Базовые обязанности помощника машиниста электропоезда
В обязанностях помощника машиниста нет романтики, но их выполнение является обязательным.
Перед отправлением состава, именно помощник машиниста электропоезда первым проводит тестирование электропоезда.
Работает помощник в непосредственной связке с машинистом и является его вторыми глазами. Когда машинист тормозит состав, именно помощник машиниста проверяет по манометру давление в тормозном цилиндре и именно он докладывает об этом по межкабинной связи машинисту электропоезда.
На должность помощника машиниста назначают специалиста, имеющего удостоверение на право управления локомотивом установленного образца. Профессионал должен в совершенстве владеть теорией о приеме, осмотре и отправлении составов, также о типах повреждений, о видах ремонтных работ, о правилах осмотра и сдачи тепловозов.
Обязанности помощника машиниста тепловоза
К современным локомотивам относятся тепловозы и электровозы. Вот что входит в обязанности помощника машиниста локомотива.
Помощник машиниста тепловоза осматривает ходовую часть, контролирует наличие топлива, воды и масла в системе, проверяет дизель-генераторную установку.
В начале поездки и во время остановок, проверяет сцепление составов, техническую исправность поезда, при неполадках осуществляет необходимый служебный ремонт.
Также перед началом пути, подручный машиниста тепловоза выбирает оптимальный маршрут и проверяет двигатель: сначала нагревает его до 35-40 градусов, затем, убедившись, что вблизи железнодорожных путей нет людей, смежные дороги пусты, начинает движение тепловоза. После поездки осматривает локомотив и готовит для сдачи в депо.
Осмотр механической части
При осмотре механической части проверяют состояние бандажей колесных пар остукиванием молотком и визуально на отсутствие ослабления, расслоения, раковин, ползунов и подрезов гребней;
1
Рессорное подвешивание, обратив внимание на наличие шплинтов, крепление стопорных планок и отсутствие сдвига листов рессор;. 2
Крепление буксовых поводков к раме и буксе и отсутствие трещин в их приливах, состояние автосцепки;
2. Крепление буксовых поводков к раме и буксе и отсутствие трещин в их приливах, состояние автосцепки;
3
Тормозную рычажную передачу, обратив внимание на толщину тормозных колодок, выход штоков тормозных цилиндров, наличие валиков, шайб и шплинтов;. 4
Крепление предохранительных скоб и поводков, регулировочных болтов и песочных труб, отсутствие течи масла из кожухов, зубчатой передачи и моторно-осевых подшипников, уплотнение смотровых люков тяговых двигателей
4. Крепление предохранительных скоб и поводков, регулировочных болтов и песочных труб, отсутствие течи масла из кожухов, зубчатой передачи и моторно-осевых подшипников, уплотнение смотровых люков тяговых двигателей.
После осмотра механической части продувают тормозную магистраль, проверяют наличие пломб на ЭПК, ящике дешифратора, скоростемере, локомотивном светофоре и устройстве рукоятки бдительности. Проверяют плотность тормозной, напорной магистрали и действие радиостанции. Обнаруженные в процессе осмотра неисправности устраняют принимающая и сдающая бригады.
Сфера применения профессии
Организации различных форм собственности сферы железнодорожного транспорта, структурные подразделения Дирекции тяги — филиала «Российских железных дорог».
-
Возможность получения образования
Профессиональное обучение по профессии «помощник машиниста электровоза» могут пройти лица, имеющие образование не ниже основного общего образования или среднего общего образования, в профессиональных образовательных организациях или в организациях, осуществляющих обучение, в т. ч. в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве.
-
Возможности трудоустройства
Трудоустройство в организации сферы железнодорожного транспорта, структурные подразделения Дирекции тяги — филиала «Российских железных дорог».
Подробнее с вакансиями можно ознакомиться на сайте https://trudvsem.ru. -
Востребованность, перспективы развития професии и занятости
Профессия «помощник машиниста электровоза» имеет широкое распространение. На сегодняшний день это востребованная профессия, необходимая для обеспечения осуществляемого организациями железнодорожного транспорта непрерывного производственного процесса. В среднесрочной перспективе ожидается не только стабильный спрос, но и повышение требований к квалификации в связи с использованием новых технологий и реализацией Стратегии развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 г. Профессия перспективна: с приобретением опыта работы и повышением квалификации помощник машиниста электровоза может стать машинистом, машинистом-инструктором локомотивных бригад, дежурным по локомотивному депо, а при наличии высшего образования — заместителем начальника или начальником локомотивного депо.
Обязанности помощника машиниста
Помощник машиниста в это время проверяет исправность и дату проверки защитных средств, комплектность сигнальных принадлежностей. При достижении давления в главных резервуарах 8—9 кгс/см2 выключают все вспомогательные машины, главный выключатель и опускают токоприемник. Убедившись в том, что токоприемник опустился, блокируют пульт управления, ставят рукоятку крана машиниста в третье положение, а рукоятку крана усл. № 254 — в шестое положение, после чего машинист и помощник выходят в машинное помещение для осмотра оборудования. Не открывая штор и дверей высоковольтной камеры, машинист наружным осмотром через сетки ВВК проверяет положение сигнальных флажков РП1 — РП4, РЗ и реле 113, состояние блоков силовых аппаратов, силового трансформатора, аппаратов панелей № 1 — № 4
Особое внимание машинист обращает на состояние изоляторов трансформаторов, шунты контакторов, подводящих шин. Следит, чтобы не было следов подгаров и оплавлений.
Помощник машиниста в это время проверяет температуру и уровень масла в силовом трансформаторе, картерах компрессоров, состояние и дату проверки огнетушителей, концевых рукавов, наличие антиаварийной смазки, сверяет количество тормозных башмаков и инструмента с описью. Машинист, убедившись в остановке вспомогательных машин, открывает шторы высоковольтной камеры, снимает емкостные заряды и навешивает заземляющую штангу на высоковольтный ввод трансформатора. В высоковольтной камере продувает резервуар ГВ, для чего закрывает кран В7 и открывает кран С. После этого закрывает кран С и открывает кран В7. В момент наполнения воздухом резервуара ГВ проверяет включение автомата минимального давления (АМД) главного выключателя, осматривает контакторы ЭКГ без дугогашения и проверяет состояние узлов и аппаратов, по которым имеются записи в Журнале технического состояния электровоза.
Помощник машиниста проверяет уровень смазки в картере компрессора, который должен быть не ниже контрольной риски. При выходе из высоковольтной камеры проверяется напряжение аккумуляторной батареи, исправность работы вспомогательного компрессора путем его включения, правильность положения, рукояток кранов пневматической цепи и наличие песка в бункерах. Закончив проверку первой секции, машинист вместе с помощником машиниста аналогичным образом, но при открытых шторах высоковольтной камеры проверяют вторую секцию. После проверки обеих секций и устранения обнаруженных неисправностей высоковольтные камеры на обеих секциях закрываются и блокируются.
При заблокированных высоковольтных камерах проверяют работу обоих токоприемников на подъем и опускание. После включения главного выключателя проверяют работу расщепителей фаз и вспомогательных машин
После включения компрессоров обращают внимание на их производительность. В тех случаях, когда приемка электровоза на станционных путях совмещена с экипировкой, машинист проверяет состояние крышевого оборудования, обращая особое внимание на исправность полозов токоприемников, чистоту и целостность изоляторов, отсутствие подгаров на ножах разъединителя главного выключателя, крепление шин и шунтов.
При достижении давления в главных резервуарах 9 кгс/см2 машинист ставит рукоятку крана машиниста в первое, а затем в поездное положение. Проверяет работу ЭКГ, переключение реверсоров, включение линейных контакторов и действие песочниц. Помощник машиниста в это время проверяет ток зарядки аккумуляторных батарей, продувает главные резервуары, отстойники и грязесборники.
Сдача электровоза
При смене локомотивных бригад на станционных путях сдающая бригада готовит электровоз к сдаче, а при наличии неисправностей или ненормальной работе оборудования электровоза бригада устраняет их, о чем делает запись в «Журнале технического состояния электровоза». Сдающая бригада очищает от грязи и снега ходовые части, внутреннее оборудование электровоза и выполняет служебный ремонт согласно перечню, установленному службой локомотивного хозяйства. Если в процессе сдачи электровоза обнаруживаются какие-либо неисправности, то они должны быть устранены силами сдающей и принимающей бригад.
При постановке электровоза в депо или пункте оборота в резерв по неравномерности движения затормаживают электровоз ручным тормозом, выключают и блокируют все кнопки кнопочных выключателей в кабинах, выпускают воздух из тормозной системы, а разобщительные краны у крана машиниста перекрывают, закрывают разобщительный кран воздухораспределителя и выпускают воздух из запасного резервуара; перекрывают резервуар токоприемника, предварительно зарядив его до давления напорной магистрали; из резервуаров-сборников выпускают конденсат; выключают рубильники на распределительном щитке. При уходе с электровоза запирают входные двери, а ключи от дверей вместе с реверсивной рукояткой и ключами КУ передают дежурному по депо.
Задачи помощника машиниста во время движения
Наблюдение за пути и сигнализацией
Одной из основных задач помощника машиниста является наблюдение за состоянием пути и сигнализацией. Он следит за шпалами, рельсами, путевыми выключателями, сигнальными устройствами и иными элементами инфраструктуры железной дороги. Помощник машиниста сообщает машинисту обо всех выявленных нарушениях и неисправностях.
Например, помощник машиниста может обнаружить, что рельсы повреждены, и немедленно доложить об этом машинисту, чтобы он мог выработать соответствующую реакцию и предотвратить аварию.
Обслуживание и контроль оборудования
Во время движения, помощник машиниста также контролирует состояние оборудования поезда. Он следит за работой тормозной системы, сигнальных устройств, системы питания и других важных компонентов. Помощник машиниста должен уметь быстро обнаружить неисправности и принять соответствующие меры.
Например, помощник машиниста может обнаружить, что тормозная система не функционирует должным образом, и сообщить об этом машинисту, чтобы он принял меры к устранению проблемы и предотвратил возможное столкновение на пути.
Соблюдение правил и процедур
Помощник машиниста также отвечает за соблюдение всех правил и процедур, касающихся безопасности движения поезда. Он должен знать все требования и инструкции, связанные с безопасностью и эффективностью работы. Помощник машиниста помогает машинисту соблюдать ограничения скорости, сигналы и другие правила движения.
Например, помощник машиниста может напомнить машинисту о необходимости соблюдения ограничений скорости при приближении к определенному участку пути, чтобы предотвратить возможную аварию или нарушение правил безопасности.