Краткое содержание повести «старосветские помещики» гоголя

«старосветские помещики» за 4 минуты. краткое содержание повести гоголя

Краткое содержание

Жизнь, которую ведут владельцы отдаленных деревень, привлекает автора тем, что страсти и желания не существуют в их мире.

Особенно дорога ему память о двух старичках «прошедшего века». Афанасий Иванович ходил в бараньем тулупчике, был очень улыбчивым человеком. Пульхерия Ивановна редко смеялась, но ее лицо светилось добротой. На их лицах была написана тихая и спокойная жизнь. У них не было детей. Вся нерастраченная любовь и нежность сосредоточилась друг на друге. Афанасий Иванович увез Пульхерию Ивановну из отчего дома, потому что родители были против их брака. Тогда ему было тридцать лет. С тех пор прошло еще столько же, а они по-прежнему счастливы.

Они жили уединенно и всегда радовались гостям. Афанасий Иванович слушал приезжих с улыбкой, иногда сам рассказывал что-нибудь.

Комнаты в доме были маленькие, низенькие и очень теплые. На стенах висели картины в узких рамках. Комната хозяйки была уставлена сундуками. Скрип дверей в доме автор называет пением. Каждая дверь имела свой голос.

В девичьей всегда было много девушек, которым хозяйка давала разные задания. Они же чаще всего спали на кухне вместо того, чтобы заниматься делом. Пульхерия Ивановна всегда следила за их нравственностью. Несмотря на это, какая-нибудь из них начинала полнеть. Это было еще более удивительно, потому что холостых мужчин в доме не было.

Афанасий Иванович почти не занимался хозяйством, «бремя правления» лежало на Пульхерии Ивановне. Она открывала и запирала кладовую, делала заготовки, в остальные дела не вникала. Приказчик и войт обворовывали их немилосердно. Они считали, что барам будет достаточно и половины всего. Земля давала большие урожаи, а старичкам требовалось так мало, что хищения оставались незаметными.

Супруги очень любили покушать. Вставали они рано. После «кофею» Афанасий Иванович шел во двор, где вел с приказчиком разговоры и давал ему указания. После этого возвращался в дом и предлагал супруге перекусить чего-нибудь. За час до обеда он выпивал чарку водки, заедал грибочками, рыбкой. Обедали они в двенадцать часов. После обеда отдыхали. Через час Пульхерия Ивановна приносила арбуз, который «немедленно исчезал».

Потом они шли погулять в саду. Вернувшись, старушка шла по своим делам, Афанасий Иванович садился под навесом и наблюдал, как хлопочет дворня.

«Перед ужином Афанасий Иванович еще кое-чего закушивал». В половине десятого они ужинали. После чего отправлялись спать.

Иногда Афанасий Иванович любил пошутить и поговорить о чем-нибудь постороннем.

Когда в доме бывали гости, все в доме преображалось. Старички выносили для гостей все самое лучшее. Гости должны были обязательно остаться ночевать. Пульхерия Ивановна рассказывала гостям обо всех блюдах, напитках, об их чудодейственных свойствах.

У Пульхерии Ивановны была серенькая кошечка, которую она любила за чистоплотность и дружелюбность. Она всегда спала у ног хозяйки. Однажды кошка пропала. Через некоторое время она вернулась, напуганная и одичавшая. Пульхерия Ивановна приманила ее и приказала дать ей мяса и молока. Кошка наелась и выпрыгнула в окно.

Помещица задумалась. Ее размышления привели ее к тому, что смерть в обличии кошки приходила за ней. Она сказала, что не переживет это лето. Старушка сделала по этому поводу необходимые распоряжения. Афанасий Иванович плакал и просил ее не говорить об этом. Пульхерия Ивановна наказала ключнице Явдохе смотреть за барином, чтобы он ни в чем не нуждался. Она распорядилась по хозяйству таким образом, чтобы после ее смерти «Афанасий Иванович не заметил ее отсутствия».

Через несколько дней она слегла и уже не поднялась. Афанасий Иванович до последнего не отходил от нее. Придя домой после похорон, он ощутил необыкновенную пустоту в доме. Он долго и безутешно рыдал.

Автор заехал навестить старичка через пять лет после смерти хозяйки. Во дворе он видит разруху. Сам хозяин не смог оправиться после смерти супруги. Он рассеян и задумчив. Афанасий Иванович улыбнулся, увидев его. Он был задумчив, бесчувствен, плохо понимал, что делает. Вспомнив о жене, разрыдался. Автор удивился тому, как велика его печаль.

Вскоре Афанасий Иванович умер. Незадолго до этого он пошел прогуляться по саду, и вдруг услышал голос жены. Ему показалось, что она зовет его. С этого момента он стал таять, как свечка. Перед смертью он попросил похоронить его рядом с женой. Его последнюю волю выполнили.

Дом опустел. Приехал какой-то дальний родственник, наследник имения, большой реформатор. Он попытался навести во всем порядок, но через полгода имение взяли в опеку. Это привело к окончательной разрухе.

Краткое содержание

Рассказчик (лицо обобщённое, человек из народа, но есть в нём что-то и от писателя) предается воспоминаниям о двух старичках «прошедшего века, которых, увы! теперь уже нет».

Афанасий Иванович Товстогуб и его супруга Пульхерия Ивановна ведут «скромную жизнь тех уединенных владетелей отдаленных деревень, которых в Малороссии обыкновенно называют старосветскими». Ничто не нарушает привычный ход их спокойной размеренной жизни, такой тихой, что погрузившись в нее, понимаешь – на свете нет места ни печалям, ни разочарованиям.

Афанасию Ивановичу – шестьдесят лет, Пульхерия Ивановна моложе своего супруга на пять лет. На лице Товстогуба почти всегда играет легкая улыбка, независимо от того, рассказывает он что-либо или просто слушает. Жена его, напротив, женщина серьезная, которую крайне сложно рассмешить. Но в лице и глазах ее «написано столько доброты, столько готовности угостить вас всем, что было у них лучшего», что улыбка на этом славном добром лице была бы уже слишком слащавой.

По лицам обоих супругов можно с легкостью прочесть всю их жизнь – ясную и спокойную, не отягощенную сильными душевными страданиями или дурными поступками. Детей у них никогда не было, и всю силу своей любви и сердечной привязанности они направляют друг на друга.

Маленькие низенькие комнаты в их доме заполнены всевозможными вещицами, и в каждой из них расположена большая печь – старики очень любят тепло.

Афанасий Иванович практически не занимается хозяйством, и «все бремя правления» лежит на его дражайшей супруге. Ежедневные обязанности Пульхерии Ивановны заключаются «в беспрестанном отпирании и запирании кладовой, в солении, сушении, варении бесчисленного множества фруктов и растений».

В «прочие хозяйственные статьи вне двора» Пульхерия Ивановна не вмешивается, чем пользуется наглый приказчик, безбожно обкрадывающий супружескую пару. Но благословенная земля дает такие богатые урожаи и «производит все в таком множестве», что «все эти страшные хищения казались вовсе незаметными в их хозяйстве».

Для Пульхерии Ивановны и Афанасия Ивановна единственной сильной их страстью является любовь к еде. В течение дня, помимо основных приемов пищи, они беспрестанно что-то перекусывают.

Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна буквально преображаются с приходом гостей. Они стараются всячески угодить и угостить самым лучшим, что только уродило их хозяйство. При этом гость ни в коем случае не отпускается восвояси того же дня: «он должен был непременно переночевать» в доме радушных хозяев.

Тихой чередой идут мирные дни супружеской пары, живущей в необыкновенной гармонии. Но однажды их привычный уклад нарушается одним непримечательным событием. Дикие коты заманивают в лес домашнюю серую кошечку – любимицу Пульхерии Ивановны. Спустя три дня беглянка возвращается, чрезвычайно худая и изможденная. Она отъедается у доброй хозяйки, но, не дав той погладить себя, выскакивает в окно. Бедная женщина уверена, что это смерть ее приходила за ней, и она непременно умрет этим летом.

Пульхерия Ивановна делится своим предчувствием с супругом и переживает лишь о том, что некому будет за ним ухаживать. Она наказывает своей ключнице следить за паном и беречь его, «как глаза своего, как свое родное дитя». Полная уверенность женщины в своей близкой кончине «так была сильна и состояние души ее так было к этому настроено», что спустя несколько дней она умирает.

Афанасий Иванович поражен: он не осознает, что происходит, и глядит на все бесчувственно. Но, придя после похорон в пустой дом, он рыдает сильно и безутешно, и слезы, словно река, льются из его тусклых глаз.

Спустя пять лет после печального события рассказчик вновь приезжает в знакомый дом. Он поражается той разрухе, что царит во дворе. Хозяин так и не смог свыкнуться с потерей любимого человека: он стал рассеян, задумчив, неряшлив.

Однажды, гуляя по саду, Афанасий Иванович слышит, будто кто-то зовет его по имени, но никого не видит вокруг. Тогда он понимает, что это Пульхерия Ивановна зовет его к себе. Покорившись своему убеждению, он «сохнул, кашлял, таял как свечка и наконец угас». Все, что он успел перед своей кончиной, – попросить похоронить рядом с супругой.

После смерти супружеской четы их имущество было растащено ключницей и приказчиком. Неизвестно откуда взявшийся дальний родственник окончательно пустил по ветру нажитое долгими годами добро Товстогубов.

Действующие лица повести

В повести, которой автор детально описывает жизнь старых помещиков, действующих лиц немного. А вот к главным героям этого произведения можно отнести:

★Старосветского помещика Афанасия Ивановича Товстогуба ★Жена помещика — Пульхерия Ивановна Товстогубиха.

По тексту сюжета читатель очень скоро отметит для себя, что герои этой повести люди простые и очень скромные. Эти кроткие существа смыслом своей жизни сделали заботу друг о друге. Они очень радушны и всегда искренне радуются гостям. Казалось, что теперь они живут лишь только для гостей. Накрывался сразу же стол, словно они знали о посещении, причем на этот стол ставилось все самое лучшее, что было в доме. Но автор противопоставляет им других лиц, которые живут уже по-другому:

•Ключница Явдоха. •Приказчик Ничипор. •Дворовые девки. •Комнатный мальчик. •Любимая кошка Пульхерии Ивановны.

Но и большая часть остальной России противопоставлена этим старикам, которые бесхитростны и равнодушны. «Низкие малороссияне» ябедничают, жадничают, сдирают последнюю копейку со своих же земляков. По мнению автора, так и наживают они себе капитал. Поэтому на фоне этих людей, стремящихся к наживе и власти, идиллия старых помещиков кажется иронической и смешной.

Но чем дальше продолжает развиваться эта история, тем интереснее становится психологические характеристики Гоголя. Например, в главном герое в самой начале повести он отмечает его улыбку, которая всегда была на его лице. Но ближе через время, вспоминая все о той же улыбке, он говорит так об Афанасии Ивановиче:

«Он всегда слушал с приятною улыбкой гостей».

Так добрый помещик пытался воздействовать на своих собеседников, гостей, показывая, что все скоро образумиться и будет хорошо и замечательно.

Но сами герои не развиваются, и их существование сосредоточилось вокруг растений. Они переживают лишь только о хорошем урожае, больше их ничего не интересует. И каждый день у них похож на вчерашний. Поэтому с таким радушием они принимают гостей, которые приносят разнообразие в их жизнь. И тогда они могут продемонстрировать все изделия, которые есть на кухне. Нарисованная автором идиллия этих двух людей неяркая и неживая, ведь в ней нет никаких волнений души, и она не содержит никаких эмоций.

Главные герои

Афанасий Иванович Товстогуб

– хозяин небольшого богатого поместья, гостеприимный хозяин.

Пульхерия Ивановна Товстогуб

– его супруга, женщина очень добрая, мягкая, хозяйственная.

Рассказчик, в котором легко угадывается Николай Васильевич Гоголь, предается воспоминаниям о двух старичках « прошедшего века, которых, увы! теперь уже нет ».

Афанасий Иванович Товстогуб и его супруга Пульхерия Ивановна ведут « скромную жизнь тех уединенных владетелей отдаленных деревень, которых в Малороссии обыкновенно называют старосветскими ». Ничто не нарушает привычный ход их спокойной размеренной жизни, такой тихой, что погрузившись в нее, понимаешь – на свете нет места ни печалям, ни разочарованиям.

Афанасию Ивановичу – шестьдесят лет, Пульхерия Ивановна моложе своего супруга на пять лет. На лице Товстогуба почти всегда играет легкая улыбка, независимо от того, рассказывает он что-либо или просто слушает. Жена его, напротив, женщина серьезная, которую крайне сложно рассмешить. Но в лице и глазах ее « написано столько доброты, столько готовности угостить вас всем, что было у них лучшего », что улыбка на этом славном добром лице была бы уже слишком слащавой.

По лицам обоих супругов можно с легкостью прочесть всю их жизнь – ясную и спокойную, не отягощенную сильными душевными страданиями или дурными поступками. Детей у них никогда не было, и всю силу своей любви и сердечной привязанности они направляют друг на друга.

Маленькие низенькие комнаты в их доме заполнены всевозможными вещицами, и в каждой из них расположена большая печь – старики очень любят тепло.

Афанасий Иванович практически не занимается хозяйством, и « все бремя правления » лежит на его дражайшей супруге. Ежедневные обязанности Пульхерии Ивановны заключаются « в беспрестанном отпирании и запирании кладовой, в солении, сушении, варении бесчисленного множества фруктов и растений ».

В « прочие хозяйственные статьи вне двора » Пульхерия Ивановна не вмешивается, чем пользуется наглый приказчик, безбожно обкрадывающий супружескую пару. Но благословенная земля дает такие богатые урожаи и « производит все в таком множестве », что « что все эти страшные хищения казались вовсе незаметными в их хозяйстве ».

Для Пульхерии Ивановны и Афанасия Ивановна единственной сильной их страстью является любовь к еде. В течение дня, помимо основных приемов пищи, они беспрестанно что-то перекусывают.

Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна буквально преображаются с приходом гостей. Они стараются всячески угодить и угостить самым лучшим, что только уродило их хозяйство. При этом гость ни в коем случае не отпускается восвояси того же дня – « он должен был непременно переночевать » в доме радушных хозяев.

Тихой чередой идут мирные дни супружеской пары, живущей в необыкновенной гармонии. Но однажды их привычный уклад нарушается одним непримечательным событием. Дикие коты сманивают в лес домашнюю серую кошечку – любимицу Пульхерии Ивановны. Спустя три дня беглянка возвращается, чрезвычайно худая и изможденная. Она отъедается у доброй хозяйки, но, не дав той погладить себя, выскакивает в окно. Бедная женщина уверена, что это смерть ее приходила за ней, и она непременно умрет этим летом.

Пульхерия Ивановна делится своим предчувствием с супругом, и переживает лишь о том, что некому будет за ним ухаживать. Он наказывает своей ключнице следить за паном и беречь его, « как глаза своего, как свое родное дитя ». Полная уверенность женщины в своей близкой кончине « так была сильна и состояние души ее так было к этому настроено », что спустя несколько дней она умирает.

Афанасий Иванович поражен – он не осознает, что происходит, и глядит на все бесчувственно. Но, придя после похорон в пустой дом, он рыдает сильно и безутешно, и слезы, словно река, льются из его тусклых глаз.

Спустя пять лет после печального события рассказчик вновь приезжает в знакомый дом. Он поражается той разрухе, что царит во дворе. Хозяин так и не смог свыкнуться с потерей любимого человека: он стал рассеян, задумчив, неряшлив.

Однажды, гуляя по саду, Афанасий Иванович слышит, будто кто-то зовет его по имени, но никого не видит вокруг. Тогда он понимает, что это Пульхерия Ивановна зовет его к себе. Покорившись своему убеждению, он « сохнул, кашлял, таял как свечка и наконец угас ». Все, что он успел перед своей кончиной – попросить похоронить рядом с супругой.

После смерти супружеской четы их имущество было растащено ключницей и приказчиком. Неизвестно откуда взявшийся дальний родственник окончательно пустил по ветру нажитое долгими годами добро Товстогубов.

Главная мысль

Многие современники совершенно по-разному поняли замысел автора. Ведь история помещиков Товстогубов может показаться пустой, скучной, бессмысленной. Ничего ценного и интересного в ней нет. Некоторые читатели увидели иронию Гоголя над старой супружеской парой, над их мыслями, желаниями. Такой деятельный человек, как Николай Васильевич, думали они, не может по-настоящему любить таких никчемных стариков, жизнь которых прошла только вокруг разговоров о еде и засолке огурцов. Но идея автора «Старосветских помещиков» заключается в том, чтобы показать тихую гавань настоящего искреннего чувства, которое не только объединяет двух людей, но и делает их добрее, мягче и счастливее.

По моему мнению, писатель начинает повесть именно с искреннего признания в любви их образу жизни, тому старому милому ему укладу, хотя и пишет, что очень был рад окунуться ненадолго в эту атмосферу спокойствия, доброты, радушия и чистосердечия. Их он противопоставляет шуму и толпе Петербурга, торгашам и ябедам, заполонившим столицу. Товстогубы прожили честную, спокойную жизнь. Автор открыто выражает им свою симпатию, хотя и считает их жизнь низменной буколической.

Жизненный уклад

Старички весьма любили вкусно покушать. Едва наступало утро, как дом начинал на все лады скрипеть дверями. На кухне готовились всевозможные яства. Распоряжалась и контролировала все работы Пульхерия Ивановна.

Она постоянно звенела ключами, бес конца открывая и закрывая бесчисленные замки чуланов и амбаров. Хозяйский завтрак начинался с кофе. После следовали коржики с салом, маковые пирожки, соленые рыжики. Завершали трапезу Афанасия Ивановича сушеные рыбки с грибочками под чарку с водкой. Затем следовала беседа хозяина с приказчиком и распоряжения, которые редко выполнялись. Супруги гуляли вместе по саду.

Пульхерия Ивановна после променада занималась хозяйством, а ее муж наблюдал за двором, устроившись в тени навеса. Добродушные и приветливые хозяева поражали гостеприимством. Стоило к ним заехать любому человеку, да еще и задержаться, его непременно каждый час начинали потчевать лучшими блюдами домашнего изготовления. Хозяевам нравились рассказы путешественников. Со стороны казалось, что и жили помещики ради гостей.

Едва навестивший Товстогубов человек начинал собираться к вееру в дорогу, как со всем жаром его принимались убеждать в необходимости ночлега у хозяев. Ни один гость не мог отказать в такой просьбе. В награду он получал ароматный вкуснейший ужин, согревающий и усыпляющий хозяйский рассказ, мягкую и теплую постель. Такой портрет старосветских помещиков дан Гоголем.

По краткому изложению произведения становится ясен авторский замысел, появляется представление о бытии скромных и тихих обитателей дома.

Вий

Хома Брут остался на ночлег у старухи, которая оказалась ведьмой. Ведьма оседлала парня и скакала на нём под ночным небом, пока Хоме не удалось сбросить её с себя. Избив палкой ведьму, Хома в страхе убежал в Киев. Его тут же выслали к сотнику, у которого помирала дочь. Панночка велела отыскать Хому, чтобы именно он читал молитвы у её тела. Отказаться парень не мог и нехотя согласился. Увидев панночку, Хома понял – это и есть та самая ведьма, жаждущая мести.

Две ночи провёл Хома в церкви, молясь у гроба девушки. Каждый раз она вставала из гроба, но не могла прорваться через круг, очерченный Хомой вокруг себя. На третью ночь ведьма вызвала Вия, который смог указать своим приспешникам на Хому. Черти тут же бросились на несчастного, и тот сразу же околел от страха. (Подробнее)

Сюжет произведения

Афанасий Иванович-главный герой повести, который всегда носил тулупчик из бараньей шкуры и отличался своей милой улыбкой. Но зато его жена Пульхерия Ивановна практически никогда не смеялась и не улыбалась, но зато и лицо, и глаза ее излучали много доброты. Эти помещики жили уединенно в далекой деревне, где еще царили старосветские порядки. Их барский домик, низкий и спокойный, гости навещали редко. Поэтому жили они спокойно и равнодушно. Их совсем не тревожили и не волновали те события, которые происходили в мире. У них был свой уютный мир, лишенный чувств.

Во всех комнатах помещичьего домика чего только не было! Различные вещички, которые никому и не нужны были, множество старых и скрипучих дверей, еще больше кладовых, в которых было столько припасов, что ими можно было накормить весь мир. Ведь их приготовлением постоянно целыми сутками занимались практически все придворные, которыми руководила главная героиня. Главные герои ни в чем не имели лишений, поэтому они старательно не замечали того, как и приказчик, да и просто лакеи их обкрадывали.

Детей у них никогда не было, поэтому всю привязанность и любовь они отдали друг другу. Ласково называя друг друга на «вы», старались они заботиться друг о друге и исполнять любое желание своей половинке. Но особенно любили они угощать кого-нибудь, кто гостем ненароком заглянет к ним. Но и сами себе не отказывали они в желании покушать. С утра до вечера жена предлагает Афанасию Ивановичу различные блюда, стараясь предугадать его желания. Но внезапные и совсем неожиданные события навсегда изменят жизнь этого спокойного и мирного старосветского уголка.

Кошка хозяйки, которую пожилая женщина так любила, пропадает, скорее всего, в саду, убежав за котами. Три дня героиня искала ее, и вот когда это исхудавшее создание находится, то после кормления не дает погладить ее, а снова убегает, выскочив в окно. Это происшествие заставляет задуматься бедную старушку, которая долгое время ходила с задумчивым и скучным видом, а потом вдруг неожиданно сообщает своему мужу, что это сама смерть приходила за нею и суждено ей скоро умереть.

Старушка умирает, а Афанасий Иванович долго не может понять и осознать то, что все-таки произошло. И только ощутив одиночество своего дома, начинает рыдать герой. Спустя пять лет повествователь опять посещает дом одинокого помещика, но имение изменилось, стало более ветхим. Изменился и сам герой, который все время тоскует по жене. Он согнулся и часто плачет, особенно когда пытается сказать ее имя. Афанасий Иванович через время тоже умирает. Когда он идет по саду, то слышит голос своей покойной жены. И после этого случая он умирает. Его смерть чем-то напоминает кончину его жены. Перед смертью он просит, чтобы его похоронили рядом с Пульхерею Ивановной. С тех пор дом опустел, а имущество растащено.

Анализ повести Гоголя «Старосветские помещики»

Повесть «Старосветские помещики» входит в сборник «Миргород», который вышел вслед за «Вечерами на хуторе близ Диканьки», и сильно отличается от сказочно-фантастичной книги. В ней описывается жизнь и смерть двух стариков, которые очень дороги Гоголю.

Главная мысль

Многие современники совершенно по-разному поняли замысел автора. Ведь история помещиков Товстогубов может показаться пустой, скучной, бессмысленной. Ничего ценного и интересного в ней нет. Некоторые читатели увидели иронию Гоголя над старой супружеской парой, над их мыслями, желаниями. Такой деятельный человек, как Николай Васильевич, думали они, не может по-настоящему любить таких никчемных стариков, жизнь которых прошла только вокруг разговоров о еде и засолке огурцов. Но идея автора «Старосветских помещиков» заключается в том, чтобы показать тихую гавань настоящего искреннего чувства, которое не только объединяет двух людей, но и делает их добрее, мягче и счастливее.

По моему мнению, писатель начинает повесть именно с искреннего признания в любви их образу жизни, тому старому милому ему укладу, хотя и пишет, что очень был рад окунуться ненадолго в эту атмосферу спокойствия, доброты, радушия и чистосердечия. Их он противопоставляет шуму и толпе Петербурга, торгашам и ябедам, заполонившим столицу. Товстогубы прожили честную, спокойную жизнь. Автор открыто выражает им свою симпатию, хотя и считает их жизнь низменной буколической.

Главные герои

  1. Афанасий Иванович – помещик, высок ростом, всегда ходит в одном и том же бараньем тулупе и беспрестанно дарит окружающим улыбки. Они с супругой были бездетны, и всю свою привязанность посвятили друг другу. Муж очень ласково и нежно обращался к жене, является смешливым и разговорчивым собеседником, которому все любопытно. Он с удовольствием расспрашивает рассказчика о том, что происходит в окружающем мире, так как сам не выбирается из своего родового гнезда.

Тема любви

Гоголь любит людей с их достоинствами и недостатками. И в этом произведении я увидела, что он восхищается, по его мнению, настоящей любовью, которую Товстогубы пронесли через всю жизнь. Это повесть о великой любви. Не зря ей противопоставляется рассказ автора о бешеной страсти одного молодого человека к юной даме, которая умирает. Пылкий влюбленный жутко страдает, несколько раз пытается покончить жизнь самоубийством, но проходит время, и он женится на другой. Прошлое сильное чувство забыто. Это вообще, наверняка, не было любовью.

А вот между Афанасием Ивановичем и Пульхерией Ивановной возникло настоящее высокое чувство, на которое только способны люди. Они постоянно заботятся друг о друге. Пожилая хозяйка дома, как только понимает, что скоро умрет, наказывает ключнице беречь и ухаживать за Афанасием Ивановичем. Она знает, что ему будет очень тяжело без нее.

Боль от потери жены заполняет всю жизнь овдовевшего старика, ее не может вылечить даже время. Тоска и печаль по своей единственной подруге жизни не утихают. Он вскоре умирает.

Особенности произведения

Гоголь очень подробно описывает быт старосветских помещиков, обустройство их комнат, теплоту и уют их дома. Как всегда, с присущей талантливому писателю фантазией он пишет о поющих разными голосами дверях. Все это навевает ему приятные воспоминания о деревенской жизни, в которой он вырос. И читатель вместе с Гоголем, благодаря такому тщательному рассказу почти о каждой мелочи в доме, оказывается в гостях у добродушных помещиков Товстогубов.

Их жизнь во многом типична. Приказчик со старостой воруют безбожно у них под носом, люди в доме тоже, но всего оказывается в достаточном количестве, и остается незаметным для хозяйства.

День Товстогубов состоит из поедания пищи и сна, причем на столе оказывается множество разнообразных блюд, которые непременно все съедаются. Хозяева они очень гостеприимные, и автор любит приезжать к ним и признается, что всегда сильно объедается, но, видно, воздух в Малороссии улучшает пищеварение.

Но вся их простая жизнь, состоящая из мелких забот, меркнет перед большим чувством. Они по-настоящему любили друг друга. Это и есть основная мысль в повести «Старосветские помещики». Весь их путь, кажущийся бестолковым, тонущим в бесполезной суете, освещает их сильная привязанность, искреннее чувство доброты к людям. В этом Гоголь видит настоящую человеческую ценность.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: