Превращение

Краткое содержание повести «превращение» кафки

Главы 47−49

От говорящего кота Хосино узнаёт, что делать: ночью появится он, гад, которому нельзя дать пройти вход, его надо убить. Тогда дело Накаты будет закончено.

Ночью изо рта старика вылезает белое длинное существо. Хосино догадался, что сначала надо закрыть вход — перевернуть камень. После этого парень разрубил слизняка на куски. Хосино сжёг останки и уехал, решив позвонить с вокзала в полицию и рассказать о местона­хождении трупа Накаты.

К Тамуре приходит взрослая Саэки-сан и берёт с мальчика обещание вернуться, пока вход открыт. Она просит его простить ту, что его бросила. «Мама, — говоришь ты, — я прощаю тебя».

Брат Осимы Сада привозит Тамуру в Такамацу. Мальчик решает вернуться в школу и прощается с Осимой. Кафка думает над словами Саэки-сан: «Хочу, чтобы ты помнил обо мне…» Ворона говорит, что Кафка — самый крутой парень в настоящем мире. «Я уснул. И проснулся частицей нового мира».

Отношение родителей к Грегору до и после превращения

Многие сюжетные ходы повести «Превращение» Кафка взял из собственного печального опыта отношений с родителями. Так, обеспечивая семью многие годы, писатель постепенно замечал, что его жертвенность воспринимается как должное, а сам он интересовал родных, лишь как источник дохода, а не как живая и чувствующая личность. Точно так же описана судьба Грегора.

До его превращения родители почти не видели сына. Он практически не бывал дома из-за работы, а когда и ночевал под отчим кровом, то уезжал задолго до их пробуждения. Грегор Замза обеспечивал родным комфорт, не напрягая своим присутствием.

Однако, став жуком, он заставил родителей обратить на себя внимание. Более того, позволил себе непростительную дерзость: перестал приносить деньги и сам стал нуждаться в их помощи. Так узнав, что сын почему-то не поехал на работу, первое, о чем подумал отец, что Грегора уволят, а не о том, что он, может быть, заболел или умер

Так узнав, что сын почему-то не поехал на работу, первое, о чем подумал отец, что Грегора уволят, а не о том, что он, может быть, заболел или умер.

Узнав о превращении, отец избивает сына-жука, вымещая на нем свой страх за финансовые проблемы в будущем. Однако дальнейшие события показывают, что у Замзы-старшего были неплохие собственные сбережения, а также то, что он и сам мог себя обеспечивать.

Что касается матери, то она хотя сначала и выглядит заботливой женщиной, но постепенно эта маска спадает с нее и становится видно, что Анна Замза – законченная эгоистка, ничем не лучше мужа. Ведь то, что Грегор не уехал в день своего превращения, родители заметили лишь в 6:45, а ведь встать герой планировал в 4:00 утра. А значит, мать абсолютно не волновалась: нормально ли позавтракает сын, есть ли у него свежая одежда и все необходимое для поездки. Она даже не удосужилась встать, чтобы просто проводить Грегора на работу – это ли портрет любящей матери?

Характер Грегора: анализ. («Превращение», Кафка)

Давайте взглянем на двух обыкновенных молодых людей. Ни один из них не выделяется особым умом, красотой или богатством. Можно даже сказать, что они несколько малодушны. Вот они оба однажды просыпаются и вдруг понимают, что обладают способностями насекомых…

Один из них становится супергероем (Человек-паук). Побеждает плохих парней. Завоевывает девушку. Легко взбирается по небоскребам в своем фирменном костюме, вызывая восхищение окружающих.

Что же другой, Грегор Замза, о котором рассказывает повесть (Ф. Кафка, «Превращение»), краткое содержание которой вы только что прочитали? Он остается замурованным в комнате и питается отбросами. Его семья игнорирует Грегора, если не откровенно враждебна настроена. Грязный, в мусоре и объедках, он умирает от одиночества. Вот так бесславно заканчивает свою жизнь герой повести «Превращение» (Кафка). Отзывы эта история вызывает весьма неоднозначные…

Трансформация Грегора так непроизвольна и гротескна, что невольно хочется обратиться к прошлому при попытке ответить на вопрос о том, что же привело к тому, что обычный парень так бесславно закончил свою жизнь, пережив подобное превращение. Кафка, отзывы о произведениях которого всегда были весьма неоднозначны, и в этот раз не дает ясного ответа о причинах столь резкого поворота событий в жизни своего героя, оставляя критикам широкий простор для гипотез. Нелюбимая работа, необходимость содержать семью, неудовлетворенность в личной жизни — все это, конечно, весьма неприятно, но не настолько, чтобы можно было назвать подобное положение невыносимым. Обычные проблемы обычного человека, не так ли? Даже отношение Грегора к своему превращению подтверждает это. Вместо того чтобы раздумывать о своем новом положении, герой озабочен тем, чтобы не опоздать на работу. Это специально подчеркивает Франц Кафка («Превращение»). Краткое содержание произведения смотрите выше.

Читать сокращенно «Перевоплощение»

Однажды, после тревожных снов проснулся Грегор Замза. Открыв глаза, он увидел, что превращен в насекомое. Его спина покрыта прочным панцирем, живот имел форму дуги, по бокам «беспомощно весели» два ряда ножек.

Грегор долго обдумывал свою сложную профессию – коммивояжер – с множеством тревог, поездок, хлопот. Он все думал, что виной его состояния – тяжелая работа.

Грустные мысли Замзы обращаются к родителям. Если бы не они, он давно бы бросил нелюбимую профессию. Отец Грегора имеет долг, чтобы уплатить его, сыну надо работать.

Грегор спохватывается, что ему надо на поезд. На часах уже за пятнадцать минут седьмого. Мысли о работе и опоздание полностью захватывают Грегора. В дверь постучалась мать, спрашивая, почему сын еще не встал. Он ответил ей писклявым, измененным голосом. Но мать ничего странного не заметила. Потом в дверь постучал отец, позже и сестра.

Пока Грегор боролся со своим непослушным телом, в дверь позвонили. Это был начальник Грегора. Упав на пол всем своим телом, Замза выбрался из кровати. Его семья требовала объяснить, почему Грегор не сел на утренний поезд. Мать Грегора уверяла начальника, что сын болен.

Из комнаты сестры послышался плач. Грегор подумал, что она плачет, потому что боится, что брат может потерять работу, а значит, отцу долги дадут о себе знать снова.

Управляющий рассердился и начал говорить о шатком положение Грегора на работе, совсем не обнадеживающие успехи. Испугавшись, Замза крикнул, что сейчас откроет, но от причудливого перевоплощения, его голос прозвучал не понятно. Начальник Грегора сказал, что его голос «это голос животного». Напуганная семья стала вызывать врача и слесаря, чтобы тот открыл дверь комнаты.

Грегор челюстями открыл дверь. От его вида управляющий сумел лишь сказать «а» и начал пятиться из комнаты. Мать едва не потеряла сознание, а отец заплакал. Грегор стал уговаривать управляющего войти в его положение. Однако, тот не понимал его, все пытался убежать из квартиры.

Отец Грегора схватил забытую управляющим палку и пытался загнать сына в его комнату. Серьезно ранив комариное тельце, под крики и пинки отца Грегор укрылся в своей комнате.

2. Проснувшись на утро, Грегор увидел тарелку с молоком и хлебом, которую принесла сестра. От голода он начал пить молоко, однако оно было ему невыносимым.

Вечером Грегор залез под диван и там почувствовал себя уютно. Так он провел ночь. Утром пришла сестра, казалось, она разочарована тем, что видит Грегора. Он надеялся, что сестра поймет, что он голоден, и принесет ему что-то другое. Сестра забрала миску с молоком и принесла ему много еды на выбор.

В основном, это были объедки и испорченные продукты, но именно они показались Грегору вкусными. Так сестра теперь кормила его дважды в день, когда ни родители, ни слуги этого не видели. Семья с Грегором не общалась, как и чем они живут, он подслушивал в обрывках разговоров. Так он узнал, что прислуга слезно просила об освобождении, и о том, что с его заработка отец откладывал деньги, и некоторое время его семья продержится на плаву.

Прошел месяц со времени перевоплощения. Только сестра человечно относилась к нему, кормя и убирая в его комнате. Первые недели родители не заходили к сыну. От скуки Грегор ползал по стенам комнаты и висел, уцепившись лапками за потолок.

Сестра решила убрать мебель из его комнаты. На помощь пришла мать. Грегор не хотел, чтобы его комната была пустой, и бросился защищать ее. Он оказался в гостиной. Мать потеряла сознание.

Домой вернулся отец. Он был сердит на Грегора, яростно ходил по комнате. Разозлившись, он стал бросать по сыну яблоками, одно из которых прилетело ему в спину, причинив сильные боли.

3. Уже почти месяц брошенное отцом яблоко мучило Грегора. Его так никто и не осмелился вынуть. Сестра Грета устроилась продавцом, мать шила белье на продажу. Отец работал рассыльным. Одну из комнат семья сдала, троим мужчинам.

4. Грегор услышал, как Грета говорит, что от него нужно избавиться. На что отец сказал, если бы сын понимал их, с ним можно было бы договориться.

Грегор от воспаленной спины умирает. Его гибель родители встретили фразой «Слава Богу». Служанка убрала тело Грегора. Семья начала новую жизнь, они выбрались на природу, где в электричке обсуждали свои планы и радовались жизни.

Стилистика Кафки: язык новеллы «Превращение», примеры тропов

Эпитеты яркие, но немногочисленные: «панцирно-твердая спина», «выпуклый, раздавленный дугообразными чешуйками живот», «многочисленно, убого тонкие ножки», «высокая пустая комната пугала».

Другие критики утверждают, что его творчество нельзя отнести ни к одному из «измов»(сюрреализм, экспрессионизм, экзистенциализм), скорее оно соприкасается с литературой абсурда, но тоже чисто внешне. Стиль Кафки (в отличие от содержания) абсолютно не совпадает с экспрессионистским, так как изложение в его работах подчеркнуто суховато, аскетично, в нем отсутствуют какие-либо метафоры и тропы.

В каждом произведении читатель видит балансирование между естественным и необычайным, личностью и вселенной, трагическим и повседневным, абсурдом и логикой. В этом и заключается, так называемая, абсурдность.

Кафка любил заимствовать термины из языка юриспруденции и науки, используя их с иронической точностью, гарантирующей от вторжения авторских чувств; именно таков был метод Флобера, позволявший ему достигать исключительного поэтического эффекта.

Новелла по форме — реалистическое повествование, но по содержанию организована и подана, как сновидение. В итоге, получается индивидуальный миф. Как в настоящем мифе, в «Превращении» идет конкретно-чувственная персонификация психических особенностей человека.

Семья Грегора Замзы глазами психиатра

Если мы посмотрим на родителей и сестру Грегора, станет ясно, что они не способны на любовь. В отличие от Грегора они эгоистичны и замкнуты на себе. У них отсутствует сострадание по отношению к превратившемуся в жука сыну и брату. И здесь можно задуматься: а всегда ли это было так? Или они истратили всю способность к состраданию, чтобы пережить Первую мировую войну и последующие тяжелые годы? В определенные моменты во многих людях умирает эмпатия, а нам еще в самом начале рассказа сообщают, что семье пришлось преодолеть тяжелые времена: отец глубоко увяз в долгах.

Эта неспособность к сопереживанию, даже по отношению к собственной плоти и крови, типична для того поколения — поколения тех, кто постоянно чувствовал себя обделенным и обиженным, обвиняя в этом внешний мир. Из-за недостатка эмпатии эти люди вновь вступили в большую войну. В этом отношении «Превращение» все еще очень актуально: в наши дни по-прежнему велико число тех, кто чувствует себя в чем-то ущемленным и поэтому лишается способности сочувствовать другим.

Источник

Анализ повести

Довольно глубокий философский смысл содержится в книге Кафки «Превращение». Анализ повести позволяет выявить множество различных проблем, которые присутствуют в современном обществе. Проблематика новеллы — в поднятии вопроса о неопределённости личности. Он заключается в том, что сможет ли человек в облике насекомого не потерять свою уникальность или же он окончательно деградирует до животного.

Франц Кафка пытается донести в своей повести до читателя важную идею, которая очень сложна для понимания детьми школьного возраста. В связи с этим, когда дети читают такое произведение, учитель должен максимально легко и доступно изложить суть повести.

Писатель наглядно демонстрирует тот факт, что на деле Грегор Замза и не превратился как таковое мерзкое насекомое

При этом важно то, как относятся к нему родные люди. Как только главный герой перестаёт быть кормильцем в семье и неутомимой личностью, он мгновенно лишается авторитета, а семья прекращает оказывать ему всяческую поддержку. В этом и заключается смысл названия новеллы «Превращение»

В этом и заключается смысл названия новеллы «Превращение».

Кульминацией новеллы становится тот момент, когда отец, мать и сестра становятся настоящими монстрами, не имеющими каких-либо нравственных ценностей. Для них главным в жизни являются лишь деньги и связанные с ними материальные блага. При этом к самому Грегору семья относится как к ненужной вещи.

В повести также присутствует конфликт внутри самого Грегора Замза. Это обусловлено борьбой человеческих чувств с животными инстинктами. Кафка прибегает к подробному описанию переживаний главного героя, которые возникают из-за унижения семьей. Композиция произведения состоит из трех частей:

  • завязки;
  • кульминации;
  • развязки.

Они образуют целостную сюжетную линию новеллы. Первая глава (завязка) повествует о перевоплощении главного героя в мерзкое насекомое. Для него это событие — настоящий приговор.

Кульминация повести заключается в описании изгнания Грегора его сварливым отцом. В новелле говорится о весьма жестокой сцене, в которой главного героя забрасывают гнилыми яблоками. Об отношении членов семьи к Грегору свидетельствует следующая цитата: «В комнате что-то упало». Когда отец говорит эту фразу, то в комнате главного персонажа раздается шум и он падает на пол. Но его родные не спешат к нему на помощь и при посторонних людях отзываются о нем, как о неодушевленном предмете.

При характеристике образов героев Франц Кафка прибегает к разным приёмам

Так, для описания центрального персонажа автор уделяет повышенное внимание его внешности, в то время как остальные члены семьи характеризуются лишь с эмоциональной точки зрения. Анализируя средства языковой выразительности, можно выделить следующие особенности:

  • отсутствие архаизмов;
  • Франц Кафка не употребляет в своих текстах неологизмов;
  • описание действительности носит беспристрастный характер.

Все эти отличительные черты придают тексту некую уникальность, которая отличают новеллу «Превращение» от других художественных произведений. Это подтверждают и отзывы многих читателей:

Произведение великолепно, имеет глубокий смысл. Прочла на одном дыхании.

Svetlana

Книга «Превращение» Франца Кафки немного сложна для понимания. Однако, авторский стиль изложения уникален и неповторим.

Екатерина

Много раз перечитывал рассказ «Превращение». Произведение имеет яркий и запоминающийся сюжет, непохожий на другие литературные шедевры.

Николай

Характеристика новеллы

Новелла представляет собой особый литературный жанр. Она является более краткой формой прозы и имеет в себе следующие отличительные черты. Среди них можно выделить следующие:

  • свое происхождение берет от фольклорных истоков, представленных сказаниями или притчами устного характера;
  • по сравнению с другими жанрами художественной литературы, имеет ограниченное количество действующих лиц и одну сюжетную линию;
  • основная идея новеллы заключается в довольно подробном описании социальной проблемы;
  • развязка характеризуется неожиданным поворотом событий;
  • сюжет имеет захватывающий характер.

Этот литературный жанр получил наиболее широкое распространение на рубеже XIX и XX веков. В России она не была особо популярна в связи с тем, что сюжетность как таковая не имела большого значения для писателей той эпохи.

Таким образом, повесть Франца Кафки «Превращение» демонстрирует читателю социальные проблемы, которые присутствуют в обществе. Они включают в себя, прежде всего, потребительское отношение к своим родным и близким, а также отсутствие духовной близости между членами семьи. Автор призывает к любви и уважению в социуме и снижению роли материальных потребностей в жизни человека.

Предыдущая запись «Гаргантюа и Пантагрюэль» — краткое содержание романа Франсуа Рабле
Следующая запись «Песнь о Нибелунгах» — краткое содержание германского эпоса

Перевоплощение главного героя

Трансформация молодого коммивояжера настолько гротескна, что читатель остается в некотором недоумении относительно того, почему автор обрекает обычного парня на такую незавидную судьбу, превращая его в насекомое. Кафка, чьи книги славятся своей неоднозначностью, и в этот раз не дает ясного ответа о причинах радикальной перемены в жизни героя, давая литературным критикам почву для размышлений. Можно лишь предположить, что обрести счастье юноше мешали следующие обстоятельства:

  • ненавистная работа,
  • необходимость содержать близких,
  • отсутствие личной жизни.

Все эти факторы, безусловно, накладывают свой отпечаток на душевное состояние героя, но не настолько, чтобы сделать его мучительным. С такими проблемами сталкивается чуть ли не каждый второй. Вместо того чтобы впасть в истерику из-за страшного облика, герой озабочен тем, что он подвел начальника. По мнению Альбера Камю, Замза, как и другие знаковые персонажи Кафки, не ждет ничего хорошего от окружающего мира.

Автор дает подробное описание видоизмененного тела Грегора, испытываемых им неудобств, новых предпочтений. Замза медленно, но верно утрачивает человеческие черты:

  • лишается способности говорить,
  • теряет душевные свойства.

Образы и метафоры, используемые Кафкой в новелле, помогают в литературной форме изобразить царившую в обществе проблему отчужденности и одиночества человека. У перевоплощенного героя возникает неудержимое стремление к общению, но никому нет до него дела, от Грегора все шарахаются, и ему приходится подслушивать семейные разговоры.

Глубокий смысл произведения Кафки «Превращение» раскрывается через гибель героя. Причина смерти Замзы — осознание, что он обуза для тех, кого бескорыстно любил. Дорогие ему люди превращаются в бесчувственных насекомых, ставящих на первое место физический комфорт и эгоистическое, безмятежное существование. Грегор, перестав быть человеком, напротив, ведет себя достойнейшим образом, проявляет деликатность, эмпатию, наконец, самопожертвование, несмотря на утрату человеческих функций. Эта антитеза воплощает все самое низменное в людях-насекомых, которые прячутся под хитиновым покровом безразличия.

«Превращение» Кафки стало культовым произведением. Его включают в учебные программы, по нему пишут школьные сочинения. Кроме того, новеллу неоднократно экранизировали, что лишний раз подтверждает гениальность неординарного писателя.

Почему произошло превращение

Кафка ставит читателей перед самим фактом превращения, не объясняя его причин или целей. Но кто знает, может быть тот, в кого превращался Грегор Замза, — это не наказание, а мотивация для начала изменений в его жизни? Что, если научившись отстаивать собственные интересы, герой снова бы обрел человеческий облик, а не доживал свои дни голодным, больным, одиноким узником своей пыльной комнаты?

Примечательно, что, если, оказавшись в столь плачевной ситуации, Грегор не взбунтовался, то, значит, он не сделал бы этого никогда и в человеческом обличии, обреченный выполнять прихоти родных до конца жизни. Поэтому, возможно, превращение — это избавление, а не наказание?

2

Родители обходили его комнату стороной, заперев ее для безопасности с наружной стороны. Кормила его Грета, его маленькая любимая сестра

В очередной раз, заглянув с осторожностью к Грегору, девочка не обнаружила брата на месте и испугалась, увидев его под диваном. Обнаружив, что миска осталась полной, она вынесла ее прочь

Вернулась Грета с самой разнообразной едой, пытаясь угадать новые вкусы брата. Процедура кормления проходила дважды в день. Отец и мать в ней участия не принимали. Не потому что хотели заморить его голодом, а просто ни к чему им это. Им и так приходилось несладко, а огорчать родителей еще больше ему не хотелось.

Грегор переживал, что теперь не может обеспечивать семью, как раньше. По его вине они оказались в бедственном положении. Ему было стыдно и неудобно перед ними. Получается он не выполнил свое обещание. Каждый раз, когда они собирались в гостиной он прижимался к двери, подслушивая их разговоры.

Сестра как могла, заботилась о нем. Однажды она заметила, что Грегор передвинул кресло к окну и теперь делала это сама после приборки. Прошел почти месяц с его превращения. Грета почти привыкла к его облику, но он видел, какие эмоции вызывал его вид у нее. Отвращение и брезгливость. Грегор стал к ее приходу натягивать на себя простынь, чтобы она как можно меньше видела его уродливое тело. Он все понимал и не обижался на нее. Ему самому было противно на себя смотреть, что говорить о других.

Грегор нашел новое развлечение. Он научился ползать по стенам и висеть на потолке, застыв в одном положении на несколько часов. От постоянного лежания у него начинало болеть все тело, а движение помогало размять затекшие мышцы. Однажды мать собралась с духом и решила навестить несчастного сына. Они с сестрой решили сделать перестановку в его комнате, освободив пространство для его передвижений. Этот переполох вызвал у него противоречивые чувства. С одной стороны комната станет свободнее, а с другой они забирали у него все, что так дорого ему. Сундук, где он хранил инструменты. Письменный стол за которым он делал уроки.

Грегор решил, что портрет, висящий на стене, он отстоит. Он выполз из-под дивана и залез на стену, закрывая его собой. В этот момент мать прошлась взглядом по стенам и обомлела. Женщина, вдруг поняла, что огромное пятно на обоях это и есть ее сын. Она падает без чувств на пол. Вернулся отец. Узнав от Греты, что произошло, он словно взбесился. Грегор не узнавал его. Таким он отца еще не видел. Разъяренный мужчина схватил вазу с яблоками и начал швырять ими в сына. Одно из них застряло у него в спине. Мать, взмолилась, бросившись к отцу, чтобы он сохранил Грегору жизнь.

2 вариант

Произведение под названием «Превращение» написано немецким писателем Францем Кафкой. Он создал по истине гениальное произведение, когда читатель с легкостью может погрузиться в мир, написанный автором. Данное произведение, как и другие творения Франца Кафки, продолжает умножать свою популярность вот уже несколько десятков лет. Анализ «Превращения» представлен в этой статье.

Создано произведение в начале 20-го века. Основополагающий стиль написания – модернизм. Также имеются черты, характерные экзистенциализму. В своем творении Кафка заставляет читателя очутиться в мире человека, который превратился в мерзкое и противное насекомое.

Главным героем этого произведения Франца Кафки является молодой человек по имени Грегор Замза. Он работает коммивояжером. Живет достаточно бедно, но вынужден работать как проклятый, чтобы добывать средства существования для членов своей небольшой семьи (мать, отец, сестра Грета).

Он постоянно разъезжал в различные рода командировки и не имел почти времени для себя, саморазвития. Однажды он ночевал дома, а, проснувшись утром, обнаружил, что произошло нечто, выходящее за рамки понимания человеком. Он проснулся от тревожного сна и обнаружил, что является жуком.

Это стало стартом всего мракобесия, творившегося с Грегором после. Чем дальше, тем ужаснее – можно охарактеризовать жизнь Замзы-жука. До того, как он был в обличье человека, то работал, чтобы обеспечивать свою семью, рассчитываться с долгами отца. А что делать дальше?

После того, ка Грегор стал жуком, последовала, естественно, реакция семьи. Каждый отнесся к этому событию со своей колокольни. Мать очень была опечалена, но материнские чувства не дали разлюбить ей своего сына-жука. Грета, которая являлась сестрой, посчитала нового братика мерзким, но все-таки никуда не увильнула от ответственности ухаживать за ним. Отец просто разозлился. Он не мог понять, как же в теле насекомого может быть человек.

Когда главный герой появился в гостиной, то он проявил себя, как человек с повышенным чувством ответственности. Он понимал, что обязан семье и самому себе

Он не бросал небрежно вызов общественности и не хотел привлекать внимание

Главный герой превратился в насекомое не просто так. Его жизнь была однообразно, он постоянно карабкался на одном месте. Именно из-за такого существования он был похож на этого самого жука, будучи в теле человека.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: