Дидактика как теория образования и обучения

Дидактика как теория образования и обучения

Разделы дидактической науки

Дидактика как наука включает в себя семь следующих разделов:

  • Раздел с информацией о содержании образования и обучения. Имеются в виду программы и планы.
  • В этом разделе процесс обучения рассматривается в рамках педагогики и психологии сточки зрения тех или иных дидактических систем.
  • Здесь описываются законы, принципы и закономерности, действующие в образовательном процессе.
  • Раздел, посвященный методам и средствам обучения.
  • Тут говорится о формах организации и осуществления процесса обучения.
  • Раздел номер шесть – о том, с помощью каких методов осуществляется управление результатами обучения.
  • Завершающий раздел самый молодой в дидактике. Он посвящен технологиям и системам обучения, рассматривает традиционные и самые новые методики, применяемые в образовательном процессе.

Ассоциативно-рефлекторная теория обучения

Развитие психологических теорий обучения η зарубежной и отечественной психологии традиционно занимает большое место (Э. Торндайк, Б. Скиннер, Ж. Пиаже, Л. Выготский, П. Гальперин, Д. Эльконин, В. Давыдов и др.) Ниже приводится краткое описание некоторых теорий обучения.

Психологической основой этой теории являются основные закономерности условно-рефлекторной деятельности коры головного мозга человека, которые нашли наиболее полное освещение в работах известных русских ученых Ивана Михайловича Сеченова (1829-1905) и Ивана Петровича Павлова (1849-1936). Согласно этой теории, процесс обучения представляет собой совокупность стимулов (предполагаемых педагогических воздействий) и реакций (познавательных действий учащихся), поэтому приобретение знаний, формирование навыков, умений и личностных качеств есть не что иное, как процесс образования в сознании человека различных систем ассоциаций, различающихся по степени сложности. Эти положения лежат в основе ассоциативно-рефлексивной концепции обучения, которая предполагает определенную логику (структуру, этапы) познавательного процесса: Восприятие учебного материала и осознание познавательных задач; осмысление изучаемого материала, доведенное до понимания его внутренних связей и отношений; запоминание учебного материала; применение закрепленных знаний на практике.

Большинство бихевиористских теорий обучения (Э. Торндайк, К. Халл, Э. Газри, Б. Ф. Скиннер), возникших в рамках бихевиоризма (поведения), основаны на принципе связи между стимулами (S) и ответами (R). Эти теории включают знаменитую теорию проб и ошибок Э. Торндайка или теорию отбора и сцепления. На основе экспериментального изучения поведения животных он сформулировал основные законы обучения.

  1. закон практики: реакция на стимул определяется количеством повторений, силой и продолжительностью стимула, т.е. чем чаще повторяется действие, тем сильнее оно подкрепляется.
  2. закон эффекта подкрепления: путем повторяющихся проб и ошибок животное (Торндайк проводил эксперименты на кошках) случайно находит один из имеющихся у него ответов, который соответствует стимулу — стимулу. Такое совпадение вызывает удовлетворение, которое подкрепляет данную реакцию и связывает ее со стимулом. При повторном воздействии аналогичного стимула реакция повторяется.
  3. закон готовности: реакция животного зависит от его готовности к определенному действию (как утверждал Торндайк, «только голодная кошка будет искать еду»).

Эти концептуальные аспекты легли в основу знаменитой теории трансфертного обучения Э. Торндайка. Суть его заключается в том, что степень обучения при переносе между схожей и незнакомой ситуацией определяется количеством общих элементов в этих двух ситуациях. Согласно Торндайку, старые связи, приобретенные в предыдущих ситуациях, уже не так сильны, как в новой ситуации. В целом, несмотря на значительный вклад в теорию обучения, Торндайк и его последователи не смогли преодолеть ограничения, связанные с недооценкой мыслительных процессов, принципа инсайта и преувеличения постепенного, инкрементального обучения.

Основные дидактические концепции

Понятие дидактической энциклопедии. Сторонники этого направления (Я. А. Коменский, Дж. Мильтон, И. Б. Базедов) считали, что основная цель образования — передать студентам чрезвычайно большой объем научных знаний и жизненного опыта. Энциклопедист считает, что содержание и глубина понимания определенного фрагмента действительности, события, явления или процесса прямо пропорциональны объему изученного учебного материала. В этом случае содержание образования перегружено информацией, на ученика обрушивается лавина. Для полного усвоения содержания обучения необходим поиск интенсивных методов со стороны учителя и большая самостоятельная работа учащихся.     

Понятие дидактического формализма. Для этого направления характерна переоценка субъективно-процессуальной стороны обучения. Его сторонники (Э. Шмидт, А. А. Немейер, И. Песталоцци, А. Дистервег, И. В. Давид, А. Б. Добровольский) рассматривали обучение как средство развития способностей и познавательных интересов учащихся. Много познания не учит уму (Гераклит) — главный принцип сторонников дидактического формализма. По мнению И. Песталоцци, основная цель обучения должна заключаться в том, чтобы подчеркнуть правильность мышления учащихся, или формальное образование, научить думать, и ничего больше, а все остальное придет к ним по мере роста. (Добровольский). По мнению представителей этой школы, математика и классические языки (греческий и латинский) являются наиболее успешными в решении учебных задач. Поэтому в образовании человека им отдается предпочтение. Слабость этой концепции состоит в том, что невозможно обеспечить развитие интеллекта учащегося с помощью только инструментальных предметов, без использования других учебных дисциплин.         

Понятие дидактического прагматизма (утилитаризма). Представители этого направления (Дж. Дьюи, Г. Керштейнер) трактуют обучение как непрерывный процесс реконструкции жизненного опыта ученика. Чтобы овладеть социальным наследием, человеку необходимо освоить все виды деятельности, известные современной цивилизации. Поэтому приоритет отдается не чтению отдельных предметов, а формированию новых отношений и типов поведения посредством практических занятий, посредством погружения ученика в разные виды деятельности. В соответствии с этим процесс обучения был адаптирован к субъективным и прагматическим потребностям студентов, предоставляя им полную свободу в выборе предметов. При таком подходе нарушается диалектическая связь между познанием и практической деятельностью как основа гармоничного развития человека в процессе обучения.      

Концепция функционального материализма. В основе концепции (В. Окон) лежит положение о неразрывной связи познания и деятельности. Поэтому в качестве основного критерия построения учебных дисциплин представители этого направления видят ряд ведущих идей, имеющих мировоззренческое значение. Например: идея эволюции в биологии, функциональные зависимости в математике, классовая борьба в истории. Слабость этой концепции заключается в том, что при проектировании содержания учебных предметов нельзя ограничиваться ведущими идеями.     

Парадигматическое (от греч. Paradigma — пример, образец) понятие обучения. Суть этой концепции (Г

Шайерл) состоит в том, что учебный материал должен быть представлен, во-первых, не систематически, а фокусно (без соблюдения исторической, логической последовательности), акцентируя внимание на типичных фактах и ​​событиях; во-вторых, представление содержания образцовым способом вместо непрерывного представления всего учебного материала. Целое познается путем скрупулезного и тщательного анализа отдельного факта, явления или события. Слабость этой концепции в том, что нарушается принцип систематичности изложения учебного материала. Поэтому такой подход неприемлем для предметов с линейной структурой материала, например математики.      

Концепция кибернетического обучения. Представители этого направления (С.И. Архангельский, Е.И

Машбиц) рассматривают обучение как процесс передачи и обработки информации. То есть роль учебной информации и механизмов ее усвоения делается абсолютной, а значит, и процесс усвоения знаний. При этом недооценивается важность логико-психологических и индивидуально-личностных характеристик субъектов образовательного процесса. Методологической основой этого направления является теория информации и систем, а также кибернетические закономерности передачи информации.     

Что такое навык в дидактике

Одной из значимых категорий дидактики является навык.

Навыки — элементы практической деятельности, которые проявляются в ходе выполнения определенных действий и доведены неоднократным повторением до безупречности.

Существует несколько видов навыков:

  1. Перцептивные. Автоматизированное отражение свойств и характеристик известного предмета органами чувств.
  2. Интеллектуальные. Автоматизированные приемы, направленные на решение какой-либо задачи.
  3. Двигательные. Автоматизированные способы влияния на объект при помощи движений, с целью его изменения.

На формирование навыков оказывают влияние следующие факторы:

  • мотивированность, наличие прогресса в усвоении;
  • степень развития ученика, его базовые знания и умения;
  • полное понимание сути действий, поэтапность перехода от уровня к следующему в процессе овладения навыками.

Знания, умения и навыки (ЗУН) являются основой обучения.

К базовым категориям дидактики также относят:

  • Учение — деятельность ученика, направленная на освоение знаний, навыков, формирование эмоциональных отношений.
  • Обучение — направленный процесс взаимодействия и совместной деятельности учителя и ученика, во время которой реализовывается образование, развитие и воспитание. Коммуникативный процесс, в ходе которого происходит усвоение знаний, наработка навыков и умений. Обучение подразделяется на преподавание и учение.
  • Преподавание — организованная деятельность педагога, которая направлена на достижение цели обучения, при этом обеспечивая информированность, осознание и применение знаний на практике.
  • Образование — процесс формирования культурного человека, итог обучения, комплекс накопленных знаний и умений, общей культуры.
  • Знания — данные, которыми можно оперировать и которые можно использовать. Информационные идеи человека, выражающие освоение им теории предмета. И. Н. Лернер выделял 3 этапа: познание и воспроизведение, применение на практике, использование в нестандартных ситуациях.
  • Умения — освоение способов и методов практического применения знаний. Выделяют 4 группы: общечеловеческие, общие учебные, поисково-информационные, организационные.
  • Содержание обучения — комплекс знаний, навыков, умений, способов и методов деятельности, мышления.
  • Формы, виды, средства и результаты обучения.

Что такое педагогика?

С древнегреческого языка термин «педагогика» переводится как искусство воспитания. В настоящее же время педагогика понимается как наука о воспитании и обучении человека.

Если же привести более точную формулировку, то можно сказать, что:

Педагогика – это социальная наука, изучающая организованную систематическую и целенаправленную деятельность по формированию личности человека; наука, изучающая содержание, формы и методы воспитания, обучения и образования, а также процесс передачи опыта ученику педагогом.

Становление педагогики как науки идёт вместе с развитием человечества, т.к. сама педагогическая мысль зародилась ещё в философии и теологии эпохи Древнего мира. Однако из системы философских знаний педагогика была вычленена только в начале XVII столетия Фрэнсисом Бэконом – английским философом. Позже её закрепили труды чешского педагога Яна Коменского. На данный момент времени педагогика представляет собой многоотраслевую науку, которая функционирует и развивается, взаимодействуя с другими науками.

Как и любое научное направление, педагогика имеет свой предмет, объект, методологию и задачи:

Предмет педагогики состоит в целостном педагогическом процессе направленного развития и формирования личности человека, обусловленного его воспитанием, обучением и образованием.

Методология педагогики является системой знаний о структуре и основаниях педагогической теории, способах поиска знаний и принципах педагогического подхода, которые отражают педагогическую действительность, а также системой деятельности по получению знаний и обоснованию способов, логики, программ и качества исследовательской деятельности.

Задачи педагогики как научного направления состоят в следующем:

  • Воспитание человека как процесса выработки в нём устойчивых поведенческих привычек, например, трудолюбия, порядочности, честности и т.д. Целью воспитания является не просто знание того, что такое, к примеру, честность, но именно привычка всегда быть честным. Представленную задачу можно назвать первостепенной
  • Определение комплекса природных способностей и их величины, а также взаимосвязанных с ними потребностей каждого отдельного человека, которые в наибольшей степени определяют его возможности к обучению в каком-либо направлении
  • Определение комплекса социальных потребностей к воспитанию и обучению и их величины в конкретном месте в конкретный момент времени
  • Формирование условий и реализация гармоничного удовлетворения социальных и личных потребностей в обучении и воспитании, учитывая потребности и способности, как учащегося, так и иерархии социальных групп

Очевидно, что педагогика является сложной и разносторонней наукой, и изучает довольно широкий спектр областей человеческой жизнедеятельности. Но в нашем курсе мы не станем затрагивать такие темы как воспитание или, например, самостоятельное обучение, т.к. для их изучения вы можете пройти отдельные тренинги на нашем сайте, а направим основные усилия на исследование именно обучения – передачу знаний от педагога к учащемуся.

Что такое дидактика

Педагогическая наука изучает воспитание и обучение в едином комплексе, как деятельность, ориентированную на социальную личность и приобщающую поколение к существованию в общественной среде. Для подробного исследования каждой из частей, педагогические дисциплины делят на теорию и методику воспитания и теорию обучения. 

Дисциплину, которая занимается исследованием теоретического уровня обучения, называют дидактикой.

Дидактика (от греческого didakitos ­­— «поучающий», didasko ­­— «изучающий») ­­— раздел педагогики, который раскрывает теоретические фундаментальные образовательные и обучающие основы. Он обнаруживает закономерности, принципы обучения, сущность образования, методику преподавания и контроля учебного процесса, характеристики всех образовательных дисциплин для всех возрастов.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Объект дидактики — процесс обучения.

Предмет ­­— исследование закономерностей учебного процесса, взаимоотношения между учебным материалом, учеником и учителем. 

Дидактика выполняет две функции, которые взаимосвязаны между собой:

  1. Теоретическая (прогностическая и диагностическая) — описание сути учебного процесса, его закономерностей.
  2. Практическая (инструментальная) — конструирование плана педагогической деятельности, на который ориентируется педагог-практик соответственно целям образования.

История развития

Ввел термин «дидактика» немецкий педагог Вольфган Ратке, обозначая им искусство обучения.

Среди задач дидактики Ритке выделял:

  • чему учить и как учить;
  • где, когда и кого учить;
  • с какой целью учить;
  • как обучать эффективно.

Современные исследователи добавляют следующие задачи:

  • общенаучное представление, пояснение обучающего процесса и способов его реализации;
  • модернизация процесса обучения, разработка и внедрение инновационных обучающих технологий.

В начале XIX века И. Ф. Гербарт перевел дидактику в статус теории обучения, которое воспитывает. Его считают основоположником классической дидактики. Педагог выделил четыре ступени в структуре процесса обучения:

  • изложение;
  • понимание;
  • обобщение;
  • применение.

В начале XX века в такой системе увидели недостатки: передача готовых знаний не способствовала развитию мышления ребенка.

Появились новые подходы.

Педоцентристская дидактика связана с именем английского педагога Д. Дьюи. Цель обучения он определил в развитии умственных способностей учеников. Процесс обучения следовало формировать, основываясь на потребностях, интересах и способностях ребенка. Однако частое применение такой методики приводит к потере систематичности, не дает глубоко освоить материал.

Современная дидактическая концепция заслуга таких педагогов, как П. Гальперин, Л. Занков, В. Давыдов, Дж. Брунер.

Основные дидактические теории

Теория ассоциативного обучения. Его методологические основы заложены Дж. Локком и Я. А. Коменский. Эта теория основана на следующих принципах:   

  • любое обучение основано на сенсорном познании: наглядные образцы важны, поскольку они обеспечивают продвижение сознания к обобщениям;
  • основной метод — упражнения.

Основная задача ассоциативного обучения — обогатить сознание ученика образами и представлениями.

Слабость ассоциативной теории в том, что ее средства не предусматривают формирование творческой активности, а также не закладывается способность к самостоятельному поиску новых знаний.

Теория постепенного формирования мыслительных действий в процессе обучения. Авторы этой теории (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина) установили, что способность управлять учебным процессом значительно повышается, если студенты проходят через взаимосвязанные этапы:  

  • предварительное ознакомление с акцией и условиями ее проведения;
  • формирование действия с развертыванием всех входящих в него операций;
  • формирование действий по внутренней речи;
  • переход действия в глубоко свернутые процессы мышления.

В рамках этой теории успешность обучения определяется созданием учителем и пониманием учеником ориентировочной основы новых действий и доскональным ознакомлением с самим порядком выполнения действий. По мнению экспертов, эта теория дает хорошие результаты, если обучение действительно начинается с материализованных действий. Поэтому он особенно эффективен при тренировке спортсменов, операторов, музыкантов и водителей. Однако обучение не всегда начинается с восприятия предмета, поэтому область применения этой теории также ограничена.   

Модель обучения менеджменту. Авторы этого направления (В.А. Якунин и др.) Рассматривают обучение с точки зрения менеджмента. С этих позиций процесс обучения осуществляется на основе соотнесения долгосрочных, средне- и краткосрочных целей (стратегических, тактических, оперативных задач). 

Расширяя процесс обучения, выделяются этапы его организации как процесса управления:    

  • формирование целей;
  • формирование информационной базы обучения;
  • прогнозирование;
  • принимать решение;
  • организация выступления;
  • коммуникация;
  • контроль и оценка результатов;
  • исправление.

Понятие дидактики

Современная дидактика, как правило, является «теоретическим стержнем» педагогической науки. Основными вопросами, всегда стоявшими перед педагогами, являются вопросы «чему учить» и «как учить».

В современных условиях, когда в каждом предметном направлении стремительно возрастает объем знания, растет и актуальность вопросов «что» и «как».

Именно дидактика призвана искать выход из этой парадоксальной ситуации.

Определение

Дидактическая наука — учение, теория обучения, характеризуется как наука о методах и способах целенаправленных процессов приобретения или обмена знаниями.

Важный момент в данном определении – указать на необходимость организации особых условий передачи знаний. Эти условия действуют в процессе функционирования системы обучения, элементы которой — семья, детский сад и школы, университеты и прочие институты обучения. Интересно отметить, что сложная и актуальная дидактическая проблематика, с одной стороны, и малая степень теоретической проработки и практичной реализации породила еще один бытовой и даже чем-то интригующий смысл понятия «дидактика».

В повседневной жизни определение дидактики в педагогике, подразумевает стремление людей к знаниям и грубой морализации. Отметим, что сам термин используется в двух родных значениях, как результат образовательного процесса, выражающий формирование системы знаний и умений у учащихся в различных областях предмета, а также, сам образовательный процесс, то есть деятельность по овладению этими знаниями, умениями и навыками. Принципы дидактики, определяют содержание, методологию, формы и методы дидактики.

Правильное применение принципов дидактической теории образования лежит в основе работы учителя при разработке плана урока, что стимулирует творческие способности учащихся, развивает их, а также позволяет добиться высокого результата на уроке. Дидактические правила в совокупности с задачами и методиками воспитания создают базы для профессионального грамотного и квалифицированного выполнения различных формализованных работ, таких как уроки, семинары, лабораторные и практические занятия и так далее. Практическая реализация принципов дидактики при расчете содержания раздела и формы учебной работы помогает определять методы, то есть, иначе говоря, способы, алгоритмы изложения учебных материалов. Развитие современного технического подхода к хранению и обработке данных позволяет реализовать такие методики, как программирование, проблемное обучение, индивидуальное компьютерное обучение, дистанционное обучение и т.д. Наконец, принципы дидактики определяют условия и плюсы использования различных средств обучения, в том числе таких как наглядное визуальное, звукотехническое, компьютерное и так далее.

Основные цели и задачи современной дидактики

Современная теория обучения ставит перед собой те же вопросы, которые стояли перед педагогической наукой всегда. Вопросы: «Что учить?» и «Как учить?» Современные теории обучения на основе данных психологического мышления, нейропсихологии, интеллектуального интеллекта, а также элементов памяти и обработки информации, то есть процессов формирования систем знания и процессов логичного вывода одного знания из другого неразрывно относятся друг к другу.

Знания и данные для любых предметных областей содержат элементы, единицы, а также правило перехода от одного элемента знаний к другому

Причем важно заметить, что правило перехода, либо, как иначе их называют, правило вывода, принципиально часто изменяется в соответствии со структурой элементов знания. Это означает, что структура основы знаний различных областей естественнонаучного, технического и технического образования, отличается друг друга

В 20–30-е годы ХХ века активно развивалась прагматическая педагогика, связанная с разработкой разных вариантов методики проектирования, цель которой заключалась в обучение, выполняя ряд постепенно упрощённых практических задач, относящихся к актуальным целям и задачам ребенка.

Теоретические точки зрения метода проектирования основываются на идеологии «обучения с помощью дела» Дьюи, его последователи делали попытки отразить недостатки данного направления, в том числе отсутствие систематизации, планирования, и постепенного углубления, и увеличения объема приобретаемого знания. Однако в определенной степени становление нынешней системы дополнительных образовательных учреждений с ее целью создать творческую среду для занятия детей в сфере их интересов является следствием развития прагматических методов педагогики, в частности метода проектирования. Результаты разработки этих методик во многом применяются и при разработке планов средней профессиональной подготовки, планов производственных практик. На сегодняшний день развитие педагогики имеет благоприятные перспективы из-за быстрого роста смежных наук и технологий. Это, прежде всего, касается области информационно-коммуникационных технологий, которые являются источником технического обслуживания, базой для осуществления идей, методов педагогических теорий и практик.

Благодаря новым информационным технологиям, направления дидактики приобрело новое звучание, которое связано с новыми педагогическими технологиями, включая методы и системы программирования, компьютеризированное индивидуальное обучение, дистанционное обучение, педагогическое сотрудничество.

Концепция дидактики

Педагогика – это наука, рассматривающая обучение и воспитание в качестве комплексного процесса, направленного на социализацию личности и поколения в целом, на их гармоничное слияние с общественной средой. С целью большей детализации исследований все дисциплины в педагогике разделяют на теорию и методику воспитания и теорию обучения.

Что такое дидактика? Происхождение слова греческое. Это производная от didakitos — «поучающий» и didasko — «изучающий». В педагогике дидактикой называют раздел, занимающийся основами теории воспитания и обучения. Здесь раскрывается сущность образования, законы, принципы и способы контроля процесса обучения, методики преподавания, особенности различные дисциплин для разных возрастных категорий.


Концепция дидактики

Объектом науки дидактики является процесс обучения. Как предмет она исследует закономерности, действующие в учебном процессе между преподавателем, учеником и учебными материалами.

Как этому научиться?

Педагогических знаний и навыков, как, впрочем, и любых других, у человека нет на момент его рождения. Любые данные и умения появляются у него по мере его взросления, вместе с опытом, который он получает в процессе жизни. Но, как вы, конечно же, знаете, у всех людей есть генетически обусловленные предрасположенности к чему-либо. Так, у некоторых имеется предрасположенность к продуктивному взаимодействию с окружающими и передаче им того, что они сами знают и умеют. Люди этой категории уже с малых лет и сами начинают максимально познавать окружающую их действительность, и помогают это делать другим. Впоследствии они выбирают для себя специальности, связанные с педагогикой, успешно обучаются и становятся преподавателями.

Однако и тех, у кого такой предрасположенности нет, со счетов сбрасывать ни в коем случае нельзя, просто для успеха в выбранной области им приходится предпринимать на порядок больше усилий и стараний

Важно просто понимать, что человек способен изучить и овладеть абсолютно всем, что его интересует, в том числе и знаниями и навыками в области педагогической науки. Можно, естественно, пойти в университет и даже получить второе или третье высшее образование, если первое не является соответствующим это сфере, а можно и самостоятельно изучить представленную область, для чего и создан наш курс

При изучении педагогики по нашему курсу (и вообще) важно учитывать два аспекта – теоретический и практический:

Теоретический аспект педагогики представляет собой тот теоретический материал, который, во-первых, преподаётся в учебных заведениях, а во-вторых, на котором основан и наш тренинг – теория является его основой, и учебный материал важно не только прочитать, но и хорошенько усвоить

Практические аспект педагогики включает в себя применение полученного теоретического материала в практической деятельности, т.е. в работе и жизни

Практика является залогом успеха в любом деле

В дополнение к грамотно составленной теоретической базе мы постарались максимально адаптировать материал к применению на практике

Важно лишь отметить, что разделы педагогики довольно сложно снабжать примерами и конкретными указаниями, по причине чего мы постарались преподнести теорию таким образом, чтобы уже из неё было понятно, что нужно делать, какие принципы и закономерности учитывать и какие методы и приёмы использовать в своей деятельности. Но, конечно же, в тренинге есть и примеры, и конкретные рекомендации и советы, дополняющие собой теоретическую часть

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

Cтатистика На весь экран

Общее понятие о дидактике

Компонентами целостного педагогического процесса являются, как уже говорилось выше, обучение и воспитание. Они происходят в единстве и в сочетании друг с другом. Однако каждый из этих компонентов имеет свои особенности, свою значимость, поэтому в педагогике довольно часто принято рассматривать их отдельно.

Центральное место в структуре педагогического процесса занимает процесс обучения, в ходе которого приобретаются знания, умения и навыки, формируются личностные качества, позволяющие человеку адаптироваться к внешним условиям и проявлять свою индивидуальность.

Теоретические основы организации процесса обучения, его закономерности, принципы, методы и т.д. изучает важнейшая отрасль педагогики — дидактика. Значительный вклад в развитие дидактики как науки внесли Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, И. Ф. Гербарт, Д. Дьюи, К. Д. Ушинский, Π. Ф. Каптерев, М. А. Данилов, Б. П. Есипов, Μ. Н. Скаткин, Л. В. Занков и другие ученые.

Термин «дидактика» происходит от греческих слов didaktikos — учитель и didasko — ученик. Впервые этот термин был введен в научный обиход немецким педагогом Вольфгангом Ратке (1571-1635) для описания искусства преподавания (в его лекции «Краткое изложение дидактики, или искусства преподавания по Ратихиусу»).

Великий чешский педагог Ян Амос Коменский в своей работе «Великая дидактика» описал эту науку как «универсальное искусство учить всему и всех», включив в ее структуру и образование. Немецкий педагог Й. Ф. Грбарт в начале ХХ века придал дидактике статус целостной теории формирующего образования.

С развитием педагогики дидактика все больше и больше сосредотачивалась на разработке проблем теории обучения. Проблемы образования не рассматриваются в дидактике самостоятельно, хотя без образования нет ни обучения, ни воспитания. Соответственно, дидактика — это педагогическая теория образования, научно обосновывающая его содержание, методы и формы организации.

Некоторые авторы придают этому термину более широкое значение.

Дидактика — это наука об обучении и воспитании, его целях, содержании, методах, средствах и формах организации.

В. И.И. Андреев считает, что даже это определение недостаточно полное, так как, во-первых, существует не одна, а несколько вполне обоснованных и эффективных теорий образования и обучения: развивающее, проблемно-ориентированное, модульное, дифференцированное, компьютерное и другие типы и виды обучения. Во-вторых, педагогика, особенно в последние годы, все более последовательно и основательно отстаивает идею о том, что дидактика не заканчивается теорией воспитания и обучения, а выходит на уровень технологии обучения. Поэтому автор считает, что более полным является следующее определение: дидактика — это наука об образовательных теориях и технологиях обучения.

Дидактика как наука имеет свой собственный предмет. Предмет дидактики — законы и принципы обучения, его цели, научные основы содержания образования, методы, формы и средства обучения.

Различают общую и специальную дидактику. Общая дидактика рассматривает процесс обучения вместе с факторами, которые его порождают, условиями, в которых он происходит, а также результатами, к которым он приводит. В нем изучаются закономерности, анализируются зависимости, определяющие ход и результаты процесса обучения, определяются методы, формы организации и средства достижения запланированных целей.

Частные дидакты изучают закономерности процесса обучения, содержание, формы и методы преподавания различных предметов. Частные дидакты называются учителями (предмета обучения).

Дидактика и частные методики обучения

Длительное время дидактика была единственным разделом педагогики, изучающим теорию и методы обучения. В дальнейшем исследователи выявили, что дидактика не может охватить все предметы в целом, в силу их специфики. Обучение физике отличается от обучения литературе. Вследствие этого стали образовываться отдельные педагогические дисциплины, которые получили название частных методик или частных дидактик.

Таким образом, сфера изучения дидактики — обоснование общих теоретических направлений обучения. Сфера изучения частных методик — организация обучения по определенным предметам, на основе идей и теорий дидактики.

Заключение

Существующую в мире систему образования многие называют поддерживающим обучением. Он основан на подготовке человека к решению повседневных проблем и предназначен в основном для поддержания существующей системы человеческого образа жизни и деятельности. 

Однако в мире сформировалась иная тенденция, связанная с переходом на другой тип образования — инновационный. Он имеет две характерные особенности. Первый — это обучение предвидению, то есть ориентации человека не столько на прошлый опыт и настоящее, сколько на далекое будущее. Такое обучение должно подготовить человека к использованию методов прогнозирования, моделирования и проектирования в жизни и профессиональной деятельности. Отсюда так важно развивать воображение, сосредотачиваясь на проблемах и трудностях, которые ждут человека в будущем, на альтернативных способах их решения. Вторая особенность инновационного образования — вовлечение студента в сотрудничество и участие в процессе принятия важных решений на разных уровнях (от локального и частного до глобального, с учетом развития мира, культуры и цивилизации).     

Известные дидактические теории накопили богатый практический опыт преподавания и раскрывают закономерности, принципы и методы его организации вплоть до описания образовательных технологий и характера взаимодействия преподавателя и учащихся.

Теория обучения — это высший уровень объяснения и раскрытия основных дидактических отношений обучение — обучение.

Дидактическая концепция может раскрыть специфику дидактического отношения обучение — обучение на уровне определенного подхода, научной идеи, принципа. Это концептуальный подход к организации обучения и построению новой дидактической системы. Поскольку основное дидактическое отношение обучение — обучение исследуется с позиций различных методологических основ, формируются различные дидактические теории, концепции и модели.  

Перед современной дидактикой остается множество нерешенных проблем. К ним относятся: методологические проблемы повышения эффективности дидактического исследования, концептуально-терминологическая система дидактики, проблемы дидактического прогнозирования, дальнейшее углубление и развитие теории содержания образования, критерии отбора содержания основного образования, методы и новые организационные формы обучения, определение способов дифференциации обучения, поиск эффективных способов улучшения образовательных, воспитательных и развивающих функций обучения и т. д. 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: