Краткое содержание васюткино озеро, астафьев читать или смотреть видео

Васюткино озеро — краткое содержание

Васютка – тринадцатилетний паренек, сын начальника рыбацкой бригады. В конце лета было много дождей, и бригада отца вынуждена спускаться все ниже и ниже по Енисею: рыба ушла на глубину. Скоро мальчика снова ждет школьная жизнь, но пока он помогает отцу, деду и развлекает рыбаков, собирая им кедровые шишки в тайге.

Мальчик ходит невдалеке от рыбацких избушек, замечая затеси на кедрах, зарубки, которые оставили люди, чтобы не заблудиться. Каждый день мать дает ему с собой хлеб, но Васютка неизменно приносит его домой. Он сердится: зачем ему краюшка, если он все равно далеко не уходит? Но таков старинный порядок: идешь в лес – бери еду, бери спички.

Однажды, собирая шишки, Васютка замечает глухаря. Никогда еще ему не удавалось подстрелить эту ценную птицу. Он стреляет по ней из своего легкого ружья, но только ранит, и глухарь уходит все глубже в лес. Возбужденный Васютка бежит за ним, а когда добывает птицу, понимает, что затесей на деревьях нет. Мальчик заблудился.

Спички, теплый ватник и подстреленный глухарь (хлеб Васютка не решается трогать, пока есть мясо) помогают ему скоротать первую ночь. Лежа на лапнике, мальчик борется со страхом. Взобравшись на высокое дерево утром, он видит, что до горизонта раскинулась хвойная тайга, а берегов Енисея, обрамленных лиственником, не видно. Васютка решает идти на север: через 100 км начнется тундра, где проще быть замеченным. Вечером второго дня мальчик выходит на берег озерца. Он видит стаю уток, но также обнаруживает необычную белую рыбу, которая водится только в проточной воде. Радость настигает его: будь в озере протока, она могла бы вывести к Енисею!

Усталость отвлекает его от мечтаний: протоки может и не быть, и, подстрелив трех уток, Васютка остается ночевать.

Туманным утром мальчик идет по берегу озера, оказывается, оно намного больше, чем он думал сначала. С удивлением Васютка замечает, что утка, которую он подстрелил и не достал из воды вчера, отнесена на другой край озера. Был туман и безветрие, значит, в озере есть течение. Взволнованный, Васютка обнаруживает желанную протоку, дело за главным: она не должна вести к другому озеру. Идя вдоль речки, мальчик выбивается из сил. Он съедает последний хлеб, спичек остается только четыре. Васютка ночует на берегу протоки.

На рассвете он слышит пароходный свисток вдали. Мальчик бежит из последних сил, и оказывается в устье протоки:

Мальчик видит пассажирский пароход, но тот проходит мимо. Затем, уже в темноте раздается звук мотора – это идет рыболовецкий бот

В отчаянье он подбрасывает дров в костер и зовет на помощь: пламя и крики привлекают внимание людей, и они забирают Васютку. Оказывается, это артель старшины-украинца, дяди Коляды

Мальчик узнает, что он ушел за 60 км от рыбацкой избушки его отца. Коляда разворачивает бот и отвозит Васютку к родным. Утром пятого дня мальчик возвращается к семье, все счастливы, дед обещает подарить внуку новое крепкое ружье. Васютка рассказывает мужчинам о богатом рыбном озере, и оно вызывает интерес рыбаков. Мальчик отводит их к «своему» озеру, все, в том числе отец, убеждаются в верности его слов. Бригада рыбачит на озере всю осень и зиму. Постепенно название «Васюткино озеро» закрепляется за водоемом. Сегодня под таким названием его и можно найти на карте.

Васюткино озеро — краткое содержание рассказа В.П. Астафьева

 
В таёжной глубинке есть озеро. Его называют Васюткиным. Нашёл его тринадцатилетний мальчик. Озеро небольшое, и его нет на карте. Таких безымянных озёр в России много.
 
Жил Васютка в рыбацком посёлке, учился в школе, а на каникулах помогал отцу и деду. Отец руководил рыбацкой артелью. Взрослые готовились к осенней путине: чинили сети, смолили и конопатили лодки. Васютка тоже без дела не сидел. Часто, прихватив ружьё, он отправлялся в тайгу, чтобы набрать для рыбаков кедровых орехов. Ему нравилось бродить по таёжным тропам, наблюдать за жизнью лесных обитателей.
 
В один из таких походов, погнавшись за глухарём, мальчик заблудился. Ему было страшно и одиноко. Но он сумел перебороть свой страх. Из рассказов охотников мальчик знал, что страх – плохой помощник, а тайга слабых не любит. Хочешь выжить, нужно собрать волю в кулак и действовать. Мальчик постарался вспомнить всё, чему его учили. Благодаря отцу и деду он многое умел: стрелять из ружья, разжигать костёр во время дождя, правильно приготовить дичь и место для ночлега. Это помогло ему выжить.
 
Четыре дня он пытался выбраться к Енисею. Охотился на уток, жарил кедровые орехи на костре, собирал лесные ягоды. Кусок хлеба, который мать заставила взять с собой, съел только на пятый день, когда вышел к таёжному озеру. В нём Васютка увидел много белой рыбы. Он знал, что такая рыба водится только в проточной воде, а это значит, что пришла она из большой реки. По протоке мальчик вышел к Енисею, где его подобрали рыбаки.
 
Когда он вернулся домой, то рассказал отцу о неизвестном озере, богатом рыбой. На его берегу рыбаки построили избушку и перешли на озёрный лов. А на карте района появилось маленькое голубое пятнышко с названием « Васюткино озеро».
 
Этот рассказ учит мужеству, умению до конца выстоять в тяжёлых жизненных ситуациях и не сдаваться.
 

Краткое содержание

Повествование разворачивается вокруг маленького мальчика, который заблудился в лесу. Автор пытается донести читателям простую мысль, что даже в критической ситуации не стоит падать духом. Следует собрать все свои внутренние силы, сосредоточиться и попытаться найти решения создавшейся ситуации, даже если она кажется безвыходной.

Знакомство с Васюткой

Главный герой рассказа – обычный мальчик Васютка. Ему 13 лет. Живет, как все, — с родителями в тайге около реки Енисей. Мальчик растет в семье рыбака. На момент повествования конец лета, у ребенка впереди учебный год. В поселке все заняты своими делами. Местные рыбаки заняты починкой снастей для рыбалки. Васютка помогаем им тем, что ходит в лес за орешками кедра.

Васютка направляется в лес

Пока взрослые решали свои проблемы, мальчик ходил в лес, чтобы насобирать орехов кедра. И в этот раз было точно так же. Он взял с собой ружье. По просьбе мамы положил в сумку также хлеб и спички. Ребенок не боялся походов в лес, так как они для него были привычными, он рос в тайге.

Чтобы не потеряться в лесу, Васютка ориентировался по деревьям с зарубками. Когда он собрал достаточно орехов, решил вернуться обратно в деревню. Но на его пути встретился глухарь. Мальчик решил поймать птицу. После того как он свернул шею глухарю, понял, что заблудился. Но уже было поздно.


Ночевка Васютки в лесу

Сначала Васютка напугался и разозлился, начав винить себя и птицу. Ему казалось, что кто-то крадется, мерещились тени. Ребенок хотел к семье, зная, что родные его разыскивают. Васютке вспоминалось все, что с ним происходило ранее. Он даже пообещал, что если вернется из страшного леса домой, то сразу бросит курить, ведь учительница постоянно за это его ругала. С помощью краткого содержания рассказа «Васюткино озеро» невозможно досконально передать эмоциональное состояние и мысли ребенка, оказавшегося в лесу.

Васютка отбросил панику и вспомнил все наставления взрослых. Пока не было поздно, заготовил дрова, приготовил ужин из птицы и остался ночевать. От страха собранные кедровые орехи были съедены. Утром после рассвета Васютка начал искать путь. Он взобрался на дерево, вспомнив все приметы, чтобы найти дорогу.

Вечером ему попалось на пути озеро, где было много рыбы. Присмотревшись, обнаружил, что в озеро впадает небольшая река. Ища выход к Енисею, Васютка стал подниматься по реке. В пути его застала непогода, снова пришлось искать ночлег.

Спасение

В лесу Васютка в общей сложности провел 5 суток. В последнее утро, после того как он развел огонь, чтобы высохнуть и согреться, послышались звуки парохода. Он бросился на поиски берега, вскоре увидев пароход

Когда судно приблизилось, мальчик стал привлекать к себе внимание: размахивать руками, кричать, звать на помощь. Но корабль прошел мимо, может его не заметил капитан или принял ребенка за умалишенного

Васютка не отчаялся, стал ждать нового. Его услышали. Мальчика подобрал другой катер. Капитан оказался знакомым.

Возвращение Васютки домой

Попавшего на судно мальчика рыбаки окружили вниманием. Парня обогрели и накормили, а затем помогли найти родителей

Мама с папой уже отчаялись увидеть сына, думали, что он погиб в лесу. Пределу их радости и счастья не было границ.

После того как все немного успокоились, Васютка рассказал своему отцу о небольшом озере, которое он встретил в лесу. Сначала ему не поверили, все смеялись с рассказа. Но рыбаки отправились на его поиски, чтобы проверить слова Васютки. Удивительный водоем, к общему удивлению, отыскали. Там действительно оказалось очень много рыбы. Найденный водоем пришлось назвать в честь мальчика, озеро появилось на картах.


Красота найденного Васюткой озера

Пять экстремальных дней, проведенных в лесу, сильно повлияли на Васютку. Он не только изменился внешне, преобразился и его внутренний мир. Мальчик за 5 суток повзрослел, стал ценить многие вещи, которые для него являлись обыденными и незначительными.

Характеристика героев

В рассказе «Васюткино озеро» Астафьев описывает историю мальчика Василия Шадрина, которого он и сделал центральным персонажем в повествовании. Это смышлёный, храбрый школьник тринадцати лет, похожий на широкоплечего мужичка в сапогах, телогрейке и кепке. Одежда героя как будто бы соответствовала погодным условиям.

Васютка обучался в деревенской школе и не отличался от своих сверстников примерным поведением. Иногда покуривал, а иногда хулиганил. Уроки его не привлекали. Он любил гулять по лесу и размышлять о своем поведении на занятиях. В лесу ему нравилось изучать птиц, зверей, рыб. А летом пареньку приходилось собирать кедровые орехи для рыбаков.

Ребенок прожил рядом с лесом всю жизнь. Поэтому когда он потерялся в тайге, то смог самостоятельно себе добыть пищу и определить стороны света. Главное место в повествовании отведено формированию характера Васютки, как за короткий промежуток времени паренек превратился в храброго мужчину, преодолел испуг и повел себя как зрелый человек.

К другим персонажам, фигурирующим в тексте, относятся:

  • Григорий — отец.
  • Анна — мать.
  • Дед Афанасий.
  • Дядя Коляда — капитан судна.

Это были люди, закаленные в суровых таежных условиях. Отца звали Григорием, он был бригадиром рыбаков и занимался ловлей рыбы на Енисее. Вместе с ним работали дед Афанасий и мать Анна

Папа был необщительным человеком, но сыну внимание уделял. Дедушка рассказывал внуку много историй о том, как надо выживать в тайге

Мать мальчика хоть его и любила, но старалась этого не показывать.

История создания и основная идея рассказа Виктора Астафьева «Васюткино озеро»

Рассказ «Васюткино озеро» был написан Виктором Астафьевым в 1952 году. История появления на свет этого небольшого рассказа удивительна. Она основана на реальных событиях, которые произошли с самим автором — Виктором Астафьевым. Ещё учась в школе в период летних каникул юный Астафьев заблудился и провёл несколько дней в лесу. Ему удалось выбраться и, когда строгий учитель литературы задал на уроке написать сочинение «Как я провёл лето», Виктор Петрович передал всё, что ему довелось испытать. Педагог был приятно удивлён работой своего ученика, он похвалил его перед всем классом. Сочинению юного Астафьева присвоили название «Жив» и опубликовали в школьном журнале. Когда Астафьев вырос и стал писателем, он вспомнил свой первый рассказ и переписал его, назвав «Васюткино озеро». Таким образом, рассказ можно считать первым достижением известного сибирского писателя.

С самых первых строк автор погружает читателя в красоту и силу сибирской природы. Он вдохновлён ею сам и стремится вдохновить своих почитателей. Как никто другой Виктор Астафьев радеет за любовь и уважение к родным краям, к Родине

Он говорит о важности открытия своего героя, подчёркивает, что его «маленькая» победа залог чего-то большого в будущем. Преодоление трудностей, поиск сил для действий в, казалось бы, безвыходной ситуации, стремление использовать все возможности, чтобы выжить и никогда не унывать — вот чему учит рассказ «Васюткино озеро»

Краткий пересказ

Мальчик по имени Васютка жил в рыбацком поселке и помогал отцу и деду ловить рыбу. Во время одного из походов за кедровыми орехами он заблудился в тайге, но сумел продержаться четыре дня, охотясь, собирая еду и разводя костер. В конце концов он наткнулся на озеро, полное рыбы, и вернулся домой. Он рассказал об этом озере своему отцу, и они построили там избушку, после чего на карте появилось голубое пятно с названием «Озеро Васютки». Эта история учит мужеству и настойчивости.

Оцените произведение:

  • 3.97

Голосов: 850

Читать краткое содержание Васюткино озеро. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Астафьев. Краткие содержания произведений

  • Ангел хранитель
  • Бабушка с малиной
  • Белогрудка
  • Бойе
  • Васюткино озеро
  • Веселый солдат
  • Весенний остров
  • Гори, гори ясно
  • Гуси в полынье
  • Далекая и близкая сказка
  • Деревья растут для всех
  • Домский собор
  • Жизнь Трезора
  • Запах сена
  • Зачем я убил коростеля?
  • Звездопад
  • Земляника
  • Злодейка
  • Капалуха
  • Капля
  • Конь с розовой гривой
  • Кража
  • Легенда о стеклянной кринке
  • Людочка
  • Макаронина
  • Мальчик в белой рубахе
  • Милаха и кот громило
  • Монах в новых штанах
  • Ночь темная-темная
  • Осенние грусти и радости
  • Пастух и пастушка
  • Печальный детектив
  • Последний поклон
  • Прокляты и убиты
  • Пролётный гусь
  • Родные березы
  • Стрижонок Скрип
  • Трофейная пушка
  • Фотография, на которой меня нет
  • Хвостик
  • Царь рыба
  • Яшка лось

Ночь в тайге

Некоторое время Васютка шёл по зарубкам на деревьях, не дававшим ему заблудиться, насвистывая и размышляя «о всяких таёжных разностях». Набрав полную торбу шишек, он уже хотел возвращаться и вдруг увидел огромного глухаря.

Васютка давно мечтал о такой добыче. От опытных охотников он слышал, что на глухаря охотятся с собакой: та отвлекает любопытную птицу, а охотник подкрадывается сзади и стреляет. Досадуя, что не взял с собой собаку, мальчик встал на четвереньки, лая, подобрался к глухарю, выстрелил и ранил птицу.

Догнав раненого глухаря и свернув ему шею, Васютка огляделся, но зарубок не нашёл. Лес вокруг был таким же, как и возле лагеря рыбаков, но «от него веяло чем-то чужим», и знакомых примет не было видно. Мальчик почувствовал себя мухой, попавшей в паутину, и сделал простое и потрясающее открытие: он заблудился. Васютка вспомнил страшные рассказы о заблудившихся в тайге Заполярья, запаниковал и бросился бежать куда глаза глядят.

Остановился Васютка, только когда наступила ночь, и стало холодать.

Он разжёг костёр и зажарил глухаря. Хлеб мальчик решил приберечь на самый крайний случай. Ночь прошла тревожно: Васютке всё время казалось, что к нему кто-то подкрадывается, и заснул он только под утро.

Проснулся мальчик, когда солнце было уже высоко, и лес звенел от птичьих голосов. Он прогнал нахальную белку: она-то в тайге — дома, а его, небось, по всей округе ищут, и мама плачет. Потом мальчик влез на самое высокое дерево, чтобы выяснить, в какой стороне находится Енисей.

Сверху тайга казалась бескрайним морем, и мальчик почувствовал себя маленьким-маленьким. Жёлтой полосы лиственного леса, который обычно окружает Енисей, не было видно. Васютка решил идти на север, где тайга переходила в тундру. Лес давил на него своей равнодушной угрюмостью, и он хотел поскорее из него выбраться, хотя и понимал, как мало у него шансов найти в тундре людей. Он набрал полные карманы кедровых орехов и тронулся в путь.

Васютка обнаруживает озеро

Васютка к вечеру вышел к большому озеру, полному непуганой дичи и рыбы. Здесь он подстрелил уток и расположился на ночлег. Очень страшно и грустно было мальчику. Вспомнив школу, он раскаялся, что хулиганил, курил, не слушал на уроках. Приглядевшись к рыбе утром, он понял, что она речная, а значит, из озера должна вытекать речка.

Днем мальчик залез на пихту, съел краюху хлеба и задремал. Он проснулся на закате. Все еще шел дождь. Васютка развел костер, а затем услыхал гудок парохода — где-то рядом был Енисей. Он выбрался к реке на другой день. Пока он размышлял, в какую сторону идти, мимо него проплыл пассажирский теплоход. Васютка напрасно кричал и махал руками — его приняли за местного жителя.

Ключевые особенности

Сюжет завязывается в тот момент, когда увлекшийся охотой на дикую птицу подросток теряется в лесу. Кульминация происходит, когда таежники после долгих поисков находят Васютку и спасают его. Развязка — это возвращение парня домой и начало рыбалки на найденном озере. Для этого рассказа характерны следующие особенности:

  1. Подробность. Указываются всевозможные детали, чтобы читатель мог представить себя на месте главного персонажа, сочувствовать ему и переживать за него.
  2. Неторопливость. События развиваются неспешно.
  3. Последовательность. В повествовании отсутствует резкие переходы от одного события к другому. По этой причине рассказ читается легко и свободно.
  4. Минимальное количество персонажей.

Сочинение на тему: «Васюткино озеро»

На уроке литературы мы прочитали рассказ Виктора Петровича Астафьева: «Васюткино озеро». Главным героем этого произведения стал Васютка, тринадцатилетний мальчишка, учившийся в деревенской школе. Васютка родился и вырос в таёжном краю, в семье рыбака. И к тринадцати годам он уже многое знал и умел. Отец брал его на промысел. Когда работы было немного, рыбаки собирались вечерами в избушке, рассказывали разные истории, лакомились кедровыми орешками, которыми их снабжал Васютка. Когда мальчик уходил в лес один, мать напоминала ему о том, что нельзя «переиначивать таёжные законы»: надо обязательно брать с собой спички, хлеб, соль. В жизни случаются ситуации, когда от человека требуется проявление самообладания, мужества и выдержки. В такое положение попал и мальчик Васютка — как-то раз он пошел в лес за кедровыми орешками для рыбаков, мальчик не сразу понял, что случилась беда — он заблудился. Деревья, деревья, деревья… Под ногами — мох и жухлая трава, над головой — равнодушные, безучастные к человеческой беде облака. А в сердце — холодный, липкий, пронизывающий ужас, заставляющий то бежать сломя голову, то без сил лежать на земле. Вот что, как мне кажется, увидел и почувствовал тринадцатилетний мальчик Васютка, когда понял, что заблудился в бескрайней тайге.

В тайге он сумел выжить благодаря тем навыкам, которые сам знал и благодаря тем советам, которые ему когда-то давали взрослые. Каждый, кто хоть немного знаком с суровыми законами тайги, знает, какая опасность грозила мальчику. Конечно, ему было очень страшно одному в тайге. Однако главный герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро» совсем не похож на тех людей, которые, попав в трудную ситуацию, падают духом и трусливо ждут собственной смерти, сильно испугавшись вначале, Васютка сумел взять себя в руки, спокойно обдумать свое положение и принять верное решение. Вдумчиво, не суетясь шел Васютка к своему спасению, и удача от него не отвернулась.

Героя рассказа Виктора Астафьева «Васюткино озеро» спасла природная память, смекалка, находчивость, знание леса, примет, приобретённые навыки и умения разжечь костёр даже в дождь, приготовить дичь, не расходовать зря «драгоценный припас» — патроны. А главное — желание выжить во что бы то ни стало. «Тайга хлипких не любит,»-эти слова отца и деда вспомнились мальчику в самую страшную минуту, когда он был в отчаянии, они придали ему сил. Хорошим подспорьем оказались и услышанные им ранее рассказы рыбаков о том, как нужно себя вести, оказавшись в подобной ситуации. Самообладание и практические знания о тайге помогли заблудившемуся мальчику целых пять дней продержаться в неприветливом осеннем лесу, добывая себе пропитание охотой. Даже по ночам, когда страх и слезы подбирались совсем близко, Васютка не давал себе пасть духом. Мальчику пришлось бороться со своим страхом, с голодом, с усталостью. Он предусмотрительно вешал мешок с остатками еды на сук, не поддавался соблазну съесть хлеб весь сразу, не метался по тайге, а заставлял себя соображать, в каком направлении лучше двигаться. И вот, когда последняя краюшка хлеба, взятая из дома, оказалась съеденной, мужество мальчика было сторицей вознаграждено. Он нашел озеро, полное рыбы, — настоящий подарок для рыбаков. Васютка выбрал правильное направление на север, догадался, что озеро проточное, раз в нём водится речная рыба, что речка от озера обязательно выведет к Енисею. Следуя по течению, Васютке удалось выйти к Енисею, а там его подобрали на бот друзья отца. Все потом удивлялись, как мальцу удалось победить тайгу, Васютка рассказывал правду о пережитом, но отец и дед не позволяли ему хвастаться: они растили из него настоящего мужчину, сибиряка.

Озеро, найденное Васюткой, впоследствии назвали его именем. С тех пор так и повелось. А вскоре это название появилось на карте. Среди голубых пятнышек в низовьях Енисея есть и то, которое называют Васюткиным озером. Это озеро не отыщешь на карте. Небольшое оно. Небольшое, зато памятное для Васютки. Ещё бы! Мала ли честь для тринадцатилетнего мальчишки — озеро, названное его именем!

Я не знаю, как бы я повел себя на месте этого мужественного мальчика. Я еще не попадал в ситуации, которые требуют от человека не только самообладания, смелости и силы воли, но и многих практических знаний и умений. Однако я теперь точно знаю, что любой может оказаться в положении, где главным его богатством будут те качества и знания, которыми он обладает, и только они могут помочь или помешать остаться Человеком.

Я считаю, что это достойная награда для мальчика, сумевшего в одиночку преодолеть испытания, из которых не каждый взрослый вышел бы победителем. Озеро, названное Васюткиным, — это память о мужественном поведении заблудившегося мальчика.

Спасительное озеро

Васютка шел по тайге весь день. Он уже привык к тому, что под ногами у него одна трава, а вокруг – лишь бескрайние деревья. Но когда вечер уже был на подходе, мальчик вдруг стал замечать, что ему то и дело попадается мох. Он вспомнил, что дед говорил ему: мох всегда растет рядом с водой.

Сначала Васютка понадеялся, что он оказался рядом с рекой. Но вместо Енисея он вышел лишь к небольшому озеру и болотистой местности вокруг. В этом озере оказалось очень много рыбы, причем ценной и крупной – такому улову обрадовалась бы бригада рыбаков. Но вот только рыбаков рядом не было, как не было рядом мудрого деда или отца, который точно знал бы, что делать в такой ситуации. Васютка мог надеяться только на себя.

В тайге начало смеркаться, и мальчик понял, что ему пора устраиваться на ночлег. Он подстрелил несколько уток, чтобы приготовить из них себе ужин, и устроился спать под открытым небом. Вот только сон никак не шел. Васютка смотрел на звезды и думал о том, как он вел себя в школе. Он всегда был тем еще хулиганом и даже позволял себе курить, но теперь он жалел об этом. В страшной тайге Васютке было очень одиноко, и он заскучал по своим родным, друзьям, одноклассникам и даже учителям. Он не знал, удастся ли ему когда-нибудь вернуться домой. Но Васютка подумал: если он выберется, то обязательно бросит курить…

С наступлением рассвета ночные страхи Васютки развеялись. Он немного поспал, а поутру задумался – почему в озере оказалось так много рыбы, которой положено обитать в реке? Неужели Енисей где-то рядом? Ведь по нему можно вернуться домой!

Васютка, стараясь не радоваться раньше времени, пошел исследовать окружающую местность. От заболоченной местности и маленького озерца он вышел к большому-большому озеру, в котором тоже оказалось полно рыбы. Это было бы настоящим раздольем для рыбаков, если бы они только смогли найти это место! А от озера вытекала река… Вдоль нее Васютка и пошел, надеясь выйти к берегам большого Енисея.

Почему рассказ называется «Васюткино озеро»

Чтобы понять, чему учит рассказ «Васюткино озеро», важно внимательно проанализировать произведение комплексно:

История создания

История создания рассказа «Васюткино озеро», вопросы по которому задаются ученикам средней школы, корнями уходит в детство писателя. Виктор Астафьев признавался, что он пересказал по памяти детское сочинение, основанное на реальных событиях.

В рассказе совпадает даже имя бригадира рыбаков, а сам главный герой — представитель древней династии сибирских промысловиков. Мальчик действительно потерялся в тайге и прожил там около семи дней.

Виктор Астафьев, став уже именитым писателем, вспомнил об этой истории и вдохновился: рассказ написал в 1952 году. Мир смог познакомиться с этим произведением спустя несколько лет — в 1956-м.


Иллюстрации к рассказу «Васюткино озеро»: YouTube/MyBook

Рассказ «Васюткино озеро»: тема и конфликт произведения

Тема рассказа «Васюткино озеро» имеет несколько ответвлений:

  • это история о преемственности поколений, когда от дедов-прадедов внуки перенимают определенные навыки и характер;
  • также стержень сюжета — тема любви к Родине, уважения к природе. Она отображена в каждом описании, эпитете, в каждом моменте прозы.

Главный конфликт рассказа «Васюткино озеро» — любовь и потребительское отношение человека к природе

Важно научиться уважать те дары, что получаем от природы, ценить их и приумножать, ведь расплата может быть слишком жестокой

Особенности композиции и жанр

«Васюткино озеро» — классический пример рассказа. Вначале повествования автор ведет речь от третьего лица. Изложение последовательное и ритмичное, динамика нарастает вплоть до кульминации.

Минимальное количество героев помогает сконцентрировать внимание читателя на главном персонаже — Васютке. Постоянные сравнения делают картину более красочной и эмоциональной

Виктор Астафьев — настоящий маэстро слова, который превозносит силу человеческого духа. Его рассказ — это история о мужестве и взрослении мальчика, который благодаря путешествию по тайге избавился от легкомысленности, научился быть мудрым и ответственным.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1875781-pocemu-rasskaz-nazyvaetsa-vasutkino-ozero-razbor-proizvedenia/

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

К вечеру Васютка начинает замечать «среди однообразного мха тощие стебли травы» – значит, где-то поблизости есть вода. Он надеется, что вскоре выйдет к Енисею, но натыкается лишь на «унылое озеро, подернутое у берега ряской» . Оглядевшись, Васютка удивляется большому количеству непуганых уток на озере, но еще более – великому множеству рыбы, среди которой попадается и ценная белая рыба.

Васюткино озеро

Мальчик заблудился в тайге. Случайно он вышел к озеру, полному рыбы, а от него добрался до большой судоходной реки и вернулся домой. Затем мальчик привёл рыбаков к озеру, которое назвали в его честь.

Коллаж издательства «Эксмо» на основе картины Шишкина «Туманное утро»

Деление пересказа на главы — условное.

Сверху тайга казалась бескрайним морем, и мальчик почувствовал себя маленьким-маленьким. Жёлтой полосы лиственного леса, который обычно окружает Енисей, не было видно. Васютка решил идти на север, где тайга переходила в тундру. Лес давил на него своей равнодушной угрюмостью, и он хотел поскорее из него выбраться, хотя и понимал, как мало у него шансов найти в тундре людей. Он набрал полные карманы кедровых орехов и тронулся в путь.

Заключение

Со временем на районной карте появилось крошечное голубое пятнышко с надписью Васюткино оз.

26.04.2019 21:51:13

2019-04-26 21:51:13

Любые данныеЛюбые данные Любые данные

Рыбное озеро[ред.]

К вечеру Васютка стал замечать среди мха пучки травы — значит, впереди вода. Мальчик уже решил, что вышел к Енисею, но по болотистому берегу он определил, что это не река, а озеро. Васютку удивило, что в таком маленьком озерце так много очень ценной белой рыбы. Он подстрелил несколько уток и устроился на ночлег.

Васютке было очень грустно и страшно. Глядя на звёздное небо, он вспомнил свою школу и пожалел, что хулиганил, не слушал на уроках, курил и давал табак первоклашкам из ненецких и эвенкских семей. Они курили с самого детства, но учительница запрещала, и теперь Васютка был готов совсем бросить курить, только бы снова увидеть родную школу. Кто знает, выберется ли он из тайги…

Утром мальчик задумался: откуда в озере столько речной рыбы? Возможно, из него вытекает река.

Васютка стал исследовать местность и за заросшим озерцом обнаружил большое и чистое озеро, полное рыбы, из которого вытекала речка.

Вопросы

  1. На какой день перед Васюткой оказалось озеро?
  2. Чем поразило Васютку найденное озеро?
  3. Найдите описание озера, открытого Васюткой. Чем было замечательно это озеро? Чему мальчик особенно обрадовался, изучив озеро?
  4. Какие из таёжных законов нарушил Васютка? Соблюдение каких помогло ему выжить? Благодаря каким знаниям о тайге, о приметах он смог выйти к Енисею?
  5. О чём думал Васютка ночью под звёздами перед сном?
  6. На протяжении всего пути по тайге ожидания мальчика не оправдывались. Какие охотничьи приметы помогали ему сохранять силу духа и надеяться на удачный финал этого трудного путешествия?

В рыбацком лагере[ред.]

Это озеро небольшое, его не найдёшь на карте, но для Васютки оно очень важно, ведь названо его именем.

Васютка — школьник, 13 лет, вырос в селе на берегу Енисея, сообразительный, смелый.

На карте России много таких безымянных речек и озёр, и сколько ни ходи по стране, всегда найдёшь что-то интересное.

Тем августом рыбакам из бригады Васюткиного отца не везло. Вода в Енисее поднялась, и рыба ушла на глубину. Вскоре с юга подул тёплый ветер, но уловы оставались небольшими. Дедушка Афанасий считал, что рыбу распугали моторные лодки, катера да баржи, и скоро крупной рыбы совсем не останется.

Афанасий — дедушка Васютки, старый и опытный рыбак, ворчливый, но добрый, учит внука выживать в тайге.

Рыбаки отошли далеко в низовья Енисея и остановились в избушке, построенной когда-то учёной экспедицией. Там и остались ждать осеннего лова. Раз в сутки рыбаки ставили сети, в которые попадалась ценная рыба: осётр, стерлядь, таймень, налим, но уловы были небольшими.

Остальное время рыбаки отдыхали, чинили сети и снасть. Васютке было скучно, он радовался, что скоро пойдёт в школу, и от скуки заглядывал в новые учебники, привезённые из города. Главной обязанностью мальчика был сбор кедровых орехов — очень уж любили рыбаки это лакомство. Он уже обобрал шишки с ближайших кедров и каждый день уходил всё дальше в тайгу.

Васюткиной маме не нравились эти походы, она ворчала и напоминала сыну о старинном обычае: даже ненадолго уходя в тайгу, всегда брать с собой еду и спички. Как-то утром Васютка взял ружьё, перепоясался патронташем, отчего стал похож «на коренастого, маленького мужичка», и отправился на «охоту» за кедровыми шишками.

Вопросы

  1. Почему писатель с самого начала открывает нам тайну названия озера?
  2. Какова роль первого абзаца в рассказе?
  3. Что вы узнали о жизни енисейских рыбаков из экспозиции? Как бы вы охарактеризовали эту жизнь? Зачем писатель подробно рассказывает об этом?
  4. Как рыбаки относятся к природе? Какие детали текста говорят об этом?
  5. Что рассказывает писатель о рыбной ловле? Какая рыба попадалась в ловушки?
  6. Чем занимался Васютка, почему заглядывал в новые школьные учебники на каникулах? Как он любил проводить своё свободное время?
  7. Зачем мальчик ходил в лес? С какой целью герой отправился в тайгу, и чем закончилась на этот раз его прогулка?
  8. Перечитайте эпизод о том, как Васютка собирался в лес. С какой интонацией говорит об этом повествователь?
  9. О каких старинных обычаях напоминает Васютке мать? Почему Васютка послушался её?

Тест с ответами: В. П. Астафьев «Васюткино озеро»

I вариант. 1. В каком жанре написано произведение В. П. Астафьева «Васюткино озеро»: а) рассказ;+ б) повесть; в) сказка-быль.

2. Что лежит в основе произведения? а) повествование о трудной работе рыбаков и охотников; б) изображение природы Сибири; в)повествование о приключениях героя в тайге.+

3. Васютка ходил по лесу: а) в поисках кедровых орехов для рыбаков; + б) выполняя поручение отца; в) ради удовольствия.

4. Каким образом Васютка заблудился в лесу: а) отстал от группы; б) погнался за глухарём;+ в) сбился с дороги.

5. Благодаря чему Васютке удалось спастись в лесу? а) богатой таежной природе; б) тёплой осенней погоде; в) умениям и навыкам таёжного жителя.+

6. Ольга Фёдоровна это: а) мама Васютки; б) учительница; + в) бабушка.

7. Какое открытие сделал Васютка, когда увидел у перешейка подбитую птицу: а) в озере есть водоворот; б) озеро проточное; + в) ветер принесёт непогоду.

8

Чем Васютка привлёк внимание матросов катера: а) громкими криками; б) выстрелом из ружья;+ в) дымом костра

9. Васютка не любил: а) кедровок; + б) глухарей; в) дятлов.

10. Что делали родные Васютки: а) были уверены в том, что он сам найдётся; б) потеряли надежду найти его;+ в) продолжали искать и надеяться.

11. Что автор использует в следующем предложении «Лесные тропинки узенькие, извилистые, что морщинки на лбу дедушки Афанасия»: а) сравнение; + б) антитезу (противопоставление); в) метафору.

12. Как Васютка провёл ночь в лесу: а) закутавшись, возле костра;+ б) на дереве; в) в берлоге.

13. Как зовут птицу, которую убивают с помощью собаки? а) глухаря;+ б) кедровку; в) утку.

14. Какие слова деда и отца Васютка вспомнил, когда заблудился в тайге? а) «С тайгой надо дружить!» б) «Тайга хлипких не любит!» + в) «В тайге одному делать нечего!»

15. Почему ворчал дедушка Афанасий: «Нету нам нынче фарту»? а) «Оскудел батюшко Енисей» + б) «рыбаки ушли в низовья»; в) рыба ушла в глубину из-за частых осенних дождей.

16. О чем говорил старинный порядок, когда идёшь в лес? а) идёшь в лес – бери ружьё! б) идёшь в лес – бери компас! в) идёшь в лес – бери еду и спички!+

17. Что предвещает проявление звезд на небе по словам деда? а) холодную погоду; + б) дождь; в) тепло.

18. Первый пароход, который он встретил, выйдя к Енисею, назывался: а) «Клим Самгин»; б) «Серго Орджоникидзе»;+ в) «Александр Блок».

19. Как звали старшину рыбосборочного бота? а) Сан Саныч; б) Игорь Петрович; в) дяденька Коляда.+

20. Родители искали Васютку: а) неделю; б) 3 дня; в) 5 дней.+

II вариант.

1. Что давал рыбакам мальчик? а) Орехи+ б) Грибы в) Ягоды

2. Выберите, какую из этих птиц встретил Васютка в лесу? а) Куропатку б) Тетерева в) Кедровку+

3. Что лежит в основе данного произведения? а) повествование о трудной работе рыбаков и охотников; б) изображение природы Сибири; в) повествование о приключениях героя в тайге.+

4. По какой причине Васютка бродил по лесу? а) в поисках кедровых орехов для рыбаков; + б) выполняя поручение отца; в) ради удовольствия.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: