Очень краткое содержание
В Москву 1930-х годов явился сатана со свитой демонов. Он подстроил гибель видного литературного деятеля и поселился в его квартире, о которой немедленно пошла дурная слава. Демоны из его свиты развели в Москве бурную деятельность и своими жестокими шутками свели с ума множество людей.
Одним из них был поэт, писавший атеистическую поэму о Христе. В сумасшедшем доме он встретился с мастером, который написал книгу о прокураторе Иудеи, осудившем Иешуа, подвергся нападкам критиков и сошёл с ума.
- Ма́стер
- — писатель, лет 38, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами, добрый и романтичный, устал от борьбы с обстоятельствами, любит Маргариту.
- Ие́шуа Га-Но́цри
- — бродячий философ, лет 27, наивный и мудрый, может исцелять, осуждён на казнь первосвященником Ершалаима.
Возлюбленная мастера, Маргарита, хотела лечить и оберегать любимого, но мастер не принял жертвы, покинул её, долго бродяжничал, попал в сумасшедший дом, смирился и поверил, что Маргарита забыла его.
- Маргарита Николаевна
- — возлюбленная мастера, 30 лет, очень красивая и умная женщина с сильной волей, замужняя и обеспеченная, несчастная в браке.
Сатана появился, чтобы устроить ежегодный весенний бал. По традиции королевой бала становилась самая красивая в городе женщина по имени Маргарита. В этом году стать королевой предложили возлюбленной мастера. Маргарита приняла предложение сатаны, надеясь, что тот ей поможет вернуть любимого.
После бала Маргарита потребовала вернуть ей мастера и их прежнюю жизнь. Сатана исполнил её желание.
Главы о сатане и мастере с Маргаритой перемежаются главами из романа мастера, в котором прокуратор Иудеи из-за предательского доноса не смог предотвратить казнь Иешуа.
После казни прокуратор отомстил, приказав убить подлого доносчика, но это не смягчило наказания, уготованного прокуратору. Около 2000 лет он провёл «на каменистой безрадостной плоской вершине», дожидаясь прощения и встречи с Иешуа.
Покидая Москву, сатана встретился с посланцем Иешуа, который попросил подарить мастеру и Маргарите вечный покой, поскольку рая они недостойны, а ада — не заслуживали. Влюблённые умерли в этом мире и вместе с сатаной и его свитой покинули Москву.
Сатана отпустил прокуратора — тот, наконец, встретился с Иешуа. Затем сатана попрощался с влюблёнными. Мастер и Маргарита навечно поселились в уютном, тихом доме.
В эпилоге рассказывается о дальнейшей жизни тех, кто пострадал от шуток демонов из свиты сатаны.
Очень краткое содержание
Гарри был в опасности, так как Волан-де-Морт собирался его убить.
- Га́рри Джеймс По́ттер
- — молодой волшебник, 17 лет, тёмные волосы, зелёные глаза, на лбу шрам в виде молнии, носит очки, сирота; бесстрашный, самоотверженный и решительный.
- Лорд Во́лан-де-Морт
- — тёмный злой волшебник, плоское змееподобное лицо с узкими прорезями вместо ноздрей, красные глаза с вертикальными зрачками, безгубый рот, бледный; был убит Гарри Поттером.
Друзья Поттера приняли его облик, чтобы сбить с толку врагов и увезти юношу в безопасное место. Не без потерь им это удалось.
Гарри понимал, что необходимо убить Лорда. Для этого требовалось уничтожить крестражи — материальные объекты, в которые маг прячет часть своей души. Ему вызвались помочь два друга. Они узнали, что медальон-крестраж находится у работницы Министерства магии. Троица проникла в учреждение и украла украшение.
Гарри и его приятели путешествовали, живя в палатке. Поттер выяснил, что ему нужен волшебный меч, который способен уничтожить крестражи. В один из вечеров перед Поттером появилась лань. Животное сопроводило юношу до озера, на дне которого лежал меч. Гарри чуть не утонул, в попытке достать оружие, но юношу спас друг. Приятели уничтожили медальон-крестраж.
От знакомого друзья узнали о Дарах Смерти — артефактах, которые по легенде Смерть подарила трём братьям. Один из них — Бузинную палочку — получил Волан-де-Морт.
Последователи Лорда поймали Гарри и его друзей, но эльф помог им выбраться из передряги. При помощи гоблина троица нашла чашу-крестраж. Следующий артефакт был спрятан в волшебной школе Хогвартс.
Когда Поттер с друзьями прибыл в Хогвартс, Волан-де-Морт с последователями напал на школу. Школьники и учителя встали на защиту. Подруга Гарри уничтожила чашу-крестраж, а потом Поттер нашёл диадему-крестраж. Волан-де-Морт убил директора, который казался предателем, но на самом деле всё это время помогал Гарри.
Поттер пошёл на свою гибель. Злодей атаковал юношу, но Гарри не умер, а попал в туманное пространство. Там он побеседовал с бывшим директором Хогвартса и узнал важную информацию. Поттер вернулся в реальный мир. Враги думали, что юноша мёртв. Воспользовавшись этим, сокурсник Поттера убил змею-крестраж, а сам юноша расправился с Волан-де-Мортом.
В конце истории у Гарри сложилась счастливая жизнь с возлюбленной.
Краткое содержание
Часть первая
Глава 1 — «Начало романа»
В начале книги Михаил Булгаков обращается к читателю, объясняя, что его роман необычен и сложен, и что он был вынужден сделать некоторые компромиссы в тексте. Глава также вводит основных персонажей и намекает на темы, которые будут развиваться в дальнейшем.
Глава 2 — «Москва в ожидании чуда»
В этой главе описывается город Москва, который ожидает чего-то необычного. В городе происходят странные события, люди загадочным образом исчезают, а в небе появляются странные объекты.
Глава 3 — «Гости»
В этой главе Воланд и его свита, состоящая из Коровьева, Азазелло, Фагота и других, прибывают в Москву и знакомятся с различными людьми. Они посещают Московский театр и организуют показ фокусов.
Глава 4 — «Объяснение»
В этой главе Воланд объясняет свою цель визита в Москву. Он желает отомстить людям, которые обидели его в прошлом, и организовать показ правды и справедливости.
Глава 5 — «Положение дел»
В этой главе описывается положение дел в Москве. Персонажи обсуждают странные события, происходящие в городе, и сомневаются в здравом смысле происходящего.
Глава 6 — «Понтий Пилат»
Эта глава рассказывает историю о Понтии Пилате, римском прокураторе, который осудил Иисуса Христа. Эта история важна, потому что она связана с Мастером, главным героем второй части романа.
Глава 7 — «Схватка»
В этой главе происходит схватка между Воландом и Маргаритой, которая оказывается втянута в водоворот событий, связанных с Воландом и Мастером.
Глава 8 — «Последний рубеж»
Мастер и Маргарита отправляются в Маргаритину квартиру, где встречаются с Воландом и его свитой. Воланд дает Мастеру свой магический квартирник и предлагает ему стать его помощником.
Глава 9 — «Наказание»
Мастер и Маргарита оказываются в различных местах города, где исполняются магические заклинания. В конце главы Мастер и Маргарита попадают в «Пустоту».
Глава 10 — «Случай на Патриарших»
В этой главе описывается история о случайном прохождении посетителя на Маргаритину квартиру и его свидетельство о происходящем.
Глава 11 — «В театре»
В этой главе описывается показ спектакля в Московском театре, который организовали Воланд и его свита. Спектакль становится сенсацией, так как актеры и зрители оказываются втянуты в магический водоворот.
Глава 12 — «Сбор в Берлине»
В этой главе описывается сбор Воланда и его свиты в Берлине. Воланд сообщает своим сподвижникам, что их следующий шаг — Аннушку, любовницу Мастера.
Глава 13 — «Михаил Афанасьевич»
В этой главе описывается история Мастера, который попадает в психиатрическую больницу. В больнице Мастер встречает Йешуа Га-Ноцри, который помогает ему понять смысл его жизни.
Глава 14 — «Бегство»
Мастер и Маргарита сбегают из больницы и отправляются на поиски Йешуа Га-Ноцри. Они оказываются в «Пустоте», где встречаются с Воландом.
Часть вторая
Глава 1 — «Прощание с Москвой»
В этой главе описывается прощание Маргариты с Москвой. Она приходит на встречу с Воландом и получает возможность увидеть Мастера.
Глава 3 — «В гостях у Цезаря»
Мастер и Маргарита попадают в римский дворец, где устраивается вечеринка. Там они встречаются с Йешуа Га-Ноцри и Воландом, который демонстрирует свои магические способности.
Глава 6 — «Мастер и Маргарита»
Мастер и Маргарита встречаются с Йешуа Га-Ноцри в Париже. Йешуа объясняет Мастеру, что его произведение о Понтии Пилате было неудачным из-за неправильного подхода к историческим событиям. Мастер и Маргарита принимают решение остаться вместе и жить вне общества.
Глава 7 — «Возвращение»
Мастер и Маргарита возвращаются в Москву, где они встречаются с Воландом. Воланд сообщает Мастеру, что его книга о Понтии Пилате будет издана и принесет ему успех. После этого Воланд и его свита покидают Москву.
Глава 8 — «Эпилог»
В этой главе описывается, как Мастер и Маргарита живут вне общества, а Воланд и его свита продолжают свои магические приключения по всему миру.
«Мастер и Маргарита» — это произведение, которое обращается к многим темам, включая искусство, литературу, религию и философию. Оно является одним из наиболее известных и значимых произведений русской литературы XX века и оставляет после себя глубокое впечатление на читателя.
Пересказ тезисно
Москву после долгого отсутствия посещает Сатана и его свита. Поэт Бездомный после знакомства с ним попадает в психбольницу. Там его соседом становится мастер, написавший историю о Пилате. Маргарита, любимая мастера, решается на сделку с Сатаной, чтобы вернуть возлюбленного, так как она даже не знает, куда он исчез. Для этого ей нужно предстать королевой на демоническом пиршестве. В награду пару воссоединяют и возвращают им рукопись романа, которую ранее сжег мастер.
Параллельно повествуется сюжет из рукописи мастера о том, как Пилат судит невинного Га-Ноцри и отправляет его на казнь.
Тема творчества
Мастер живет в столице 30- х годов. В этот период строится социализм, устанавливаются новые порядки, резко перезагружаются моральные и нравственные нормы. Здесь рождается и новая литература, с которой на страницах романа мы знакомимся посредством Берлиоза, Ивана Бездомного, членов Массолита. Путь главного героя сложен и тернист, как и у самого Булгакова, однако он сохраняет чистое сердце, доброту, честность, способность любить и пишет роман о Понтии Пилате, содержащий все те важные проблемы, которые должен решать для себя каждый человек поколения нынешнего или же будущего. В основе его лежит нравственный закон, скрывающийся внутри каждой личности; и только он, а не страх божьего возмездия, способен определять поступки людей. Духовный мир Мастера тонок и прекрасен, ведь он истинный художник.
Однако истинное творчество гонимо и зачастую становится признанным только после смерти автора. Репрессии, касающиеся независимого художника в СССР, поражают своей жестокостью: от идеологической травли до фактического признания человека сумасшедшим. Так затыкали рты многим друзьям Булгакова, ему и самому пришлось нелегко. Свобода слова оборачивалась тюремным заключением, а то и вовсе смертельной казнью, как в Иудее. Эта параллель с Древним миром подчеркивает отсталость и первобытную дикость «нового» общества. Хорошо забытое старое стало основой политики в отношении искусства.
История создания
Этот роман Булгаков писал 12 лет. История о Мастере и Маргарите, Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри, о Воланде и Москве занимала все мысли писателя. При этом ни малейшей надежды на публикацию у автора не было: за ней последовал бы расстрел (да и не взялся бы никто публиковать это произведение).
Булгаков окончил работу над романом в 1939 г. Будучи тяжело больным, он продолжал диктовать жене поправки к роману. До последнего момента жизни автор создавал это великое произведение.
Благодаря неимоверным усилиям Елены Сергеевны Шиловской, жены Булгакова, спустя 27 лет после смерти писателя роман «Мастер и Маргарита» в сокращённом виде опубликовали в журнале «Москва».
Проблематика:
- истина и её суть (Пилат и Иешуа);
- борьба добра и зла;
- внутренняя свобода и несвобода (Пилат, Мастер);
- человек и власть (Пилат);
- человек и деньги;
- связь времён;
- любовь и её суть (Мастер, Маргарита);
- верность и предательство.
Смысл названия: Михаил Булгаков долго не мог определиться с названием романа. Черновые варианты назывались «Инженер с копытом», «Князь тьмы» или даже просто «Сатана». Но впоследствии Булгаков ушёл от демонической темы — вернее, сместил её на периферию, утвердив как главное содержание романа любовь (Маргарита) и творчество (Мастер).
Литературное направление: в силу самобытности роман «Мастер и Маргарита» сложно отнести к какому-либо определённому литературному направлению. Можно сказать, что этот роман сближается с эстетикой магического реализма (вплетение магических элементов в реалистическую картину мира). В русской литературе к магическим реалистам можно также причислить Гоголя.
Литературный жанр: роман.
Жанровые особенности: «Мастер и Маргарита» — это сатирический, социальный, фантастический и философский роман. Кроме того, в композиционном отношении он представляет собой «роман в романе».
Время и место действия: роман о Мастере и Маргарите, о Воланде — Москва, 1930-е годы, весна.
Роман об Иешуа Га-Ноцри и Понтии Пилате — Иерусалим, весенний месяц нисан.
Описание
О романе
Этот роман является одним из лучших произведений Булгакова. В самом начале он пропитан тайной, которую читатель никак не может понять. Произведение носит мистический характер. Все, что там происходит не поддаётся никаким объяснениям. Это как раз -таки и делает этот роман замечательным.
Перед тем, как начать краткое описание содержания, нужно познакомиться с героями, участвующими в этом произведении
Главные герои:
- Мастер — безымянный поэт, написавший произведение «Понтий Пилат», за что был раскритикован и после этого начал постепенно превращаться в душевнобольного человека. После чего попал в психиатрическую больницу.
- Маргарита — очень красивая тридцатилетняя бездетная девушка. Жена очень крупного специалиста. Она очень умна и многие девушки хотели бы поменяться с ней местами. Но в браке с её мужем не было и мыслей о любви. Маргарита жила в очень богатом особняке и никогда ни в чём не нуждалась. Муж её обожал и постоянно дарил ей подарки. Он был красив, честен и добр. Но Маргарита не любила его.
Мессир и его команда
- Воланд — дьявол, приехавший в Москву, для того чтобы «повидать москвичей в массе». Он не является злодеем, а играет роль благородного разбойника, который разоблачает все человеческие пороки и выдаёт их напоказ.
- Азазелло — персонаж из свиты Воланда. Это рыжий карлик, с выпирающим клыком, в добротно полосатом костюме, в лакированных туфлях и с котелком на голове. Играет ключевую роль в нескольких главах.
- Коровьев — ближайший помощник Воланда. Очень хороший иллюзионист. Играет очень важную роль во всех авантюрах Воланда. Этот персонаж постоянно меняет свои образы и может преобразиться в кого угодно.
- Кот Бегемот — ещё один персонаж из свиты Воланда. Это чёрный кот огромного размера с достаточным самодовольством. За его поведением смешно наблюдать, он постоянно хочет показать себя важным членом команды.
- Гелла — красивая рыжая вампирша, прислуживающая Воланду. Она самый младший член команды и её роль в произведении невелика.
- Понтий Пилат — пятый прокуратор Иудеи. Самый жестокий прокуратор. Его боялись все, но в нем постоянно боролись человеческие чувства с долгом службы.
- Иешуа — бродячий философ, пропагандирующий свои идеи. За это был распят на кресте.
Второстепенные герои:
- Михаил Александрович Берлиоз — Влиятельный руководитель литературной организации «МАССОЛИТ».
- Иван Бездомный — писатель, важный участник организации «МАССОЛИТ».
- Лиходеев — директор театра «Варьете».
- Римский — финдиректор театра.
- Варенуха — администратор театра.
- Андрей Соков — буфетчик театра.
- Наташа — служанка Маргариты. В дальнейшем превратится в ведьму.
- Никанор Иванович Босой — председатель жилтоварищества в доме, где находится квартира №50, с которой будет связано очень много разных происшествий.
- Алоизий Магарыч — человек предавший Мастера.
- Иуда из Кириафа — юноша, предавший Иешуа за некоторую плату. После был зарезан ножом.
- Левий Матвей — сборщик податей. Его настолько увлекла речь Иешуа, что в дальнейшем он стал его последователем.
- Первосвященник Каифа — идейный противник Иешуа. Именно благодаря ему Иешуа будет приговорён к смерти.
Перечислив персонажей, которые часто будут появляться в Романе, начнём читать краткое содержание онлайн.
Сюжет
В один из тёплых майских дней председатель МАССОЛИТа Михаил Берлиоз и поэт Иван Бездомный на Патриарших прудах повстречали загадочного незнакомца. Он с удовольствием присоединился к дискуссии об Иисусе Христе, а после неожиданно предрёк Берлиозу страшную смерть. Литераторы не догадывались, что общались с Воландом – дьяволом, который прибыл в Москву со своей верной свитой: Азазелло, Коровьевым-Фаготом, котом Бегемотом и служанкой Геллой.
В тот же вечер Берлиоз, попав под колеса трамвая, оказался обезглавлен, а Воланд со своей свитой временно поселился в его квартире. Желая проверить московскую публику на жадность, зависть и чувство сострадания, он устроил в городе череду удивительных мистификаций и розыгрышей, в ходе которых каждый герой раскрывал свою истинную суть.
Знакомство с Воландом столь сильно подействовало на сознание Ивана Бездомного, что он стал пациентом психиатрической больницы. Там он познакомился с Мастером, который написал роман о Понтии Пилате и оказался жертвой травли со стороны ведущих столичных литераторов. Не выдержав сильного давления, писатель сжёг свой роман в камине, а сам оказался за стенами дома для умалишённых.
Также Иван Бездомный узнал историю великой любви Мастера и Маргариты, которая ради своего возлюбленного бросила мужа и обеспеченную жизнь. Она не знала, где в итоге оказался Мастер, и готова была продать душу дьяволу, чтобы узнать, жив он или нет. Эти мысли были подслушаны Азазелло, который и привёл Маргариту к Воланду. Чтобы спасти любимого, молодая женщина превратилась в ведьму и согласилась исполнять роль королевы на балу у сатаны. Её жертвы окупились сторицей: Воланд сдержал обещание и соединил двух влюблённых, а также вернул им сожжённые рукописи о Понтии Пилате.
В произведении Мастера речь шла о судьбоносной встрече Иешуа Га-Ноцри и прокуратора Понтия Пилата. Последний понимал, что перед ним был безобидный бродячий философ, чьи взгляды на истину показались интересны прокуратору, однако он был вынужден казнить Иешуа ради укрепления власти великого кесаря. Всё, что он мог сделать – убить предателя Иуду, по навету которого и был арестован Иешуа. В дальнейшем Понтий Пилат всю жизнь казнил себя за то, что не проявил стойкость и позволил умереть светлому, открытому и совершенно беззащитному человеку, проповедовавшему добро.
Глава 1. Легенда о Ларре
Рассказчик встретил старуху Изергиль, когда собирал виноград в Бессарабии. Однажды вечером, отдыхая на морском берегу, он беседовал с ней. Вдруг старуха указала на тень от низко плывущего облака, назвала его Ларрой и рассказала «одну из славных сказок, сложенных в степях».
Много тысяч лет назад в «стране большой реки» жило племя охотников и земледельцев. Однажды одну из девушек этого племени унёс огромный орёл. Девушку долго искали, не нашли и забыли о ней, а через двадцать лет она вернулась со взрослым сыном, которого родила от орла. Сам орёл, почувствовав приближение старости, покончил с жизнью — упал с огромной высоты на острые скалы.
Сын орла был красивым парнем с холодными, гордыми глазами. Он никого не уважал, а со старейшинами держался как с равными себе. Старейшины не захотели принимать парня в своё племя, но это только насмешило его.
Он подошёл к красивой девушке и обнял её, но та оттолкнула его, потому что была дочерью одного из старейшин и боялась гнева своего отца. Тогда сын орла убил девушку. Его связали и начали придумывать «казнь, достойную преступления».
Один мудрец спросил, зачем он убил девушку, и сын орла ответил, что хотел её, а она его оттолкнула. После долгого разговора старейшины поняли, что парень «считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего». Он не хотел никого любить и желал брать то, чего ему хотелось.
Старейшины поняли, что сын орла обрекает себя на страшное одиночество, решили, что это станет для него самой суровой карой, и отпустили его.
Сына орла назвали Ларрой — отверженным. С тех пор он жил «вольный, как птица», приходил в племя и похищал скот и женщин. В него стреляли, но убить не могли, потому что тело Ларры было закрыто «невидимым покровом высшей кары».
Так жил Ларра много десятилетий. Однажды он приблизился к людям и не стал защищаться. Люди поняли, что Ларра хочет умереть, и отступили, не желая облегчить его участь. Он ударил себя в грудь ножом, но нож сломался, он попытался разбить голову о землю, но земля отстранилась от него, и люди поняли, что Ларра не может умереть. С тех пор он скитается по степи в виде бесплотной тени, наказанный за свою великую гордость.
Основные персонажи романа
В кратком пересказе романа участвуют следующие персонажи.
Главные герои
- Воланд — князь тьмы. Представляется консультантом по черной магии, проводит театральные представления.
- Мастер — его имя не раскрывается. Писатель-романист, создавший роман про Понтия Пилата.
- Маргарита — красавица, замужняя дама, любовница мастера. Умна, бескорыстна.
- Иван Бездомный — молодой поэт. Работает по заказу власть имущих, пишет антирелигиозные произведения.
- Коровьев — демон. Его настоящее имя Фагот. Старший помощник Воланда.
- Азазелло — подручный Сатаны. Песчаный демон отталкивающей внешности (торчит клык, бельмо на глазу, волосы торчат).
- Бегемот — полукот-получеловек. Шутник и балагур, но не всегда безобиден.
- Понтий Пилат — судья иудейский. Труслив, но совестлив.
- Иешуа Га-Ноцри — бродяга-философ. Мудрый, справедливый.
Второстепенные персонажи
- Гелла — помощница-вампирша.
- Левий Матвей — верный последователь Иешуа.
- Берлиоз — литератор, лидер собраний.
- Никанор Босой — руководитель жилого дома литераторов.
- Варенуха — администратор в театре.
- Лиходеев — театральный директор.
https://youtube.com/watch?v=5sllfE1bAlM
https://youtube.com/watch?v=SDVBU96KtZM
Главные герои
- Мастера автор называет безымянным литератором, который бросает работу, чтобы заниматься романом. Герой интересуется фигурой Понтия Пилата. Однако критика не принимает творение Мастера. Герой теряет рассудок;
- Маргариту писатель выводит на сцену романа в качестве возлюбленной Мастера. Женщина теряет своего любимого человека, однако не оставляет надежд встретиться вновь. В отчаянии Маргарита соглашается быть королевой на балу у Воланда;
- Воланд, собственно, предстает черным магом, специалистом по колдовству. В итоге оказывается, что под маской героя скрывается сам дьявол;
- Азазелло относится к персонажам из воландовской свиты. Автор описывает героя худым человеком, который носит клетчатый пиджак и неисправное пенсне;
- Бегемот изображается еще одним спутником Воланда. Это огромный черный кот, который ведет себя по-человечески. Иногда герой принимает облик человека;
- Пилат – иудейский прокуратор, который разрывается между сочувствием и симпатиями к своей жертве и государственным долгом;
- Иешуа – та самая жертва, которую Пилат в результате отправляет на смерть. Автор говорит об Иешуа как о бродячем философе, оказывающем необычайное влияние на своих последователей.
Второстепенные персонажи
- Михаила Берлиоза писатель представляет на суд публики как композитора. Герой председательствует в МАССОЛИте (литературном профсоюзе). Этот персонаж – один из первых, с которыми знакомиться читатель. Жизнь Берлиоза уносит несчастный случай;
- Ивана Бездомного автор изображает поэтом, который тоже состоит в профсоюзе писателей. Несчастный герой оказывается в психиатрической лечебнице после смерти друга – Берлиоза; Геллу читатели помнят как красивую вампиршу с рыжими волосами, воландовскую служанку. Черный маг очень ценит свою спутницу;
- Степаном Лиходеевым писатель называет директора варьете, живущего по соседству с Берлиозом. Герой мистическим образом перемещается в Ялту, до этого находясь в столице. Причина загадочного перемещения Степана – квартира героя. Жилье Лиходеева понадобилось Воланду;
- Ивану Варенухе выпала нелегкая судьба стать вампиром. До этого Иван работал администратором в варьете. Однако персонаж проявил грубость и не стеснялся лгать. За это Воланд наказал Ивана;
- Григория Римского писатель представил финансовым директором театра. Герой избежал участи Ивана – исключительно по счастливой случайности;
- Андрей Соков работает буфетчиком в театре;
- Василия Ласточкина автор изображает бухгалтером варьете;
- Наташа служит в доме у Маргариты, следит за квартирой. Автор описывает героиню привлекательной девушкой, которая в конце становится ведьмой;
- Никанора Босого читатели наверняка помнят как председателя жилищного товарищества – того самого, где находилась «нехорошая квартира». Герой часто берет взятки, за что и получает наказание;
- Алоизия Могарыча тоже трудно забыть. Именно этот герой предает Мастера, притворяясь другом и доброжелателем;
- Левию Матвею писатель отводит важную роль в произведении. Герой – последователь Иешуа. До того как пойти за философом, Матвей собирал подати в Ершалаиме;
- Иуда – юноша родом из города Кириафа. Герой считался другом Иешуа, однако предал философа за деньги. В итоге Иуду зарезали – в качестве наказания за подлый поступок;
- Каифе автор отвел роль первосвященника. Герой считался идейным противником Пилата. Каифа уничтожил надежду на жизнь для Иешуа;
- Афраний, наконец, предстает начальником тайной прокураторской службы.
Краткий пересказ сюжета романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита»
В столице останавливается заграничный профессор чёрной магии Воланд со своей необычной свитой: котом Бегемотом, рыцарем-убийцей Азазелло и Коровьевым. С их появлением город сотрясает от череды мистических событий. В это же время развивается роман между замужней Маргаритой и бедным писателем Мастером, сочинившим уникальную рукопись о последних днях Ийсуса на земле.
Влюблённых разлучают, но Маргарита оказывает Воланду услугу — становится королевой на балу у Сатаны. За это тёмный властитель возвращает ей возлюбленного прямо из психиатрической клиники, где тот томился из-за гнусной кляузы.
Параллельно роман включает в себя книгу, написанную Мастером и рассказывающую о событиях в Древнем Ершалаиме — последних днях и распятии Иешуа Га-Ноцри, прототипа Христа.
Похождения Сатаны
Далее роман «Мастер и Маргарита», краткое содержание которого мы описываем, начиная с 7 по 15 главы включительно, повествует о похождениях Воланда. Герой предстаёт со странной группой, ярко выделяющейся среди серой московской толпы того времени. Он и высокий гражданин знакомы по ранним главам, а остальные члены свиты появляются впервые:
- Коровьев – высокий мужчина, заступившийся за Воланда перед Бездомным,
- Азазелло – невысокий рыжий клыкастый объект, первый познакомившийся в Маргаритой,
- Бегемот – огромный черный кот, иногда превращающийся в маленького толстяка,
- Гелла – симпатичная вампирша, служащая Воланду.
Последующий краткий пересказ раскрывает странные события, происходящие в романе, их участниками являются представители свиты Воланда. Степан Лиходеев, проживающий с покойным Берлиозом, обнаруживает у постели незнакомого человека. Рядом появляется Азазелло, пьющий водку, грозящийся вышвырнуть лиходея из Москвы. Руководитель варьете попадает на приморской берег, узнаёт от прохожих, что он находится в районе Ялты.
Варьете в последующих главах готовится к представлению великого мага. Воланд вызывает денежный дождь, посетителей засыпают червонцы, создавшие суматоху. Потом он открывает бесплатный магазин женского белья.
Результатом становятся превращение червонцев в бумажки и исчезновение одежды – женщины паникуют, нечем прикрыть свои тела, группа магистра бесследно исчезает.
Финансовый директор варьете Римский, после неудачного нападения ставшего вампиром Варенухи, бежит в Санкт-Петербург.
Эпилог
События, произошедшие в Москве, тщательно расследуются. Все списывается на массовый гипноз. Милиционеры вылавливают черных кошек и людей с фамилиями, схожими на «Воланд». Сотрудники Варьете потихоньку возвращаются к нормально жизни, как и все остальные. Пропажу Маргариты списывают на действие банды.
Иван Бездомный ежегодно приходит на Патриаршие пруды прогуляться. В день весеннего полнолуния он мечется без сна и плачет. Жена делает ему успокаивающий укол. Тогда он видит лунную дорогу, по которой прогуливаются Понтий Пилат и Иешуа, о чем-то беседуя. Затем перед ним появляется образ красивой женщины и стоящего рядом мужчины. Женщина улыбается, целует его в лоб и уходит к луне вместе со спутником.
Кратко об истории создания произведения
Михаил Афанасьевич трудился над романом почти 12 лет — с конца 1920-х годов до 1940 года. Правки и дополнения в рукопись автор перестал вносить лишь за три недели до смерти. Последнюю редактуру романа производила жена писателя Елена уже после его похорон.
Булгаков долго не мог определиться с конечным вариантом названия рукописи: «Гастроли Воланда», «Копыто инженера», «Чёрный маг» или «Князь тьмы»? Лишь в 1937 году уже слабеющий от болезни писатель выбрал для романа имя, обречённое стать всемирно известным — «Мастер и Маргарита».
История создания этого произведения пестрит пробелами. Никто точно не скажет, откуда автор почерпнул идею. Возможно, это связано с восхищением, которое вызывал в Булгакове «Фауст» Гёте. В первых рукописях главного героя автор называл Фаустом. Интересно и то, что Мастер и его Маргарита не фигурировали в самом начальном варианте романа, хотя сейчас представить себе их отсутствие в сюжете невозможно.
Кроме того в 1930-м году из-за бесконечных нападок со стороны правительства писатель оказался на гране нервного срыва, в этом подавленном состоянии он предал огню свой литературный труд. К работе над романом Булгаков вернулся спустя пару лет, восстановив сожжённую рукопись по черновым записям.
Роман издали лишь спустя 30 лет после смерти его творца. Причём он был изрядно сокращён. Полную версию «Мастера и Маргариты» свет увидел в 1969 году в Германии. В СССР на роман Булгакова долгое время был наложен запрет. Для советского читателя он был издан только в 1973 году.
Герои романа «Мастер и Маргарита» и его художественные особенности В романе «Мастер и Маргарита» читателю представлены две самостоятельно развивающиеся сюжетные линии. События первой разворачиваются в Москве в мае 1930-х годов, а второй — тоже весной, но в городе Ершалаиме у самых истоков новой эры, около двух тысяч лет тому назад. Повествование построено так, что главы «московской» истории чередуются с главами «ершалаимской», которые к тому же являются рукописью пера главного героя — Мастера.
Заключение
Заключение «Мастера и Маргариты» является эпилогом произведения, в котором описывается, как Мастер и Маргарита живут вне общества, а Воланд и его свита продолжают свои магические приключения по всему миру. Это заключительная глава, которая завершает историю, но оставляет много вопросов и тем для размышления.
Одной из ключевых тем произведения является вечный борьба добра и зла, а также вопрос о том, кто на самом деле имеет право судить людей и наказывать их за их поступки. Кроме того, в произведении затрагиваются темы творчества, веры, любви и свободы личности.
Мастер и Маргарита в этой главе описываются как люди, которые нашли свою истинную суть, отказавшись от социальных норм и устоев, и поэтому они становятся своего рода символами свободы и неприятия мира, где правят общественные нормы и религия. Воланд же продолжает свои магические приключения и тем самым остается воплощением зла в мире.
«Мастер и Маргарита» оставляет после себя множество вопросов и интерпретаций. Оно может толковаться как аллегория на борьбу добра и зла, как рассуждение о свободе личности и творчестве, а также как критика советского общества и религии. Оно становится своего рода вызовом читателю и предлагает каждому свою интерпретацию и ответ на многие вопросы, оставляя после себя глубокое впечатление и оставаясь в памяти надолго.