Презентация, доклад на тему философия и мифология

Введение

Философия — это сфера интеллектуальной деятельности, основанная на особом философском типе мышления, который является основой философских знаний, и на самостоятельности субъекта философии. Философия не имеет того же предмета, что, например, естественные науки, в том смысле, что предмет философии не находится в пределах определенной области знаний, такой как биология, геология. Однако у философии есть субъект, и принципиальная невозможность локализовать ее вышеуказанным образом является ее специфической особенностью.

Философия — это сфера интеллектуальной деятельности человека, основанная на отражении самой деятельности и, следовательно, ее смысла, назначения и форм, а также на разъяснении сущности человека как субъекта культуры, т.е. его сущностного отношения к миру.

Предпосылкой формирования философии является введение абстрактных сущностей, и она становится окончательной, когда эти сущности рассматриваются как концепции, формирующиеся в человеческом мозге и функционирующие как объект мысли. Из вечных и неизменных понятий исходит философия, которая является гарантом бессмертия человеческого разума.

С появлением философии развитие интеллектуальной культуры происходит в явной форме, что облегчает ее изучение. Можно наблюдать, как в процессе критического обсуждения одна идея сменяется другой. «Философия — это попытка заменить утраченную магическую веру рациональной верой. Философия имеет дело с теми же вечными проблемами, что и мифология, но относится к ним по-своему.

Роль мифологии в возникновении философии

Любовь к мудрости послужила основой для возникновения философии как отрасли интеллектуальной культуры. Если сравнить (как это делали древние греки) философию с деревом, то любовь к мудрости — это корень, из которого она прорастает, в том смысле, что развитие философии вдохновляется любовью к мудрости. Но материалом для построения духовного древа философии послужила предшествующая ветвь духовной культуры — мифология.
Миф — это вымысел, сказка, с помощью которой разум первобытного человека пытался не только объяснить себе непонятные и угрожающие явления окружающего мира, но и найти ключ к овладению силами природы и подчинить их себе. «Таким образом, — говорил В.Г. Белинский, — первобытное человечество, в лице грека, во всей полноте кипящих сил, во всем жаре свежего, живого чувства и молодого, цветущего воображения, объясняло явления физического мира влиянием высших, таинственных сил». Мы находим много интересных высказываний А. М. Горького. «Чем древнее легенда и миф, — писал он, — тем мощнее в них звучит торжество человека над силами природы….. Почти во всех древних мифах человек наказывается богами за свое служение человеку: Прометей — за кражу огня с небес, Тантал — за кражу пищи богов, нектара и амброзии, Сизиф — за то, что посадил посланную Зевсом смерть в цепи, и люди перестали умирать. К мифам о борьбе человека с природой добавились мифы о Геракле, Тесее и других героях, которые побеждали зверей, чудовищ и силы природы. Воображение древнейших мифов имело ярко выраженный материалистический оттенок. «Образ был, — продолжает А.М. Горький, — вместилищем определенного комплекса переживаний и воспринимался как идея, которая, возбуждая творческую силу, дополняла недостаток того, что было действительно дано, тем, что желалось как возможное. Поэтому миф — это не бесплодная фантазия, а по своей сути — реальная правда, дополненная фантазией и призванная направлять жизнь коллектива….. «

Миф — это коллективное творение народа, а не изобретение отдельного человека, каким бы гениальным он ни был. Поэтому она не является чем-то стабильным и постоянным: она растет и эволюционирует по мере развития общественного сознания.

В то же время мифы отражали и явления общественной жизни — различные этапы развития семьи и брака, особенности быта первобытных охотников и скотоводов, материнское право (матриархат) и отцовское право (патриархат), владение огнем и т.д.

Мифологические черты, возникшие в эпоху доклассового общества, остались в памяти людей в виде пережитков даже в более поздние эпохи. Так память о первобытном каннибализме сохранилась в мифе о чудовище Полифеме Циклопе, о человеческих жертвоприношениях — в истории о жертвоприношении Ифигении и т.д. Мифы об амазонках отражают память о матриархате.

Последние исследования шведского ученого М. Нильссона из Швеции показали, что культ большинства греческих богов восходит к крито-микенскому периоду. Позже мифологические истории усложнялись за счет введения новых черт, стимулируемых условиями самой жизни, и включались в целые повествования, такие как истории о приключениях людей.

Мифология как система, уходящая корнями во времена первой цивилизации и являющаяся ее духовной основой, состоит из двух уровней: образного, который она унаследовала от искусства, и более глубокого — семантического, который приобретал все большее значение с развитием логического мышления и развитием рационализирующих тенденций. В определенное время, в определенном месте этот глубинный уровень, развившийся в мифологии, прорвал оболочку образов и вышел на поверхность, утверждая свою собственную внутреннюю ценность. Философия начинается с сознательной замены образов понятиями. Это точка перехода от мифологии к философии.

В процессе философской рационализации мифа образы мифических повествований превращаются из личных существ в безличные категории

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Здесь темы курсовых работ по философии

Читайте дополнительные лекции:

  1. Закономерное, случайное и стихийное в истории
  2. Современные естественнонаучные представления о структуре и свойствах материи и их значение для развития философии
  3. Теория «знания-власти» М. Фуко
  4. Русский марксизм — Краткая история марксизма
  5. Знание, смысл, идея. Мир идей как мир состояний сознания
  6. Основные сферы функционирования и развития общества, их диалектическое взаимодействие и единство
  7. Общество и основные его концепции
  8. Человек в концепциях космизма
  9. Качество и количество
  10. Новейшая социальная философия

Что такое наш мир в целом

У человека есть духовная потребность смотреть на мир целостно. Для человека как разумного существа важнее любой конкретной научной теории решить вопросы о том, что представляет собой наш мир в целом, какова его субстанция, есть ли у него смысл и рациональная цель, имеют ли ценность наши жизни и поступки, какова природа добра и зла и т.д. Человек спрашивает и не может не спрашивать, как, что, почему и где. Наука не задает себе таких вопросов и не может их решить. В процессе развития философской мысли происходит постепенная дифференциация внутри самой философии, формируются ее относительно самостоятельные отделы: Онтология — учение о бытии и его сущности, Гносеология — учение о познании, Логика — учение о мышлении, его законах и формах, Этика — учение о морали, Эстетика — учение о красоте в жизни и искусстве, Социальная философия — учение о человеческом обществе, История философии, которая изучает происхождение, становление и развитие философской мысли. Появление философии в VI веке до н.э. означает постепенный переход от мифов к самостоятельному размышлению о мире, о судьбе человека, независимому от внешних авторитетов. Что такое философия? Этим вопросом задаются все философы в истории философской мысли. Философия — это рефлексивное самоанализ принципов справедливой и счастливой жизни, говорит Сократ. Философия — это изучение Вселенной, ее происхождения, элементов и законов, говорят древние космологи и их современные последователи. Философия — это поиск разумных принципов, объединяющих вселенную и человеческую жизнь в единое целое, говорили стоики и многие другие. Философия — это критика и анализ такой способности мышления, как знание, говорили эпистемологи XVII и XVIII веков. Философия — это концептуальная болезнь, от которой мы должны излечиться, говорил Витгенштейн. Может показаться невозможным представить себе пять столь разных концепций философии. Однако при ближайшем рассмотрении мы видим, что у всех них есть нечто общее. Все они говорят, что философия — это то, о чем вы думаете, а не то, что вы с чем-то делаете. Философы всегда мечтатели, даже если они не верят, что вся жизнь — это сон. Так о чем же думают философы? Какие проблемы они пытаются решить? На какие вопросы они находят ответы? Что является началом философии? Марк Туллий Цицерон в своей работе «О природе богов» пишет: «В философии многое еще недостаточно объяснено, в частности, трудный и неясный вопрос о природе богов, вопрос, в высшей степени важный для познания разума и необходимый для порядка религии. По этому вопросу самыми учеными людьми были высказаны столь различные и противоречивые мнения, что это уже должно служить аргументом в философии в пользу того, что основанием и началом философии должно быть невежество. Незнание порождает вопросы, на которые человек пытается найти ответы. Можно сказать, что началом философской работы является определенная жизненная проблема, насущные вопросы человека

Наиболее важной в философии является проблема всеобщего, сущности, стабильного и неизменного, которое стоит за множеством отдельных изменчивых вещей. Это проблема первоосновы, фундаментальной причины, которая порождает и управляет всем, включая человеческую жизнь

В поисках существенного в мире, самого важного для жизни человека, философ ищет высшую истину, которая указывает правильный путь в жизни.

Школы философии Древней Греции

Рассмотрим подробнее наиболее важные древнегреческие школы (или направления) философии.

Натурфилософы

К этому направлению относятся по большей части представители Милетской школы. Мир рассматривался ими, как живое и неделимое единое целое. В нем все окружающие людей вещи были одушевленными: одни – в большей степени, другие – в меньшей.

Их главной целью был поиск первоначала бытия («Из чего все происходит и все состоит»). При этом натурфилософы не могли сойтись в том, какой из элементов считать главным. Например, Фалес считал воду началом всего. В то же время представитель этого же направления по имени Анаксимен первенство отдавал воздуху, а Гераклит – огню.

Кстати, уже упомянутого Фалеса можно считать основоположником геоцентрической системы мира, поскольку он первым предположил, что наша планета находится в центре Вселенной. Его усилиями был введен первый календарь, разделенный на 12 месяцев.

Элеаты

Это направление еще называют элейским. Среди его знаменитых последователей: Зенон и Парменид. Их учение стало толчком для развития идеализма в будущем. Они отрицали возможность движения и изменения, считая, что реально существует только бытие. Оно вечное, единственное и застывшее на месте, также его нельзя разрушить.

Именно элеаты первыми открыли, что есть вещи, существующие в реальности и постигаемые мышлением, а есть и те, с которыми можно познакомиться лишь чувствами.

Атомистическая школа

Ее основоположником являлся Демокрит. Он считал, что существует не только бытие, но и небытие, а весь наш мир состоит из мельчайших частиц – атомов. Они отличаются друг от друга формой, размером, положением и образуют тела. Мир, предметы и явления человек видит глазами. А атомы невозможно рассмотреть «чувствами», это получается сделать лишь разумом.

Классическое направление

В рамках этой школы следует обратить внимание на видных деятелей того времени: Сократа, Платона и Аристотеля

  1. Сократ является философом, первым поставившим вопрос о человеке, как личности, у которой есть совесть и определенный набор ценностных установок:

он настаивает на важности самопознания, поскольку именно оно формирует путь для достижения высшего истинного блага;
у каждого человека есть разум, с помощью которого постигаются все понятия. То есть, например, добру или смелости научить другого нельзя

Он должен сделать это самостоятельно, размышляя, выявляя, вспоминая.

  1. Платон был тем, кто фактически основал объективный идеализм:
  • его основная мысль заключается в том, что идеи являются прообразами всех существующих вещей. Он называет их моделями. Так, например, можно сказать, что у всех стульев есть некий общий идеальный образец того, что мы называем «стул»;
  • философ считал, что государство несправедливо и несовершенно, поскольку основывается на субъективных мнениях его правителей;
  • бытие мыслитель делит на мир вещей (неистинное) и мир идей (истинное). Предметы возникают, изменяются, разрушаются и исчезают. Идеи же, в свою очередь, вечны.
  1. Аристотель был самым талантливым учеником Платона, что не мешало ему критиковать идеи своего учителя. Пытливый ум и широкий кругозор позволили мыслителю заниматься логикой, психологией, политикой, экономикой, риторикой и многими другими известными тогда учениями. Кстати, именно Аристотель первым классифицировал науки на теоретические и практические. Приведем его основные идеи:
  • бытие представляет собой единство формы и материи, последняя – то, из чего состоят вещи, она может принять любой вид;
  • составляющими материи являются стандартные элементы (огонь, воздух, вода, земля и эфир), они в разных комбинациях формируют известные нам предметы;
  • именно Аристотель первым сформулировал некоторые законы логики.

Эллинистическое направление

Зачастую эллинизм делят на ранний и поздний. Он считается наиболее длинным период в истории древнегреческой философии, захватившим даже начало римского этапа. На первое место в это время выходят поиски человеком утешения и примирения с новой реальностью. Важными становятся этические проблемы. Итак, какие школы появились в указанный период.

  1. Эпикуреизм – представители этого направления считали удовольствие целью всей жизни. Однако речь шла не о чувственном наслаждении, а о чем-то возвышенном и духовном, присущем лишь мудрецам, способным преодолеть боязнь кончины.
  2. Скептицизм – его последователи проявляли недоверие ко всем «истинам» и теориям, считая, что их нужно проверять научным и эмпирическим путем.
  3. Неоплатонизм – в каком-то смысле это смесь учений Платона и Аристотеля с восточными традициями. Мыслители этой школы стремились достичь единения с Богом путем созданных ими практических методик.

Периодизация

Исследователи считают, что древнегреческая философия прошла в своем развитии несколько периодов:

  1. Досократовский – он продолжался до V в. до н.э. Наиболее известными школами того времени были милетская и элейская.
  2. Классический – длился одно столетие до IV в. до н.э. Он считается периодом расцвета древнегреческой мысли. Именно тогда жили Сократ, Платон и Аристотель.
  3. Эллинистический – закончился в 529 г., когда император Юстиниан закрыл последнюю греческую философскую школу – Платоновскую Академию.

Не так много сведений о деятельности первых древнегреческих философов дошло до наших дней. Так, большое количество информации мы получаем из работ других, более поздних мыслителей, прежде всего, Платона и Аристотеля.

Объединяет все периоды, пожалуй, тип философствования, который получил название космоцентрического. Это значит, что мышление мудрецов Древней Греции было направлено на окружающий мир и природу, их происхождение и взаимосвязь. Кроме того, для познания использовался метод абстрагирования, путем которого формировались понятия. Их применяли, чтобы иметь возможность описать предметы, перечисляя их свойства и качества. Также древние греки смогли обобщить все уже известные им научные теории, наблюдения за природой и достижения науки и культуры.

Особенности

Прежде всего, расскажем о том, что стало толчком к активному развитию философии в Древней Греции. Основными факторами были:

  • переход от родоплеменного строя к особому виду политического устройства – полису, где царила демократия;
  • увеличение контактов с иными народами и цивилизациями, принятие их опыта и его трансформация;
  • развитие научного знания, торговли и ремесел;
  • превращение умственного труда в особый вид деятельности.

Все эти предпосылки способствовали формированию свободной личности, у которой было собственное мнение. Активно развивались такие качества, как: тяга к знаниям, способность размышлять и делать выводы, острота ума. Стремление к философствованию также поддерживалось принципом состязательности, который применялся не только в спортивных соревнованиях, но и в интеллектуальных спорах и дискуссиях разного рода.

На первых порах развития древнегреческой философии очень хорошо заметна ее связь с мифологией. Они задавали одни и те же вопросы:

  • откуда появился мир;
  • каким образом он существует;
  • кто управляет природой.

Однако у мифологии и философии есть очень весомое отличие – последняя пытается найти всему рациональное объяснение, постичь окружающий мир через разум. Поэтому именно благодаря ее развитию появляются новые вопросы:

  • почему происходит именно так;
  • что является причиной определенного явления;
  • что есть истина.

Для ответа требовался уже другой склад мышления – критический. Мыслитель, опирающийся на такую форму познания мира, должен подвергать абсолютно всё сомнению. Нужно отметить, что при этом почитание богов сохраняется до самого последнего периода развития древнегреческой мысли, когда пантеизм начинает активно вытесняться христианской религией.

Значение слова «философия»

1. Наука о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления. Античная философия.— Всем нам — рано философствовать, нет у нас материала для этого, ведь философия — сводка всех знаний о жизни, а — мы с вами что знаем? М. Горький, Н. Е. Каронин-Петропавловский. || Чье-л. учение о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления. Философия Лейбница.Философия Маркса есть законченный философский материализм, который дал человечеству великие орудия познания, а рабочему классу — в особенности. Ленин, Три источника и три составных части марксизма.

2. Разг. Сложившееся убеждение по поводу чего-л.; концепция. — Поминайте меня, коли хотите, а не хотите, так и черт вас дери. Вот моя философия. Достоевский, Братья Карамазовы. Обида за обиду и услуга за услугу — к этому сводилась нехитрая философия Гулии. Паустовский, Колхида.

3. чего. Методологические принципы, лежащие в основе какой-л. науки, области знания и т. п. Философия истории. Философия математики. Философия права.

4. Разг. ирон. Отвлеченные, общие, не идущие к делу рассуждения. Вас в церкви давно ждут, а вы тут философию разводите. Чехов, Иванов. Ну вот, началась философия! Это ты у отца научился словами играть. М. Горький, Достигаев и другие.

5. Разг. устар. Название среднего из трех классов (риторика, философия, богословие) духовной семинарии.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Хотя иногда философию определяют более узко, в качестве науки с определённым предметом изучения, такой подход встречает возражения современных философов, настаивающих на том, что философия представляет собой скорее мировоззрение, общий критический подход к познанию всего сущего, который применим к любому объекту или концепции. В этом смысле каждый человек хотя бы изредка занимается философией.

Философия фактически существует в виде множества различных философских учений, которые могут противостоять друг другу, но при этом и дополняют друг друга.

Философия включает в себя множество предметных областей, от метафизики, эпистемологии, этики, эстетики, политической философии и философии науки до философии дизайна и философии кино.

Те области познания, для которых удаётся выработать ясную и работоспособную методологическую парадигму, выделяются из философии в научные дисциплины, как, например, в своё время из философии выделились физика, биология и психология.

ФИЛОСО’ФИЯ, и, мн. нет, ж. . 1. Наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления. Высший вопрос всей философии, говорит Энгельс, есть вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе. Философией марксизма является диалектический материализм. Материалистическая ф. Античная ф. Идеалистическая ф. 2. чего. Теоретические, методологические принципы, лежащие в основе какой-н. науки (науч.). Ф. математики. Ф. языкознания. Ф. права. 3. Отвлеченные рассуждения, излишние умствования (разг.). — Ему, и по заведенному порядку, следует в трактир итти, а он за философию. А от философии нападает на человека тоска. А. Островский. Ведь это философия, мамочка! А. Островский. Разводить

4. Встарину — название среднего из трех классов духовной семинарии (риторика, философия, богословие).

филосо́фия

1. наука о наиболее общих законах развития природы, общества и сознания ◆ Изучать философию в университете. ◆ Высший вопрос всей философии, говорит Энгельс, есть вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе. ◆ Материалистическая философия. ◆ Античная философия. ◆ Идеалистическая философия.

2. научн. теоретические, методологические принципы, лежащие в основе какой-либо науки ◆ Философия истории. ◆ Философия права. ◆ Философия математики. ◆ Философия языкознания.

3. устар. название среднего из трёх классов духовной семинарии (риторика, философия, богословие)

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: воровски — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Виды

Есть несколько классификаций, рассматриваемых мифологией. Общая классификация включает:

  1. Календарные. Они были попыткой объяснить природные циклы. Часто в этих мифах отыгрывают тему смерти: божество рождается и умирает, символизируя годичный цикл.
  2. Тотемические. Повествуют о животных-тотемах племен. Тотем — дух-покровитель племени. В древности, люди верили, что каждое животное стало прародителем для отдельного племени и наделило его своими чертами. Тотемический миф рассказывает о жизни животного-прародителя, его роли в жизни людей.
  3. Героические. Биографические виды, в которых описываются подвиги воинов, правителей и народных героев. На основе героических мифов развился отдельный жанр литературы — героический эпос. Герои стали широко известны за пределами своей родины: совершивший 12 подвигов Геракл, победивший Горгону Персей.
  4. Астральные. В их текстах главные роли отводятся небесным телам, наделенным чертами личности. Луна и Солнце фигурируют в роли богов, управляющих суточными циклами.
  5. Космогонические. Их можно считать основной предпосылкой к развитию философии, поскольку эти мифы рассматривали теории происхождения богов, Космоса и человека.
  6. Антропогонические. Эти мифы — попытка объяснить происхождение человека.
  7. Этиологические. Они посвящены природным явлениям. Ураганы, землетрясения, громы и пожары рассматривались людьми как божества, а позднее — как проявления божественного гнева.
  8. Эсхатологические. В них рассматриваются возможные версии конца света.

Сюжеты мифов разных народов, географически отдаленных друг от друга, часто имеют схожий сюжет. Наука до сих пор не имеет четкого объяснения этого феномена.

что означает слово философия в переводе с греческого

Как появляются человеческие философии? Их создают люди, возможности которых ограниченны. В Библии говорится: «Не может идущий направлять свои шаги» (Иер. 10:23). История подтверждает, что попытки пренебречь этим ограничением не приносят ничего хорошего. Однажды «Иегова отвечал Иову из бури и сказал: „Кто это затемняет замысел словами без знания? Подоткни под пояс свою одежду по-мужски и позволь, я расспрошу тебя, а ты рассказывай мне. Где ты был, когда я основывал землю? Скажи, если ты наделен пониманием“» (Иов 38:1—4). (Люди имеют лишь ограниченные возможности. Кроме того, их жизненный опыт относительно невелик и обычно ограничивается одной культурой или окружающей средой. Поэтому круг знаний, которыми обладают люди, сравнительно узок, а в мире все настолько взаимосвязано, что люди постоянно находят какие-то новые, не учтенные ими аспекты. Эти ограничения отражаются во всех созданных ими философиях. ) Их создают несовершенные люди. «Все согрешили и лишены славы Бога» (Рим. 3:23). «Есть путь, который кажется человеку правильным, но в конце его — пути смерти» (Прит. 14:12). (Из-за несовершенства людей в их философиях часто отражается элементарный эгоизм, который, хотя и может приносить сиюминутное удовольствие, ведет к разочарованию и лишает счастья. ) На них влияют демоны. «Весь мир лежит во власти Злого» (1 Иоан. 5:19). В Библии говорится, что Сатана Дьявол «вводит в заблуждение всю обитаемую землю» (Отк. 12:9). «Вы когда-то ходили, сообразуясь с системой вещей этого мира, по воле того, кто повелевает властью воздуха, духа, который действует теперь в сыновьях непокорности» (Эф. 2:2). (Такое влияние отражается в философиях, которые подталкивают людей к тому, чтобы не подчиняться полезным и справедливым требованиям Бога. Неудивительно, что, как свидетельствует история, человеческие философии и планы часто приносят горе множеству людей. )

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: