«скрипка ротшильда»

Скрипка Ротшильда — рассказ А.П.Чехова. Краткое содержание

Гробовщик Яков Иванов по прозвищу «Бронза» жил в маленьком городке, где его ремесло почти не приносило дохода. Приработок Бронзе доставляла игра на скрипке по свадьбам вместе с местным еврейским оркестром. Во время таких концертов слева от Якова сидел, играя на флейте, рыжий тощий жид с целою сетью красных и синих жилок на лице, который как бы в насмешку носил фамилию известного богача Ротшильда. Жалобная игра Ротшильда так раздражала Бронзу, что он часто придирался к этому еврею и ругался с ним.

Яков жил очень небогато, в старой избе, где была всего одна комната. Из-за бедности он редко бывал в хорошем расположении духа. О прожившей вместе с ним 50 лет жене Марфе Бронза думал мало. Он не жалел её, часто бросался на неё с кулаками, а Марфа всё терпела и молчала.

Однажды в мае Марфа занемогла и слегла. Яков почти не обратил внимания на болезнь жены, но когда он вечером сел от скуки подводить годовой итог своих заработков, та позвала его и сказала, что умирает.

Бронзу поразило лицо жены. Хотя и розовое от жара, оно было необыкновенно ясным и радостным. Казалось, Марфа радуется своему уходу от беспросветной жизни. Яков понял это, и ему стало жутко.

Утром он повёз жену в больницу. Фельдшер Максим Николаич прописал порошки и компресс, но говорил таким тоном, что Бронза сразу догадался: Марфа помрёт очень скоро. Когда они вдвоём вернулись домой, Яков взял свой железный аршин, подошел к жене, снял с нее мерку и тут же начал делать ей гроб.

Марфа лежала молча. Лишь вечером он вдруг подозвала мужа и, радостно глядя, спросила, помнит ли он, как 50 лет назад у них родилась белокурая девочка – вскоре умершая. Яков помнил это плохо, а больше детей в их семье не было.

К утру Марфа скончалась. Её похоронили. По дороге с кладбища Бронзу взяла сильная тоска. Он шёл и думал, как прежде обижал умершую жену. В душе его впервые шевельнулось что-то вроде совести.

Навстречу ему показался улыбавшийся Ротшильд. Кланяясь Якову, он сообщил: глава еврейского оркестра велел быстрее приходить к нему, ибо ожидается хороший заработок на богатой свадьбе. Якову было не до того. Ему хотелось плакать. Он стал гнать Ротшильда, но жид, не зная о его горе, приставал и не желал уходить. Яков бросился на него с кулаками. Перепугавшийся Ротшильд побежал, подпрыгивая и всплескивая руками, под хохот соседских мальчишек.

Бронза побрёл вдоль реки. Увидев стоявшую на берегу вербу, он теперь ясно вспомнил, как когда-то они сидели под ней с Марфой и той самой недолго прожившей маленькой дочкой. В его голову лезла неотвязная мысль о том, как плохо и неправильно он провёл свою жизнь. Вместе со щемящей жалостью к умершей Марфе он чувствовал теперь и раскаяние за то, что сейчас зазря обидел Ротшильда и прежде так плохо относился к нему.

Ночью у Якова начался жар. Утром он через силу пошёл в больницу и по тону фельдшера на осмотре понял, что скоро умрёт. Бронзе не было жалко умирать, но он почему-то жалел оставлять без себя свою скрипку.

Яков вышел со скрипкой из дома, сел на пороге и заиграл. По щекам у него текли слёзы. В калитке показался Ротшильд, который сначала боялся подходить и только знаками показывал Бронзе, что скоро начало свадьбы. Но игра Якова была так печальна, что Ротшильд мало-помалу перестал махать руками, прислушался, закатил от восторга глаза, проговорил: «Ваххх!..» – и тоже заплакал.

Вечером батюшка пришёл исповедовать Бронзу перед смертью. Яков слабым голосом попросил, чтобы после кончины скрипку его отдали Ротшильду.

Теперь в городке все спрашивают: откуда у Ротшильда такая хорошая скрипка? Флейту он давно уже оставил, а на скрипке часто повторяет то же, что играл напоследок Яков, сидя на пороге. Слушатели при этом плачут. Эта новая песня так понравилась в городе, что Ротшильда приглашают к себе наперерыв купцы и чиновники и заставляют играть её по десяти раз.


Краткое содержание других рассказов ЧеховаПолный текст рассказов Чехова

Чехов «Скрипка Ротшильда» – краткое содержание

Гробовщик Яков Иванов по прозвищу «Бронза» жил в маленьком городке, где его ремесло почти не приносило дохода. Приработок Бронзе доставляла игра на скрипке по свадьбам вместе с местным еврейским оркестром. Во время таких концертов слева от Якова сидел, играя на флейте, рыжий тощий еврей с целою сетью красных и синих жилок на лице, который как бы в насмешку носил фамилию известного богача Ротшильда. Жалобная игра Ротшильда так раздражала Бронзу, что он часто придирался к нему и ругался с ним.

Яков жил очень небогато, в старой избе, где была всего одна комната. Из-за бедности он редко бывал в хорошем расположении духа. О прожившей вместе с ним 50 лет жене Марфе Бронза думал мало. Он не жалел её, часто бросался на неё с кулаками, а Марфа всё терпела и молчала.

Однажды в мае Марфа занемогла и слегла. Яков почти не обратил внимания на болезнь жены, но когда он вечером сел от скуки подводить годовой итог своих заработков, та позвала его и сказала, что умирает.

А. П. Чехов. «Скрипка Ротшильда». Аудиокнига

Бронзу поразило лицо жены. Хотя и розовое от жара, оно было необыкновенно ясным и радостным. Казалось, Марфа радуется своему уходу от беспросветной жизни. Яков понял это, и ему стало жутко.

Утром он повёз жену в больницу. Фельдшер Максим Николаич прописал порошки и компресс, но говорил таким тоном, что Бронза сразу догадался: Марфа помрёт очень скоро. Когда они вдвоём вернулись домой, Яков взял свой железный аршин, подошел к жене, снял с нее мерку и тут же начал делать ей гроб.

Марфа лежала молча. Лишь вечером он вдруг подозвала мужа и, радостно глядя, спросила, помнит ли он, как 50 лет назад у них родилась белокурая девочка – вскоре умершая. Яков помнил это плохо, а больше детей в их семье не было.

К утру Марфа скончалась. Её похоронили. По дороге с кладбища Бронзу взяла сильная тоска. Он шёл и думал, как прежде обижал умершую жену. В душе его впервые шевельнулось что-то вроде совести.

Навстречу ему показался улыбавшийся Ротшильд. Кланяясь Якову, он сообщил: глава еврейского оркестра велел быстрее приходить к нему, ибо ожидается хороший заработок на богатой свадьбе. Якову было не до того. Ему хотелось плакать. Он стал гнать Ротшильда, но тот, не зная о его горе, приставал и не желал уходить. Яков бросился на Ротшильда с кулаками. Перепугавшийся еврей побежал, подпрыгивая и всплескивая руками, под хохот соседских мальчишек.

Бронза побрёл вдоль реки. Увидев стоявшую на берегу вербу, он теперь ясно вспомнил, как когда-то они сидели под ней с Марфой и той самой недолго прожившей маленькой дочкой. В его голову лезла неотвязная мысль о том, как плохо и неправильно он провёл свою жизнь. Вместе со щемящей жалостью к умершей Марфе он чувствовал теперь и раскаяние за то, что сейчас зазря обидел Ротшильда и прежде так плохо относился к нему.

Ночью у Якова начался жар. Утром он через силу пошёл в больницу и по тону фельдшера на осмотре понял, что скоро умрёт. Бронзе не было жалко умирать, но он почему-то жалел оставлять без себя свою скрипку.

Яков вышел со скрипкой из дома, сел на пороге и заиграл. По щекам у него текли слёзы. В калитке показался Ротшильд, который сначала боялся подходить и только знаками показывал Бронзе, что скоро начало свадьбы. Но игра Якова была так печальна, что Ротшильд мало-помалу перестал махать руками, прислушался, закатил от восторга глаза, проговорил: «Ваххх!..» – и тоже заплакал.

Вечером батюшка пришёл исповедовать Бронзу перед смертью. Яков слабым голосом попросил, чтобы после кончины скрипку его отдали Ротшильду.

Теперь в городке все спрашивают: откуда у Ротшильда такая хорошая скрипка? Флейту он давно уже оставил, а на скрипке часто повторяет то же, что играл напоследок Яков, сидя на пороге. Слушатели при этом плачут. Эта новая песня так понравилась в городе, что Ротшильда приглашают к себе наперерыв купцы и чиновники и заставляют играть её по десяти раз.

Автор краткого содержания

Ещё по теме…

Рассказ «Скрипка Ротшильда» Чехова была написана в 1894 году. Книга несколько отличается от других произведений писателя. Она наполнена глубокими философскими рассуждениями о жизни и при кажущейся простоте требует вдумчивого прочтения.

Для читательского дневника и подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Скрипка Ротшильда» на нашем сайте.

Краткое содержание

В маленьком городишке жил гробовщик по имени Яков, чье прозвище «было почему-то Бронза». Заказов у него было очень мало, и жил Яков Матвеевич бедно, «в небольшой старой избе, где была одна только комната». В этой комнате размещался он, Марфа, самая необходимая мебель и гробы.

Несмотря на то, что Якову было семьдесят лет, он по-прежнему оставался крепким, выносливым мужчиной. Мужчинам он делал гробы, ориентируясь на свой высокий рост и ширину в плечах, для женщин использовал мерку, а заказы на детские гробы принимал неохотно, считая это пустяковой работой.

Помимо основной деятельности «небольшой доход приносила ему также игра на скрипке». В их небольшом городке на свадьбах обыкновенный под управлением лудильщика Моисея Ильича Шахкеса. Поскольку Яков отлично играл на скрипке, Шахкес иной раз приглашал его в свой оркестр. По неизвестной причине Яков невзлюбил евреев. Особенно сильно раздражал его флейтист Ротшильд, который даже самую веселую композицию «умудрялся играть жалобно».

Поскольку Яков постоянно нес убытки, он «никогда не бывал в хорошем расположении духа». Он подсчитал, что в году набирается более двухсот дней – различных праздников и выходных, когда «поневоле приходилось сидеть сложа руки». Особенно сильно мысли об убытках донимали Якова по ночам, и его терзала бессонница.

Неожиданно Марфа ослабела. Яков, привыкший видеть свою жену робкой, несчастной и бледной, удивился: ее лицо было «необыкновенно ясное и радостное», будто в своей смерти она видела долгожданное избавление.

Глядя на умирающую супругу, Яков неожиданно для себя осознал, что за всю их долгую жизнь он «ни разу не приласкал ее, не пожалел», а только ругал за убытки, кричал и бросался с кулаками. Из экономии он запрещал Марфе пить чай, и женщина безропотно пила горячую воду.

Утром Яков отвез больную жену в больницу, где после длительного ожидания Фельдшер Максим Николаевич осмотрел пациентку и сообщил, что у нее «инфлуэнца, а может и горячка», и дни ее сочтены. Он прописал холодный компресс и порошки. Яков стал настаивать на том, чтобы поставить жене банки или полечить ее пиявками, но фельдшер не захотел даже выслушать его.

Вернувшись домой, Яков понял, что жена может умереть в самое ближайшее время. Впереди ожидалось несколько нерабочих дней, и он решил в этот же вечер приступить к изготовлению гроба для супруги.

Все время, пока Яков работал, Марфа «лежала молча с закрытыми глазами». Неожиданно она подала голос, вспомнив, как пятьдесят лет назад послал им Бог «ребеночка с белокурыми волосиками». Тогда они были молоды и счастливы, но вскоре девочка их умерла. Яков, как ни пытался, не смог вспомнить этого.

Перед смертью Марфы батюшка успел ее приобщить и соборовать. Похороны Марфы оказались ненакладными для Якова: он на многом умудрился сэкономить, и его очень радовал этот факт. Даже «прощаясь в последний раз с Марфой», он подумал лишь о том, что на совесть сделал ей гроб.

По дороге домой Якова «взяла сильная тоска». Он стал припоминать, что ни разу не приласкал Марфу, не сказал ей ласкового слова, не пожалел. Все это время он относился к ней, словно к кошке или собаке, которые вечно путаются под ногами, но не стоят особого внимания.

Якова остановил Ротшильд, который передал приглашение от Моисея Ильича присоединиться к оркестру. Но «Якову было не до того»: не в состоянии избавиться от навязчивого встречного, он кинулся на него с кулаками. Он спустился к речке, где отдался во власть воспоминаний. Припомнился Якову и «младенчик с белокурыми волосами», о котором вспоминала Марфа.

Глядя на реку, Яков никак не мог взять в толк, отчего он ни разу за это время не воспользовался ею. Ведь можно было бы ловить рыбу, «плавать в лодке от усадьбы к усадьбе и играть на скрипке», гонять барки, а не только сколачивать гробы. Мысль об убытках вновь пронеслась в голове Якова.

Размышляя о прожитой жизни, Яков понял, что очень многое он делал неправильно, и этого уже не исправить. Ночью он спал очень плохо и несколько раз вставал, чтобы поиграть на скрипке.

Утром Яков с трудом встал с постели и отправился к фельдшеру. Мысль о скорой смерти его не пугала, но было грустно осознавать, «что жизнь, которая дается человеку только один раз, проходит без пользы».

За Яковом вновь пришел Ротшильд. Он стал последним человеком, который слушал прекрасную игру гробовщика. После его смерти Ротшильд получил в дар его скрипку, и с тех пор забросил игру на флейте. Он не раз пытался повторить ту невероятно грустную мелодию, которую играл Яков перед смертью, но так и не смог этого сделать…

Что особенного в структуре произведения?

Пожалуй, автор выбирает для своего произведения классическую структуру, так как повествование открывается экспозицией. Из этой части читатель узнает о действующих лицах текста, а также об их характерах и мировоззрениях. Если экспозиция произведения спокойная, то дальше события развиваются более стремительно.

Размышления Якова о смысле жизни

Сюжет начинает развиваться с эпизода смерти Марфы. Потеря Марфы толкнула Якова мучительно раздумывать о смысле жизни. Эта жизнь уже подходит к концу, но герою кажется теперь, что она всегда была лишена смысла. Однако если бы Яков не пережил кончину Марфы, то жизнь и дальше шла бы по накатанной.

Жизнь кажется мужчине настолько пустой, что Якова перестают интересовать даже деньги. Так, герой, например, отказывается от предложенного заработка.

Тайна названия рассказа

Читателей часто интересует смысл названия чеховского произведения. Название кажется вычурным и замысловатым. А тем не менее сюжет – о простом мужике Якове, о том, как этот герой по-новому смотрит на свою жизнь, о потерях и прибылях (материальных и духовных).

Вся жизнь (до смерти Марфы) для Якова состояла в бесконечном подсчете выгоды, в размышлениях над убытками. Жизнь, казалось бы, банальна и бесхитростна.

Но в центре повествования находится скрипка. Однако (несмотря на простоту текста и сюжета) скрипка здесь не является обычным куском дерева с прикрепленными струнами. В этом музыкальном инструменте заключена душа героя. И душу эту не интересуют убытки и прибыли, пронизывающие будни Якова. Только любимая скрипка дарит мужчине покой – пусть и временный. И в такие моменты Яков понимает, что его жизнь – пустая до нелепости, глупая, лишенная смысла. А перспектива умереть теперь кажется прекрасным выходом.

Герои рассказа

В рассказе «Скрипка Ротшильда» один главный герой — Яков, хотя произведение названо в честь второстепенного персонажа. Автор приводит 4 варианта имени гробовщика, но тут же уточняет, что называли его либо без отчества и фамилии, либо вообще Бронзой. Откуда взялось прозвище и почему оно пристало к гробовщику, никто не знал. Вся жизнь героя так же бессмысленна и пуста, как это уличное имя.

Читатель узнаёт, что герой живёт в простом деревянном доме, а если бы он владел хоромами в губернском городе, его могли величать Яковом Матвеичем. Так показывается абсурдность уклада, в котором отношение к человеку зависит от его статуса и богатства.

Второстепенные герои рассказа — жена Якова Марфа и флейтист Ротшильд, которого автор называет «рыжим тощим жидом». Еврей получил громкую фамилию как бы в насмешку, ведь так ещё заметнее его бедственное положение. На протяжении рассказа он то мертвеет от страха, то плачет, то кричит, укушенный собакой. Яков чувствует непонятную ненависть к флейтисту, а тот, в свою очередь, испытывает перед гробовщиком страх. При этом еврей чувствует, что мастер талантлив, поэтому часто зовёт его выступать на свадьбах, соглашаясь терпеть унижения и побои.

Однако в конце страдалец получает своеобразное вознаграждение за все бедствия, которые ему пришлось перенести, в том числе по вине гробовщика. Когда Яков оказывается перед лицом смерти, он вспоминает, как бил несчастного еврея, а тот болезненно кричал, и уже на смертном одре просит, чтобы его скрипку отдали Ротшильду. А. П. Чехов показывает, что справедливость торжествует: жалобная музыка, которая выходит из-под смычка, очень нравится слушателям, поэтому они просят еврея играть снова и снова. Таким образом, основная проблема «Скрипки Ротшильда» решается путём победы искусства над материальными ценностями.

Ещё один второстепенный персонаж — Марфа, несчастная и забитая женщина. Она всю жизнь готовит для мужа, обслуживает его, а тот воспринимает супругу так, «как будто она была кошка или собака». Только перед самой смертью старушка преображается. Она выглядит так, словно встречает смерть с радостью, ведь ей предстоит избавление от угрюмого ужа, гробов, бесконечных нападок и упрёков. И только когда почившую жену уносят на кладбище, Яков задумывается о том, что его жизнь состояла из двух вещей: пользы и убытков.

Скрипка Ротшильда.

1894

Краткое содержание рассказа

ОЧЕНЬ КРАТКО Гробовщик и скрипач всю жизнь проведший за подсчётами убытков, понимает, что жизнь прошла мимо него. Перед самой смертью он завещает свою скрипку человеку, которого просто так обидел.

В маленьком городке живёт семидесятилетний мастер-гробовщик Яков Матвеевич Иванов, по прозвищу Бронза. Дела идут скверно — людей мало, умирают редко, поэтому и заказов немного.

Кроме основного ремесла, небольшой доход приносит ему игра на скрипке — периодически его приглашают в еврейский оркестр, когда не хватает людей. Играя иногда с оркестром, гробовщик проникается ненавистью к жидам, а особенно к флейтисту Ротшильду, который даже самую весёлую композицию умудряется играть жалобно.

Яков всегда находится в дурном расположении духа, поскольку терпит убытки, и мысль о них постоянно донимает его. Вот и в этот день он подсчитывает убытки. От этого занятия его отвлекает умирающая жена Марфа.

Скрипка Ротшильда. Чехов А.П.

Она глядела в потолок и шевелила губами, и выражение у неё было счастливое, точно она видела смерть, свою избавительницу, и шепталась с ней.

Глядя на супругу, Яков Матвеевич вдруг понимает, что за всю свою жизнь не сказал жене ласкового слова, никогда не принёс какой-нибудь сласти со свадеб, на которых играл, часто бросался на неё с кулаками и запрещал пить слишком дорогой чай, а она всегда была рядом… Ему становится ясно, почему у умирающей жены такое «странное, радостное лицо».

Утром он берёт у соседа лошадь и везёт Марфу в больницу. Стариков принимает фельдшер Максим Николаевич, который после беглого осмотра подводит итог — Марфе не жить. Он прописывает порошки и холодный компресс. На просьбы Якова банки поставить или пиявками полечить фельдшер отвечает отказом.

Пожилые супруги возвращаются домой. Яков вспоминает о предстоящих православных праздниках, на которых работать грешно, и принимается делать гроб для старухи. Вечером старуха начинает вспоминать, что дал им Бог когда-то давно ребёночка, да не повезло, умерла девочка. Сам Яков ничего не помнит и отвечает, что этой ей мерещиться.

Скрипка Ротшильда. Чехов А.П.

Приходит батюшка соборовать. Марфа принимается что-то бормотать, а к утру умирает. Похороны обходятся почти даром: Яков вместо дьячка читает псалтырь, кладбищенский сторож, его кум, предоставляет бесплатную могилку, да и гроб до кладбища тоже доносят бесплатно.

Яков был очень доволен, что всё так честно, благопристойно и дёшево и ни для кого не обидно.

Прощаясь с женой, Яков невольно отмечает, какой хороший гроб он сделал.

По дороге с кладбища Яковом овладевает тоска. Он встречается с Ротшильдом, которого послал за ним Моисей Ильич — управляющим оркестром. Яков набрасывается на Ротшильда с кулаками, и еврей убегает.

Не желая возвращаться домой, Яков шляется вдоль речки. Проходя мимо вербы, он вспоминает про младенчика, о котором говорила старуха. Гробовщик думает о своей жизни, которая прошла мимо, об убытках, и о том, что многих людей просто так обижал.

Ночью не спалось. Утром Яков через силу поднимается и идёт в больницу. По глазам фельдшера Иванов понимает — дела плохи. Ему не жалко умирать — от смерти будет одна только польза и никаких убытков. Дома он видит скрипку, и ему становится жалко её оставлять. Яков Матвеевич выходит из избы, садиться у порога, начинает играть и думать об убыточной своей жизни.

Он заиграл, сам не зная что, но вышло жалобно и трогательно, и слёзы потекли у него по щекам. И чем крепче он думал, тем печальнее пела скрипка.

Приходит Ротшильд и сообщает, что оркестру очень нужен скрипач для выступления на свадьбе. Услышав мелодию, которую играет Яков, флейтист начинает плакать.

Вечером батюшка исповедует Иванова. Напоследок Яков Матвеевич говорит: «Скрипку отдайте Ротшильду».

С тех пор Ротшильд забрасывает флейту, играет только на скрипке. Он пытается повторить те звуки, которые слышал в исполнении Якова. Получается настолько скорбная композиция, что и сам исполнитель плачет. Эта новая песня так нравится в городе, что скрипача наперебой зовут к себе купцы и чиновники, заставляя играть по многу раз.

Главные персонажи и их описание

Яков Иванов живёт в маленьком городе, и ему семьдесят лет от роду. Работает на заказ — делает гробы. На всём экономит, так как его работа не приносит практически никакого дохода. Да и на похоронах своей супруги он экономит. Со смертью Марфы герой пересматривает свою поведение, и девает вывод, что жизнь прожита попусту.

Марфа — супруга Якова. На протяжении жизни с Яковом она была грустна и застенчива. Только после смерти, у грустной Марфы появилось блаженное выражение лица. Нищета и скука погубили женщину. Отсутствие своих детей, угнетало её сознание. Всю свою жизнь она посвятила заботе о муже, но в ответ получила лишь безразличие.

Ротшильд — приветливый человек, которого окружающие очернили из-за еврейских корней. Яков только перед своей смертью, осознал, как он был несправедлив к Ротшильду. Постоянные нападки от окружения, делают Ротшильда боязливым, он боится оскорбления или грубого слова. Но его сердце может сострадать, поэтому он смог пожалеть Иванова в трагические минуты. После смерти Якова к Ротшильду приходит признание: песня умершего Якова становится знаменита.

Анализ первой фразы

Порой первая фраза задаёт тон всему произведению, и этот приём мастерски использовал А. П. Чехов. Рассказ начинается с упоминания размеров города: писатель указывает, что он был «маленький, хуже деревни». Это интересное сравнение, если учесть, что городской населённый пункт, даже самый небольшой, должен быть больше, чем сельская местность. Автор даёт оценочную характеристику, а дальше становится понятно, почему он это делает.

Повествование ведётся от лица автора, однако на протяжении всего произведения высказываются мысли, которые могли бы принадлежать главному герою, — гробовщику Якову Бронзе. Именно у него «дела были скверные», потому что в городке редко умирали люди, а ведь от количества заказов на гробы напрямую зависел заработок мастера. Яков постоянно испытывал досаду, ведь даже старики отправлялись на тот свет не так часто, как ему хотелось.

Как в самом начале, так и на протяжении всего рассказа автор передаёт мысли и слова главного героя в основном несобственно-прямой речью, хотя в произведении присутствуют и диалоги. Везде, где Яков размышляет о бренности и несправедливости жизни, его мысли переданы так, что они могли бы принадлежать и самому автору. Произведение не утратило актуальности, хотя с момента написания прошло много времени. Некоторые цитаты отражают всю суть человеческой натуры, показывают лицемерие и страсть к наживе.

“Кусака” – краткое содержание рассказа Леонида Андреева

Темы героизма и служения их передача через музыку

В рассказе А.П. Чехова «Скрипка Ротшильда» главный герой Файницкий является примером героизма и служения своему народу

Он выносит свою скрипку на улицу, чтобы привлечь внимание прохожих и заработать деньги на лекарства для своей больной дочери. Таким образом, он берет на себя ответственность за свою семью и не ждет помощи от других людей

Именно через музыку Файницкий передает свои чувства и эмоции. Он играет на скрипке с таким страстным и глубоким чувством, что люди останавливаются, чтобы послушать его. В этом рассказе музыка становится главным средством передачи героической идеи.

Файницкий не просто играет на скрипке, он служит своим собратьям. Его музыка помогает людям забыть о своих проблемах и насладиться красотой жизни. Он вдохновляет их на добрые дела и напоминает о том, что мы все должны помогать друг другу в трудные времена.

Музыка в этом рассказе становится символом служения человечеству. Файницкий играет не для себя, а для тех, кто нуждается в помощи. Он демонстрирует, что искусство может быть не только прекрасным, но и полезным для людей

Это важное направление развития искусства, которое должно быть доступно для всех людей и служить их благу

Интересные факты

1.

При жизни автора «Скрипка…» была переведена на иностранные языки, в том числе сербскохорватский, чешский и словацкий.

2.

Существует немало театральных адаптаций рассказа Чехова. Одна из самых известных — спектакль «Скрипка Ротшильда» (режиссер Кама Гинкас) в Московском театре юного зрителя.

3.

Чехов — рекордсмен по количеству псевдонимов, у него их было больше пятидесяти: Прозаический поэт, Шампанский, Юный старец, Шиллер Шекспирович Гёте, Известный, Гайка № 9, Вспыльчивый человек, самый известный — Антоша Чехонте и его всевозможные производные (Че-в; А. Ч.; А. Че, Дон-Антонио Чехонте, Ч. Хонте) и т. д.. Еще одним популярным псевдонимом Чехова был Врач без пациентов, когда писатель публиковался в карикатурном журнале «Стрекоза», намекая на свое медицинское образование. Более десяти лет Антон Чехов использовал псевдоним Человек без селезенки (Ч. без С., Ч. Б. С., С. Б. Ч.), под которым он напечатал 119 рассказов, несколько фельетонов и статей. Однако «Скрипку Ротшильда» в «Русских ведомостях» (№ 37 за 1894 год) писатель опубликовал под своим настоящим именем.

4.

Мелихово, где был написан рассказ и где писатель жил с 1892 по 1899 год, сегодня является главным чеховским музеем в России. Он находится недалеко от города Чехова (Московская область).


Мелихово

5.

У рассказа было рабочее заглавие «Гроп для Ольги», которое, по мнению публикатора записных книжек Чехова Е. Н. Коншиной, имитировало запись гробовщика в своей расходной книге.

Несколько интересных сочинений

Сочинение Стражи и форпосты России Слава о русских воинах издавна шла по миру. Неудивительно, ведь такой отваги не было и нет ни у французов, ни у немцев, ни у иных народов

Естественно, военачальники государства уделяли достаточное внимание и оборонным сооружениям
Сочинение на тему Лень Стать звездой, покорить Эверест, переплыть океан-небольшой перечень того, что может сделать человек. У каждого есть мечты и все они могут сбыться

Но, к сожалению, на пути к успеху встречается множество преград.
Куприн
Сочинение Аленький цветочек (по сказке Аксакова) 3, 4, 5 класс Самый главный вопрос, который у меня возникает от этой сказки: почему она так похожа на «Красавицу и чудовище»? Это прямо тот же сюжет, но только стилизация под русскую-народную сказку с купцом, тремя сестрами
Твір на тему Сучасна людина Світ постійно змінюється, в кращу чи гіршу сторону, але разом з ним постійно змінюється і людина. Кожне покоління людей відрізняється від попереднього дуже багатьма ознаками. Зараз найпоширеніша думка, що покоління змінюються кожні 25 років

Герои рассказа

В рассказе «Скрипка Ротшильда» главным героем является Джейкоб, хотя произведение названо в честь второстепенного персонажа. Автор приводит 4 варианта имени гробовщика, но сразу уточняет, что называли его либо без отчества и фамилии, либо даже бронзовым. Откуда взялось это прозвище и почему оно приклеилось к гробовщику, никто не знал. Вся жизнь героя так же бессмысленна и пуста, как и это название улицы.

Читатель узнает, что герой живет в простом деревянном доме, а если бы он владел особняком в провинциальном городке, то его можно было бы назвать Яковом Матвеичем. Это показывает абсурдность того, как отношение человека зависит от его статуса и богатства.

Второстепенными персонажами повести являются жена Якоба Марта и флейтист Ротшильд, которого автор называет «тощим рыжеволосым евреем». Еврею дали громкую фамилию, как бы в насмешку, потому что его положение еще более заметно.

На протяжении всей истории он то умирает от страха, то плачет, то кричит, укушенный собакой. Джейкоб испытывает непонятную ненависть к флейтистке, а он, в свою очередь, испытывает страх к гробовщику. При этом еврей чувствует, что мастер талантлив, поэтому часто зовет его выступать на свадьбах и соглашается терпеть унижения и побои.

Но в итоге страдалец получает какое-то вознаграждение за все бедствия, которые ему пришлось пережить, в том числе и по вине гробовщика. Когда Джейкоб встречает смерть, он вспоминает, как ударил несчастного еврея, который кричал от боли, и уже на смертном одре просит отдать его скрипку Ротшильду.

А. П. Чехов показывает, что справедливость восторжествовала: заунывная музыка, доносящаяся из-под смычка, очень нравится слушателям, поэтому они просят еврея играть ее снова и снова. Таким образом, главная проблема «скрипки Ротшильда» решается победой искусства над материальными ценностями.

Еще один второстепенный персонаж — Марта, несчастная и подавленная женщина. Она всю жизнь готовит для мужа, обслуживает его, а он воспринимает жену как кошку или собаку. Только перед смертью старуха преображается. Она выглядит так, будто встречает смерть с радостью, ведь ей предстоит избавиться от мрачного змея, гробов, бесконечных нападок и упреков. И только когда умершую жену везут на кладбище, Яков задумывается о том, что его жизнь состояла из двух вещей: выгод и потерь.

Ироничный финал

Зрелый Чехов временами проявляет не меньше ехидства, чем Антоша Чехонте, хотя оно имеет качественно иной уровень. Новая скрипка Ротшильда вызывает любопытство окружающих, всему городку известна бедность флейтиста, а инструмент хорош. Ирония заключается и в фамилии этого персонажа, и в его одежде, и в том, как он распорядился наследством.

Ротшильд печален по своей сути, весь его облик олицетворяет вселенскую скорбь, любое музыкальное произведение он исполняет так, что слушателям хочется плакать. Свою флейту он забросил, играет теперь на завещанном Яковом инструменте, пытаясь воспроизвести сочиненную им же в порыве вдохновения мелодию. Возможно, что запомнилась она не вполне достоверно, но что-то от ее все же осталось, что трогает души купцов, и новый хозяин скрипки исполняет ее по десять раз на дню.

Сама собой напрашивается параллель с современной поп-культурой, пытающейся воспроизвести традиции великого русского искусства в упрощенной, более доступной для массового потребителя форме. Современным купцам она тоже нравится.

Смерть жены

Похороны жены оказались ненакладными для гробовщика. Ему удалось на многом сэкономить, и это его несказанно обрадовало. Прощаясь с супругой, он думал о том, что изготовил для неё замечательный гроб.

Возвращаясь домой, мужчина ощутил тоску. Ему стало досадно оттого, что за всю жизнь он ни разу не пожалел жену. На протяжении всей их совместной жизни он к ней относился, как к существу, которое вечно путается под ногами и не заслуживает особого внимания.

Вдруг его остановил Ротшильд, он сказал, что Моисей Ильич предлагает ему поиграть вместе с его оркестром, однако главному герою сейчас было совершенно не до него. Почувствовав гнев, он бросился с кулаками на ненавистного еврея. Потом Яков прогулялся до реки, где стал ностальгировать по своей юности. Там он вспомнил ребёнка с белокурыми волосами, о котором ему говорила перед смертью жена.

Мужчина смотрел на речку и никак не мог сообразить, почему ранее он никогда не гонял барки, не ловил рыбу. Можно было взять лодку и плавать, играя не скрипке. Яков невольно снова задумался об убытках.

Так, анализируя свою жизнь, герой осознал, что допустил множество ошибок, которые он уже не сможет исправить. Этой ночью он долго ворочался в кровати, ему было трудно уснуть. Несколько раз мужчина вставал и играл на любимом музыкальном инструменте.

К нему снова пришёл Ротшильд. Он оказался последним, кому довелось услышать, как Яков играет на скрипке. Когда гробовщик умер, Ротшильду досталась скрипка гробовщика, и он позабыл о своей флейте. Он много раз пытался повторить печальную мелодию, которую ему играл Яков перед своей кончиной, но у него так ничего и не вышло.

Своим произведением «Скрипка Ротшильда» Чехов заставляет задуматься о жизненных ценностях, о смысле существования.

Анализ рассказа

Жанр произведения — рассказ, сюжет довольно необычен. После прочтения ощущается неприятное послевкусие, появляется тяжесть на душе. Жаль главных героев, которые прожили бессмысленные жизни и на исходе своих дней не испытали никаких положительных эмоций. Мужчину всю жизнь интересовали только деньги, нехватка которых его сильно расстраивала. Больше он ни о чём не волновался

Чехов акцентирует внимание на том, что главный герой жил, как нищий, и заставлял супругу на всём экономить, даже тогда, когда у него были средства

Произведение начинается с экспозиции. Читатель узнаёт главных героев, их характеры и мировоззрение. Кончина супруги Якова способствует дальнейшему развитию сюжета. После смерти Марфы гробовщик начинает размышлять о бесцельно прожитой жизни. Если бы не это событие, то вряд ли бы он когда-либо об этом задумался.

Мужчина меняется изнутри, у него появляются новые ценности и приоритеты. Материальные блага уже не занимают в его жизни так много места. Яков начинает чувствовать боль и жалость. Он уже не производит впечатление бессердечного и чёрствого. Когда в конце рассказа Ротшильд предлагает ему поиграть в оркестре, он не реагирует на возможность заработать. Теперь финансовые убытки не играют для него такую большую роль.

Когда главный герой дарит скрипку Ротшильду, он вместе с инструментом передаёт ему и свою душу. Лишившись предрассудков и неправильных убеждений, Яков обретает душевный покой и житейскую мудрость. В конце рассказа это музыкант, а не чёрствый гробовщик. Даже автор перестаёт называть своего героя Бронзой. Сочиняя музыку и передавая её вместе с инструментом, он там самым оставляет постоянное напоминание о себе, подтверждая этим идею бессмертия души. Финал является очень сильным и вполне логичным. Тем не менее у читателя могут возникнуть трудности с интерпретацией концовки.

Если необходимо быстро ознакомиться с произведением Чехова «Скрипка Ротшильда», краткое содержание окажется наилучшим решением.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: