Краткое содержание рассказа антоновские яблоки по главам
Глава 1
Бабье лето, сад, уже поредевший, наполненный яблочным ароматом. Рабочие суетятся и торопятся, чтобы телеги с фруктами не запоздали к выезду. Слышится, как яблоки глухо падают в кадушку. Автор описывает большой шалаш, к которому ведёт дорога из сада. Мещане-тарханы обзавелись возле него целым хозяйством. В праздники здесь проходили ярмарки: продавали ароматные яблоки, разливали мёд. Крестьяне приходили наряженными и толпились до позднего вечера.
С наступлением темноты герой идёт через сад по шуршащей листве к шалашу, где хлопочет мещанин Николай. У него есть ружьё, из которого мальчику хочется выстрелить. Стреляет он с большим удовольствием, слушая оглушительный треск и эхо, раскатывающееся по горизонту. Рассказчик вспоминает ощущение счастья, когда он вглядывался в тёмно-синий простор звёздного неба.
Глава 2
Обильный урожай антоновки в деревне был приметой хлебного урожая. В Выселках, вспоминает герой, всегда жили богато, что подтверждалось долгожительством крестьян. Например, старик Панкрат уже перестал считать свои годы и не мог ответить, сколько лет живёт. Наводящим вопросом выяснили, что не меньше ста.
В главе описывается быт состоятельных мужиков. У них большие избы («в две-три связи»), много добра в амбарах, пчёлы, овины, риги… И это далеко не полная опись имущества. В таких семьях усадьбы держались в порядке. Мальчик видел крестьянскую жизнь, ему нравилась косьба, молотьба. Быть мужиком, ему казалось, очень привлекательно. Если ещё и красивая жена да вкусные обеды на деревянных тарелках, так чего лучше?
Рассказчику помнится, что жизнь среднего дворянина и жизнь богатого мужика по складу были схожи своей домовитостью. Такой среднепоместной дворянкой была его «старосветская» тётка Анна Герасимовна. Ехать до неё двенадцать вёрст, и по дороге можно любоваться, как в лазурном небе реют птицы, глубоко вдыхать прохладный и свежий воздух.
Небольшая усадьба тётки старая, но прочная, с невысокими крепкими надворными постройками из дубовых брёвен. Дом был тоже невысоким, но примечателен выдающейся соломенной крышей, на редкость прочной. Мальчик родился после отмены крепостного права и не знал его, но в усадьбе тётушки чувствовал, что оно здесь до сих пор. Ветхие старики и старухи из бывшего дворового сословия при въезде господ подтягивались и низко кланялись.
Краткое содержание рассказа «Антоновские яблоки» и отзыв для читательского дневника (И.А. Бунин)
Многомудрый Литрекон освятил для Вас основные события рассказа «Антоновские яблоки» в сокращении. Антоновские яблоки написаны Буниным в 1900 году и в этом же году опубликованы в журнале «Жизнь» с подзаголовком «Картины из книги «Эпитафии». Сюжет рассказа передан устами дворянина, он же является рассказчиком. Повествование показывает нам воспоминания о деревенской жизни во время крепостного права, вплоть до 1861 года. Помещики жили тогда беззаботно и наслаждались жизнью. Все главные герои, и Анна Герасимовна, тетя рассказчика, и Арсений Семеныч, шурин рассказчика, демонстрируют быт и нравы помещиков в деревенской среде.
Краткий пересказ (382 слова). Дворянин, он же рассказчик, начинает свое повествование с нежных воспоминаний о прошлом. Воспоминания о настоящей русской осени, о ее золотом цвете, об опавших листьях и о тех самых антоновских яблоках, запах которых в пасмурный осенний день слышен по всему простору. Поздно ночью, когда рассказчик поговорил с охранником сада, он отправился в темно-зеленую глубину леса, где увидел невероятное небо с созвездиями. Он наслаждается этим моментом до того, пока земля не начинает уходить из-под ног, и тогда он действительно понимает всю прелесть бытия.
Вспоминается автору и его некогда богатая деревня Выселки. Старики жили долго, там были все долгожители, что подчеркивает благополучие деревни. Дома все были крепкие и кирпичные. Тетка Анна Герасимовна имела небольшую, но прочную усадьбу с большим количеством столетних деревьев. Сад и дом ее славились на всю деревню. В доме всегда сперва встречал аромат яблок, а уже потом запах старой мебели.
Вспоминается и покойный шурин Арсений Семеныч. Его страстью была охота. В его доме всегда собиралось много людей и после обеда они все отправлялись охотиться. У Арсения Семеныча было много собак, но один любимец, чёрный борзой, всегда залезал на стол и доедал остатки зайца под соусом. Рассказчику вспоминается, как он скакал верхом на злом и сильным «киргизе», и мимо него проплывали деревья, был слышан лай собак, раздавались крики охотников. Как только начинает темнеть, вся ватага охотников устраивается у какого-нибудь малознакомого охотника и живет там по несколько дней. А как приятен теплый дом после целого дня, проведенного на охоте. Проснувшись, можно весь день провести за чтением старых книг и размышлением о жизни.
Но жизнь не всегда так приятна, и уходят из жизни дорогие люди, но остаются воспоминания. Умерла тетка Анна Герасимовна, и застрелился Арсений Семеныч. Наступает новая эпоха мелкопоместных и обнищавших дворян. Но разве нельзя найти прелесть и в этой жизни? Автор-рассказчик иногда гостевал у своего соседа и мог оценить всю новую жизнь. Да, не такая беспечная и богатая жизнь. Вставать приходится рано, потом пить чай и сразу охотиться. Но и даже собак борзых у соседа нет, только гончие, а с ними по чернотропу не охотятся. Наступление зимы приносит с собой шумные посиделки у кого-нибудь в доме, но пить они будут уже на последние деньги. Целый день проведут в снежном поле, а вечером будет виден огонек в окне дома, значит, там горят свечи, там играют на гитаре, там поют.
Главная мысль рассказа «Антоновские яблоки» заключается в том, что каждая эпоха имеет свое неповторимое ощущение, которое становится сокровищем в нашей памяти. Вкус времени автор выразил в сочном яблочном аромате и горьком послевкусии осенних листьев. Рассказ «Антоновские яблоки» учит тому, что нельзя печалиться о прошлом, что-то уходит, на смену появляется новое и непривычное, но и в этом есть прелесть и романтика. А прошлое всегда сохраняется в воспоминаниях о нем, они всегда нежны и трогательны.
Рассказ мне понравился тем, что сам автор-рассказчик не забывает о своем прошлом, но и не отвергает настоящее, хотя оно совсем другое. Мое мнение и мое отношение к произведению «Антоновские яблоки» и автору исключительно положительное. Нельзя прочитать рассказ и подумать, что он просто о былых днях и тех самых антоновских яблоках. Вы попробуйте проникнуться текстом и постарайтесь уловить вкус времени дворянского расцвета. Может, для этого понадобится и не один раз прочитать рассказ, мое впечатление, например, полностью сложилось только после второго раза.
Мораль рассказа «Антоновский яблоки» заключается в том, что одно поколение неизбежно уходит, и происходит обновление, но что-то остается в памяти — старое и такое привычное, как антоновские яблоки.
Антоновские яблоки краткое содержание
Рассказ «Антоновские яблоки» Бунин написал в 1900 году. Произведение представляет собой лирический монолог-воспоминание, построенный при помощи «техники ассоциаций». На нашем сайте вы можете читать онлайн краткое содержание «Антоновских яблок». Пересказ поможет подготовиться к уроку литературы, проверочной работе.
Главные герои Рассказчик – «молодой барчук», в рассказе речь ведется от его лица, он вспоминает эпизоды из прошлого, ностальгирует. Анна Герасимовна – тетка рассказчика. Арсений Семеныч – помещик, с которым рассказчик ездил на охоту. Краткое содержание Глава I Рассказчик вспоминает раннюю погожую осень, август, «подсохший и поредевший сад», «запах антоновских яблок». Из сада дорога ведет к большому шалашу, «около которого мещане обзавелись за лето целым хозяйством». По праздникам тут устраивали ярмарки, куда сходились деревенские и толпились тут до самого вечера. Поздней ночью рассказчик приходит в сад. Взяв у мещанина Николая ружье, он стреляет, а затем долго всматривается в «темно-синюю глубину неба» и возвращается по аллее домой. «Как хорошо жить на свете!» Глава II Если уродилась антоновка, то и хлеб уродился. Рассказчик вспоминает, что Выселки испокон веку славились «богатством»: «старики и старухи жили в Выселках очень подолгу». Приводит в пример Панкрата – мужик помнил еще односельчанина Платона Аполлоныча, а значит самому Панкрату было «не меньше ста». «У богатых мужиков — избы были в две-три связи». Тут разводили пчел, «на гумнах темнели густые и тучные конопляники», в амбарчиках хранили всякое добро. Рассказчику «порою казалось на редкость заманчивым быть мужиком». Еще на его памяти «склад средней дворянской жизни» имел «много общего со складом богатой мужицкой жизни». Такой «была усадьба тетки Анны Герасимовны, жившей от Выселок верстах в двенадцати». У нее крепостное право чувствовалось уже во дворе. Тут было множество невысоких надворных построек из дубовых бревен. «Сад у тетки славился своею запущенностью, соловьями, горлинками и яблоками», а дом — толстой соломенной крышей. «Войдешь в дом и прежде всего услышишь запах яблок». Под разговоры про старину подавали у тетки угощения, яблоки разных сортов – антоновские, «бель-барыня», боровинка, «плодовитка».
