«поездка в прошлое» (ф. абрамов): краткое содержание. «поездка в прошлое»

Мы изучаем — Поездка в прошлое — краткое содержание повести Абрамова. Подсказки школьнику

Дождливым осенним утром житель села Сосино Власик, отработав смену, возвращается домой на перевозе вместе с высоким хромым  незнакомцем из рыбной экспедиции. Сойдя на берег, Власик идет не домой, а к своему другу, конюху Никифору Кобылину по прозвищу Микша.  Он предлагает ему этой ночью выйти на браконьерскую рыбалку. За бутылкой водки друзья обдумывают план предстоящей вылазки. В середине разговора под окнами дома Микши возникает хромой незнакомец, его фамилия Кудасов. Он передает Микше записку от председателя колхоза и просит свозить его на Курзию, заброшенный поселок в 40 верстах от села.

Выехали поздно, уже после полудня. По дороге Микша затевает с Кудасовым разговор. Он вспоминает о событиях 30х годов,  когда в стране велась активная работа по раскулачиванию крестьян, а несогласных расстреливали. Его дядья-революционеры были ярыми сторонниками коллективизации, теперь в областном музее есть экспозиция, посвященная им. В тридцатом году дядю Александра, коменданта села, в это же самое время, осенью, убили на Курзии. Тогда его брат, начальник милиции, дядя Мефодий, стоя у гроба, поклялся отомстить за каждую каплю священной крови брата ведром вражеьей крови. Кудасов разговор не поддерживает и всю дорогу молчит.

К Курзии подъехали уже в темноте. За 30 лет все дороги к поселку затянуло кустами, и ночь решили переждать в охотничьей избушке. Микша достал привезенную из Сосино бутылку водки, но Курдасов пить отказался, похлебав лишь чай с сухариками. Захмелевший Микша с сожалением говорит о том, что, честно воюя за революцию, дядья так и остались бессребрениками. Потрясенный смертью дяди, двенадцатилетний Микша поклялся отомстить за него. Он с самоиронией и горечью вспоминает то время, когда дрался до крови с детьми переселенцев с Украины, которых в селе считали кулаками. Нос, сломанный в одной из детских драк – отметина, которая не дает забыть о событиях тех памятных лет.

Утром Микша просыпается от холода и обнаруживает, что Кудасов исчез, а когда конюх уже было собрался идти за ним, тот неожиданно возник откуда-то из леса. Выпив чаю, друг за другом они отправляются к баракам. Пробираясь сквозь кусты, на одной из улиц поселка Микша обнаруживает дом своего детства. Воспоминания далеких лет тревожат его душу. Взволнованный, он везет обратно в Сосино своего попутчика, так  и не сказавшего ни слова о цели своей поездки на Курзию.

 В деревню приезжают поздно вечером, Кудасов просит отвезти его прямо к парому. Сунув в руку Микше купюру, тот прощается с ним, называя его фамилию. «Запом нил?» — удивляется Микша. Тогда Кудасов рассказывает  Кобылину страшную правду. 35 лет назад его дядю Александра убил он, 14летний подросток, за то, что тот пьяный изнасиловал его 15летнюю сестру.

В одночасье все меняется в сознании Микши. Дядья, эти доблестные герои гражданской войны и коллективизации, которыми всю жизнь гордится Кобылин, в один миг становятся страшными преступниками. А отец, от которого Микша отрекся по настоянию дядьев в районной газете, по-настоящему, с отказом от отцовской фамилии, отец, осужденный в 37 году, оказывается, был уважаемым в селе человеком. Не заходя домой, Микша отправляется в райцентр, где после возращения из лагеря жил и работал отец. Все старожилы отзываются о нем, как о честном и порядочном человеке. Потрясенный страшной правдой, Микша отправляется на кладбище, чтобы навестить отцовскую могилу, но по дороге сбивается с пути.

Через неделю в районной газете под заголовком «Пьянству – бой» появляется заметка о смерти конюха Н.Кобылина.

Друг Пестря

Степана распалила не только возможность получить большие деньги, но и неудача — два раза Аскыр встречался на его пути и дважды он остался в дураках. Целую неделю он приходил на место их последней встречи, но Пестря так и не смог напасть на след соболя, а кержаки уже поговаривали о возвращении в деревню.

Степану пришло в голову, что Аскыр прилетел на спине глухаря сверху, значит, его охотничьи угодья где-то в горах. Степан угадал — соболь действительно вернулся на свой участок. Там его выследил Пестря и загнал под ломы — кучу палого леса. Выгнать соболя из-под громадной кучи было невозможно, и Степан решил караулить возле ломов всю ночь, надеясь, что Аскыр выйдет сам, когда проголодается.

Ночью пошёл снег и засыпал след улизнувшего из-под ломов Аскыра. Кержаки собрались уходить. У Степана остался один день, чтобы поймать Аскыра. Пестря снова взял след соболя, долго гнал его и высоко в горах загнал под каменную россыпь. Окоту пришлось прекратить.

Популярные сегодня пересказы

  • Мальчики с бантиками — краткое содержание повести Пикуля Повествование в произведении осуществляется от лица четырнадцатилетнего юноши по имени Сака Огурцов, обучающегося в школе юнг вместе с такими же сверстниками, увлекающимися военно-морской тематикой и мечтающих о службе на флоте.
  • Гамлет Щигровского уезда — краткое содержание рассказа Тургенева История относится к циклу Записки охотника и рассказывает о том, как главный герой отправляется гостить к холостому помещику. Этот помещик является убежденным холостяком и он собирает у себя похожее общество
  • Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем — краткое содержание повести Гоголя Иван Иванович – вполне благопристойный человек. Он любит дыни (причем, съев одну, еще и подписывает, какого числа она была съедена), имеет прекрасный, крайне живописный дом с восхитительным садом, где чего только нет.
  • Софичка — краткое содержание книги Искандера Жанр произведения представляет собой короткую новеллу, повествующую о первой любви. Главной героиней рассказа является девятнадцатилетняя девушка по имени Софичка, чегемка, влюбленная в молодого человека Роуфа

Белуга

Зимой рыбаки ловят белугу. В огромных сапогах, непромокаемых плащах и кожаных штанах они выходят на баркасах в открытое море. Каждый атаман имеет свои тайные места. За длинный путь в открытое море помощник делает снасти. На другой день или через день рыбаки вытаскивают снасти и, если повезёт, привозят белугу.

Однажды молодой рыбак Ваня Андруцаки выходит в море в плохую погоду, чего рыбаки обычно не делают. Сначала попадается несколько белужонков, потом ловля идёт хуже, крючки пустые. Вдруг одна из пойманных рыб встрепенулась. Это хорошая примета у рыбаков — поджидает подругу. Ваня тут же видит в своём перемёте огромную рыбину и сообщает об этом своей артели, хотя предупреждать события запрещает рыбацкий обычай. Рыба стремительно несётся вниз и увлекает за собой снасти. Рыбаки бросаются за ней, крючок перемёта вонзается Ване в ладонь, снасти путаются, лодка скачет по волнам, но Ваня доводит свою работу до конца. Артель продаёт рыбу по хорошей цене, балаклавские рыбаки едут в Севастополь, гуляют там на славу, и за Ваней закрепляется слава настоящего солёного атамана.

Стальные челюсти

Аскыр так и остался жить в ходах каменной россыпи. Однажды там завёлся враг — таёжный хорёк колонок. Выгоняя его, Аскыр наткнулся на следы рыси. Эта большая кошка была опасна для соболя. К этому прибавился и запах человека, исходящий от странных, похожих на полоски следов и страшных металлических челюстей, поймавших колонка. Для Аскыра настали тревожные времена.

Степан окружил россыпь капканами, но Аскыр ловко обходил их, а помощника, верного Пестри, с охотником не было — собака не могла преследовать дичь по глубокому снегу. Тогда Степан решил приманить соболя и соорудил ловушку с приманкой — рябчиком

Хитрый Аскыр осторожно дёрнул рябчика за крыло, ловушка захлопнулась, а соболя и след простыл. С тех пор Аскыр обходил всё, что пахло человеком

Степан решил использовать последнее средство и выпросил у кержаков «обмёт — звероловную сеть». Обмёт ему дали на три дня. Потом кержаки собирались отправить пушнину в деревню с одним из артельщиков и закупить продуктов у одноглазого Нефёдыча.

Главы 4—6

Утром Кудасов ушёл, а Микша отправился к крепким ещё баракам, где жили переселенцы. Нашёл и дом дяди Александра, возле которого его убили. Потом экскурсовод местного музея много лет рассказывала историю убийства пламенного революционера. Микша, любивший дядю Александра больше всего на свете, хотел тогда отомстить, нож наточил, но отец удержал, уговорил.

На обратном пути Микша размышлял, что за человек сидит позади него. Явно не «рыбник». Уж не из «бывших» ли? Микша был в лагерях, прошёл войну до самого Берлина, и ничего в этой жизни не боялся, но спросить молчуна прямо не решался.

Зайти к Микше Кудасов отказался, попросил отвезти к реке, на перевоз. Там заплатил за работу и, наконец, напомнил, кто он.

Учёная барышня в музее рассказывала о герое, а на самом деле пьяный дядя Александр, большой любитель женщин, изнасиловал пятнадца­тилетнюю девочку, убиравшую у него в комендатуре. Убил дядю брат этой девочки, четырна­дца­тилетний Кудасов.

Продолжение после рекламы:

Русская деревня в повести Абрамова «Поездка в прошлое»

Федор Абрамов – советский писатель и критик, ярко и правдоподобно изображающий на страницах своих произведений события минувших лет. Одно из самых значимых его творений – повесть «Поездка в прошлое»

— предлагает читателю увидеть советскую Россию через психологию героя, конюха Никифора Кабылина, в селе больше известного под именем Микши.

Русская деревня не осталась в стороне от всех исторических катаклизм. Ее коснулась и страшная трагедия зажиточных крестьян – коллективизация. Микша вспоминает, как к ним в Курзию пригнали раскулаченных, поселили их в часовне, а потом каждый день выносили по два, а то и три человека.

Идейных фанатиков-революционеров здесь также было хоть отбавляй. Главными злодеями, как оказалось, стали дядьки Микши, Мефодий и Александр Кабылины. Первый казнил ни в чем не повинных людей и о нем до сих пор вспоминают недобрым словом. Второй изнасиловал пятнадцатилетнюю девчонку, убиравшую его кабинет, за что и поплатился собственной жизнью: был убит ее маленьким братом.

Провожая Кудасова в давно забытую Курзию, Микша вспоминает и то, как не пускали в лес голодных детей. Таким образом они отстаивали идеологию партии. Никифор именует себя идейным. И до сих пор, пока он еще не знает всей правды, таковым себя считает.

Ему нравится вспоминать те годы, прокручивать в памяти эпизоды. Микша очень любит дядек-революционеров, проведших свою жизнь в постоянном празднике и под красным знаменем. Он считает ту жизнь правильной и настоящей, не видит в ней изъянов. Даже отказ от отца и его фамилии не выходит за рамки. Это вполне естественное дело для тех лет.

Но это все события прошлой жизни героя, о которых он рассказывает, совершая путешествие по давно забытым местам, местам детства и памяти. А какой же сейчас предстает деревня читателю?

Сейчас мы видим одну глобальную проблему – пьянство. С первых строк герой предстает перед нами с похмелья, хмурым и злым. Накануне ему было весело, а вот теперь уже нет. С утра пораньше приходит друг Власик, приносит с собой бутылку, предлагает Микше опохмелиться. Заводит разговор об инспекции, которая приехала с проверкой и вот теперь, видимо, запретит ловить рыбу, а герои, как выясняется, промышляют браконьерством.

Но пьет в повести не только Власик и Микша

, пьет Зина, молодая девушка, с которой Власик гуляет у бабки Матрены.

По этим героям можно понять, какую жизнь ведут люди села Сосино. Праздную и ничем не примечательную.

Вот она русская деревня 20 столетия. Вот ее нехитрый уклад.

После смерти Микши на могиле отца в газете разместили заметку о вреде пьянства и возможности покончить жизнь, как наш герой, если водить дружбу с зеленым змеем. Но разве это поможет решить проблему?

Народ угнетен, он видит одну возможность выхода из сложившейся ситуации – пьянство. Так проще жить, легче. Старики, которых много в повести, доживают жизнь, а молодым еще предстоит ее строить. А как? Совершенно непонятно.

Федор Абрамов не дает конкретного ответа, он просто показывает и обрисовывает трагедию, развернувшуюся в русской деревне.

Анализ названия повести Абрамова «Поездка в прошлое» Проблематика повести Абрамова «Поездка в прошлое» История создания повести Абрамова «Поездка в прошлое» Цена сыновьего предательства (по повести Абрамова «Поездка в прошлое»)

Читать текст для читательского дневника Абрамов Поездка в прошлое

В повести Фёдора Абрамова внимание привлекают конфликты при раскулачивании, коллективизации. Микша Кобылин живёт, хотя и не очень счастливо, в иллюзиях, что его дяди – благородные вершители революции

Власть советская далеко, так они в глуши насаждали коммунизм, впрочем, страшной ценой жизни многих невинных.

Случайный попутчик (но окажется, что именно он в детстве, защищаясь в драке, сломал герою нос) открывает Кобылину глаза на преступную натуру «героев». Происходит возвращение Микши в прошлое – с новым взглядом на события. Отречение от отца, снятие креста с церкви, издевательства над несчастными – эти «подвиги» прошлого гонят раскаявшегося героя на смерть.

Крутой засол

Вскоре возвращаются рыбаки. Широкая резиновая лента у причала оказывается транспортёром, по которому словленную рыбу подают в засолочный цех. На причале часть ленты скрывается в большом железном ящике, в который рыбаки начинают засыпать рыбу. Рыжий Жорка начинает сортировать рыбу и учит Сашука этой премудрости. Жорка даёт мальчику большую камбалу — на обед бригаде, и тот тащит её по причалу, но поскальзывается и падает на острые рыбьи колючки. Все смеются. Сашук прогоняет слёзы и начинает подбирать рыбу, выпавшую из ящиков. Такая хозяйственность нравится рыбакам, а Жорка говорит: «Просолится как следует — будет боцман что надо». Он оглушительно свистит, и транспортёр начинает двигаться.

Жорка подхватывает Сашука и сажает в широкий жёлоб — отправляет в цех «на засолку». Мальчик поднимается всё выше, и ему становится страшно. Наверху, в засолочном цехе, его вынимают из желоба, шлёпают «по тому самому месту» и отпускают. Сашуку обидно — не сам же он в транспортёр залез. Он решает больше не разговаривать с Жоркой и отправляется к матери.

За обедом один из рыбаков, Игнат Приходько, замечает, что щенка с собой всё же взяли. Рыбак недоволен, он считает это баловством. Жорка заступается за мальчика — ему не нравится жадный Игнат. Вместе с Сашуком Жорка придумывает щенку имя — Бимс (балка, на которой лежит палуба). Однако мальчик ещё не простил Жорку за утреннюю шутку. Он уходит к морю, но Жорка идёт за ним и рассказывает о себе. В тюрьме он сидел за то, что избил начальника-самодура, который «мордовал» своих работников, в основном женщин. Посадили его в 1952, а отсидел Жорка пять лет. Вместо слова «самодур» Сашуку запомнилось — «самордуй».

Главы 9—13

В селе жила ещё одна старуха, помнившая Ивана Варзумова, но к ней Микше ходу не было. Сорок лет назад дядя Александр совратил её дочь, и она до сих пор помнила обиду.

Микша отправился в райцентр, где жил старый друг его отца, и узнал, что старик недавно умер. Вдова рассказала, что Иван Варзумов предупредил её мужа об аресте, и тому удалось сбежать. Дядя Мефодий тогда чуть не застрелил Ивана, да дядя Александр заступился. Дядя Мефодий в те времена расстрелял столько невинных людей, что его до сих пор поминают недобрым словом.

Ещё вдова рассказала, что Иван Варзумов служил казначеем в крестьянском пароходстве, которое организовал вместе с несколькими ссыльными, не испугавшись угроз местного богача-монополиста, владельца нескольких пароходов. Старуха посоветовала Микше сходить к бывшему сельскому учителю Павлину Фёдоровичу — уж он-то знает все подробности.

Когда-то двадцати­пя­тилетний Павлин Фёдорович сменил городскую квартиру на избу в глухой Сибирской деревне, чтобы учить сельских ребятишек. Семьёй он так и не обзавёлся — всего себя отдал школе.

В 1938 году Павлина Фёдоровича арестовали, семнадцать лет он провёл в лагерях, а после Хрущёвской оттепели вернулся и занялся озеленением района.

Микша помнил, как учителя под конвоем вели в город. Сам он тогда тоже сел по пьянке — налетел грузовиком на народную трибуну.

В дом Павлин Фёдорович Микшу не пустил — не захотел разговаривать с человеком, который отрёкся от родного отца.

Возвращаясь в Сосино, Микша думал о жене. Кода-то она глупой семнадца­тилетней девчонкой сама пришла к нему, вдовцу, — пожалела осиротевших детишек. Радости она с Микшей не увидела, но осталась верной и заботливой.

Возле родной избы у Микши вновь закололо сердце. Он увидел огни, услышал колокольный звон и пение — так пели раскулаченные возле древней часовни.

А теперь Микша сам шёл к отцу…

Неделю спустя, в районной газете появилась заметка о том, что пьяный конюх Кобылин из Сосино заблудился, возвращаясь домой, и замёрз у часовни, на старых могилах.

Сети

Ночью Аскыр обнаружил, что россыпь окружена сетью. Теперь он не мог отправиться на охоту, на что и рассчитывал Степан. Ни перепрыгнуть через сеть, ни подрыться под неё Аскыр не мог. Пытаясь выбраться из ловушки, соболь попал в неиссле­дованную часть россыпи, где наткнулся на колонию грызунов-сеноставцев. Теперь Аскыр был обеспечен едой и «никакая осада не была ему страшна».

Через два дня Степан снял обмёт и артель отправилась к Нефёдычу. Ипат расплатился за продукты шкурками. Одноглазы захотел купить и остальную добычу охотников, но Ипат отказал: в деревне уже ждёт свой скупщик, которому брат Ипата, Рябой, и отнесёт всю добытую пушнину. Когда поутру охотники покидали избу Нефёдыча, Степан заметил, как одноглазый отправился куда-то с ружьём.

Водолазы

В Балаклавскую бухту корабли не заходят, зато во время Севасто­польской осады бухта вмещала в себя чуть ли не четверть союзной флотилии. По легенде греков считается, что только благодаря стойкости греческого батальона столько времени продержался Севастополь. Однажды приехал сюда Николай I. На его приветствие «Здорово, ребята!», балаклавский батальон не ответил, а удивленному императору объяснили, что здесь нет ребят, одни капитаны. И до сих пор добрая треть балаклавских жителей носит фамилию Капитанаки.

Говорят, что здесь, ища спасения от бури, когда-то затонула английская эскадра с большим количеством золота на борту. И вдруг неожиданно в бухту зашёл огромный, старинной конструкции, необыкновенно грязный корабль «Генуя». Всё мужское население Балаклавы собралось на пристани, гадая, кто это. Моряки оказались итальянцами. Пошли слухи, что они хотят поднять английские корабли. В успех этого никто не верит, так как многие безуспешно пытались добыть затонувшее золото.

Среди итальянцев был водолаз Сальваторе Трама, рассказавший диковинные вещи. Как он спускался на дно Бискайского залива и встречался там с электрическим скатом, как видел мёртвых моряков, брошенных за борт корабля, и как с его родственником случились галлюцинации.

Итальянцы жили на судне и на берег сходили редко. С рыбаками у них были вежливые, холодные отношения. Правда, однажды рыбаки оказали итальянцам услугу — спасли их маленький катер, когда он в шторм вышел в море.

С помощью нового аппарата Трама погрузился в воду. Погружение прошло успешно, но вернувшись, задыхаясь, с черным от прилива крови лицом Трама сказал, что корабль сильно засосан дном, и поднять его невозможно.

Итальянцы собирались уже отплыть, но тут наступил день крещения господня. Они встретили аплодис­ментами того, кто вытащил из воды брошенный священником крест.

Популярные сегодня пересказы

Данный произведение повествует о мистике. Рассказ имеет цель, автор хочет заставить читателя задуматься о сверхъестественных и необычных происшествиях, которые время от времени происходят с каждым

Произведение по жанру является сатиристическим. В нем речь идет о супружеской паре Аристархе и Вере Кузькиных. Аристарх по профессии является заведующим магазина, а его супруга продавцом в магазине ювелирных изделий

Произведение «О шпаргалке» авторства русского писателя Аверченко посвящено шпаргалке. Оно представляет своего рода эссе об этой вещи, которая помогает многим школьникам

Гофман предлагает иронически-мистическое произведение, которое переносит читателя во Франкфарт-на-Майне. Особенностью является наличие в романе у каждого героя его тайного двойника.

Источник

ШколеNET

В 1974 году было закончено одно из самых ярких и значительных произведений Абрамова — повесть «Поездка в прошлое» . Она не увидела свет при жизни автора, ее издали лишь в 1989 году, спустя пятнадцать лет. Эта повесть, на мой взгляд, превосходит остальные по емкости и лаконичности, по глубине социального анализа и остроте конфликта

Абрамов сосредоточил внимание в повести не на событиях, а на сознании и психологии людей, на самых губительных последствиях политики партии в двадцатые и тридцатые годы, которые проникли в души людей, в характеры, жизненные ориентации. В повести затронуты те сложнейшие политические, социально-исторические и философские проблемы, о которых в полный голос заговорили совсем недавно и которые до сих пор ждут настоящего осмысления: трагедия коллективизации и раскулачивания, противостояния фанатиков революционеров и подлинных гуманистов, хранителей общечеловеческих ценностей, прозрение и истоки трагедии людей, сломанных страшным прессингом советской идеологии, давлением на людей в течение долгих десятилетий

В центре повести лежит история жизни Микши Кобылина — сельского конюха, алкоголика. Микша — жертва своего прошлого. Он всю жизнь верил в то, что его дядья — революционеры-коллективизаторы — честные, благородные, отважные люди, которые заботились об общем благе. Прозрение оказалось для него столь страшным, что убило его изнутри. «Мефодий Кобылий, хоть и дядя тебе родной, а собака был человек. Сколько его на свете нету? Двадцать лет, а может, больше, а люди и теперь еще из-за него плачут. В кажинной деревне безвинных людей сказнил, а в нашей волости зараз десять мужиков» , — рассказывала старая Федосеевна Микше. Миф о трагической гибели дяди Александра действительно оказался лишь мифом: «А на самом деле пьяный дядя изнасиловал беззащитную пятнадцатилетнюю девчонку, которая убирала комендатуру, а брат этой девчонки — четырнадцатилетний пацан — убил дядю… » А Микша верил в то, что рассказывали в областном музее: он отрекся от родного отца, чтобы «показать революционный пример» , он отказался от отцовской фамилии. Микша узнает, что его отец был честным и трудолюбивым человеком, но уже было поздно чего-либо исправлять. Сцены раскулачивания, жизни «лишенцев» или сосланных на Север крестьян отражают реальные события тех лет: «У нас в деревне стали колхоз делать — караул кричи. Три хозяйства по плану распотрошить надо, а где их взять? » «А в этом самом тридцатом году что тут делалось.. . По два, по три мертвяка за утро вытаскивали. Из раскулаченных. С южных районов которые к нам, на Север, были высланы. Жуть сколько их в нашей деревне было! Все лето баржами возили» . Эти сцены говорят сами за себя. Расстрелы, убийства, полное разрушение деревенского быта, реки крови и страданий.. . «Раскулачивали наиболее расторопных, хозяйственно-инициативных мужиков. Построил мельницу, завел смолокурню, маслобойку выписал — враг. Враг каждый, кто проявлял хоть какую-нибудь инициативу. Желанный, идеальный гражданин — лодырь, бездельник» , — писал автор о проблеме раскулачивания. Глубина проблематики в книгах Абрамова связана с достоверным знанием жизни русской деревни, души и характера крестьянства, пониманием его трагедии в советское время. более месяца назад

Как повлияла на Микшу правда

Немаловажно и то, какие выводы сделал главный герой после разговора с Кудасовым. Нелегкий выбор заставляет сделать главного героя Абрамов

«Поездка в прошлое» (краткое содержание это показывает лишь отчасти) — повесть в первую очередь о правде и о том, что она может сделать с человеком. Безусловно, важно иметь правильное представление о мире и произошедших в нем событиях, но в случае с Микшей истина стала губительной. После того, как он проводил Кудасова, Микша не может идти домой: его терзает правда, которую он узнал о своих родных. Ради них он отрекся от самого близкого человека — отца и, как выяснилось, зря.

Терзаясь своими мыслями и воспоминаниями, Микша пошел на могилу отца и там замерз. Люди рассказывали ему, что отец был настоящим образцом для подражания — трудолюбивым и честным. К сожалению, менять что-либо было поздно. Истина подкосила Микшу, убила изнутри.

Повесть читается достаточно легко. Узнать все подробности, прочувствовать талант писателя поможет только сама книга, ее полное содержание. «Поездка в прошлое» (Абрамов сам не раз это подчеркивал) рассказывает о жизни простого русского человека со знанием вопроса, эта повесть интересна в первую очередь с исторической точки зрения. В ней описаны события без идеологической окраски и выгораживания поступков представителей Советской власти. Именно поэтому повесть при жизни автора оценивали достаточно высоко, но публиковать не спешили (в то время давление на издательства и СМИ со стороны официальных властей было достаточно сильным). «Поездка в прошлое» — очень современное произведение, которое способно влиять на чувства людей и заставлять переосмыслять свои действия. Его стоит прочитать не только в кратком содержании.

В повести Фёдора Абрамова внимание привлекают конфликты при раскулачивании, коллективизации. Микша Кобылин живёт, хотя и не очень счастливо, в иллюзиях, что его дяди – благородные вершители революции

Власть советская далеко, так они в глуши насаждали коммунизм, впрочем, страшной ценой жизни многих невинных.

Случайный попутчик (но окажется, что именно он в детстве, защищаясь в драке, сломал герою нос) открывает Кобылину глаза на преступную натуру «героев». Происходит возвращение Микши в прошлое – с новым взглядом на события. Отречение от отца, снятие креста с церкви, издевательства над несчастными – эти «подвиги» прошлого гонят раскаявшегося героя на смерть.

Нравственная проблематика повести Ф. Абрамова “Поездка в прошлое”

Как мир меняется! И как я сам меняюсь!

Лишь именем одним я называюсь, —

на самом деле то, что именуют мной, — не я один. Нас много. Я – живой.

Н. Заболоцкий.

Все мы в долгу перед прошлым и будущим, каждый из нас отвечает за свое время. Но не бывает чувства ответственности без чувства памяти, сопричастности жизни. “Поездка в прошлое” Ф. Абрамова – живая боль о времени, когда внушалось: “Предай в пути родного брата… и зверствуй именем вождя”.

В произведении Абрамова раскрываются проблемы человечности, совести и сострадания, а также такие проблемы, как потеря чувства ответственности за происходящее вокруг, воспитание уважения к предыдущим поколениям, укрепление исторической памяти народа.

Главное событие в повести “Поездка в прошлое” происходит в сознании прозревающего главного героя Кабылина Никифора Ивановича, который только сейчас начал задумываться о своей ошибке. И тяжесть переживаний о совершенном стала невыносимой сердечной болью. Микша пытается вывернуть “наизнанку всю свою жизнь”, чтобы оправдать слова соседки-старухи: “Скажи Никифору, что у отца нету зла на него. Не он виноват. Дядья его таким сделали”.

Теперь, когда герой изменился, познал истину и мучается из-за своего предательства, он хочет изменить отношение к отцу, попросить у него прощения, но уже поздно. И поэтому Микша заходит в тупик, ищет новые пути для успокоения своей совести.

Мы меняемся с возрастом, меняются наши взгляды на жизнь, отношение к людям. Мы становимся старше. Умнеем ли мы с возрастом. Считается, что да, умнеем ради того, чтобы как можно вернее отличать добро от зла.

Кроме того, нас меняет требование времени (или судьбы) четко заявлять о своей позиции. Четко, открыто. Тогда-то мы и становимся ясны самим себе и окружающим. Тогда и понятно, кто мы на самом деле. Такой же процесс происходит с Н. И. Кобылиным. На протяжении всей повести автор доказывает на многочисленных приемах, что и в нечеловеческих условиях можно остаться людьми. Наряду с «»погружением во тьму»» ищет противоположное движение: от тьмы к свету. Символично, что героя на середке жизни застает снегопад: «»вмиг стало слепо, бело, залепило глаза – неизвестно куда и ехать»», даже «»пролетающие где –то над головой гуси»» и те теряются «»в этой заварухе»». Фон, на котором развивается событие, весьма безрадостный: мрачный, темный, страшный.

Горькое похмелье, прозрение, осмысление и осознание погубленной и бесцельно прожитой жизни. Шаг за шагом ведет писатель своего героя через трудности, заблуждения и ошибки к нравственной зрелости.

Происходит неизбежное крушение, все становится на свои места: и кремневые головорезы-дядья, которых всегда сопровождал праздник с красными знаменами, и тихий, мягкий, мужественно защищавший крестьян отец, которого Микша предал, презирал и стыдился. А. Абрамов пишет: «»Он повернул голову на восток и увидел там черную громадину часовни, освещенную заревом свечей»».

Писатель учит нас милосердию, высокой нравственности, гражданственности, учит быть «»людьми из тех людей, что людям, не пряча глаз, глядит в глаза»».

  • Назад
  • Вперед

В родной тайге

Кержаки не захотели принять неопытного новичка без ружья, собаки и капкана. В таком глухом месте, как Саяны, никто не решался уйти в тайгу с чужим человеком — «кто знает, что у него на уме». Осенью, когда кержаки ушли охотиться на отрастивших зимний мех соболей и белок, Степан остался с женой на заимке.

Аскыр тем временем рос в родной тайге. Когда его поймал Степан, Аскыр был ещё неразумным детёнышем, впервые отправившимся на охоту без матери-соболюшки. Сейчас же в нём пробудилась память предков. Инстинкт подсказывал Аскыру, что можно есть, как охотиться и «пользоваться шубкой-невидимкой», чего бояться. Он стал ловким и быстрым хищником.

К осени Аскыр обзавёлся красивым мехом и не всякая сова или ястреб решались напасть на него.

Однажды утром Аскыр учуял чужого соболя и решил «поймать и истребить» его. Чужаком оказалась мать-соболюшка. Аскыр ещё смутно помнил её запах, но «жалеть и раздумывать» хищник не умел. Он настиг соболюшку и вступил с ней в бой. Дерущихся соболей вспугнула собака, вслед за которой появился и охотник, Успевший спрятаться Аскыр видел, как охотник убил соболюшку из ружья.

Наступила голодная зима. Исчезли мыши и бурундуки, дичи осталось мало, и Аскыру пришлось научиться охотиться на куропаток, подбираясь к ним под снегом. Когда пропали и куропатки, соболь спустился с гор в тайгу и однажды решился напасть на кабаргу — маленького безрогого оленя. Мяса кабарги Аскыру хватило на десять дней.

Потом снова пришла весна, появилось много добычи, «Аскыр был сыт и счастлив». Степан же к весне доел последний кусок хлеба и поступил в работники к богатому кержаку.

Макрель

Идет осень, вода холодеет, и пока ловится только маленькая рыбка макрель. Среди рыбаков особым уважением пользуется Юра Паратино, невысокий, крепкий, просоленный и просмоленный грек лет сорока. Юра — самый смелый, самый ловкий и самый хитрый среди рыбаков. Ещё макрель только думает из Керчи идти, а уже Юра знает, где поставить завод.

Первый пришедший баркас продаёт рыбу по самой высокой цене. И первым приходит Юра. Пока он торгуется, остальные баркасы только входят в бухту, стараясь обогнать друг друга, так как цены на рыбу всё падают и падают.

После прибытия баркасов Юра заходит в кофейню и широким жестом угощает всех кофе. А вся Балаклава нестерпимо воняет рыбой.

Читательский дневник по повести «Поездка в прошлое» Абрамова

Сюжет

Конюх, в прошлом фронтовик, Микша (Никифор) Кобылин с детства гордился дядьями Александром и Мефодием, большевиками, боровшимися расстрелами с врагами еще с Гражданской войны. А в 1930 году распоряжались судьбами раскулаченных, сначала загнанных на нары в часовню 17 века, потом – в глухую тайгу (сузём). Тихого жалостливого отца Ивана Варзумова Микша презирал. Когда того в 1937 году арестовали – отказался от него, взял фамилию дядьев.

Много лет спустя Микша везет в бараки Кудасова, убийцу его дяди Александра. Он, сам еще мальчик, заступился за изнасилованную дядей сестру. Микша переосмысливает жизнь. Ищет стариков, кто помнил его отца. Узнает, что отец спас от расправы дядьев мужа Федосеевны, выступил в защиту мужиков против владельца пароходов Усынина. Не стал говорить с предавшим отца Микшей только учитель Усольцев, лагерник, засадивший райцентр черемухой. По пути домой среди ночи Микша идет к отцу на могилу и замерзает у часовни под призрачный колокольный звон и звучащие в памяти печальные песни раскулаченных. В газете пишут, что конюх умер, напившись.

Отзыв

Название повести – символ. Герой ищет ответы на вопросы в прошлом. Он хочет понять, почему его отец остался человеком, а он поддался на пропаганду, ожесточился. Переосмысливает то страшное время и себя в нем. Часовня – символ веры, человеческого безумия, горя людского, совести, связи поколений, памяти и беспамятства, правды, которую не замолчишь. Повесть учит оставаться человеком в любых обстоятельствах, отвечать за свои поступки, честно смотреть на себя, признавать и исправлять свои ошибки, ценить близких, жить по совести и с пользой для людей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: