Бумажные города

Краткое содержание поэма без героя ахматова ❤️ - краткие содержания

Содержание

В «Поэме без героя» Ахматова описывает давно прошедшую эпоху — предреволюционные годы, время своей молодости и литературного дебюта. Это описание делается из исторического отдаления, когда уже известны и страшные судьбы большинства тогдашних друзей и знакомых, и страшная метаморфоза России в целом. Это набрасывает на героев поэмы особенный почти мистический флёр: ведь все они — уже тени, как ни трудно пишущей поэму Ахматовой с этим смириться:

Поэтика

Поэма написана трёхиктным дольником на основе анапеста — стихотворным размером, занимающим промежуточное положение между классической силлабо-тоникой и более расшатанным акцентным стихом. Этот размер более гибкий и непредсказуемый, чем традиционный анапест, но в то же время сохраняет ореол классичности (поддерживаемый в поэме различными другими уровнями текста: свободным использованием архаизмов и поэтизмов, многочисленными отсылками к Античности — уже в «Первом посвящении» упомянут Антиной, во «Втором посвящении» — Психея и Лета, и т. п.).

Особенно интересна строфика поэмы. В основе строфы лежит схема AAbCCb:

Однако время от времени Ахматова увеличивает число строк с женской рифмой:

Это тоже делает стих поэмы непредсказуемым, а определённые места в тексте — особо выделенными. В некоторых работах такое построение получило название «ахматовская строфа».

Основная тема, проблематика, сюжет произведения

«Поэма без героя» — это произведение о времени, в котором отсутствовали герои, а судьбами людей управляло время. Это произведение об эпохе, когда человеческая жизнь не имела ценности.

Важную роль в композиции поэмы играют эпиграфы. Ахматова использует в качестве эпиграфов цитаты из стихотворений разных поэтов или из собственных произведений. Эпиграфы подводят к определенным идеям произведения, пониманию его смысла и в какой-то степени становятся элементами диалога.

Первая часть «Поэмы без героя» является самой событийной. В основе сюжета – реальная любовная история поэта В. Князева и актрисы Л. Глебовой-Судейкиной, закончившаяся печально: молодой человек покончил с собой из-за несчастной любви к непостоянной и ветреной актрисе.

Основной темой первой части становится фантасмагория.

Ахматова в своей поэме показала жизнь целой эпохи. Здесь люди – это актеры, скрывающиеся под масками, а вся их жизнь – маскарад. Люди лишь играют жизнь. Жизнь – фарс. Итог такой игры – смерть, которая становится расплатой за участие.

Вместо приглашенный гостей к лирической героине поэмы приходят тени: Фауст, Дон Жуан, Дапертутто, Дориан, Иоканаан. Они символизируют грешную и беззаботную молодость автора.

Смешение образов в поэме говорит о том, что добро и зло неразрывны, они всегда вместе. И это – главный грех молодого поколения.

Название второй части поэмы – «Решка» — говорит о том, что есть обратная сторона медали. За кажущимся благосостоянием скрывается негативное – репрессии, аресты. Поколению приходится искупать грехи слезами и страданиями.

Третья часть поэмы – о периоде искупления грехов своей молодости. Главным мотивом третьей части произведения является мотив страдания.

В поэме перекликаются настоящее, прошлое и будущее. И мотив времени прослеживается на протяжении всего произведения. Время – это история: личности, поколения, Родины.

Ахматова в «Поэме без героя» анализирует опыт прошлого и пытается понять, что может произойти в будущем с ней, с Россией, с отдельными людьми. В конце поэмы Россия представлена молодой, новой, очищенной страданиями.

Часть 3. Судно

Друзья распределили роли. Лейси распоряжалась их небогатым имуществом, а Радар рассчитывал, с какой скоростью надо ехать, чтобы из Флориды попасть в штат Нью-Йорк к полудню 29 мая. Машину вели все по очереди. Им пришлось остановиться и за шесть минут успеть заправить машину и купить еду и какую-нибудь одежду, ведь на Бене и Радаре, кроме мантий, ничего не было.

Они провели в минивене почти сутки, и за это время машина стала их домом. По дороге Квентин чуть не наехал на двух коров, переходящих дорогу. Ситуацию спас сидящий рядом Бен — он вывернул руль, и минивен не перевернулся. Вскоре друзья уже продолжали свой путь, а Лейси назвала Бена героем. Квентин втайне мечтал, что Марго будет счастлива, что её нашли, бросится ему на шею и разрыдается.

Наконец, компания прибыла в Ээгло, который оказался заброшенным строением, похожим на амбар. Там, за ширмой из двух кусков оргстекла спокойно сидела Марго Рот Шпигельман и что-то писала в своём чёрном блокноте. Дописав, она посмотрела на друзей пустыми глазами, вежливо поздоровалась и спросила: «Вы нафига сюда припёрлись?».

Марго сразу же поссорилась с Лейси и Беном. Ребята ушли, намереваясь утром отправиться домой. Квентин остался — у него было слишком много вопросов. Выяснилось, что Марго действительно ушла навсегда и вовсе не хотела, чтобы её нашли.

Она рассказала, что в десять лет начала писать в чёрном блокноте роман о себе «с уклоном в магию». Героиня романа была влюблена в мальчика по имени Квентин, имела богатых, любящих родителей и говорящую собаку и расследовали убийство Роберта Джойнера. Потом, поверх написанного, Марго начала составлять подробные планы своих побегов и прочих мероприятий.

В старших классах Марго увлеклась исследо­ваниями заброшенных зданий и решила сбежать навсегда. Она включила в свой последний план Квентина, потому что в детстве он ей нравился, и она надеялась, что это приключение его раскрепостит. Потом Марго узнала об измене Джейсона и решила уехать немедленно, не дожидаясь получения диплома.

Рано утром, собираясь уезжать, Марго заметила, что скучает по Квентину и решила «завещать» ему своё увлечение старыми зданиями. Подсказки должны были привести его в заброшенный торговый центр. Остальные «хлебные крошки» она оставила случайно, второпях не успев как следует замести следы. Она не думала, что Квентин сможет её найти, и отправилась прямо в Ээгло.

Той ночью в деловом центре Марго считала бумажной не окружающих, а саму себя. Она создала образ бумажной девочки, которая нравилась всем, но не смогла в него поверить. Марго надеялась, что в бумажном городе Ээгло она станет собой.

Квентин предложил Марго пожить лето у них, а потом поступить в университет, но она отказалась, боясь, что её засосёт «правильная жизнь — колледж, работа, муж и детишки и прочий бред». Квентин с ней не согласился: он верил в будущее, для него всё перечисленное — осмысленная жизнь. Марго же не беспокоилась о том, что будет дальше, — «потом состоит из множества сейчас».

Поговорив с Квентином, Марго позвонила родителям, сообщила, что жива, но назад не вернётся. Шпигельманы не расстроились. Они считали, что дочь должна им угождать, а когда Марго взбунтовалась, выкинули её из своей жизни.

Потом они лежали в траве, пока не заснули. Проснувшись, они выкопали глубокую ямку, в которой Марго решила «похоронить» чёрный блокнот с историей о Роберте Джойнере. Квентин сказал, что они узнали друг друга, только когда начали смотреть друг другу в глаза.

Потом они поцеловались, и Марго позвала Квентина с собой в Нью-Йорк, но он отказался и понял, что их пути расходятся окончательно. Забросав землёй «могилу» прошлого Марго, они расстались.

Юг

Буэнос-Айрес, 1939 г. Хуан Дальманн служит секретарём в муниципальной библиотеке на улице Кордова. В конце февраля с ним происходит неожиданный случай. В этот день в его руки попадает редкое издание «Тысячи и одной ночи» в переводе Вайля; спеша рассмотреть своё приобретение, он, не дожидаясь лифта, взбегает по лестнице. В темноте что-то задевает его лоб — птица, летучая мышь? Женщина, открывшая Дальманну дверь, вскрикивает от ужаса, и, проведя рукой по лбу, он видит кровь. Он порезался об острый край только что окрашенной двери, которую оставили открытой. На рассвете Дальманн просыпается, его мучит жар, а иллюстрации к «Тысяче и одной ночи» мешаются с кошмаром. Восемь дней тянутся как восемь веков, окружающее кажется Дальманну адом, Затем его забирают в лечебницу. По дороге Дальманн решает, что там, в другом месте, он сможет спокойно уснуть. Как только они приезжают в лечебницу, его раздевают, обривают ему голову, прикручивают к кушетке, и человек в маске всаживает ему в руку иглу. Очнувшись с приступами тошноты, забинтованный, он понимает, что до сих пор находился лишь в преддверии ада, Дальманн стоически переносит болезненные процедуры, но плачет от жалости к себе, узнав, что чуть не умер от заражения крови. Спустя какое-то время хирург говорит Дальманну, что тот скоро может поехать долечиваться в усадьбу — старинный длинный розовый дом на Юге, который достался ему от предков. Обещанный день настаёт. Дальманн едет в наёмном экипаже на вокзал, чувствуя счастье и лёгкое головокружение. До поезда остаётся время, и Дальманн проводит его в кафе за чашкой запрещённого в лечебнице кофе, поглаживая огромного чёрного кота.

Поезд стоит у предпоследнего перрона. Дальманн выбирает почти пустой вагон, забрасывает чемодан в сетку, оставив себе книгу для чтения, «Тысячу и одну ночь». Книгу эту он взял с собой не без колебаний, и само решение, как ему кажется, служит знаком того, что несчастья миновали. Он пытается читать, но тщетно — это утро и само существование оказываются чудом не меньшим, чем сказки Шахразады.

«Завтра я проснусь в усадьбе», — думает Дальманн. Он чувствует себя одновременно как бы двумя людьми: один движется вперёд по этому осеннему дню и знакомым местам, а другой терпит унизительные обиды, пребывая в отлично продуманной неволе. Приближается вечер. Дальманн ощущает своё полное одиночество, и иногда ему кажется, что он путешествует не только на Юг, но и в прошлое. От этих мыслей его отвлекает контролёр, который, проверив билет, предупреждает, что поезд остановится не на той станции, что нужна Дальманну, а на предыдущей, едва ему знакомой. Дальманн сходит с поезда почти посреди поля. Здесь нет никакого экипажа, и начальник станции советует нанять его в лавке за километр от железной дороги. Дальманн идёт к лавке медленно, чтобы продлить удовольствие от прогулки. Хозяин лавки кажется ему знакомым, но потом он понимает, что тот просто похож на одного из служащих лечебницы. Хозяин обещает заложить бричку, и чтобы скоротать время, Дальманн решает поужинать здесь же. За одним из столов шумно едят и пьют парни. На полу, привалившись к стойке, сидит смуглый старик в пончо, показавшийся Дальманну воплощением Юга. Дальманн ест, запивая ужин терпким красным вином. Вдруг что-то лёгкое ударяется о его щеку. Это оказывается шарик хлебного мякиша. Дальманн в растерянности, он решает сделать вид, что ничего не случилось, но через несколько минут в него попадает другой шарик, а парни за столом принимаются хохотать. Дальманн решает уйти и не дать втянуть себя в драку, тем более что ещё не выздоровел. Хозяин встревоженно успокаивает его, называя при этом по имени — «сеньор Дальманн». Это только ухудшает дело — до сих пор можно было думать, что тупая выходка парней задевает случайного человека, теперь же оказывается, что это выпад против него лично.

Дальманн поворачивается к парням и спрашивает, что им нужно. Один из них, не переставая сыпать ругательствами и оскорблениями, подбрасывает и ловит нож и вызывает Дальманна драться. Хозяин говорит, что Дальманн невооружен. Но в этот момент сидящий в углу старик-гаучо бросает ему под ноги кинжал. Словно сам Юг решает, что Дальманн должен драться. Нагибаясь за кинжалом, он понимает, что оружие, которым он почти не владеет, послужит не защитой ему, а оправданием его убийце. «В лечебнице не допустили бы, чтобы со мной случилось что-либо подобное», — думает он и вслед за парнем выходит во двор. Переступая порог, Дальманн чувствует, что умереть в ножевой драке под открытым небом, мгновенно, было бы для него избавлением и счастьем в ту первую ночь в лечебнице. И если бы он мог тогда выбрать или придумать себе смерть, он выбрал бы именно такую.

И, крепко сжимая нож, Дальманн идёт вслед за парнем.

Жанр, направление, композиция произведения

«Поэма без героя» — это триптих: три части – три посвящения тем, кто погиб в осажденном Ленинграде. Вступление, части поэмы, посвящения, главы создавались поэтессой в разные отрезки времени. Структура произведения выглядит следующим образом:

  • Первая часть – «1913 год. Петербургская повесть»;
  • Вторая часть – «Решка»;
  • Третья часть – «Эпилог».

«Поэма без героя» — это размышления А. Ахматовой о своем времени, о том, какое место занимает человек в мире, о смысле жизни и предназначении человека. Эти размышления отражены в эпиграфе «Deus conservat omnia» («Господь сохраняет все»).

Заглавие произведения исключительно и парадоксально. Однозначное толкование заглавию дать сложно, ведь поэм без героя не бывает. Поэтесса не случайно вынесла жанр своего произведения в заглавие. Поэма Ахматовой – это лирическая поэма, где присутствует лирическое «я». Таким приемом поэтесса показывает, что является очевидцем событий.

При этом А. В. Платонова отмечает, что жанровую принадлежность этого произведения невозможно определить. «Поэма без героя» — это и поэма, и повесть, и драма. Произведение можно отнести даже к феерии или мистерии. Поэтесса в основе сюжета соединила бытовые сцены жизни и библейские мотивы.

По словам самой А. Ахматовой, поэма «дважды уходила в балет». «Поэма без героя» — это своеобразный спектакль, где действующие лица представлены голосами: «голос, который читает», «слова из мрака», «голос автора», «говорит сама тишина».

Таким образом, в этом произведении А. Ахматовой перекликаются разные жанры, виды и формы искусства.

Первая часть поэмы имеет подзаголовок «Петербургская повесть». По мнению А.В. Платоновой, он связан с «Медным всадником» А.С. Пушкина

Этим исследователь обращает внимание на синтез поэзии и прозы в поэме Ахматовой

Часть 1. Ниточки

Прошло время. Квентин заканчивал выпускной класс. С Марго Рот Шпигельман он давно не общался — у девушки была своя компания, в которую неудачники и заучки не принимались.

У Квентина было два лучших друга. Бена Старлинга все звали «Кровавым Беном». Из-за почечной инфекции у него была кровь в моче, но Бекка Эррингтон, лучшая подружка Марго, пустила по школе сплетню, что Бен постоянно занимается онанизмом, поэтому и мочится кровью. Теперь девушки шарахались от Бена, и он не мог найти спутницу для выпускного, на который мечтал пойти.

Второй друг Квентина, высокий чернокожий парень по кличке Радар, помешанный на компьютерах создатель сетевой энциклопедии — Мультипедии, стеснялся своих родителей, обладателей самой большой в мире коллекции чернокожих Санта-Клаусов. Фигурками чёрных Санта был заставлен весь дом, и Радар не мог привести туда свою девушку.

Последняя девушка Квентина бросила его ради бейсболиста, и ему не с кем было идти на выпускной, да и не тянуло его на это мероприятие. Он был спокойным и умным парнем, хорошо учился и готовился к поступлению в колледж. Марго Рот Шпигельман он считал совершенством и любовался ею издали. Реальных шансов у Квентина не было — Марго встречалась с Джейсом Ворзингтоном, самым крутым парнем в школе.

Марго была личностью легендарной. Она ничего не боялась и много раз сбегала из дому. Каждый раз родители искали её с полицией по всей стране.

Однажды ночью Марго пришла к Квентину. Джейс изменил ей с Беккой, и девушка решила им отомстить, но родители забрали у неё ключ от машины. Она хотела, чтобы Квентин ей помог, и тот согласился.

Закупив всё необходимое, они отправились осуществлять план Марго из одиннадцати пунктов.

Первым делом Марго отыскала автомобиль Джейса, поставила на руль блокиратор, а ключ от него забрала с собой. Затем они отправились к Бекке и по телефону сообщили её отцу, что его дочь в данный момент занимается сексом с Джейсом в подвале их дома. Когда полуголый Джейс выскочил из окна подвала, Квентин успел его сфотогра­фировать. Прокравшись в подвал, они выкрали одежду Джейса, оставили в шкафу тушку сырой рыбы, и Марго вывела краской на стене букву «М».

Положив букет тюльпанов на крыльцо подружки, которую незаслуженно обидела, Марго отправилась к Джейсу и зашвырнула вторую рыбу в окно его спальни. Третья рыба досталась Лейси Пембертон, которая не предупредила подругу об измене — Марго положила её под сидение машины бывшей подружки.

Девятым пунктом стала передышка в деловом центре, куда их пропустил знакомый охранник Марго. Они смотрели на город с высоты 25-го этажа. Квентину город нравился, Марго же считала его фальшивым, словно вырезанным из бумаги.

Марго сказала, что измена оборвала в её душе последнюю ниточку, которая связывала её с этой бумажной жизнью. В этот момент Квентин поверил, что между ними начнётся роман.

Жертву для десятого пункта, по плану Марго, должен был выбрать Квентин. Она заставила нерешительного парня отомстить тупому здоровяку Чаку, который изводил и унижал Квентина. Пробравшись в спальню спящего Чака, они сбрили ему одну бровь с помощью крема для депиляции. Жертва проснулась и погналась за сообщниками, но они предварительно намазали дверные ручки вазелином, и их невозможно было повернуть.

Одиннадцатым пунктом стало проникновение в аквапарк «Морской мир». Сначала Квентин воспротивился — он и так сделал для Марго немало этой ночью. Но девушка заявила, что могла бы всё сделать одна. Квентина она выбрала, чтобы встряхнуть его, вытащить из бумажного мира.

По дороге в аквапарк Квентин вспомнил давние слова Марго об умершем в парке мужчине. Тогда она тоже говорила об оборвавшихся ниточках. Смеясь, Марго заявила, что не хочет быть найденной в парке субботним утром.

Пробираясь в «Морской мир», ребята вымокли во рве с вонючей водой, потом Марго пришлось заплатить охраннику, который их застукал, после чего они долго бродили по ночному аквапарку и танцевали под льющуюся из репродукторов музыку.

Краткое изложение «Поэма без героя»

Ахматова Анна Андреевна (1889-1966)

Триптих (1940-1965)

Автору слышится Траурный марш Шопена и шепот теплого ливня в плюще. Ей снится молодость, ЕГО миновавшая чаша. Она ждет человека, с которым ей суждено заслужить такое, что смутится Двадцатый Век.

Но вместо того, кого она ждала, новогодним вечером к автору в фонтанный Дом приходят тени из тринадцатого года под видом ряженых. Один наряжен Фаустом, другой — Дон Жуаном. Приходят Дапертутто, Иоканаан, северный Глан, убийца Дориан. Автор не боится своих неожиданных гостей, но приходит в замешательство, не понимая: как могло случиться, что лишь она, одна из всех, осталась в живых? Ей вдруг кажется, что сама она — такая, какою была в тринадцатом году и с какою не хотела бы встретиться до Страшного Суда, — войдет сейчас в Белый зал. Она забыла уроки краснобаев и лжепророков, но они ее не забыли: как в прошедшем грядущее зреет, так в грядущем прошлое тлеет.

Единственный, кто не появился на этом страшном празднике мертвой листвы, — Гость из Будущего. Зато приходит Поэт, наряженный полосатой верстой, — ровесник Мамврийского дуба, вековой

собеседник луны. Он не ждет для себя пышных юбилейных кресел, к нему не пристают грехи. Но об этом лучше всего рассказали его стихи. Среди гостей — и тот самый демон, который в переполненном зале посылал черную розу в бокале и который встретился с Командором.

В беспечной, пряной, бесстыдной маскарадной болтовне автору слышатся знакомые голоса. Говорят о Казанове, о кафе «Бродячая собака». Кто-то притаскивает в Белый зал козлоногую. Она полна окаянной пляской и парадно обнажена. После крика: «Героя на авансцену!» — призраки убегают. Оставшись в одиночестве, автор видит своего зазеркального гостя с бледным лбом и открытыми глазами — и понимает, что могильные плиты хрупки и гранит мягче воска. Гость шепчет, что оставит ее живою, но она вечно будет его вдовою. Потом в отдаленье слышится его чистый голос: «Я к смерти готов».

Ветер, не то вспоминая, не то пророчествуя, бормочет о Петербурге 1913 г. В тот год серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл. Город уходил в туман, в предвоенной морозной духоте жил какой-то будущий гул. Но тогда он почти не тревожил души и тонул в невских сугробах. А по набережной легендарной приближался не календарный — настоящий Двадцатый Век.

В тот год и встал над мятежной юностью автора незабвенный и нежный друг — только раз приснившийся сон. Навек забыта его могила, словно вовсе и не жил он. Но она верит, что он придет, чтобы снова сказать ей победившее смерть слово и разгадку ее жизни.

Адская арлекинада тринадцатого года проносится мимо. Автор остается в Фонтанном Доме 5 января 1941 г. В окне виден призрак оснеженного клена. В вое ветра слышатся очень глубоко и очень умело спрятанные обрывки Реквиема. Редактор поэмы недоволен автором’. Он говорит, что невозможно понять, кто в кого влюблен, кто, когда и зачем встречался, кто погиб, и кто жив остался, и кто автор, и кто герой. Редактор уверен, что сегодня ни к чему рассуждения о поэте и рой призраков. Автор возражает: она сама рада была бы не видеть адской арлекинады и не петь среди ужаса пыток, ссылок и казней. Вместе со своими современницами — каторжанками, «стопятницами», пленницами — она готова рассказать, как они жили в страхе по ту сторону ада, растили детей для плахи, застенка и тюрьмы. Но она не может сойти с той дороги, на которую чудом набрела, и не дописать свою поэму.

Белой ночью 24 июня 1942 г. догорают пожары в развалинах Ле-

нинграда. В Шереметевском саду цветут липы и поет соловей. Увечный клен растет под окном фонтанного Дома. Автор, находящийся за семь тысяч километров, знает, что клен еще в начале войны предвидел разлуку. Она видит свого двойника, идущего на допрос за проволокой колючей, в самом сердце тайги дремучей, и слышит свой голос из уст двойника: за тебя я заплатила чистоганом, ровно десять лет ходила под наганом…

Автор понимает, что ее невозможно разлучить с крамольным, опальным, милым городом, на стенах которого — ее тень. Она вспоминает день, когда покидала свой город в начале войны, в брюхе летучей рыбы спасаясь от злой погони. Внизу ей открылась та дорога, по которой увезли ее сына и еще многих людей. И, зная срок отмщения, обуянная смертным страхом, опустивши глаза сухие и ломая руки, Россия шла перед нею на восток.

Т. А. Сотникова

  1. Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века: Энциклопедическое издание. – М.: «Олимп»; ООО «Издательство ACT», 1997. – 896 с.

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.

Система персонажей произведения

На вопрос, кто же является главным героем поэмы Ахматовой пытались ответить К. Чуковский, А. Хейт, М. Филькенберг, З. Есипова и т.д., но никто так и не смог найти однозначного ответа.

Замечание 3

К. Чуковский считал, что единственным героем «Поэмы без героя» является Время.

Слово «герой» в поэме употребляется дважды: «Героя на авансцену!» — в первой части и «И кто автор, кто герой…» — во второй. В поэме нет ни одного имени – лишь маски, марионетки, которыми кто-то управляет. А марионетки героями быть не могут. Интересно, что при отсутствии героя поэма не распадается. В ней прослеживается и точка зрения автора, и время, о котором повествует лирическая героиня. Через поэму Ахматова беседует с читателем.

За счет того, что в поэме нет связующего героя, произведение парадоксально само по себе. связующим звеном между миром персонажей является Образ автора, а поэма – это монолог автора.

Одним из персонажей поэмы является Петербург 1913 года. Он представлен одушевленным образом, изменчивым, многоликим и несокрушимым. Город предстает в разных обличиях. То Петербург площадной, простонародный. То он представлен как город театров, соборов, дворцов. То как тревожный, беспокойный. Такая тройственность образа Петербурга показывает некую парадоксальность, дисгармоничность происходящих событий.

Вместо предисловия

Иных уж нет, а те далече… Пушкин

Первый раз она пришла ко мне в Фонтанный Дом в ночь на 27 декабря 1940 г., прислав как вестника еще осенью один небольшой отрывок («Ты в Россию пришла ниоткуда…»).

Я не звала ее. Я даже не ждала ее в тот холодный и темный день моей последней ленинградской зимы.

Ее появлению предшествовало несколько мелких и незначительных фактов, которые я не решаюсь назвать событиями.

В ту ночь я написала два куска первой части («1913») и «Посвящение». В начале января я почти неожиданно для себя написала «Решку», а в Ташкенте (в два приема) – «Эпилог», ставший третьей частью поэмы, и сделала несколько существенных вставок в обе первые части.

Я посвящаю эту поэму памяти ее первых слушателей – моих друзей и сограждан, погибших в Ленинграде во время осады.

Их голоса я слышу и вспоминаю их, когда читаю поэму вслух, и этот тайный хор стал для меня навсегда оправданием этой вещи.

8 апреля 1943 Ташкент

До меня часто доходят слухи о превратных и нелепых толкованиях «Поэмы без героя». И кто-то даже советует мне сделать поэму более понятной.

Я воздержусь от этого.

Никаких третьих, седьмых и двадцать девятых смыслов поэма не содержит.

Ни изменять ее, ни объяснять я не буду.

«Еже писахъ – писахъ».

Ноябрь 1944 Ленинград

Посвящение

27 декабря 1940

. . . . . . . . . . . . . . . а так как мне бумаги не хватило, Я на твоем пишу черновике. И вот чужое слово проступает И, как тогда снежинка на руке, Доверчиво и без упрека тает. И темные ресницы Антиноя Вдруг поднялись – и там зеленый дым, И ветерком повеяло родным… Не море ли? Нет, это только хвоя Могильная, и в накипанье пен Все ближе, ближе… Marche funebre… Шопен…

Ночь Фонтанный Дом

Второе посвящение

О. С.

Ты ли, Путаница-Психея, Черно-белым веером рея, Наклоняешься надо мной, Хочешь мне сказать по секрету, Что уже миновала Лету И иною дышишь весной. Не диктуй мне, сама я слышу: Теплый ливень уперся в крышу, Шепоточек слышу в плюще. Кто-то маленький жить собрался, Зеленел, пушился, старался Завтра в новом блеснуть плаще. Сплю – она одна надо мною, – Ту, что люди зовут весною, Одиночеством я зову. Сплю – мне снится молодость наша, Та, ЕГО миновавшая чаша; Я ее тебе наяву, Если хочешь, отдам на память, Словно в глине чистое пламя Иль подснежник в могильном рву.

25 мая 1945 Фонтанный Дом

Третье и последнее

(LE JOUR DES ROIS)

Раз в крещенский вечером… Жуковский

Полно мне леденеть от страха, Лучше кликну Чакону Баха, А за ней войдет человек… Он не станет мне милым мужем, Но мы с ним такое заслужим, Что смутится Двадцатый Век. Я его приняла случайно За того, кто дарован тайной, С кем горчайшее суждено, Он ко мне во дворец Фонтанный Опоздает ночью туманной Новогоднее пить вино. И запомнит Крещенский вечер, Клен в окне, венчальные свечи И поэмы смертный полет… Но не первую ветвь сирени, Не кольцо, не сладость молений – Он погибель мне принесет.

5 января 1956

Вступление

Из года сорокового, Как с башни, на все гляжу. Как будто прощаюсь снова С тем, с чем давно простилась, Как будто прекрестилась И под темные своды схожу.

25 августа 1941 Осажденный Ленинград

Краткий анализ произведения «Поэма без героя» А. А. Ахматовой

В годы блокады Ленинграда Анна Андреевна Ахматова «несла дежурство как рядовой боец противовоздушной обороны. Она шила мешки для песка, которыми обкладывали траншеи — убежища в саду… Фонтанного дома, под кленом, воспетым ей в «Поэме без героя», которая писалась четверть века, с 1940 по 1965 год. В течение этих лет поэтесса не только дарила друзьям новые списки, называя так авторизованные машинописные копии, но вносила изменения и поправки в экземпляры, ранее переданные близким друзьям.

В поэме множество литературных и культурологических реминисценций, богатый образный ряд. Размышляя над трагическими событиями двадцатого века, поэтесса дает первой части своего произведения «Поэме без героя» подзаголовок «Петербургская повесть», напоминающий пушкинскую поэму «Медный всадник». И здесь петербургская тема решается через скрытые и явные отсылки к А. С. Пушкину, Н. В. Гоголю, Ф. М. Достоевскому. Город «достоевский и бесноватый», «траурный» и «заклятый», реальный и фантастический представлен поэтом в преддверии вселенской гибели, надвигающейся катастрофы, когда «как пред казнью бил барабан».

А. А. Ахматова выбирает в качестве главного героя поэмы — обобщенный образ трагического поэта — героя искусства «серебряного века», а затем и всего XX века.

Анализ стихотворения «Поэма без героя» Ахматовой

«Поэма без героя» Ахматовой

Начиная анализ произведения Ахматовой «Поэма без героя», нельзя обойти вниманием толкование, которое дал сам автор. Триптих — произведение из трёх частей

Три посвящения, и при этом в самом начале Ахматова приводит личное «оправдание этой вещи»: память о тех, кто погиб в осаждённом Ленинграде. И затем поясняет, что поэму нужно воспринимать как есть, не пытаясь найти тайный смысл.

Но после столь долгого предисловия текст как раз создаёт впечатление загадки и ребуса. Вступление, ещё до первой части, написано в разные годы: довоенная и осаждённая северная столица, Ташкент в годы войны, первая весна после Победы… Разрозненные обрывки связывает то, что все они — воспоминания, взгляд автора сквозь годы.

Стихотворный размер поэмы ближе к анапесту, хотя меняющийся размер строк, пропуск ударных позиций в некоторых местах делают его более похожим на акцентный стих. То же касается и способа рифмовки: две идущих подряд строки с одинаковым окончанием подчёркиваются третьей, она же повторяется в шестой строке. Это создаёт впечатление торопливости, быстрого разговора, «спешки за убегающей мыслью». И то, что иногда количество строчек с одинаковой рифмой увеличивается до четырёх, усиливает эффект.

Основная тема первой части — фантасмагория, герои — рой образов, потусторонних существ, вымышленных персонажей. Действие происходит в 1913 году, и перекликаясь с «чёртовой дюжиной» даты, сквозь все строчки просвечивает присутствие нечистой силы. «Без лица и названья», «бесноватый город»,«призрак», «демон», «козлоногая» — вся эта часть поэмы пересыпана подобными наименованиями, поэтому после прочтения оставляет ощущение морока, бреда воспалённого сознания.

Вторая часть удивляет приведёнными словами «недовольного редактора». Он озвучивает как раз те мысли про поэму, которые приходят в голову читателю. И эта нормальность, «трезвомыслие» кажутся чужеродными в тексте. Но лирическая героиня начинает свои объяснения и вновь погружается в карусель полуреальных образов. Действующими лицами становятся эпоха и романтизма, и двадцатый век; к жизни вызваны призраки великих: Шелли, Шекспир, Софокл, Калиостро, Эль Греко. Это обилие имён заставляет взглянуть на вторую часть поэмы как на попытку автора осмыслить прошлое — не своё, а целый пласт истории — через творчество людей.

Неожиданная ремарка — «Вой в печной трубе стихает, слышны отдаленные звуки Requiem’a, какие-то глухие стоны. Это миллионы спящих женщин бредят во сне» — заставляет буквально споткнуться, вырваться из опутывающего морока слов. А слово «бредят» опять усиливает ощущение, что поэма — это бессвязная, отрывочная исповедь лирической героини, без композиции и смысла.

Начало третьей части (эпилога) отрезвляет: действие происходит в осаждённом Ленинграде. «Город в развалинах… догорают пожары… ухают тяжёлые орудия.» Реальность со всего маха врывается в повествование, и оно, хоть и остаётся торопливым, экспрессивным, рассказывает уже не о призраках. Лагерная пыль, допрос, донос, наган. Сибирь, Урал, изгнание и наказание детей великой страны. Заключительные строки поэмы: «Опустивши глаза сухие, и ломая руки, Россия предо мною шла на восток»поражают своей силой и ощущением вездесущей трагедии. После этих слов начинает проступать ирония названия: в «Поэме без героя» героиней является Родина, история, эпоха. И её — той, что была знакома лирической героине, о которой она вспоминает в первых частях, — уже нет.

Огромная зияющая дыра на месте сломанного старого не заполнилась новым. Ахматова не видела перспективы (а кто видел её в те неспокойные года?), хотя поэма была окончена в 1962 году.

Двадцать два года (по другим данным — двадцать пять лет) создавалось это произведение, и героем становилась то сама Анна Андреевна, то Петербург, которому написано отдельное посвящение, то девятнадцатый век. Но в итоге все эти «герои» сплавляются в единое действующее лицо — великую страну, о которой остались лишь воспоминания.

Другие материалы по творчеству автора:

  • Краткий анализ стихотворения «Реквием» Ахматовой
  • Анна Ахматова — Биография (КРАТКО)
  • Анализ стихотворения «Реквием» Ахматовой
  • Анализ стихотворения «Белой ночью» Ахматовой
  • Характеристика стихотворения «Реквием» Ахматовой
  • Анализ стихотворения «Гость» Ахматовой
  • Анализ стихотворения «Двадцать первое. Ночь. Понедельник» Ахматовой
  • Анализ стихотворения «Мужество» Ахматовой
  • Анализ стихотворения «Небывалая осень построила купол высокий…» Ахматовой
  • Анализ стихотворения «Смуглый отрок бродил по аллеям…» Ахматовой
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: