Откуда взялись тюрки и какой они расы?
Если посмотреть на блондина-татарина, похожего на другие народы Средиземноморья турка и почти неотличимого от монгол уйгура, сложно сказать, что эти три народа родственные. Тем не менее, хоть и живут они в разных частях Евразии, так оно и есть.
Тюркская идентичность началась в середине 6 века, когда ряд племен восстал против своих монгольских владык и был создан единый каганат под властью династии Ашина. Эта федерация протянулась от Маньчжурии до Крыма и включала также монгольские народы, отчего все кочевники Великой степи верили в одних и тех же богов и имели похожую культуру.
Из-за своего военного превосходства над оседлыми народами, степняки стали идеальными завоевателями и распространили свою власть на более развитые в культурном и экономическом плане государства Средней Азии и Ближнего Востока.
С того времени началось смешение тюрок с другими этносами. Они сильно изменились внешне и практически не сохранили свою древнюю веру – тенгрианство, отдав предпочтение мировым и авраамическим религиям.
Большинство стало мусульманами. Когда распался каганат, начались междоусобные войны различных племен и кланов. Неудачники были вынуждены бежать в страны исламского мира, которые тогда находился на пике своего развития. Кочевники быстро стали главными защитниками своей новой веры, отбили нашествия западных крестоносцев и даже распространили ее в Европу. Турецкий натиск был остановлен христианами только под Веной.
Те, кто остались поближе к дому, дольше сохраняли древние верования. Казахи, в целом, были обращены в ислам только в 19 веке усилиями властей Российской империи. А вот тувинцы, тюркский народ, находившийся под сильным монгольским влиянием, частично перешли в буддизм, частично по-прежнему остались тенгрианами-шаманистами.
Крымские караимы, говорящие на диалекте татарского, волей судьбы перешли в иудаизм. Правда, их версия этой веры несколько отличается от той доктрины, которая принята у истинных детей Сиона.
Живущие в Молдавии гагаузы стали православными христианами, как и их соседи.
Несмотря на наличие различных религий и проживание на очень протяженной территории тюрки всегда говорили на тюркских языках, которые тесно связаны друг с другом. Но это, пожалуй, единственное, что их объединяет.
Крупные по численности народы, такие как турки, волжские татары, узбеки, являются одними из самых смешанных этнических групп в мире.
К примеру, анатолийские турки на 9 % близки жителям Центральной Азии, на 18% – народам Юго-Восточной Азии, на 35% – ближневосточным народам, на 38 % – европейцам.
В основном, это смешение – дело последних 5-7 столетий, т.е., периода турецких завоеваний. Но нельзя сказать, что до этого времени тюрки были этнически гомогенными. Они являлись результатом взаимодействия европеоидной и монголоидной рас с самого начала.
Гунны, авары, хазары и куманы были крупными племенными конфедерациями, и изначально имели богатый генофонд и разнообразную внешность.
Лексика
Вместе с мировой цивилизацией развивались и тюркские языки, вбирая в себя лексику соседних народов и щедро одаривая своими словами. Трудно сосчитать количество заимствованных тюркских слов в восточнославянских языках. Все началось с булгар, у которых было позаимствованы слова «капь», от которого возникло «капище», «суварт», преобразованное в «сыворотку». Позже вместо «сыворотки» стали использовать общетюркский «йогурт».
Особенно оживленным обмен лексикой стал во времена Золотой Орды и позднего Средневековья, во время активной торговли с тюркскими странами. В обиход вошло огромное количество новых слов: ишак, колпак, кушак, изюм, башмак, сундук и прочие. Позже стали заимствоваться лишь названия специфических терминов, например ирбис, карагач, кизяк, кишлак.
История возникновения Конституции РФ
В России Конституция приобретает свое начало еще с середины XIX века. Первоначальным конституционным планом в России считается работа М. М. Сперанского «План государственного преобразования». Последующим шагом к формированию государства стал манифест Николая 2 «Об усовершенствовании государственного порядка», который был принят в 1905 году. Сущность манифеста была в том, что народ получает политические и гражданские полномочия и права, а государство новый общественно-политический орган — Государственную Думу.
В 1918 году появилась Конституция РСФСР.
В 1924 году — Конституция СССР.
1936 г. — «сталинская» Конституция.
1977 г. — «брежневская» Конституция.
Действующая Конституция Российской Федерации была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, то есть народом от имени самого народа.
Древние тюркоязычные народы
Мы знаем, что очень широко распространилась по Евразии тюркская группа языков. Народы, говорящие так, в древности назывались просто – тюрки. Их основной деятельностью было скотоводство и земледелие. Но не стоит воспринимать все современные народы тюркской языковой группы как потомков древнего этноса. По прошествии тысячелетий их кровь смешалась с кровью других этнических групп Евразии, и сейчас коренных тюрков просто нет.
К древним народам этой группы относят:
- тюркютов – племена, поселившиеся в горном Алтае в 5 веке нашей эры;
- печенегов – возникли в конце IX века и населяли область между Киевской Русью, Венгерией, Аланией и Мордовией;
- половцев – своим появлением вытеснили печенегов, были очень свободолюбивыми и агрессивными;
- гуннов – возникли во II-IV веках и сумели создать огромное государство от Волги до Рейна, от них пошли авары и венгры;
- булгаров – от этих древних племен произошли такие народы, как чуваши, татары, болгары, карачаевцы, балкарцы.
- хазаров – огромные племена, сумевшие создать собственное государство и вытеснить гуннов;
- тюрков-огузов – предков туркмен, азербайджанцев, проживали в Сельджукии;
- карлуков – проживали в Средней Азии в VIII-XV веках.
Классификация юго-восточного направления
Прочие представители тюркской группы языков обычно делят на 4 большие подгруппы. Есть разногласия в деталях, однако для простоты можно взять самый распространенный способ.
Огузские, или юго-западные, языки, к которым относят азербайджанский, турецкий, туркменский, крымско-татарский, гагаузский. Представители этих народов говорят очень похоже и без труда поймут друг друга без переводчика. Отсюда и огромное влияние сильной Турции в Туркмении и Азербайджане, жители которых воспринимают турецкий язык как родной.
К тюркской группе алтайской семьи языков относят также кыпчакские, или северо-западные, языки, на которых говорят в основном на территории РФ, а также представители народов Средней Азии, имеющие предков-кочевников. Татары, башкиры, карачаевцы, балкарцы, такие народы Дагестана, как ногайцы и кумыки, а также казахи и киргизы – все они разговаривают на родственных наречиях кыпчакской подгруппы.
Юго-восточные, или карлукские, языки солидно представлены языками двух больших народов – узбеков и уйгуров. Однако почти тысячу лет они развивались отдельно друг от друга. Если узбекский язык испытал колоссальное влияние фарси, арабского языка, то уйгуры, жители Восточного Туркестана, привнесли за много лет огромное количество китайских заимствований в свое наречие.
↑ Структура Конституции РФ
1. Преамбула;2. Первый раздел, состоящий из 9 глав и 137 статей:
- «Основы конституционного строя» — основополагающие начала — принципы положения личности, устройства общества и государства.
- «Права и свободы человека и гражданина» — закреплены основные права и свободы, соответствующие мировым стандартам.
- «Федеративное устройство» — особенности территориального устройства РФ, характер взаимоотношений РФ с субъектами, статус субъектов РФ.
- «Президент РФ» — условия избрания Президента на должность, атрибуты его власти, полномочия главы государства и порядок досрочного прекращения этих полномочий.
- «Федеральное собрание» — закрепляет статус главного представительного органа страны — парламента, его структуру, полномочия палат: Государственной думы и Совета Федерации.
- «Правительство РФ» — основы организации и деятельности главного органа исполнительной власти, основы его компетенции, порядок и условия взаимоотношений с Президентом и Государственной думой.
- «Судебная власть» — закрепление системы судебных органов в России, принципов осуществления судебной власти, деятельности Верховного и Конституционного судов.
- «Местное самоуправление» — основы осуществления местного самоуправления.
- «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» — порядок внесения изменений и поправок в отдельные главы, пересмотр Конституции РФ;
3. Второй раздел«Заключительные и переходные положения» объединяет всего 9 пунктов.Действующая Конституция РФ была принята всенародным референдумом 12 декабря 1993 года, т. е. народом и от имени народа.
Классификационная схема тюркской языковой семьи[править | править код]
Прототюркский язык | Булгарские (огурские) | аварский † (дунайский) (?) |
булгарский † | чувашский: верховой диалект, низовой диалект; малокарачкинское наречие | |
гуннский † (?) | ||
хазарский † | ||
Собственно тюркские (общетюркские) | древнетюркские † | древнекыргызский (енисейско-кыргызский) † |
орхоно-енисейский (старотюркский) † | ||
уйгурский рунический (орхоно-уйгурский) † | ||
горно-алтайские (центрально-восточные) | киргизско-кыпчакские (кыпчакские?) | киргизский: северокиргизский, ферганско-кыпчакский (†), южнокиргизский |
барабинский и томский диалекты сибирско-татарского | ||
южноалтайский, в том числе теленгитский | ||
телеутский | ||
северноалтайские | кондомский диалект шорского † | |
нижнечулымский диалект чулымского | ||
северноалтайский: тубаларский, челканский | ||
кумандинский | ||
карлукские | карлукско-уйгурские | древнеуйгурский † |
караханидский † | ||
халаджский (аргу́) | ||
карлукско-хорезмийские | литературные старописьменные: хорезмско-тюркский †, чагатайский †, тюрки́ †, в том числе поволжский † | |
узбекский (карлукские диалекты) | ||
или-тюркский | ||
уйгурский (новоуйгурский), в том числе хотанский | ||
уйгурские диалекты, сближающиеся с киргизским | лобнорский | |
хотонский (†) | ||
южнокиргизский (частично) | ||
кыпчакские | древнекыпчакский † | |
кыпчакско-ногайские | алабугатско-татарский | |
карагашский | ||
казахский | ||
каракалпакский | ||
ногайский | ||
степной диалект крымскотатарского | ||
узбекско-ногайский (кыпчакские диалекты узбекского) | ||
ферганско-кыпчакский (частично) (каракалпакский?) | ||
южнокиргизский (частично) | ||
юртовско-татарский | ||
поволжско-кыпчакские | старотатарский † | |
башкирский | восточный (горный, куваканский) | |
южный (луговой, юрматинский) | ||
западный (северо-западный) (переходный башкирско-татарский идиом) | ||
татарский | мишарский (западный) | |
казанский (средний) | ||
сибирский (восточный) диалект или язык? | ||
половецко-кыпчакские | половецкий (куманский) † | |
караимский | галичский, тракайский | |
крымский (в современном состоянии — крымскотатарский) | ||
крымскотатарский | крымчакский | |
средний диалект крымскотатарского и основанный на нём литературный крымскотатарский | ||
урумский (кыпчакские говоры) | ||
кавказские | армяно-кыпчакский † | |
карачаево-балкарский | ||
кумыкский | ||
мамлюкско-кыпчакский † | ||
огузские | древнеогузский † | |
печенежский † | ||
саларский | ||
северноузбекский | ||
собственно огузские | азербайджанский | диалекты азербайджанского языка |
айналлу, афшарский, кашкайский, салчукский | ||
балкано-гагаузский | ||
гагаузский | ||
сирийско-туркменский | ||
сонкорско-тюркский | ||
турецкий, в том числе кипрский, османский (сельджукский, староанатолийский) † (если это не тюрки) | ||
туркменский, в том числе трухменский | ||
урумский (огузские говоры) | ||
хорасанско-тюркский (диалект узбекского языка), в том числе боджнурди | ||
хорезмский (огузские диалекты узбекского) | ||
цалкский | ||
южнобережный диалект крымскотатарского | ||
саянские (тобаские) | степные | кёк-мончакский (дыва) |
тувинский | ||
цэнгэльский | ||
таёжные | восточнотувинский, в том числе тоджинский | |
сойотско-цатанский (уйгуро-урянхайский) | ||
тофаларский | ||
хакасские (кыргызские) | сарыг-югурский (хара-йогурский) | |
айнийский (эйну) | ||
фуюйско-кыргызский | ||
хакасско-алтайские | мрасский диалект шорского | |
среднечулымский диалект чулымского | ||
хакасский | ||
акающие | ||
окающие, в том числе долганский и литературный якутский |
Диалектологическая карта № 3 — из Диалектологического атласа татарского языка (Г. Х. Ахатов, 1965)
От Колымы до Средиземноморья
К народам тюркской языковой группы относятся жители суровых районов бассейна знаменитой Колымы, курортных пляжей Средиземноморья, гор Алтая и ровных, как стол степей Казахстана. Предками сегодняшних тюрок были кочевники, вдоль и поперек исходившие Евразийский континент. Две тысячи лет они взаимодействовали со своими соседями, которыми были иранцы, арабы, русские, китайцы. За это время произошло невообразимое смешение культур и кровей.
Сегодня даже невозможно определить расу, к которой относятся тюрки. Жители Турции, азербайджанцы, гагаузы относятся к средиземноморской группе европеоидной расы, здесь практически отсутствуют ребята с раскосыми глазами и желтоватой кожей. Однако якуты, алтайцы, казахи, киргизы – все они несут в своем облике ярко выраженный монголоидный элемент.
Расовое разнообразие наблюдается даже среди народов, говорящих на одном языке. Среди татар Казани можно встретить голубоглазых блондинов и черноволосых людей с раскосыми глазами. То же самое наблюдается в Узбекистане, где невозможно вывести облик типичного узбека.
Большинство тюрок – мусульмане, исповедующие суннитскую ветвь этой религии. Лишь в Азербайджане придерживаются шиизма. Однако отдельные народы либо сохранили древние верования либо стали адептами других больших религий. Большинство чувашей, гагаузов исповедуют христианство в его православной форме.
На северо-востоке Евразии отдельные народы продолжают придерживаться веры предков, среди якутов, алтайцев, тувинцев продолжают пользоваться популярностью традиционные верования и шаманизм.
Во времена Хазарского каганата жители этой империи исповедовали иудаизм, который продолжают воспринимать в качестве единственно верной религии сегодняшние караимы, осколки той могучей тюркской державы.
дальнейшее чтение
- Ахатов Г. Х. 1960. «О ударении в языке сибирских татар в связи с ударением современного татарского литературного языка» .- Сб. * «Проблемы тюркского и истории русского востоковедения». Казань. (на русском)
- Ахатов Г.Х. 1963. «Диалект западно-сибирских татар» (монография). Уфа. (на русском)
- Баскаков Н.А. (1962, 1969). Введение в изучение тюркских языков . Москва. (на русском)
- Бошотен, Хендрик и Ларс Йохансон. 2006. Тюркские языки в контакте . Turcologica, Bd. 61. Висбаден: Харрасовиц. ISBN 3-447-05212-0
- Клаузен, Джерард. 1972. Этимологический словарь турецкого языка до XIII века . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- Deny, Jean et al. 1959–1964. Philologiae Turcicae Fundamenta . Висбаден: Харрасовиц.
- Долатха, Сохраб. 2016. Parlons qashqay. В: сборник » салоны «. Париж: L’Harmattan .
- Долатха, Сохраб. 2016. Le qashqay: langue turcique d’Iran. Независимая издательская платформа CreateSpace (онлайн).
- Долатха, Сохраб. 2015. Кашкайские сказки. Независимая издательская платформа CreateSpace (онлайн).
- Йохансон, Ларс и Эва Агнес Чато (ред.). 1998. Тюркские языки . Лондон: Рутледж. ISBN 0-415-08200-5 .
- Менгес, К. Х. 1968. Тюркские языки и народы: Введение в тюркологию . Висбаден: Харрасовиц.
- Озтопчу, Куртулуш. 1996. Словарь тюркских языков: английский, азербайджанский, казахский, киргизский, татарский, турецкий, туркменский, уйгурский, узбекский. Лондон: Рутледж. ISBN 0-415-14198-2
- Самойлович А.Н. 1922. Некоторые дополнения к классификации турецких языков . Петроград.
- Шениг, Клаус. 1997–1998 гг. «Новая попытка классификации тюркских языков I-III». Тюркские языки 1: 1.117–133, 1: 2.262–277, 2: 1.130–151.
- Старостин С.А., Дыбо Анна В., Мудрак Олег А. 2003. Этимологический словарь алтайских языков. Лейден: Брилл. ISBN 90-04-13153-1
- Voegelin, CF & FM Voegelin. 1977 г. Классификация и указатель языков мира . Нью-Йорк: Эльзевир.
Распространение тюркских языков в мире
Тюркские языки являются одной из больших групп языков мира, которыми говорят в различных регионах. Тюрки — это этнос, который жил в Средней Азии и на Китайской степи. Они размножались, расселялись, мигрировали и завоевывали. Тюркские языки стали языками влияния во многих странах, где сейчас их говорят.
Современные тюркские языки включают в себя тюрецкий, узбекский, туркменский, казахский, киргизский, татарский, башкирский и другие. Эти языки широко распространены в Центральной Азии, на Кавказе, в Турции, в странах Балканского полуострова и в перерезе Центральной и Восточной Европы.
- Тюрецкий язык является национальным языком Турции, Кипра и Крыма, а также крупных тюркского населения на Кавказе, Балканах и в Средней Азии.
- Узбекский язык используется в Узбекистане, Казахстане, Туркменистане, Таджикистане, Афганистане и России.
- Казахский язык является национальным языком Казахстана, а также говорится в Киргизии, России, Китае, Узбекистане и Туркменистане.
Тюркские языки имеют богатую культурную и историческую связь с другими народами. Например, монгольский, уйгурский, карачаево-балкарский языки сильно оказали влияние на тюрецкий язык. Культура Турции и турецкий язык оказали большое влияние на культуру стран Балканского полуострова, а также на закавказские народы. В Казахстане русский язык по-прежнему считается важным культурным компонентом, потому что до 1991 года Казахстан был частью СССР.
Таблица некоторых тюркских языков и количества говорящих на них в странах мира Языки Говорящие Страны
Тюрецкий 80 млн Турция, Кипр, Крым, Греция, Германия, Австрия, Румыния, Болгария Узбекский 27 млн Узбекистан, Таджикистан, Казахстан, Афганистан, Россия, Кыргызстан, Туркменистан Казахский 16 млн Казахстан, Китай, Россия, Киргизия, Узбекистан, Монголия, Туркменистан
Тюркские языки также имеют важность в экономике. Регион Центральной Азии является важным источником нефти, газа и металлов, что делает тюрецкий язык очень важным в деловых кругах
Россия, Китай и другие государства, имеющие территорию в Центральной Азии, используют тюркские языки для коммерции, а также как средство общения на международном уровне.
Тюркские языки также имеют большое культурное значение-литература, музыка, кино и другие художественные формы делают их узнаваемыми. Кроме того, тюркские языки имеют значение в научной области для лингвистов, которые хотят изучить происхождение и эволюцию языка или же его грамматическую структуру. Короче говоря, тюркские языки — это технология коммуникации в различных областях ижизни для большого количества народов в мире.
Вариации в тюркских алфавитах
Различные тюркские языки используют набор родственных алфавитов и букв, ранее известных как руны. Начиная примерно с 150 года нашей эры, алфавит был заменен уйгурским алфавитом в Центральной Азии, арабской письменностью в Центральной и Западной Азии, греческой кириллицей в Восточной Европе и на Балканах и, наконец, латинским алфавитом в Центральной Европе. Несмотря на различия в алфавитах, большое сходство в морфологии и синтаксисе продолжает связывать эти разделы вместе как имеющие общую историю даже в наши дни.
Роль в религии
Первоначально тюркские народы практиковали шаманизм, а их главным божеством был Тенгри, бог Неба. Позже манихейство было введено в качестве религии для Уйгурской империи в 763 году. Тибетский буддизм, или ваджраяна, стал основной религией после манихейства. Они поклонялись Тэмри Тэмриси Бурксану, Кванши Им Пусару и Майтри Бурксану. Тюркское вторжение на Индийский субконтинент привело к быстрому исчезновению религий. Сари-уйгуры, «желтые югуры» Западного Китая, а также тувинцы России — единственные оставшиеся буддийские тюрки. Есть турки еврейского происхождения, которые живут в крупных городах, таких как Стамбул, Анкара и Баку. Хазары широко практиковали иудаизм до своего обращения в ислам. Ислам в настоящее время можно считать основной религией тюркского народа. Сегодня основными христианскими тюркскими народами являются чуваши Чувашии и гагаузы Молдовы.
Древнетюркский Отдых
Кыз куу (преследовать девушку) был знаком тюркских праздников с незапамятных времен. Лошади считаются священными животными у кочевых племен Центральноазиатских степей
С тех пор она стала самой важной спортивной и церемониальной игрой тюркских народов. Другим культурным видом спорта, в который до сих пор играют, является бузкаши из «захват козла» на персидском языке, когда игроки, сидящие верхом на лошадях, пытаются поместить тушу козла или теленка в ворота.Позже это стало национальным видом спорта Афганистана
Другие возможные отношения
В настоящее время тюркская языковая семья считается одной из основных языковых семей в мире . Тюркский язык — один из основных членов противоречивой алтайской языковой семьи . Есть и другие теории о внешних отношениях, но ни одна из них не является общепринятой.
корейский язык
Некоторые лингвисты предполагают возможность генетической связи между тюркскими и корейскими языками , независимо от алтайских. Лингвист Кабак (2004) из Вюрцбургского университета утверждает, что тюркский и корейский языки имеют схожую фонологию и морфологию . Ли Юн-Сонг (2014) предполагает , что существует несколько однокоренных слов между тюркским и Старой корейским . Он заявляет, что эти предполагаемые родственники могут быть полезны для реконструкции раннетюркского языка. По его словам, слова, относящиеся к природе, земле и правлению, но особенно к небу и звездам, кажутся родственными.
Лингвист Чой еще в 1996 году предположил тесную связь между тюркскими и корейскими языками независимо от каких-либо алтайских связей:
Многие историки также указывают на тесную нелингвистическую связь между тюркскими народами и корейцами . Особенно близкими были отношения между Göktürks и Goguryeo .
Уральский
Некоторые лингвисты предполагали связь с уральскими языками , особенно с угорскими языками . Эта точка зрения отвергается и считается устаревшей лингвистами основного направления. Сходство связано с языковым контактом и заимствованиями в основном из тюркских на угорские языки. Стаховски (2015) утверждает, что любые отношения между тюркскими и уральскими языками должны быть контактными.
Распространение и культурное значение тюркских языков
Тюркские языки распространены на огромной территории, простирающейся от Восточной Европы до Восточной Сибири и северного Китая. Их ядро в этой области находится в Центральной Азии в таких странах, как Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан и Узбекистан, а также в Синьцзянском регионе Китая. Оттуда они распространились на запад до северного Ирана, Южного Кавказа, Турции и части Балкан, а также на север в Европейскую и Азиатскую Россию, включая территорию, прилегающую к рекам Волга, Обь и Енисей, доходя до северо-восточной Сибири и Северного Ледовитого океана.
Эволюция
В прошлом тюркские языки были составлены с использованием самых разнообразных письменностей, включая рунические, уйгурские, брахманские и манихейские. Арабская письменность использовалась для всех тюркских языков после принятия ислама и до начала 20-го века, когда она была заменена во многих странах латинской или кириллической письменностью. Он до сих пор используется в Китае и Иране. В бывшем Советском Союзе письменность на основе кириллицы была введена для всех тюркских языков вплоть до его распада, когда некоторые из них начали процесс перехода на латиницу. Последний был введен в Турции в 1923 году.
Общие функции
Лингвисты выделяют четыре основные группы тюркских языков. К ним относятся северо-западный (кипчакский), Юго-западный (огузский), юго-западный (карлукский) и Северо-западный (сибирский) языки, причем последние демонстрируют самый высокий уровень языковых различий по сравнению с другими. Лингвистическое понимание всех форм, как правило, высоко внутри каждой из этих групп и между ними. Говорящие разных групп из первых трех групп и говорящий одной из первых трех групп не могут общаться с говорящими северо-восточной группы, кроме как считая от одного до десяти и обозначая некоторых очень распространенных животных, части тела, цвета, основные прилагательные, что все еще удивительно, учитывая тысячи километров разделение этих регионов.
Книгопечатание[править | править код]
В библиотеках и архивных собраниях Европы хранится значительное количество армяно-кыпчакских письменных памятников церковно религиозного содержания. Известно пятнадцать рукописных Псалтырей и молитвенников и четыре сборника проповедей. Один из молитвенников напечатан во Львове в 1618 году. Его единственный сохранившийся экземпляр находится в библиотеке Лейденского университета. Это, однако, письменное наследие армян подвергавшихся языковой ассимиляции.
По данным сегодняшней науки первое тюрко-татарское печатное издание увидело свет в 1612 году в Лейпциге — это издание Иеронима Мегизера «Основные правила тюркского языка в четырех книгах» на латинском языке.