«двойник», краткое содержание по главам повести достоевского

«Двойник» (Достоевский): краткое содержание

Главный герой – Яков Петрович Голядкин – занимает должность титулярного советника. Сам по себе он человек безвредный, простодушный и мягкий. Про себя он неоднократно говорил, что человек он прямолинейный, не интриган и маски надевает только на маскарад, как это принято в светских кругах. Эти качества он при каждом случае в разговоре пытается выдать за собственные добродетели.

Голядкин чувствует себя человеком маленьким, слабым и не защищенным. Его неосознанные страхи, ущемленные амбиции и комплексы проявили в нем болезненную мнительность и склонность видеть обиду в словах, жестах и действиях. Ему постоянно кажется, что кругом плетутся интриги против него, что под него копают.

Краткое содержание повести «Двойника» Достоевского

Федор Михайлович написал повесть о «маленьком» человеке, когда ему было всего ему 24 года. Раннее произведение русского классика было горячо принято критиками и публикой, хотя сам он всегда считал его недостаточно хорошим. Краткое содержание «Двойника» Достоевского расскажет об основных событиях повести и раскроет образ главного героя.

Работу над повестью Федор Достоевский начал в 1845 году, тогда он жил в гостях у своего брата Михаила в Ревеле (нынче Таллин). Вернувшись в Питер, автор продолжил писать «Двойника». Писалось тяжело, идей было мало, а образ Голядкина никак не получался. Завершить произведение удалось лишь в 1846 году. Первая публикация состоялась тогда же во втором номере журнала «Отечественные записки».

Повесть была тепло принята критиками, в том числе Белинским. Он уже тогда симпатизировал писателю. Но сам Достоевский своим произведением не был доволен. Спустя некоторое время он отредактировал «Двойника», но и эта вариация его не удовлетворила.

Федор Михайлович был самым требовательным своим критиком. Он негодовал, ведь считал, что погубил свою самую блестящую идею, возможно, даже лучшую из всех, что посещала его голову. Писатель говорил, что мысль произведения была светлой, но форма достойной так и не получилась. Если бы он решился реализовать ее позже, в любом случае повесть получилась блестящей.

Несмотря на личную критику Достоевского, «Двойник» стал одним из величайших произведений XIX века. Тема маленького человека была прекрасна развита.

В итоге Яков принимает решение написать ему письмо, где требует все объяснить. Конверт он отдает слуге Петруше и приказывает узнать, где живет Голядкин. Мужчина говорит, что разыскиваемый числится на улице Шестилавочной. Но ведь это адрес его самого, настоящего Голядкина. После этого Яков думает, что Петруша пьян и оставляет письмо у себя.

Дремая, Голядкину снится, что он находится в милой компании, но беседу постоянно прерывает появление его двойника, который клевещет на него.

Когда стемнело, Яков Голядкин зашел в свой отдел. Взгляды коллег были уставлены на него. В них выражалась какое-то оскорбительное любопытство. Как вдруг к нему вышел Голядкин-младший и протянул руку для приветствия. Яков в ответ пылко стал трясти ее, словно они настоящие друзья. Как вдруг двойник грубо вырвал свою руку из его и отряхнул ее, словно только что испачкал, и протер платком пальцы. Голядкин-старший был страшно оскорблен подобным поведением. Яков искал сопереживания в глазах коллеги, Антона Сеточкина, но госслужащий лишь открыто осудил его ужасный проступок по отношению к двум высоконравственным особам.

Письмо от Клары

В Последних главах своей повести Федор Достоевский завершает историю Голядкина.

И рассказывает, что привело все-таки привело его к такому концу

  1. Яков догоняет Голядкина-младшего и просит его все выяснить в кофейне. Ведь его оклеветали злые языки и сообщает, что хочет все объяснить. Двойник проделывает утреннюю шутку с рукопожатием, чем опять-таки оскорбляет настоящего Голядкина, а после удаляется.
  2. Внезапно Яков находит в кармане письмо, что утром ему отдал писарь. В нем Клара Олсуфьевна молит уберечь ее от ненавистного жениха и назначает мужчине встречу у своего дома в 2 часа ночи. Дочитав письмо в кафе, Голядкин видит возле себя полового. Он решает, что, наверное, не оплатил еду, и засовывает руку в карман. В нем он находит пузырек с лекарством, что четырьмя днями ранее выписал Крестьян Иванович, а герой забыл об этом. Темная, отвратительная на вид жидкость блеснула, а после склянка выпала из рук Якова и разбилась об пол.
  3. Герой вспомнил Клару Олсуфьевну и пришел к выводу, что молодые романтичные девушки нынче начитались французских романов и стали совсем избалованными. Затем он ловит карету и едет к его превосходительству, где просит защитить его от злопыхателей.

После Яков направляется к Берендееву ждать сигнала Клары Олсуфьевны. В скором времени чиновника увидел двойник и поросил его войти внутрь. В доме Голядкин сидит около Олсуфия Ивановича, и все взгляды прикованы к ним. В какой-то момент в толпе раздается возглас «Едет, едет!».

Вскоре в комнату заходит Крестьян Иванович и забирает Якова с собой. Какое-то время следом за каретой бежит двойник, но затем он пропадает. Тогда Яков Петрович с испугом замечает, что это уже другой, ужасный доктор Рутеншпиц.

А карета их мчалась по незнакомой дороге, проходящей через лес, в психиатрическую лечебницу.

Глава 3

Это утро у господина Голядкина прошло в страшных хлопотах. На Невском проспекте он пошёл в Гостиный двор, где наторговал много товару, а затем в мебельный магазин. В 3 часа пополудни оказалось, что Голядкин купил только пару перчаток и склянку духов за полтора рубля.

После этого Голядкин перехватил червячка в ресторане на Невском и выпил рюмочку водки, затем шоколаду. Там он встретил сослуживцев, регистраторов по чину, встреча была ему неприятна. Они рассказали, что его спрашивал Андрей Филиппович.

Герой поехал к Измайловскому мосту, собираясь прийти на обед к благодетелю без церемоний, но по дороге оробел. У порога он узнал, что принимать его не велено. Голядкин велел ехать домой, но потом остановился в переулке, отпустил карету, пошёл в трактир и за обедом глубоко задумался.

Две стороны главного героя

Голядкин-самозванец, он же доппельгангер настоящего Якова Петровича, это его противоположность. Чтобы описать настоящего Голядкина, можно выбрать следующие эпитеты:

  • исполнительный и нерешительный;
  • конфузливый и совестливый;
  • мечтательный и замкнутый;
  • заурядный и серый;
  • молчаливый и услужливый.

Нужно понять, что в этом случае нельзя рассматривать противоположность «хороший и плохой». Настоящий Яков Петрович совершенно не идеален, а младший — это тот человек, которым смог бы стать госслужащий, имея смелость, жизненную энергию, волю. Доппельгангер в этой повести — это синтез скрытых сторон человека, которые главный персонаж не может развить у себя.

До выхода «Двойника» в литературе находилось несколько типажей чиновников: расчетливый карьерист и забитый бедный служащий. Достоевский смог создать экспериментального героя Голядкина, который страдал раздвоением личности. Благодаря психологическому срыву Якова Петровича у писателя получилось объединить 2 литературных образа в одном герое.

Двойник

Было без малого восемь часов утра, когда титулярный советник Яков Петрович Голядкин очнулся после долгого сна, зевнул, потянулся и открыл, наконец, совершенно глаза свои. Минуты с две, впрочем, лежал он неподвижно на своей постели, как человек не вполне еще уверенный, проснулся ли он, или еще спит, наяву ли и в действительности ли все, что около него теперь совершается, или — продолжение его беспорядочных сонных грез. Вскоре, однакож, чувства господина Голядкина стали яснее и отчетливее принимать свои привычные, обыденные впечатления. Знакомо глянули на него зелено-грязноватые, закоптелые, пыльные стены его маленькой комнатки, его комод красного дерева, стулья под красное дерево, стол, окрашенный красною краской, клеенчатый турецкий диван красноватого цвета, с зелененькими цветочками и, наконец, вчера впопыхах снятое платье и брошенное комком на диване. Наконец, серый осенний день, мутный и грязный, так сердито и с такой кислой гримасою заглянул к нему сквозь тусклое окно и комнату, что господин Голядкин никаким уже образом не мог более сомневаться, что он находился не в тридесятом царстве каком-нибудь, а в городе Петербурге, в столице, в Шестилавочной улице, в четвертом этаже одного весьма большого, капитального дома, в собственной квартире своей

Сделав такое важное открытие, господин Голядкин судорожно закрыл глаза, как бы сожалея о недавнем сне и желая его воротить на минутку. Но через минуту он одним скачком выпрыгнул из постели, вероятно попав, наконец, в ту идею, около которой вертелись до сих пор рассеянные, не приведенные в надлежащий порядок мысли его

Выпрыгнув из постели, он тотчас же подбежал к небольшому кругленькому зеркальцу, стоящему на комоде. Хотя отразившаяся в зеркале заспанная, подслеповатая и довольно оплешивевшая фигура была именно такого незначительного свойства, что с первого взгляда не останавливала на себе решительно ничьего исключительного внимания, но, повидимому, обладатель ее остался совершенно доволен всем тем, что увидел в зеркале. «Вот бы штука была, — сказал господин Голядкин вполголоса, — вот бы штука была, если б я сегодня манкировал в чем-нибудь, если б вышло, например, что-нибудь не так, — прыщик там какой-нибудь вскочил посторонний или произошла бы другая какая-нибудь неприятность; впрочем, покамест недурно; покамест все идет хорошо». Очень обрадовавшись тому, что все идет хорошо, господин Голядкин поставил зеркало на прежнее место, а сам, несмотря на то, что был босиком и сохранял на себе тот костюм, в котором имел обыкновение отходить ко сну, подбежал к окошку и с большим участием начал что-то отыскивать глазами на дворе дома, на который выходили окна квартиры его. Повидимому, и то, что он отыскал на дворе, совершенно его удовлетворило; лицо его просияло самодовольной улыбкою

Потом, — заглянув, впрочем, сначала за перегородку в каморку Петрушки, своего камердинера, и уверившись, что в ней нет Петрушки, — на цыпочках подошел к столу, отпер в нем один ящик, пошарил в самом заднем уголку этого ящика, вынул, наконец, из-под старых пожелтевших бумаг и кой-какой дряни зеленый истертый бумажник, открыл его осторожно, — и бережно и с наслаждением заглянул в самый дальний, потаенный карман его. Вероятно, пачка зелененьких, сереньких, синеньких, красненьких и разных пестреньких бумажек тоже весьма приветливо и одобрительно глянула на господина Голядкина: с просиявшим лицом положил он перед собою на стол раскрытый бумажник и крепко потер руки в знак величайшего удовольствия

Наконец он вынул ее, свою утешительную пачку государственных ассигнаций, и, в сотый раз, впрочем считая со вчерашнего дня, начал пересчитывать их, тщательно перетирая каждый листок между большим и указательным пальцами. «Семьсот пятьдесят рублей ассигнациями! — окончил он, наконец, полушепотом. — Семьсот пятьдесят рублей … знатная сумма! Это приятная сумма, — продолжал он дрожащим, немного расслабленным от удовольствия голосом, сжимая пачку в руках и улыбаясь значительно, — это весьма приятная сумма! Хоть кому приятная сумма! Желал бы я видеть теперь человека, для которого эта сумма была бы ничтожною суммою? Такая сумма может далеко повести человека…»

Жанр, направление

Современники писателя первое, нередактированное, произведение считали романом. А современные эксперты относят его к жанру повестей, поскольку сюжет произведения строится вокруг главного героя. В произведении нет посторонних линий сюжета, а события сосредоточены в относительно небольшом промежутке времени и пространства.

Идея произведения выражена подзаголовками повести – «Двойники» и «Приключения господина Голядкина», в которых заключена отсылка к традиционным литературным шедеврам – как к авантюрным романам, так и к «Мертвым душам». А название, вышедшее в третьем томе, еще более связано с гоголевским сюжетом. Этим отсылка относит повесть к обособленному контексту так называемых «петербургских повестей», особенность которых заключается в том, что традиции этих повестей заложены еще А. С. Пушкиным в его произведениях – «Медном всаднике» и «Домике на Васильевском острове».

Произведение традиционно для направления реализма, присущего Гоголю. Автор «Двойников» исходил из опыта предыдущих писателей, которые заложили основы и развили тему жизни Санкт-Петербурга. И опирался он на очерки физиологии города, однако, он поставил перед собой несколько иную цель – он хотел показать более полную и подробную картину жизни города, а не различные эпизоды из жизни власть имущих или богатых. По этой причине произведения Достоевского на эту тематику выступают доказательством того, что русский реализм в литературе все больше зреет и становится совершеннее.

Глава 6

На следующее утро Голядкин решил не предпринимать никаких действий, а потерпеть. Петрушка, впустивший вчера ночного гостя, о происшествии не говорил, но был мрачен. Голядкин решил на службу не ходить, почувствовав себя больным, но передумал.

Войдя в своё отделение, Голядкин занялся делами. Ввели нового чиновника и посадили за один стол с Голядкиным. Это оказался вчерашний знакомец. Он был точно такой же, как Голядкин, в такой же одежде. Никого из чиновников это не удивило.

Столоначальник Антон Антонович рассказал, что новый Голядкин лично беседовал с его превосходительством, имеет рекомендации. Голядкин успокоился, возродился надеждой, что всё обойдётся, решил, что его дело сторона. В 4 часа присутствие закрылось. По дороге домой Голядкин заметил, что рядом с ним идёт двойник, и заговорил первым. Двойник сказал, что почувствовал влечение к Голядкину. Голядкин не пожелал говорить с ним на улице и позвал домой, но попросил идти переулочками.

Проблематика

Вслед за Гоголем, Достоевский поднимает проблему маленького человека, порождённую самим обществом. Безумие Голядкина развивается вследствие социальной несправедливости: его соперником за руку и сердце Клары, дочери статского советника Олсуфия Ивановича Берендеева, становится чиновник более высокого ранга.

В повести поднимается проблема общественного уничижения человека до положения низменного существа, «ветошки»

Для Достоевского важно изобличить «виновника» — чиновничье-дворянское петербургское общество

Зеркальная к названной – проблема такого «забитого человека» (по словам Добролюбова), который понимает, что к нему относятся, как к грязной тряпке, но в глубине души его теплится задавленное человеческое достоинство.

Нереализованные амбиции Голядкина становятся причиной мании преследования. Двойник – порождение больного сознания Голядкина. Он делает самое неприятное для героя – унижает его. Распад личности Голядкина происходит через потерю, в первую очередь, чина. Голядкин-младший замещает место старшего, ему достаётся повышение по службе. Затем герой теряет и личность, превращаясь в жертву доктора Крестьяна Ивановича Рутеншпица.

Вне чиновничьей службы Голядкин тоже не может реализоваться, потому что распад его личности приводит к отсутствию борьбы даже за возлюбленную, которую он уступает без боя. При этом болезненное восприятие окружающих как врагов, подлецов, возможно, не соответствует действительности.

В повести поднимается также ряд социально значимых и философских проблем: проблема разобщённости людей, хрупкость и слабость человеческой личности, зависимость душевного состояния и нравственности отдельного человека от общественных отношений, влияющих на личность негативно, деформирующих её.

Сам Достоевский в «Дневнике писателя» утверждал, что ничего серьёзнее идеи этой повести в литературу не проводил.

В повести обнаруживается ряд психологических проблем, получивших развитие в дальнейшем творчестве Достоевского. Писатель называл образ Голядкина-младшего «главнейшим подпольным типом», положив основание проблеме душевного подполья своих героев. Проблема двойников тоже получила развитие в романах Достоевского, но они утратили абсолютное сходство, походили на главных героев одними чертами характера, но были противопоставлены другими, низменными, которые, возможно, не были реализованы у главных героев.

Персонажи произведения

Главный герой, Яков Петрович Голядкин, является титулярным советником. Человек неказистый внешне, однако, доволен своей наружностью. Сам он считает себя человеком простым и бесхитростным. Он персона невысокого ранга, но он охвачен паранойей, что его хотят устранить. У него имеется чувство достоинства, которое он отстаивает при случае и без. Отличается мнительностью и ранимостью. Образ Голядкина собирателен, в нем уместилось сразу два типа литературных господ – истинный, честный и зашуганный, коим и является по натуре, и карьерист, который хитер и изворотлив, коим он желает стать. Его фамилия образована от старорусского «голядка», «голытьба», что означает нищий, в соответствии со справочником Даля.

Его психологический оппонент Голядкин-младший является хитрым и наглым подлецом. Сначала он льстит и подлизывается к своему старшему пси-собрату. Однако позже он стал настроен негативно по отношению к нему. Потом он добивается своего – старшего выгоняют со службы, а он вытесняет его и из дома. По сути, является воплощением стремлений старшего Голядкина.

Крестьян Иванович Рутеншпиц является доктором-хирургом. Он уже стар, но здоровье его еще крепко. Он имеет правительственную награду за свои достижения в медицине – орден, обладает благообразным видом – сед и с бакенбардами, у него выразительные глаза. В конце произведения он приезжает за Голядкиным, чтоб увезти его в психбольницу, а больной принял его за дьявола.

Берендеев Олсуфий Иванович – это безногий инвалид, который приходится Голядкину благодетелем. Он известен, имеет чин статского советника, свой капитал, домик, поместья и красивую дочь.

Берендеева Клара, приходясь дочерью Олсуфию Ивановичу, становится объектом внимания со стороны Голядкина. Она красива и творчески развита, поет и танцует

На балу ко дню рождения уделяет внимание Владимиру, находящемуся в чине асессора

Сам асессор является племянником начальника Голядкина, он выступает основным соперником Голядкина в погоне за дочерью Берендеева.

Генерал – это тоже начальник Голядкина. Именно к нему за защитой от своего психического двойника приходит главный герой.

История написания

Работу над повестью Федор Достоевский начал в 1845 году, тогда он жил в гостях у своего брата Михаила в Ревеле (нынче Таллин). Вернувшись в Питер, автор продолжил писать «Двойника». Писалось тяжело, идей было мало, а образ Голядкина никак не получался. Завершить произведение удалось лишь в 1846 году. Первая публикация состоялась тогда же во втором номере журнала «Отечественные записки».

Повесть была тепло принята критиками, в том числе Белинским. Он уже тогда симпатизировал писателю. Но сам Достоевский своим произведением не был доволен. Спустя некоторое время он отредактировал «Двойника», но и эта вариация его не удовлетворила.

Федор Михайлович был самым требовательным своим критиком. Он негодовал, ведь считал, что погубил свою самую блестящую идею, возможно, даже лучшую из всех, что посещала его голову. Писатель говорил, что мысль произведения была светлой, но форма достойной так и не получилась. Если бы он решился реализовать ее позже, в любом случае повесть получилась блестящей.

Несмотря на личную критику Достоевского, «Двойник» стал одним из величайших произведений XIX века. Тема маленького человека была прекрасна развита.

В итоге Яков принимает решение написать ему письмо, где требует все объяснить. Конверт он отдает слуге Петруше и приказывает узнать, где живет Голядкин. Мужчина говорит, что разыскиваемый числится на улице Шестилавочной. Но ведь это адрес его самого, настоящего Голядкина. После этого Яков думает, что Петруша пьян и оставляет письмо у себя.

Дремая, Голядкину снится, что он находится в милой компании, но беседу постоянно прерывает появление его двойника, который клевещет на него. Яков хотел сбежать куда глаза глядят, но его близнецов становилось все больше, и вот он уже потерялся среди них. Мужчина проснулся в час дня и осознал, что проспал работу. Когда Яков подходил к своему отделу, он решил передать письмо через писаря. Тот позже сообщил, что ему тоже передавали письмо и вручил его ему.

Когда стемнело, Яков Голядкин зашел в свой отдел. Взгляды коллег были уставлены на него. В них выражалась какое-то оскорбительное любопытство. Как вдруг к нему вышел Голядкин-младший и протянул руку для приветствия. Яков в ответ пылко стал трясти ее, словно они настоящие друзья. Как вдруг двойник грубо вырвал свою руку из его и отряхнул ее, словно только что испачкал, и протер платком пальцы. Голядкин-старший был страшно оскорблен подобным поведением. Яков искал сопереживания в глазах коллеги, Антона Сеточкина, но госслужащий лишь открыто осудил его ужасный проступок по отношению к двум высоконравственным особам.

Письмо от Клары

В Последних главах своей повести Федор Достоевский завершает историю Голядкина. И рассказывает, что привело все-таки привело его к такому концу.

  1. Яков догоняет Голядкина-младшего и просит его все выяснить в кофейне. Ведь его оклеветали злые языки и сообщает, что хочет все объяснить. Двойник проделывает утреннюю шутку с рукопожатием, чем опять-таки оскорбляет настоящего Голядкина, а после удаляется.
  2. Внезапно Яков находит в кармане письмо, что утром ему отдал писарь. В нем Клара Олсуфьевна молит уберечь ее от ненавистного жениха и назначает мужчине встречу у своего дома в 2 часа ночи. Дочитав письмо в кафе, Голядкин видит возле себя полового. Он решает, что, наверное, не оплатил еду, и засовывает руку в карман. В нем он находит пузырек с лекарством, что четырьмя днями ранее выписал Крестьян Иванович, а герой забыл об этом. Темная, отвратительная на вид жидкость блеснула, а после склянка выпала из рук Якова и разбилась об пол.
  3. Герой вспомнил Клару Олсуфьевну и пришел к выводу, что молодые романтичные девушки нынче начитались французских романов и стали совсем избалованными. Затем он ловит карету и едет к его превосходительству, где просит защитить его от злопыхателей.

После Яков направляется к Берендееву ждать сигнала Клары Олсуфьевны. В скором времени чиновника увидел двойник и поросил его войти внутрь. В доме Голядкин сидит около Олсуфия Ивановича, и все взгляды прикованы к ним. В какой-то момент в толпе раздается возглас «Едет, едет!».

Вскоре в комнату заходит Крестьян Иванович и забирает Якова с собой. Какое-то время следом за каретой бежит двойник, но затем он пропадает. Тогда Яков Петрович с испугом замечает, что это уже другой, ужасный доктор Рутеншпиц.

А карета их мчалась по незнакомой дороге, проходящей через лес, в психиатрическую лечебницу.

Основной смысл

«Двойник», как и каждая великая повесть — это не только история определенного человека. В своем рассказе автор показал светское общество Петербурга в общем, и с помощью собирательных образов (именно они относятся к Голядкину) рассматривает перспективы дальнейшей русской истории. А они эти, как считает писатель, не радужные, так как общество, в котором успеха добиваются только благодаря обману и лицемерию, где в почете сомнительные ценности и находятся ложные идеалы, изначально обречено на быструю гибель.

Общество пытается вытеснить каждого человека, который отличается. Сильных людей оно подавляет, а слабых доводит до угнетенного состояния. Как сказал Майков: «Автор мастерски смог исследовать анатомию души, погибающей от сознания разных частных интересов в благополучно устроенном обществе».

Раздвоение личности Якова Петровича произошло вследствие сильного психоэмоционального напряжения, которое было спровоцировано неблагоприятным социальным положением его существования. А в действительности, двойственные, как разум Голядкина, так и все общество вокруг, где моральные принципы замещены интригами, корыстью, личной выгодой.

Суть повести

Сюжет произведения является историей жизни чиновника, который утратил рассудок. Достоевский в своих ранних произведениях сумел показать то, как негативные и разрушительные силы могут жить в человеке, который вроде бы безобиден – и как они на него влияют, чем все заканчивается.

Главный герой является чиновником относительно невысокого ранга. Жизнь его скучна и неинтересна, он одинок и беден. Не имеет ни друзей, ни любимой женщины. События разворачиваются с приема у врача, где он рассказывает ему о себе полный бред, все то, что он о себе говорил, являлось полной ему противоположностью. Потом он уходит, убедив доктора в своей невозможности жить самостоятельно. Благодаря произведенному впечатлению вскоре за Голядкиным приедут из сумасшедшего дома, а пока он нашел своего близнеца-двойника, который ведет себя слишком развязно и оскорбительно, грубя своему старшему близнецу и унижая его, как только может. Однако сначала он вел себя более сдержанно.

А теперь он живет тем, что отбирает у Голядкина все то, чего тот достиг и делает из него посмешище

В результате за Голядкиным возросло внимание, так как он удивляет своим нестандартным поведением всех окружающих

Однако и сам он удивился, когда обнаружил, что Голядкин-пси-двойник обретается в его квартире. Как результат – младший отправляет старшего в психбольницу.

Не везёт (Менахем-Мендл — сват)

На деньги высланные женой, Менахем-Мендл едет домой. Хозяйка просит его передать узел, забытый у неё бывшим постояльцем, сватом. Узнав от сидящего рядом с ним в поезде пассажира, что тот тоже сват, ещё и с мировым именем, Менахем-Мендл решает заняться очередным прибыльным делом. У свата с мировым именем нет денег на билет, и незадачливый предпри­ниматель даёт ему деньги.

Менахем-Мендл в качестве свата находит замечательную невесту и сообщает об этом свату с мировым именем. Они договариваются о встрече в гостинице, где Менахем-Мендл заказывает хороший обед на восьмерых человек. В день знакомства потенциальных супругов выясняется, что у попутчика из поезда — тоже девица, а не жених. Оба свата спасаются бегством ещё до встречи семей с дочерями на выданье, а Менахем-Мендлу приходится заплатить за гостиницу и обед.

Темы

  1. Тема двойничества . Человеческая душа соединяет в себе противоположные начала. Он писал в письме Е.Ф. Юнге: «Что Вы пишете о Вашей двойственности? Но это самая обыкновенная черта у людей… не совсем, впрочем, обыкновенных. Черта, свойственная человеческой природе вообще, но далеко-далеко не во всякой природе человеческой встречающаяся в такой силе, как у Вас… Это большая мука, но в то же время и большое наслаждение».
  2. Тема маленького человека. В «Двойнике» Достоевский дальше развивает образ «маленького человека». Это уже не просто «ветошка», страдающая под гнётом государственной машины. Это человек с самосознанием, который начал задумываться о себе как о значимой величине, начал выделять себя из общей массы чиновничества.
  3. Тема Петербурга — одна из центральных в творчестве Достоевского. Это город двойственен по своей сути, реальность в нём смешивается с фантастикой. Раздвоенный сам, он обрекает человека на двойственность души. Он плодит не то реальных, не то призрачных двойников. Отчество главного героя ясно даёт понять, что он – сын Петербурга, сын Петра-основателя.

Критики о повести «Двойник»

Первые критики С.П. Шевырев, И.В. Брант, А.А. Григорьев отозвались о повести «Двойник», как о неудачной и по содержанию, и по средствам художественной выразительности. Они отметили нетрадиционность изложения, где реальность переплетается с картинами больного человеческого сознания. В этой особенности критики увидели попытку подражания писателям Гофману и Гоголю. Также их разочаровало содержание повести еще тем, что Достоевский изобразил в ней непривычную для того времени тему – проявление неадекватных сторон психофизической сущности личности.

Положительно отозвался о повести В.Г

Белинский, взяв во внимание неопытность и молодость Достоевского. Он обратил внимание на новаторство в стиле повествования, что оно ведется языком главного персонажа, но от лица автора

Также критик отметил, и особенность характера главного героя повести, как « самого глубокого и смелого» в русской литературе. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Чему учит повесть?

Произведение Ф.М. Достоевского дает повод поразмышлять о многогранности человеческой натуры, непредсказуемости. У каждого из нас есть положительные и отрицательные качества личности – светлая и темная стороны. Изгнать темную часть невозможно, но можно ее контролировать, непрерывно работая над собой, совершенствуясь и всесторонне развиваясь.

Писатель указывает нам на то, что человек не должен руководствоваться только успехами в продвижении по службе, своими физиологическими потребностями и инстинктами или бытовым комфортом. Он должен обогащаться духовно, работать над собой, стремиться к своей внутренней гармонии с миром и тогда все темное, злое, нездоровое не вырвется в наружу.

Глава 4

В день рождения дочери статского советника Берендеева Клары Олсуфьевны давали великолепный званый обед. Всё, что происходит на обеде, описано высоким стилем. Андрей Филиппович провозгласил тост и выпил за здравие. Клара Олсуфьевна, подобная вешней розе, упала в объятья матери. Мать прослезилась, а отец зарыдал и назвал его превосходительство благодетельным человеком.

Владимир Семёнович, 25-летний племянник Андрея Филипповича, тоже поздравил именинницу. После обеда начался скромный бал.

Это время Голядкин, «единственный, истинный герой правдивой повести нашей», стоял на чёрной лестнице в сенях квартиры Берендеева уже третий час. После долгих колебаний и рассуждений о том, что его дело – струсить и нагадить, Голядкин прошёл в дом, попал в танцевальную залу, увидел перед собой Клару Олсуфьевну и поздравил её, но запнулся, улизнул и стал в уголок, как посторонний человек. Когда он пригласил на танец именинницу, камердинер выдворил его из дома.

Краткий анализ

В критических литературных произведениях жанр рассказа «Двойник» определен гротескно-фантастическим. Фантастический персонаж (Голядкин-младший) вводится в сюжетную линию по ряду причин:

  • для воплощения идеи полярности людей, борьбы человека со злом, которое находится внутри него;
  • для демонстрации, как отравляющее воздействие общества может пробудить низкие моральные качества натуры человека;
  • для демонстрации двух разных литературных разновидностей чиновников (наглого интригана и забитого служаку).

Гротеск требуется Достоевскому, чтобы живописно описать нелепость и противоречивость положения главного персонажа в обществе. Один из ярчайших примеров, что никто из работников министерства совершенно не был удивлен, когда в один день на работу приходят 2 Якова Петровича.

Введение такого художественного оборота обусловило литературные споры. Некоторые литературоведы считают Голядкина-самозванца галлюцинацией настоящего персонажа, а все, что происходит вокруг — плод больной фантазии безумного чиновника. В этом случае «Двойник» является гротескно-психологическим рассказом. Некоторые литературоведы увидели в Голядкине-младшем настоящего персонажа, темного двойника души чиновника, которая в один день вырвалась наружу и стала реальной. В таком случае рассказ можно отнести к фантастической повести.

Непосредственно Достоевский оставил этот вопрос открытым. Писателя больше волновала не жанровая стилистика, а основные причины и последствия того, что когда-то тихий чиновник Голядкин увидел своего двойника.

Предыдущая запись «Пастух и пастушка» — краткое содержание повести В.П. Астафьева
Следующая запись «Неточка Незванова» — краткое содержание повести Ф.М. Достоевского

Критика

Первые критики (Ап. А. Григорьев, С. П. Шевырёв, К. С. Аксаков, И. В. Брант) сочли «Двойника» произведением неудачным и в плане содержания, и в художественном отношении. В нетрадиционной форме повествования, где реальная действительность смешивается с больным сознанием, они увидели слабую попытку подражать Гоголю и Гофману. Непривычным для них оказалось и то, что писатель изобразил неадекватные проявления психофизической природы человека. Григорьев писал: «Двойник» – сочинение патологическое, терапевтическое, но нисколько не литературное…». Они не поняли, что Достоевский вывел новый тип «подпольного» человека.

В целом положительный отзыв дал о «Двойнике» Белинский, делая скидку на молодость и неопытность автора: «…характер героя принадлежит к числу самых глубоких, смелых и истинных концепций, какими только может похвалиться русская литература». Критик отметил и новаторскую манеру изложения: повесть рассказывается от лица автора, но языком главного героя.

Подробный пересказ

От переживаний отцы города сильно похудели. Не боялся за свою должность только почтмейстер, уже 30 лет занимавший это место.

Автор считает, что русские люди не созданы «для представительных заседаний». В собрании, которым никто не управляет, «присутствует препорядочная путаница». Нам удаются только совещания, которые создаются, чтобы «покутить или пообедать».

На этом совещании тоже «вышло чёрт знает что такое». Одни утверждали, что Чичиков — фальшивомонетчик, другие — что разбойник. Наконец, Иван Андреевич заявил, что Чичиков — капитан Копейкин, и рассказал его историю.

Во время Отечественной войны капитан Копейкин потерял правую руку и ногу. Работать Копейкин не мог, отец кормить его отказался, и решил капитан отправиться в Петербург, чтобы выхлопотать себе пенсию.

В Петербурге Копейкин узнал, что существует некая комиссия, заправляет которой генерал-аншеф. Пробился капитан к этому генералу и попросил пенсию. Тот милостиво выслушал и велел прийти к нему на днях. Решив, что пенсия у него в кармане, Копейкин потратил последние деньги — сытно поел и сходил в театр.

Дня через 4 явился Копейкин к генералу за пенсией, но вельможа сказал, что сам он ничего сделать не может, надо ждать, пока из Европы не вернётся государь. Капитан ещё несколько раз приходил к генералу, хотел объяснить, что голодает и ждать не может, но его и на порог не пустили.

Наконец, взял Копейкин генеральский дворец штурмом, прорвался к генералу, грубо объяснил, что ему нечего есть и негде жить и пообещал не сойти с места, пока не решится его проблема. Генерал долго терпеть не стал, велел Копейкину самому искать средства и выслал его из Петербурга. Куда его отвезли — неизвестно, но с тех пор в рязанских лесах завелась шайка разбойников, атаманом которой оказался капитан Копейкин.

Чиновники возразили, что у Копейкина не было конечностей, а у Чичикова с этим всё в порядке. Затем кто-то предположил, что Чичиков — переодетый Наполеон, которого англичане отправили в Россию из зависти к нашим просторам. Этому чуть не поверили, хотя NN и находился «не в глуши, а, напротив, недалеко от обеих столиц».

Наконец, расспросили Ноздрёва. Тот подтвердил, что Чичиков — фальшивомонетчик, разбойник, шпион и похититель девиц, а потом наговорил кучу глупостей и окончательно запутал чиновников.

Эти слухи так подействовали на главного прокурора, что он вдруг взял и умер.

Автора могут упрекнуть, что он выставил чиновников дураками, но читателю легко судить, ведь он видит всю картину. Человечество всегда выбирало кривые дороги и гналось за болотными огнями, хотя прямой путь был чётко виден.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: