Краткое содержание
Эта история приключилась потому, что у главного героя, шестиклассника Сережи Емельянова, было одинаковое с отцом имя. Он «был из семьи образцовой»: родители вели в школе спортивный кружок, всегда посещали родительские собрания и вовремя подписывали дневник. Сережа же, по словам зоолога, нарушал «все законы наследственности», так как писал с орфографическими ошибками, вечно подсказывал своему другу Антону и сбегал с последних уроков. Все считали семью Емельяновых примером для подражания, и завидовали, особенно женщины, той трогательной связи, что была видна невооруженным глазом между родителями Сережи. Они часто ездили в командировки, занимаясь проектированием заводом, а Сережа на время их отсутствия жил с бабушкой.
Сережа «был похож на бабушку – на мамину маму», и вместе они совершенно не поддавались правильному влиянию: отказывались закаляться, бегать по утрам, и все выходные проводить на лыжах. Они были «неправильными людьми», и это их объединяло.
Когда родители Сережи были в командировке, они каждый день по очереди писали письма, в которых давали советы и наставления. Однажды Сережа «вытащил из ящика целых два письма. И на обоих было написано: «Сергею Емельянову»». Загадочная незнакомка с инициалами Н. Е. обращалась к Сережиному папе, называла его самым близким человеком, и просила о скорой встрече.
Сережа не мог прийти с этим письмом к бабушке – «все-таки она была маминой мамой». Ему было очень тяжело осознавать, что счастье его семьи угрожает какая-то неизвестная женщина, и решительно «отправился по адресу, который был написан на конверте внизу». Над дверью висела табличка с фамилией «Емельянова», и Сережа решил, что это просто папина родственница.
В квартире незнакомки Сережи увидел отцовские фотографии с фронта. Он узнал, что Нина Георгиевна в войну была доктором, и спасла отца от страшной бессонницы спортом, дисциплиной и строгим режимом дня. Они поженились, но спустя время развелись.
После долгих раздумий Сережа решил помочь Нине Георгиевне, у которой случилась какая-то беда, о которой она написала его отцу. Женщина рассказала, что «взяла мальчика из детского дома». Малыш потерялся во время войны, и Нина Георгиевна воспитала его, как собственного сына. Когда же мальчику исполнилось пятнадцать лет, нашлись его настоящие родители, и он покинул приемную мать. Женщина очень страдала, так как понимала свой «приговор окончательный: одиночество».
Сереже было очень жаль Нину Георгиевну. Он вновь навестил ее, но застал дома одного Шурика – приемного сына, который собирал свои вещи. Парень объяснил Сереже, что не хочет прощаться с приемной матерью с глазу на глаз, и расстраивать ее еще больше – «если собаке хотят отрубить хвост, это надо делать в один прием».
Из Сережиной жизни «ушла беспечность», он перестал быт таким счастливым, как прежде. Теперь все мысли Сережи были о несчастной одинокой женщине, которая остро нуждалась в любви и поддержке. Желая вернуть Нине Георгиевне интерес к жизни, Сережа не придумал ничего лучшего, как притвориться больным. Но, поразмыслив, он понял, что не сможет обмануть добрую и доверчивую женщину. Тогда он вспомнил о своем лучшем друге Антоне, который очень страдал «от застенчивости, нерешительности и даже от заикания». И только Нина Георгиевна, будучи врачом-невропатологом, могла помочь Антону.
С тех пор «прошло три с половиной года», и за все это время Сережа ни разу не обмолвился родителям о своем знакомстве. Недавно его семья переехала в другой город, и мальчик пообещал Нине Георгиевне, что каждое лето будет приезжать к ней на каникулы. Последнее школьное лето «обещало быть очень счастливым», так как родители собирались отвезти Сережу на морской курорт на Кавказ – набраться сил перед выпускным классом и поступлением в институт. Но этим планам не суждено было сбыться. Сережа узнал, что Нина Георгиевна взяла отпуск на все лето и отказалась от отдыха с детьми в пионерском лагере, чтобы провести время с Сережей. Он отказался от поездки на море, чтобы не стать «третьей потерей» своего верного друга.
Как ваше здоровье?
Бабушка считала папу неудачником и постоянно приводила в пример его институтских товарищей, которые, как назло, все стали профессорами, главврачами и кандидатами наук. После бабушкиных речей всем становилось ясно, что папа — отстающий, и в квартире воцарялась грустная тишина.
Мама с упрёком говорила, что папины товарищи до сих пор приносят свои диссертации ему на проверку хотя и получают для их создания творческие отпуска, а сам папа уже три года не отдыхал. Хоть бы больничный взял на недельку…
Мамино желание исполнилось — папа заболел гриппом. Когда он взял больничный, незнакомые люди целыми днями звонили, взволновано спрашивали о его здоровье, предлагали купить любое лекарство, только бы папа быстрее выздоровел. Маму радовали эти звонки, а бабушку удивляли — они обе не ожидали, что стольких людей волнует папино здоровье. Рассказчик начал звать их к телефону, чтобы они сами всё услышали.
У папы не было высокой температуры, но однажды рассказчик целый день всем говорил, что лоб у него горячий, а градусник разбился. Вечером незнакомые люди принесли три градусника.
Бабушка, наконец, признала, что Потапову далеко до папы, который спасает человеческие жизни. Рассказчик думал о вирусах гриппа с нежностью и твёрдо решил заболеть, если его станут недооценивать.
Реклама:
IV
Перестав учиться, Сергей Петрович большую часть дня бродил по городу. На ходу было легче думать и подводить печальные итоги своей жизни.
Одно время он был уверен, что станет счастливым, разбогатев. Но Сергей Петрович не любил трудиться, доступная ему работа — учёба или должность акцизного чиновника — не приносила ему радости и удовлетворения. Он любил простой физический труд на земле, любил странствовать и любоваться природой, но это было ему недоступно из-за происхождения и полученного образования, а сломать рамки и стать землепашцем ему не хватало сил и смелости.
Сергею Петровичу хотелось наслаждаться музыкой, искусством и любовью породисто-красивой женщины. Он стал грезить о деньгах, но вскоре понял, что доступный ему труд не принесёт богатства, а законные способы быстро разбогатеть не для него.
Сергей Петрович понял, что деньги лишь усугубляют несправедливости природы. Жизнь показалась ему железной клеткой с единственным выходом — смертью.
Творчество
Эвакуированный из столицы на Урал, Алексин уже в шестнадцать лет стал сначала литературным сотрудником ежедневной газеты «Крепость обороны», а через короткое время — ответственным секретарём этого органа строящегося алюминиевого гиганта. Помимо многотиражной газеты, с её ежедневной сумасшедшей деловой текучкой, писатель работал и над собственными будущими произведениями. «Запомни это лицо», «Ивашов», «В тылу как в тылу» и многие другие рассказы и повести содержат богатейший автобиографический материал. В 1947 году писатель уже принял участие в Первом всесоюзном совещании молодых писателей.
В 1951-м он окончил знаменитый Институт Востоковедения в Москве и выпустил первую большую книгу. Константин Паустовский, высоко оценивший талант и доброе сердце молодого писателя Алексина, стал его первым редактором. Эта большая повесть называлась «Тридцать один день или дневник пионера Саши Василькова». С лёгкой руки Паустовского книга стала популярной, а автор её — одним из любимейших писателей в стране детства и юношества. До 1966 года Алексин писал для детей, и делал это превосходно. Кто не бывал на страницах «В стране вечных каникул»? Его повести «Саша и Шура», «Коля пишет Оле», «Необычайные похождения Севы Котлова» зачитывались в библиотеках буквально до дыр. Но уже тогда писатель задумывался о проблемах воспитания юношества. И скоро эти мысли воплотились в строках повести «А тем временем где-то…». Краткое содержание уже показывает, насколько поднятые писателем проблемы стали обширнее и серьёзнее.
Об авторе
А. Г. Алексин — псевдоним, в жизни он был Анатолием Георгиевичем Гоберманом. Так трепетно и в любом возрасте юно любить жизнь дано не каждому. Анатолий Алексин многое пережил, прочувствовал и обдумал в своём детстве, именно поэтому ему так близок и понятен строй мыслей именно этого возраста. Его отец, Георгий Платонович, делавший Октябрьскую Революцию и воевавший в Гражданскую журналист, был репрессирован в 1937 году, но матушка писателя сумела остаться не только умной, мужественной и справедливой, но и очень доброй.
Почти все лирические героини Алексина снабжены теми или иными деталями характера, привычек, словечек, которые были присущи его матери — Марии Михайловне. Это видно и в повести «А тем временем где-то…», краткое содержание которой доносит главное качество героини — Нины Георгиевны. И это, конечно же, доброта. Будучи школьником, Анатолий Алексин уже много публиковался (журнал «Пионер», газета «Пионерская правда», сборник «Флажок»). Затем наступила война, и писателю пришлось быстро повзрослеть.
О произведении
Повесть «А тем временем где-то» Алексина была написана в 1966 году. Это трогательный рассказ о том, как мальчик был вынужден быстро повзрослеть, узнав о первой любви своего отца. Он стал настоящим другом для несчастной одинокой женщины, у которой не осталось ни одного близкого человека.
Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «А тем временем где-то» на нашем сайте. Пересказ книги Алексина пригодится для анализа произведения и читательского дневника.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
«А тем временем где-то…»
Впервые эту повесть читатели нашли в декабрьском журнале «Юность» 1966 года. Впоследствии данное произведение Анатолия Алексина неоднократно переиздавалось в составе разнообразных сборников, антологий. Это издания 1975, 1977, 1982, 1990, 2000 годов (только крупные столичные издательства, в общей сложности переизданий было гораздо больше).
В этом произведении для молодёжи и взрослых раскрывается мир юности, где главные герои проявляют мужество при встрече с трудностями, они полны доброты, бескомпромиссности, готовы к борьбе. Драматизм, переплетающийся с добрым и очень лирическим юмором — отличительная черта «А тем временем где-то…». Жанр повести помогает раскрывать самые взрослые и часто драматические аспекты жизни, решать такие непростые вопросы, как правильный выбор, понимание себя и людей, ощущение себя в мире сильным, зрелым и вообще хорошим человеком.
«Что» и «Как»
Сам автор неоднократно объяснял в своих интервью понимание отличия литературы для юношества и литературы для детей
Детям очень важно — КАК написано, им свойственно ярко чувствовать образность, красоту языка, ясность стилистики, именно тогда они воспринимают то, ЧТО в произведении хотел сказать автор. А юношество ценит литературу именно за проблематику, которая волнует ещё не взрослых, но уже и не детей
Все произведения Алексина отличаются остротой и актуальностью (актуальностью в вечности!) проблематики, вопросами нравственности. Мастер слова Алексин дал нам массу превосходных афоризмов, с которыми гораздо легче найти правильный путь в жизни. С добром надо поспешить, чтобы оно не осталось без адресата. Дети плачут не только над своей разбитой коленкой, но и когда она болит у другого. Нет более мудрого подхода к воспитанию чувств.
Здесь и в огромном количестве других строк предельно сгущено само слово, писатель умел вкладывать максимум информации с помощью художественности в самое минимальное количество букв. При всём этом ни грамма сухой дидактичности у Алексина нет. Здесь постоянно сочетание драматизма и напряжённости с абсолютно музыкальным лиризмом и юмором, а композиция построена по веками проверенным принципам переклички мотивов или варьирования темы. Нет впечатления повтора, хотя зачастую используется тот же способ построения, поднимается та же проблема. «А тем временем где-то…» — повесть, целиком и полностью отвечающая этим признакам. По объёму она так же невелика, зато информативно — огромна, нравственная высота этого произведения никого не оставит равнодушным.
Глава 4. Двадцать девятое февраля
«Любовь облагораживает человека», но рассказчик этого не заметил. С тех пор как он влюбился, ему приходилось всё время врать. На вопрос мамы, почему он так часто причёсывается и меняет рубашки, мальчик отвечал, что в школе работает санитарная комиссия, а постоянные двойки объяснял рассеянностью. На самом деле на уроках рассказчик думал о Лиле Тарасовой, которая перешла к ним из другой школы.
Впервые увидев Лилю, рассказчик «на миг потерял сознание», а потом очень захотел «предстать перед ней в выгодном свете». Получить на её глазах «пятёрку» никак не удавалось — выходили одни «двойки», но мальчик хорошо катался на коньках, поэтому решил пригласить Лилю на каток.
Лиля была непохожа на других, даже её портфель, тетрадки и ручки были опрятные и изящные, и девочка знала это. На каток она согласилась пойти в воскресенье 29 февраля, но сначала рассказчик должен был заслужить это право — пройти испытания.
Сначала рассказчику пришлось отнести книгу соседу Вале, с которым Лиля поссорилась. Валя, оказавшийся красивым и высоким парнем лет четырнадцати, назвал рассказчика Лилиным пажом.
Дома быстро догадались о том, что мальчик влюбился. Бабушка попыталась его перевоспитать, сообщив, что сын её соседки решил думать «обо всём остальном» только после института, а мама, влюбившись в Серёжу Потапова, стала отличницей. Но отличником у рассказчика стать не получалось, а приглашать Лилю на каток после окончания института было, пожалуй, поздновато.
Рассказчику необходимо было с кем-то посоветоваться, и он отправился к студенту-геологу Юре, живущему в соседнем подъезде. Однажды Юра тяжело заболел. Его родители, тоже геологи, были в экспедиции, и рассказчик ухаживал за Юрой, рискуя заразиться. С тех пор мальчик приходил к нему за советом. Узнав о трудностях рассказчика, Юра рассмеялся и сказал, что любовь в шестом классе — это несерьёзно, и всё рассеется само «как дым, как утренний туман».
Через неделю Лиля велела рассказчику дежурить в её подъезде часа по два в день, на случай, если ей что-нибудь понадобится. Дежурил мальчик вместе со своим одноклассником Владиком Бабкиным, который тоже проходил испытания. Они ходили с Лилей в магазин или на рынок, носили за ней сумки, а Валя, играющий во дворе в хоккей, называл их «то „почётным эскортом“, то „музыкальным сопровождением“, то „прилипалами“». Рассказчик молчал и терпеливо ждал 29 февраля.
В субботу, 28 февраля, Лиля заявила, что остаться должен кто-то один, и мальчики «должны решить это в честном бою, как мужчины», а когда началась драка, позвала Валю их разнимать. Увидев разбитый нос рассказчика, Валя посмотрел на Лилю «не то с уважением, не то даже как-то ещё серьёзнее».
Вечером рассказчик позвонил Лиле, чтобы договориться о походе на каток, но та заявила, что этот год — високосный, 29 февраля в нём нет, а воскресенье 1 марта у неё занято. Следующим утром рассказчик увидел, как Лиля отправилась на каток с Валей.
Юра по-прежнему был уверен, что это пройдёт, но для рассказчика всё было настолько серьёзно, что он ничего не соображал и на следующий день снова получил «двойку».
Зачем нужна верность
Емельянов-младший в первые минуты встречи смотрел на Нину Георгиевну с некоторым подозрением и даже ревностью, но быстро поверил, почувствовал чужую боль и поделился теплом своей души. Навещая её, мальчик сам привязался к этой женщине и, конечно же, ей стал очень дорог. Они подружились. Пустота вокруг Нины Георгиевны заполнилась позитивом. Да и сам Сергей явно становился другим: взрослым, ответственным, способным дарить радость.
Анатолий Алексин заканчивает повесть тем, что Сергей Емельянов младший получает путёвку на море, которой родители наконец-то решили его поощрить. Долго он строил планы — всю зиму, каждый день своего отдыха продумал. Но тут пришло очередное письмо от Нины Георгиевны. Она не знала, о чём мечтал Сергей, а потому отказалась от своего отпуска, только бы видеться с ним. Мечта о море стала тускнеть и таять прямо на глазах. Сергей не может допустить, чтобы Нина Георгиевна ещё раз ощутила такую потерю, какими были две прежние. А то, что он ей так же, если не больше предыдущих потерь дорог, он знал наверняка. Сергей на море не поедет, не предаст. Он надёжен и верен, порядочен и отзывчив, с огромной душой и добрым сердцем.
Другая женщина
Если нужно защитить человека, разрешения не спрашивают… Такими маленькими постулатами наполнена вся ткань текста произведения. Что же было в этом письме, перевернувшем всю прежнюю жизнь Емельянова младшего? Оказывается, его образцово-показательный отец далеко не всегда был таким. Он был очень тяжело болен после ранения на фронте, и его выходила Нина Георгиевна, врач госпиталя, где он лечился. Именно она направила его в русло здорового образа жизни: страшные бессонницы, приступы, отсутствие аппетита и многие другие последствия ранения можно было преодолеть только жёстким режимом и занятиями спортом. Когда Емельянов-старший подлечился, полюбил другую и оставил Нину Георгиевну одну. Но в письме вовсе не об этом.
Она пишет, что всё простила, но сейчас ей неимоверно плохо, и она очень ждёт помощи. Что ей гораздо хуже, чем было тогда, после ухода Емельянова-старшего. Потому что потеря на сей раз не мужа, но сына. Шурик — приёмный ребёнок, которого она вырастила, внезапно нашёл настоящих родителей. И теперь он, уже взрослый, убежал, словно дитя, тихонько собрав вещи и не попрощавшись. Тут же Нина Георгиевна пишет, что и это можно понять. Сергей-младший решает навестить её, поскольку родители всё ещё в командировке. Вот люди спокойно живут, ходят в школу или на работу, гуляют, едят, ничего не подозревают, а тем временем где-то… Главные герои повести без малейшей прямолинейности, но и без обиняков всем своим поведением показывают, как губительно равнодушие окружающих.
Сейчас читают
Главный герой – мальчик Чарли. Его родители уехали, а он, спасаясь от одиночества, пришел к Старухе, которая приходилась ему родственницей. Женщина была очень странной, постоянно колдовала и носилась с разными зельями
Однажды рассказчик ночной порой шёл через лесную чащу и вдруг услышал странные звуки. Мужчина решил идти туда, откуда они слышались, и вскоре вышел к костру. Оказалось, что около огонька находился Семён – парень
Рассказ «Соль» входит в сборник Исаака Бабеля «Конармия». Автор повествует о временах октябрьской революции от лица солдата-казака Никиты Балмашева.
В интересном рассказе от известного английского писателя – Редьярга Киплинга «Слонёнок» нам предстоит встретиться с любопытным слонёнком, уж очень любящем задавать всем различные вопросы.
В детской литературе немало произведений, которые читаются легко и с огромным интересом. Среди авторов, пишущих прекрасные вещи для ребят, был Яковлев. Писатель сумел сочинить великолепные труды, в которых показаны образы детей в годы войны
Источник
Письмо
Завязка повести — письмо от незнакомой женщины, адресованное Сергею Емельянову, которое младший Сергей ничтоже сумняшеся вскрыл и прочёл, что навсегда перевернуло страницу его прежней жизни. Беззаботное детство кончилось. Слишком тонкие душевные изменения, происходящие с героем, трудно понять детям и отрочеству. Эта повесть явно для более взрослых людей написана. Даже авторские нежные подтрунивания над образцовостью семьи главных героев уже адресованы для скорее молодости, чем юности с её максимализмом и прямолинейностью. Идеальная ровность отношений родителей и даже как бы «слегка неправильное», но безоблачное отношение к старшему Емельянову тёщи, — всё это предстаёт перед мальчиком в свете прочитанного письма совсем не таким понятным и простым, как он это видел всю свою жизнь.
Детство кончилось вместе с горьким посланием незнакомой женщины, поменялась сама жизнь, взгляды, началось резкое взросление. Книга «А тем временем где-то…» показывает и сегодняшним молодым людям, насколько велика потребность в доброте, отзывчивости, сострадательности, — эти человеческие качества поистине никогда не потеряют значения. Не все люди способны быть добрыми — вот ещё один урок, который Серёжа Емельянов получает на страницах повести. Именно это и поставил во главе угла Анатолий Алексин. «А тем временем где-то…» — лакмусовая бумажка, которой и сегодня можно проверить личные качества человека. Жаль, что из современных школьных программ в России творчество Анатолия Алексина ушло. Его повести — незабываемые уроки нравственности, о которых всегда будут говорить, что они именно «про нас», — и через пятьдесят лет, и через двести пятьдесят. Во всяком случае, сегодня — точно всё ещё про нас.
Советуем почитать
- Краткое содержание Рахманинов Алеко Опера Сергея Рахманинова «Алеко» создавалась по поэме великого писателя Пушкина «Цыганы». Величайшая творческая работа была создана для защиты диплома Московской консерватории, которую музыкант окончил в 1891 году
- Краткое содержание сказки Медведь на воеводстве Салтыкова-Щедрина История «Медведь на воеводстве» была написана Михаилом Евграфовичем Салтыковым-Щедриным в 1884 году. Произведение является сказкой сатирической направленности
- Священная книга оборотня — краткое содержание романа Пелевина В книге Виктора Пелевина «Священная книга оборотня» рассказывается о жизни женщины лисы-оборотня. Она жила в двадцать первом веке в городе Москве. Женщину оборотня звали А Хули.
- Великая шахматная доска — краткое содержание книги Бжезинского Произведение «Великая шахматная доска» написано профессором университета США и является размышлением автора над вопросом о воплощении стратегии геополитического развития штатов в 21 веке
- Паустовский
II
Ницше, как «полуночное, печальное солнце», осветил «холодную, мертвенно-печальную пустыню» души и жизни Сергея Петровича. Но он всё равно обрадовался свету мыслей великого философа.
Сергею Петровичу не нравилось, когда Новиков «смеялся над туманным языком книги». Он чувствовал, что глубже понимает слова Заратустры, но не мог выразить свои мысли.
Тупое смирение с фактами кончилось незаметно для Сергея Петровича, словно «видение сверхчеловека» зажгло фитиль, прикреплённый к бочке с порохом. Это яркое, но нечётко очерченное видение осветило жизнь Сергея Петровича, похожую на длинный серый коридор без поворотов и дверей, по которому плывут серые тени людей.
Сергей Петрович постоянно сравнивал себя с Новиковым, и тот казался ему «чуждым и загадочным». Он не слишком огорчился, когда Новикова выслали из Москвы. Писать тот не обещал — не любил переписки — и жалел, что дал Сергею Петровичу прочесть Ницше.
Оставшись один, Сергей Петрович понял, что давно хотел остаться с Ницше наедине. С этой минуты никто им не мешал.
Главные герои
Сергей Емельянов в этой повести не один. Это имя и эту фамилию носят и отец, и сын, потому вокруг этого совпадения и построилось стройное здание сюжета. Семья в полном смысле слова — образцовая. Сергей Емельянов старший — достойный пример для подражания и отец, которым нельзя не гордиться. Вместе со своей женой — матерью Сергея Емельянова младшего — он активно занимается спортом, учит самостоятельно английский язык, пропагандирует здоровый образ жизни.
А кроме того, они вместе проектируют заводы, то есть делают для страны максимально полезное дело. Но самое главное, семья Емельяновых — очень красивые и безупречно обязательные люди. По долгу службы часто бывая в длительных командировках, они пишут сыну письма — конкретные, точные, правильно оформленные, с датой и временем написания. Сын, выходя из дома на учёбу, каждое утро достаёт из почтового ящика очередное послание. Но однажды посланий оказалось два.
Теперь
Писатель Анатолий Алексин известен не только в России и странах бывшего СССР. Его повести и пьесы были переведены на огромное количество языков, включая бенгальский, персидский и хинди. Алексина охотно переиздают в Англии, Италии, Франции, Испании, очень любят в Японии. Во всех произведениях Анатолия Алексина бьётся его доброе сердце. Не напрасно писатель — лауреат премий не только советских, но и международных, в том числе имени Ганса Христиана Андерсена. Многие помнят телевизионную передачу, где Алексин был ведущим — «Лица друзей». Также много работал в Союзе писателей, в редколлегии журнала «Юность», в комитете защиты мира. С 1982 года Алексин — учёный-педагог, член-корреспондент АПН СССР.
А в 1993 году он страну покинул, живёт в Израиле, пишет абсолютно «взрослые» книги. И сам материал, и тематическая составляющая сильно изменились. В 1994 году вышла «Сага о Певзнерах» — о терроре, антисемитизме, фашизме, которые калечат человечество, в данном случае это рассматривается на примере одной семьи. Через три года увидел свет роман Алексина «Смертный грех» и мемуары «Перелистывая годы». На этих страницах словно иссяк неизбывный оптимизм автора, вера в будущее человечества, уверенность в завтрашнем дне, которыми всегда наполнял своё творчество Анатолий Алексин.
Глава 7. «Взрослый» вечер
Папа взял рассказчика на праздничный вечер, который устраивался в клинике. Папины сослуживцы удивлялись, что у него такой большой сын. Все посчитали, что рассказчик похож на отца, хотя мама, очень красивая женщина, думала, что сын похож на неё.
Бабушка часто говорила, что папу трудно назвать красавцем, но для мужчин внешность не имеет большого значения. В этом рассказчик убедился, глядя, как на вечере к папе по очереди подходят все женщины.
Когда началась торжественная часть, папу пригласили в президиум, и все громко зааплодировали. Папа прочёл доклад, и его похвалила сидящая возле рассказчика старушка со строгими глазами. Затем выступили бывшие больные, многих из которых вылечил папа.
Особенно выделялся огромный мужчина, которого все звали Андрюшей. Рассказчик слышал о нём от папы и знал, что тот поставил его на ноги. Андрюша рассказывал, что он работает и играет в хоккей только благодаря врачу, а папа тем временем спрятался за чью-то спину и постарался стать как можно незаметней.
Рассказчик был уверен, что многим не понравится, если его станут хвалить на школьном собрании, но тут все врачи, медсёстры и нянечки радовались за папу. Потом был концерт, за ним — танцы. Женщины приглашали папу танцевать, но он отнекивался, а рассказчик жалел, что мама и бабушка не видят всего этого.
Папа не стал отсылать сына домой раньше времени, и рассказчик вышел в гардероб вместе со всеми. Тут запыхавшийся мужчина в белом халате срочно позвал папу к больному, и тот попросил Андрюшу проводить сына домой.
Всю дорогу Андрюша радовался, глядя на украшенные к празднику улицы, «словно было время, когда он уже не надеялся их увидеть». У самого дома он сказал, что мальчик похож на отца, словно наградил. Рассказчик же подумал, что похож на папу только внешне, и очень трудно стать похожим на него по-настоящему, «ведь это не так легко — делать других счастливыми».