Рассказ антона павловича чехова “ванька”

А. П. Чехов, «Ванька»: краткое содержание произведения

Антон Павлович Чехов – известный русский писатель. Его произведения на сегодняшний день издаются более чем на 100 языках. Его бессмертные пьесы ставят во многих театрах мира. Нашей публике писатель более известен своими короткими юмористическими рассказами. «Лошадиная фамилия», «Дама с собачкой», «Каштанка» и многие другие произведения, хорошо знакомые нам с детства, написал А. П. Чехов. «Ванька» (краткое содержание приведено в статье) — это рассказ знаменитого автора, известный нам еще со школьной скамьи. Он написан более ста лет назад и входит в обязательную программу по изучению литературы в начальных классах во всех общеобразовательных школах.Ванька тоскует по деду

Ваньку Жукова, девятилетнего мальчика, отдали в учение в Москву к сапожнику Аляхину. Он — сирота, из родных у него только дед Константин Макарыч. С тех пор как Ванька уехал из деревни, прошло три долгих месяца. Мальчик очень тоскует по своему дедушке, вспоминая каждое мгновение, проведенное с ним. Ванька любит представлять, что делает дед в деревне сейчас. Вот Константин Макарыч, маленький юркий старичок с вечно пьяным лицом и веселыми глазами, болтает с кухарками в людской. Он обожает табак, нюхает его, чихает. А вот он вечером обходит с колотушкой господскую усадьбу – сторожит ее. Его всегда сопровождают две собаки: черный Вьюн и старая Каштанка. С описания Константина Макарыча, единственного родного человека главного героя, начал свое повествование Чехов. «Ванька» (краткое содержание читайте далее) — рассказ, вызывающий с первых строк у читателей симпатию к простому деревенскому мальчишке.

Жалобы Ваньки в письме

Ванька пишет письмо своему деду, в котором описывает все тяготы своей жизни у чужих людей. Доля его, действительно, незавидна. Подмастерья подсмеиваются над ним, заставляют воровать у хозяев и посылают за водкой в кабак. Семья сапожника, в которой он живет, немилостива к нему. Есть дают мало: утром — хлеба, в обед – каши, вечером – тоже хлеба. А за каждую провинность хозяин жестоко наказывает мальчонку. Так, недавно он выволок Ваньку за волосы во двор и бил там его шпандырем. А хозяйка за то, что мальчишка неправильно начал чистить селедку, тыкала в лицо ему рыбой. Но более всего Ванька не любит нянчиться с их ребенком. Когда младенец плачет по ночам, мальчишку заставляют качать его. Спать пацаненку ужасно хочется. И если ему случается заснуть, качая люльку, за это его тоже наказывают. Все это он описал в своем письме к деду. «Ванька» А. П. Чехова – это рассказ о непростой доле крестьянских детей, беззащитных перед волею господ.

Воспоминания Ваньки о счастливом времени в деревне

А еще Ванька любит вспоминать то время, когда он жил в деревне с дедом. Его мать Пелагея служила горничной у господ, и часто мальчик был при ней. Барышня Ольга Игнатьевна была очень благосклонна к ребенку, угощала его леденцами и от нечего делать выучила его писать, читать и даже танцевать кадриль. Но больше всего запомнилось Ваньке Рождество у господ. Перед праздником Константин Макарыч отправлялся в лес за елкой и брал с собой внука. Было ужасно холодно, мороз трещал. А Ваньке было все нипочем. Ведь он был рядом с дедом! Так описывает счастливое житье мальчика в деревне Чехов. «Ванька» (краткое содержание не передает эмоций, остающихся после прочтения произведения в оригинале) — рассказ, вызывающий у читателей острое чувство жалости и желание помочь наивному ребенку.

Довольный Ванька отправляет письмо

Закончив свое письмо, мальчик подписывает его: «На деревню дедушке». А поразмыслив, еще добавляет: «Константину Макарычу». Как отправить послание, Ванька знает. Ведь накануне он расспросил об этом торговцев из мясной лавки. Они рассказали ему, что письма следует опускать в почтовый ящик. Затем их вынимают и развозят по всему свету на тройках с бубенцами. Добежав до первого ящика, довольный собой мальчишка бросает в него письмо. Сделав это, он весело шагает домой. Час спустя Ванька уже сладко спит. Ему снится, как его дед Константин Макарыч сидит на теплой печке, свесив ноги, и читает письмо внука кухаркам. Этим эпизодом заканчивает свое повествование А. П. Чехов. «Ванька» (главные герои рассказа — люди положительные и даже в чем-то наивные) — произведение, вызывающее у читателей сочувствующую улыбку.

Тема детства часто звучит в рассказах писателя. О малолетнем наивном и добром крестьянском мальчике написал свое произведение Чехов. «Ванька» (краткое содержание вы узнали из статьи) — рассказ небольшой, но очень интересный. Советуем прочесть его в полном объеме.

А. П. Чехов, «Ванька»: краткое содержание произведения

Антон Павлович Чехов – известный русский писатель. Его произведения на сегодняшний день издаются более чем на 100 языках. Его бессмертные пьесы ставят во многих театрах мира. Нашей публике писатель более известен своими короткими юмористическими рассказами. «Лошадиная фамилия», «Дама с собачкой», «Каштанка» и многие другие произведения, хорошо знакомые нам с детства, написал А. П. Чехов. «Ванька» (краткое содержание приведено в статье) — это рассказ знаменитого автора, известный нам еще со школьной скамьи. Он написан более ста лет назад и входит в обязательную программу по изучению литературы в начальных классах во всех общеобразовательных школах.Ванька тоскует по деду

Ваньку Жукова, девятилетнего мальчика, отдали в учение в Москву к сапожнику Аляхину. Он — сирота, из родных у него только дед Константин Макарыч. С тех пор как Ванька уехал из деревни, прошло три долгих месяца. Мальчик очень тоскует по своему дедушке, вспоминая каждое мгновение, проведенное с ним. Ванька любит представлять, что делает дед в деревне сейчас. Вот Константин Макарыч, маленький юркий старичок с вечно пьяным лицом и веселыми глазами, болтает с кухарками в людской. Он обожает табак, нюхает его, чихает. А вот он вечером обходит с колотушкой господскую усадьбу – сторожит ее. Его всегда сопровождают две собаки: черный Вьюн и старая Каштанка. С описания Константина Макарыча, единственного родного человека главного героя, начал свое повествование Чехов. «Ванька» (краткое содержание читайте далее) — рассказ, вызывающий с первых строк у читателей симпатию к простому деревенскому мальчишке.

Краткое содержание

Главный герой рассказа – девятилетний Ванька Жуков три месяца назад был отдан на обучение к сапожнику Аляхину.  Ночью перед Рождеством он не спал. Дождавшись пока уйдут хозяева и подмастерья, он принялся писать письмо дедушке Константину Макарычу. Его дед служил ночным сторожем у господ Живаревых. Он был невысоким, худощавым, подвижным стариком, которому исполнилось шестьдесят пять лет.

У Ваньки никого не осталось, кроме дедушки, поэтому он очень хотел поздравить его с Рождеством. Также в письме он рассказывал о том, как ему живется у сапожника. Недавно он получил «выволочку» за то, что уснул, пока качал ребенка хозяина. А потом получил селедкой по лицу за то, что неправильно эту селедку чистил. Подмастерья над ним смеются, посылают за водкой в кабак, и заставляют воровать огурцы у хозяина. Хозяева бьют, чем придется, плохо кормят. Спит Ванька в сенях, а если хозяйский ребенок плачет, то и вовсе не спит, а качает люльку.

Затем Ванька стал просить дедушку забрать его домой в деревню, пока он здесь не умер. Он признался, что хотел сам в деревню сбежать, но боится мороза, потому что у него нет сапог.

Дальше Ванька описывает Москву, в которой много господских домов, и торговых лавок. Ему не нравилось в большом городе, он хотел обратно в деревню. Хозяйка дома, в котором дедушка Ваньки служил сторожем, была доброй женщиной. Мать Ваньки Пелагея тоже работала в этом доме, она была горничной Ольги Игнатьевны. Ольга Игнатьевна баловала сына своей горничной леденцами, а от нечего делать даже научила его читать, писать и считать до ста. После смерти матери Ваньку поселили с дедом в людской, а потом отправили в Москву к сапожнику Аляхину.     

Письмо Ванька сложил в заранее подготовленный конверт и написал адрес: на деревню дедушке. Потом дописал еще, что Константину Макарычу. Затем он в одной рубахе выскочил на улицу, добежал до первого почтового ящика, и опустил туда заветное письмо.

Этой ночью Ванька крепко спал, убаюканный светлыми надеждами. Снился ему его дедушка.

Темы

  1. Тема надежды . Основная тема рассказа, обосновывающая, кажущиеся максимально наивными, действия главного героя. За 3 месяца пребывания на Ваньку было оказано достаточно эмоционального давления, чтобы он отрекся от идеи справедливости и доброты. Так бы и было, не будь он еще ребенком. Потому как основа детского мировоззрения — любовь, которую, как известно, не изжить ничем. Но Ванька свято верит в чуть ли не сакральный для него образ деда, как единственного человека, способного спасти его из этого добровольного плена. В Ваньке Жукове Чехов отражает чистую, полную веры душу, перспективы на счастье которой, однако, едва ли прослеживаются.
  2. Тема детства . Как уже говорилось выше, тема детства была обожаема Чеховым, как человеком, чей жизненный опыт, приобретенный за детство, помог ему стать здравомыслящим, эмпатичным человеком и гениальным писателем гораздо раньше не уступавших ему по таланту современников. В “Ваньке” тема детства раскрыта в контексте “сиротства”, т.е. на примере отсутствия детства у мальчика, Чехов доказывает необходимость педагогических и социальных вложений со стороны общества, обязанного обеспечить детям то, чего они заслуживают.
  3. Тема мещанства. Раскрывается автором за счет таких персонажей, как Аляхин и его супруга. Аляхины — пример людей, практикующих чуть ли не первобытные подходы ко всему: ведению домашнего хозяйства, воспитанию, обучению. Сложно представить, чему, кроме обувного дела и ненависти, может обучить Ваньку Аляхин. Его мировоззрение ограничено теми опрощенными морально-этическими нормами, которые приняты в ремесленнических кварталах Москвы, в которых, во основном из-за тяжелых условий труда и бедности, образовалась обособленная культура взглядов на остальной мир, полный неблагодарных и высокомерных потребителей.
  4. Тема агрессии . Она раскрыта Чеховым своеобразно: Аляхины ни разу не имели объективных причин для применения грубой физической силы по отношению к Ваньке. Тем не менее, Ваньке приходилось терпеть побои и унижения, незаслуженно ему адресуемые. Чехов показывает, что зло и склонность к насилию естественно существуют в любом человеке и активно руководят действиями безвольного тела, не имеющего должного эмоционального интеллекта, позволяющего их сдерживать.

История создания

Существует мнение, что рассказ является повествованием о детстве самого писателя. Он не видел детства таким, каким его принято представлять. Жизнь в бедности заставляла рано взрослеть. Писатель с детства трудился и до того уставал, что о детских играх и забавах не было и речи. Скорее всего, его болезнь явилась следствием непосильного детского труда. И это болезнь привела его к ранней смерти. На фоне изматывающей его болезни Антон Павлович пишет свой рассказ «Ванька». Предчувствуя скорый конец, автор внимательно вдумывается в детскую психологию. Причем предметом его изучения является психология ребенка, который по-взрослому способен понять душевную боль, мучившую его. Есть две версии, кто мог стать прообразом Ваньки. Одни критики считают, что это рассказ писателя о своем детстве, другие отождествляют образ Ваньки с родственником Михаилом, которого отец отослал обучаться мастерству.

Характеристики главных героев

  1. Ванька. Девятилетний мальчик, не по годам умен. Никто не занимался с ним учебой. При этом Ваня пишет письмо, которое трудно написать даже старшекласснику. Письмо, большое по объему, написано душевно и складно.

Ваня делится с дедом своим тяжелым положением, рассказывает о жизни, в которой нет просвета. Но в то же время мальчик полон воспоминаний о сельской жизни, где он был счастлив, ходил с дедом январским днем за елкой. Эти воспоминания остались единственным светлым пятном в его жизни. В городе мальчик забыл, что такое счастье, расстался с детством. По всему чувствуется, как он взросло мыслит.

  1. Дедушка Ваньки. Зовут его Константин Макарыч. Он служит при господах Живаревых сторожем. У него узкий круг интересов. Ему достаточно покурить любимый табачок, от запаха его дыма душа деда наполняется счастьем.

Константин Макарыч обходит вверенные ему владения с колотушкой. Разговоры с дворовыми работниками, приятный сон на теплой печи доставляют ему великую радость. Для Вани он является другом и наставником, все детские воспоминания мальчик сводит к общению с ним.

  1. Сапожник Аляхин. Он является хозяином кожевенной мастерской. По натуре он деспот. Для работы берет себе подмастерьев, мальчиков из бедных семей. Аляхин дает мальчишкам заработать гроши, кормит их плохо. От недоедания подмастерья велят Ваньке воровать огурцы из бочки.

Ванька видит от хозяина одни оплеухи и не слышит ни одного доброго слова. Естественно, что мальчик жалуется деду в письме, потому что терпеть такое просто невозможно.

  1. Супруга Аляхина. Деспотичная и невоспитанная мещанка, не имеющая никаких понятий о воспитании детей. Унижает Ваню, тыкая в нос рыбой, которую он не так чистит, как хотелось бы ей.
  2. Барыня Живарева Ольга Игнатьевна. Только теплые воспоминания остались в Ванькиной душе при воспоминании об этой женщине. Она хозяйка усадьбы, где работает ее дед и была горничной покойная мама. Ольга Игнатьевна стала единственным педагогом в жизни мальчика, которая научила его читать, писать считать и даже танцевать.
  3. Покойная мать Ваньки Пелагея. Мало сказано в рассказе об этой женщине. Видно только, что она добра и исполнительна в работе.

Темы произведения

  • Тема надежды. Эта тема неярко прослеживается в рассказе, но все-таки Ванька не теряет надежду обрести счастье в лице деда;
  • Тема детства. Эта тема показана образом мальчика-сироты, которому общество не помогает ничем, и он выживает, как может;
  • Тема мещанства. Эта тема представлена образами супругов Аляхиных. Все в них является застарелым: образ жизни, вопрос воспитания, обучения.
  • Тема деспотизма. Казалось бы, не было никакого повода так жестоко относиться к своим нанятым работникам-детям. Однако Аляхин себе это позволяет.

Главная идея рассказа в том, что дети незаслуженно страдают за грехи взрослых и никто не помогает им нести тяжкий крест. Рассказ «Ванька» не оставляет читателей равнодушными. Поэтому ценность этого произведения не уменьшается с годами. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

«Ванька» — читательский дневник по рассказу А. Чехова

Рассказ «Ванька» Антона Чехова был написан и опубликован в 1886 году.

Описание книги для читательского дневника

Чехов Антон ПавловичНазвание произведения: «Ванька»Жанр: рассказГод написания: 1886Издательство: НИГМАГод издания: 2015

Главные герои и их краткая характеристика

Ванька Жуков – девятилетний мальчик, вечно голодный, несчастный, забитый, находится в услужении у сапожника. Константин Макарыч – дед Ваньки, веселый, очень добрый, работает ночным сторожем. Аляхин – сапожник, жестокий, злой, равнодушный человек.

Краткое содержание и сюжет

Сиротке Ваньке Жукову было всего девять лет, когда его отдали на обучение сапожнику Аляхину. Раньше он жил в деревне с дедушкой, а теперь он уже три месяца находился в полном подчинении у злого, жестокого человека.

В канун Рождества, дождавшись, когда хозяева отправились в церковь на службу, мальчик достал чернила, бумагу, и принялся писать письмо любимому дедушке – веселому, доброму старичку Константину Макарычу, который работал сторожем в господском доме.

С детской искренностью и непосредственностью Ванька стал описывать все свои злоключения: как ему попало от хозяйки за то, что он неправильно чистил селедку, или как хозяин выпорол его ремнем, когда он уснул над люлькой хозяйского ребенка.

Затем мальчик принялся вспоминать, как хорошо ему жилось в деревне. Когда была жива мама, убиравшая в доме у господ, молодая барышня часто угощала Ваньку сладостями, и от скуки научила его чтению и письму. Мальчику вспомнилось, как они с дедушкой ходили рубить елку к Рождеству, и выбрали самое красивое, стройное и пушное деревце.

Затем Ванька опять отвлекся, и принялся описывать Москву, которая поразила его своими размерами, обилием красивых господских домов и лошадей. Вот только овец здесь не было, и собаки вовсе не злые.

В конце письма Ванька не выдержал, и стал умолять деда забрать его отсюда. Ему было так плохо у чужих людей, что слов нет: он постоянно голодал, его били, и от тоски он часто плакал. Мальчик бы и пешком добрался до деревни, но боялся замерзнуть по дороге. Окончив писать, Ванька указал на конверте адрес «На деревню дедушке». Опустив письмо в почтовый ящик, мальчик спокойно уснул.

Очень краткое содержание для читательского дневника

В ночь перед Рождеством Ванька стал писать письмо дедушке. Он представил, что дедушка сейчас смотрит на церковь и балагурит с дворней. Ванька рассказал, что его бьют, плохо кормят и не дают спать. Он описал магазины Москвы и вспомнил, как ходил за елкой в лес. Ванька попросил забрать его и подписал письмо. Ванька отправил письмо и лег спать.

План пересказа

  • Ночь перед Рождеством.
  • Ванька пишет письмо деду.
  • Мальчик описывает свою горькую жизнь у сапожника.
  • Счастливые воспоминания Ваньки.
  • Описание Москвы.
  • Ванька умоляет деда забрать его.
  • Мальчик подписывает письмо и отправляет его.
  • Безмятежный сон Ваньки.

Чему учит

Рассказ учит любви, милосердию, доброте, хорошему отношению к людям, особенно, к детям. Также учит терпению, надежде на светлое будущее.

Меня очень тронул это рассказ. Мальчика Ваньку очень жалко, ведь его письмо конечно не дойдет до дедушки, потому что мальчик не указал адрес. А значит жизнь мальчика не изменится. Но пока он спит, он счастлив, ведь сон — лучший лекарь. И может быть, дедушка сам решит приехать проведать мальчика на Рождество, а значит и заберет его домой. Ведь на Рождество случаются разные чудеса.

Вывод и мое мнение

Любой ребенок, независимо от его происхождения, достоин счастливого, беззаботного детства. Ванька Жуков был этого лишен, и очень страдал. Он не понимал, почему должен мучиться у злого сапожника, когда совсем рядом живет его любимый дедушка. Хочется верить, что чудо произойдет, и на Рождество приедет старик-сторож и заберет внука домой.

Пословицы

  • Счастье скоро покидает, а надежда никогда.
  • Всякое дело терпеньем одолеть можно.
  • Все хорошо, что хорошо кончается.
  • Всякому терпенью бывает конец.
  • За сироту только бог заступится.

Отзыв

(275 слов) Главная мысль рассказа «Ванька» заключается в том, что взрослым нельзя быть равнодушными к беззащитным детям, нельзя вырывать ребёнка из родной среды. Ванька остался сиротой. От него сразу же захотели избавиться и отправили из деревни, где он был окружён добротой, в большой город на работу, в непривычную, тяжёлую для ребёнка обстановку. Чехов высмеивает главные пороки общества — жестокосердие, малодушие, грубость, неспособность к состраданию. Уважать маленького человека — это то, чему учит автор. Нужно быть внимательным к тем, кто не может за себя постоять, кто одинок и наивен. Такова мораль рассказа «Ванька».

Произведение заставляет задуматься о том, что использовать детский труд неприемлемо. Ребёнок должен получать образование, но в то время для бедных это было невозможно. В деревне барышня от скуки обучила мальчика грамоте. В трудную минуту это помогло Ваньке — он смог написать письмо дедушке, но конверт подписал неверно: не указал точный адрес.

Мне понравился рассказ «Ванька» тем, что ребёнок свято верит, что сможет уйти от зла и жестокости, которые на него обрушились. Мальчика очень жаль, ведь после смерти матери для него наступили трудные времена. Ванька терпит унижения и побои, которых не заслуживает. В нём живёт искренняя и безусловная любовь к Константину Макарычу, у него доброе сердце, кроткий и незлобивый характер. Несмотря на все трудности, мальчик остаётся чистым душой. Таково моё отношение к главному герою рассказа «Ванька».

Моё впечатление от рассказа «Ванька» грустное. А.П. Чехов показывает нам судьбу ребёнка, брошенного на произвол судьбы. Его последней надеждой было письмо к дедушке. Он теряет и эту надежду, сам того не подозревая. В произведении показана безысходность маленького мальчика, наивно полагающего, что Константин Макарыч приедет за ним, прочитав его трогательное письмо. В этом заключается трагедия произведения «Ванька». Таково моё мнение о рассказе А.П. Чехова.

Польза рассказа

Невозможно читать краткое содержание «Ванька» Чехова без сострадания, впрочем, как и полную версию. Судьба мальчика, его искренняя надежда, что дед получит письмо и обязательно поможет, заставляют сжиматься сердца поклонников творчества писателя.

Сюжет произведения довольно прост, но оставляет впечатление после прочтения, заставляет задуматься о собственной жизни, пересмотреть свои ценности. Несколько дней после ознакомления с повестью невозможно не думать о сиротах, их несчастливой судьбе и вечной нужде.

Сказка учит нескольким вещам одновременно:

  • ценить родителей (ведь пока они живы, есть кому пожаловаться и у кого попросить защиты);
  • быть сострадательным к обездоленным детям;
  • не проявлять насилия к беззащитному;
  • доброте;
  • не жаловаться на отсутствие определённой побрякушки, ведь есть люди, у которых нет и куска хлеба на ужин;
  • быть благодарным за кров и тёплую постель, если человек это имеет;
  • верить в лучшее и не терять надежды.

А также при анализе произведения видно, как скучает малыш по родным местам. Он пишет, что в Москве дома богатые и лошади красивые, в магазине можно купить различные крючки для рыбалки, но только нет овец и собаки не злые. Даже поразившие паренька вещи не могут разогнать тоску о доме.

Писатель не зря выбрал ночь перед праздником Рождества для сюжета, это делает произведение более проникновенным, и у сердобольных читателей появляется надежда, что мольбы главного героя будут услышаны, свершится чудо, дед заберёт ребёнка от злого и равнодушного сапожника.

Хотя сама повесть небольшая, но краткий пересказ «Ваньки» Чехова может быть использован для пополнения читательского дневника.

Действующие лица

В произведении один герой — Ванька. Другие персонажи необходимы для раскрытия сюжета и характеристики Ваньки и его жизни. Среди всех действующих лиц выделяют:

  1. Ванька Жуков — сирота, попавший к злому сапожнику. Мальчик все время голодает, не видит добра, сталкивается только со злостью. Это несчастный и забитый ребенок.
  2. Константин Макарыч — дедушка мальчика. Ему 65 лет. Это очень веселый, добрый старик. Он работает ночным сторожем в доме господ, заигрывает с прислугой и нюхает табак.
  3. Ольга Ивановна — женщина, которая обучала Ваньку грамоте, угощала леденцами. Только в момент отправки ребенка в столицу она не замолвила за него слово.
  4. Сапожник Аляхин и его жена — эти люди забрали к себе сироту. Они православные христиане, но при этом ведут отнюдь не евангельский образ жизни, не имеют милосердия. К Ваньке ужасно относятся: бьют по любому поводу, не кормят толком, не заботятся о нем и не уделяют должного внимания, а только нещадно эксплуатируют.

Популярные сочинения

  • Сочинение Витя из рассказа Конь с розовой гривой (характеристика и образ) Мальчик Витя — главный герой автобиографического рассказа В.П. Астафьева Конь с розовой гривой
  • Сочинение-описание картины Будущие летчики Дейнеки (6 класс обществознание) Картина Александра Александровича создавалась в Крыму. Незадолго до начала Великой Отечественной войны. Скорее всего, Александр сам очень любил самолёты и всё, что с ними связано. В те годы почти все мальчишки мечтали быть лётчиками и космонавтами.
  • Сочинение Иван Тимофеевич в повести Олеся Куприна (Образ и характеристика) Иван Тимофеевич — главный герой и рассказчик повести «Олеся». Это интеллигентный молодой барин высокого роста, худощавого телосложения. Он получил хорошее воспитание и образование в городе.

Жанр и направление

Небольшой объем изложенной рассказчиком конкретной истории из жизни конкретного человека позволяет отнести “Ваньку” к произведению из разряда новеллистики — рассказу, выражаясь проще. Острота проблемы, поднятой Чеховым, позволяет отнести рассказ произведениям разряда социально-обличительной беллетристики. Безусловно, Чехов не осуждает никого открыто, но даже травмированный и уничиженный детский рассудок, через который нам сообщается история в красках, передает все подробности мещанства и хищничества, изничтожающего Россию изнутри. Направление творчества Чехова — реализм.

Однако вопрос конкретной жанровой принадлежности рассказа не решен до сих пор. Существует два основных пути, по которым эксперты присваивают “Ваньке” узкоспециализированный жанр.

  1. Так, литературоведом Г.Г. Рамазановой были сформулированы положения первой теории, которая отмечает сосуществование в рассказе жизнеутверждающих рождественских мотивов волшебства и справедливости с картинами, описывающими безнадежное положение Ваньки Жукова, обреченного на продолжение пытки детской души в каземате взрослой алчности. Этот синтез противоположных в целом идей и надежд позволяет причислить произведение к жанру “антирождественских рассказов”, которым еще до Чехова в совершенстве овладел Ч. Диккенс.
  2. Автор второй, весьма неординарной, теории — И. А. Есаулов считает, что рассказ от начала до конца позитивен, и завершающие фрагменты произведения вовсе не хоронят надежду на счастье Ваньки, а наоборот, возрождают и утверждают ее. Есаулов в своих размышлениях опирается на факт того, что каждый взгляд, брошенный на отражение свечи в оконном стекле — есть ничто иное, как преодоление границы между московским и деревенским миром: стоит Ваньке взглянуть на пламя, как в рассказе меняются времена глаголов. Так, городские воспоминания иногда фиксируются в прошедшем времени, а картины-воспоминания — в настоящем. А финальная сцена рассказа, когда Константин Макарович, свесив ночи с печи, читает письмо Ваньки, написана Чеховым с использованием глаголов как раз-таки в настоящего времени. Это позволяет нам считать, что чудо все же произошло, и заветное письмо нашло нужную деревню и нужного дедушку.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: