Краткое содержание повести Н. В. Гоголя «Портрет» подробно по частям
Часть I. История художника Чарткова
В небольшой лавке за символическую цену бедный художник Чартков приобретает неоконченный портрет. Среди прочего ширпотрёба эта работа ярко выделяется, она явно выполнена профессионально, талантливым мастером. Особенно художник был сражён техникой выполнения глаз на портрете, они смотрели с полотна словно живые.
Дома Чартков повесил картину на стену, узнал от своего единственного слуги, что хозяин квартиры заходил с квартальным, так как художник сильно задолжал за аренду. Затем герой улёгся спать на износившийся до дыр диван и ему приснился странный сон. Ростовщик вылез из портрета и пересчитывал огромные деньги, а затем, обронив один из столбиков с монетами, вновь вернулся в картину. Проснувшись, Чартков обнаружил тайник с деньгами в раме картины.
С этой находкой жизнь бедного художника кардинально изменилась. Он раздал все долги, купил дорогую одежду и снял хорошую квартиру. Но деньги ростовщика из “проклятой” картины не принесли счастья Чарткову. Он стал браться за хорошо оплачиваемые заказы портретов, выполнял их наскоро, без души, совершенно бездарно. После смерти художника картина на некоторый период времени исчезла.
Часть II. История происхождения страшного портрета
Картина появилась вновь на одном из аукционов. В процессе торга один из посетителей, молодой человек и начинающий художник Б.. рассказал её историю.
Картину эту написал его отец, художник, который задумал изобразить “духа тьмы”. Натурщиком для картины стал коломенский ростовщик, который прославился тем, что мог одолжить любую сумму денег. Однако его услуги оказывались фатальными для тех, кто обращался за займом. Люди вынуждены были выплачивать слишком высокие проценты, но не это самое страшное: после сделки с ростовщиком многие сходили с ума или кончали со своей жизнью.
Мистика не прекратилась и после смерти ростовщика. Его портрет, попав в чьи-либо руки менял жизнь человека до неузнаваемости и далеко не в лучшую сторону. Так получилось и с судьбой Чарткова…
Отец молодого художника, что рассказал гостям аукциона страшную правду о портрете, просил сына уничтожить картину. Все присутствующие согласились с этим. Но картина чудесным образом пропала…
Очень краткое содержание (в двух словах)
Бедный, но талантливый художник Андрей Чартков случайно купил портрет старика со злым, и как будто живым взглядом. Ночью ему приснился сон, что старик вышел из картины, достал свёртки с золотыми червонцами, один уронил, а Чартков его подобрал. Утром пришёл хозяин квартиры с квартальным за долгом по аренде. Осматривая картины, квартальный нажал на раму с портретом, и оттуда вывалился мешочек с червонцами, такой же, как во сне. Чартков расплатился с долгами, переехал в дорогую квартиру, стал модным, но безвкусным художником. Вскоре он это понял, и его начала сжигать зависть. Тогда он стал скупать талантливейшие картины и уничтожать их. Вскоре безумство его стало столь сильным, что он умер. Через какое-то время, на аукционе появилась его картина со стариком. Все хотели её купить, но вперёд вышел мужчина, и объявил, что он более достоин их всех, чтобы купить этот портрет. Он рассказал, что он художник, и уже 15 лет ищет эту картину, которую написал его отец. На картине изображён ростовщик, который при жизни давал людям деньги, а потом с ними происходили разные ужасные вещи. Эту картину отец не смог сжечь и, умирая, он просил сына найти и уничтожить её, так как она причиняет зло владельцу. Пока он это рассказывал, портрет пропал.
Похожие вопросы
Литература 06.04.2018 06:45 8 Кравцов Артем.
1. Когда родился Н.В,Гоголь? 2. Какой город является родным для писателя? 4. В каком году Н.В.Гогол
Ответов: 1
Литература 02.05.2023 13:38 30 Кушаль Ростислав.
Каким событиям в жизни Н.В.Гоголя соответствуют следующие даты:1809 г. 1821-1828гг.1836 г.1848 г.185
Ответов: 2
Литература 07.01.2020 15:27 132 Сивонина Кристина.
Ответов: 1
Литература 17.05.2018 14:14 90 Сова Виктория.
8. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент. «Нрава она была весьма смирного, или, лу
Ответов: 1
Литература 13.02.2021 11:48 16 Шубина Татьяна.
СКАЖИТЕ ОТВЕТЫ 1.Какому писателю принадлежат данные произведения? 1)Н.В.Гоголь А- «Повесть о том к
Ответов: 2
Литература 31.03.2019 12:07 28 Красова Рада.
Тест по содержанию повести Н. В. Гоголя «Портрет» 1. Действие повести происходит: а) в Петербурге; б
Ответов: 1
Литература 20.02.2019 12:09 12 Ефремов Вова.
1. Когда родился Н.В,Гоголь? 2. Какой город является родным для писателя? 4. В каком году Н.В.Гогол
Ответов: 1
Литература 12.07.2019 16:01 11 Данченко Роман.
Вопрос 1: В стихотворении А.С.Пушкина … отражены этапы гражданского взросления лирического героя A)
Ответов: 1
Литература 17.01.2019 02:02 9 Яковлева Маргарита.
Помогите пожалуйста! В каком году была написана повесть А. С. Пушкина «Выстрел»? Варианты ответов 18
Ответов: 1
Литература 21.11.2020 20:02 24 Страузова Людмила.
Сократите текст , что-бы он не потерял смысл. Разъясняя смысл «Ревизора», Гоголь указал на р
Ответов: 1
Как «Портрет» соотносится с другими произведениями Гоголя?
Мертвые души и — это два известных произведения Гоголя, но как они соотносятся с его «Портретом»?
Для начала, многие действия Гоголя происходят за пределами физического мира. «Мертвые души» насыщены фантастическими элементами и приводят читателя на территорию медитации над жизнью и смертью, в то время как фокус «Ревизора» на сатире и комическом эффекте создает полный контраст с «Портретом», который является гораздо более мрачным и философским.
Тарас Бульба, другая известная работа Гоголя, возможно, имеет больше общего с «Портретом» в том смысле, что она является многослойным рассказом о духовных и эмоциональных нестабильностях человека. «Тарас Бульба» размышляет о национальной идентичности и традиционных ценностях, в то время как «Портрет» — о сути человеческой природы и ее скрытых углах.
В итоге, хотя Гоголь считается мастером реалистической прозы, его произведения имеют множество различных тематических и стилевых аспектов. «Портрет» — это изысканный образец мрачной романтики, который соотносится с другими произведениями Гоголя через общие темы и мотивы, но выступает как самостоятельный шедевр в жанре психологической прозы.
Повесть «Портрет»
Повесть «Портрет» Гоголя (2 часть), краткое содержание которой вы сейчас читаете, состоит из двух частей. Прежде чем перейти ко второй, нужно хотя бы кратко ознакомиться с тем, что было в первой.
Произведение начинается с описания жизни бедного художника по фамилии Чартков. В самом начале повести «Портрет» Гоголя (краткое содержание по частям дает представление о сюжете) главный герой приобретает изображение неизвестного ему старого азиата. При этом картина эта оказывается незаконченной. Автор старательно выписал только глаза, которые смотрят будто живые. Все остальное изображено максимально схематично.
Из повести «Портрет», краткое содержание, пересказ которой вы найдете в этой статье, становится ясно, что на эту картину Чартков потратил свои последние деньги. Она его настолько заворожила, что он не смог оторваться. Вместе с ней он возвращается в свою нищую квартирку, узнает, что, пока его не было, снова приходил хозяин, требуя внести деньги за жилье.
Чарткова тяготит бедность. Он уверен, что жизнь с ним обходится несправедливо, потому что, несмотря на талант, он не может выбраться из нищеты. Спать он ложится расстроенным и голодным.
Описание героя
Андрей Петрович Чартков — молодой обедневший дворянин. его возраст — двадцать два года. В подчинении у него один единственный слуга. Характеристка Чарткова — подающий надежды художник. Искусство для него представляет большой интерес и составляет большую часть его жизни. Молодой художник с трудом сводит концы с концами — у него нет денег даже для того, чтобы купить свечу. Он снимает чахлую комнату на Васильевском острове, но даже оплата за жилье для него — тяжелое бремя, он имеет крупный долг.
Выглядит Чартков бедно, одевается плохо и совсем не заботится о собственной внешности. Но при этом художник мечтает разбогатеть, жить, ни в чем себе не отказывая. На последние деньги оон покупает себе портрет одного старика. На картине он выглядел как живой. Именно это поразило Чарткова и заставило отдать последние деньги за неоконченный рисунок. Эта покупка стала роковой для героя.
Повестник «Портрет» Н.В. Гоголя
Одной из самых известных работ Николая Васильевича Гоголя является повесть «Портрет». В ней автор описывает жизнь аристократа Портретова, который становится любимым учеником художника Портретного. Однако после смерти учителя Портретов начинает замечать странные изменения в своем портрете.
В течение повести Гоголь исследует тему искусства, материализма и морали. Каждый символ и персонаж имеет свой символический смысл. В конце повести Гоголь оборачивает все события внезапным развитием событий.
Повесть «Портрет» считается шедевром Гоголя, который смог воплотить свои идеи о природе человека и общества, а также показать свой творческий талант в создании оригинальных образов и символов.
Часть 1. Таинственный портрет губит молодого художника[ред.]
Проходя однажды мимо одного из петербургских рынков, молодой художник Чартков случайно зашёл в лавку с дешёвыми картинами, начал рыться в хранившемся там хламе и нашёл неоконченный, но очень талантливо написанный портрет.
Андрей Петрович Чартко́в — молодой художник, 22 года, талантливый, бедный, трудолюбивый, но способный увлечься и сойти с верного пути.
На портрете был изображён старик со смуглым восточным лицом, в широком азиатском костюме. Особенно тщательно были написаны глаза старика, глядящие с полотна как живые.
На последние деньги Чартков купил портрет и повесил его в своей квартирке.
Художник был беден, талантлив и самоотверженно предан своему делу, но нетерпелив и иногда слишком увлекался чем-то одним. Профессор не раз предупреждал Чарткова, чтобы тот берёг свой талант, не поддавался пустому щегольству и не вздумал становиться модным живописцем. Чарткову иногда хотелось «кутнуть и щегольнуть», но был он способен и на упорный труд. Большую часть времени он проводил в своей мастерской, совершенствуясь во владении кистью и забывая про еду и сон.
Когда стемнело, портрет старика стал ещё более зловещим. Чартков начал его бояться. Закрыв портрет простынёй, он лёг за ширму и уснул. Ему приснилось, как старик вылез из портрета, сел у его постели и начал пересчитывать продолговатые свёртки с золотыми монетами. Один свёрток откатился в сторону, и художник схватил его. Старик же пересчитал своё золото, собрался залезть обратно в портрет, но обнаружил, что одного свёртка не хватает, и вернулся. Задыхаясь от ужаса, Чартков проснулся, увидел, что стоит перед портретом и смотрит ему в глаза, и… проснулся снова, а потом проснулся ещё раз, увидев, как страшный старик пытается сбросить накинутую на портрет простынь. После этой череды кошмаров Чартков заснул только под утро.
Поздно утром к художнику явился хозяин дома в сопровождении квартального и начал требовать плату за квартиру. Квартальный тем временем, рассматривая портрет старика, слишком сильно нажал на раму — в ней открылся тайник, из которого выпал продолговатый свёрток с монетами, такой же, как и во сне Чарткова. Художник подхватил свёрток так быстро, что никто не заметил, что же выпало из рамы. Быстро выпроводив домовладельца и квартального, Чартков открыл свёрток. В нём была тысяча золотых монет. На один миг у Чарткова мелькнула мысль, что теперь он может надолго запереться в мастерской, работать и стать хорошим художником. Однако потом в нём заговорила «горячая юность», и он не устоял перед искушением.
Чартков переехал в хорошую квартиру, купил новую одежду и заказал журналисту статью, которая описывала его как непревзойдённого портретиста. Вскоре у него появились клиенты из высшего света.
Сначала Чартков старался выписывать каждую деталь, подмечать индивидуальные черты, вкладывать в портреты душу и талант. Его первая работа, портрет дочери богатой дамы, вышел очень хорошо. О Чарткове заговорили, клиенты потекли рекой. Каждый из них требовал изобразить себя в неестественной, шаблонной позе, сглаживая все изъяны, художнику приходилось повиноваться. Вскоре Чартков перестал работать тщательно, его портреты стали похожи на грубые картинки из дешёвой лавки.
Шли годы. Сначала Чартков стал модным художником и светским щёголем, потом его начали считать мэтром, «предлагать по службе почётные места», приглашать в комитеты и на экзамены. С высоты своего положения он упрекал молодёжь в безнравственности и начинал верить, что вдохновения не существует.
Постепенно страстью Чарткова стало золото, он начал копить, скопил огромные богатства и стал «беспричинным скрягой».
Однажды его попросили высказать своё мнение о художнике, приславшем из Италии свою картину. В отличие от Чарткова, этот художник не польстился на соблазны и сумел раскрыть свой талант. Увидев картину, Чартков разрыдался и выбежал из залы. Он понял, что безжалостно погубил свой талант. Чартков попытался написать падшего ангела, но убедился, что может создавать только «модные картинки».
Чартковым овладела ужасная зависть. Он начал скупать картины талантливых художников и уничтожать их. Благодаря накопленному богатству, он смог купить и уничтожить множество прекрасных произведений. Жгучая зависть изменила внешность Чарткова, он стал похож на демона. Наконец накал страстей сказался на его здоровье: у него начались припадки бешенства, во время которых ему виделись живые глаза старика с портрета. Затем он заболел чахоткой и умер.
От огромных богатств Чарткова ничего не осталось. Люди нашли только куски уничтоженных им картин.
Каковы основные темы «Портрета»?
«Портрет» Н.В. Гоголя — это произведение, в котором автор затрагивает несколько главных тем. Одной из таких тем является проблема самоопределения личности. Главный герой, портретист Порфирий Петрович, постоянно ищет свое место в жизни, сталкивается с неудовлетворенностью жизнью и своим талантом.
Также в произведении затрагивается тема искусства и творчества. Порфирий Петрович, будучи талантливым художником, переживает духовный кризис и не может продолжать свое творчество без толчка со стороны. Это отражает не только трудности, с которыми сталкивается творческая личность, но и проблему взаимоотношений между искусством и обществом.
Одним из центральных моментов произведения является проблема тщеславия, которое присутствует как у Порфирия Петровича, так и у других персонажей. Автор показывает, что тщеславие может стать причиной гибели личности, оно относит творца на стезю иномыслия.
Легенда создания полотна
Когда художник умер, картина со стариком куда-то на короткое время исчезла, затем вновь была замечена на аукционе. Теперь полотно стоило несравнимо больших денег. Некий юноша, сверстник Чарткова, поведал очень кратко о портрете, также рассказав о собственном отце, что, в свою очередь, тоже был измучен из-за этого полотна.
Таинственный ростовщик
Ранее в Коломне проживал некий мужчина. Он зарабатывал себе на жизнь ростовщичеством. Все граждане, кому он давал денежные средства взаймы, умирали при таинственных обстоятельствах. Как-то раз этот ростовщик заказал художнику свой портрет. Когда картина создавалась, было отмечено, что глаза с полотна существовали как-то отдельно, в них было что-то совершенно особенное.
Ростовщик воскликнул, будто после его кончины силы переместятся в это полотно. На художника же эта фраза произвела неизгладимое впечатление. Им овладел ужас и он бросил писать картину, так её не завершив.
Ростовщик умер следующим днём. Портрет старика-ростовщика остался при художнике. Многочисленные беды стали преследовать несчастного человека.
Чтобы избежать мучений, художник стал послушником монастыря. Перед тем как уйти в мир иной, он оставил наставление своему сыну, чтобы тот нашёл злополучную картину и уничтожил её.
Назначение произведения искусства
Истинный дар творит не ради денежной наживы, а только для того, чтобы поделиться с другими своим талантом. Главный герой начинает создавать картины для зарабатывания материальных благ. Он был наказан за это, искусство не терпит корысти. Художник лишается своего таланта.
Деньги портят людей и мир. Повесть — это пересказ старой общеизвестной истины. Но люди продолжают стремиться к бесконечному обогащению. Сложилось устоявшееся мнение, будто человек лишается ума по причине того, что денег слишком мало, или если их слишком много.
В рецензии на книгу современники великого русского писателя отмечали, что рассказ написан об искушении деньгами, об ответственности за свой талант и о правильности его применения.
Гоголь. Все произведения
- Вечер накануне Ивана Купала
- Вечера на хуторе близ Диканьки
- Вий
- Девяносто третий год
- Женитьба
- Заколдованное место
- Записки сумасшедшего
- Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка
- Игроки
- История создания комедии Ревизор
- История создания повести Тарас Бульба
- История создания поэмы Мертвые души
- Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем
- Коляска
- Король забавляется
- Майская ночь или Утопленница
- Мёртвые души
- Мертвые души по главам
- Миргород
- Невский проспект
- Нос
- Ночь перед Рождеством
- Петербургские повести
- Повесть о капитане Копейкине
- Портрет
- Пропавшая грамота
- Ревизор
- Рим
- Сорочинская ярмарка
- Старосветские помещики
- Страшная месть
- Тарас Бульба
- Шинель
Герои
В обеих частях повести герой — художник. Это два разных образа, связующим звеном между ними служит портрет.
Главные герои
Андрей Чартков — художник, в начале повести — юноша 22 лет, искренне влюбленный в искусство, глубоко уважающий своего учителя-профессора. Он обладает талантом, беспечен и романтичен, но тяготится своим бедственным положением. В юности он прилежно служит искусству. Даже не имея средств на жизнь, он готов тратить последние деньги на живописные полотна.
Приобретенный портрет и обнаруженные в нём богатства полностью меняют не только жизнь, но и характер персонажа. Герой становится алчным, меркантильным и завистливым, из творца он превращается в ремесленника, заурядного модного живописца. Чартков пал жертвой земных соблазнов. Он утратил свой талант, потому что променял служение искусству на поклонение золотому тельцу.
Ростовщик — пожилой мужчина крупных форм, с выразительными живыми глазами изображен на портрете, который купил художник Чартков. Персонаж проявляется в реальной жизни и на портрете, в этом образе сочетается реалистическое и мистическое. При жизни ростовщик был неприятным, жадным стариком с дурной репутацией. Желтый оттенок его лица вызывал ассоциации с золотом. Этот человек был азиатского вида, но точной его национальности никто не знал.
Герой на выгодных условиях давал людям деньги, но для всех заемщиков они становились источником горя. Образ ростовщика, безусловно, демонический: он сеет зло. Душа его после смерти вселяется в портрет, и он по-прежнему вершит черные дела.
Автор портрета — талантливый художник-самоучка, служитель искусства, не гонится за богатством и славой, семьянин, отец троих детей, благочестив, свой художественный талант посвящает христианской тематике, служению церкви. Работа над портретом ростовщика принесла ужасные плоды. Лица в картине, которую писал для церкви, потеряли святость и приобрели демоническое выражение. Сам художник стал злым, способным на интриги, завистливым. Его постигло несчастье — смерть жены и двоих детей.
Осознав происшедшее, художник отдает сына в Академию художеств, а сам уходит в монастырь, где долгим покаянием и постом искупает грех. После этого создает дивное полотно на библейский сюжет. Став старцем, художник поручил взрослому сыну уничтожить портрет, если он ему попадется.
Художник Б — сын автора портрета, человек 35 лет, стройный, с длинными волосами и приятным лицом. Он потомственный живописец, выпускник Академии художеств, совершенствовал свое мастерство в Италии. Во второй части повести он рассказывает об истории создания портрета и о личности ростовщика.
Второстепенные персонажи
Приятель отца художника Б — веселый жизнерадостный человек, художник, уговаривает своего друга и коллегу не уничтожать работу, забирает её с собой.
Продавец картин — хозяин лавки на Щукином дворе, ушлый и ловкий продавец, цепляющийся за покупателя и стремящийся продать ему товар во что бы то ни стало.
Хозяин квартиры — владелец квартирки на Васильевском острове, которую нанимает Чартков, требует с художника деньги за проживание, эпизодический персонаж, его образ подробно не раскрывается.
Квартальный — полицейский надзиратель, упоминается имя персонажа – Варух Кузьмич. Он приходит вместе с хозяином в квартиру Чарткова. По сюжету, благодаря его действиям из рамы картины выпадает сверток с деньгами, изменивший судьбу Чарткова.
Дама-заказчица — богатая аристократка, заказавшая у Чарткова портрет дочери, требовательна, мнит себя знатоком и любительницей искусства. Её не устраивает настоящий, реалистичный портрет, умело отражающий как достоинства, так и недостатки лица героини, она предпочла красивое, но лживое изображение.
Lise — дочь заказчицы, которую следовало нарисовать Чарткову, девушка 18-ти лет.
Санкт Петербург
В «Петербургских повестях» Гоголя важную роль играет образ самого города, Петербург является полноценным действующим лицом. Красивая величественная столица, город соблазнов, он великолепен и порочен одновременно. Гоголь показывает «мрачную» сторону Петербурга, суетливый город «подавляет» и «растворяет» маленького человека, переламывая судьбы в огромном жизненном котле. Жертвой большого города становится художник Чартков.
Часть I
С молодым талантливым художником Андреем Чартковым произошла трагическая история. Он жил очень бедно, но однажды не пожалел заплатить за понравившуюся картину на Щукином дворе последний двугривенный. Это был портрет старика в азиатских одеждах.
Чарткову показалось, что картина написана известным мастером, но по какой-то причине не окончена. Глаза у старика были словно живые.
Дома художник узнал: приходил хозяин и требовал плату за жилье. Молодой человек тут же пожалел, что отдал последние деньги за портрет. Чартков погрузился в размышления о своей бедности и жизненной несправедливости. У него нет денег даже на свечку, приходится сидеть в темноте. И тут взгляд художника упал на портрет.
«Живые» глаза старика смотрели с картины, пугали. От портрета исходила необъяснимая зловещая сила. Перед сном Чартков вновь глянул на портрет. Ему в который раз показалось, что глаза старика, освещенные луной, пристально смотрят в душу. Художник в страхе набросил на портрет простыню, но это не помогло. Материя начала шевелиться, а взгляд старика был повсюду.
Вдруг Чартков увидел, что простыня лежит на полу, а старик вышел из рамы и сел к нему на кровать. В руке азиата был мешочек с деньгами, на нем надпись: «1000 червонцев». Внезапно мешочек выпал из рук старика и откатился в сторону. Чартков попытался незаметно взять деньги, но в этот миг проснулся. В руке он еще долго ощущал приятную тяжесть мешочка с деньгами.
Утром вновь пришел хозяин квартиры. Узнав, что денег нет, он предложил Чарткову расплатиться работами. Хозяина заинтересовал портрет старика. Рассматривая его, он случайно задел раму, откуда вывалился мешочек с надписью «1000 червонцев». После такой удачи Чартков тут же расплатился с хозяином квартиры и съехал от него.
Художник долго отгонял нехорошие мысли о старике и убеждал себя в том, что просто нашел клад. Поборов сильное желание купить на все деньги кисти и краски, он в тот же день снял шикарную квартиру на Невском. Чартков начал жить по-новому. Стал модно одеваться, дал объявление в газету об услугах художника. Первой пришла дама и заказала портрет дочери. В спешке Чартков не успел хорошо запомнить черты лица дочери и потому портрет не получился. Заказчице не понравилась желтизна лица и круги под глазами. Тогда Чартков отдал ей свою старую работу под названием «Психея», немного обновив картину. Небольшой конфликт был улажен.
Художник начал получать заказы. Он пишет много портретов, удовлетворяя желания богатых людей. Чарткова теперь принимают в лучших аристократических домах. Но вместе с богатством меняется и сам молодой человек, становится жестким, циничным. О других мастерах он отзывается резко и высокомерно. Чартков критикует всех, не признает ни одного таланта.
Те, кто раньше знали Чарткова, изумляются столь разительным переменам в нем. Сложно понять, как за такое короткое время талантливый художник превратился в скрягу. Злость и ненависть отныне становятся верными спутниками Чарткова.
Однажды молодого человека пригласили в Академию художеств посмотреть полотно старого друга, присланное из Италии. И тогда Чартков понял, как низко пал, насколько ничтожны его картины в сравнении с работами других художников.
Чартков закрывается в мастерской и пытается исправить ситуацию. Он погружается в работу, но вынужден постоянно прерывать ее из-за элементарных пробелов в знаниях, которыми пренебрег в начале художественной карьеры. Мастера захлестывают зависть и злость. Чартков начинает скупать лучшие произведения со всего мира, но вскоре умирает от чахотки. Кончина художника была ужасна – ему везде мерещились глаза старика-азиата. Позже выяснилось, что все шедевры, на которые Чартков потратил огромное состояние, были им уничтожены.
Судьба портрета
Из повести «Портрет» Гоголя (2 часть), краткое содержание которой приведено в этой статье, мы узнаем, что художник повесил картину у себя в доме. Вскоре он почувствовал на себе демоническое влияние этих глаз. Он начал завидовать своему ученику, а выражение глаз святых для икон стали приобретать дьявольское выражение. Заподозрив, что во всем виноват портрет азиата, он хотел его уничтожить, но один из друзей выпросил картину себе.
Как только портрет унесли, отец стал успокаиваться, а гнетущую силу картину стал ощущать на себе ее новый хозяин. Отныне нарисованное лицо ростовщика приносило беды всем его владельцам.
Перед смертью автор этой картины завещал своему сыну, который тоже стал художником, знание того, что в творчестве всегда содержится некая дьявольская сила, ее надо избегать любыми способами. Оказавшись под влиянием этой силы, он тогда и написал глаза ростовщика. Он завещал сыну найти портрет и уничтожить его. Эта история так всех поразила, что, когда все снова посмотрели на сцену, портрета уже не было. Либо его кто-то украл, либо он исчез таинственным образом.
Выводы рассказчика
Рассказчик считает, что в этой истории есть много неправдоподобного. Если не считать «сверхъестественного отделения носа» и появления его в виде статского советника, остаётся непонятным, как Ковалёв не сообразил, что подавать объявление в газету просто неприлично. К тому же всё ещё неясно, как же нос оказался в хлебе Ивана Яковлевича.
Рассказчик не понимает, как могут некоторые авторы брать подобные сюжеты, от которых нет решительно никакой пользы отечеству. Однако, с другой стороны, несообразности встречаются повсюду, и, если поразмыслить, подобные происшествия редко, но бывают.