Глава III «За последние годы одно поддерживало угасающий дух помещиков — охота». Рассказчик вспоминает, как собирался с другими охотниками в усадьбе Арсения Семеныча. Как то «черный борзой, любимец Арсения Семеныча» начал «пожирать с блюда остатки зайца под соусом». Вышедший из кабинета Арсений Семеныч выстрелил из револьвера и, смеясь и играя глазами, сказал: «Жалко, что промахнулся!». Рассказчик вспоминает, как ехал с «шумной ватагой Арсения Семеныча», охотился. После охоты они останавливались ночевать в усадьбе у «какого-нибудь почти незнакомого холостяка-помещика». Но «когда случалось проспать охоту, отдых был особенно приятен». После прогулки по саду рассказчик шел в библиотеку, где хранились дедовские книги. Среди них – романы, «журналы с именами: Жуковского, Батюшкова, лицеиста Пушкина» и другие. Он с грустью вспоминал, как бабушка играла на клавикордах, читала «Евгения Онегина».
Глава IV «Запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб». «Перемерли старики в Выселках, умерла Анна Герасимовна, застрелился Арсений Семеныч… Наступает царство мелкопоместных, обедневших до нищенства!» Рассказчик приезжает снова в деревню глубокой осенью. «Иногда заедет какой-нибудь мелкопоместный сосед и надолго увезет меня к себе… Хороша и мелкопоместная жизнь!» «Мелкопоместный встает рано». Проснувшись, идет работать. «Часто он поглядывает в поле… Скоро-скоро забелеют поля, скоро покроет их зазимок…» Зимой же «опять, как в прежние времена, съезжаются мелкопоместные друг к другу» и «по целым дням пропадают в снежных полях» – охотятся.
Заключение В рассказе «Антоновские яблоки» Бунин соотносит разорение и постепенное исчезновение дворянских гнезд с неизбежностью смены времен года, начиная с ранней осени и заканчивая зимой. Однако рассказчик воспринимает эти перемены как нечто естественное, вспоминая о прошлом со светлой грустью, ностальгией. Рекомендуем не только ознакомиться с кратким пересказом «Антоновских яблок», но и прочесть рассказ в полном варианте.
Глава 2. Село Выселки. Усадьба старой тётки
Если хорошо уродились антоновские яблоки, то и хлеб уродится: «ядрёная антоновка — к весёлому году». Рассказчик вспоминает такой урожайный год в своём селе Выселки.
Он вставал на заре и бежал умываться на укрытый ещё туманом пруд. Листва уже облетела, вода была «прозрачная, ледяная и как будто тяжёлая», она бодрила, прогоняла остатки сна. Завтракал рассказчик в людской чёрным хлебом и картошкой с крупной солью, а затем отправлялся на охоту.
Проезжая через Выселки, рассказчик любовался чистым и красивым селом.
Выселки всегда славились своим богатством. Старики там жили долго, некоторые уже не помнили, сколько им лет. Один столетний дед умер не от старости, а оттого, что объелся луком. Его жена, древняя старуха, заранее приготовила камень на могилку и красивый саван.
Старики в Выселках были большими, крепкими и строили дома под стать себе. Тогда не было принято отделять сыновей, и у самых богатых мужиков избы состояли из нескольких срубов. Такие усадьбы содержались в порядке, а в амбарах были железные двери, за которыми хранилось разнообразное добро.
Тогда рассказчик думал, как заманчиво быть мужиком: вставать с солнцем, косить, молотить. На праздник нарядиться и вместе с красивой здоровой женой отправиться к обедне, а после на сытный обед к бородатому тестю.
Жизнь мелкого помещика во времена рассказчика была очень похожа на жизнь богатого крестьянина. Крепостного права рассказчик не помнил, но чувствовал его отголоски в поместье Анны Герасимовны.
- Анна Герасимовна
- — тётка рассказчика, владелица старой усадьбы, немолодая, невысокая, но «прочная».
В усадьбе Анны Герасимовны ещё жили старые слуги, родившиеся крепостными. Тёткин сад славился своей запущенностью и соловьями, а дом — толстой соломенной крышей, тёмной и твёрдой от времени.
В небольшом доме, похожем на уютное гнездо, всегда пахло яблоками. В комнатах, обставленных старой мебелью из красного дерева, из-за окружающего дом сада и цветных стёкол в окнах было сумрачно и очень тихо.
Рассказчик любил тёткины обеды с фаршированной курицей, индюшкой, ветчиной, маринадами, квасом, антоновскими яблоками и бесконечными разговорами про старину.
Персонажи рассказа И. А. Бунина «Антоновские яблоки»
Рассказ, состоящий из четырёх глав, содержит небольшой круг задействованных лиц. Их в сущности четыре.
Главный герои
Лирический герой — рассказчик. Повествователь с ностальгией вспоминает прошлое: счастливые годы ранних лет, потом молодость, когда в усадьбах уже всё не так, но тоже хорошо. В образе лирического героя угадывается сам писатель. Он связывает воедино отдельные картины рассказа и заявляет свою, авторскую, позицию.
Повествователь предстаёт перед читателем натурой поэтической, остро чувствующей красоту природы, жизни в деревенской усадьбе. Прошлое видится герою гармоничным и прекрасным, он мечтателен, уходит от реальности.
Второстепенные герои
Анна Герасимовна — тётка главного героя, провинциальная среднепоместная дворянка. Она гостеприимна, любит вспоминать времена своей молодости, старинную мебель и всю обстановку дома содержит в порядке и чистоте. Сам дом и постройки во дворе ещё крепки и основательны. Анна Герасимовна напоминает гоголевскую Коробочку. В её владениях сохранился дух крепостного права. Престарелые дворовые крестьяне относятся к господам с большим почтением.
Арсений Семеныч — колоритный помещик, страстный охотник. Он из тех, кто живёт широко в разрушающемся обширном поместье. Арсений Семёныч привлекателен внешне: высокий, стройный, широкоплечий, с красивым цыганским лицом. Лихость натуры Арсения Семёныча сказывается в диком блеске глаз. Костюм его живописен: шёлковая малиновая рубаха, бархатные шаровары, длинные сапоги.
Мелкопоместный дворянин — собирательный образ. Это обедневший помещик, который всё такой же страстный охотник. Правда, приходится себя ограничивать одними гончими, борзых нет.
Эпизодические герои
Николай — мещанин-садовник. Крестьяне из Выселок — старики-долгожители (признак безбедной деревни), зажиточные мужики, нарядные крестьянки. У всех справное хозяйство, все довольны своей жизнью.
Интересные факты о рассказе
Рассказ, состоящий из четырех глав, был написан Буниным в 1900 году, и тогда же его опубликовали в журнале «Жизнь», который выходил в Санкт-Петербурге. Жанр этого произведения, относящегося к циклу эпитафий писателя, можно охарактеризовать как лирическое воспоминание от первого лица, и так как Иван Алексеевич являлся представителем обедневшего дворянства, то основная тема была ему очень хорошо знакома и близка.
Немного истории
Литературоведы, изучавшие творчество Бунина, сходятся во мнении о том, что сюжет «Антоновских яблок» возник в сознании автора отнюдь не случайно, считая, что поводом для написания рассказа стал его визит в родовое имение брата Евгения, случившийся девятью годами ранее. Основанием для того, чтобы так думать, послужило реальное письмо Ивана Алексеевича, написанное им своей гражданской супруге Варваре Пащенко.
В этом своем обращении к жене писатель поделился с ней ностальгическими воспоминаниями, посетившими его в тот момент, когда ему довелось выйти на крыльцо родового поместья и почувствовать хорошо знакомый с детства аромат антоновских яблок, который издавна считался верным признаком хорошего урожая. Он рассказал о внезапно возникшей мечте вернуться к прежнему старопомещичьему образу жизни с его неспешным распорядком дня и тесным единением с природой.
Вставать вместе с ранней утренней зарей, весь день проводить на полях в седле рядом с простыми мужиками, уставшим и голодным возвращаться домой, чтобы вкусно ужинать и утопать во сне в пушистых высоких перинах — об этом писал автор своей возлюбленной.
Все это время он оттачивал текст, доводя его до совершенства, притом что корректировка не завершилась и после его добавления в цикл 1912 года. В итоге произведение претерпевало изменения несколько раз, но речь шла об отдельных эпизодах и отрывках, которые никак не влияли на основную линию рассказа.
Особенности стилистики
Произведение Бунина «Антоновские яблоки» довольно трудно сравнивать с рассказом в классическом его понимании, ведь в нем нет сюжета как такового.
Всю повесть можно сравнить с эдаким монологом, в основе которого лежат воспоминания автора о былых временах с ненавязчивым сравнительным анализом перехода от процветающей помещичьей жизни к медленному, но верному упадку этого уклада.
Стоит отметить несколько важных особенностей восприятия этих событий самим автором, которые наложили серьезный отпечаток на произведение. Среди них:
- Гибель дворянства для Бунина являлась серьезнейшей трагедией, притом что он сам имел прямое отношение к ней, будучи потомком обедневшего рода.
- Повесть недаром разбита на четыре части, ведь каждую ее сюжетную линию автор ассоциирует со временем года и теми особенностями, которое оно несет в себе. К примеру, начинается все с августа — самой урожайной поры в году, и именно этот период приходится на воспоминания барина о своем детстве и юности. А вот заканчивается рассказ поздним ноябрем, когда на убранные и почерневшие поля ложится снег. Это время года Бунин ассоциирует с упадком и разорением дворянства, а также с появлением мелкопоместных, которые вынуждены тянуть жалкую лямку существования, вспоминая о былой сытой жизни.
- Фактически центральным образом рассказа является яблоневый сад, сначала ранний, а потом, в поздней своей поре с облетевшей и почерневшей листвой, дожидающейся первых морозов. Примечательно, что спустя буквально несколько лет после выхода произведения был опубликован знаменитый чеховский «Вишневый сад», также ставший главным образом пьесы, отражающим неизбежность жизненных перемен и светлую грусть от их созерцания. Однако есть между этими произведениями и одно серьезное отличие: у Бунина гармония сада и быта окружающей его местности не рушилась даже в конце произведения, так как автор находил очарование не только в процветании, но и в упадке.
- Сам символ яблока также неслучаен, ведь этот плод является олицетворением жизни, тогда как его аромат ассоциируется с неискоренимой любовью к ней, несмотря на порой грустные обстоятельства.
Современные критики сравнивают рассказ Бунина с полотнами импрессионистов, написанными жирными яркими мазками, в точности передающими впечатление от той природы, быта и их прелестей, которые описывал автор. Аромат яблок и сада, чистый, практически невесомый воздух, тяжелая ледяная вода в ключе, запах корешков старинных книг из дедовской библиотеки, дым из крестьянских изб, погружение в пушистые перины после долгой охоты, свежий грибной запах по осени — писатель не скупился в описании всего того, что окружало его с самого детства, выказывая тем самым огромную любовь к жизни.
https://youtube.com/watch?v=lyXwpLOCC9c
О чем произведение?
«Антоновские яблоки» представляют собой чередование картин дворянского быта, объединенных воспоминаниями лирического героя. Сначала ему вспоминается ранняя осень, золотой сад, сбор яблок. Всем этим управляют хозяева, которые жили в шалаше в саду, по праздникам устраивая там целую ярмарку. Сад наполнен разными лицами крестьян, которые поражают довольством: мужчины, женщины, дети – все они в самых хороших отношениях друг с другом и с помещиками. Идиллическую картину дополняют картины природы, в конце эпизода главный герой восклицает: «Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!»
Урожайный год в родовой деревни главного героя Выселки радует глаз: всюду довольство, радость, богатство, простое счастье мужиков. Рассказчик и сам хотел бы быть мужиком, не видя в этой доле никаких проблем, а только здоровье, естественность и близость к природе, а вовсе не бедность, малоземелье и унижение. От крестьянского он переходит к дворянскому быту прежних времен: крепостного права и сразу после, когда помещики еще играли главную роль. Примером служит усадьба тетки Анны Герасимовны, где чувствовались и достаток, и строгость, и крепостная покорность слуг. Обстановка дома также будто застыла в прошлом, даже разговоры только о былом, но в этом тоже есть своя поэзия.
Об охоте, одном из главных дворянских развлечений, говорится особо. Арсений Семенович, шурин главного героя, устраивал масштабные охоты, иногда и по несколько дней. Весь дом был наполнен людьми, водкой, папиросным дымом, собаками. Примечательны разговоры и воспоминания об этом. Рассказчик видел эти забавы даже во сне, погружаясь в дрему на мягких перинах в какой-нибудь угловой комнате под образами. Но и проспать охоту приятно, ведь в старом поместье кругом книги, портреты, журналы, при виде которых охватывает «сладкая и странная тоска».
Но жизнь изменилась, стала «нищенской», «мелкопоместной». Но и в ней есть остатки былого величия¸ поэтические отголоски бывшего дворянского счастья. Итак, на пороге века перемен у помещиков остались лишь одни воспоминания о беззаботных днях.
Читательский дневник или «как все это запомнить?»
Всех читателей не инопланетного происхождения волнует земной вопрос: как запомнить все книжки из школьной программы, которые перечислены в кодификаторе? Нужно держать в памяти не только сюжеты и анализ больших книг, но и стихотворения (и их уже дословно). Как? За год до экзамена можно осилить объемы, если вести читательский дневник.
Понятие «читательского дневника» известно и понятно далеко не всем школьникам. Кто-то с удовольствием заполняет его каждый день, другие же вообще не слышали о его существовании. Некоторые педагоги задают своим ученикам заполнять читательский дневник после прочтения конкретных произведений. Что же из себя представляет читательский дневник, и как правильно его вести? Вот подробная статья на эту тему.
Не секрет, что ведение читательского дневника помогает существенно запомнить прочитанное. Читательский дневник может стать хорошим помощником в подготовке к ЕГЭ по литературе. В качестве дневника можно использовать обычную толстую тетрадку. Лист тетради лучше всего разделить на три колонки. В первой колонке нужно указать автора и название его произведения. Вторую колонку необходимо сделать шире остальных, ведь в ней необходимо написать краткий анализ прочитанного произведения: его суть и смысл, тематику и проблематику, основные средства художественной выразительности, историю создания и так далее. В последней колонке нужно перечислить основных персонажей произведения и их краткую характеристику (лучше с цитатами). Если писать совсем лень, можно делать то же самое в электронном виде, но тогда запоминать будет сложнее. Пока Вы пишите, активируются все механизмы памяти. Также это прекрасная возможность улучшить свою грамотность и письменные навыки. Спустя определённое время Вы сможете с лёгкостью повторить основные произведения, просто прочитав записи в дневнике и освежить их в памяти. К тому же информация, записанная вручную, запоминается намного легче, чем просто прочитанная.
Как сдать ЕГЭ по литературе на 100 баллов? Какие еще методы рекомендованы репетиторами и педагогами?
- Создание таблиц по сквозным темам. В одном столбце пишите тему (судьба малой родины, творчество, искусство, война, любовь, детство — они повторяются каждый год), а в другом перечень своеобразных аргументов: автор, книга, комментарий о том, как раскрывается тема.
- Изучение стихов и отрывков из них при многократном визуальном повторении. Стихи можно красиво написать на ватмане или обычных листах и расклеить по всему дому, чтобы постоянно натыкаться на них и повторять. Выучили одно — клейте другое. Стихи нужно размещать на личных страницах в соцсетях, чтобы чаще их видеть, а также использовать в переписках, когда появится подходящий повод. Так они надолго останутся в Вашей жизни. Кстати, приемы быстрого запоминания стихов Литрекон перечислил здесь — реально работает!
- Чтобы запоминать цитаты из книг и стихов, можно делать мемы с ними в фотошопе и обогащать свою страницу полезным и интересным контентом.
- Отличный способ понять произведение и запомнить главные его особенности — это изучение критических статей о нем. У Литрекона много таких разборов, Вы можете найти их через поиск по сайту. Все они соответствуют требованиям ЕГЭ и определенному формату: каждый пункт анализа отмечен заголовком, его легко найти.
- Перед экзаменом можно прочесть знакомые книги в сокращении. Все подробные и детальные краткие содержания важных произведений из школьной программы Вы найдете у Литрекона в копилке.
- Чтобы мотивировать себя на изучение литературы, создайте канал в Тик-токе, Дзене, Ютубе или других площадках, чтобы в будущем, возможно, Вы получили материальную выгоду от подготовки к экзамену. Ежегодно экзамен сдают около 10.000 выпускников, так что аудитория найдется.
Художественные особенности
Стоит более подробно остановиться на композиции рассказа. Так, рассказ состоит из четырех глав. Но, стоит заметить, что некоторые исследователи не согласны с определением жанра и утверждают, что «Антоновские яблоки» — это повесть. Можно в рассказе Бунина «Антоновские яблоки» выделить следующие художественные особенности:
Сюжет, который представляет собой монолог – воспоминание. Традиционный сюжет отсутствует. Сюжет очень близок к поэтическому тексту.
Рассказчик постепенно сменяет хронологические картины, пытаясь провести читателя от прошлого к тому, что происходит в реальности. Разоренные дома дворян для Бунина – это историческая драма, которая сравнима с самыми печальными и грустными временами года:
• Щедрое и яркое лето – это прошлое богатое и прекрасное жилье помещиков и их родовых имений. • Осень – это период увядания, распад устоев, которые формировались веками.
Исследователи бунинского творчества обращают внимание и на живописные описания, которые использует писатель в своем произведении. Словно он пытается красками нарисовать картину, но только словесную
Много живописных подробностей использует Иван Алексеевич. Бунин, как и А.П.Чехов, прибегает в своем изображении и к символам:
★ Образ сада – это символ гармонии. ★ Образ яблок – это и продолжение жизни, рода, и любовь к жизни.
Краткий анализ
В «Антоновских яблоках» Бунин изобразил жизнь помещиков и уделил внимание крестьянскому укладу. Произведение наполнено пейзажными иллюстрациями, передающими пряный запах осени
Рассказ «Антоновские яблоки» — один из блестящих примеров поэтической прозы в отечественной словесности.
Жанр
Жанр произведения — рассказ, написанный в стиле эпитафии. Рассказ, потому что нет определённой сюжетной линии и разветвлённой системы образов. Герои изображены опосредованно, через рассказчика, связаны только с ним. Справедливо назвать рассказ эпитафией, потому что в нём повествуется об умирающих дворянских усадьбах.
Тема рассказа
Автор описывает красоту первоначальной осени, её переход к более печальному состоянию и влияние осенних перемен на жизнь человека. Бунин плавно переходит к изображению жизни в дворянских усадьбах. Образ антоновских яблок активно используется автором для раскрытия тем. С этими плодами неразрывно связано детство, патриархальная старина, ностальгические воспоминания.
Проблематика
Проблематика произведения — исчезновение помещичьего духа, обнищание дворянства, утрата им прежнего авторитета; невозвратность старины. Писатель воспринимает разорение дворянских гнёзд как историческую драму. Автор поэтизирует и приукрашивает прошлое, в том числе и крепостное право, с которым связано процветание дворянских усадеб.
Идея рассказа
Идея рассказа — изобразить прелесть провинциальной патриархальной старины, которую должно сохранить в памяти потомков. Вместе с тем целью автора было передать состояние угасающих дворянских гнёзд. В процессе их исчезновения есть неизбежность, похожая на смену времён (от осени до зимы). Так и в жизни страны происходит смена эпох, влекущая изменения в жизни людей.
Главный герой принимает перемены как неизбежность, с которой приходится смириться. Он дорожит воспоминаниями о детстве, юности, о прекрасных старинных усадьбах, но учится радоваться жизни в настоящем, видеть её красоту.
Композиция произведения
Рассказ построен без выраженной событийной канвы. Завязку, кульминацию, развязку выделить затруднительно, так как во всех четырёх главах сюжетные составляющие размыты. Главная роль в построении рассказа отводится воспоминаниям, в них вплетаются пейзажные зарисовки, размышления, портреты, описания интерьеров. Каждая часть рассказа посвящена каким-то воспоминаниям главного героя. Все главы объединяет одна тема и образ повествователя.
Художественные особенности
- Отсутствие обычного сюжета в рассказе. Произведение являет собой воспоминание в форме монолога. Повествование выстроено на ассоциациях, что свойственно поэзии. От главы к главе меняются в сознании главного героя картины по направлению от идиллического прошлого к унылым деревушкам настоящего.
- Центральный образ в рассказе — сад. Тремя годами позже после выхода «Антоновских яблок» А. П. Чехов написал свою знаменитую пьесу «Вишнёвый сад», где образ сада тоже занимает центральное место, у него такое же символическое значение — «дворянское гнездо» как уходящая натура.
- Живописность языка. Лёгкость акварельных описаний чередуется с яркими мазками масляных красок. Произведение соткано из множества живописных деталей, например: «бриллиантовое созвездие Стожар», «бодрое эхо кольцом грянет и раскатится по горизонту», «проволоки их, как серебряные струны, скользят по склону ясного неба», «синея, грустно умирают сумерки».
Писатель обладал высокой зрительной и слуховой восприимчивостью. Звуки и краски мира он ощущал остро, поэтому в «Антоновских яблоках» читатель чувствует яблочный дух, медовый аромат, запах палой листвы и старинных кожаных фолиантов.
Лесные реки и каналы
Кроме болот, на карте Мещёрского края отмечены леса с загадочными «белыми пятнами» в глубине, реки Солотча и Пра, а также множество каналов. На берегу Солотчи, вода в которой красная, стоит одинокий постоялый двор. Берега При тоже мало заселены. В её верховьях работает ватная фабрика, из-за чего дно реки покрыто толстым слоем слежавшейся чёрной ваты.
Каналы в Мещёрском крае прорыты при Александре II генералом Жилинским, который хотел осушить болота. Осушенные земли оказались бедными, песчаными. Каналы заглохли и стали убежищем водоплавающих птиц и водяных крыс. Богатство Мещёрского края — «не в земле, а в лесах, в торфе и в заливных лугах».
I глава
В воспоминаниях — ранняя тёплая осень. Все начинается еще с августа, когда теплый дождь покрывает засеянные поля. В сентябре, в разгар бабьего лета, все поля покрываются паутиной. С утра чувствуется запах только что опавшей листвы, ощущение свежей прохлады окутывает новый день. Пахнет медом и, конечно, — антоновскими яблоками. Воздух чист, весь сад застлан осенним золотом.
Издали слышится гул: это садовники готовят яблоки к отправке в город. И обязательно делать это нужно в ночь, чтобы лежать на возу и созерцать прекрасное звездное полотно на небосводе. Садовники не жалеют своего урожая: нанятый рабочий ест яблоки одно за другим, а барин его только подначивает: «Ешь досыта, — делать нечего!».
Из сада видна длинная дорожка, что ведет к высокому шалашу. Там мещане обустроили свое хозяйство. Здесь запах антоновских яблок чувствуется особенно сильно. Во время праздников около дома организовывается ярмарка. Народу собирается уйма: девки-однодворки в сарафанах, мальчики в белых рубашках. Все нарядны и веселы, до самого вечера у шалаша продолжаются песни и пляски.
Приближаются сумерки, становится морозно. Бредешь уставший к ужину, а во всей деревне слышны голоса. В саду пахнет костром, около шалаша горит огонь. В темноте виднеются еле различимые силуэты. Кто-то зовет из мрака: «Это вы, барчук?». Дрожит земля — это проезжает пассажирский поезд.
На черном небе горят звезды. Почувствуешь уже сильную усталость и спешно пойдешь к дому. Холод, роса — как же всё-таки хорошо жить!
Основная идея рассказа
Иван Бунин хотел передать, как чувствовали себя дворянские гнезда в процессе своего исчезновения. Это было неизбежно, подобно необратимому изменению времен года с ранней осени до поздней зимы. Меняется эпоха, меняется жизнь людей, меняется все. Главный герой (в образе которого можно увидеть самого писателя) принял эти изменения как нечто естественное, то, что невозможно изменить, что обязательно должно произойти. Но все же он вспоминает былые деньки, когда он был так счастлив. Основная цель лирической новеллы – донести до читателя, что нужно ценить то, что мы имеем, пока оно не исчезло. В кратком содержании рассказа «Антоновские яблоки» заложена идея, что изменения неизбежны, однако, тем не менее, следует уважать традиции предков.