Кратко «господин из сан-франциско» и. а. бунин

Господин из сан-франциско

Кратчайшее содержание (97 слов)

Одним днём обеспеченный американец с семьёй отправляется в путешествие. В дороге за ним по-царски ухаживают, потому что он много платит. Он наслаждается отдыхом, видит много красивых мест, хорошо питается, веселится. Но потом он резко меняет свой маршрут из-за плохой погоды. В очередном отеле он наряжается, с нетерпением ждёт свой вкусный ужин, но неожиданно умирает. Весь персонал тут же пытается скрыть его от глаз других посетителей, его отправляют в старый номер, хозяин гостиницы неуважительно обходится с его женой, убеждая ее в необходимости покинуть отель.

В конце концов, тело господина увозят домой в ящике из-под содовой.

Отношение к современникам

Книга содержит не только описание страны и ее граждан в 1919−1920 гг., но и высказывания автора в адрес его современников, среди которых:

  • Владимир Маяковский;
  • Александр Блок;
  • Максим Горький;
  • Валерий Брюсов.

Рассуждения Бунина о них в большинстве своем негативные, язвительные. Иван Алексеевич никак не мог принять и простить их попытки угодить новой власти. Ведь разве могли быть общие дела между добропорядочными умными людьми и большевиками. Бунин считал, что нет.

Брюсов, Маяковский и Блок открыто встали на сторону большевицкой партии. Они совершенно глупые личности по мнению автора. Ведь эти люди одинаково превозносили и ленинскую концепцию государства, и самодержавие.

Их произведения он величает «заборной писаниной». Но самое печальное здесь то, что этот забор становится родным для всей русской литературы, и ограждается им практически вся Россия. Тревожит творца лишь одно: можно ли будет выбраться из-под этого забора. Маяковский же и вовсе не в состоянии прилично себя вести. Кажется, его хамская независимость и стереотипная прямота суждений — это обязательные атрибуты его образа.

Менее критично Иван Алексеевич относится к Тихонову и Горькому. Эти делают вид, что борются против большевиков и в открытую называют их авантюристами, которые, чтобы получить власть, прикрылись интересами простых людей. Но на самом деле они живут в реквизированной Советами «Национальной гостинице», стены которой украшают портреты Ленина и Троцкого.

Танька дома

Деревенская девочка Танька проснулась от холода.

Танька
 — дере­вен­ская девочка, с белыми воло­сами, живёт с матерью и братом, отец ушёл в зара­ботки.

Мать встала рано, обегала соседей в поисках еды, почти ничего не нашла и теперь гремела ухватами. Странник, ночевавший у них в избе, тоже не спал. Он спросил у матери Таньки, почему та не готовит завтрак, и мать рассказала, как сейчас голодно живётся, и что им пришлось продать и корову и лошадь, остался один телёнок.

Продажа лошади особенно врезалась в Танькину память. Она вспомнила, как отец долго торговался с мрачными лошадниками-мещанами, продал лошадь за бесценок, а мать долго голосила.

Потом пришёл октябрь, ударили морозы, и «Таньке каждый день пришлось удивляться на мать». Прошлую зиму Танька и даже её младший брат Васька ложились спать поздно, грелись на печке.

Васька
 — младший брат Таньки, толстенький, здоровый, с боль­шими глазами.

Отец около стола шил полушубки, мать чинила рубахи или вязала варежки. Тихим голосом она пела «старинные» песни, от которых Таньке хотелось плакать.

В ту зиму детей не часто выпускали из избы. Когда они просились на пруд, мать задабривала их чашкой с горячими «картошками» и ломтём «круто посоленного хлеба», а на ужин у них всегда была густая похлёбка с кусочками сала.

Теперь же мать совсем не даёт по утрам ни хлеба, ни картошек, одевает детей и сама отпускает их на пруд. Вечером она рано укладывает Таньку и Ваську спать, а когда те начинают просить есть, говорит, что ужинать нечем.

Отец давно ушёл на заработки, был дома только раз, говорил, что везде «беда» — полушубков не шьют, и он только чинит их кое-где у богатых мужиков. Только однажды отец принёс селёдок и даже кусок солёного судака. Когда отец снова ушёл, есть почти совсем перестали.

Танька притворилась спящей и слышала, как мать рассказывала страннику о голоде, охватившем всю округу, и плакала оттого, что детям нечего есть. Чтобы не просить еды и не расстраивать мать, Танька тихонько оделась и ушла на пруд, собираясь вернуться только вечером.

Начало творческого пути Ивана Бунина

Иван Бунин начал свою литературную карьеру еще в юности. Он начал писать стихи и прозу, испытывая свои силы в различных жанрах, таких как лирика, эссе и даже театральные пьесы.

Одним из первых опубликованных произведений Бунина стало стихотворение «Мечты» в газете «Подольский округ» в 1891 году. В 1896 году вышел его первый сборник стихов «Стихотворения», который получил положительные отзывы критиков и читателей.

Однако настоящий успех пришел к Ивану Бунину в начале XX века. В 1903 году вышел его первый роман «Темные аллеи», который оказался настолько популярным, что был переиздан несколько раз.

С каждым годом Бунин увереннее занимал свое место в ряду великих писателей России. Он получал награды, его произведения переводились на иностранные языки и выставлялись на литературных конкурсах.

Творчество Ивана Алексеевича Бунина

Уникальный писатель оставил после себя множество литературных произведений: мелодичные стихи, интригующие рассказы, впечатляющий роман и многочисленные прозы. Автор часто занимался переводческой деятельностью, поэтому в списке его работ также можно встретить известные романы зарубежных писателей, с сюжетом которых русские читатели смогли ознакомиться благодаря профессионально выполненной работе Ивана Алексеевича. Произведения Бунина интересны и познавательны для каждого. Его рассказы с удовольствием прочитывают школьники во время изучения творчества великого русского автора по программе. Среди его поклонников множество людей среднего и зрелого возраста. Эти люди, прожившие долгую жизнь, вдохновляются гуманностью и откровенностью Ивана Алексеевича. Автор часто увлекался философией, любил размышлять о жизни и смерти, словно пытался заглянуть за грань бытия. Свои размышления он излагал в творчестве.

Литератора волновали многие проблемы человечества. Он болел всей душой за свою страну, видел гибельные последствия для родины, спровоцированные революционным процессом. Его всегда угнетала несправедливость по отношению к бедным крестьянам, проживающим в скудных деревнях и часто испытывающих потребность в самом необходимом.

Кратко об истории создания сборника рассказов И.А.Бунина «Тёмные аллеи»

Иван Бунин жил далеко за пределами Родины, когда приступил к написанию цикла «Тёмные аллеи». Рассказы писались на протяжении восьми лет, захватив период второй мировой войны. В это время вокруг царствовала разруха, хаос, страх, нищета, холод, голод и смерть. В это время для людей главным в жизни было выжить. И помогали им в этом светлые воспоминания молодости, те времена, когда люди были счастливы.

Писатель не стал исключением. Он вспоминал самые приятные моменты молодости, радостные встречи и любовь, которая была в его жизни. Грели душу воспоминания о красоте русской природы. К этому стоит добавить, что автор уже смог переосмыслить прожитые годы и многое понять, разделив жизнь на главное и второстепенное. Всё это и послужило толчком к написанию произведения.

Они напомнили автору, что уже ничего не вернётся: ни дворянская усадьба, ни уединение под сенью лип, ни спокойная размеренная жизнь. Для автора тёмные аллеи приобрели особый смысл. Аллея — это жизнь конкретного человека, скрытая от посторонних глаз и не всегда понятная для других. Писатель решил назвать свой цикл рассказов не иначе как «Тёмные аллеи». Объединяет их тема любви, страсти и тёмных инстинктов.

История создания


Исаак Левитан. Осенний день. Сокольники (фрагмент). 1879. Государственная Третьяковская галерея, Москва Иван Бунин эмигрировал из Советской России в 1920 году. Он не принял революцию 1917 года, которую считал настоящей трагедией, и новую власть большевиков — и покинул страну.

Рассказ «Темные аллеи» Бунин написал в 1938 году. Впоследствии именно он стал визитной карточкой одноименного цикла, который можно назвать своеобразной лебединой песнью автора.

Над знаменитым циклом рассказов о любви Бунин работал в основном в годы Второй мировой войны во Франции, оккупированной фашистскими войсками. Вместе с женой Верой Николаевной писатель снимал небольшую виллу в южном городке Грасс, у самого подножия Альп. В это время Бунины жили тяжело, бедствовали, часто голодали — но писатель категорически отказывался сотрудничать с французскими издательствами при коллаборационистском режиме Виши.

В ноябре 1943 года Бунин писал своему другу, литератору Борису Зайцеву: «Книга эта называется по первому рассказу «Темные аллеи» — во всех последующих дело идет, так сказать, тоже о темных и чаще всего весьма жестоких «аллеях любви». …Что ж всё думать о смерти и дьявольских делах в мире! Боккаччо написал «Декам» во время чумы, а я вот «Темные аллеи».

Сам Бунин считал эту книгу своей «самой совершенной по мастерству». Однако далеко не все современники разделяли это мнение. Сборник был опубликован в 1940-х годах и вызвал довольно противоречивую реакцию. Эмиграция «первой волны», в том числе многие литераторы-единомышленники, обвиняли писателя в излишнем смаковании эротических подробностей и даже аморальности. Например, писательница Зинаида Шаховская, которой сам автор подарил книгу с дарственной надписью, о. «Да к тому же, — писала она, — русский язык таков, что в делах любви ему больше подходят намеки, многоточия, умолчания». Однако ведущий критик русского зарубежья Георгий Адамович восхищался циклом и писал, что «всякая любовь — великое счастье, «дар богов», даже если она и не разделена. Оттого от книги Бунина веет счастьем, оттого она проникнута благодарностью к жизни, к миру, в котором, при всех его несовершенствах, счастье это бывает».

Зато в СССР, где несколько десятилетий произведения Бунина-эмигранта, «врага советской власти», не издавались, в 1950–60-х годах писателя словно открыли заново. «Темные аллеи» появились в Собрании сочинений Бунина, которое выходило в 1966–1967 годах, и быстро полюбились советскому читателю. Вплоть до наших дней этот сборник остается, по выражению филолога и диссидента Юрия Мальцева, «энциклопедией любви».

Тема

Ведущая тема – тема любви. Не только рассказ “Тёмные аллеи”, но и все произведения цикла основаны на этом прекрасном чувстве. Бунин, подводя итог своей жизни, был твёрдо убеждён, что любовь – самое лучшее, что может быть дано человеку в жизни. Она суть, начало и смысл всего: трагическая или счастливая история – нет никакой разницы. Если это чувство промелькнуло в жизни человека – значит он прожил её не зря.

Человеческие судьбы, безвозвратность событий, выбор, о котором пришлось пожалеть – ведущие мотивы в рассказе Бунина. Тот, кто любит – всегда в выигрыше, он живёт и дышит своей любовью, она даёт ему силы двигаться дальше.

Николай Алексеевич, сделавший свой выбор в пользу здравого смысла, только в шестьдесят лет понимает, что его любовь к Надежде была самым лучшим событием в жизни. Тема выбора и его последствий ярко раскрыта в сюжете рассказа: человек проживает свою жизнь не с теми, остаётся несчастлив, судьба возвращает предательство и обман, который он допустил в молодости по отношению к молодой девушке.

Вывод очевиден: счастье состоит в том, что бы жить в гармонии со своими чувствами, а не наперекор им. Проблема выбора и ответственности за свою и чужую судьбу также затрагивается в произведении. Проблематика достаточна широка, несмотря на небольшой объём рассказа. Интересно отметить тот факт, что в рассказах Бунина любовь и брак практически несовместимы: эмоции стремительны и ярки, они возникают и исчезают так же быстро, как всё в природе. Социальный статус не имеет смысла там, где царит любовь. Она уравнивает людей, делает бессмысленными чины и сословия – у любви свои приоритеты и законы.

Книга 4

В Алексее всё более ощутимо созревало желание покинуть почти разорённое родное гнездо и начать самосто­я­тельную жизнь. Сперва Алёша отправился в Орёл, надеясь поступить на службу в местную газету «Голос». В Орёл он прибыл с опозданием, как раз к поезду на Харьков, и неожиданно для самого себя решил ехать в этот город, где уже обосновался брать Георгий.

С первого дня на Алексея обрушилось множество новых знакомств и впечатлений. Окружение Георгия резко отличалось от деревенского. Многие из входивших в него людей прошли через студенческие кружки и движения, побывали в тюрьмах и ссылках.

Люди эти были «узки, прямолинейны и нетерпимы», они исповедовали любовь к народу, воплощавшему для них всё светлое, и нелюбовь к правительству — источнику всех бед. При встречах кипели разговоры о насущных вопросах русской жизни, порицался образ правления и сами правители, провозглашалась необходимость борьбы за конституцию и республику, обсуждались политические позиции известных писателей.

Алексей чувствовал, что это общество не подходит ему, но доступа в другие круги у него не было. К тому же ему нравилась «студенческая скромность существования» новых друзей и лёгкость, с которой совершались в этом кругу новые знакомства.

Так прошла зима. Георгий служил в земской управе, а Алексей просиживал все дни в публичной библиотеке. Весной, вернувшись из путешествия по Крыму, Алексей узнал, что отец совсем разорился и вынужден был заложить Батурино. Преподнёс сюрприз и Георгий — оказалось, он живёт в гражданском браке с замужней женщиной, своей соратницей и единомыш­ленницей, которая не бросала мужа только ради детей.

Душевное неустройство побуждало Алексея к каким-нибудь переменам. Он решил повидать новые места, отправился на берега Донца, в Киев и, наконец, повернул к родному дому.

По дороге в Батурино Алексей решил заехать в Орёл, чтобы взглянуть на «город Лескова и Тургенева». Там он разыскал редакцию «Голоса», познакомился с редактором, молодой вдовой Надеждой Авиловой, и получил предложение сотрудничать в издании.

Поговорив о делах, Авилова пригласила его в столовую, приняла по-домашнему и представила гостю свою кузину Лику Оболенскую. Всё случилось быстро, неожиданно и приятно. Тогда Алексей ещё не подозревал, что эта быстрота, «исчезновение времени» — первый признак влюблённости.

Часть 4

Каждую неделю по выходным бывшая наставница Оли приходила к ней на могилу. Женщине очень жаль, что молодая девушка так нелепо погибла. Но классная дама всю жизнь вдохновлялась иллюзиями, и теперь «Оля Мещерская – предмет ее неотступных дум и чувств».

Классная дама вдруг вспомнила о беседе Оли со своей подругой, которую она однажды подслушала. Она рассказывала о том, что в книге отца прочитала несколько строк об истинной красоте женщины. Так, у женщины должны быть стройные и правильно очерченные ноги, красивые черные, «кипящие смолой глаза», играющий румянец, тонкий стан, длиннее обыкновенного руки

Для женщины также очень важно — лёгкое дыхание. И оно у Ольги, безусловно, есть

Было.

Можно утверждать, что Иван Алексеевич в своём известном произведении поднял вечную тему смысла жизни и предназначения. По мнению писателя, лёгкое дыхание является главным компонентом женского очарования, но эту красоту очень просто растоптать и уничтожить. Данный рассказ очень поучителен, особенно для молодого поколения. Автор хотел донести до читателя простую истину — необходимо беречь свою индивидуальность и не растрачивать себя попусту.

Подробный пересказ

В один из осенних дождливых дней на подъезде к частной горнице, которая представляла одну из частей длинной избы, был замечен тарантас. Управлял им крепкий с виду, угрюмый мужик, представитель из простого народа. Он привез пожилого мужчину, некоторые черты которого напоминали о его былой красоте и утонченности. Внешность, включая выбритый подбородок и седые бакенбарды, имеющая сходство с Александром II, подтянутость подчеркивали принадлежность к разряду военных.

Несмотря на то, что дорога отняла у него немало сил, стройный мужчина энергично вбежал на крыльцо в надежде хорошо перекусить и отдохнуть на постоялом дворе. В уютной обстановке чистой и теплой горницы приятно пахло едой. А аккуратно расставленные предметы создавали домашнюю атмосферу. Здесь он никого не увидел. На зов показалась немолодая, но привлекательная женщина. Приветливо встретив гостя, она предложила ему угощение. Но приезжий попытался, прежде всего, выяснить, какое положение в доме она занимает, все ли ее здесь устраивает.

Неожиданно хозяйка называет гостя по имени — Николаем Алексеевичем. Мужчина с удивлением узнает в ней женщину, к которой когда-то в молодости испытывал влюбленность. Прошло больше тридцати лет с тех пор, когда Надежда привлекала его необычайной красотой и грациозностью.

Из их разговора выясняется, что бывший молодой барин разлюбив, покинул девушку навсегда. Теперь он старался не вспоминать об этом, ссылаясь на давность времени. Николаю Алексеевичу становится стыдно от совершенного поступка. Он неумело пытается справиться со своим волнением. Отводит разговор, спрашивая о прожитых годах. Отвечая, что так и не была замужем, Надежда признается, что на протяжении всех лет искренне любила только его. Она подчеркивает, что из-за настоящего чувства не сможет никогда простить подобное предательство. Также женщина напоминает о стихах про темные аллеи, посвященные себе в далекие годы. Николай Алексеевич настаивает забыть и не вспоминать о прошлых событиях, называя все это пошлостью. Откровенно рассказывает Надежде о своих чувствах к бывшей супруге, которую любил. Однако брак их не был счастливым, так как она предала мужа, а единственный сын не оправдал надежд. Также Николай Алексеевич когда-то обошелся с Надеждой.

Попрощавшись, гость торопливо покидает Надежду, с сожалением вспоминая неожиданную встречу по дороге. Женщина долго провожала взглядом удаляющуюся повозку. А барин торопил кучера, чтобы не опоздать на поезд. Он будто избегал своих мыслей о прошлой жизни. Однако ему было интересно представить, как сложилась бы судьба, если женой была Надежда.

Произведение И. А. Бунина «Темные аллеи» учит тому, что судьба оказывается безжалостной к человеку, который когда-то вел разгульный образ жизни, не видя вокруг искренних отношений к себе, предавал, не ценил настоящие чувства. В конце жизненного пути людей, которые совершили предательство и проявили жестокость, ждет одиночество и разочарование.

Любовь — самое прекрастное чувство. Оно помагет стать счастливым.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: