Краткое содержание самоубийца эрдман

Vsevolod_Meyerhold.jpg

Всеволод Мейерхольд Скажу так: и автор, пьесу написавший, и режиссеры, за нее взявшиеся, были САМОУБИЙЦАМИ.

Автор написал, а режиссеры хотели поставить пьесу, отразившую страшную, мертвую пору советской жизни, пору начинавшейся СТАЛИНЩИНЫ. Им этого сделать не дали. Драматург прошел через лагерь, жизнь в провинции, за 101-м километром; вернувшись в Москву, больше пьес не писал. А режиссеры…

Станиславский сумел уйти из жизни сам в 1938-м. А Мейерхольд-таки принял мученический венец: обвиненный в шпионаже на иностранные разведки и в контрреволюционной деятельности, после Лубянки и страшных пыток, он был расстрелян в 1940-м и его прах лежит в общей могиле на Донском кладбище.

В те времена, как и ныне, театр и его деятели были у начальства под подозрением. Единственная разница, что режиссера сажали, а потом убивали прямо и честно по политическим мотивам, не камуфлируя их мотивами финансовыми.

Другое дело, что для неугодных в политическом отношении режиссеров находилась фантастическая формулировка, скажем, агент трех или пяти иностранных разведок…

Сейчас, если власть недовольна вызывающими высказываниями и свободным проявлением таланта режиссера, она обвинит его в каком-нибудь «преступном сговоре» с целью обокрасть родной театр и родное государство, прямых политических обвинений будет избегать – иначе заграница не поймет…

Если мы начнем сегодня рассматривать пьесу «Самоубийца», обнаружим в ней несколько смысловых пластов. Первый слой – политическая сатира, памфлет, острое социальное высказывание

Герой пьесы Семен Семенович Подсекальников (обратим внимание: все персонажи пьесы называются по имени отчеству — как жильцы коммунальной квартиры) – обычный совслужащий, к тому же безработный. По статусу – полный ноль, «клоп» — как назовет подобный типаж Маяковский, «тунеядец» как будут его называть в хрущевское время

Подсекальников не помышляет о самоубийстве, его приводят к этой мысли окружающие. Семен Семенович одержим идеей устроиться на работу, начать получать жалованье… Правда, его мечты о достатке не простираются дальше смехотворных желаний нанять полотеров, купить статую, «кушать» гоголь-моголь.

Scena_iz_spektaklya_Samoubiyca._2005_god.jpg

Не удивительно, что в Союзе пьеса впервые была показана зрителю только в 1982 году. Поставленный Плучеком в Театре сатиры спектакль (по версии, сильно урезанной и смягчённой Сергеем Михалковым) низводил социальную комедию до бытового фарса. Но даже и в этом изуродованном виде постановка после семи спектаклей была снята с репертуара, а восстановлена уже в эпоху перестройки, к сожалению, в той же михалковской версии.

Из Театра сатиры текст пьесы в 1983 году «просочился» в Академгородок и произвёл там феерический эффект, подобный публикации «Мастера и Маргариты» Булгакова. Театральный любительский клуб «Лицедей» решил поставить спектакль, а там будь, что будет.

Таки было — разгромное постановление райкома партии, проработочные собрания в академических институтах и наказание участников (автора этих строк, например, лишили права преподавания в Новосибирском университете).

Сменилась эпоха, «Самоубийца» идёт в Москве и прочих городах и весях современной России. Пусть и не отражая той политической злобы дня, как в советское время, пьеса остаётся современной и входит в золотой фонд русской драматургии.

Замысел театра Хьюстона был создать аналитический спектакль, где искромётная сатира Эрдмана давала бы новый ракурс для размышления о трагической судьбе России в двадцатом веке. В этой интерпретации самоубийца — это не только главный герой комедии Подсекальников, но и весь российский народ — жертва и виновник произошедшей исторической катастрофы.

Поддавшись на соблазн коммунистической утопии и лозунгов типа «Грабь награбленное!», русский народ понёс невосполнимые, небывалые потери и оказался на грани полного исчезновения. Этот урок не должен остаться без всестороннего анализа. Но, кроме того, «Самоубийца» покоряет, как литературный шедевр, написанный сочным и искромётным русским языком. Это очень смешная и очень мудрая пьеса – смех сквозь слёзы, как и положено классической комедии.

Характеры пьесы карикатурны, как маски итальянской комедии дель арто и как гоголевские «свиные рыла». Эрдман подчеркивает родственность Гоголю, цитируя «тридцать пять тысяч курьеров» из «Ревизора» и «Русь-тройку» из «Мертвых душ». Поведение персонажей «Самоубийцы» смешно и нелепо. На первый взгляд, кажется, что Эрдман безжалостно высмеивает обывателя, как это делали многие его современники.

erdman.jpg


Николай Эрдман И вот в это время молодой, подающий надежды драматург, уже заявивший о себе пьесой «Мандат», пишет произведение, чье название не может не насторожить Репертком, — «Самоубийца».

Это кто же самоубийца? Советский гражданин? По какому праву? В советской стране самоубийц быть не должно

Обратим внимание: пьеса написана между двумя прогремевшими на всю страну самоубийствами — Есенина (1925) и Маяковского (1930)

Но случавшиеся время от времени самоубийства не должны были привлекать к себя внимания, ведь даже аресты в Советской стране совершались по ночам, были делом тихим и тайным. О них родственники и соседи уводимого шептались по углам, вслух обсуждать, кого и за что увели, было запрещено.

В свое время меня потрясло, что исполненная в 1937 году в Ленинграде Пятая симфония Шостаковича, трагическая и даже траурная, вызвала поголовный плач в зале. Люди, лишенные возможности вслух поделиться своим горем, оплакивали своих погибших и сосланных в лагеря, сидя в зале Филармонии, один на один с великой музыкой.

Мейерхольд и Станиславский, чуткие к появлению гениальных пьес, ухватились за «Самоубийцу».

В 1931 году ее начали репетировать во МХАТе, но остановились, встретив сопротивление театрального начальства. В 1932 году в театре имени Мейерхольда (ГосТим) спектакль был запрещен после генеральной репетиции (что напомнило мне недавнюю о в БОЛЬШОМ режиссера Серебренникова — тоже после генеральной).

[править] Сюжет

Эта пьеса — комедия-пародия, комедия-карикатура, комедия-фарс, а еще комедия-трагедия.

Действие происходит в коммунальной квартире — так проживали большинство граждан СССР во время написания Н.Эрдманом его пьесы. Да и все персонажи пьесы — это обычные советские люди в их делах и привычках времени, а карикатурность им придает историческая эпоха.

Герой пьесы Семен Подсекальников — один из квартирантов коммуналки. Пустая ссора с женой приводит к такой суматохе, что все соседи уверены: он решил застрелиться. Подсекальников слушает их, смотрит вокруг и понимает: жизнь вокруг такая, что действительно хочется застрелиться. Соседи активно вмешиваются в процесс. Каждый здесь находит свои интересы.

А сам герой, задумавшись о смерти, становится смелым — теперь он ничего не боится.

«Дайте волю интеллигенции. Дайте ей только волю», — пишет Подсекальников, продолжая прощаться с жизнью.

Заканчивается пьеса тем, что застрелился другой человек — Федя Питунин, оставив записку «Подсекальников прав. Действительно жить не стоит».

Stanislavskiy.jpg

Станиславский В конце пьесы его желанье, желанье маленького человека — советского обывателя, ограничивается одной просьбой к «революции»: « (дай) только тихую жизнь и приличное жалованье». Все. Больше ничего не просит, ну разве что такое: «Разрешите нам говорить, что нам трудно жить. Товарищи, я прошу вас от имени миллиона людей: дайте нам право на шепот».

Право на шепот. Это, я вам скажу, штрих. Похоже, что сегодня Россия еще не доведена до такого состояния. Люди еще, случается, громко возмущаются, негодуют. Еще не все оппозиционные органы закрыты.

Деятели театра еще не все посажены, и кое-кто из непосаженных отваживается поднять голос в пользу сидящих коллег. А время Эрдмана, то бишь 1928 год, как я уже сказала, — время полного молчания. Все зачищено. «Другого» мнения не существует. Подать голос отваживаются только Сумасшедшие, Самоубийцы.

Семен Подсекальников просит права даже не на голос – на шепот.

Но это в конце, когда он после всех перипетий решает все же не «самоубиваться».

Но был, был момент, когда Подсекальников, с отчаянием человека, которому все равно не жить, высказывается на чистоту. Что же он говорит? А вот послушайте:

«В первый раз за всю жизнь никого не боюсь. Все равно умирать… Я сейчас, дорогие товарищи, в Кремль позвоню. … Позвоню… и кого-нибудь там… изругаю по-матерному».

Ну, не извечная ли это мечта всех советских и российских людей? Позвонить в Кремль и изругать по-матерному. Что ж, и звонит, причем, вы, конечно, догадываетесь, с кем разговаривает (пусть не по правде, в своих мечтах).

Если не поняли, вот подсказка: «Все молчат, когда колосс разговаривает с колоссом». И дальше, когда не соединяют: «Ну, тогда передайте ему от меня, что я Маркса прочел, и мне Маркс не понравился…. И потом передайте ему еще, что я их посылаю».

По-моему, Сталин и за меньшее мог приговорить к расстрелу, а здесь такое… Ну прямо бунт. Примерно такой, как у Пушкина, когда бедный свихнувшийся Евгений грозит статуе Петра Первого: «Ужо тебе!». Оба говорят примерно одно и то же: «Я тебе покажу! Ты еще у меня увидишь…». Совершенно расстрельный текст, особенно, если учесть, что у Эрдмана он обращен к ЖИВОМУ ПРАВИТЕЛЮ, не находите?

[править] История постановок

Автор сразу принес свою пьесу в ГосТиМ (государственный театр имени Мейерхольда) к В. Э. Мейерхольду, где была поставлена его прошлая пьеса «Мандат». В. Мейерхольду пьеса понравилась, и он собирался ее ставить, но Главрепертком не разрешил постановку, назвав пьесу «реакционной». Мейерхольд не отступил и стал добиваться разрешения.

А тем времени К. С. Станиславский добился разрешения постановки в МХАТе и приступил к репетиции. Но — до премьеры дело так и не дошло. Сталин лично написал Станиславскому: «Я не очень высокого мнения о пьесе „Самоубийца“. Ближайшие мои товарищи считают, что она пустовата и вредна»

.

В мае 1932 года Мейерхольд в своем ГосТиМе все же начал репетиции «Самоубийцы», на этот раз дело дошло аж до генеральной репетиции, но на этом и закончилось, спектакль выпущен так и не был.

Время шло. Ушла в прошлое сталинская эпоха, которая даже на какое-то небольшое время в 1960-х годах при Хрущевской оттепели была названа преступной.

В это время пьесу на сцене Театра на Таганке поставил Юрий Любимов. Окончилось и Хрущевская оттепель, опять все вокруг затянулось непробиваемым льдом — спектакль в Театре на Таганке был запрещен.

Лед постепенно, с течением лет, в некоторых местах ослабевал.

Один из бывших актеров театра В.Мейерхольда, Валентин Плучек, став за эти годы главным режиссером Московского театра Сатиры и на сцене этого театра поставив множество спектаклей, в 1982 году приступил к пьесе «Самоубийца». Однако спектакль, который хоть и удалось выпустить, прожил очень недолго и был запрещен в том же году. Но в 1985 году в стране в очередной раз сменился генсек, нового звали Михаил Сергеевич Горбачев. В стране началась Перестройка. В 1986 году В. Н. Плучек возобновил постановку — на этот раз она, никем не запрещенная, вошла надолго в репертуар театра (см. два видеоролика, запись 1989 г.)

С тех пор пьеса «Самоубийца» неоднократно ставилась и продолжает ставиться по всей России.

Эрдман «Самоубийца» — краткое изложение

Эрдман

— все произведения Страница: Действие пьесы происходит в Москве в 20-х гг. нашего века. Семен Семенович Подсекальников, безработный, ночью будит жену Марью Лукьяновну и жалуется ей на то, что он голоден. Марья Лукьяновна, возмущенная тем, что муж не дает ей спать, хотя она работает целыми днями «как лошадь какая-нибудь или муравей», тем не менее предлагает Семену Семеновичу ливерной колбасы, оставшейся от обеда, но Семен Семенович, обиженный словами жены, от колбасы отказывается и выходит из комнаты. Мария Лукьяновна и её мама Серафима Ильинична, опасаясь, как бы выведенный из равновесия Семен Семенович не покончил с собой, ищут его по всей квартире и находят дверь в туалет запертой. Постучав к соседу Александру Петровичу Калабушкину, просят его выломать дверь. Однако выясняется, что в туалете был вовсе не Подсекальников, а старушка-соседка.

Семена Семеновича находят на кухне в тот момент, когда он засовывает что-то себе в рот, а увидев вошедших, прячет в карман. Марья Лукьяновна падает в обморок, а Калабушкин предлагает Подсекальникову отдать ему револьвер, и тут Семен Семенович с изумлением узнает, что он собирается стреляться. «Да где бы я мог достать револьвер?» — недоумевает Подсекальников и получает ответ: некий Панфилыч меняет револьвер на бритву. Окончательно выведенный из себя Подсекальников выгоняет Калабушкина, вынимает из кармана ливерную колбасу, принятую всеми за револьвер, достает из стола отцовскую бритву и пишет предсмертную записку: «В смерти моей прошу никого не винить».

К Подсекальникову является Аристарх Доминикович Гранд-Скубик, видит лежащую на столе предсмертную записку и предлагает ему, если уж он все равно стреляется, оставить другую записку — от имени русской интеллигенции, которая молчит, потому что её заставляют молчать, а мертвого молчать не заставишь. И тогда выстрел Подсекальникова разбудит всю Россию, его портрет поместят в газетах и устроят ему грандиозные похороны.

Следом за Гранд-Скубиком приходит Клеопатра Максимовна, которая предлагает Подсекальникову застрелиться из-за нее, потому что тогда Олег Леонидович бросит Раису Филипповну. Клеопатра Максимовна увозит Подсекальникова к себе писать новую записку, а в комнате появляются Александр Петрович, мясник Никифор Арсентьевич, писатель Виктор Викторович, священник отец Елпидий, Аристарх Доминикович и Раиса Филипповна. Они упрекают Александра Петровича в том, что он взял у каждого из них деньги, чтобы Подсекальников оставил предсмертную записку определенного содержания. Калабушкин демонстрирует множество разнообразных записок, которые будут предложены незабвенному покойнику, а уж какую он из них выберет — неизвестно. Получается, что одного покойника на всех мало. Виктор Викторович вспоминает Федю Питунина — «замечательный тип, но с какой-то грустнотцой — надо будет заронить в него червячка». Появившемуся Подсекальникову объявляют, что стреляться он должен завтра в двенадцать часов и ему устроят грандиозные проводы — закатят банкет.

В ресторане летнего сада — банкет: поют цыгане, пьют гости, Аристарх Доминикович произносит речь, прославляющую Подсекальникова, который постоянно спрашивает, который час, — время неуклонно приближается к двенадцати. Подсекальников пишет предсмертную записку, текст которой подготовлен Аристархом Доминиковичем.

Серафима Ильинична читает адресованное ей письмо от зятя, в котором он просит её осторожно предупредить жену о том, что его уже нет вживых. Страница:

Picture5.jpg

Видела и писала о постановке «Самоубийцы» Вениамином Смеховым в Российском Академическом Молодежном театре в 2006 году, посмотрела сейчас в «Наблюдателе» выразительнейшие куски из спектакля, осуществленного Сергеем Женовачом в Студии театрального искусства в 2015-м.

До них пьесу два раза пытался поставить Валентин Плучек в театре САТИРЫ, первый раз – в 1982-м. Спектакль был запрещен. Плучек не отступил, ученик Мейерхольда, он еще со времени работы в ГосТиме положил глаз на эту пьесу. Уже после Перестройки, в 1986-м, пьеса была возобновлена. Посмотрите, она есть на интернете. В ней потрясающе, на мой взгляд, играет Роман Ткачук.

Вот, пожалуй, и все. Это все крупные российские постановки гениальной, по общему признанию, пьесы.

Почему так негусто?

Пьеса написана Николаем Эрдманом в 1928 году. В том самом, когда студента Дмитрия Лихачева арестовали и сослали на Соловки за шутливый доклад, прочитанный в Космической академии. Время начиналось такое, когда за вполне безобидные вещи грозили лагерь, тюрьма или расстрел.

Действующие лица

  • Подсекальников Семён Семёнович.
  • Мария Лукьяновна — его жена.
  • Серафима Ильинична — его тёща.
  • Александр Петрович Калабушкин — их сосед.
  • Маргарита Ивановна Пересветова.
  • Степан Васильевич Пересветов.
  • Аристарх Доминикович Гранд-Скубик.
  • Егорушка (Егор Тимофеевич).
  • Никифор Арсентьевич Пугачёв — мясник.
  • Виктор Викторович — писатель.
  • Отец Елпидий — священник.
  • Клеопатра Максимовна.
  • Раиса Филипповна.
  • Старушка.
  • Олег Леонидович.
  • Молодой человек — глухой, Зинка Падеспань, Груня, хор цыган, два официанта, модистка, портниха, два подозрительных типа, два мальчика, трое мужчин, церковные певчие — хор, факельщики, дьякон, две старушки, мужчины, женщины.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: