Краткое содержание ф. м. достоевский «идиот»

Фёдор достоевский — идиот: краткое содержание

Основные персонажи

В романе представлено несколько основных и второстепенных героев, ниже представлено их описание.

  • Главные героиЛев Мышкин – 26-летний князь, простой, добродушный и доверчивый человек. Четыре года лечился в Швейцарии от эпилепсии;
  • Парфен Рогожин – 27-летний сын купца. Он порывист и самодоволен, во многом противоположен спокойному и неопороченному Мышкину;
  • Настасья Барашковая – молодая и красивая дворянка. Долгое время была на содержании у богача Тоцкого.
  • Второстепенные героиИван Федорович Епанчин – 56-летний генерал. Об Иване Федоровиче говорили, что он занимается большими делами, имеет много денег и связей;
  • Александра Епанчина – 25-летняя старшая дочь генерала, добрая, образованная. Занимается музыкой;
  • Аделаида Епанчина – 23-летняя сестра Александры, любит живопись;
  • Аглая Епанчина – 20-летняя сестра Александры и Аделаиды, всеобщая любимица. Аглая красивая, но слишком избалованная девушка, по поведению похожая ребенка;
  • Лизавета Епанчина – мать сестер Епанчиных и родственница Льва Николаевича. Ровесница мужа;
  • Ардалион Александрович Иволгин – генерал в отставке и пьяница, любящий рассказывать небылицы;
  • Нина Иволгина – мать братьев Иволгиных и Варвары;
  • Гаврила (Ганя) Иволгин – 28-летний сын Ардалиона Александровича. Чиновник, работающий у Епанчина;
  • Варвара Птицына – сестра Гаврилы;
  • Николай Иволгин – брат Варвары и Гаврилы;
  • Афанасий Тоцкий – 55-летний богач, который ранее содержал Настасью Филипповну;
  • Фердыщенко – 30-летний мужчина, снимавший жилье у семьи Иволгиных;
  • Лебедев – чиновник сорока лет;
  • Ипполит – приятель Николая и родственник Лебедева.

Основные персонажи

В романе представлено несколько основных и второстепенных героев, ниже представлено их описание.

  • Главные герои

    Лев Мышкин – 26-летний князь, простой, добродушный и доверчивый человек. Четыре года лечился в Швейцарии от эпилепсии;

  • Парфен Рогожин – 27-летний сын купца. Он порывист и самодоволен, во многом противоположен спокойному и неопороченному Мышкину;
  • Настасья Барашковая – молодая и красивая дворянка. Долгое время была на содержании у богача Тоцкого.
  • Второстепенные герои

    Иван Федорович Епанчин – 56-летний генерал. Об Иване Федоровиче говорили, что он занимается большими делами, имеет много денег и связей;

  • Александра Епанчина – 25-летняя старшая дочь генерала, добрая, образованная. Занимается музыкой;
  • Аделаида Епанчина – 23-летняя сестра Александры, любит живопись;
  • Аглая Епанчина – 20-летняя сестра Александры и Аделаиды, всеобщая любимица. Аглая красивая, но слишком избалованная девушка, по поведению похожая ребенка;
  • Лизавета Епанчина – мать сестер Епанчиных и родственница Льва Николаевича. Ровесница мужа;
  • Ардалион Александрович Иволгин – генерал в отставке и пьяница, любящий рассказывать небылицы;
  • Нина Иволгина – мать братьев Иволгиных и Варвары;
  • Гаврила (Ганя) Иволгин – 28-летний сын Ардалиона Александровича. Чиновник, работающий у Епанчина;
  • Варвара Птицына – сестра Гаврилы;
  • Николай Иволгин – брат Варвары и Гаврилы;
  • Афанасий Тоцкий – 55-летний богач, который ранее содержал Настасью Филипповну;
  • Фердыщенко – 30-летний мужчина, снимавший жилье у семьи Иволгиных;
  • Лебедев – чиновник сорока лет;
  • Ипполит – приятель Николая и родственник Лебедева.

В чем суть концовки

Скитания героев не приводят к счастью. Рогожин, измученный сомнениями и отсутствием взаимности, преступает закон. Саморазрушение Настасьи доводит ее до гибели. Мышкин не нашел места в обществе и не избежал участи, подобной Христовой. Он лишь ускорил процесс и стал детонатором готовящейся к взрыву бомбы.

В произведении «Идиот» смысл безумия Мышкина можно трактовать по-разному, как и смерть самого Христа:

  1. Гибель, «выпадение» из безумного эгоистичного мира, который становится недоступен ему. Вместе с князем погибает все лучшее.
  2. Обретение спасения от страшной реальности в безумии, где нет больше зла, обмана и боли.

Роман Достоевского Идиот, смысл которого раскрывается ближе к финалу, поднимает извечную тему добра и зла. Главный герой является воплощением добродетели, а все вокруг – зло, в котором он пытается существовать.

Мышкин – лакмусовая бумажка, проявляющая суть общества. Такие личности лишь иконы, рядом с ними спокойно, светло и тепло. Общение с князем для персонажей равноценно исповеди. Сам герой лишен мотивов, он не совершает поступков, влияющих на события. Но остается надежда, что приход князя Мышкина не был напрасен, и его духовная смерть побудит общество к пониманию истин.

Суть: о чём роман?

Роман «Идиот» начинается с того, как молодой дворянин – князь Лев Мышкин, возвращается в Россию после длительного прибывания в Швейцарии, где он лечился от своего давнего психического недуга. С самых первых страниц князь предстаёт перед нами как очень искренний и непосредственный человек, в моральном плане стоящий на ступень выше окружающих его людей.

В поезде главный герой знакомится с купцом Парфёном Рогожиным и узнаёт о Настасье Барашковой – падшей женщине, ведущей самый порочный образ жизни.

В Петербурге князь Мышкин навещает своих ближайших родственников – семью Епанчиных. За счёт своей искренности и душевности князь легко завоёвывает симпатии всей семьи, члены которой становятся его хорошими друзьями. Ему нравится красавица Аглая — младшая дочь в семье. Симпатия взаимна.

В тот же день Лев Николаевич встречается с Настасьей Филипповной, которую отчаянно добивается Рогожин. Между этой троицей образуется незримая связь, которая не разорвётся до самого конца повествования.

Князь Мышкин сам внезапно проникается симпатией к Настасье, надеясь помочь ей и исцелить её душу. Он совершенно серьёзно предлагает ей выйти за него замуж, смущая Барашкову, которая под влиянием князя начинает демонстрировать лучшие стороны своей натуры.

Образуется любовный треугольник: Рогожин – Мышкин – Барашкова. На протяжении всего романа Настасья Филипповна мечется между двумя мужчинами. От тяжелейшего психологического напряжения герои начинают сходить с ума.

Помимо основной сюжетной линии в романе присутствует огромное количество побочных, которые только подчёркивают общую атмосферу безумия и безысходности и подталкивают князя к пропасти. Так, любимая Аглая отталкивает его из-за связи с Настасьей, не понимая истинных мотивов его поступка. Тоцкий и Епанчин хотят «замять» скандал с Настасьей и выдать ее замуж за секретаря Ганечку, который нуждается в деньгах и за них готов принять позор.

Постоянное нарастание напряжения приводит к тому, что в конечном итоге Рогожин приводит Мышкина в свой дом, где на кровати лежит зарезанная им Барашкова. В этот момент психика героев окончательно рушится. Они ложатся рядом с трупом, обнимаются и начинают говорить обо всём. На утро Рогожина находят абсолютно безумным, а князя Мышкина — впавшим в то полусознательное состояние, в котором он прибывал до курса лечения в Швейцарии.

Суть

Князь Мышкин приезжает из Швейцарии в Петербург. С маленьким узелком вещей в руках, одетый не по погоде, он отправляется в дом Епанчиных, где знакомится с генеральскими дочерями и секретарём Ганей. У него Мышкин видит портрет Настасьи Филипповны, а позднее узнаёт некоторые детали её жизни.

Молодой князь останавливается у Иволгиных, где вскоре встречает саму Настасью. Покровитель девушки сватает её за Ганю и даёт за неё приданое 70 тысяч, что привлекает потенциального жениха. Но при князе Мышкине происходит сцена торга, где участвует Рогожин, ещё один претендент на руку и сердцу красавицы. Итоговая цена – сто тысяч.

Лев Николаевич Мышкин глубоко тронут красотой Настасьи Филипповны, он приходит к ней тем же вечером. Он встречает там множество гостей: генерала Епанчина, Фердыщенко, Тоцкого, Ганю, — а ближе к ночи является и сам Рогожин с газетным свёртком, в котором обещанные сто тысяч. Героиня бросает деньги в огонь и уезжает с избранником.

Спустя шесть месяцев князь решает навестить Рогожина в его доме на Гороховой улице. Парфён и Лев Николаевич обмениваются крестами – теперь, с благословения матушки Рогожина, они братья.

Через три дня после этой встречи князь едет в Павловск на дачу к Лебедеву. Там после одного из вечеров Мышкин и Аглая Епанчина договариваются о встрече. После свидания князь понимает, что полюбит эту девушку, а через несколько дней Льва Николаевича провозглашают её женихом. Настасья Филипповна пишет письмо Аглае, где убеждает её выйти замуж за Мышкина. Вскоре после этого происходит встреча соперниц, после которой случается расторжение помолвки князя и Аглаи. Теперь общество в предвкушении другой свадьбы: Мышкина и Настасьи Филипповны.

В день торжества невеста сбегает с Рогожиным. На следующий день князь отправляется на поиски Настасьи Филипповны, но никто из знакомых ничего не знает. Наконец Мышкин встречает Рогожина, который приводит его в свой дом. Здесь под белой простынёй лежит труп Настасьи Филипповны.

В итоге от всех полученных потрясений главный герой сходит с ума.

История создания

Как и всегда в жизни Достоевского, роман «Идиот» создавался в очень трудной для писателя обстановке. Во время работы над произведением умерла его новорождённая дочь, на Федора Михайловича давили кредиторы, а также редакция журнала, для которого он писал свой роман.

Из-за такой тяжёлой атмосферы писатель на последние деньги покинул Россию и продолжил работу над романом в Швейцарии. Преодолевая своё упадочное настроение, плохое здоровье и неприятные погодные условия, Достоевский всё-таки смог закончить роман, однако по итогу был несколько разочарован своим творением, считая, что так и не смог полностью раскрыть свою мысль читателю.

Как и все части «великого пятикнижья», «Идиот» впитал в себя библейские мотивы. В основу сюжета легла идея второго пришествия, которая давно волновала религиозного писателя. Он не раз ставил вопрос о том, что будет, если Иисус Христос придет в современный мир? Этот мотив прослеживается в романах «Бесы», «Братья Карамазовы» и «Подросток», но в «Идиоте» он занял центральное место. В Мышкине автор воплотил образ божьего человека, лишенного человеческих страстей и готового отдать всего себя ради других. Но ответ Достоевского на свой же вопрос очевиден в финале: Мышкин пребывает в беспамятстве и не может жить в современных реалиях. Люди глубоко ранят его.

Часть третья

Главы I-III

У Епанчиных на даче после уничижающих слов князя о самом себе (как о человеке больном, лишнем, смешном) Аглая выходит из себя. Она любит князя, хотя ее и саму порой уязвляет его беззащитность, доверчивость. Настасья Филипповна второй раз прилюдно компрометирует Радомского, выставляя его человеком нечестным.

В этот раз приятель Радомского хочет ударить неугомонную женщину, однако князь Мышкин перехватывает его руку. Тем же вечером в парке к князю подходит Рогожин. Он тоже заводит речь о письмах Настасьи Филипповны к Аглае. Оказывается, она хочет видеть князя счастливым мужем Аглаи, и оттого пытается устранить соперника – Радомского.

Главы IV-VIII

Вместе с Парфеном князь идет на дачу – и видит пирующих гостей. Все ждут князя, у него сегодня день рождения. Ипполит, которого уговорили здесь пожить, читает свою исповедь собравшимся. После чего пытается застрелиться, но в пистолете нет капсюля. Многие считают, что юноша ломает комедию, но князь заступается за Ипполита.

На утреннем свидании в парке Аглая выпытывает у князя истинное отношение к Настасье Филипповне. Он отвечает, что рад был бы ей помочь, но несчастная жертва в глубине души уверена в собственной порочности, виновности. Заметив у скамейки мать, Аглая объявляет, что выходит за Ганю.

Главы IX-X

В письмах (князю они достались от Аглаи) Настасья Филипповна мечтает о двойной свадьбе в один день: она выйдет за Рогожина, а Аглая – за князя. Она также предчувствует смерть от руки Парфена.

Вечером Настасья Филипповна нашла князя, упала ему в ноги и умоляла ответить лишь на один вопрос: счастлив ли он? Она уверила, что больше досаждать ему не будет – едет с Рогожиным. Князь ответил не ей, а чуть позже самому Рогожину: нет, не счастлив.

Между двух женщин

Буквально через неделю Мышкина официально объявляют женихом Аглаи. На своеобразные «смотрины» князя к Епанчиным приглашают высокопоставленных гостей. Сама Аглая считает, что князь выше всех них, но как раз из-за этой ее пристрастности тот боится любого неверного жеста, больше молчит.

Но затем все-таки воодушевляется, начав говорить о католицизме как антихристианстве. Объясняется всем в любви, разбивает драгоценную китайскую вазу, а после падает в очередном эпилептическом припадке. На всех присутствующих это производит неловкое и удручающее впечатление.

Аглая договаривается встретиться с Настасьей Филипповной в Павловске. Но туда же приходит и князь, и Рогожин. Аглая надменно спрашивает, на каком основании Барашкова пишет ей письма, вмешиваясь в ее личную жизнь. Настасья Филипповна оскорблена поведением и тоном соперницы. Желая отомстить, она уговаривает князя остаться с ней, а после прогоняет Рогожина. Мышкин оказывается между двумя женщинами. Он любит Аглаю, а к Настасье Филипповне относится с любовью-жалостью, считая ее помешанной, понимая, что никогда себе не простит, если сейчас бросит ее. При этом состояние самого князя ухудшается.

Мышкин и Барашкова

События следующей части романа развиваются через полгода. За это время Мышкин получает наследство от своей тетки. Он теперь самодостаточный и состоятельный аристократ. У него был роман с Настасьей Филипповной, которая так и не вышла ни за него, ни за Рогожина.

На фоне нервного напряжения, связанного с проблемами в личной жизни, у Мышкина прогрессирует душевная болезнь и эпилепсия. Он лечится. После реабилитации князь приезжает в дом Епанчиных. Аглая в него влюблена, Лев Иванович решает на ней жениться. Идет подготовка к свадьбе, но внезапно появляется Настасья Филипповна, и Мышкин уже сомневается в правильности своего решения.

В результате он снова отдает предпочтение своей бывшей любовнице. Князь предлагает Барашковой выйти за него замуж. Настасья Филипповна соглашается. Готовится новая свадьба, но невеста сомневается в своем решении. Она просит помощи у Рогожина, который приезжает к ней и забирает к себе.

Проблемы

  • Социальное неравенство – в книге часто показывается нищета и материальное неравенство, царящие в России, которые ещё более усугубляют плачевное состояние людских умов и сердец. Чудовищная бедность, потребность в деньгах толкают людей на низкие и страшные поступки.
  • Одержимость страстью – на примере Рогожина демонстрируется любовь, лишённая настоящей возвышенности и выродившаяся в губительную всепожирающую страсть, которая и привела его самого, Мышкина и Барашкову к окончательному краху.
  • Алчность – жажда денег, жадность и скупость показаны в романе, как самые страшные болезни общества.
  • Ревность – ревность Рогожина в итоге сводит его с ума и толкает на страшное злодеяние – убийство.
  • Эгоизм – общество Российской империей изображено как жестокая среда, в которой каждый думает только о себе.

Экранизации

Роман всегда вызывал повышенный интерес у российских и иностранных режиссеров, поэтому был неоднократно экранизирован. Первый фильм «Идиот» по Достоевскому снял режиссер Петр Чардынин в 1910 году. Это короткометражная лента, в которой сыграли Любовь Варягина, Андрей Громов, Павел Бирюков и Татьяна Шорникова. Картина состоит всего из нескольких сцен, ее общая продолжительность 15 минут.

В 1919 году появляется первая экранизация романа «Идиот» Достоевского за границей. Одноименный фильм в Италии снимает Сальваторе Аверсано. Следом появляются лента «Князь-идиот» итальянца Эудженио Перего в 1920 году, «Неверные души» немца Карла Фрелиха в 1921-м.

В 1951 году на экраны выходит одна из самых известных экранизаций романа «Идиот» Достоевского, сделанная культовым японским режиссером Акирой Куросава. Действие фильма перенесено в Японию (например, Мышкин возвращается из плена с острова Хоккайдо).

В 1958 году режиссер Иван Пырьев снимает первую отечественную полнометражную экранизацию «Идиота» Ф. Достоевского с Юрием Яковлевым, Юлией Борисовой, Леонидом Пархоменко и Никитой Подгорным в главных ролях. Однако выпустить удается только первую серию, так как исполнитель роли князя Мышкина Яковлев отказывается сниматься в продолжении из-за тяжелого душевного состояния, а Пырьев отказывается принять другого актера.

В 1966 году в Великобритании на экранах появляется телесериал Алана Бриджеса, в 1968 году телефильм выходит во Франции, над ним трудится режиссер Андре Барсака. В 1985 году во Франции польский режиссер Анджей Жулавский снимает драму «Шальная любовь», которая основана на романе Достоевского. Главный герой по имени Леон возвращается из психиатрической клиники, а действие перенесено в современную Францию.

Историей князя Мышкина интересуются даже в Индии, где в 1991 году завершают съемки сериала Мани Каула. В 1994 году поляк Анджей Вайда снимает драму «Настасья» в стиле кабуки. По замыслу создателя, японский актер Бандо Тамасабуро играет одновременно две роли — князя Мышкина и Настасьи Филипповны.

В 1999 году свою версию представляет чех Саша Гедеон (картина называется «Возвращение идиота»), а в 2001 году Роман Качанов решается на черную пародийную комедию «Даун Хаус». Действие этой картины разворачивается в России второй половины 90-х годов среди иностранных внедорожников, «новых русских» и тяжелых наркотиков.

Первая полноценная отечественная экранизация романа выходит только в 2003 году усилиями Владимира Бортко. Это 10-серийный сериал с Евгением Мироновым в главной роли. В этом фильме по «Идиоту» Достоевского также играют Владимир Машков, Лидия Вележева, Ольга Будина. Картина получила семь премий «ТЭФИ».

Интерес к произведению не утихает в последние годы. Уже в 2008 году свою версию снял француз Пьер Леон, а в 2011 году –эстонец Райнер Сарнет.

Темы и проблемы

Проблематика романа весьма многообразная. Одной из главных проблем, обозначенных в тексте, является корыстолюбие. Жажда престижа, статуса, богатства заставляет людей совершать гнусные поступки, клеветать друг на друга, изменять самим себе. В описываемом Достоевским обществе невозможно добиться успеха, не имея покровителей, знатного имени и денег

В тандеме с корыстью идёт тщеславие, особенно присущее генералу Епанчину, Гане, Тоцкому.
Поскольку «Идиот» относится к философскому роману, в нём разрабатывается огромное богатство тем, важной из которых является религия. К теме христианства автор обращается неоднократно, главным персонажем, причастным к этой теме, выступает князь Мышкин

Его биография включает некоторые библейские аллюзии на жизнь Христа, он наделён функцией «спасителя» в романе. Милосердие, сострадание к ближнему, умение прощать – этому учатся у Мышкина и другие герои: Варя, Аглая, Елизавета Прокофьевна.

Любовь представлена в тексте во всех возможных её проявлениях. Любовь христианская, помощь ближнему, семейная, дружеская, романтическая, страстная. В более поздних дневниковых записях Достоевского обнаруживается главный замысел — показать три разновидности этого чувства: Ганя – тщеславная любовь, Рогожин – страсть, а князь – любовь христианская.

Характеристика текста

Достоевский в «Идиоте» затронул сразу несколько тем, например религию, любовь и отношения друг к другу. В романе Федор Михайлович выразил свое мнение по поводу того каким он видит представитель нового поколения. Анализ дает понять, что в повествовании изображено нравственное разложение интеллигенции, люди ради денег готовы пойти на любые жертвы и даже переступить через любую мораль.

Достоевский стал популярен благодаря своим романам, критики и литературоведы прозвали его мастером философского слова. Описание внутреннего мира героев и их переживания заставляют читателей размышлять о смысле жизни.

Произведение «Идиот» знакомо во всем мире. Несмотря на то что прошло много времени, его до сих пор ставят в театре и кино. Своими строками автор показал, насколько ничтожна интеллигенция XIX века. В то время даже высокообразованный человек не мог достигнуть успеха без денег и связей. Эта тематика будет актуальна еще долгое время, ведь с тех пор мало, что изменилось.

Главным персонажем книги является князь Мышкин. Если описать его кратко, то этот образ олицетворяет следующее:

  1. Высокие моральные качества.
  2. В нем отсутствует корысть и жадность.

По словам самого́ автора, он изобразил добродушного человека, который всегда открыт для общения. Он честен не только перед окружающими, но и перед самим собой даже несмотря на то, что ему приходится выживать в лицемерном обществе, где главной ценностью считаются деньги.

В каком-то смысле Достоевский сравнивал Мышкина с Иисусом Христом, который на протяжении всей жизни старался направить людей на путь исправления и вразумить их. Но к сожалению, герой так и погибает в стремлении сделать мир лучше и донести до общества моральные принципы, которые должен чтить каждый.

Другие персонажи

Иван Федорович Епанчин. У богатого 56-летнего генерала большие связи, хотя вырос он в семье простого солдата.
Лизавета Прокофьевна Епанчина. Князь Мышкин – дальний родственник этой женщины, у которой есть три дочери. Она ровесница мужа. Ее нельзя назвать образованной красавицей. Иногда Епанчина капризничает. Женщина даже может накричать на своего покорного супруга. Но в целом между ними сложились гармоничные отношения.
Александра Епанчина. У 25-летней умной, доброй и музыкально одаренной девушки твердый характер.
Аделаида Епанчина. 23-летняя сестра Александры хорошо рисует.
Аглая Епанчина. Двадцатилетнюю избалованную красавицу в семье все обожают и считают «сущим дитя». Она любит главного героя романа.
Ардалион Александрович Иволгин. У пристрастившегося к выпивке генерала есть трое детей. Часто он удивляет приятелей и знакомых разными выдуманными историями.
Нина Александровна Иволгина. Генеральская супруга.
Гаврила Иволгин. Близкие люди называют красивого молодого человека Ганей. Его взял к себе на службу генерал Епанчин. Аглая – самая большая любовь Гани.
Варвара Птицына. Дочь Ардалиона Александровича Иволгина.
Николай Иволгин. Старшие члены семьи любят младшего Колю.
Фердыщенко. 30-летний мужчина живет в комнате, которую ему сдают Иволгины. У этого высокого человека румяное мясистое лицо, большая, курчавая, рыжеватая голова и широкие плечи. Фердыщенко выглядит неопрятно. Знакомые считают его своеобразным комедиантом. Он задолжал деньги многим людям.
Афанасий Тоцкий. Содержанкой 50-летнего миллионера, самовлюбленного эгоиста с изящными манерами стала Настасья Филипповна.
Лебедев. У 40-летнего мелкого чиновника угреватое лицо, красный нос и крепкое телосложение. В одежде у него дурной вкус

Он преклоняется перед людьми, которые занимают более высокое положение в обществе, стремясь им угодить и обратить на себя внимание. Епанчины для него, как боги

Лебедев часто сопровождает Парфена Рогожина. Он силен в выпивке, знает все светские новости и сплетни. Лебедев содержит большую семью.
Ипполит Терентьев. Врачи выявили у 17-18-летнего худого и изможденного юноши с бледно-желтым лицом чахотку. Он дружит с Колей. Его дядя – Лебедев.

Мораль романа и мнение критиков

Роман Фёдора Михайловича Достоевского «Идиот» учит относиться к людям без осуждения, верить им, проявлять доброту и сострадание. На примере Льва Мышкина автор показывает, как можно влиять на души людей, не прибегая к морализаторству и поучениям. Достоевский описывает любовь в её высшем проявлении. Это прекрасное чувство не унижает и не развращает, а помогает человеку возвыситься над собственными недостатками, стать добрее и мудрее.

Сюжетная линия показывает: после череды низких поступков всегда наступает расплата, которая может быть в виде наказания или внешнего раскаяния. Нельзя однозначно сказать, что тяжелее, поэтому лучше воздерживаться от необдуманных слов и действий.

Фёдор Михайлович считал своё произведение реалистичным, однако критики, жившие в одно время с писателем, называли сочинение фантастическим. В разное время мыслители и литературоведы давали роману такие определения:

  • М. Бахтин — полифонический роман;
  • Л. Гроссман — роман-поэма;
  • Ю. Иваск — сочинение в жанре евангельского романизма;
  • К. Мочульский, В. И. Иванов — роман-трагедия.

По мнению японских критиков, роман оказал большое влияние на культуру Страны восходящего солнца. Следуя Достоевскому, писатель Кобо Абэ начал уделять больше внимания внутреннему миру персонажей, а со временем его примеру последовали и другие.

Предыдущая запись «Руслан и Людмила» — краткое содержание поэмы А.С. Пушкина

Персонажи второго плана

Кроме героев, которым отведены первые роли, в произведение присутствует множество второстепенных персонажей. Среди них самыми заметными являются:

  1. Тоцкий. Эгоист без моральных принципов и совести. Именно он разрушил жизнь Настасьи Филипповны, сделав ее содержанкой.
  2. Ипполит. Молодой, еще не видевший ничего в своей жизни. Он умирает от чахотки и старается сделать что-нибудь значимое в этой жизни. Но мало кто это понимает, считая смешным чудаком.
  3. Чиновник Фердыщенко. Он не богат и нахален. В романе «Идиот», персонажи которого один ярче другого, автор описывает человека как циничного шута. Причем сам Фердышенко с удовольствием играет эту роль, так как любит выпить и погулять.
  4. Генерал Иволгин. Трагикомичный персонаж Достоевского «Идиот», 7 букв фамилии которого отражают характер этого человека. Отец большого семейства, но не является для его членов примером. Постоянно находясь в подпитии, генерал любит прихвастнуть и имеет любовницу.
  5. Птицын. Муж дочери генерала, ростовщик и притом очень застенчивый человек.
  6. Генерал Епанчин. Это еще один персонаж «Идиота», 7 букв фамилии которого отсылают читателя к известному военному роду. Но это всего лишь совпадение. Он выходец из простых людей, который сделал карьеру своими стараниями. Но есть у генерала и свои слабости. Например, он не прочь перекинуться в картишки.

Писатель долго обдумывал свой замысел, прежде чем приступить к его созданию. Первые страницы были написаны в Женеве в 1867 году, а заключительные главы появились в Италии через 2 года.

Основная мысль

Замысел Фёдора Михайловича состоял в том, чтобы показать процесс загнивания в разных слоях российского общества, особенно в среде интеллигенции. Пороки и недостатки, которые в тот период стали нормой:

  • прелюбодеяние;
  • лицемерие;
  • двойная жизнь;
  • косность взглядов;
  • пошлость;
  • самодовольство;
  • ханжество.

Однако человек, наделённый достоинствами, не умеющий лицемерить и приспосабливаться, в искажённом мире погибнет или лишится рассудка. Лев Мышкин показан как праведник, наделённый миссией помочь обществу взглянуть на себя со стороны. В беседах с ним герои узнают, каковы они на самом деле. Персонажи открывают князю душу, и это позволяет им понять, что можно жить без лицемерия и фальши.

Не умея освоиться в чуждом для него обществе, Мышкин приносит себя в жертву, однако она не напрасна. Хотя бы одно сердце очнётся и освободится от чёрствости и безразличия. Если в мире найдётся несколько таких праведников, у общества есть шансы встать на путь исправления. «Идиот» — роман о «прекрасном человеке», чей образ несколько идеализирован. Окружающие считают его чудаковатым, но так относились к праведникам во все времена.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: