О чем книга зулейха открывает глаза

§ 1. «И слезы вдов, и пыток кровь…»

И скот ревел и вдовы выли
Над Волгой мчались поезда,
Людей насильно увозили
В Сибирь, на долгие года!
С.Мазуркевич

28 декабря стал днём скорби для всего калмыцкого народа. Уже более 70 лет
прошло с того времени. Именно в этот день- 28 декабря 1943 года в течение суток
были посажены в железнодорожные вагоны для перевозки скота более 90 тысяч
калмыков и никто не объяснял обычным жителям зачем и почему их отрывают от
родных мест и везут в «никуда». Этот холодный, суровый день запомнит каждый
калмык. Многие люди, не подозревая ни о чем, вставали рано и уходили вместе со
скотиной в степь, каждый занимался своими делами. 28 декабря в каждый хотон и
дом заходили по два-три солдата НКВД, объявляя калмыков изменниками и
предателями, сообщали о том, что калмыцкий народ выселяют в Сибирь и давали
время на сборы.

Люди были в растерянности, ничего не соображали, в голове каждого человека на
тот момент, наверное, столько вопросов было: почему? За что? Куда? Но на тот
момент простым людям мало что объяснялось, было сказано лишь одно, что калмыцкий
народ – предатели! (https://antisovetsky.blogspot.ru) . О чем думали люди в этот момент можно только догадываться.
В моей голове все крутилось название одной из найденных мной статей о депортации
калмыков- «Выселены навечно!». Почему? За что им выпали тяжелые испытания?
Прежде чем перейти к изучению жизни семьи Очировых в Сибири после депортации я
решила ознакомиться с историей этого события.

Поиск информации о депортации калмыков я начала в Астраханской библиотеке им.
Н.К.Крупской (Приложение 1). Я выяснила, что операция по депортации калмыков
проводилась 28 — 29 декабря 1943 года под кодовым названием «Улусы», которая
была ранее утверждена Генеральным комиссаром государственной безопасности Л.П.
Берия. В ней участвовали 2975 офицеров НКВД, а также 3-й мотострелковый полк
НКВД, ранее выселявший карачаевцев. Руководил операцией начальник УНКВД по
Ивановской области генерал-майор Маркеев.

27 декабря 1943 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «О ликвидации
Калмыцкой АССР и образовании Астраханской области в составе РСФСР». Уже в 1944
году была уничтожена Калмыцкая АССР, её районы вошли в соседние области и
Ставропольский край. Калмыцкие названия улусов и отдельных населенных пунктов
заменялись русскими названиями. 25 февраля 1947 года Верховный Совет исключил
упоминание об автономии из статьи 22 Конституции СССР (Максимов К.Н. Трагедия
народа: Репрессии в Калмыкии. 1918-1940-е годы – М.: Наука, 2004. С.22
).

Далее я посетила Астраханский краеведческий музей, в надежде отыскать информацию
именно о калмыках, высланных из Астраханской области. Но, к сожалению, кроме
медалей калмыков-героев и участников Великой Отечественной войны ничего не нашла
(Приложение 2).

Я задумалась: «А что чувствовали калмыки во время выселения? Обиду?
Предательство? Несправедливость? Тревогу за свои дома?» Этих чувств уже не
передать молодому поколению, молодые люди не всегда помнят о истории своего
народа. Нам всем хорошо известны имена героев Великой Отечественной войны, но
среди них есть малоизвестные герои калмыцкой национальности. Сколько таких было
за годы войны?! Это такие же люди, которые сражались за свою Родину и готовы
были отдать жизнь за нее. А что получили в ответ?- Выселение, остаться без
всего, ликвидацию государственности Калмыцкой АССР?

Уже минуло 74 года с того рокового дня, как наш калмыцкий народ осиротел,
покинув родные края. Без суда и следствия, объявив калмыков предателями Родины,
их сослали в холодные сибирские просторы. Страшная трагедия для всего народа.
Сколько пришлось увидеть и пережить нашим бабушках и дедушкам за эти долгие 13
лет. Но, несмотря на всю утрату, боль, они выстояли, выдержали и смогли выжить.
И сегодня нам – новому поколению дана высокая честь гордо нести имя калмыков и
передать последующим поколениям богатое наследие наших предков, их крепость
духа. Как же мне нравится этот девиз «Они смогли и мы сможем!».

Часть 1 «Мокрая курица»

Начинается с описания семейной жизни татарина Муртазы, являющегося шестидесятилетним крестьянином, и тридцатилетней Зулейхи, проживающих совместно с матерью мужа Упырихой, потерявшей зрение. Дети в семье отсутствуют. Домашнее хозяйство лежит полностью на плечах молодой женщины, над которой издевается злобная и капризная свекровь.

В один из дней Упыриха представляет сыну доказательства нападения на нее Зулейхи, за что муж избивает женщину, которая безропотно переносит все тяготы семейной жизни.

Муртаза узнает о планируемом изъятии у крестьян имущества и продуктов, в то время, как мать упивается воспоминаниями о пережитом голоде. У мужчины рождаются подозрения о том, что в прошлом Упыриха в голодные годы съедает своих старших детей.

Зулейха с мужем отправляются на кладбищенский погост с целью сокрытия в могилах их умерших детей зерна. Однако на обратном пути они оказываются задержанными красноармейцами, которые расстреливают мужа, а затем арестовывают Зулейху, прихватив из дома все ценное имущество.

Часть 1. Мокрая курица[ред.]

Январь 1930 года. Зулейха жила в татарском селе.

Зулейха́ — татарка, мусульманка, 30 лет, невысокая, худенькая, красивая, с огромными зелёными глазами, пугливая и покорная.

Она вышла замуж в 15 лет, за годы брака родила и похоронила 4 дочерей. Муж Муртаза упрекал жену, что она не может родить ему сына.

Муртаза́ — муж Зулейхи, 60 лет, уже седой, но высокий, плотный, сильный, жесток с женой, обожает мать.

Главой дома была мать Муртазы, которую Зулейха боялась и называла Упырихой.

Упыриха — мать Муртазы, свекровь Зулейхи, очень старая, слепая, беззубая, но властная, сварливая и капризная.

С утра до вечера Зулейха тяжело работала: ездила с мужем в лес за дровами, ухаживала за скотиной, домом, Упырихой. Себя женщина называла мокрой курицей.

Упыриха всячески издевалась над невесткой. Однажды в бане старуха заставила Зулейху изо всех сил хлестать себя веником, а потом пожаловалась сыну, что та её избила. Муртаза поверил матери и побил жену. После экзекуции Зулейха почтительно вымыла мужа. Ночью Муртазе удалось исполнить супружеский долг.

На другой день Муртазе сообщили, что колхоз снова что-то хочет отобрать, и он спрятал продукты. Упыриха утешала сына, рассказывала про свою жизнь, про пережитый ею голод, после которого из всех её детей выжил только любимый сын. Муртаза подозревал, что Упыриха съела своих старших детей, но всё равно боготворил мать.

Муртаза и Зулейха поехали на кладбище, чтобы спрятать в могилах дочерей зерно до весны. Возвращаясь домой, они встретили отряд красноармейцев. Те нашли в телеге лопаты, начали допытываться, что Муртаза копал зимой в лесу. Тот закричал, что ничего не отдаст, и его убили.

Зулейха затащила тело мужа в дом и просидела рядом до рассвета. Утром Зулейху арестовали. Упыриха осталась умирать в одиночестве.

Точка отсчёта в новой истории

Гузель Яхина стала известна после выхода дебютного романа «Зулейха открывает глаза» в 2015 году. Произведение, посвящённое раскулачиванию в 30-х годах, завоевало премии «Ясная Поляна» и «Большая книга», а также огромную любовь читателей. Следующей работой писательницы стал роман «Дети мои» — это история российского немца, школьного учителя. И действие, конечно, опять происходит в начале XX века.

«Первые десятилетия советской эпохи притягивают как магнит. Это время, когда завязались узлы, которые мы развязываем до сих пор. Время, которое эхом отзывается в нас сегодняшних, во многом определяет нас, — так Гузель Яхина рассказывает о своём интересе. — Это период, когда всё началось — пошёл отсчёт новой истории, которая до сих пор длится в России. Когда мы учились в школе, например, было такое ощущение, субъективно (думаю, что у многих моих одноклассников тоже), что до 1917 года практически ничего не было — и что вся наша история началась именно тогда».

Исследовать эпоху писательница продолжила и в своей новой работе. Почему она выбрала именно такой, казалось бы, непримечательный эпизод?

«О голоде 1920‑х годов написано мало, это чёрная дыра в нашей памяти и одновременно большая коллективная травма, до сих пор не проработанная, не проговорённая. Нельзя двигаться в будущее, имея за спиной дыры размером в несколько миллионов жизней», — объясняет Яхина.

Архивные кадры голода 1921-1922 годов глазами иностранцев. Источник

«Зулейха открывает глаза» (2020): описание сюжета сериала и основа для сценария

Содержание сериала «Зулейха открывает глаза» базируется на книге Гузель Яхиной, опубликованной в 2015 году. Книга была переведена на 18 языков, в 2017 году вышла театральная постановка, а в 2018 году было объявлено о подготовке к съемкам сериала. Съемочный процесс занял около года, меньше всего проблем вызвал кастинг – автор книги заявила в интервью, что она видела в качестве актрисы главной роли Зулейхи исключительно Чулпан Хаматову. Описание внешности Зулейхи в книге во многом совпадает с внешностью Хаматовой, хотя литературной Зулейхе около тридцати лет, тогда как возраст Чулпан на момент съемок составил 43 года.

Сюжет сериала описывает события непростых тридцатых годов прошлого века. Советьская власть добирается до отдаленной татарской деревни, где живет крестьянка Зулейха со своим мужем. Мужа Зулейхи убивают, а саму крестьянку вместе с другими вынужденными переселенцами в вагоне-теплушке отправляют на поселение в Сибирь. Вторая часть сериала «Зулейха открывает глаза» – описание истории выживания ссыльных, которых бросили на произвол судьбы на берегу Ангары среди бескрайней сибирской тайги. Неподготовленным людям разных национальностей и разного вероисповедания предстоит найти способ выжить в условиях суровой сибирской природы. 

Краткое содержание всех серий сериала «Зулейха открывает глаза» с основными линиями сюжета каждого эпизода можно читать ниже. Описание серий предлагается читать в виде кратких анонсов.

Зверолов

Конец 20 века. Окраина Алма-Аты, апортовы сады НИИ растениеводства, где работала бабушка Ильи. Здесь, в маленьком доме живёт мальчик Илья с бабушкой и её братом. Он часто вспоминает своего двоюродного деда Николая Каблукова, которого за его страсть к животным и птицам называли Звероловом. Жизнь деда окутана множеством тайн, он одинок, охвачен страстью к перемене мест, но главная его любовь — канарейки. Дед любовно обучает канареек петь, прима его птичьего хора — маэстро Желтухин, желтопёрая канарейка с чудным голосом. Благодаря деду, внук на всю жизнь увлёкся канарейками.

Зверолов уходит из дома, чтобы умереть в одиночестве. После смерти деда внук находит тщательно хранимые старинную монету и фото красивой девушки с канарейкой.

Мальчик Илья растёт одиноким, замкнутым сиротой. Его мать, подобно Каблукову, поражена болезнью бродяжничества. Воспитывает его деспотичная бабушка, скрывая от внука тайну его рождения. Выросший Илья работает журналистом в газете. На катке Медео он знакомится с красавицей-музыкантшей Гулей, молодые женятся.

Сон 7. Париж, осень 1921 г.

Голубков просит у Корзухина 1000 долларов взаймы для Серафимы. Корзухин не дает, говорит, что женат он не был и хочет жениться на своей русской секретарше. Голубков называет его страшным бездушным человеком и хочет уйти, но приходит Чарнота, который говорит, что записался бы к большевикам, чтобы его расстрелять, а расстреляв, выписался бы. Увидев карты, он предлагает Корзухину сыграть и продает ему за 10 долларов хлудовский медальон. В итоге Чарнота выигрывает 20 000 долларов, выкупает за 300 медальон. Корзухин хочет вернуть деньги, на его крик прибегает Люся. Чарнота поражен, но не выдает её. Люся презирает Корзухина. Она уверяет его, что он сам проиграл деньги и их не вернуть. Все расходятся. Люся в окно тихонько кричит, чтобы Голубков берег Серафиму, а Чарнота купил себе штаны. Тьма.

История большая и маленькая

Гузель Яхина, прекрасно знающая историю своей семьи, своего народа, в книгах собирает целую галерею ярких персонажей. Русские, татары, казаки, крестьяне-беженцы, чекисты, мужчины и женщины, дети… У каждого своя история, свой внутренний мир, даже язык у каждого свой — и дело тут совсем не в национальности. 

Писательница не просто рассказывает историю, она исследует психологию своих героев. Их борьба — не только против войны, голода, болезней или внешних врагов. Они сражаются со своими внутренними демонами. Каждое событие может изменить человека, перевернуть его суть, и эти перевороты интересуют писательницу едва ли не больше судьбы целой страны. Герои Яхиной проходят непростой путь, но в первую очередь это путь духовный. А мерилом человечности всегда становится ценность жизни.

Дом Этингера

Одесса, начало 20 века. В большой квартире живёт семейство Этингеров: отец Гаврила (Герцль) — знаменитый кларнетист и тенор, его жена Дора и дети Яша и Эсфирь (Эся), прислуга Стеша — ровесница дочери. Семья богата и музыкальна, дети обучаются музыке и даже дают концерты. Летом на даче отец и сын поют дуэтом, восхищая слушателей. Внезапно подросток Яша заражается революционными идеями и бросает музыку. После неудачной родительской попытки пресечь эту страсть он сбегает из дома, прихватив семейную реликвию — платиновую монету деда-солдата.

Оставшаяся с безутешными родителями Эська совершенствует исполнительское мастерство пианистки, и родители везут её в Австрию для последующего обучения. Ей шьётся «венский» гардероб, впоследствии прослуживший всю жизнь. В Вене перед прослушиванием Эся замечательно играет на фортепиано в кафе, вызвав всеобщий восторг.

После приступа и лечения в австрийской клинике умирает Дора, деньги истрачены на её операцию. Этингер с дочерью возвращаются в Одессу. Теперь семья бедна, Эсфирь устраивается тапёршей в синематограф.

Начинается революция и гражданская война. В город возвращается красноармейский командир Яша, семью Этингеров навещает его друг Николай Каблуков с приветом и поручением от сына. В качестве пароля он предъявляет редкую старинную платиновую монету, украденную у отца Яшей. Любитель птиц ухаживает за Эськой, дарит ей кенаря Желтухина. Влюблённая девушка дарит ему своё фото с канарейкой.

С помощью влюбившейся в него Стеши Каблуков крадёт три редкие раритетные книги из семейной библиотеки и исчезает. Девушкам он объясняет, что не создан для осёдлой семейной жизни.

Яков, став безжалостным большевистским карателем, не навещает семью, но его имя защищает беспомощных домашних в наступившем бандитском и революционном беспорядке. Этингеров уплотняют, квартира становится коммунальной с множеством жильцов.

Яша становится советским разведчиком-нелегалом и до 1940 года живёт за границей, умело избегая репрессий. Раритетные, выкраденные из семьи книги он оставляет в Иерусалиме, где работает под видом антиквара.

Повредив руку, Гаврила Этингер больше не играет на кларнете. Он поёт сначала в кино перед сеансом, позже, заболев психическим расстройством, — в бесцельных прогулках по городу. Его называют «Городской тенор» и жалеют. Он сильно привязан к Желтухину, носит того везде с собой. За ним приглядывает верная Стеша, такая же одинокая, как и Эся.

Перед самой войной в страну тайно возвращается Яков. Ожидая ареста в эпоху репрессий и партийных чисток, он приезжает повидаться с семьёй. Герой проводит ночь с влюблённой в него Стешей и поёт, как в детстве, вместе с безумным отцом арию из оперы «Блудный сын». На выходе из дома его арестовывает НКВД.

Перед войной Эсфирь несколько лет разъезжает по стране в качестве аккомпаниатора знаменитой испанской танцовщицы Леоноры Робледо. Она дружит с ней, а в её мужа, профессора-этнографа, даже влюблена. Перед отправкой на фронт профессор покончил с собой после семейного скандала. Эсфирь и Леонора всю войну выступают на фронте в составе артистических бригад. Леонора погибает при бомбёжке, Эся возвращается домой в Одессу.

В первые дни оккупации города Гаврила Этингер вместе с Желтухиным был расстрелян на улице, как и множество евреев, румынскими солдатами. Виновного в его смерти управдома Стеша закалывает. Она сохраняет последние драгоценности семьи для вернувшейся с фронта Эси. Героиня рассказывает «барышне», как она всегда звала Эсю, про визит брата, гибель отца и про свою любовную связь с ними обоими. Плод этой связи — дочь Стешы Ируся, девочка с разными глазами.

Сон 3. Крым, начало ноября 1920 г.

Начальник контрразведки Тихий, угрожая смертоносной иглой, вынуждает Голубкова показать, что Серафима Корзухина состоит в компартии и приехала с целью пропаганды. Вынудив написать показание, Тихий отпускает его. Служащий контрразведки Скунский оценивает, что Корзухин даст 10 000 долларов, чтобы откупиться. Тихий показывает, что доля Скунского — 2000. Вводят Серафиму, она в жару. Тихий дает ей показание. За окном с музыкой идет конница Чарноты. Серафима, прочитав бумагу, выбивает локтем оконное стекло и зовет на помощь Чарноту. Он вбегает и с револьвером отстаивает Серафиму.

Часть 2

1987 год. Идёт гражданская война между правитель­ственными войсками и моджахедами.

Девятилетняя Лейла учится в школе. Учительница-коммунистка нахваливает СССР, чьи войска воюют на стороне правительства, и поощряет учеников доносить на близких, если те против властей. Отца девочки, Хакима, уволили из школы за критику коммунистов, но вечерами он занимается со способной дочерью. Два её брата — моджахеды. Семья больше не счастлива, мать обвиняет мужа за то, что он не запретил сыновьям воевать. Поэтому Фариба заболевает психическим расстройством.

Лучший друг Лейлы — сосед Тарик, одноногий мальчик, пострадавший от мин. Он отчаянно смел и всегда защищает подругу. Девочка часто бывает у друга дома, где её все любят. Лейла — таджичка, Тарик — пуштун, но дети не обращают внимания на национальность, хотя эти народы традиционно конфликтуют.

Погибают братья Лейлы, и в семье устанав­ливается атмосфера тяжелой безысходности. Мать охватывает апатия, отец стареет.

Хаким везёт дочь и Тарика в Бамиан показать каменных гигантских Будд, чтобы дети гордились красотой и культурой страны. Там отец делится с дочерью своей душевной болью из-за смерти сыновей и болезни жены. Хаким хочет эмигрировать, но Фариба против.

В 1988 году появляется надежда на мир в стране: СССР выводит военный контингент из Афганистана, но гражданская война продолжается.

В 1992 году в Кабул входят моджахеды, коммуни­стический режим свергнут, страна становится исламским государством. Фариба снимает траур по сыновьям и устраивает пир, празднуя победу над демократией. Лейла рада, что мать выздоравливает от депрессии. В разговоре с дочерью мать намекает, что время её дружбы с Тариком прошло, так как они выросли и их отношения могут стать поводом для пересудов. Молодые люди понимают, что влюблены друг в друга. Пир у Фарибы заканчивается скандалом, так как у соседей разные политические пристрастия.

Взяв власть, моджахеды не способны договориться друг с другом, и между различными бандитскими группировками вновь начинается вооруженный конфликт. Кабул живёт под обстрелами, в постоянном страхе, город поделен на зоны влияния полевых командиров. Демокра­тические порядки уничтожены, властвует шариат.

Убивают подругу Лейлы, эмигрируют соседи. Хаким уговаривает жену уехать, но та упрямо верит в возможность мира в стране, хотя муж уверяет, что победители умеют и хотят только убивать.

Любовь Тарика и Лейлы расцветает, несмотря на смертельную опасность. Семья парня эмигрирует в Пакистан, перед расставанием у героев происходит первая близость. Лейла отвергает предложение Тарика о браке, не желая покидать родителей.

В самый разгар боёв за город мать соглашается уехать, и семья начинает собираться. Перед смертью отец цитирует поэму о Кабуле, где город назван «тысячью сияющих солнц». Попавший в дом снаряд убивает родителей и ранит Лейлу. Её откапывает сосед Рашид, его жена Мириам выхаживает девушку.

Смысл романа «Зулейха открывает глаза»

Произведение Гузели Яхиной основано на воспоминаниях сотен реальных жертв раскулачивания и насильственного переселения в необитаемые участки Сибири – освещение подробностей этого процесса и есть главным смыслом романа.

Главной героиней своей книги писательница сделала типичную представительницу сословия «кулаков» – зажиточную, но малограмотную крестьянку, которой нет дела ни до политических и социальных перипетий её времени, ни до советской власти. Она существует в тёмном мире тяжелой работы, суеверий и страха так же, как и подавляющее большинство крестьян всей страны, но этому приходит конец. Напор советского образа жизни безжалостно перемалывает устоявшиеся вековые устои, поэтому тем, кто не может или не согласен ассимилироваться, предстоит лишиться всего привычного и покинуть родные места.

Тёмную, малограмотную, плохо приспособленную к самостоятельной жизни Зулейху депортируют в Сибирь. Вместе с ней к поездам гонят тысячи таких же татарских крестьян, большинство из которых не находят в себе силы противостоять обстоятельствам и умирают, но репрессиям подверглись не только малограмотные слои населения. В произведении действуют и другие представители разношерстного общества 30-х: интеллигент из Петербурга Константин и его жена Изабелла, впавший в немилость художник Иконников, сумасшедший профессор-гинеколог Лейбе, рецидивист Горелов, преданный властью красноармеец Игнатов. Эти люди оказываются в одном поезде с Зулейхой и мчатся навстречу неизвестности, которая дожидается их на берегах могучей Ангары.

Героям предстоит выжить в жестоких условиях непроходимой дикой Сибири. Пережив ужасную первую зиму, они основывают деревню Семрук, которая становится их новым домом и вынужденным началом новой советской реальности – как и ребёнок, рождённый Зулейхой на берегах Ангары. Мальчик Юсуф, зачатый от её умершего мужа Муртазы, но появившийся на свет уже в Сибири, становится символом новой жизни и нового начала поселенцев, а также обновлённого советского общества, где нет места ни бывшим интеллигентам, ни «кулакам».

Смысл финала романа «Зулейха открывает глаза»

Через много лет поселение разрастается, а Зулейха навсегда избавляется от своего тёмного крестьянского прошлого, перестаёт носить платок и молиться. Она становится женщиной нового типа – сильной, смелой, ответственной. Бывшая крестьянка не просто выживает, а становится охотницей и даже решается на любовную связь с убийцей своего мужа, Игнатовым. Её связь с прошлым разорвана навсегда.

Юсуф вырастает в Семруке, но его манит мир за пределами родного посёлка: он изучает его по книгам и рисункам Иконникова и мечтает уехать из Сибири. Как и его матери много лет назад, ему предстоит открыть глаза, но, в отличие от Зулейхи, её сын делает это добровольно. Перед своим увольнением Игнатов чудом успевает выдать парню новые документы, поэтому в финале произведения Юсуф порывает с кровавым прошлым Семрука и отправляется навстречу новому советскому обществу.

Заключение

Главная цель моей работы заключалась в том, чтобы узнать историю своей семьи и
народа в целом во время ужасных массовых репрессий и главное – передать эту
информацию последующему поколению. Поэтому я считаю, что моя работа на этом не
окончена. Мне предстоит еще многое узнать, записать и передать младшему
поколению. Во время поисков информации, я была в Калмыцкой области, где увидела
много памятников в честь депортированных калмыков, в честь калмыцких героев,
воевавших за нашу Родину. Один из более знаменитых памятников в честь
депортированных калмыков – это «Исход и Возращение». Памятник авторства Эрнста
Неизвестного, находящийся в восточной части столицы Калмыкии – города Элисты. На
окраине Элисты стоит простой старенький деревянный вагончик. Рядом с вагоном в
ряд стоят тринадцать бетонных столбиков, на каждом из них написан год.
Тринадцать лет – столько времени калмыки провели в Сибири. Это все делается в
память тем, кто остался навечно в мерзлых землях и смог выжить в такое тяжелое
время. И вот мы – новое поколение, должны знать не только историю своей страны,
но и историю своего народа, чтобы не повторять ошибок, ведущих к массовым
человеческим трагедиям и жертвам.

В 1991 году был принят закон РСФСР «О реабилитации репрессированных народов»,
который определяет реабилитацию народов, подвергшихся массовым репрессиям в
СССР, как признание и осуществление их права на восстановление территориальной
целостности, существовавшей до насильственного перекраивания границ. Но только
остаётся вопрос «кому теперь нужна эта реабилитация?» Страшно делается от того,
что массовое выселение, гибель целых народов называют «ошибкой». В настоящее
время уже никто не сомневается в том, что это массовое выселение в принципе
ничего не дало, а только забрало несчитанные жизни людей.

В своей группе я провела небольшой опрос. Мне было интересно, а знают ли мои
однокурсники о таком событии в истории нашего государства как депортация
калмыков. И выяснила, что знают лишь несколько человек, и то, потому что я им
сама рассказала о том, какую работу пишу. А были и такие, кто впервые вообще
слышит слово «депортация». Я надеюсь, что моё исследование станет небольшим
вкладом в дело привлечения внимания молодежи к истории страны вообще и
подтолкнет к изучению истории своей семьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: