Николай гоголь: рим

↑ Краткое содержание повести Гоголя Шинель

Повесть показывает развоплощение человека, уход в небытие. Титулярный советник Акакий Акакиевич Башмачкин занимается обычным переписыванием бумаг. Судьба обидела его, сделав человеком, лишенным чувства собственного достоинства. Он полон кротости и покорности, полностью лишен всяческого честолюбия. Ценой неимоверных усилий и жуткой экономии Акакий Акакиевич приобретает себе новую шинель. Все поздравляют его с успехом. Но все это длится недолго, выйдя вечером на улицу его, грабят и забирают шинель. Башмачкин обращается за помощью к начальству, но получив изрядный разнос, уходит, ни с чем. Старая шинель не спасает от холода, он заболевает и умирает. После его смерти некий призрак срывает с людей шинели. И, казалось, ничто не может его угомонить, пока не попадается покойнику, то самое значительное лицо из-за которого умер Акакий Акакиевич, после этого призрак успокаивается.

Записки сумасшедшего

Мелкий чиновник Аксентий Иванович Поприщев работал в некоем департаменте и ездил домой к директору чинить для него перья, чем очень гордился. Поприщев был влюблён в хорошенькую дочь начальника Софи и верил, что и девушка к нему неравнодушна. К тому же он был честолюбив и мечтал дослужиться до генерала.

Однажды Поприщев узнал, что Софи влюблена не в него, а в красавца камер-юнкера. Из-за неудовле­творённых мечтаний и амбиций душевное здоровье Поприщего начало ухудшаться. Сначала ему казалось, что он понимает разговоры собак, а потом он вообразил себя королём Испании.

В конце концов, Поприщев попал в приют для сумасшедших, где ему обрили голову и подвергли мучительным пыткам. Несчастный безумец не понимал, где находится, и считал, что попал в лапы испанской инквизиции.

Литература[править | править код]

  • Храпченко М. Б. Петербургские повести Гоголя // Известия АН СССР Отд. лит. и яз. – 1952. – Т. XI. – Вып. 1. – С. 3-30
  • Кудряшова О. А. Петербургские повести Гоголя // Гоголь в школе: Сб. ст. – М.: АПН РСФСР, 1954. – С. 251-279.
  • Певная Р. А. Особенности языка и стиля Петербургских повестей Н. В. Гоголя // Труды Тбилисского пед. ин-та. – 1955. – Т. X. – С. 379-396
  • Губарев И. М. Петербургские повести Гоголя. – Ростов на Дону: Книж. изд-во, 1968. – 159 с
  • Басина М. Я. Петербургская повесть. – Л., 1974
  • Зарецкий В. А. Петербургские повести Н. В. Гоголя. Художественная система и приговор действительности: Метод. пособие. – Саратов: Изд. Саратов. ун-та, 1976. – 89 с.
  • Вайскопф М. Поэтика петербургских повестей Гоголя (приемы объективации и гипостазирования) // Slavica Hierosolymitana. – 1978. – Вып. 3. – С. 33-40.
  • Бочаров С. Петербургские повести Гоголя // Гоголь Н. В. Петербургские повести. – М., 1984. – С. 196-207
  • Агаева Т. И. «Петербургские повести» Н. В. Гоголя в литературно-критической интерпретации 30-40-х годов XIX века // Наследие Гоголя и современность. – Нежин, 1988. – Ч. 2. – С. 11-13
  • Агаева Т. И. «Петербургские повести» Н. В. Гоголя в восприятии русской критики 40-х – середины 50-х годов XIX века // Творчество Н. В. Гоголя и современность. – Нежин, 1989. – Ч. 1. – С. 25-26.
  • Данилова В. В. Композиционное своеобразие цикла петербургских повестей Н.Гоголя // Творчество Гоголя и современность. – Нежин, 1989. – Ч. 1. – С. 41-42.
  • Маркович В. М. Петербургские повести Н. В. Гоголя. – Л.: Худож. лит., 1989. – 208 с.
  • Русов А. Город Гоголя // Нева. – Л., 1990. – № 12. – С. 172-187
  • Агаева Т. И. Гоголевский миф о Петербурге // Література та культура Полісся. – Ніжин, 1992. – Вип. 3. – С. 88-93.
  • Кривонос В. Ш. Сны и пробуждения в «Петербургских повестях» Гоголя // Гоголевский сборник. – СПб., 1993. – С. 85-99.
  • Сусыкин А. А. Символ и композиция // Вопросы современной лингвистики и литературоведения. – М., 1993. – № 2. – С. 229-235.
  • Каталкина В. В. «Невский проспект» как пролог петербургского цикла Гоголя // Література та культура Полісся. – Ніжин, 1996 – Вип. 7. – С. 86-90.
  • Кривонос В. Ш. Инфантилизм и инфантильный герой в «Петербургских повестях» Гоголя // Russian Studies. = Études russ. – St. Peterburg, 1996. – Т. II, № 3 – С. 111-130.
  • Павлинов С. А. Философские притчи Гоголя: Петербургские повести. – М., 1997. – 80 с
  • Волосков И. В. Технология гротескного творчества. Петербургские повести Н. В. Гоголя // Современные проблемы образования: поиски и решения. – М., 1998. – С. 100-105.
  • Дунаев А. Гоголь как духовный писатель. Опыт нового прочтения «Петербургских повестей» // Искусствознание. – М., 1998. – № 1. – С. 391-427
  • Кривонос В. «Петербургские повести» Н. В. Гоголя и евангельская топика // Гоголезнавчі студії. – Ніжин, 1999. – Вип. 4. – С. 41-49
  • Кривонос В. Ш. «…Тут не столица и не провинция…» Петербургская окраина у Гоголя) // Русская провинция: миф – текст – реальность. – М.; СПб., 2000. – С. 215-227
  • Музалевский М. Е. «Петербургские повести» Н. В. Гоголя: специфика рецептивного цикла // Филологические этюды: Сборник статей молодых ученых. – Вып. 4. – Изд-во Саратовского ун-та, 2001.

Источник

Поиски носа

Тем же утром коллежский асессор Ковалёв обнаружил на месте своего носа «совершенно гладкое место». Ковалёв был не из тех коллежских асессоров, которые получили звание «с помощью учёных аттестатов». Он получил свой чин на Кавказе, где всё происходило намного проще.

Коллежским асессором Ковалёв был всего лишь два года. Он гордился своим чином и для солидности называл себя майором. В Петербург майор приехал, чтобы выхлопотать себе достойную его звания должность и выгодно жениться. Он ежедневно прогуливался по Невскому проспекту, по вечерам ходил в гости и в театр, и теперь не понимал, как он будет всё это делать без носа.

Закутавшись в плащ и прикрыв «гладкое место» платком, Ковалёв отправился к начальнику полиции Петербурга. По дороге он увидел, как какой-то господин, одетый в мундир статского советника, входит в подъезд дома, и узнал в нём свой нос. Через несколько минут нос вышел и уехал.

Ковалёв не знал, что и думать.

Он бросился за каретой, которая остановилась перед Казанским собором. Нос вошёл в собор, майор протиснулся к нему и попытался объяснить беглецу, что он его нос и должен немедленно вернуться на своё законное место. Нос сделал вид, что ничего не понимает. В этот момент к ним подошли дама и хорошенькая барышня. Ковалёв загляделся на барышню, а нос тем временем исчез.

Несчастный майор отправился к начальнику полиции, но его не оказалось дома. Немного поразмыслив, Ковалёв решил отправиться в редакцию газеты и дать объявление о пропаже носа, чтобы каждый, кто его встретит, сообщил о его местопо­ложении.

Чиновник из редакции отказался подавать такое объявление, ссылаясь на то, что из-за него газета потеряет репутацию, и посоветовал заказать о пропаже носа статью «для пользы юношества или так, для общего любопытства».

Выйдя из редакции, раздоса­дованный Ковалёв отправился к частному приставу (начальнику полицейской части). У того был послеобеденный отдых, поэтому он отказался «производить следствие», заявив, что у порядочного человека нос не оторвут и что нечего всяким майорам таскаться по непристойным местам.

Ковалёв не смог простить частному приставу оскорбления своего чина и гордо удалился.

Гоголь. Все произведения

  • Вечер накануне Ивана Купала
  • Вечера на хуторе близ Диканьки
  • Вий
  • Девяносто третий год
  • Женитьба
  • Заколдованное место
  • Записки сумасшедшего
  • Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка
  • Игроки
  • История создания комедии Ревизор
  • История создания повести Тарас Бульба
  • История создания поэмы Мертвые души
  • Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем
  • Коляска
  • Король забавляется
  • Майская ночь или Утопленница
  • Мёртвые души
  • Мертвые души по главам
  • Миргород
  • Невский проспект
  • Нос
  • Ночь перед Рождеством
  • Петербургские повести
  • Повесть о капитане Копейкине
  • Портрет
  • Пропавшая грамота
  • Ревизор
  • Рим
  • Сорочинская ярмарка
  • Старосветские помещики
  • Страшная месть
  • Тарас Бульба
  • Шинель

Портрет[ред.]

Кратко Подробный пересказ

Молодой и талантливый художник Чартков купил в дешёвой лавке портрет старика со страшными, словно живыми глазами. В портрете обнаружился тайник с золотыми монетами. Вместо того чтобы употребить найденное богатство на совершенствование своего мастерства, Чартков стал модным портретистом.

Много лет он рисовал шаблонные портреты людей из петербуржского высшего света, пока, наконец, не обнаружил, что утратил свой талант и мастерство. Чартков начал завидовать талантливым художникам, скупать и уничтожать их картины, на что потратил все накопленные богатства. Зависть свела Чарткова с ума, и он умер от припадков бешенства и скоротечной чахотки.

Впоследствии выяснилось, что талантливый художник-самоучка написал этот портрет с богатого ростовщика, деньги которого делали людей завистливыми, жадными, ревнивыми. Когда ростовщик умер, его душа переселилась в портрет, который негативно влиял на всех владельцев, сводя их с ума.

Невский проспект

Пирогов и Пискарёв гуляют по Невскому проспекту. Пискарёву понравилась девушка, но, проследовав за незнакомкой, он понял, что она работает в публичном доме. Юная красавица настолько запала в душу героя, что он решил сделать ей предложение и вытащить с этого дна. Девушка лишь рассмеялась над его словами, всем видом показывая своё презрение к перспективе стать его супругой. Пристыженный мужчина убегает домой и запирается в своей комнате. Через неделю обеспокоенные соседи, выломав двери, нашли Пискарёва с перерезанным горлом.

Пирогов в то же время на Невском проспекте встретил красивую молодую женщину и также проследовал за ней до её дома. Она оказалась женой немца Шиллера, который сразу приревновал жену к незнакомцу, заявившемуся к ним в дом. Не в силах побороть своё желание увидеть красавицу, Пирогов вновь приходит к ним домой и целует её. В этот момент в комнату заходит Шиллер с приятелями. Взбешенные мужчины наказали Пирогова весьма грубым и унизительным способом. В гневе Пирогов выбегает из их квартиры. (Подробнее)

Портрет

Несмотря на то что рассказ о роковой картине был завершён и прошла публикация этого сочинения, Николай Васильевич решил подправить свой труд. Он непросто внёс небольшие правки, а значительно переработал текст и изменил фамилию героя, Чертков стал именоваться Чартков.

Литератор затронул тему подлинного искусства и отношения художника к искусству. Он решил показать, что явления материального мира поддаются объяснению, с точки зрения мистических законов. Зловещая картина с изображением ростовщика в азиатской одежде, как образ зла, в полной мере влияет на окружающую действительность.

Произведение состоит из двух частей, где в первой части автор акцентирует внимание на служении настоящему искусству. Он рассказывает о бедном художнике, способном отдать последние деньги за понравившуюся картину и высмеивает светскую толпу, готовую воспринимать модные однообразные тенденции

Портрет мистическим образом помог художнику разбогатеть и теперь перед героем становится серьёзная дилемма. С одной стороны, он хочет развиваться, а с другой, согласен поступиться принципами и рисовать однообразные картины, ради денег.

Жестокое разочарование ожидает художника Чарткова, когда он решает возобновить свою «настоящую» деятельность. У него ничего не получается, кисти, привыкшие к фальши, больше не слушаются его. В отчаянии живописец скупает картины своего ученика и уничтожает их, тем самым ухудшая своё положение. Он не борется со злом — он уничтожает добро. Итог печален — художник сошёл сума и умер.

Вторая часть сочинения повествует о другом искушении. Здесь Гоголь объясняет, на примере своих героев, что если художник соприкоснулся со злом, он навсегда становится заметным, словно человек в белой загрязнённой одежде.

Нет ничего удивительного, что вложив в картину свои эмоции, изображая духа тьмы, даже незаконченная работа приносит каждому новому владельцу несчастья. К искусству нужно подходить не с дьявольской страстью, а с божественной расположенностью. Писатель делает вывод, что простого копирования с натуры недостаточно

Живописец вкладывает в изображение душу, переживание, настроение, и важно, чтобы эти чувства носили божественный, а не дьявольский оттенок

Как рождались Петербургские повести

В Петербург Николай Васильевич приехал, будучи совсем молодым человеком, мечтающем о переустройстве мира. Здесь он и столкнулся со столичной реальностью. Он собирался стать юристом и служить на благо людям. Попав в чиновничью среду юноша понял, что это не то место, где кто-то желает служить высокими идеями. Николай пытался найти себя на поприще историка — тоже не заладилось, хотя все его лекции имели большой успех. Не удались попытки стать актёром.

Но эти мытарства дали молодому человеку большую порцию жизненного опыта, и помогли определиться с истинным призванием, хотя на этом поприще тоже были разочарования и неудачи. Природа столичного сопротивления стала основой будущих творений зрелого Гоголя, которую писатель описал очень подробно.

О Петербурге в сатирическом русле писали многие авторы: Достоевский, Сологуб, Зощенко. Ругали, хвалили, восхищались. Но задал тон, конечно, Гоголь. Причём та языковая игра слов, которую использовал Гоголь, часто не позволяет выделить наиболее яркие места. Приходится зачитывать целые отрывки, чтобы насладиться искусством игры слов.

Гоголь помнил, как он столкнулся с проблемой несправедливого отношения, неравенством, сложившимся в обществе большого города. Он помнил то бедственное положение молодёжи, самостоятельно прокладывающей себе путь в нечеловеческих условиях. О постоянной нехватке денег на самые необходимые вещи. О некрасивом поведении вышестоящих чинов, для которых «маленького человека» просто не существует.

Всё это нашло отражение в Петербургских повестях.

https://youtube.com/watch?v=CmtEVwRjjx8

Портрет

Чартков – бедный художник, на последние деньги купивший приглянувшийся портрет старика. Хозяин комнаты требует расплатиться за жильё, но денег у него совсем не осталось. Тогда хозяин начинает осматривать портрет, прикидывая, можно ли взять его в качестве уплаты долга. Внезапно из рамы портрета вылетает мешочек с деньгами. Радости Чарткова нет предела: он тут же снимает новую роскошную квартиру, покупает себе модные наряды и подаёт объявление, что пишет портреты на заказ. Очень быстро он становится модным художником. Прошло несколько лет, и Чартков понимает, что он утратил весь свой талант, став простым ремесленником. От осознания своего падения, он заболел чахоткой и вскоре умер.

Читателю становится известно, что на портрете изображён старик-ростовщик. Всех, кому он занимал деньги, в скором времени настигало несчастье и смерть, а долг возрастал с ужасающей быстротой. Перед своей смертью ростовщик заказал художнику написать свой портрет. Старик хотел, чтобы после смерти его тёмная сила перешла в полотно. С тех пор каждый бедолага, на пути которого попадалась проклятая картина, обрекал себя на горе и скорую кончину. (Подробнее)

Оставшиеся повести:

  • Шинель
  • Коляска
  • Записки сумасшедшего
  • Рим

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Нос

Несмотря на то что произведение «Нос» написано было в период творческого расцвета Гоголя, оно не нашло быстрого признания. Журнал «Московский наблюдатель» сразу отказал литератору в публикации, назвав повесть плохой.

Особый стиль — литература абсурда — это характерное отсутствие причинно-следственных связей, сюжетная нелепость и парадоксальная бессмысленность не всегда бывает понята с первого раза. В сочинение есть такие места, которые остаются непонятными даже при глубоком изучении, но удовольствие доставляет весёлый, оригинальный сюжет.

Принято считать, что сюжет автор нашёл в популярном французском анекдоте. Но работа, проделанная над «Носом», не была простой. Труд неоднократно правился самим классиком и цензурой, был изменён финал, расширилась сатирическая часть.

С первых строк читатель попадает в фантастическую историю. Исчезновение носа — это настоящая трагедия для главного героя, который считает его отсутствие большим препятствием для продвижения по службе. Внешность, а не внутренние качества ставит превыше всего Ковалёв. А очеловеченный Нос автономно гуляет отдельно от своего хозяина, и даже желает убежать от него как можно дальше — за границу.

Абсурдность ситуации заключается не только в том, что нос убежал от своего хозяина, но и в отношении к происшествию. Майор Ковалёв «маленький человек», который расставляет приоритеты. Находясь в своём звании, он точно знает с кем он может держаться надменно, а где без излишеств с умеренной скромностью. Это видно по сценам с извозчиком, цирюльником и уважаемыми чиновниками.

Встреча с собственной частью тела, которая оказалась выше на три чина, полностью обескураживает его. Нос превосходит своего хозяина — вот оно социальное неравенство в разрезе одной личности. Как теперь находиться в социальной идиллии, если собственные части тела такое вытворяют?

Описывая абсурдную ситуацию Ковалёва, Гоголь поднял несколько проблем социума: лицемерие, корысть, фальшь, безнравственность. Нос не желает общаться с тем, кто находится ниже рангом, он отказывается соединяться со своим хозяином.

Многие современники Николая Васильевича узнали в повести своих товарищей, руководителей и даже себя. Тщеславные желания накрыли общество и не оставили места для великодушия, благородства, нравственного величия.

Закончилось, однако, это странное происшествие для главного героя благополучно — нос вернулся к нему так же неожиданно, как исчез.

Нос

Главные персонажи

  • Ковалев Платон Кузьмич – коллежский асессор
  • Иван Яковлевич — цирюльник

Глава 2.

Отчаявшись, Ковалев направляется в газету, где умоляет чиновника подать объявление о пропаже, на что получает отказ в связи с опасностью падения репутации издания. Ковалев отправился домой и тут к нему в дверь постучал полицейский, который вошел и объявил, что его нос найден. Более того, он принес его с собою в тряпочке. Ковалев не зная, как приделать нос на прежнее место, немедля послал за доктором, однако и тот не смогу ему помочь.

Тогда Ковалев решает, что проделки с носом дело рук штаб-офицерши Подточиной, которая хотела женить его на своей дочери. Он пишет ей письмо, но получает такой ответ, что понимает – штаб-офицерша не виновна.

Между тем по Петербургу стала распространяться история о пропавшем носе, к которой прибавляли, что видели его сегодня сначала в одном, а затем в другом месте.

Рим

Главные персонажи

Молодой князь – юноша, обучавшийся в Париже и вернувшийся в Рим

Второстепенные персонажи

  • Аннунциата – возлюбленная юноши
  • Пеппе – разорившийся негоциант

Повесть начинается с восторженного описания альбанки Аннунциаты. Далее мы знакомимся с молодым князем, который родился в Риме, но был на учебе в Париже. Париж увлекает главного героя своей жизнью – кафе, театрами, лекциями профессоров и блеском, однако он тоскует по своей родине. Князь решает вернуться в Рим. К тому же, финансовые его дела стали не так хороши и на множественные письма его отец перестал отвечать. Вскоре юноша узнает, что его отец умер и оставил поместье и все дела в плохом состоянии.

Молодой человек возвращается в Рим. Он восхищается его архитектурой, природой, его величием и великолепием. В эти дни в городе проходит карнавал, и князь встречает там девушку, похожую на Аннунциату. Он просит Пеппе разузнать о ней, но привлеченный красивым видом города, забывает о девушке.

Шинель

Главные персонажи

Акакий Акакиевич Башмачкин – титулярный советник, тихий и скромный человек 50-ти лет.

Второстепенные персонажи

  • Петрович – портной, бывший крепостной Григорий.
  • Значительное лицо – недавно повышенное в должности незначительное лицо.

Служил в департаменте один чиновник – Акакий Акакиевич Башмачкин, службу он свою любил всем сердцем. Занимался он переписыванием документов, платили за эту работу мало, да еще и чиновники постоянно подкидывали новые и новые документы, при этом посмеиваясь над Акакием Акакиевичем. Жизнь он вел тихую, семьи не имел. Из одежды имел лишь старый мундир, да прохудившуюся шинель. Когда пришли морозы, заметил Башмачкин, что шинель продувает и надо бы ее отнести портному. Портной Петрович заявил, что починить эту шинель уже нельзя, а новая будет стоить 150 рублей. Такой суммы у Акакия не было и он решает прийти к портному, когда тот будет выпивший, чтоб сторговаться в цене. В итоге решили, что за шинель придется уплатить 80 рублей. Половина суммы была у Башмачкина, а недостающие деньги он решил сэкономить, отказывая себе в самом необходимом.

Когда же наконец вся сумма была собрана и портной сшил ему новую шинель, счастью Акакия не было предела. Довольный он отправился в ней на службу. Сослуживцы заметили обнову и предложили устроить по этому случаю вечер. Один чиновник, собиравший всех у себя на именины, пригласил в числе других и Акакия.

Акакий Акакиевич заметил, как изменилось к нему отношение на службе, вместо подтрунивания стали его одаривать комплиментами. Выпив в гостях шампанского, отправляется Акакий домой пешком, а увидев красивую даму, даже решает следовать за ней. На дороге его встречают люди, один из которых отбирает шинель, заявляя, что она принадлежит ему.

На следующий день Акакий вынужден был прийти на работу в старой шинели, и снова стал объектом насмешек. Он пытался обратиться за помощью к «значительному лицу», но и там получил отказ. Возвращаясь домой в дырявой шинели, Акакий заболел и умер. На службе о нем вспомнили лишь спустя несколько дней после похорон.

А в городе, у Калинкина моста, после похорон стали замечать покойника, который со всех снимает шинели. А однажды призраку удалось сорвать шинель с того самого «значительного лица» и больше он не появлялся на мосту. Но появилось другое привидение, как отмечал будочник, — выше ростом и с усами.

Записки сумасшедшего

Кратко Подробный пересказ

Мелкий чиновник Аксентий Иванович Поприщев работал в некоем департаменте и ездил домой к директору чинить для него перья, чем очень гордился. Поприщев был влюблён в хорошенькую дочь начальника Софи и верил, что и девушка к нему неравнодушна. К тому же он был честолюбив и мечтал дослужиться до генерала.

Однажды Поприщев узнал, что Софи влюблена не в него, а в красавца камер-юнкера. Из-за неудовле­творённых мечтаний и амбиций душевное здоровье Поприщего начало ухудшаться. Сначала ему казалось, что он понимает разговоры собак, а потом он вообразил себя королём Испании.

В конце концов, Поприщев попал в приют для сумасшедших, где ему обрили голову и подвергли мучительным пыткам. Несчастный безумец не понимал, где находится, и считал, что попал в лапы испанской инквизиции.

Записки сумасшедшего

Дав своему герою говорящую фамилию Поприщев, автор сразу показывает, что идея поиска неведомого поприща витает над произведением постоянно. Это поприще — цель, дело, путь, судьба.

Поприщев живёт в своём мире, в котором происходят разные события: чтение собачьей переписки, подглядывание за понравившейся девушкой. В итоге все окружающие воспринимают его каким-то ничтожным чиновником, в то время как Поприщев точно знает, что он человек царских кровей.

На глазах читателя происходит разложение личности, где есть свой отсчёт времени, своя реальность, причём иногда встаёт вопрос, а какая же реальность более объективна. Не та ли, в которой живёт главный герой.

Вся повесть состоит из дневниковых записей, которые ведёт Поприщев. Такой жанр позволяет литератору выразить художественный реализм и показать социальную действительность. Композиционное напряжение растёт с каждой новой записью главного героя.

Первые записи показывают пустую жизнь «маленького человека», пусть и дворянина, но совсем обедневшего. Его никчемная жизнь ничем не примечательна. Он недоволен ни работой, ни своим окружением.

Но вдруг в его жизнь врывается чувство. Поприщев влюбляется и начинает мечтать о дочери своего директора. Примерно в это время и появляются первые записи с зачатками сумасшедших мыслей. А вскоре Аксентий Иванович полностью отрывается от реальности. Теперь в его воспалённом сознании смешалось всё и он совершает безумные поступки.

Вскоре болезнь Поприщева принимает маниакальную форму. Он считает себя наследником испанского престола. Погружение в мир собственных иллюзий приводит несчастного Аксентия Ивановича в сумасшедший дом, где он не понимает, почему с ним так плохо обращается, но с готовностью и христианской повинностью принимает все испытания, выпавшие на его долю. Бурлеска, гротеска, пафосный переход к уничтожающей иронии — всё собрал Гоголь в итоговом монологе Поприщева.

Все проблемы, затронутые автором в «Записках сумасшедшего», остались актуальными до наших дней. Это и протест против несправедливых устоев, и трудности, связанные с бедностью, и отсутствие разума, способного создать справедливое общество.

Нельзя не обратить внимание на одиночество, в котором прибывает Аксентий Иванович. Несмотря на то что он живёт в огромном городе и его ежедневно окружают сотни человек, он в свои сорок два года абсолютно одинок

Трудно разобраться кто в этом виноват, общество, наплевательским образом относящееся к своим членам, или сам «маленький человек» не желающий ничего менять в своей жизни.

Шинель[ред.]

Кратко Подробный пересказ

Акакий Акакиевич Башмачкин, бедный и всеми унижаемый чиновник лет пятидесяти, обнаружил, что его ветхая шинель протёрлась на плечах и совсем не греет. Починить шинель оказалось невозможно – сукно стало таким редким, что заплатки на нём не держались.

Башмачкин начал копить на новую шинель. Возможность осуществить мечту сделала его живее и твёрже характером. Через полгода нужная сумма была накоплена и шинель сшита, но Башмачкин не проносил её и суток. Возвращаясь домой поздно вечером, он наткнулся на грабителей, которые сняли с него шинель.

В полиции с этим делом разбираться не стали. Башмачкин обратился к значительному лицу, но тот тоже не стал слушать, наорал на несчастного и выгнал его.

По дороге домой Башмачкин попал в метель, застудился и умер. В виде ожившего мертвеца он стал появляться на том месте, где его ограбили, и снимать с людей шинели. Наконец, он снял шинель со значительного лица, удовлетворился ею и больше на улицах Петербурга не появлялся.

Кроме этих повестей к циклу иногда относят и два «не петербургских» произведения: «Коляска» и «Рим»

Источник

«Петербу́ргские по́вести» – общее название ряда повестей, написанных Николаем Васильевичем Гоголем, и название сборника, из них составленного, объединенных общим местом действия – Санкт-Петербургом 1830-1840-х годов. Во всех повестях рассматривается проблема «маленького человека».

В каждой петербургской повести главным действующим лицом является чиновник или художник, и есть кто-то один, кто ощущает себя исключённым из общей нормы, пропадает и гибнет.

Произведения были написаны в разное время, повесть «Невский проспект» создана в 1833-1834 годах, «Портрет» – в 1833-1834 годах, обе впервые опубликованы в 1835 году в сборнике «Арабески», «Записки сумасшедшего» написана в 1834 году, также впервые опубликована в сборнике «Арабески» под заголовком «Клочки из записок сумасшедшего». Повесть «Нос» написана в 1832-1833 годах, впервые опубликована в журнале «Современник» A.C.Пушкина в 1836 году после того, как журнал «Московский наблюдатель» отказался печатать повесть, назвав ее «плохой, пошлой и тривиальной».

Вторая редакция, существенно переработанная в 1841-1842 годах, впервые была опубликована в журнале «Современник» в 1842 году. Повесть «Шинель» написана в 1836-1842 годах (первоначальное название – «Повесть о чиновнике, крадущем шинели»). В 1842 году Н. В. Гоголь впервые ее опубликовал, включив в третий том своего первого Собрания сочинений, названный им «Повести», вместе с «петербургскими» и еще двумя «не петербургскими» произведениями – повестями «Рим» и «Коляска» («Рим» представляет собой фрагмент незаконченного романа «Аннунциата», начатого в 1838-1839 годах. Отрывок «Рим» был опубликован в журнале «Москвитянин» за 1842 год. «Коляска» написана в 1835 году, впервые опубликована в журнале «Современник» в 1836 году.)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: