвечает Стрепсиад
«Скажи, вот в море текут и текут реки; а оно прирастает?». Когда кредитор, возмущается, куда же ему прирастать, Стрепсиад парирует, что и проценты к его долгу прирастать не должны, поэтому он не заплатит ни гроша.
Все кредиторы с проклятиями убегают от главного героя, не в состоянии выбить из него свои деньги. Стрепсиад радуется, но хор облаков его предостерегает, что расплата может настигнуть в самый неожиданный момент.
В итоге все так и происходит. Стрепсиад ругается с сыном из-за разного мнения о стихах Еврипида. В сердцах сын хватает палку и сильно колотит отца. Тот впадает в панику: где это видано, чтобы дети поднимали руку на родителей. Сын же утверждает, что, если нужно будет, и такой закон появится, и традиция заведется.
Только в этот момент старый Стрепсиад понимает, в какой беде он оказался. Он в отчаянии просит помощи у облаков, вопрошая, в какие дебри они его завлекли. Облака в ответ только напоминают ему слова известного древнегреческого драматурга Эсхила о том, что только на собственных страданиях человек учится.
Осознав все произошедшее, Стрепсиад хватает факел и бежит, чтобы расправиться с философом Сократом и его учением. В заключительных сценах пьесы зрители видят дым и огонь, который поднимается над мыслильней.
Краткий сюжет
Комедия начинается с дома Стрепсиада. Старик беспокоится о своем сыне, ведь тот имеет много долгов, но не переживает. Его интересует только конный спорт. Стрепсиад решил отправить Фидиппида на учебу к Сократу. Мыслитель сможет научить юношу красиво разговаривать, а красноречие поможет ему избавиться от долгов. Но Фидиппид отказывается, называя Сократа и его сподвижников негодяями.
Стрепсиад сам отправляется к Сократу. Ему показывают мыслительную, занятия и рассказывают об «облаках», которые заменяют богов. Сократ пытается обучать Стрепсиада, но безуспешно. Старик не может понять смысла витиеватых фраз. В итоге ему удалось найти выход из ситуации с долгами. Его он видит в смерти. Сократ называет своего нового ученика дураком и прогоняет.
Стрепсиаду удается уговорить сына учиться. Фидиппид приходит в мыслительную и наблюдает за спором Правды и Кривды. Через некоторое время отец забирает сына домой. Сократ уверяет старика, что теперь юноша способен выиграть любую тяжбу.
Популярные сегодня пересказы
- Экзистенциализм это гуманизм — краткое содержание книги Сартра Данное творение является своеобразным эссе, в котором Сартр задумывается об основных аспектах экзистенциализма как течения, а также заявляет, что его миссия – защитить приверженцев экзистенциализма от непонимания и осуждения обществом.
- Смерть Ермака — краткое содержание стиха Рылеева Данное произведение относится к известным думам Рылеева. В этих думах описываются ключевые события истории и влиятельные личности. Ермак относится к одной из них. Именно этот человек внес серьезный вклад в завоевание Сибири
- Басурман — краткое содержание романа Лажечникова С первых страниц произведения мы видим, как провожают в Москву Антона Эренштейна, которого пригласили в качестве доктора к Иоанну III. Но как же он стал вдруг лекарем?
- Мой спутник — краткое содержание рассказа Горького В одной из гаваней Одессы у меня произошла встреча с каким-то подозрительным человеком. Он был одет в чистую, светлую, модную одежду, а сам имел азиатское происхождение, что было редким случаем
Примечания[ | ]
- Соболевский, 2001, с. 140.
- ↑ 12 Ярхо, 1983.
- Old Comedy (англ.). britannica.com . Encyclopædia Britannica. Дата обращения: 14 июня 2021.
- ↑ 12 Рыканцова, 2012, с. 133.
- Облака, 1983, 520—526, с. 183.
- Соболевский, 2001, с. 110.
- Ярхо, 2008, с. 972—973.
- Ярхо, 2008, с. 973.
- ↑ 1234 Стрельникова, 2021.
- Головня, 1955, с. 114.
- Storey, 2003, p. 69—71.
- Всадники, 2008, комментарий к ст. 1290 и сл..
- Kaibel, 1907, kol. 1232.
- Eupolis // Encyclopædia Britannica (рус.). — 1911. — Vol. 9. — P. 900.
- ↑ 12 Элиан, 1963, II. 13.
- Зберовский Сократ и афинская демократия, 2007, с. 148—150.
- Соболевский, 2001, с. 110—111.
- ↑ 12 Соболевский, 2001, с. 111.
- Compton-Engle, 2015, p. 63—65.
- Соболевский, 2001, с. 111—112.
- Compton-Engle, 2015, p. 72.
- Соболевский, 2001, с. 112.
- Головня, 1955, с. 114—115.
- Облака, 1983, 628—631, с. 187.
- Головня, 1955, с. 115.
- ↑ 1234 Соболевский, 2001, с. 113.
- Compton-Engle, 2015, p. 10, 124.
- Соболевский, 2001, с. 113—114.
- ↑ 12345 Соболевский, 2001, с. 114.
- Облака, 1983, 1415—1418, с. 229.
- ↑ 12 Головня, 1955, с. 118.
- Головня, 1955, с. 118—119.
- ↑ 12 Головня, 1955, с. 119.
- Головня, 1955, с. 120.
- Compton-Engle, 2015, p. 42.
- Зберовский, 2007, с. 265.
- Головня, 1955, с. 121—124.
- Рыканцова, 2012, с. 134.
- Облака, 1983, 873—876, 1065—1066.
-
Swoboda E..
// Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft : / Georg Wissowa. — Stuttgart : J. B. Metzler’sche Verlagsbuchhandlung, 1914. — Bd. IX, Erste Hälfte (IX, 1). — Kol. 254—258.
- Облака, 1983, 501—504.
- Nails, 2002, p. 86—87.
- Соболевский, 2001, с. 117—118.
- Морган, 2021, с. 208.
- Облака, 1983, 986—987, с. 207.
- Облака, 1983, 981—983, с. 206—207.
- ↑ 12 Пичугина, 2015, с. 112.
- Гвоздева, 2021, с. 22—23.
- Гвоздева, 2021, с. 25.
- Гвоздева, 2021, с. 20.
- Шумилина, 2021, с. 1411.
- Суриков, 2006, с. 376.
- Зберовский Сократ и афинская демократия, 2007, с. 172.
- Рыканцова, 2012, с. 138—139.
- Зберовский, 2007, с. 262—263.
- Зберовский Сократ и афинская демократия, 2007, с. 158—159, 170.
- Платон, 1990, 19, с. 72.
- История греческой литературы, 1946, с. 351, 446.
- Сократ. Художественный фильм 1991 года (1:04-1:06) (неопр.) . Дата обращения: 24 августа 2021.
- Максимова, 2021, с. 383.
- Тредиаковский В. К. Комментарии к «Из «Аргениды»» // Избранные произведения (рус.). — М.—Л.: Советский писатель, 1963. — С. 493.
- Никоненко, 2021, с. 24—25.
- Гегель, 1973, с. 184—188.
- Hall, Wrigley, 2007, p. 63.
- Hall, Wrigley, 2007, p. 67—68.
- Джонатан Свифт. Сказка бочки • Путешествия Гулливера. — М.: Художественная литература, 1976. — С. 59. — (Библиотека всемирной литературы).
- The Possums of Aristophanes, Recently Recovered // Fraser’s Magazine for Town and Country (англ.). — London, 1836. — Vol. XIV. — P. 285—297.
- Hall, Wrigley, 2007, p. 75—76.
- Hall, Wrigley, 2007, p. 312.
- Hall, Wrigley, 2007, p. 67.
- Hall, Wrigley, 2007, p. 310.
- Hall, Wrigley, 2007, p. 317.
- Аристофан. Облака (рус.) / Вступ. ст. и пер. И. М. Муравьева-Апостола. — СПб.: в тип. Н. Греча, 1821. — С. 312 стр. (на рус. и греч. яз.).
- Аристофан. Облака: комедия с введением и примечаниями. — СПб.: Типография А. С. Суворина, 1893.
- Аристофан. Комедии Аристофана. — СПб.: Типография и литография Р. Р. Голике, 1897. — 619 с.
- Аристофан. Театр: «Облака» — «Осы» — «Птицы» / пер., введ. и коммент. Адриана Пиотровского. — М.;Л.: Государственное издательство, 1927. — 301 с. — (Русские и мировые классики).
- Aristophane Comédies. Tome I : Introduction — Les Acharniens — Les Cavaliers — Les Nuées (неопр.) . Дата обращения: 19 июня 2021.
- Loeb Classical Library. Clouds. Wasps. Peace (англ.). Harvard University Press. Дата обращения: 7 июля 2021.
- Тян В. Ю., Цвык К. В. Современная жизнь античного театра // Bulletin of Medical Internet Conferences. — 2021. — Т. 6, вып. 5. — С. 466. — ISSN 2224-6150.
- Stanford Classics in Theater to perform «An ancient satire with modern obscenities» (неопр.) . Stanford Humanities Center. Дата обращения: 15 июля 2021.
- «The Clouds» by Aristophanes (theater performance) (неопр.) . Bard College Berlin. Дата обращения: 15 июля 2021.
- Archive of Performances of Greek&Roman Drama (англ.). apgrd.ox.ac.uk . Оксфордский университет. Дата обращения: 24 августа 2021.
История создания[ | ]
Герма Аристофана. Галере́я Уффи́ци, Флоренция, Италия «Облака» являются одним из одиннадцати сохранившихся произведений афинского комедиографа Аристофана. Их относят к жанру древней аттической комедии. В древних комедиях критиковали политиков, поэтов и других чем-либо примечательных личностей, а также обсуждали злободневные вопросы. Для этого жанра древнегреческой литературы не существовало границ в фантастичности сюжета и допустимой критике. Произведения этого жанра художественной литературы состояли из следующих частей: пролога, парода (выхода в орхестру хора и исполнение им песни), агона (наивысшего противостояния), парабасы (поучительной речи хора к зрителям), балаганных сценок и эксода.
Впервые комедия была представлена на празднике Великих Дионисий в марте или апреле 423 года до н. э. Она получила третье место, иными словами, «провалилась». По мнению историка В. Г. Боруховича, комедия не получила одобрения судей из-за противодействия Алкивиада. Влиятельного политика могли огорчить нападки на его учителя Сократа, а также образ молодого повесы-аристократа Фидиппида, в котором современники улавливали образ самого Алкивиада. Первое место досталось Кратину за комедию «Бутылка», второе — Амипсию. Несмотря на неуспех Аристофан считал «Облака» своим лучшим произведением. До наших дней дошла вторая версия пьесы, написанная между 419—416 годами до н. э. В неё в частности добавлена жалоба на несправедливость публики:
Так же как к победе стремлюсь, к славе и к удаче я, Так же вас считаю, друзья, за людей понятливых И игру вот эту мою лучшей среди всех других. Вам уж я однажды ее предложил. Трудней всего Мне она досталась, и что ж? Пред толпою грубою Незаслуженный потерпел я провал. Виной тому Вы, толковые, знатоки! Ради вас старался я! |
Мнения антиковедов о характере и размере дополнений, времени написания второй версии «Облаков» разнятся. В тексте присутствуют явные противоречия, что свидетельствует о незавершённости работы. Так, к примеру, в одной части упомянут нынеживущий Клеон, в другой — говорится о его гибели. Неясность добавляют цитаты из «Облаков» у других античных авторов, которые отсутствуют во второй, дошедшей до современников, версии
Обращают на себя внимание исследователей отличия стиля в разных частях пьесы. Кроме вышеуказанного фрагмента поздним, написанным для новой постановки, дополнением В
Н. Ярхо считает агон Правды и Кривды. В. Н. Ярхо подчёркивает, что «два агона, не вызванные необходимостью, как во „Всадниках“, в свою очередь свидетельствуют о незавершённости редакционной работы Аристофана над этой комедией
». В споре Правды и Кривды противостояние главных сторон получает наивысший накал. По мнению к. ф. н. Л. Ю. Стрельниковой, смысл агона в «Облаках» состоит в противопоставлении традиционных и новомодных, реформаторских идей, представленных аллегорическими персонажами Правдой и Кривдой. В отличие от других комедий, побеждает негативная сторона Кривда, что придаёт всей пьесе трагикомический характер. В отличие от первоначальной, вторая, дошедшая до современников, версия не была поставлена на сцене.
Исследователь жизни и творчества другого античного комедиографа, современника Аристофана, Евполида антиковед Иэн Сторей находит общие черты «Облаков» с евполидовскими «Козами», которые были написаны в 424 году до н. э.. Пикантности ситуации добавляет наличие в «Облаках» упрёка в адрес Евполида в плагиате: «Первым Евполид забежал, „Мариканта“ вывел он. / Подлый, подло он обокрал наших славных „Всадников“
».