Введение
Для того чтобы обеспечить
оптимальные условия работы, наибольшие удобства обращения с машиной или
прибором, были привлечены ученые — математики, биологи, врачи. Они стали
заниматься исследованиями трудовой деятельности человека, его нераскрытыми
психофизическими ресурсами и возможностями.
Уже несколько десятилетий назад,
в пятидесятые годы, стали вырисовываться контуры новой науки эргономики,
основным содержанием которой стало изучение функциональных возможностей
человека, создание орудий труда и рабочей среды, наиболее соответствующих им. Стали
появляться книги и статьи по этим вопросам. Кроме исследований
общетеоретического порядка, проектировщики стали располагать конкретными
методическими указаниями.
Эргономика (от греч. érgon
— работа и nómos — закон) — научная дисциплина, комплексно изучающая
человека (группу людей) в конкретных условиях его (их) деятельности в
современном производстве. Эргономика возникла в связи со значительным
усложнением технических средств и условий их функционирования в современном
производстве, существенным изменением трудовой деятельности человека,
синтезированием в ней многих трудовых функций.
Эргономика сформировалась на стыке наук — психологии, физиологии и гигиены
труда, социальной психологии, анатомии и ряда технических наук. В условиях
научно-технической революции резко возросли стоимость технических средств и
«цена» ошибки человека при управлении сложными системами
Поэтому при
проектировании новой и модернизации существующей техники особенно важно заранее
и с максимально доступной полнотой учитывать возможности и особенности людей,
которые будут ею пользоваться. При решении такого рода задач необходимо
согласовать между собой отд
рекомендации психологии, физиологии, гигиены
труда, социальной психологии и т.п., соотнести их и увязать в единую систему
требований к тому или иному виду трудовой деятельности человека.
К основным целям эргономики
следует отнести:
повышение эффективности системы
«человек-техника-среда» (СЧТС);
повышение безопасности труда;
Говоря о задачах эргономики, необходимо
вести речь о комплексе задач, стоящих перед эргономикой и решаемых ею. Одной из
важнейших задач эргономики является оптимизация условий труда, для чего
изучаются возможности и особенности различных категорий индивидов с целью учета
полученных результатов при проектировании оборудования рабочих мест. В том
числе эргономика приобретает все большее значение и в решении комплексной
проблемы реабилитации лиц, в той или иной мере утративших работоспособность.
Основные задачи эргономических разработок
можно сформулировать следующим образом:
Разработка теоретических основ
проектирования деятельности человека-оператора с учетом специфики эксплуатации
технических систем в условиях влияния окружающей среды.
Информационные процессы: прием‚
оценка и переработка информации‚ принятие и реализация решения; формулирование
принципа создания СЧТС.
Разработка и проверка гипотез о
перспективах труда человека и связанных с ними технических систем‚ влияние
факторов внешней среды.
Например, компьютеризация может
изменить процесс обучения‚ что сделает человека рациональнее‚ агрессивнее и
может привести к переоценке ценностей. Развитие компьютерной техники привело к
развитию новых симптомокомплексов.
Создание методов исследования и
проектирования и эксплуатации СЧТС‚ обеспечивающих ее безопасность‚
эффективность и удовлетворенность трудом работающего в ней человека.
Объектом исследования эргономики
является СЧТС, а предметом — трудовая деятельность человека в процессе
взаимодействия с техническими средствами в условиях существенного влияния
факторов внешней и социальной среды.
Подобный анализ строится на
данных науки о функциональных возможностях человека, выявляющей возможности
оптимальных условий для труда, как физического так и интеллектуального,
изучающей проблемы возникающие в системе «человек — орудие труда — предмет
труда — производственная среда» и ставящей своими задачами оптимизацию
трудовой деятельности человека — эргономики.
Список литературы
1.
Абрамов А.А. Основы эргономики: Учебное пособие. — М.: РГОТУПС, 2001. —
264 с.
2.
Зинченко В.П., Мунипов В.М. Основы эргономики. — М.: Изд-во МГУ, 1979. —
349 с.
4.
Смирнов Е.Л. Справочное
пособие по НОТ. — М.: Экономика, 1981. — 408 с.
5.
Эргономические основы проектирования производственной среды / Редколл: Д.
Джоунз, Д. Бродбент, Д. Вассерман и др. — М.: Мир, 1991. — 500 с.
6.
ГОСТы. Система стандартов безопасности труда // Охрана труда. Техника
безопасности: URL:
Абрамов А.А. Основы эргономики. М., 2001. С.17
Зинченко В.П., Мунипов В.М. Основы эргономики. М., 1979. С. 23
Зинченко В.П., Мунипов В.М. Основы эргономики. М., 1979. С. 27
Физиолого-эргономические требования к проектированию производственного
оборудования, организации технологических процессов и рабочих мест //
Гигиенические требования к организации технологических процессов,
производственному оборудованию и рабочему инструменту: URL:
Система стандартов безопасности труда 12.1.012. СПб., 2001. С.49
Физиолого-эргономические требования к проектированию производственного
оборудования, организации технологических процессов и рабочих мест //
Гигиенические требования к организации технологических процессов,
производственному оборудованию и рабочему инструменту: URL:
ГОСТы. Система стандартов безопасности труда // Охрана труда. Техника
безопасности: URL:
Особенности трудовой деятельности работников умственного труда и требования, предъявляемые к физической и психофизической готовности
Известно, что высококвалифицированный труд связан с образованием комплекса необходимых качеств и навыков, характерных для той или иной профессии, а уровень их развития влияет на квалификацию специалиста (84,131).
В связи с этим было решено изучить особенности трудовой деятельности высококвалифицированных специалистов экономического профиля, как одной из массовых профессий группы умственного труда.
Наблюдения за особенностями рабочей позы экономистов, а также анализ научно-методической литературы показали, что работники этой профессии в течение рабочего дня находятся в вынужденной рабочей позе -сидя, для которой характерны наклон головы вперед вниз, фиксированное положение грудной клетки, вызывающее поверхностное дыхание и малую подвижность нижних конечностей.
К неблагоприятным условиям работы следует отнести: повышенную температуру воздуха на рабочем месте, недостаточную вентиляцию воздуха, неравномерное освещение, а также повышенный шум от счетно-вычислительных машин. По характеру профессиональной деятельности от работников умственного труда требуется большая точность в выполнении работы при постоянном контроле зрения и большой сосредоточенности внимания. Все это предъявляет повышенные требования к устойчивости организма к выполнению однообразных движений, сохранению высокой работоспособности при длительном пребывании в условиях гиподинамии, четкому ритму движений рук, кистей, пальцев в различных плоскостях, с различной амплитудой и величиной мышечных усилий. Концентрация внимания и связанные с этим возбуждения в определенных структурных элементах нервной системы на протяжении всего рабочего дня приводит к нарушению течения тормозно-возбудительных процессов в высших отделах головного мозга, что неблагоприятно влияет на нейрогуморальную регуляцию деятельности многих органов и физиологических систем всего организма (23, 28, 67, 156).
Длительная работа в подобных условиях приводит к возникновению хронических заболеваний, в первую очередь функциональных нарушений, что в дальнейшем может стать причиной заболеваний внутренних и ЛОР органов. Так по данным Д.Д.Войтехова (1974) наибольший удельный вес заболеваний у работников умственного труда приходится на болезни верхних дыхательных путей и органов малого таза. Аналогичные заболевания, вызванные вследствие вынужденных, неблагоприятных рабочих положений, монотонности работы, большой концентрации внимания, напряженности мышц шеи, спины и плечевого пояса отмечаются и у других представителей умственного труда — математиков, физиков (26, 156).
Результаты анкетного опроса квалифицированных специалистов экономического профиля и выпускников ССУЗов, осваивающих профессию экономиста (приложение 1,2) позволили установить значимость отдельных факторе в, влиявших на организм работников, работающих в сфере умственного труда. Основной причиной утомления на рабочем месте 21,3% студенток и 72,3% специалистов указали на монотонность работы. Основными факторами, усложняющими производственную деятельность, 72,4% экономистов и 67,7% студенток указали на шум от вычислительной техники, недостаточную вентиляцию воздуха, скученность большого количества людей в одном помещении. Наибольшую нагрузку при выполнении трудовых операций испытывают мышцы рук, плечевого пояса. На это указали около 90% опрошенных специалистов и 89% студенток-практиканток. На необходимость развития быстроты и точности движений, устойчивости внимания и общей выносливости указали 90,7%, 23,1%, 90,9%. и 85,6% высококвалифицированных специалистов. Из выпускников ССУЗа на необходимость развития вышеперечисленных качеств положительно ответили соответственно 65,4%, 49,2%), 74,2% и 51,9% опрошенных.
Как показали исследования (36, 103 и др.), устойчивость организма к производственным нагрузкам зависит от уровня развития определенных физических и психофизических качеств. При этом лица с наибольшим развитием этих качеств быстрее и с меньшим браком справляются с производственными заданиями.
Так, хронометраж рабочего времени показал, что квалифицированные экономисты 85-88% времени тратят на выполнение производственных заданий и 12-15% остается на микропаузы. Выпускники ССУЗа, осваивающие эту же профессию, на выполнение этих же заданий тратят 90-94% времени, а время, отведенное на отдых, используют для исправления допущенных ошибок. Всё это очевидно можно объяснить не только недостатком опыта, но и недостаточно высоким уровнем развития основных физических специальных качеств у студентов-практикантов по сравнению с высококвалифицированными специалистами.
Правовая охрана
Эргономические решения, как и дизайнерские решения, являются результатами творческой деятельности и подлежат правовой охране в большинстве стран на основе норм патентного права. Но если дизайн преобразует окружающую среду на основе эстетических критериев, то эргономические решения направлены на обеспечение эффективности, безопасности и комфортабельности жизнедеятельности человека на основе законов психологии, физиологии труда и других отраслей науки. А это означает, что эргономические решения направлены на достижение технического результата и потому должны охраняться изобретательским правом, в то время как дизайнерские решения чаще всего являются объектами промышленных образцов .
Примеры успешной реализации прикладной физической культуры в разных сферах
В спорте. Прикладная физическая культура играет важную роль в тренировочных программах спортсменов. Она помогает повысить выносливость, развить силу и гибкость, а также улучшить координацию движений. К примеру, теннисисты регулярно занимаются прыжками, бегом на длинные дистанции и тренируют мышцы ног для повышения скорости и маневренности на корте
Боксеры уделяют большое внимание специальным упражнениям на прыжок на скакалке и ходьбу по бок-платформе для улучшения координации и скорости реакции
В медицине. Физические упражнения являются неотъемлемой частью комплексного лечения многих заболеваний, включая сердечно-сосудистые, дыхательные, психические расстройства и другие. Программы прикладной физической культуры помогают восстановить общую физическую форму после болезни, повысить иммунитет и поддерживать здоровье в целом. Например, у пациентов после инфаркта миокарда применяются специальные упражнения для восстановительной терапии, направленные на улучшение работы сердца и сосудов, повышение выносливости и контроль кровяного давления.
В бизнесе. Прикладная физическая культура стала популярным инструментом в бизнесе для повышения эффективности работы. Регулярные физические упражнения и здоровый образ жизни позволяют уменьшить уровень стресса и повысить уровень концентрации и продуктивности. Некоторые компании активно продвигают культуру здорового образа жизни и организуют для своих сотрудников спортивные мероприятия и тренировки в рабочее время.
В туризме. Прикладная физическая культура может быть частью активного туризма, который предполагает путешествия с активным отдыхом, таким как горный туризм, пеший туризм, лыжные прогулки и т.д. Упражнения в природных условиях помогают укрепить здоровье, снять усталость и придать бодрости и энергии.
Организация и методы проведения профессионально-прикладной физической подготовки
Организация ПППН студентов в процессе их физического воспитания, а особенно на занятиях, связана с рядом объективных трудностей, основными из которых являются: отсутствие или отсутствие надлежащей базы для проведения занятий по данному разделу физическая культура; неподготовленность преподавателей кафедры физического воспитания к проведению отдельных разделов ФПФТ студентов; влияние климатических и погодных условий на возможность проведения специально организованных занятий по программе PPAP; недостаточная физическая подготовка поступающих в вуз, что затрудняет выполнение части ГЧПС в школьные часы.
Последняя позиция является одной из существенных, так как в основе физического воспитания студентов (и, в частности, PPAP) является комплексная физическая подготовка, которая определяется программой и нормативами зачетов по данному разделу физического воспитания.
Поэтому любые колебания уровня физической подготовленности поступающих, погодных условий и т. д. Требуют увеличения часов занятий по общефизической подготовке, принудительного сокращения других разделов программы физического воспитания и, как следствие, гибкого планирования и использования различные формы ЛПА в системе физического воспитания студентов.
Плюсы и минусы машин на производстве
Преимущества. На сегодняшний день уже почти не осталось предприятий, где используется ручной труд. Технический прогресс повлек за собой появление огромного количества предприятий, которые полностью или частично перешли на автоматизацию производства. Преимущества машин перед человеком следующие:
- машины могут воспринимать цвета спектра, недоступного человеку;
- надежный мониторинг в течение долгого времени;
- быстрое выполнение точных расчетов;
- хранение большого количества информации;
- большая мощь;
- долговременное использование с определенным уровнем эффективности;
- снижение брака выпускаемой продукции;
- никаких отпусков и болезней, исключением может стать сбой или поломка машины и т. д.
Невозможно также не сказать и о недостатках машинного производства:
- нехватка гибкости;
- невозможность самостоятельных коррекций программы;
- отсутствие импровизации;
- даже самое новейшее оборудование не может работать без участия человека;
- отсутствие креативности и новых идей;
- сбои в программе, технические неполадки и др.
показать содержание
Понятие эргономики
Эргономика (от греческого ergon – «работа», nomos – «закон», или «закон работы») – это область знаний, которая комплексно изучает трудовую деятельность человека в системе «человек – техника – среда» с целью обеспечения эффективности, безопасности и комфорта трудовой деятельности. Поэтому исследования эргономики базируются на определении закономерностей психических и физиологических процессов, которые лежат в основе определенных видов трудовой деятельности, изучающие особенности взаимодействия человека с орудием и предметами труда.
Возникновению эргономики способствовали проблемы, связанные с внедрением и эксплуатацией новой техники и технологий в ХХ в., а именно рост травматизма на производстве, текучесть кадров и т. д., так как научно-технический прогресс начал набирать обороты, и это требовало нового объединения наук при активном привлечении психологии, гигиены и многого другого.
Современная эргономика выступает как интегральная наука о трудовой деятельности, которая позволяет повысить трудовую эффективность путем оптимизации условий труда и всех процессов, с ним связанных. Под эффективностью труда в данном случае выступает не только высокая производительность труда, но и положительное влияние на личность рабочего, удовлетворенность своим трудом. Данные, полученные с помощью эргономики, используются при разработке рекомендаций в системе научной организации труда. Эргономика решает задачи оптимизации трудовой деятельности, способствует охране труда, обеспечивая его гигиену и безопасность труда. И если гигиена труда в эргономике организуется на основе требований физиологии и медицины, то эргономический аспект безопасности труда решается, главным образом, при непосредственном вмешательстве психологии.
Нужно отметить, что эргономика занимается не только усовершенствованием условий труда при существующей технике, но и разработкой рекомендаций по проектированию новой техники и новой организации труда с позиций требований этой науки. Исходя из психологических, гигиенических и прочих условий труда, она вырабатывает соответствующие требования к технике, в том числе и к техническим средствам безопасности труда.
Современная эргономика исследует не только усовершенствование условий труда при существующей технической оснащенности, но и разработку рекомендаций новой организации труда с позиций требований этой науки.
Условия труда
Изучение влияния условий труда началось в конце XIX в. и с тех пор является неотъемлемой частью трудового процесса. К. Маркс и Ф. Энгельс изучали положение рабочего класса в Англии и сделали выводы о зависимости эффективности труда от условий труда, бытовых условий работника, продолжительности рабочего дня и прочих. В настоящий момент законодательно закреплены основные моменты организации рабочего пространства работника, например, продолжительность рабочего дня, режимы отпусков, доплата за вредность производства, размер минимальной оплаты труда. Кроме того, существуют определенные нормы производственной деятельности, которые включают определенные размеры рабочего места, соблюдение гигиенических требований и комфортность рабочего места.
Условия труда во многом зависят от статуса работника, но не должны быть дискриминационными. От условий труда напрямую зависит эффективность производства, мотивация работника на достижение цели, стимуляция творческого подхода к рабочим обязанностям и комфортные психологические отношения в коллективе.
Рабочая поза
При оценке напряженности труда важную роль играет рабочая поза. Нормальной рабочей позой считается такая, при которой работнику не приходится наклоняться больше чем на 10–15 град. и он поддерживается минимальными мышечными напряжениями. Считается, что поза сидя более удобна и более функциональна, чем поза стоя, но на некоторых производствах необходима именно поза стоя, поскольку она дает больший простор движениям и позволяет более динамично реагировать на условия трудового процесса.
Также на рабочем месте при выполнении трудовых обязанностей напряженность можно рассматривать в трех аспектах, а именно как напряженность анализаторных функций, эмоциональную напряженность и интеллектуальную.
Рассмотрим все три типа напряженности поближе:
-
напряженность анализаторных функций. Обычно возникает при напряжении сигналов различной модальности, таких, как зрение, слух, обоняние, тактильная чувствительность. Эти сигналы можно разделить на несколько типов физической силы возникновения:
а) слабые – ниже оперативного порога;
б) оптимальные – в интервалах границ оперативного порога;
в) раздражающие – выше оперативного порога.Другой подход к оценке степени нагрузки на анализаторы состоит в том, что степень нагрузки сравнивают с категорией нормативных показателей.
Степень напряжения зрения можно характеризовать в зависимости от категории работ. Выделяют шесть разрядов зрительных работ в зависимости от размера объекта в поле зрения. Степень напряжения слуха оценить сложнее, так как она может быть определена по слышимости речи и по нормам допустимых уровней звука непосредственно для определенного рабочего места;
- эмоциональное напряжение. Эмоциональная напряженность на современных предприятиях является основным фактором определения успешности трудовой деятельности. Эмоциональную напряженность можно оценить по производственным критериям, которые возникают при неблагоприятных эмоциональных состояниях. К таким критериям можно отнести временные (работа по индивидуальному графику или работа в условиях острой нехватки времени) и мотивационные факторы (аварийные ситуации, ответственность за безопасность);
- интеллектуальное напряжение. Величину интеллектуальной напряженности нельзя разделить на категории. Можно определить степень интеллектуальной напряженности только по таким факторам, как работа, связанная с необходимостью разработки алгоритмов деятельности разной сложности; работа, связанная с принятием решений разного уровня; работа, связанная с необходимостью участия нестандартных, творческих компонентов деятельности.
Рабочее место
Можно дать несколько определений понятию «рабочее место». Рассмотрим несколько из них.
Под рабочим местом понимается зона, которая оснащена всеми необходимыми для работы техническими предметами и средствами, которые необходимы тому или иному работнику для выполнения своих трудовых обязанностей.
Рабочее место – часть рабочего пространства, функционально организованная для выполнения работником или коллективом производственной деятельности.
Требования к рабочему месту:
- наличие достаточного рабочего пространства для осуществления трудовой деятельности;
- наличие основного и вспомогательного производственного оборудования;
- обеспечение достаточных физических, зрительных и слуховых связей между сотрудниками производства;
- наличие удобных подходов к оборудованию;
- соблюдение техники безопасности (наличие средств защиты от опасных производственных факторов);
- проведение мероприятий, направленных на поддержание тонуса работника;
- соответствие нормам рабочей среды (допустимый уровень шума, загрязнения воздушной среды, температурного режима и прочие).
Различают рабочее место управленческого персонала, управленцев среднего звена и основных работников. Организация рабочего места зависит от условий труда, организации труда и производства на предприятии, статусных характеристик работника. Рабочее место должно соответствовать психологическому типу работника, способствовать наиболее эффективному его функционированию, сохранению его здоровья и совершенствованию личности работника, в связи с чем должны учитываться рекомендации психологической службы предприятия, личностные характеристики работника, факторы сохранения здоровья и рекомендации по гигиене труда, требования этики и эстетики организации.
Разделы эргономики
Эргономика изучает действия человека в процессе работы, скорость освоения им новой техники, затраты его энергии, производительность и интенсивность при конкретных видах деятельности. Современная эргономика подразделяется на микроэргономику, мидиэргономику и макроэргономику.
- Ми́кроэргономика (иногда её неверно упоминают как миниэргономику) занимается исследованием и проектированием систем «человек — машина». В частности, проектирование интерфейсов программных продуктов находится в ведении микроэргономики.
- Ми́диэргономика занимается изучением и проектированием систем «человек — коллектив», «коллектив — организация», «коллектив — машина», «человек — сеть». Именно мидиэргономика исследует производственные взаимодействия на уровне рабочих мест и производственных задач. К ведению мидиэргономики, в частности, относится проектирование структуры организации и помещений; планирование и установление расписания работ; гигиена и безопасность труда.
- Ма́кроэргономика исследует и проектирует систему в целом, учитывая все факторы: технические, социальные, организационные; как внешние к системе, так и внутренние. Целью макроэргономики является гармоничная, согласованная, надежная работа всей системы и всех элементов системы.
Виды совместимости среды «человек-машина»
- Антропометрическая совместимость — учёт размеров тела человека (антропометрии), возможности обзора внешнего пространства, положения оператора при работе.
- Сенсомоторная совместимость — учёт скорости моторных операций человека и его сенсорных реакцийна различные виды раздражителей.
- Энергетическая совместимость — учёт силовых возможностей человека при определении усилий, прилагаемых к органам управления.
- Психофизиологическая совместимость — учёт реакции человека на цвет, цветовую гамму, частотный диапазон подаваемых сигналов, форму и другие эстетические параметры машины.
Значение прикладной физической культуры в современном мире
Укрепление здоровья
В современном мире, где наш образ жизни становится все более сидячим и малоподвижным, прикладная физическая культура играет важную роль в укреплении здоровья. Тренировки в спортзалах, бег, плавание, йога и другие виды физической активности помогают сохранить тонус мышц, укрепить сердечно-сосудистую систему и улучшить общее самочувствие.
Психологический эффект
Важную роль прикладная физическая культура играет не только в физическом здоровье, но и в психическом. Тренировки помогают снять стресс, улучшить настроение и повысить самооценку. Некоторые виды спорта также помогают развить характер, дисциплину и выносливость, что может быть полезно в жизненных ситуациях.
Социальный аспект
Прикладная физическая культура также является важным аспектом в социальной жизни. Спортивные мероприятия собирают людей разных возрастов и социальных статусов, спортивные команды объединяют людей в командном духе
Как правило, здоровый образ жизни и занятия спортом привлекают любопытство и внимание, что может привести к знакомству с новыми людьми и расширению социальных связей
Экономический эффект
Прикладная физическая культура также является важным аспектом в экономическом плане. В здоровом обществе меньше затрат на медицинское обслуживание, а увеличение производительности и уменьшение числа болезненных дней на работе может привести к экономическому росту. Кроме того, спортивные мероприятия могут привлекать туристов и спонсоров, что может способствовать развитию экономики в регионе.
Заключение
Таким образом, прикладная физическая культура играет важную роль в современном мире. Она способствует укреплению здоровья, имеет психологический и социальный эффекты, а также является важным аспектом в экономическом плане.
Потребность в профессионально прикладной физической подготовке
Известно, что эффективность многих видов профессиональной деятельности в значительной степени зависит, в том числе, от специальной физической подготовленности, приобретенной ранее с помощью систематических физических упражнений, адекватной в определенном отношении требованиям к функциональным возможностям организма профессиональной деятельностью и. его условия. Эта зависимость получает научное объяснение в свете углубляющихся представлений о закономерностях взаимодействия различных сторон физического и общего развития человека в процессе жизни (в частности, о закономерностях взаимного влияния эффектов адаптации в процессе жизни). хронической адаптации к определенным видам деятельности, переносу обучения, взаимодействию двигательных навыков и навыков, приобретенных и улучшенных в процессе обучения и освоения профессии). Опыт практического использования этих закономерностей привел в свое время к формированию особой разновидности физического воспитания — профессионально-прикладной физической культуры (далее сокращенно ПАПП).
Начало его формирования как профильного направления и вида физического воспитания применительно к потребностям социалистического производства в нашей стране относится к 30-м годам. Значительную роль в этом сыграл Указ Президиума ЦИК СССР от 1 апреля 1930 г., предусматривавший серьезные государственные и социальные меры по внедрению физической культуры в систему рационализации труда и подготовки профессиональных кадров. не только в утилитарных целях, но и для того, чтобы способствовать полноценному развитию. и укрепление здоровья рабочих.
По мере накопления положительного практического опыта и данных исследований в соответствующих областях сформировалась целая профильная отрасль физической культуры — профессионально-прикладная физическая культура, педагогически направленный процесс использования ее факторов занял важное место в системе общего образования. молодого поколения. и профессиональные кадры (в виде PPFP). В настоящее время ППНП в нашей стране осуществляется в первую очередь как один из разделов обязательного курса физического воспитания в профессиональных школах, средних специальных и высших учебных заведениях, а также в системе научной организации труда в период основная, профессиональная деятельность работников, когда это необходимо по характеру и условиям труда. . Необходимость дальнейшего совершенствования и внедрения СФП в системе образования и сфере профессионального труда в основном определяется следующими причинами и обстоятельствами:
Необходимость дальнейшего совершенствования и внедрения СФП в системе образования и сфере профессионального труда в основном определяется следующими причинами и обстоятельствами:
- время, затрачиваемое на освоение современных практических профессий, и достижение в них профессионального мастерства продолжают зависеть от уровня функциональных возможностей организма, имеющих естественную основу, от степени развития физических возможностей человека. индивидуальность, разнообразие и совершенство приобретенного им мотора. умения и способности.
- производительность довольно многих видов профессионального труда, несмотря на прогрессирующее снижение доли валовых мускульных усилий в современном материальном производстве, прямо или косвенно продолжает определяться физическими возможностями исполнителей трудовых операций, а не только в в сфере преимущественно физического труда, но и в ряде видов трудовой деятельности смешанного (интеллектуально-моторного) характера, как, например, наладчики станков, монтажники, строители и т. д.; в целом нормальное физическое состояние, без которого невозможно представить себе здоровье и эффективное функционирование, остается важнейшей предпосылкой стабильно высокой плодотворности любой профессиональной деятельности;
- проблема предотвращения вероятного негативного воздействия отдельных видов профессионального труда и его условий на физическое состояние работников сохраняется; хотя эта проблема решается многими средствами оптимизации содержания и условий труда, включая социальные, научные, технические и гигиенические, факторы профессионально-прикладной физической культуры, в том числе ПППН, призваны играть важную роль среди них;
- перспективные тенденции в общем социальном и научно-техническом прогрессе не освобождают человека от необходимости постоянно совершенствовать свои деятельностные способности, а их развитие в силу естественных причин неотделимо от физического совершенствования личности.
Литература
- Шульц Д., Шульц С. Психология и работа
- Раздорожный А. А. Охрана труда и производственная безопасность: Учебно-методическое пособие — Москва: Изд-во «Экзамен», 2005. — 512 с. (Серия «Документы и комментарии»)
- Федорович Г. В. Рациональная эпидемиология профессиональных заболеваний. — Saarbrucken, Deutschland: Palmarium Academic Publishing, 2014. — 343 с. — ISBN 9783639827224.
- В. М. Мунипов, В. П. Зинченко. Эргономика. — Логос, 2001. — С. 356. — ISBN 5-94010-043-0.
- Анатолій Анатолійович Федоров. Правова охорона дизайнерських рішень в Україні: монографія. — Одесса: Бахва, 2015. — 172 с. — ISBN 978-966-8783-60-9.
Заключение
Эргономика, исследуя
взаимоотношения компонентов системы человек-машина, служит не только повышению
производительности, надежности и экономичности техники, но и способствует
достижению необходимых социальных результатов — сохранению здоровья людей и
развитию личности в процессе труда, повышению содержательности, эффективности и
качества человеческой деятельности всюду, где человеку приходится вступать в
контакт с техникой. Иначе говоря, эргономика играет важную и все возрастающую
роль в обеспечении безопасности труда путем создания удобной и надежной в
эксплуатации техники.
Как уже было сказано выше,
эргономика не только испытывает на себе влияние связанных с ней наук, но и сама
уже начала оказывать на них влияние в области теории, методов и практики. Наиболее
отчетливо влияние эргономики на те разделы смежных наук, которые относятся к
трудовой деятельности человека и главным образом к их прикладным аспектам. В
этом смысле эргономике родственна научная организация труда, реализующая в
действующем производстве эргономические требования.
Рациональное сочетание
возможностей человека и характеристик машины и соответствующее распределение
функций внутри системы существенно повышают ее эффективность и обусловливают
оптимальное использование человеком технических средств в соответствии с их
назначением. Применение данных эргономики и выполнение стоящих перед
исследователем задач в процессе проектирования, создания и эксплуатации
различного рода технических систем и машин способствуют достижению высокой
эффективности производства и созданию безопасных условий деятельности человека.
Эргономические исследования и
внедрение их результатов в различные области промышленного производства,
строительства, транспорта, энергетики, сельского хозяйства позволяют добиваться
ощутимого социально-экономического эффекта, приводят к существенному повышению
производительности труда и улучшению качества промышленной продукции при
относительно небольших затратах. При этом учет человеческого фактора
превращается из разового ресурса в постоянный и весомый резерв увеличения
эффективности общественного производства.