Федеративное государство: понятие и признаки. принципы федеративного устройства рф

Конституционные основы общественного и государственного устройства

13. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИИ

      
Экономические основы конституционного строя РФ– отношения собственности, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ. Особенностью экономического регулирования РФ является то, что в РФ действует система рыночной экономики.      
Элементы экономических основ конституционного строяРФ: 1) отношения собственности (в РФ признаются и в равной степени охраняются государственная и частная собственность); 2) материальное производство (оно – основной способ организации труда населения, значит, основа всего экономического строя РФ). РФ гарантирует право граждан на занятие таким видом экономической деятельности как предпринимательская, которая, хотя и не является производственной, все же обслуживает указанную деятельность, а потому обеспечивает товарооборот в стране и рыночный уклад экономики. Политические основы конституционного строя РФ составляет политическая система РФ.      
Политическая система общества– совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов общества, его учреждений, организующих политическую власть, взаимодействие государства и личности.      Элементы политической системы РФ: 1) политические партии и объединения; 2) политический строй государства и т. д.      Политическая система РФ базируется на принципах многопартийности и идеологического многообразия. Государственная Дума РФ представлена значительным числом политических партий, отстаивающих интересы различных слоев населения, что обеспечивает реализацию принципа многопартийности в РФ.      
Идеологическое многообразиевключает в себя: 1) свободу идей и убеждений граждан; 2) политический плюрализм и свободу политических организаций; 3) религиозную свободу.      Свобода идей и взглядов граждан РФ выражается во всеобщем праве самостоятельно определять свое мировоззрение и недопустимости устанавливать какие-либо ограничения в зависимости от этих идей и взглядов.      
Политическое многообразие (плюрализм)– наличие разнообразных направлений в практической политической деятельности в государстве, выраженное в агитации за или против определенных течений, программ, законопроектов и т. п. в политической жизни, за или против определенных кандидатов на выборах, за то или иное решение вопросов, выносимых на референдумы, и т. д.      В настоящее время совокупность политических партий России представлена значительным числом политических партий и политических объединений, преследующих различные цели. Политическое многообразие предполагает свободу граждан в выборе формы участия в политической жизни страны. Все граждане РФ вправе: 1) создавать на добровольной основе политические партии в соответствии со своими убеждениями; 2) вступать в политические партии либо воздерживаться от вступления в политические партии; 3) участвовать в деятельности политических партий в соответствии с их уставами; 4) беспрепятственно выходить из политических партий.      
Религиозная свободапредполагает право граждан исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

География мира. Список федеративных стран и государств

Чтобы понять, какие государства являются федеративными, нужно обратиться к их конституциям. При этом имеется определенный набор формальных признаков, по которым определяется, насколько справедливо именование той или иной страны федерацией.

Признаки федерации

Обязательным признаком такой формы государственного устройства является наличие субъектов, имеющих определенную степень самостоятельности по отношению к центральному правительству. Степень автономии регулируется в каждом отдельном случае федеративным договором. Но в любом случае государственное образование не обладает суверенитетом.

Примерами федеративных государств служат Российская Федерация, Соединенные Штаты Америки, Канада, Бразилия, Германия, Индия, Австралия, Мексика, Объединенные Арабские Эмираты, Бельгия и Австрия. Однако стоит учесть, что этими странами список не исчерпывается. Каждая из них имеет собственные традиции в распределении полномочий между центром и субъектом.

Виды федеративных государств

Список стран, имеющих федеративное устройство, насчитывает 28 государств. Каждое из них может быть отнесено либо к симметричной, либо к асимметричной форме государственного устройства.

Отличительной чертой симметричных федераций является равноправие всех субъектов. Они имеют одинаковые названия, одинаковые в своей структуре органы государственной власти и равный уровень автономии. Наиболее яркими примерами являются Австрия, Германия и США.

Стоит отметить, что далеко не каждое государство может успешно существовать в статусе симметричной федерации. Большинство из них достаточно разнородны на своей территории, и каждый субъект может иметь отличные от своих соседей традиции в политике и экономике.

Асимметричная федерация

Асимметричными федерациями являются Индия, Бразилия, Танзания и Канада, так как субъекты этих федераций имеют отличные друг от друга названия и разный статус в системе государственного управления.

Некоторые исследователи считают, что Россия также входит в список федеративных стран и государств с ассиметричным устройством. Однако здесь необходимы некоторые уточнения.

Несмотря на разный статус краев, республик, областей и автономных областей, каждый субъект имеет те же полномочия, что и сходный с ним по статусу. То есть все края равны между собой и занимают одинаковые позиции в государственном управлении.

Это касается и всех республик, городов федерального значения и автономных округов.

Федеративные государства мира

Разобравшись с особенностями федераций, стоит дать исчерпывающий список стран и государств, федеративные основы которых не вызывают сомнений.

https://youtube.com/watch?v=OgUl7ryxQlM

В Европе к таким относят:

  • Россию,
  • Австрию,
  • Германию,
  • Швейцарию,
  • Боснию и Герцеговину,
  • Бельгию.

Список федеративных стран и государств Азии выглядит следующим образом:

  • Пакистан,
  • Малайзия,
  • Объединенные Арабские Эмираты,
  • Индия,
  • Ирак,
  • Непал,
  • Мьянма.

В Африке тоже существуют государства с федеративным устройством. К ним относят:

  • Судан,
  • Коморские острова,
  • Эфиопию,
  • Южный Судан,
  • Нигерию,
  • Сомали.

Республика Сомали достойна отдельного упоминания, так как имеет некоторые проблемы с государственностью. В результате гражданской войны страна фактически прекратила существование как единое целое, и на ее месте появились различные квазигосударственные образования.

Некоторые из них претендуют на полную независимость, а другие лишь на значительную степень автономии в пределах одного государства. В Америке к федеративным государствам относят:

  • США,
  • Аргентину,
  • Венесуэлу,
  • Канаду,
  • Мексику,
  • Бразилию,
  • Сент-Китс и Невис.

Кроме того, Австралия и Федеративные Штаты Микронезии тоже являются федерациями. Таким образом, государство может быть федеративным или унитарным. В первом случае выделяют симметричные и асимметричные формы устройства. В основе такого деления лежит степень равноправия субъектов.

Виды федераций

Также по способу образования, федерации делятся на:

  1. Договорные, которые возникают в результате объединения независимых государств в одно. В договоре может быть прописана сецессия государств из состава федерации.
  2. Конституционные, которые возникают на базе унитарного государства. В таких конституциях прописан принцип территориальной целостности страны и субъекты федерации не имеют права свободного выхода.

В зависимости от правового статуса субъекта федерации:

  1. Симметричные, когда состоят только из субъектов федерации и статусы этих субъектов равны. Например, Объединенные Арабские Эмираты, Австрия.
  2. Ассиметричные, когда субъекты равноправны, но есть территории, управляемые властями (Канада, Соединенные Штаты Америки) или же когда федерация состоит только из субъектов, но их статусы не равны (Российская Федерация, Индия).

Признаки демократического режима

Выделяют семь основных признаков демократического режима.

Власть народа

В основе демократического режима лежит признание народа единственным законным источником власти. Население выражает свою волю, участвуя в голосовании. Избранные народом представители законодательных органов обязаны принимать решения в соответствии с предвыборной программой, опираясь на волеизъявление жителей страны.

Для того, чтобы выяснить мнение населения по важным вопросам, может быть проведён референдум.

Рис. 1. Участие граждан в референдуме.

Главным законом, провозглашающим демократический режим в России, является Конституция РФ. На её основе выстроена единая законодательная система. Любые постановления и указы, принимаемые на территории нашей страны, не должны противоречить Конституции.

Провозглашение прав и свобод

Этот признак демократического государства подразумевает, что все граждане страны обладают равными правами, которые должны быть законодательно закреплены. Контроль над их соблюдением несут соответствующие органы власти. В случае нарушения прав и свобод любой член общества вправе обратиться в прокуратуру или суд для восстановления справедливости.

Каждый житель нашей страны с момента рождения обладает неотъемлемыми личными правами. Любая попытка их нарушения приводит к наказанию. Примерами могут быть:

  • право на жизнь;
  • право на свободу;
  • право на неприкосновенность личности;
  • право на свободу совести и вероисповедания;
  • право на гражданство.

Разделение властей

В демократическом государстве власть разделена на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Они не зависят друг от друга, осуществляют взаимный контроль. Это необходимо для того, чтобы власть не была сосредоточена в руках одного человека или политической группировки.

Рис. 2. Таблица «Ветви власти в РФ».

Признание права большинства

При принятии любых решений, касающихся дальнейшего развития государства, учитывается мнение большинства населения страны. При этом меньшая часть, придерживающаяся оппозиционных взглядов, в правах не ущемляется и может свободно выражать свою позицию.

Контроль за властью со стороны общества

Население страны может беспрепятственно получать информацию о решениях, принимаемых государственными органами. Наличие публичной власти и её деятельность также контролируется жителями государства. Этому способствует принцип гласности: любой указ или закон должны быть донесены до людей посредством СМИ.

Многопартийность

Демократическое общество признаёт существование двух и более политических партий. Они могут выражать принципиально разные взгляды на пути развития государства. Оппозиционное движение не запрещается законом, если его деятельность не несёт угрозу общественной жизни. Кратко этот признак можно назвать политическим плюрализмом.

Рис. 3. Партийное собрание.

Свобода слова

Что мы узнали?

Демократия как форма организации власти изучается в курсе обществознания в 9 классе. Главными признаками демократического режима являются власть народа, провозглашение прав и свобод личности, разделение властей, принцип большинства.

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

1.2. Отличие демократического государства от тоталитарного и авторитарного

    Таким
называется государство, устройство и 
деятельность которого соответствует 
воле народа, общепризнанным правам и 
свободам человека и гражданина. Демократическое 
государство – важнейший элемент демократии
гражданского общества, основанного на
свободе людей. Источником власти и легитимации
всех органов этого государства является
суверенитет народа.

    Недостаточно 
только провозгласить государство 
демократическим (это делают и тоталитарные
государства), главное – обеспечить его
устройство и деятельность соответствующими
правовыми институтами, реальными гарантиями
демократизма. Понятие демократического
государства неразрывно связано с понятиями
конституционного и правового государства,
в известном смысле можно говорить о синонимичности
всех трех терминов Демократическое государство
не может не быть одновременно конституционным
и правовым
1.

    Государство
может соответствовать характеристике
демократического только в условиях
сформировавшегося гражданского общества
Это государство не должно стремиться
к этатизму, оно должно строго придерживаться
установленных пределов вмешательства
в экономическую и духовную жизнь, которые
обеспечивают свободу предпринимательства
и культуры. В функции демократического
государства входит обеспечение общих
интересов народа, но при безусловном
соблюдении и защите прав и свобод человека
и гражданина. Такое государство является
антиподом тоталитарного государства,
эти два понятия взаимно исключают друг
друга.

    Важнейшие
признаки демократического государства:

    а)
реальная представительная демократия;

    б)
обеспечение прав и свобод человека
и гражданина.

    а)
Представительная демократия – осуществление 
народом власти через выборные учреждения,
которые представляют граждан и наделены
исключительным правом принимать законы.
Представительные органы (парламенты,
выборные органы местного самоуправления)
наделяются правом решения наиболее важных
вопросов жизни народа (объявление войны,
принятие бюджета, введение чрезвычайного
и военного положения, разрешение территориальных
споров и др.). Конституции в различных
странах наделяют представительные органы
различными полномочиями, но обязательными
и важнейшими среди них являются функции
законодательной власти и принятия бюджета.
Представительные органы не обязательно
призваны напрямую контролировать исполнительную
власть – это признается только в государствах
с парламентской формой правления, но
при любой системе данные органы все же
наделяются отдельными конституционными
полномочиями в этой области. Эффективность
деятельности представительных органов
в огромной, если не в решающей, степени
зависит от сотрудничества с исполнительной
властью

Другое не менее важное условие
– независимость представительного учреждения
в пределах своих полномочий, отсутствие
конкурирующей законодательной власти,
невмешательство исполнительной власти
в прерогативы представительных учреждений

    В
Российской Федерации представительная
демократия обеспечивается выборностью 
Государственной Думы и конституционно
обусловленным формированием Совета Федерации,
а также законодательных учреждений субъектов
Федерации и органов местного самоуправления.
На каждом уровне представительные учреждения
обладают определенными полномочиями,
которые исключают возможность вмешательства
со стороны кого бы то ни было. И в то же
время эта система носит целостный характер,
характеризует одно суверенное государство
– Российскую Федерацию. Единство системы
государственной власти закреплено в
ч. 3 ст. 5 Конституции РФ
2.

    б)
Обеспечение прав и свобод человека и
гражданина – другой важнейший признак
демократического государства. Именно
здесь проявляется тесная связь формально
демократических институтов с политическим
режимом. Только в условиях демократического
режима права и свободы становятся реальными,
устанавливается законность и исключается
произвол силовых структур государства.
Никакие возвышенные цели и демократические
декларации не способны придать государству
подлинно демократический характер, если
не обеспечиваются общепризнанные права
и свободы человека и гражданина. Конституция
Российской Федерации закрепила все известные
мировой практике права и свободы, однако
для реализации многих из них еще необходимо
создать условия.

2.
Российская Федерация 
– демократическое 
государство

Немного теории

В-третьих, нужно определить, как организовываются местные органы власти, и также обладают ли они какими-либо суверенными полномочиями. Форма территориального устройства зачастую прописывается в официальных названиях государств. Также указание на нее можно найти в основных законах (конституциях).

Простая форма территориального устройства

Унитарное государство характеризуется рядом признаков. Во-первых, властные органы в таких странах едины для всех, несмотря на то, что территория может быть поделена на любые части (к примеру, губернии, области, земли и другие).

Во-вторых, единицы государства одного и того же уровня при унитарной форме имеют одинаковое положение в отношениях с высшей властью. В-третьих, территориальные части не обладают признаками суверенитета. Так, они не имеют права выхода их государства.

Не могут они и издавать свои конституции, предоставлять другое, дополнительное гражданство. В-четвертых, в таких государствах воля высших властных органов имеет распространение на всей территории страны. Унитарный способ – это самое простое решение для реализации власти.

Федеративное государственное устройство

Эта форма территориальной организации характеризуется рядом признаков. Во-первых, территория федераций состоит из совокупности отдельных ее субъектов, к примеру, штатов, республик, провинций. Во-вторых, эти отдельные государственные части обладают некоторыми признаками суверенитета.

К примеру, они имеют право издавать собственные основные законы (то есть конституции), а также предоставляют свое гражданство. В-третьих, обязательным элементом федерации в современном мире является двухпалатный парламент.

В-четвертых, при всей относительной самостоятельности отдельные субъекты не имеют права осуществлять самостоятельную внешнюю политику. Этим занимаются лишь центральные органы власти.

Классификации

В науке существует деление всех федераций на виды, причем не по одному основанию. Первым рассмотрим критерий правового статуса субъектов. Так, части государства могут обладать равным объемом правомочий. В таком случае речь идет о симметричной федерации, в которой все субъекты имеют равный статус.

Если же одни части занимают более высокое положение, чем другие, а, соответственно, и наделены большими полномочиями, то в этом случае имеет место асимметричный вид этого территориального устройства.

Территориальная организация России

Форма государственного устройства этой страны прямо указывается в ее названии – Российская Федерация. Что неудивительно, учитывая размеры страны и проживающее на ее территории население.

Федеративное устройство РФ характеризуется рядом особенностей. Так, при делении на субъекты сочетаются как территориальные начала, так и национальные. Имеются тенденции развития демократизации связей между частями государства. Также федеративное устройство РФ характеризуется асимметричностью.

Конституционные постулаты

Обратимся к основному закону России. В нем содержатся принципы федеративного устройства РФ. Это такие основополагающие начала, которые имеют способность определять модель и природу территориальной организации государства. Первым из них является суверенитет РФ.

Именно этот принцип обеспечивает единство государства. К такого же рода постулатам относится и целостность системы власти в России. Следующая группа принципов создает гарантии для функционирования федеративного государства.

К ним относят равноправие субъектов, разграничение полномочий между центральными и местными органами, самоопределение и равенство народов.

В мире

Какие еще существуют страны с федеративным устройством? На самом деле их немало. Взять, к примеру, мировые гранды – США, ФРГ, РФ. Кроме того, федеративное устройство также характерно и для Бразилии, Бельгии, Индии, Австрии, ОАЭ, Аргентины, Венесуэлы, Канады, Мексики и Австралии.

18. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ В РФ: ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

      
Основы правового статуса личности в РФзакреплены в виде специального конституционно-правового института, под которым понимается совокупность норм конституционного права РФ, регламентирующих отношения, возникающие по поводу определения места и роли человека и гражданина в обществе и государстве, характера реализации индивидом своих возможностей и их пределов, установленных государством, по поводу защиты и обеспечения этих прав.      
Конституционно-правовой статус личностиявляется одинаковым для всех. Им обладают: 1) граждане РФ; 2) иностранные граждане; 3)лица без гражданства (апатриды).      
Содержание конституционно-правового статуса личности– это совокупность прав и обязанностей индивида во взаимоотношениях с РФ.      Конституционный статус личности складывается из закрепленных в Конституции РФ прав и свобод личности, а также обязанностей индивида перед государством.      РФ
в целях соблюдения и защиты прав и свобод личности:1) устанавливает в федеральных законах запреты на нарушения прав человека и гражданина в какой бы то ни было форме, устанавливает меры ответственности за такие нарушения в уголовном, административном, гражданском и ином порядке; 2) обеспечивает экономические, политические, социальные и иные условия для реализации прав и свобод человека и гражданина на территории РФ независимо от пола, расы, национальности и других признаков.      
Характерные черты основ конституционно-правого статуса личностив РФ: 1) конституционные права и свободы личности – основа государственной заботы и всей системы права в РФ; 2) они обладают высшей юридической силой; 3) эти права и свободы подлежат особой охране со стороны государства.      Конституция РФ регулирует основы правового статуса личности не в полном объеме, а устанавливает лишь основы этого статуса. Поэтому институт основ конституционно-правового статуса личности является комплексным и включает в себя нормы не только конституционного права, но и нормы других отраслей российского права, например нормы семейного, гражданского, уголовного, экологического и трудового права.      
Элементы конституционно-правового статуса личности:1) права и свободы человека и гражданина; 2) принципы конституционного статуса личности; 3) наличие либо отсутствие российского гражданства.      Конституционные права, свободы и обязанности личности – базовый элемент всего конституционно-правового статуса той или иной категории лиц. При этом вид категории определяется именно объемом этих прав и обязанностей лица.      
Принципы конституционно-правового статуса личности в РФ– основополагающие начала всего взаимодействия РФ и лиц, находящих на ее территории на законных основаниях.      
Гражданство– основополагающий элемент конституционно-правового статуса личности, необходимый для обладания лица всеми исключительными гражданским правами, но одновременно налагающий на это лицо совокупность гражданских обязанностей перед РФ. Конституционно-правовой статус личности предполагает, что он обеспечивается государством (в том числе государственным принуждением в случае нарушения конституционных прав и свобод человека и гражданина).

Признаки

  1. Соблюдение норм права, наличие многопартийности и плюрализма. Существуют различные политические партии, участвующие в формировании правительства, допускается свобода мнения.
  2. Свобода мысли и слова. Отсутствует цензура, средства массовой информации свободны в своих высказываниях, люди не преследуются за критику власти. Легально функционирует оппозиция.
  3. Эффективная социальная политика.
  4. Правовое государство и гражданское общество, защита и обеспечение прав и свобод.
  5. Разделение властей, выборность и сменяемость государственных органов.
  6. Функционирование независимых СМИ.
  7. Свободные выборы.
  8. Повышение значимости морали как метода социального регулирования.
  9. Гарантированные государством равные права.
  10. Народ обладает конституционной властью.

2.1. РФ как федеративное государство с республиканской формой правления

    Федерация
представляет собой одну из форм государственного
устройства. Форма государственного
устройства — это территориальная 
организация государственной власти,
соотношение государства как целого
с его частями. Различаются две основные
формы государственного устройства: унитарное
государство и федеративное государство.
Унитарное государство представляет собой
государство с централизованной систему
государственной власти, в нем не существует
разделения предметов ведения и полномочий
между центральными органами и органами
составных частей государства (административно-территориальных
единиц), составные части не обладают самостоятельностью
в решении каких-либо государственно-правовых
вопросов. Федеративное государство —
форма государственного устройства, при
которой составные части государства
(субъекты Федерации) обладают самостоятельностью
и полномочиями в рамках разграничения
предметов ведения между Федерацией и
ее субъектами. Федерация может быть образована
на основе договора между несколькими
государствами (договорно-правовая федерация)
либо путем провозглашения государства
федеративным (конституционно-правовая
федерация).

    Конституция 
РФ в ст. 5 закрепляет в числе основ 
конституционного строя основные принципы
федеративного устройства Российской
Федерации:

    1)
Российская Федерация — конституционно-правовая,
то есть провозглашенная федерация, 
ее субъектами являются республики,
края, области, города федерального 
значения, автономная область и автономные
округа;

11. РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

      
Российское государствоможно понимать в 2 смыслах: 1) как определенное территориальное образование, в пределах которого осуществляется суверенная власть многонационального народа России; 2) как специальный аппарат государственной власти, который распространяет свое влияние на определенную государственными границами территорию.      Конституция РФ устанавливает основные
характеристики российского государства:      1) РФ – демократическое государство; 2) РФ – правовое государство; 3) высшая ценность РФ – права и свободы человека и гражданина; 4) форма правления РФ – республика.      
Демократическая природа РФскладывается из: 1) народовластия – как непосредственного, так и представительного; 2) федеративного устройства на основе равенства субъектов РФ; 3) политического и идеологического многообразия.      
Народовластие– осуществление власти народа посредством принятия решения непосредственно (на референдуме) либо путем избрания законодательной (представительной) власти и через органы местного самоуправления. Народовластие в РФ осуществляется исходя из воли большинства при уважении воли и прав меньшинства. Территория всей РФ является совокупностью территорий ее отдельных субъектов, которые равны перед РФ.      
Федеративное устройство Россиистроится на принципах территориальной целостности и единства российского государства.      
Правовое государство– это государство, в котором во всех сферах жизнедеятельности общества обеспечивается верховенство закона.      Правовое государство подразумевает, что в нем господствует общество над государством, а не наоборот, т. е. РФ имеет социальный характер.      В таком государстве право является объективным следствием исторических процессов, оно закрепляет необходимые рамки свободы и справедливости, обеспечивается государственным аппаратом и выражается в международных нормах, в Конституции РФ, в законах, подзаконных актах и практике реализации прав и свобод человека, демократии, рыночного хозяйства и т. п.      Правовое государство предполагает наличие светского характера государства, т. е. в РФ не может быть объявлено в качестве обязательного ни одно из вероисповеданий, никто не может быть принужден к принятию или отказу от религии, церковные должностные лица и иерархи не вправе занимать какие-либо государственные должности, запрещается дискриминация по признаку принадлежности к той или иной религии и т. д.      
Гарантированность прав и свобод личностив РФ обеспечивает реализацию принципов демократии в РФ, так как только государство, в котором признаются и гарантируются права человека, может утверждать, что в нем установлена власть народа.      
Республиканская форма правлениярФ означает, что: 1) во главе государства стоят: Президент РФ, Федеральное Собрание РФ (Государственная Дума и Совет Федерации) и Правительство РФ; 2) органы государственной власти являются в России выборными или назначаемыми, но не наследственными; 3) срок полномочий органов власти устанавливается федеральными законами и не может быть пожизненным. РФ – это смешанная республика, т. е. власть Президента РФ и исполнительной власти уравновешивается деятельностью Федерального Собрания РФ.

Преобразование в демократию

С начала XX века Россия претерпела значительные изменения в своей политической системе, изначально функционировавшей как автократическое государство. Процесс преобразования в демократию включал в себя ряд ключевых этапов, которые дали возможность развитию конституционного правопорядка, установлению парламентаризма и гарантий гражданских прав и свобод.

В 1905 году в России были проведены первые парламентские выборы, которые стали символом начала политической реформы. Была принята Конституция, предоставляющая населению определенные права и свободы. Однако, реформы оказались недостаточными и режим автократии продолжал существовать.

Следующим важным этапом было провозглашение Российской Федерации в 1991 году. Это открыло путь к дальнейшим реформам с целью установления демократического правления в стране. В рамках этих реформ были проведены президентские и парламентские выборы, которые способствовали развитию парламентаризма и укреплению гражданских прав.

Сегодня граждане России имеют право на свободу выражения своего мнения, право на участие в выборах и право на равенство перед законом. Российская Конституция гарантирует защиту этих прав и обязательства государства по их соблюдению.

Преобразование России в демократическое государство является сложным процессом, который требует постоянного внимания и усилий. Но с каждым годом страна продолжает двигаться вперед, выполняя реформы и обеспечивая своим гражданам все больше прав и свобод.

Октябрьская революция

Октябрьская революция – это важное событие в истории России, которое произошло в октябре 1917 года. Эта революция привела к свержению временного правительства и установлению власти парламента – Советов, состоящего из рабочих, крестьян и солдат

Одна из целей Октябрьской революции состояла в том, чтобы создать более демократическое государство, основанное на принципах равенства и свободы. В ходе революции была принята Конституция, которая гарантировала различные права и свободы граждан России.

Важным аспектом нового государства стало участие граждан в выборах. Была введена система всеобщего избирательного права, позволяющего каждому гражданину России принимать участие в выборах и выражать свое мнение.

С осуществлением Октябрьской революции, российское общество получило возможность свободно выражать свое мнение, организовываться в политические партии и объединения, а также защищать свои права и интересы.

Октябрьская революция стала переломным моментом в истории России, открывшим новую эру развития страны. Роль этого события в формировании современной России и в ее пути к демократии и свободе не может быть недооценена.

Конституция 1993 года

Конституция 1993 года является основным законом России и определяет принципы организации государства и основные права граждан.

Одним из основных принципов конституции является принцип разделения властей. Согласно этому принципу, государственная власть в России делится на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.

Парламент России представляет законодательную власть и состоит из Думы и Совета Федерации. Дума — нижняя палата парламента, в которую избираются депутаты на основе выборов. Совет Федерации — верхняя палата, в которой представлены представители регионов.

Конституция России также предоставляет гражданам широкий набор прав. Все граждане России имеют право на свободу слова, свободу собраний, свободу вероисповедания и другие основные гражданские права.

В конституции также предусмотрены процедуры проведения выборов, которые должны быть свободными и справедливыми. Граждане России имеют право избирать и быть избранными на различные должности в государстве.

Конституция 1993 года была принята после периода сверхустановки и реформ в России и считается основным документом, определяющим принципы демократического государства в России.

Светская страна

Светский характер страны проявляется в возможности официальных лиц к отношению к любой религии. Официальные лица имеют права исповедовать любую религию, однако, отношение к какой-либо конфессии не должно иметь влияние на принятие государственных решений. Религиозные взгляды и конфессия государственных лиц не должны быть связаны с принятыми решениями или иметь какие-либо привилегии. Значение светской страны заключается в том, что религиозные объединения и государство существуют отдельно друг от друга, не вмешиваясь в дела каждого.

Замечание! В жизнедеятельности Российского общества РПЦ и религия играют важную роль. Однако, в Конституции отмечено, что в стране нет обязательной государственной религии. Законом все религиозные объединения отделяются от государства, и подчеркивает их равенство между собой. Перед законом все религиозные организации равны.

В государственных и муниципальных учреждениях образования светских характер находит свое нормативное закрепление. Религиозные учреждения России имеют право обучать детей религии по согласию родителей вне рамок учебной программы. Обучение детей религии должно осуществляться строго по соглашению специального специального органа местного самоуправления.

Социальная страна

Конституционная характеристика РФ, как социального государства, заключается в направлении политики и деятельности на обеспечение условий, которые обеспечат достойный уровень жизни граждан. Показатель социальности Российского государства включает спектр следующих показателей:

  • Охрана труда и здоровья людей, проживающих в стране;
  • Гарантированный минимум оплаты труда;
  • Поддержка семей, отцовства, материнства и детства;
  • Поддержка пожилых людей и инвалидов;
  • Постоянное развитие системы социальной службы;
  • Бесперебойная выплата пенсий и пособий;
  • Комплекс гарантий социальной защиты.

Причины возникновения федераций

Этноконфессиональные факторы: федерация формируется на основе полиэтнических государств, когда субъекты совпадают с этническими территориями. Такие факторы оказали непосильное влияние на формирование федерализации таких стран, как Пакистан, Судан, Индия, Нигерия, Ирак. Федерализация не проходит в тех государствах, где: 

  • действуют жесткие авторитарные и военные режимы;
  • слабо артикулированные интересы этнических общин;
  • нет территорий компактного проживания этнических групп.

Исторические факторы: формирование федерации образовывается на основании создания новых государств, которые создаются в процессе постколониального объединения или постфеодальной интеграции. Федеративное устройство происходит в случае, когда у территории есть наличие интересов общества к интеграциям. 

Природно-географические факторы: связаны с федерализацией государств, регионы которых разделены горными барьерами или морскими перегородками. В таких условиях географического выделения развивается ярко выраженная региональная идентичность.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: