Краткое содержание гаршин красный цветок

Краткое содержание рассказа «красный цветок» гаршина

Краткое содержание В.М. Гаршин «Красный цветок»

Двое молодых людей доставили по железной дороге безумного человека в сумасшедший дом. Они еле держались на ногах, так как провели двое суток без сна. Припадок больного в дороге усилился, поэтому пришлось надеть на него смирительную рубаху. Пациент был буйным, его вымыли в каменной ванной и наложили на затылок большую мушку (в соответствии с предписанием врача). На койку его отнесли без памяти. Утром к нему ненадолго возвращается сознание, и он понимает, где находится, вспоминает последние месяцы жизни и осознает, чем он болен.

Он беседует с доктором и прекрасно осознает свое положение, его больше волнует вопрос о страданиях других пациентов сумасшедшего дома

Он выработал собственную философию жизни, согласно которой, он человек, который покорил пространство и время, поэтому ему абсолютно не важно, где он находится, потому что «Я живу во всех веках»

Когда пациенту разрешили гулять, его внимание привлек необыкновенно ярки красный цветок, который рос в саду, один из видов мака. Этот цветок вызвал в больном прилив ярости и ненависти

Больной обладал очень хорошим аппетитом, но, не смотря на это, продолжал терять вес, и доктор заметил, что если это будет продолжаться, то пациент не выживет.

Он осознавал, что находится в сумасшедшем доме, что он болен, что вокруг него такие же сумасшедшие, но больной мозг не мог справляться с его безумием, и у больного продолжались припадки. Он видел себя в каком-то заколдованном круге, где он являлся центром этого круга.

В хорошую погоду больные ухаживали за садом. В центре сада был красивый цветник с большими яркими цветами. Тут же недалеко росло три куста очень красивого и яркого мака, которые произвели на больного такое неизгладимое впечатление. Больной увидел в этих цветках источник сильного зла, от них исходило смертельно-ядовитое дыхание. И он решает покончить с ним, тогда распадутся все решетки и оковы и заточенные в них обретут свободу. Выходя из сада, он изловчился и сорвал один красный цветок, тут же спрятав его под рубашку. Он ходил среди больных и прижимал мак к своей груди, от этого ему становилось все хуже и хуже. Ночью он не спал, он думал о цветке как о мировом зле, о его красном цвете и прижимал мак к груди.

Через три дня он сорвал второй цветок на глазах у сторожа и спрятал его на груди, что бы задушить. Когда цветок завял, он растоптал его останки. Ему становилось все хуже с каждым новым днем. Морфий уже не действовал, и доктор дает указание связать его.

Сумасшедший освобождает ноги из пут и ходит по палате в смирительной рубашке. Три человека еле смогли привязать его снова к кровати. Больной притворяется спящим и ночью освобождается от смирительной рубашки. Скрутив из сумасшедшей рубахи канат, он перебрался через ограду к последнему цветку мака. Вырвав последнее растение, он упал без чувств, а утром его нашли мертвым с цветком в руке. Руку разжать не удалось, поэтому его так и похоронили.

Мы изучаем — Красный цветок — краткое содержание рассказа Гаршина. Подсказки школьнику

Однажды в психиатрическую больницу одной из губерний доставляют душевнобольного человека. Это образованный и не обделенный интеллектом мужчина. Но у него начался приступ буйности. Мужчину немного успокаивают лекарствами, и он начинает представлять себя на предприятии, которое должно истребить зло на земле. А он – самый главный на этом предприятии.

Он считает, что на земле очень много зла и его надо искоренять. Одержимый этой идеей он и пребывает в больнице. Несмотря на то, что мужчина был на усиленном питании, он значительно теряет в весе из-за своего заболевания. В ночное время он тихо спал, а днем искал какие-либо причины и связи всего творящегося вокруг. Он пытался искать что-то такое, что могло помочь ему в уничтожении зла среди человечества.

Вскоре наступила весна и больные стали выходить в сад, где они сами выращивали разные красивые цветы, ухаживали за овощными культурами. Однажды в теплую погоду главный герой тоже вышел на улицу и увидел там клумбу, на которой росли разные цветы. И тут он заметил три красивых, алых цветка мака. Больной решил, что именно эти цветы надо уничтожить, потому что алый цвет – это кровь людей. Эта кровь, должно быть, невинно пролитая и цветы несут в себе зло, а зло должно быть уничтожено. Считая, что именно он должен это сделать, мужчина сорвал один цветок и крепко прижал его к своей груди.

Больной никого к себе не подпускает, считая, что яд этого мака должен проникнуть только в его грудь. Думает, что так он уничтожит все плохое на земле. Он пытается внушить сторожу, что совершает благое дело. Его состояние ухудшается, но он продолжает бороться с цветком, не отрывая его от своей груди.

Через три дня он снова проникает на улицу, пытаясь сорвать очередной цветок. Сторож не в силах ему помешать. Мужчина находится в тяжелом психическом состоянии, мучая себя постоянной ходьбой и мыслями об уничтожении зла через эти цветы. Он одержим мыслью уничтожения всех цветов. Доктор, видя такое состояние больного, назначает надеть на него смирительную рубашку. Больной, понимая, что выбраться на улицу ему теперь будет сложно, притворяется тихо спящим. У него есть идея – уничтожить последний цветок мака, а значит и зло.

Ночью он чудом выпутался из своей смирительной рубашки, с немыслимой силой разогнул прутья решетки и вылез за окно. Он перелезал через каменную стену ограды, чтобы наконец-то добраться до последнего цветка. Его ничто не останавливало. Добравшись до третьего цветка алого мака, он срывает его, а после – умирает. Его обнаружили мертвым, а в окоченевшей руке он крепко сжимал последний алый цветок мака.

Краткое содержание рассказа «Красный цветок» Гаршина

События развиваются в психиатрической лечебнице, располагающейся в губернском городе. В больницу доставляют нового пациента, который ведет себя крайне беспокойно и даже представляет определенную опасность для окружающих. Этот человек не перестает ходить из угла в угол отведенной ему палаты, фактически не спит и постоянно теряет в весе, хотя доктор сразу же назначает ему самый усиленный режим питания. Пациент прекрасно осознает, что находится в клинике для душевнобольных.

Невзирая на его психические проблемы, мужчина обладает немалым интеллектом, который в значительной степени остается сохранным, ранее ему удалось получить солидное образование. Этого человека крайне тревожит огромное количество зла, наличествующее в мире. Во время пребывания в больнице мужчине кажется, что он обитает в эпицентре некоего огромного предприятия, задачей которого станет именно уничтожение всего зла, имеющегося на свете, и в достижении этой цели ему непременно помогут и другие неординарные личности, также находящиеся поблизости.

Наступает летний сезон, и пациенты психиатрического медицинского учреждения проводят дневные часы главным образом за работой в саду, они выращивают овощи и усердно ухаживают за цветами. Неподалеку от крыльца в глаза сложному пациенту бросаются три куста мака, обладающие удивительно яркой расцветкой. По необъяснимым причинам у него создается впечатление, что именно эти три цветка и впитали в себя все мировое зло и являются столь красными из-за невинно пролитой крови. Человек делает для себя четкий вывод о том, что он просто обязан уничтожить эти зловещие цветы и таким образом спасти всех обитателей планеты.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов! Напишем в день заказа!

Связаться с нами:

Сорвав один цветок, мужчина скрывает его у себя на груди и настаивает на том, чтобы в этот вечер никто из окружающих к нему не приближался. По его мнению, растение источает яд, и больной считает, что лучше погибнуть ему самому, чем кому-либо другому. Пациент лечебницы без всяких колебаний готов умереть, видя в себе первого бойца за очищение и последующее счастье человечества.

Наутро фельдшер видит, что мужчина находится в крайне тяжелом состоянии, его уже с трудом можно назвать живым, поскольку несчастного человека полностью измучила борьба с ненавистным цветком. Но по прошествии трех дней душевнобольной срывает и второй цветок, невзирая на возражения сторожа, и вновь прячет его на собственной груди. Он снова ощущает, как мак буквально излучает зло, и на этот раз сражение оказывается еще более тяжелым, мужчина окончательно лишается всяких сил, как моральных, так и физических. Врач, видя, что состояние этого человека становится критическим, отдает распоряжение привязать его к кровати, надев предварительно на него смирительную рубаху.

Пациент яростно сопротивляется, поскольку должен еще сорвать последний оставшийся цветок и таким образом окончательно положить конец мировому злу. Он старательно объясняет надзирателям, что им угрожает огромная опасность, если они не позволяет сделать ему то, что он запланировал, ведь, кроме него, никто во всем мире не сумеет справиться со злобным цветком, любому другому человеку предстоит умереть в результате одного лишь прикосновения к маку.

Сторожам жаль больного, но они абсолютно не желают прислушиваться к его словам, намереваясь выполнить предписанные им служебной инструкцией обязанности. Но мужчина не сдается, видя, что на его предупреждения никто не обращает внимания, он принимает решение обмануть надсмотрщиков.

Дождавшись наступления ночи, пациент действует весьма ловко и в то же время осторожно. Он избавляется от надетой на него смирительной рубахи и, приложив все оставшиеся у него силы, сгибает сделанный из железа прут оконной решетки, после чего пытается вскарабкаться по каменной ограде

Человек в кровь стирает руки, обрывает себе все ногти, однако все же добирается до нужного ему цветка. На следующее утро люди обнаруживают этого пациента психиатрической лечебницы умершим. Однако лицо его кажется абсолютно спокойным, просветленным и даже счастливым. В руке покойник сжимает мак, который ему суждено унести с собой в иной мир.

Краткое содержание Гаршин Трус

Война не давала мне покоя. Каждый день, читая сводки об убитых, я ясно видел перед глазами лежащие грудой тела. Кровавые картины преследовали мое воображение и часто я задавался вопросом: отчего все боятся вида дома, в котором убийца унес жизни нескольких людей, и совершенно спокойно реагируют на новости о сотне мертвых на поле битвы?

Я был записан в ополчение, если война затянется – задействуют и нас. Часто мой друг Львов подсмеивался надо мной, считая трусом. Так считала и его сестра Марья, за которой тенью ходил влюбленный Кузьма. Но я не боялся смерти. Страшило стать винтиком огромной системы, деталью без собственных мыслей и индивидуальности.

На заснеженном поле лежал батальон резерва, наблюдая наступление других отрядов. Солдат насмешливо поглядывал на печального интеллигента-барина, думающего о чем-то своем.

По наступавшим враги выпустили залп, пули которого стали находить жертв и в рядах резерва. Одним из них и стал барин. 

Страшно, когда твоя жизнь станет лишь цифрой в сводке о погибших.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Сейчас читают

  • Краткое содержание Гадюка Толстой Н. А.
    Главная героиня повести А. Толстого «Гадюка» – Ольга, которая совсем еще молодой попала на гражданскую войну. Ольга была дочерью купца, которого убили во время налета, а она сама чудом спаслась.
  • Краткое содержание Обмен Трифонов
    Между свекровью Ксенией Федоровной и невесткой Еленой Дмитриевой была давняя вражда и взаимная неприязнь без каких-либо оснований. С годами она крепла и перерастала в скандалы в семье Дмитриевых.
  • Краткое содержание оперы Леонкавалло Паяцы
    В один из праздничных дней в итальянскую деревню Монтальто приехал бродячий театр. Крестьяне и дети с радостью встречают комедиантов. Они рады, что те их будут смешить.
  • Краткое содержание Достоевский Преступление и наказание
    Бывший студент университета Раскольников Родион Романович жил в маленькой комнатушке, боялся своей хозяйки, которой задолжал за квартиру. Мать с сестрой жили бедно, и помогать ему не могли
  • Краткое содержание Крапивина Дети синего фламинго
    Это событие произошло с мальчиком Женей. По пути к своей бабушке ему встречается незнакомый человек, который излагает мальчику придуманную историю, обитателей замечательного острова Двид

V

Он не спал всю ночь. Он сорвал этот цветок, потому что видел в таком поступке подвиг, который он был обязан сделать

При первом взгляде сквозь стеклянную дверь алые лепестки привлекли его внимание, и ему показалось, что он с этой минуты вполне постиг, что именно должен он совершить на земле. В этот яркий красный цветок собралось все зло мира

Он знал, что из мака делается опиум; может быть, эта мысль, разрастаясь и принимая чудовищные формы, заставила его создать страшный фантастический призрак. Цветок в его глазах осуществлял собою все зло; он впитал в себя всю невинно пролитую кровь (оттого он и был так красен), все слезы, всю желчь человечества. Это было таинственное, страшное существо, противоположность Богу, Ариман, принявший скромный и невинный вид. Нужно было сорвать его и убить. Но этого мало, — нужно было не дать ему при издыхании излить все свое зло в мир. Потому-то он и спрятал его у себя на груди. Он надеялся, что к утру цветок потеряет всю свою силу. Его зло перейдет в его грудь, его душу, и там будет побеждено или победит — тогда сам он погибнет, умрет, но умрет как честный боец и как первый боец человечества, потому что до сих пор никто не осмеливался бороться разом со всем злом мира.

— Они не видели его. Я увидел. Могу ли я оставить его жить? Лучше смерть.

И он лежал, изнемогая в призрачной, несуществующей борьбе, но все-таки изнемогая. Утром фельдшер застал его чуть живым. Но, несмотря на это, через несколько времени возбуждение взяло верх, он вскочил с постели и по-прежнему забегал по больнице, разговаривая с больными и сам с собою громче и несвязнее, чем когда-нибудь. Его не пустили в сад; доктор, видя, что вес его уменьшается, а он все не спит и все ходит и ходит, приказал впрыснуть ему под кожу большую дозу морфия. Он не сопротивлялся: к счастью, в это время его безумные мысли как-то совпали с этой операцией. Он скоро заснул; бешеное движение прекратилось, и постоянно сопутствовавший ему, создавшийся из такта его порывистых шагов, громкий мотив исчез из ушей. Он забылся и перестал думать обо всем, и даже о втором цветке, который нужно было сорвать.

Однако он сорвал его через три дня, на глазах у старика, не успевшего предупредить его. Сторож погнался за ним. С громким торжествующим воплем больной вбежал в больницу и, кинувшись в свою комнату, спрятал растение на груди.

— Ты зачем цветы рвешь? — спросил прибежавший за ним сторож. Но больной, уже лежавший на постели в привычной позе со скрещенными руками, начал говорить такую чепуху, что сторож только молча снял с него забытый им в поспешном бегстве колпак с красным крестом и ушел. И призрачная борьба началась снова. Больной чувствовал, что из цветка длинными, похожими на змей, ползучими потоками извивается зло; они опутывали его, сжимали и сдавливали члены и пропитывали все тело своим ужасным содержанием. Он плакал и молился Богу в промежутках между проклятиями, обращенными к своему врагу. К вечеру цветок завял. Больной растоптал почерневшее растение, подобрал остатки с пола и понес в ванную. Бросив бесформенный комочек зелени в раскаленную каменным углем печь, он долго смотрел, как его враг шипел, съеживался и наконец превратился в нежный снежно-белый комочек золы. Он дунул, и все исчезло.

На другой день больному стало хуже. Страшно бледный, с ввалившимися щеками, с глубоко ушедшими внутрь глазных впадин горящими глазами, он, уже шатающеюся походкой и часто спотыкаясь, продолжал свою бешеную ходьбу и говорил, говорил без конца.

— Мне не хотелось бы прибегать к насилию, — сказал своему помощнику старший доктор.

— Но ведь необходимо остановить эту работу. Сегодня в нем девяносто три фунта веса. Если так пойдет дальше, он умрет через два дня.

Старший доктор задумался.

— Морфий? Хлорал? — сказал он полувопросительно.

— Вчера морфий уже не действовал.

— Прикажите связать его. Впрочем, я сомневаюсь, чтобы он уцелел.

Популярные сегодня пересказы

  • Краткое содержание книги Метаморфозы или Золотой осел Апулей В произведении рассказывается о неком торговце по имени Люций, с которым случилась неприятная вещь. Люций часто путешествовал, повидал много разных людей и красивых достопримечательностей.
  • Ромашка — краткое содержание сказки Андерсена Многие сказки имеют счастливый конец. Но в большинстве произведениях знаменитого Ганса Христиана Андерсена есть добрая доля правды. Поэтому, чаще всего, его рассказы заканчиваются трагически. И сказка о жизнерадостной ромашке не исключение.
  • Собрание чудес — краткое содержание рассказа Паустовского У каждого человека есть заветная мечта. У автора она тоже была – хотел он хотя бы раз побывать на Боровом озере. Ничем, по мнению местных жителей, оно от других озёр не отличалось, но почему-то автора тянуло там побывать
  • По праву памяти — краткое содержание поэмы Твардовского Данное произведение начинается с нежных воспоминаний писателя. Он вспомнил то время, когда со своим другом они мечтали освоить все науки мира. В то время ребята были убеждены в том, что им никто и ничто не помешает этого сделать

История создания

Автор произведения страдал психическим расстройством (по мнению психиатров) — маниакально-депрессивным психозом. Первые вспышки болезни отмечались уже в 17 лет.

Писатель-беллетрист В. И. Бибиков позже отмечал, что, говоря о произведении «Красный цветок», Гаршин вспоминал свое пребывание в Харьковском лечебном заведении для душевнобольных, известным еще как Сабурова дача, упоминая о решетчатом окне и о цветнике лечебницы. Оба элемента очень важны и отражены в произведении. Также в рассказе прослеживается и весь портрет лечебницы, в которой пребывал Гаршин: ее строгое казенное здание, широкие коридоры, большие помещения, на верхнем этаже размещались женщины.

Как и сам позже отзывался автор, работая над произведением:

Произведение было посвящено недавно умершему И.С. Тургеневу — знаменитому русскому писателю.

Также стоит акцентировать внимание на значении образа мака. Как известно, Гаршин, равно как и многие творческие деятели его времени, злоупотреблял запрещенными веществами, которые изготовлены на основе мака

“Зло красных цветов” можно трактовать буквально: герой мог умереть от вполне понятных последствий своей зависимости. Сам автор страдал от нее и умер в цвете лет.

Разработка урока литературы родного края «В.М. Гаршин «Красный цветок»

Класс 5 Дата__________________

Урок № В.М. Гаршин «Красный цветок»

Цели урока:

  1. На примере изучения рассказа “Красный цветок” раскрыть понятие “образ-символ”.
  2. Формировать умение анализировать текст, понимать тему и идею.
  3. Способствовать воспитанию нравственных качеств: сострадания, гуманности.

Тип урока: литература родного края

Ход урока

1. Орг. момент

2. Объявление темы и цели урока

Мы прочитали рассказ В.Гаршина “Красный веток”. Сегодня на уроке мы будем обсуждать его, попытаемся осмыслить сформулировать идею и тему и ответить на ряд вопросов.

Первый вопрос сокрыт в эпиграфе. Давайте прочитаем его.

Человек в “Красном цветке” больше мирового зла, которому бросает вызов, хотя цена победы его – жизнь.

В.И. Порудоминский

“Красный цветок”

Попытайтесь сформулировать вопрос. (Что есть мировое зло?)

Проблемный вопрос (записан на доске):

Кроме того, сегодня на уроке мы введем новое литературное понятие. Ну и конечно, каждый для себя сделает какой-то вывод из прочитанного.

Мы остановились на том, что у всех вас герой вызывает сочувствие. Даже у автора, т.к. он очень выразительно, подробно, до жути, описывает и душевное, и физическое состояние больного.

3. Работа над темой урока

— Какие поступки выдают в герое больного человека, а что говорит о том, что в своих действиях он последователен? — Охарактеризуйте образ доктора. Каково его описание по сравнению с описанием больного? — Какие прилагательные использует автор при его описании? — Почему герой считает, что доктор делает зло? — Кому еще противопоставляет себя больной? Что его отличает от остальных пациентов и от доктора? — С каким чувством автор описывает доктора? Объясните причину неприязни. — В чем заключается проблема, которую пытается решить больной? О чем думает герой? (В отличие от других пациентов, у него есть мысль!) — Найдите описание цветов. Какими вам представляются цветы, с которыми борется герой? — Какими они кажутся ему?

Итак, красные маки стали для героя рассказа символом зла.

Давайте поработаем с понятием “символ”.

Проверка д/з

(Проверка домашнего задания: учащиеся рассказывают о происхождении слова “символ”)

— Какие символы вы знаете? (дорожные знаки, хлеб-соль – символ гостеприимства, книга, глобус–символ знаний, голубь – символ мира). — Сделайте вывод, ради чего герой жертвует жизнью?

Разве идея спасти мир – это бред? И все, кто готов пожертвовать собой ради благополучия других, – сумасшедшие? Это проблема одного человека или всего общества?

— Определите тему рассказа. (Тема противостояния злу). А теперь давайте определим идею произведения.

4. Подведение итогов.

Итак, зло существовало всегда: и в древности (вспомните мифы Древней Греции), и во времена Пушкина, и в наше время.

Сделайте вывод, какую мысль хотел донести до нас автор? (злу нужно противостоять, со злом нужно бороться)

— А теперь ответьте на вопросы, которые записаны на доске. В чем актуальность этого рассказа?

5. Домашнее задание.

Домашнее задание. Дать развернутый ответ на вопрос: “ Почему зло предстало больному в образе красного цветка и отчего герою не жаль своей жизни в борьбе со злом?”

Темы

Основной темой произведения «Красный цветок» является стремление к устроению всеобщего счастья. Герой одержим борьбой за справедливость. Видимо, эта навязчивая идея стала основой его болезни. Пытаясь всеми силами и любыми средствами победить зло, которое стоит на пути к царству добра, он надрывает последние силы. Идейность, альтруистичность в фанатической форме приводят героя к расстройству психики.

Отсюда и другая тема – самопожертвование во имя высшей цели. Герой возомнил, что победа над злом требует его самоотречения и подвига. Он был готов все отдать, но его идеи оказались бредом сумасшедшего.

Не менее важная тема — самоощущение душевнобольного. Автор подробно описывает, что чувствует такой человек, как мыслит. Интересно следить за динамикой его состояния:

Гаршин описывает парадоксальную логику безумцев и объясняет их необычное поведение.

III

– Как вы себя чувствуете? – спросил его на другой день доктор.

Больной, только что проснувшись, еще лежал под одеялом.

– Отлично! – отвечал он, вскакивая, надевая туфли и хватаясь за халат. – Прекрасно! Только одно: вот!

Он показал себе на затылок.

– Я не могу повернуть шеи без боли. Но это ничего. Все хорошо, если его понимаешь; а я понимаю.

– Вы знаете, где вы?

– Конечно, доктор! Я в сумасшедшем доме. Но ведь, если понимаешь, это решительно все равно. Решительно все равно.

Доктор пристально смотрел ему в глаза. Его красивое холеное лицо с превосходно расчесанной золотистой бородой и спокойными голубыми глазами, смотревшими сквозь золотые очки, было неподвижно и непроницаемо. Он наблюдал.

– Что вы так пристально смотрите на меня? Вы не прочтете того, что у меня в душе, – продолжал больной, – а я ясно читаю в вашей! Зачем вы делаете зло? Зачем вы собрали эту толпу несчастных и держите ее здесь? Мне все равно: я все понимаю и спокоен; но они? К чему эти мученья? Человеку, который достиг того, что в душе его есть великая мысль, общая мысль, ему все равно, где жить, что чувствовать. Даже жить и не жить… Ведь так?

– Может быть, – отвечал доктор, садясь на стул в углу комнаты так, чтобы видеть больного, который быстро ходил из угла в угол, шлепая огромными туфлями конской кожи и размахивая полами халата из бумажной материи с широкими красными полосами и крупными цветами. Сопровождавшие доктора фельдшер и надзиратель продолжали стоять навытяжку у дверей.

– И у меня она есть! – воскликнул больной. – И когда я нашел ее, я почувствовал себя переродившимся. Чувства стали острее, мозг работает, как никогда. Что прежде достигалось длинным путем умозаключений и догадок, теперь я познаю интуитивно. Я достиг реально того, что выработано философией. Я переживаю самим собою великие идеи о том, что пространство и время – суть фикции. Я живу во всех веках. Я живу без пространства, везде или нигде, как хотите. И поэтому мне все равно, держите ли вы меня здесь или отпустите на волю, свободен я или связан. Я заметил, что тут есть еще несколько таких же. Но для остальной толпы такое положение ужасно. Зачем вы не освободите их? Кому нужно…

– Вы сказали, – перебил его доктор, – что вы живете вне времени и пространства. Однако нельзя не согласиться, что мы с вами в этой комнате и что теперь, – доктор вынул часы, – половина одиннадцатого 6-го мая 18** года. Что вы думаете об этом?

– Ничего. Мне все равно, где ни быть и когда ни жить. Если мне все равно, не значит ли это, что я везде и всегда?

Доктор усмехнулся.

– Редкая логика, – сказал он, вставая. – Пожалуй, вы правы. До свидания. Не хотите ли вы сигарку?

– Благодарю вас. – Он остановился, взял сигару и нервно откусил ее кончик. – Это помогает думать, – сказал он. – Это мир, микрокосм. На одном конце щелочи, на другом – кислоты… Таково равновесие и мира, в котором нейтрализуются противоположные начала. Прощайте, доктор!

Доктор отправился дальше. Большая часть больных ожидала его, вытянувшись у своих коек. Никакое начальство не пользуется таким почетом от своих подчиненных, каким доктор-психиатр от своих помешанных.

А больной, оставшись один, продолжал порывисто ходить из угла в угол камеры. Ему принесли чай; он, не присаживаясь, в два приема опорожнил большую кружку и почти в одно мгновение съел большой кусок белого хлеба. Потом он вышел из комнаты и несколько часов, не останавливаясь, ходил своею быстрою и тяжелой походкой из конца в конец всего здания. День был дождливый, и больных не выпускали в сад. Когда фельдшер стал искать нового больного, ему указали на конец коридора; он стоял здесь, прильнувши лицом к стеклу стеклянной садовой двери, и пристально смотрел на цветник

Его внимание привлек необыкновенно яркий алый цветок, один из видов мака

– Пожалуйте взвеситься, – сказал фельдшер, трогая его за плечо.

И когда тот повернулся к нему лицом, он чуть не отшатнулся в испуге: столько дикой злобы и ненависти горело в безумных глазах. Но увидав фельдшера, он тотчас же переменил выражение лица и послушно пошел за ним, не сказав ни одного слова, как будто погруженный в глубокую думу. Они прошли в докторский кабинет; больной сам встал на платформу небольших десятичных весов: фельдшер, свесив его, отметил в книге против его имени 109 фунтов. На другой день было 107, на третий 106.

– Если так пойдет дальше, он не выживет, – сказал доктор и приказал кормить его как можно лучше.

Но, несмотря на это и на необыкновенный аппетит больного, он худел с каждым днем, и фельдшер каждый день записывал в книгу все меньшее и меньшее число фунтов. Больной почти не спал и целые дни проводил в непрерывном движении.

VI

И больного связали. Он лежал, одетый в сумасшедшую рубаху, на своей постели, крепко привязанный широкими полосами холста к железным перекладинам кровати. Но бешенство движений не уменьшилось, а скорее возросло. В течение многих часов он упорно силился освободиться от своих пут. Наконец однажды, сильно рванувшись, он разорвал одну из повязок, освободил ноги и, выскользнув из-под других, начал со связанными руками расхаживать по комнате, выкрикивая дикие, непонятные речи.

— О, щоб тоби!.. — закричал вошедший сторож. — Який тоби бис помогае! Грицко! Иван! Идите швидче, бо вин развязавсь.

Они втроем накинулись на больного, и началась долгая борьба, утомительная для нападавших и мучительная для защищавшегося человека, тратившего остаток истощенных сил. Наконец его повалили на постель и скрутили крепче прежнего.

— Вы не понимаете, что вы делаете! — кричал больной, задыхаясь. — Вы погибаете! Я видел третий, едва распустившийся. Теперь он уже готов. Дайте мне кончить дело! Нужно убить его, убить! убить! Тогда все будет кончено, все спасено. Я послал бы вас, но это могу сделать только один я. Вы умерли бы от одного прикосновения.

— Молчите, паныч, молчите! — сказал старик-сторож, оставшийся дежурить около постели.

Больной вдруг замолчал. Он решился обмануть сторожей. Его продержали связанным целый день и оставили в таком положении на ночь. Накормив его ужином, сторож постлал что-то около постели и улегся. Через минуту он спал крепким сном, а больной принялся за работу.

Он изогнулся всем телом, чтобы коснуться железной продольной перекладины постели, и, нащупав ее спрятанной в длинном рукаве сумасшедшей рубахи кистью руки, начал быстро и сильно тереть рукав об железо. Через несколько времени толстая парусина подалась, и он высвободил указательный палец. Тогда дело пошло скорее. С совершенно невероятной для здорового человека ловкостью и гибкостью он развязал сзади себя узел, стягивавший рукава, расшнуровал рубаху и после этого долго прислушивался к храпению сторожа. Но старик спал крепко. Больной снял рубаху и отвязался от кровати. Он был свободен. Он попробовал дверь: она была заперта изнутри, и ключ, вероятно, лежал в кармане у сторожа. Боясь разбудить его, он не посмел обыскивать карманы и решился уйти из комнаты через окно.

Была тихая, теплая и темная ночь; окно было открыто; звезды блестели на черном небе. Он смотрел на них, отличая знакомые созвездия и радуясь тому, что они, как ему казалось, понимают его и сочувствуют ему. Мигая, он видел бесконечные лучи, которые они посылали ему, и безумная решимость увеличивалась. Нужно было отогнуть толстый прут железной решетки, пролезть сквозь узкое отверстие в закоулок, заросший кустами, перебраться через высокую каменную ограду. Там будет последняя борьба, а после — хоть смерть.

Он попробовал согнуть толстый прут голыми руками, но железо не подавалось. Тогда, скрутив из крепких рукавов сумасшедшей рубахи веревку, он зацепил ею за выкованное на конце прута копье и повис на нем всем телом. После отчаянных усилий, почти истощивших остаток его сил, копье согнулось; узкий проход был открыт. Он протискался сквозь него, ссадив себе плечи, локти и обнаженные колени, пробрался сквозь кусты и остановился перед стеной. Все было тихо; огни ночников слабо освещали изнутри окна огромного здания; в них не было видно никого. Никто не заметит его; старик, дежуривший у его постели, вероятно, спит крепким сном. Звезды ласково мигали лучами, проникавшими до самого его сердца.

— Я иду к вам, — прошептал он, глядя на небо.

Оборвавшись после первой попытки, с оборванными ногтями, окровавленными руками и коленями, он стал искать удобного места. Там, где ограда сходилась со стеной мертвецкой, из нее и из стены выпало несколько кирпичей. Больной нащупал эти впадины и воспользовался ими. Он влез на ограду, ухватился за ветки вяза, росшего по ту сторону, и тихо спустился по дереву на землю.

Он кинулся к знакомому месту около крыльца. Цветок темнел своей головкой, свернув лепестки и ясно выделяясь на росистой траве.

— Последний! — прошептал больной. — Последний! Сегодня победа или смерть. Но это для меня уже все равно. Погодите, — сказал он, глядя на небо: — я скоро буду с вами.

Он вырвал растение, истерзал его, смял и, держа его в руке, вернулся прежним путем в свою комнату. Старик спал. Большой, едва дойдя до постели, рухнул на нее без чувств.

Утром его нашли мертвым. Лицо его было спокойно и светло; истощенные черты с тонкими губами и глубоко впавшими закрытыми глазами выражали какое-то горделивое счастье. Когда его клали на носилки, попробовали разжать руку и вынуть красный цветок. Но рука закоченела, и он унес свой трофей в могилу.

В. М. Гаршин, 1883

Главные герои и их характеристика

Главный герой рассказа «Красный цветок» – безымянный душевнобольной пациент клиники, который преисполнен идеей по уничтожению зла в лице цветков мака. Он полностью поглощен стремлением к победе добра над злом, даже ценой своей жизни он готов бороться с несправедливостью. Тонкая душевная организация не выдержала ударов подлой и двуличной реальности.

Персонал и другие пациенты больницы – общая масса людей, которая показана нейтрально. Персонал четко выполняет инструкции больницы, не вдумываясь в рассказы больных, исполняет свои обязанности.

Образ мака многогранен и несет в себе несколько смыслов:

  • Красный цвет символизирует кровь, опасность, злую силу из-за ассоциацией с кровью.
  • Растение мак используется в создании запрещенных веществ и несет в себе угрозу для человека.
  • Цветок во многих произведениях символизирует соблазн.

Вероятно, автор завуалированно описал влияние популярных в ту пору веществ на психику человека.

IV глава

Существование героя двойственно. Ночами он осознает, где он и чем болен, но днем от избытка впечатлений он впадает в безумие. Его сознание — это смесь разумного, фантазии, мыслей и болезненного бреда.

Настала хорошая погода, и больных надзиратель заставлял работать в саду. Герой впечатлен садом, особенно маленьким, но ярко-алым маком, растущим недалеко от крыльца. Он хотел его сорвать, но сначала ему казалось, что цветок его обжигает, а потом ему запретил сторож. В конце прогулки больному всё же удается сорвать цветок и спрятать на своей груди. До ужина он с безумством хранит его там, желая разорвать. Во время ужина он ест очень много, говоря, что ему нужно много сил. После герой прощается с надзирателем, ведь они могут завтра не увидеться, как он считает. Он ложится спать, чувствуя, что отравлен.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: