Особенности памяти как познавательного психического процесса

Психические эмоциональные процессы

Рассмотрим каждый процесс отдельно.

1

Чувства

Чувство – это эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к абстрактным или реальным объектам. Чувства проявляются у людей по-разному, потому что на них влияет собственный набор индивидуальных черт и личностных качеств. Необходимы для общения, дружбы и понимания других людей.

Свойства чувств:

2

Эмоции

Эмоции отражают субъективное оценочное отношение к предметам, явлениям, ситуациям и людям. При помощи воли человек может вызвать любую эмоцию, которую сочтет нужной.

Свойства эмоций полностью совпадают со свойствами чувств.

3

Стресс

Стресс – это совокупность адаптационных реакций психики на стрессоры.

Существует положительный (эустресс) и отрицательный (дистресс) стресс. Разница в интенсивности: чем больше его в психике, тем хуже.

4

Аффекты

Аффекты – это эмоциональные процессы взрывного характера. Во многих случаях считаются негативным проявлением психики, но в угрожающей ситуации могут спасти жизнь.

Забывание

При запоминании появляется относительно лишняя информация, которая мешает организовать сознание для новых задач и процессов. Это противоречит принципу «свежести» сознания и стабильности восприятия. Если способность к воспроизведению или опознанию ранее воспринятого объекта утеряна, имеем дело с забыванием — заключительным циклом в работе памяти

Мы забываем не имеющие важности фрагменты информации. Так обеспечивается сохранение памяти в плане того, что относится к предметам первой необходимости или даже жизненно важным функциям

Но не всегда забывание — благополучный и нужный сознанию процесс. Частичное забывание характеризуется невозможностью достаточного воспроизведения или наличие в нём ошибок. Полное забывание исключает любую возможность воспроизведения. Также к забыванию относятся временные характеристики: долговременное (длительное) или кратковременное. Естественным образом сознание отфильтровывает полученную информацию из-за низкого качества произошедшего процесса запоминания или незначительности воспринятых фактов. Деловые люди считают обязательным записывать планы в ежедневник, чтобы облегчить процессы воспроизведения.

При засыпании и самом сне сознание не настроено на обязательное запоминание. Во время сна, что является отдыхом организма по сути, происходит забывание неблагоприятных факторов, стирание негатива из памяти.

Но не забудем и о патологическом расстройстве памяти, сопровождающееся забыванием

Важно делать профилактику стресса, соблюдать режим и хорошо высыпаться. Не последнюю роль играет питание, исключение вредных веществ, например, злоупотребления кофе и чаем

Электронное приложение к учебнику

 Презентация «Информационные процессы» (Open Document Format)

Ссылки на ресурсы ЕК ЦОР

  • анимация «Виды информационных процессов» (N 118499)http://school-collection.edu.ru/catalog/res/4ece9b5e-99ef-4ea9-b216-cf078f8222d7/?
  • анимация «Информационные процессы для человека и компьютера» (N 134831)http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0cdb4e76-e6ce-431e-9da0-fa403ec0fc6e/?
  • анимация «Создание информации» (N 135069)http://school-collection.edu.ru/catalog/res/be204e46-19fe-41e2-9b64-58d2c0fd2ab8/?
  • анимация «Обработка информации» (N 119294)http://school-collection.edu.ru/catalog/res/fdad302d-d571-495b-92c7-5cdc1449e981/?
  • анимация «Хранение информации. Память» (N 135156)http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f94504de-9f7f-4c2c-8ae2-2155adee914c/?
  • анимация «Информация и ее носитель» (N 134874)http://school-collection.edu.ru/catalog/res/5d9a3e71-9364-4549-9547-6c2606387971/?
  • анимация «Документы» (N 134981)http://school-collection.edu.ru/catalog/res/4988fcaa-5067-44a9-bf95-61faf0e2905a/?
  • анимация «История средств хранения информации» (N 125863)http://school-collection.edu.ru/catalog/res/88de9ada-a007-4be7-8092-b4bc020f7537/?
  • анимация «Потеря информации» (N 135081)http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c224521b-3d0c-406b-936f-f6841509bc3a/?
  • анимация «Источник и приемник информации» (N 135155)http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f530aee3-c82c-407c-b91d-d4c6637a3fb5/?
  • анимация «Помехи при передаче информации» (N 134850)http://school-collection.edu.ru/catalog/res/1ebf66d3-4675-46dc-ada4-47355808e0f4/?
  • анимация «Информация в человеческом обществе – новостная информация» (N 134836)http://school-collection.edu.ru/catalog/res/03bd07dd-489d-4335-94ea-a64de2180a81/?
  • анимация «Информация в человеческом обществе» (N 135083)http://school-collection.edu.ru/catalog/res/cc259f95-3f15-4a53-bb6c-375d0fc47b0f/?
  • анимация «Информация в технике» (N 134950)http://school-collection.edu.ru/catalog/res/264f3af1-0131-4655-a7af-f8da4e358a1d/?
  • анимация «Информация в живой природе» (N 134839)http://school-collection.edu.ru/catalog/res/039929c8-d256-4640-8909-f4c8c71e1130/?
  • анимация «Информация в неживой природе» (N 135142)http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f04fd5d4-4fee-41e6-bcfc-c798c3b73ddb/?
  • тест по темам «Источник и приемник информации», «Информация и ее носитель» – «Система тестов и заданий N8» (N 134927)http://school-collection.edu.ru/catalog/res/40e5b556-ea63-4b27-9bc1-6aaba724c9a2/?

ЗАПОМИНАНИЕ И ЗАБЫВАНИЕ.

Запоминание — обобщенное название процессов, обеспечивающих удержание материала в памяти. Различаются два вида запоминания: произвольное и непроизвольное.

Запоминание — важнейшее условие последующего восстановления приобретенных знаний. Успешность запоминания определяется в первую очередь возможностью включения нового материала в систему осмысленных связей. Именно в зависимости от места процесса запоминания в структуре деятельности и различаются указанные выше виды.

1. Рассмотрим непроизвольное запоминание.

В случае непроизвольного запоминания человек не ставит перед собой задачу запомнить тот или иной материал. Связанные с памятью процессы выполняют здесь операции, обслуживающие другие действия. В результате запоминание носит относительно непосредственный характер и осуществляется без специальных волевых усилий, предварительного отбора материала и сознательного применения каких-либо мнемических приемов. Вместе с тем зависимость запоминания от цели и мотивов деятельности сохраняется и в этом случае.

Как показали исследования психологов П.И.Зинченко и А.А.Смирнова, непроизвольное запоминание оказывается значительно более успешным, когда запоминаемый материал входит в содержание и определяется целями выполняемого действия. Важную роль играет и специфика решаемой задачи. Ориентировка на смысловые связи ведет к более глубокой обработке материала и более продолжительному непроизвольному запоминанию.

2. рассмотрим произвольное запоминание.

Произвольное запоминание является специальным действием, конкретная задача которого — запомнить точно на максимально продолжительный срок с целью последующего воспроизведения или просто узнавания. Она определяет выбор способов и средств восприятия и тем самым влияет на результаты запоминания

Важное условие успешности произвольного запоминания — установка на продолжительность сохранения в памяти того, что должно быть усвоено и сохранено. Так, экспериментально выяснилось, что если предложить испытуемым запомнить материал с тем, чтобы воспроизвести его на другой день, а другим испытуемым предложить тот же самый материал, но предупредить их, что понадобится отвечать по содержанию того, что подлежит усвоению, через месяц, различие на результативности запоминания будет весьма и весьма заметным. Итак, если провести проверку того, что осталось в памяти, не на другой день и не через месяц, а через две недели, то те испытуемые, которые собирались отвечать по заданному материалу на другой день, в несколько раз хуже воспроизведут его по сравнению с теми, кто собирался воспроизвести его через месяц

Установка на длительность запоминания оказала решающее значение в данных обстоятельствах. Типичным для этого вида запоминания является сложное опосредствованное строение

Итак, если провести проверку того, что осталось в памяти, не на другой день и не через месяц, а через две недели, то те испытуемые, которые собирались отвечать по заданному материалу на другой день, в несколько раз хуже воспроизведут его по сравнению с теми, кто собирался воспроизвести его через месяц. Установка на длительность запоминания оказала решающее значение в данных обстоятельствах. Типичным для этого вида запоминания является сложное опосредствованное строение.

В число обычно используемых способов произвольного запоминания входят:

  1. составление предварительного плана;
  2. выделение смысловых опорных пунктов;
  3. пространственная группировка материала;
  4. представление материала в форме наглядного зрительного образа;
  5. соотнесение его с уже имеющимися знаниями;

При прочих равных условиях произвольное запоминание продуктивнее непроизвольного. Оно обеспечивает большую сознательность усвоения новых знаний и управляемость этим процессом.

Важную роль среди механизмов запоминания играет повторение. Продлевая эффективную длительность воздействия информации, оно служит средством развития высших социализированных форм памяти, прежде всего именно произвольного запоминания. Вместе с тем исследования показывают, что повторение не является единственным условием, необходимым для долговременного запоминания. Жизненно важные материалы и сведения, несущие для индивида большую смысловую нагрузку, запоминаются «сами собой».

Выделение памяти из кучи

Динамическое выделение памяти в куче (heap) реализовано на уровне стандартных библиотек C/C++ (функция malloc() и оператор new соответственно). Для распределения памяти из кучи процесс должен сообщить ядру, какой размер виртуальной памяти должен быть отображён на физическую память. Для этого выделяется участок виртуальной памяти, расположенный между адресами start_brk и brk. Величина start_brk фиксирована, а brk может меняться в процессе выполнения программы. Brk (program break — обрыв программы) — граница в виртуальной памяти на которой заканчивается отображение в физическую память. В современном Linux за этой границей могут быть отображения файлов и кода ядра в память процесса, но в оригинальном Unix это был «край» памяти программы. Начальное значение brk — start_brk устанавливается в момент загрузки программы из файла вызовом execve() и указывает на участок после инициализированных (data) и неинициализированных (BSS) глобальных переменных.

Для того, чтобы изменить размер доступной физической памяти, необходимо изменить верхнюю границу области кучи.

Вызов устанавливает максимальный адрес виртуальной памяти, для которого в сегменте данных выделяется физическая память. Увеличение адреса равноценно запросу физической памяти, уменьшение — освобождению физической памяти.

Вызов позволяет узнать текущую границу сегмента памяти.

В Linux вызов brk() транслируется в вызов функции ядра do_mmap(), изменяющий размер анонимного файла, отображаемого в память.

Воспроизведение

Непроизвольное воспроизведение — ненамеренное, без цели вспомнить, когда образы всплывают сами собой, чаще всего по ассоциации.

Произвольное воспроизведе­ние — целенаправленный процесс восстановления в сознании прошлых мыслей, чувств, стремлений, действий.

Иногда произ­вольное воспроизведение происходит легко, иногда требует уси­лий. Сознательное воспроизведение, связанное с преодолением известных затруднений, требующее волевых усилий, называется припоминанием.

Качества памяти наиболее отчетливо обнаруживаются при воспроизведении. Оно является результатом и запоминания, и сохранения. Судить о запоминании и сохранении мы можем только по воспроизведению. Воспроизведение — не простое ме­ханическое повторение запечатленного. Происходит реконструк­ция, т. е. мыслительная переработка материала: изменяется план изложения, выделяется главное, вставляется дополнительный материал, известный из других источников.

Успешность воспроизведения зависит от умения восстановить связи, которые были образованы при запоминании, и от умения пользоваться планом при воспроизведении.

Физиологическая основа узнавания и воспроизведения — оживление следов прежних возбуждений в коре головного мозга. При узнавании оживляется след возбуждения, который был про­торен при запоминании. При воспроизведении оживление следа может происходить на основе ассоциации. Оживление следа возбуждения может происходить и при второсигнальных раздражи­телях: объяснение, слова учителя оживляют ранее образованные связи.

Для того чтобы произвольное воспроизведение было более успешным, следует научить школьников специальным способам воспроизведения: припоминанию смысловых ассоциаций, припо­минанию основных мыслей и т. д.

Общая психология. (Учеб. пособие для студен­тов пед. ин-тов). Под ред. В. В. Богословского и др. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1973. — 351 с. С. 202-206.

См.: Развитие памяти у дошкольников (Дипломная работа).

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://sc.edu.ru/catalog/res/f94504de-9f7f-4c2c-8ae2-2155adee914c/? — Карточка ресурса на портале Единой коллекции ЦОР
 

http://sc.edu.ru/catalog/res/5d9a3e71-9364-4549-9547-6c2606387971/? — Карточка ресурса на портале Единой коллекции ЦОР
 

http://sc.edu.ru/catalog/res/4988fcaa-5067-44a9-bf95-61faf0e2905a/? — Карточка ресурса на портале Единой коллекции ЦОР
 

http://sc.edu.ru/catalog/res/88de9ada-a007-4be7-8092-b4bc020f7537/? — Карточка ресурса на портале Единой коллекции ЦОР
 

http://sc.edu.ru/catalog/res/c224521b-3d0c-406b-936f-f6841509bc3a/? — Карточка ресурса на портале Единой коллекции ЦОР
 

http://sc.edu.ru/catalog/res/f530aee3-c82c-407c-b91d-d4c6637a3fb5/? — Карточка ресурса на портале Единой коллекции ЦОР
 

http://sc.edu.ru/catalog/res/1ebf66d3-4675-46dc-ada4-47355808e0f4/? — Карточка ресурса на портале Единой коллекции ЦОР
 

http://sc.edu.ru/catalog/res/03bd07dd-489d-4335-94ea-a64de2180a81/? — Карточка ресурса на портале Единой коллекции ЦОР
 

http://sc.edu.ru/catalog/res/cc259f95-3f15-4a53-bb6c-375d0fc47b0f/? — Карточка ресурса на портале Единой коллекции ЦОР
 

http://sc.edu.ru/catalog/res/264f3af1-0131-4655-a7af-f8da4e358a1d/? — Карточка ресурса на портале Единой коллекции ЦОР
 

http://sc.edu.ru/catalog/res/039929c8-d256-4640-8909-f4c8c71e1130/? — Карточка ресурса на портале Единой коллекции ЦОР
 

http://sc.edu.ru/catalog/res/f04fd5d4-4fee-41e6-bcfc-c798c3b73ddb/? — Карточка ресурса на портале Единой коллекции ЦОР
 

http://sc.edu.ru/catalog/res/40e5b556-ea63-4b27-9bc1-6aaba724c9a2/? — Карточка ресурса на портале Единой коллекции ЦОР
 

Виды

Память классифицируется по нескольким признакам, которые описаны в таблице.

Признак

Память

Описание

По времени запоминания

Кратковременная

Длится всего 30 секунд, за которые способна удержать до 7 образов (предметы, слова, звуки)

Долговременная

Сохраняет жизненно важную информацию на всю жизнь. Кратковременная память, длящаяся более 30 секунд, преобразуется в долговременную память

По содержанию информации

Двигательная

Хранит информацию, полученную от рецепторов мышц. Необходима для воспроизведения повседневных (ходьба) и специфичных (танец, спорт) движений

Образная

Сохраняет образы разного характера (слуховые, звуковые, визуальные) как целостную картину. Помогает восстановить событие

Эмоциональная

Хранит информацию обо всех переживаниях

Словесно-логическая

Запоминает услышанную или прочитанную словесную информацию

По сенсорному восприятию

Слуховая

Запоминает звуковые образы через органы слуха (музыка, голоса, шум города)

Визуальная

Сохраняет информацию с помощью органов зрения (фильмы, картины, лица)

Моторная

Запоминает движения (письмо)

Вкусовая

Хранит информацию, полученную от вкусовых рецепторов (вкус торта, яблока, испорченных продуктов)

По наличию цели

Непроизвольная

Запоминает информацию несознательно (случайно услышанное слово)

Произвольная

Сознательно сохраняет информацию в процессе запоминания (обучение)

Рис. 2. Виды памяти.

Разные виды памяти взаимосвязаны между собой и не действуют «поодиночке». Зачастую каждое сознательное действие нуждается в памяти. Например, чтобы записать услышанную историю, нужно «подключить» моторную (действия пальцев при письме) и логическую (последовательность изложения) память.

Разделяемая память в System V IPC

В подсистеме межпроцессного взаимодействия System V IPC (System five interprocess communication — названо в по имени версии Unix, в которой эта подсистема появилась) для совместной работы с памятью используется резервирование физической памяти на уровне ядра. После резервирования процессы могут отображать зарезервированную память в своё виртуальное адресное пространство используя для идентификации зарезервированного участка идентификатор, генерируемый специальным образом.

Данное резервирование не привязано к какому-либо процессу и сохраняется даже тогда, когда ни один процесс эту физическую память не использует. Таким образом выделение памяти для совместного использования становится «дорогим» с точки зрения использованных ресурсов. Программа, резервирующая области памяти для совместного доступа и не освобождающая их, может либо исчерпать всю доступную память, либо занять максимально доступное в системе количество таких областей.

У областей совместно используемой памяти, как и других объектов System V IPC есть атрибуты «пользователь-владелец», «группа-владельца», «пользователь-создатель», «группа-создателя», а так же права на чтение и запись для владельца, группы-владельца и остальных, аналогичные файловым. Например: rw- r— —.

Пример вызовов для работы общей памятью:

Список всех зарезервированных областей памяти в системе можно просмотреть командой :

Исследование памяти

Научными исследованиями памяти занимался немецкий психолог Эббингауз. Используя метод эксперимента, он выделил рассмотренный выше ряд процессов, сопровождающих работу памяти. Всё, что происходит в нейронах мозга и коре, отображается в виде следа. Но прочность подобного отображения неодинакова. И это зависит от воли человека и происходит без усилия, самопроизвольно. Задача памяти — отделить главное от второстепенного, чтобы привести мышление в соответствии с потребностями и интересами. Невозможно запомнить всё. Но на помощь приходит избирательность сознания при непроизвольном запоминании. Значительную роль в этих процессах играет отношение к окружению, среде обитания и наоборот — обстановка воздействует на память и сознание. Преднамеренные усилия памяти связаны с поставленной целью и её выполнением в процессе деятельности. Так, для примера, при теоретическом обучении запоминание само представляет собой вид деятельности.

При непроизвольном забывании иногда существует необходимость укрепления памяти

Важно знать, по каким законам происходит забывание. В основе памяти лежит нейрофизиология. Перечисленные процессы сопровождаются механизмом возбуждения связей между нейронами и торможения

Раздражитель должен быть значимым, в то время, как процесс возбуждения в коре обеспечивает правильное запечатление

Перечисленные процессы сопровождаются механизмом возбуждения связей между нейронами и торможения. Раздражитель должен быть значимым, в то время, как процесс возбуждения в коре обеспечивает правильное запечатление.

Поговорим о генетической памяти, передающейся по наследству. Инстинкты в первую очередь занимаются жизнедеятельностью. Нервные центры распоряжаются питанием — пищевые, регулируют агрессию и защитные реакции. Эмоции тоже часто возникают самопроизвольно, благодаря инстинктам. Импульсивность помогает определить вредные факторы в кратчайшие мгновения. Опыт подсознания сохраняет полученные на протяжении жизни автоматические навыки. Чувства приобретают смысл при реализации речевых функций.

Все это составляет массивный объём информации долговременного характера

Важно организовать хранение, упорядочить методы этого хранения и способы извлечения. Например, долговременное сохранение информации в памяти можно назвать статическим, а для оперативных процессов применяются динамические способы. Наиболее надежно организовывается запоминание и исключается забывание, если усвоенный материал совпадает с текущей деятельностью, а не противоречит ей

Наиболее надежно организовывается запоминание и исключается забывание, если усвоенный материал совпадает с текущей деятельностью, а не противоречит ей.

Как укрепить функцию памяти

Психолог Г. Эббингауз проводил эксперименты на предмет зависимости запоминания от процесса мышления. При запоминании типа заучивания мышление не должно влиять. Следовательно, такие обстоятельства обеспечивают «чистую» память. Выведена диаграмма, согласно которой забывание бессвязных слов идёт сначала быстро, в течение первых часов. А 35% оставшихся впечатлений забываются на протяжении месяца

Вывод: для лучшего выучивания материала важно периодически повторять его

Эббингаузом также сформулирован «эффект края», когда при запоминании требуется в первую очередь усвоить начало и конец.

Классификация по характеру целей деятельности

По характеру целей деятельности память можно разделить на следующие виды:

Произвольная память. Такая память работает, когда перед индивидом поставлена цель запомнить конкретный материал.
Непроизвольная память. Такая память работает, когда нет специальной цели запомнить какую-либо информацию

Например, человек непроизвольно запоминает информацию, которая выступает в качестве предмета целенаправленной деятельности; все то, что связано с затруднениями, помехами в деятельности; незаконченные действия (они запоминаются легче, нежели оконченные); то, что имеет действительно важное значение, а также напрямую связано с интересами и эмоциями.

Можно отметить, что непроизвольное запоминание подчиняется законам ассоциативного связывания. Абсолютно все представления, которые содержатся в памяти, существуют не сами по себе, а группируются в конкретные совокупности.

Определение 2

Ассоциация – это появляющаяся в опыте индивида закономерная связь между двумя представлениями, и она выражается в том, что появление в сознании человека одного представления приводит к актуализации второго.

С давнего периода, когда жил Аристотель, выделяют такие виды ассоциаций – по смежности в пространстве и времени, по контрасту и по схожести.

Человек осуществляет произвольную и волевую регуляции процессов памяти. Данные виды памяти являются двумя последовательными стадиями развития памяти.

Также существует классификация памяти по использованным для запоминания средствам. Выделяются следующие виды:

  • Непосредственная натуральная память. Это память, которая является прямым механическим запоминанием неких явлений и событий; это самый простой и, можно сказать, примитивный вид памяти, который характерен для начальных стадий развития индивида как в филогенетическом, так и в онтогенетическом плане.
  • Внешне опосредованная память. Эта память характерна для уже более сложной ступени культурно-исторического развития индивида. Она представляет собой начальный шаг на пути к овладению и управлению уже натуральной памятью. Это некая попытка обеспечить собственное воспоминание определенного следа памяти благодаря стимулу, который выполняет функцию средства запоминания. В такой ситуации средства носят внешний, определенно материальный характер: это могут быть узелки на память, пометки в записной книжке, фотографии, сувениры и так далее. Именно из-за этих простых средств индивид совершенствует свою память, делает ее эффективнее.
  • Внутренне опосредованная память. Эта память является уже самой высшей формой памяти, это логическая память, где происходит переход от использования внешних средств запоминания к внутренним элементам опыта. Чтобы данный переход осуществился, непосредственно внутренние элементы обязаны достаточно сформироваться. В данном процессе формирования внутреннего человеческого опыта главенствующая роль отведена мышлению и речи.

Сложнейшую структуру памяти в психологии разделяют на несколько базисных мнемических процессов: запоминание, сохранение, воспроизведение, а также забывание.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Что такое процессы памяти

Память играет огромную роль в жизни человека. Без нее был бы невозможен процесс познания, планирования, общения и многие другие виды деятельности. В древности ее даже отождествляли с душой, поскольку она формирует личность человека.

Память — это одна из высших психических функций, обеспечивающих процесс сохранения и воспроизведения информации.

Большинство животных обладают кратковременной памятью. Согласно исследованиям зоопсихологов, самые лучшие способности к запоминанию проявляют морские львы, человекообразные обезьяны и слоны.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

На серьезном научном уровне память стала изучаться только со второй половины XIX века. Несмотря на большой накопленный исследовательский опыт в этом направлении, механизмы функционирования памяти не до конца изучены. Не существует единой общепринятой теории памяти, много вопросов остается по поводу нейрофизиологической основы процессов запоминания, воспроизведения и забывания информации.

Ученые полагают, что за процессы памяти в головном мозге в основном отвечают две зоны:

  1. Гиппокамп — служит вместилищем кратковременной памяти и отвечает за ее перевод в долгосрочную.
  2. Кора головного мозга — обеспечивает работу долговременной памяти.

Гиппокамп — часть обонятельного мозга, расположенная в височных отделах полушарий. Представляет собой парную структуру, связанную нервными волокнами.

Физиологической основой работы памяти является способность нейронов образовывать краткосрочные и долговременные нервные связи.

Значение памяти:

  1. Создает связь между прошлым, настоящим и будущим.
  2. Закладывает основу для функционирования мышления, речи и других психических процессов.
  3. Позволяет использовать накопленную информацию для осуществления различных видов деятельности.
  4. Является определяющей в процессе познания.
  5. Формирует личность человека.

Примечание 1

Без наличия долговременной памяти человек ограничивался бы врожденными реакциями на раздражители и по уровню развития мало бы отличался от животного.

При нарушении процессов памяти у человека нарушается поведение, а также могут возникнуть различные заболевания.

Пример 1

Например, при болезни Альцгеймера сначала нарушается работа краткосрочной, а затем долговременной памяти. Это приводит к сбоям в работе в речи, поведении, умению ориентироваться в окружающей обстановке.

Стек процесса

Вообще говоря, стеков в процессе может быть много и размещаться они могут в разных областях виртуальной памяти. Вот несколько примеров:

Cтек основной нити.

Он же стек процесса в однопоточном приложении. Начальный адрес выделяется ядром. Размер стека может быть изменён в командной строке до запуска программы командой или вызовом setrlimit

Стек обработчика сигналов

Стек обработчика сигналов может быть расположен в любой области памяти, доступной на чтение и запись. Альтернативный стек создаётся вызовом sigaltstack(new, old), которому передаются указатели на структуры, описывающие стек:

После создания альтернативного стека можно задавать обработчик сигнала, указав в параметрах функции sigaction() флаг SS_ONSTACK.

Стек нити

При создании новой нити для всегда создаётся новый стек. Функция инициализации нити pthread_attr_init(pthread_attr_t *attr) позволяет вручную задать базовый адрес стека нити и его размер через поля attr.stackaddr и attr.stacksize. В большинстве случаев рекомендуется предоставить выбор адреса и размера стека системе, задав attr.stackaddr=NULL; attr.stacksize=0;.

Области памяти

Вся виртуальная память процесса в Linux поделена на несколько областей (сегментов), различного назначения. Выделяются следующие области:

  • сегмент кода, содержащий инструкции процессора, который отображается на соответствующие области исполняемого файла. Традиционно обозначается как text.
  • сегмент инициализированных глобальных переменных, которые изначально загружаются из исполняемого файла. Обозначаются как data.
  • сегмент неинициализированных глобальных переменных, который изначально заполнен нулями. Традиционно обозначается BSS (Block Started by Symbol). Поскольку хранить в исполняемом файле нули не имеет смысла, то в нём хранится имя переменной (symbol) и её размер, а выделение памяти и инициализация нулями, происходит в момент запуска программы.
  • сегмент стека — Stack.
  • область кучи, для динамического выделения памяти функциями malloc(), new() и т.п. — Heap.
  • дополнительные сегменты кода, данных и BSS для каждой разделяемой между процессами библиотеки, такой как библиотека libc. Динамические библиотеки в Linux имеют суффикс в имени файла — .so, что означает shared object.
  • область для отображения в память файлов.
  • область для отображения разделяемой памяти (shared memory).
  • в современном Linux в отдельные области памяти vsyscall и vdso (virtual dynamic shared object) вынесен часто вызываемый код ядра, не требующий системных полномочий. В качестве примера такого обычно приводят вызов gettimeofday(). Вынесение кода в виртуальную память пространства помогает сэкономить время, расходуемое на изменение таблицы страниц во время системного вызова.

Каждая область памяти описывается структурой, которая хранит начало и конец области в виртуальном пространстве процесса, позицию в файле, если область является отображением файла в память, права доступа и флаги, описывающие свойства области.

Флаги, описывающие права доступа к страницам, входящих в область:

  • VM_READ — страницы памяти можно читать
  • VM_WRITE — в страницы памяти можно писать
  • VM_EXEC — можно выполнять код, хранящийся в страницах памяти
  • VM_SHARED — изменения страницы памяти будут видны всем процессами, которые совместно используют эту страницу. Если этот флаг не выставлен, то память считается «приватной» и, при первой записи в неё, процессу будет создана персональная копия страницы в физической память.

Просмотреть список областей процесса можно в файле /proc//maps

Пример вывода программой cat собственных областей памяти. Буква p в флагах доступа означает private. Если бы область использовалась совместно, то стояла бы буква s -shared.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: