Джек парсонс был пионером ракетной техники, лидером сексуального культа и самым безумным ученым

Джек парсонс был пионером ракетной техники, лидером сексуального культа и самым безумным ученым.

СССР: Два конструктора

В СССР не разделяли этой уверенности. С 1950 года ОКБ-1 Королёва вело разработку тяжёлой межконтинентальной баллистической ракеты, двигателями для неё занимался Глушко. Не мудрствуя лукаво, оба конструктора взяли лучшее из того, что смогла дать им немецкая ракетная школа и вывезенные в СССР немецкие специалисты, добавив к этому собственные наработки.

Несмотря на то, что советские конструктора получили на блюдечке с голубой каёмочкой все немецкие перспективные наработки, создать на их основе ракету (или даже просто повторить Фау-2) было не так-то просто. Основной проблемой была технологическая отсталость советской промышленности. Из едва ли не ста сортов стали для ФАУ-2 в СССР производили менее трети, такое же положение складывалось и с цветными металлами, резинами, пластмассами. Не получалось алюминиевое литье, качественная сварка швов, сверхточная обработка и многое другое.

В результате первые собранные в СССР копии Фау-2 получили вдобавок в новому названию Р-1 новые проблемы, на решение которых потребовалось несколько лет.

Первым совместным успехом двух конструкторов была ракета Р-5 — фактически, продвинутая версия Фау-2 с форсированным двигателем и массой других улучшений.

В основу следующей ракеты, Р-7, легла разработанная Гельмутом Греттрупом для проекта Г-5 компоновка: один центральный блок и четыре отделяющихся обтекаемых блока по бокам. От Греттрупа Королёв избавился, но, к счастью, его идеи взял на вооружение.

Глушко тоже не подвёл — ему удалось перевести двигатель от Фау-2 со спирта на керосин и вместо одной камеры сгорания установить в него сразу четыре с одним турбонасосным агрегатом. Решение было, скорее, вынужденным — советские конструктора до сих пор так и не научились делать по-настоящему большие камеры сгорания из-за возникающих в них в процессе работы колебаний. Но, так или иначе, мощность у двигателя выросла в разы при вполне приличных надёжности и массе.

21 августа 1957 года ракета Р-7 совершила свой первый успешный полёт. При стартовой массе в 267 тонн, она была способна вывести в космос спутник массой около тонны. Более того, в 1956 году была начата разработка этого спутника, который должен был нести 200-300 кг научной аппаратуры. Однако уже к концу года стало понятно, что к моменту запланированного американцами запуска наш спутник готов не будет.

Нет спутника? Не беда: запустим в космос «пищалку» — два радиомаяка и аккумулятор — решил Королёв и начал готовить ракету к запуску. Со штатной Р-7 было снято всё, что можно, облегчив конструкцию на 7 тонн, а вместо массивной боеголовки на неё был установлен переходник под спутник.

4 октября 1957 года был проведён запуск. Не всё прошло гладко: один из двигателей «запаздывал», а время выхода на режим жёстко контролируется, и при его превышении старт автоматически отменяется. Блок вышел на режим менее чем за секунду до контрольного времени. На 16-й секунде полёта отказала система управления подачей топлива, и из-за повышенного расхода керосина центральный двигатель отключился на 1 секунду раньше расчётного времени. Ещё чуть-чуть — и спутник не вышел бы на орбиту, но — победителей не судят.

Послевоенная карьера

Вернер фон Браун с несколькими немецкими офицерами в Пенемюнде, март 1941 г.

Известно, что с 1940 года Вернер фон Браун был офицером на войне. Однако германские власти заподозрили ученого в пораженческом настроении и приняли решение арестовать фон Брауна. Причиной этому также стало то, что летчик умел летать и имел соответствующий диплом, а также отлично разбирался в устройстве современных немецких ракет. Это могло усложнить положение Германии в случае побега Вернера в Англию.

В 1945 году Брауном и частью его команды было принято решение сдаться в плен американцам. После провозглашения решения госсекретаря США, ученый переехал жить и продолжать свою деятельность в Америку. Там он стал руководителем центра проектирования оружия армии, а после работал в числе лучших разработчиков над созданием аппарата «Редстоун».

В 1945 году Брауном и частью его команды было принято решение сдаться в плен американцам.

Вернер фон Браун и Кеннеди

После провозглашения решения госсекретаря США, ученый переехал жить и продолжать свою деятельность в Америку. Там он стал руководителем центра проектирования оружия армии, а после работал в числе лучших разработчиков над созданием аппарата «Редстоун».

Параллельно ученый занимался разработкой проекта станции, позволяющей осуществлять высадку человека на луне. Однако эта работа не была реализована, так как соперничество двух мировых держав за освоение луны было остановлено.

Научная работа за пределами науки

Юрий Кондратюк, работая
механиком, написал книгу «О межпланетных путешествиях» и отправил рукопись в Главнауки в Москве. Работа получила
высокое признание среди академиков и исследователей, а власть стала искать автора, потому что считала,
что сделать подобные исследования без работы в научных структурах невозможно.

В тюрьме изобретатель создал
эскиз для конкурса по ветроэнергетике, передал на «волю» через друзей. Проект
заинтересовал наркома тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе. По его приказу
пленника освободили и отправили в Москву.

С 1932 года работал над проектами
ветроэлектростанции мощностью в 12 000 киловатт. За рубежом в то время
аналогичные устройства давали только сотни киловатт. Впрочем, станцию, высота
которой должна составлять 165 метров, не построили. Разработки Кондратюка
использовали в будущем при строительстве Останкинской башни, за которую
Ленинская премия досталась не Кондратюку, а его сотруднику по фамилии Никитин.

Перед Второй мировой войной Юрий
Кондратюк уже руководил отделом проектно-экспериментальной учреждения
ветроэлектростанций в Москве. Проект, который обещал повышение по службе, закрыли сразу, поскольку в 1937 году Серго Орджоникидзе
застрелился. Ученого советская власть обвинила в гигантомании.

«Человек может летать!»

4 июня 1911 года произошло событие, оказавшее огромное влияние на маленького Сережу: в Нежин приехал один из первых русских летчиков, популяризатор воздухоплавания и авиации Сергей Исаевич Уточкин. Показательный полет был назначен на 3 часа дня.

Дедушка усадил внука на плечи, и Сережа все хорошо видел: «Мотор заревел, самолет со страшным шумом и грохотом, подпрыгивая и поднимая клубы пыли, побежал по земле и вдруг оторвался от нее. Постепенно набрав высоту до уровня крыши трехэтажного дома, он пролетел по прямому направлению около двух километров и опустился на поле возле леса, неподалеку от скита женского монастыря. (…) Маленький Сережа был потрясен: на его глазах сказочный ковер-самолет стал реальностью. Когда приехала Мария Николаевна, он взволнованно рассказывал ей, что сам видел, как полетела машина с крылышками и в ней сидел человек»*.

С того самого дня Сережа Королев поверил в необычайное: «Оказывается, не только птицы, но и человек может летать!».

Жизнь Сережи у дедушки с бабушкой, окруженного любовью и заботой родных, все же нельзя назвать счастливой. Выпускать его одного на улицу боялись – Павел Яковлевич грозился увезти сына, так что игры, свойственные мальчикам его возраста, были ему неведомы. Зато он мог полностью погрузиться в свой мир – зачитывался романами Жюля Верна о путешествии на Луну из пушки, а позже – брошюрами Константина Эдуардовича Циолковского.

Дочь Сергея Королева писала: «Однажды Сережа спросил (…): «Почему меня не пускают за калитку?» И Василий Николаевич (дядя мальчика) растерялся от этого вопроса, не зная, что ответить. Среди детских фотографий отца есть одна, где запечатлена вся семья в то последнее лето 1913 г. (…) Сережа сидит на коленях у Василия Николаевича с необъяснимо грустным выражением лица. Почему? Несмотря на всеобщее обожание мальчика в семье, на благополучную жизнь в доме дедушки и бабушки, отчего он так грустен? Оттого, что мало видит свою мать, которую страстно любит? Что нет отца, сверстников, а рядом только взрослые? Кто знает. А быть может, то серьезное, большое, что выявилось позднее, уже тогда как-то проявлялось в нем, в выражении лица, запечатленного на снимке?».

Летом 1914 года началась мировая война, в первый же месяц которой дедушка разорился. Дом в Нежине пришлось продать. Сережа с дедушкой и бабушкой переехали в Киев, где в 1915 году он поступил в подготовительные классы гимназии. В первый класс он пошел уже в Одессе, куда переехали мать с новым мужем – Григорием Михайловичем Баланиным. Отчим заменил Сереже отца, став верным другом и помощником.

Сохранилась пасхальная открытка, датированная 7 апреля 1917 г., посланная десятилетним Сережей родителям (мама ухала к Григорию Михайловичу в город Токаревку Тамбовской губернии, где он в то время заведовал элеватором), где он называет отчима папой:

«Милые папа и мама! Я здоров, выхожу. 30 марта я исповедовался. Поздравляю вас с праздником Св. Пасхи и шлю «Христос Воскресе». Целую крепко, крепко. Ваш Сережа К.Б. (Королев-Баланин)».

Вскоре началась революция, и гимназия закрылась. Четыре года обучением Сережи занимались родители.

Основные достижения ученого

Благодаря результатам многолетнего труда Алексея Федоровича в 1954 году была создана серия специального космического оборудования «Трал», обеспечивающего коррекцию движения ракеты. Данное устройство считается первым в мире изобретением, позволяющим полностью контролировать траекторию перемещения объекта в пространстве.

Также по инициативе Богомолова было предпринято оборудовать все летательные аппараты электронным сигналом, передающим картинку. Наличие телевидения внутри летательного аппарата позволило контролировать состояние космонавта, а также обстановку на борту. Пятью годами позже ученый участвовал в разработке антенного комплекса «Орбита», который передавали телевизионный канал на территории всего государства.

В конце 60-х годов разработки ученого в области антенн привели к созданию устройств, обеспечивающих связь с космическими аппаратами, запущенными к объектам солнечной системы. А уже в 80-х им был разработан космический радиолокатор, позволяющий проводить исследования по анализу состояния поверхности планет.

Еще одним достижением деятельности Алексея Федоровича считается вклад в развитие международных космических отношений, прежде всего, в советско-индийской коллегии. Под его руководством был разработан и введен в эксплуатацию канал связи, приема и обработки информации с индийским ИСЗ.

Начало пути

Через год после прихода к власти Гитлера фон Браун получил степень доктора физических наук в области ракетостроения. В тот период разработка новых совершенных моделей оружейных ракет была весьма интересна власти.

Профессор доктор фон Браун со своей семьей, около 1957 года.

Именно поэтому Вернер и его теоретико-практические разработки стали привлекать все больший интерес со стороны власти.

Молодой ученый стал активно заниматься созданием ракет Aggregat, в основу которых легли разработки американского физика Роберта Годдарда. Сам фон Браун не скрывал, что пользовался в своей работе его трудами и разработками.

Зимой 1934 года Вернером фон Брауном был организован и осуществлен первый запуск двух ракет на жидком топливе. Аппараты поднялись в воздух на высоту 2000 м и полностью повторили заданную траекторию.

Валентин Глушко

Валентин Петрович Глушко (1908 – 1989)

Академик Глушко, без преувеличений, основоположник ракетного двигателестроения. А говоря проще – один из отцов мировой космонавтики. С Циолковским он переписывался еще в первой половине двадцатых, тогда же написал свои первые статьи о космических полетах. Как и Королев, был арестован, работал в шарашках. После войны стал главным конструктором ОКБ-456, давшего стране жидкостные ракетные двигатели, которые и поднимут наши ракеты в космос. Двигатели Глушко остаются непревзойденными.

А в 1974 году он стал полноправным руководителем космической отрасли в СССР, возглавив ОКБ «Энергия», в котором объединились детища Королёва и самого Валентина Петровича. Он возглавил проект «Энергия – Буран» – последнее реализованное великое начинание советской космонавтики.

СССР: Больше не первые

Советская лунная программа развалилась сразу по нескольким причинам.

После 1961 года дороги Королёва и Глушко разошлись, последнему хотелось разрабатывать новые перспективные двигатели на гептиле, Королёв настаивал на отработанной паре керосин-кислород. В результате амбиции Королёва победили здравый смысл и он остался без лучшего на тот момент в СССР разработчика двигателей. Большие двигатели мы строить так и не научились, поэтому в первой ступени лунной ракеты фон Брауна их было всего пять, а в нашей — 30 со всеми неприятными для надёжности последствиями.

Сразу три конструкторских бюро начали конкурировать друг с другом, что приводило к ненужному распылению ресурсов. И побеждали в этой конкуренции не с помощью лучших технических решений, а путём аппаратных игр и интриг. Координация задействованных в проекте организаций оказалась далека от идеальной, подрядчики не укладывались в сроки, срывали технические требования.

Стремление во что бы то ни стало быть первыми заставляло разработчиков пренебрегать наземной отработкой ступеней лунной ракеты Н-1. В результате все четыре испытательных запуска закончились авариями, одна из которых сопровождалась самым мощным за всю историю ракетостроения взрывом на стартовой площадке.

И, самое главное, на советскую лунную программу банально не хватило средств. В пять раз меньший, чем у американцев, бюджет нельзя было компенсировать ни комсомольским задором, ни штурмовщиной.

Смерть Королёва во время довольно простой операции на кишечнике поставила на советской пилотируемой лунной программе жирную точку, став если уж не причиной, то поводом от неё окончательно отказаться. По одной из версий, причиной смерти стала сломанная когда-то Королёву следователем на допросе челюсть, из-за которой его рот не смогли открыть достаточно широко для интубации.

Сергей Королёв

Сергей Павлович Королев (1906 (12 января 1907 по новому стилю) – 1966)

Молодой авиационный конструктор после встречи с Циолковским увлекся идеей полета в стратосферу, добился создания в Москве общественной организации – Группы изучения реактивного движения (ГИРД). В 1938–44 находился в заключении, в лагерях и в «спецтюрьме», где можно было работать по профессии.

В 1946-м был назначен Главным конструктором Особого конструкторского бюро № 1 (ОКБ-1), созданного в подмосковном Калининграде (сегодня это город Королёв), для разработки баллистических ракет дальнего действия. Был руководителем и идеологом советских космических побед, первым среди равных в Совете главных конструкторов. Его мнение было решающим при выборе кандидатуры первого космонавта…

Для общественности Королёв оставался засекреченным безымянным Главным Конструктором, и публиковался под псевдонимом. Только после смерти академика его подлинное имя стало всесоюзно известным, а портреты появились в учебниках и журналах.

Космическая медицина и спорт

Поточник-Ноордунг посвящает несколько глав проблеме человеческого организма в среде без силы тяжести и, развивая идеи Оберта, предполагает, что психика космонавта может начать претерпевать изменения, а затем предполагает, что невесомость может быть опасна и для здоровья. В этом, как мы знаем, Поточник-Ноордунг тоже оказался прав.

Космическая медицина сейчас накопила достаточный объем знаний о том, что невесомость оказывает очень серьезное и вредное воздействие на множество физиологических функций, из которых наиболее серьезна мускульная атрофия (сокращение объема мышц) и остеопения («вымывание» кальция из костей), причем эти эффекты становятся заметны уже через 5–11 дней, а на их устранение после полета уходят годы. Это очень далеко от того метафизического восторга «парения в невесомости», который описывал убежденный мистик-космист Циолковский.

Среда без силы тяжести далека от того метафизического восторга «парения в невесомости», который описывал убежденный мистик-космист Циолковский

Иллюстрация: Hermann Noordung. Das Problem der Befahrung des Weltraums — der Raketen-Motor, Richard Carl Schmidt & Co., Berlin, 1929

Искусственная гравитация не роскошь, а необходимость будущего, поскольку жить при сниженной гравитации человеку с Земли не следует — чего современная космонавтика пока, к сожалению, позволить не может. Зато Поточник-Ноордунг первым написал: «Вполне вероятно, что этому можно было бы с успехом противодействовать систематическими упражнениями мускульной системы, не говоря уже о том, что возможно было бы при посредстве соответствующих технических мер это обстоятельство устранить» — так что его можно считать еще и основоположником космической медицины и физкультуры.

Финальные главы книги рассматривают вопросы полетов на другие планеты и к «неподвижным звездам» (за пределы Солнечной системы). Эта часть книги в значительной мере использует наработки Гомана, схема на стр. 167–168 изобразила «орбитальный маневр Гомана» лучше и точнее, чем это сделал сам Гоман.

Краткая биография

Сергей Павлович Королев родился 30 декабря 1906 года (12 января 1907 года) в Житомире. Его родители были учителями, после их развода в 1910 году жил с бабушкой и дедушкой.

Сергей Павлович Королев

В 1915 году начал учиться в подготовительном классе, а через два года поступил в одну из одесских гимназий. Нормальному обучению помешала начавшаяся революция, но будущий главный конструктор получил хорошее домашнее образование.

В 1921-м Королев увлекся авиацией. С 1923-го посещал планерный кружок, где не только летал, но и конструировал свои первые планеры.

В 1924-м поступил на механический факультет Киевского политехнического института, однако через два года перевелся в Московское высшее техническое училище им. Н. Э. Баумана на более интересный ему аэромеханический факультет, который окончил в 1930-м. В 1931 году Королев был одним из основателей Группы изучения реактивного движения при ОСОАВИАХИМе (ГИРД). В эти годы в числе других ученых участвовал в создании ракетостроения.

В 1938 году был арестован, осужден на 10 лет и отправлен на Колыму, позже — на Дальний Восток. Через два года одаренного конструктора перевели в Москву в закрытое КБ Туполева. В 1942-м он попал в Казань, где в закрытом ОКБ-16 работал над реактивными двигателями.

В 1944 году с Королева сняли все обвинения, а уже после Победы от отправился в Германию, где изучал немецкие ракеты.

С 1946-го Королев работал над созданием баллистических ракет, закладывая основы ядерного щита, через десять лет возглавил отдельное ОКБ-1, которое занималось преимущественно космическими программами, в том числе запуском первого спутника в 1957-м и первого человека в космос в 1961-м.

Сергей Павлович Королев умер 14 января 1966 года, кремирован, захоронен в Кремлевской стене.

Поделиться ссылкой

Мстислав Келдыш

Мстислав Всеволодович Келдыш (1911 – 1978)

В газетах, соблюдая секретность, его называли Теоретиком Космонавтики. Сразу после войны математик и механик Келдыш стал заниматься ракетной тематикой. Помогал Королеву создать оптимальную конструкцию ракеты Р-7, которая и открыла космическую эру.

Под руководством Келдыша был создан баллистический вычислительный центр, вошедший в систему управления полетами космических аппаратов. Вскоре после полета Гагарина стал президентом Академии наук СССР. Как глава академии, он был публичной личностью, но его участие в космической программе оставалось засекреченным.

США: Космический зоопарк

Стремление поддерживать конкуренцию, отличавшее американскую космическую программу, неожиданно сыграло с ней злую шутку. В 1949 году ракетами в США не занимался, наверное, только ленивый. Компания «Глен-Мартин» строила ракету «Викинг» по заказу военно-морского флота США, Компания «Консолидейтид Валти» — ракету «Конвейр-774» для ВВС, фирма «Норт-Америкен» — ракету «Нэйтив» для них же, фирма «Дуглас» — реактивный снаряд для исследования ионосферы «Вак-Капрал», а Канадское ракетное общество приступило к разработке проекта ракеты для полета на Луну и так далее.

Поэтому, когда 26 мая 1955 г. на заседании Совета национальной безопасности была одобрена программа запуска научного спутника, выбирать было из чего. Для оценки конкурирующих проектов была создана рабочая группа, которая пятью голосами против двух отдала предпочтение компании «Глен-Мартин» с её модифицированным «Викингом», который получил название «Авангард».

Основным преимуществом этого проекта перед проектом фон Брауна в глазах комиссии было то, что им руководил не бывший нацист-эсэсовец, а ракета не была глубоко модифицированным «оружием возмездия» Фау-2, громившим Лондон. Политические соображения оказались важнее, чем техническая зрелость проекта. Тем более, что американцы были уверены в том, что соревнуются сами с собой.

Первый запуск «Авангарда» был назначен на 6 декабря 1957 года. Полезной нагрузкой должен был служить спутник Авангард TV3 массой 1,36 кг.

США: На Луну

5 мая 1961 года всё тот же «Редстоун» в ходе суборбитального полета вывел в космос Алана Шепарда, затем Вирджила Гриссома, но всё это было вдогонку СССР, а уязвлённое самолюбие американцев требовало реванша.

20 апреля 1961 года Кеннеди направил в НАСА меморандум, желая выяснить, могут ли США захватить космическое лидерство и что для этого нужно.

Ответ фон Брауна был прост: шансов опередить СССР с запуском космической лаборатории нет, а что касается мягкой посадки зонда на Луну или облета её пилотируемым кораблем, то здесь шансы приблизительно равны. Однако США имеют отличную возможность первыми послать человека на Луну, поскольку для этого потребуется супер-ракета в десять раз мощнее советской, а такой в СССР заведомо нет. Если все силы бросить на её создание, то к 1967-68 гг. она будет готова.

Это предложение было принято и в этом же году американская программа выполнения первой пилотируемой высадки на Луну была запущена.

Интересна разница в подходах к организации работ у Королёва и фон Брауна. У Брауна не было места политиканству, спортивным трюкам, запускам космонавтов для поздравления делегатов съездов и пленумов правящей партии, к юбилеям Вашингтона, Линкольна и других отцов государства.

Сотрудники Королёва работали по 14-18 часов в сутки, без отпусков и выходных. Когда Кеннеди узнал об этом и поинтересовался, работают ли американские ракетчики с такой же отдачей, фон Браун ничуть не смущаясь ответил ему, что работы по по лунной программе ведутся в одну смену. Да, с переработками, с частыми пересменами на критических участках, но в одну смену. В исследовательской и конструкторской работе штурмовщина и удлинение рабочего дня пользы не приносят.

Поработав в тоталитарной Германии, фон Браун отлично понимал, какой концентрации ресурсов способен достичь СССР на критичных проектах и противопоставил этому высочайший уровень организации работы НАСА с многочисленными подрядными организациями.

Для обеспечения надёжности лунной ракеты были разработаны беспрецедентные на тот момент процедуры компьютерного моделирования и стендовых испытаний отдельных узлов.

В итоге 20 июля 1969 года Нил Армстронг, командир «Аполлона-11», стал первым человеком на Земле, ступившим на лунную поверхность.

Валентин Глушко (1908 – 1989)

Мало кто знает, что Валентин Глушко, крупнейший советский ученый в области ракетно-космической техники, был одним из пионеров в этой области, а его деятельность положила начало отечественному жидкостному ракетному двигателестроению. Подробнее о твердотопливных и жидкотопливных ракетных двигателях можно почитать здесь. C 1977 года Глушко был генеральным конструктором легендарного НПО «Энергия».

На счету изобретений и конструкций, в создании которых Глушко принимал непосредственное участие, — первый в мире электротермический ракетный двигатель (1928–1933), первый советский жидкостный ракетный двигатель ОРМ (1930–1931), семейство ракет РЛА на жидком топливе (1932–1933) и мощные жидкостные ракетные двигатели, которые ставили практически на все отечественные ракеты, летавшие в космос до настоящего момента. Эти двигатели выводили на орбиту первый и последующие спутники Земли, космические корабли с Юрием Гагариным и другими космонавты, а также участвовали в полетах к Луне и планетам Солнечной системы. Базовый блок орбитальной станции «Мир» также был разработан Глушко. Этот человек внес и колоссальный личный вклад в мировую науку, благодаря многолетним работам по созданию фундаментальных справочников по термическим константам, термодинамическим и теплофизическим свойствам различных веществ и другим.

Итоги

Советские пилотируемые лунные программы были строго засекречены и стали достоянием гласности только в 1990 году. До этого времени СССР официально отрицал их существование — ещё одна характерная черта нашего стиля.

Вместе с лунной программой закончилась «космическая гонка». Точнее, мы её проиграли. Какое-то время ещё можно было тешить себя иллюзорным превосходством, выдёргивая из контекста отдельные цифры.

Мы лидировали по количеству запусков, не желая замечать, что отстаём по количеству работающих космических аппаратов

Мы гордились своей орбитальной станцией, но не обращали внимание на то, что у далёких планет работают не наши зонды. Мы гордились надёжностью старых ракет, но пока не смогли создать новых

В итоге мы пришли к жалкой доле в 0,6% от рынка космических услуг и продолжаем падение.

Присваивание чужих идей, опасные и жульнические трюки ради очередного рекорда, непрерывные авралы, засекречивание неудач и создание культа из успехов какое-то время могут помочь выигрывать отдельные этапы большой высокотехнологичной гонки, но время всё равно расставляет всё по местам. В конечном итоге их всегда побеждает качественное образование, чёткая организация процессов и мощная экономика.

Без них нам закрыта дорога не только в космос, но и просто в ближайшее будущее. Либо мы, наконец, поймём это, либо наша огромная страна повторит судьбу огромной советской ракеты Н-1: разломится на части, запылает, а затем исчезнет в пламени взрыва, оставив после себя огромную дымящуюся воронку.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: