Краткое содержание рассказа «Анна на шее» подробно по главам
Глава I
Сразу после венчания молодые отправляются на вокзал, чтобы попасть на богомолье. Пару составили 52-летний чиновник Модест Алексеич и совсем юная 18-летняя девушка по имени Анна. Перед расставаньем ее пьяный отец пытается что-то сказать ей на прощание, но братья девушки, Петя и Андрюша, поспешно его одергивают.
Оставшись наедине с женой, Модест Алексеич вспоминает занимательную историю. Один его знакомый был женат на сварливой женщине, которую тоже звали Анной, и когда ему вручали Святую Анну второй степени, то его сиятельство заметил, что теперь у чиновника три Анны: одна в петлице, две на шее. Модест Алексеич выражает надежду, что ему такого не скажут.
Молодая супруга тяготиться своим новым положением, ей гадко и неприятно. Она вспоминает, как ей мучительно было перенести ритуал венчания. Анна уже тогда почувствовала себя обманутой: сочеталась вроде бы с небедным человеком, а свадебное платье пришлось шить в долг, Модест Алексеич не дал на него ни копейки, хотя прекрасно знал, как трудно живется его будущим родственникам. Сидя в поезде, девушка переживала о том, что не уверена, смогут ли ее отец и братья нормально поужинать.
Отец Анны трудился учителем рисования и чистописания в гимназии. После смерти жены Петр Леонтьич сильно запил, и его собирались уволить. Знакомые дамы спешно подыскали для Анны жениха – им оказался Модест Алексеич. Девушка рассчитывала, что ее избранник замолвит слово за отца и того оставят в покое.
На одном из полустанков поезд останавливается, и девушка выходит прогуляться на платформу. Встретившись с компанией богатого владельца дачного места Артынова и его друзей, она начинает кокетничать. У девушки после этого поднимается настроение, и по дороге до монастыря она находится в хорошем расположении духа.
В городе новобрачные живут на казенной квартире. Муж по утрам уходит на службу, а девушка остается дома. Целыми днями героиня произведения томится от одиночества, играет на рояле, читает книги и плачет от скуки. За обедом Модест Алексеич читает мораль, говоря, что семейная жизнь создана не для удовольствия, а для исполнения долга, когда «каждый человек должен иметь свои обязанности».
Анна в то время, когда супруг отдыхает после обеда, старается навесить отца и братьев. Но те как-то странно смотрят на нее, как будто осуждая ее за брак по расчету. Отец по-прежнему пьянствует, а по праздникам играет на фисгармонии.
Когда Анна с мужем являются в театр, то Модест Алексеич заставляет ее кланяться персонам с более высоким положением. Анна не решается просить денег у мужа на свои нужды, а тот ее и не балует, лишь изредка даря украшения, сохранность которых регулярно проверяет.
Однажды Петр Леонтьич выпросил у зятя в долг 50 рублей. Тот соглашается дать, но при условии, что впредь не станет этого делать, пока старик не бросит пить.
Глава II
К предстоящему балу Модест Алексеич велит Анне сшить бальное платье и выдает ей на это сто рублей. Девушка заказывает шикарный наряд. На балу, в окружении персон из высшего общества, Анна впервые чувствует себя дамой, на которую восхищенно смотрят все присутствующие мужчины
Даже его сиятельство обращает на эффектную женщину внимание и предлагает ей принять участие в благотворительном базаре. Сначала знакомый Артынов приобретает у нее шампанское на одну сотню рублей и чай на вторую, потом подходят и другие покупатели
Анна понимает, что просто создана для этой шумной и блестящей жизни.
На завтра Анне наносят визит Артынов и его сиятельство, выражающий благодарностью за участие в базаре. Следом за ними приезжает муж, смотрящий на приободренную супругу заискивающим, холопским взглядом. Анна грубит Модесту Алексеичу, уверенная в том, что он ее не одернет.
После этого у Ани не остается свободного времени, она вся в приятных хлопотах. Женщина настолько увлеклась новой ролью «светской львицы», что возвращается домой только под утро, не встречая упреков и возражений мужа. Отныне Анна тратит деньги Модеста Алексеича без стеснения, как свои собственные.
Наконец, тщеславный чиновник на Пасху получает из рук его сиятельства заветную награду и слышит ту же фразу про «трех Анн – одну в петлице и двух на шее. Модест Алексеич пытается скаламбурить, отвечая, что теперь следует ожидать на свет маленького Владимира, намекая на орден Владимира IV степени, но начальник его шутку игнорирует.
Петр Леонтьич спивается окончательно, за долги отдана семейная фисгармония. Когда бедный мужчина видит Анну, проезжающую мимо на тройке, приподнимает цилиндр и собирается что-то выкрикнуть, сыновья подхватывают его под руки и уговаривают не делать этого.
Чехов «Анна на шее» очень краткое содержание
Краткое содержание «Анна на шее» для читательского дневника:
Молодая, симпатичная девушка выходит замуж за богатого мужчину, который ей годится в отцы. Ее социальное положение очень тяжелое. Она еще в детстве осталась без матери, отец пьет, бедные братья ходят без обуви. Супруг оказывается очень жадным, ничего ей не покупает и денег не дает.
На рождественский бал он делает исключение и покупает ей вечернее платье. Анна выглядит потрясающе, затмевает всех дам вокруг. Даже Его сиятельство остается не равнодушным к прекрасной леди. Этот вечер раз и навсегда изменил жизнь девушки. Теперь она не боится мужа и смело ему отвечает. Она ходит на прогулки, вечера. Счета оплачивает ее муж.
Произведение учит, что не нужно отрекаться от своих родных, стыдится их социального положения, внешности. А наоборот, в трудную минуту протягивать руку помощи.
На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Детвора» Чехов. Здесь показан колорит игры со всеми её смешными названиями выпавших цифр, со всеми недоразумениями.
Комментарии к роману «Анна на шее»
1. Лирическая история о жизни обычных людей
Чехов в своем романе «Анна на шее» описывает жизнь обычных людей, их быт, проблемы и страдания. Он создает красочные характеристики своих героев, которые часто кажутся нам знакомыми и близкими. Именно поэтому, роман вызывает у читателей сильные эмоции и позволяет им проникнуться судьбами героев.
2. Критика социальных неравенств
Чехов в своем романе также критикует социальные неравенства и бесправное положение женщин в обществе. Главная героиня, Анна, попадает в зависимость от своего любовника, который даже не хочет оставаться с ней наедине. Чехов мастерски описывает страдания Анны и ее безвыходное положение, которое вызывает сочувствие и понимание у читателей.
3. Сложность моральных вопросов
Чехов в своем романе задает сложные моральные вопросы, которые заставляют читателей задуматься. Он показывает, что даже обычные люди могут делать ошибки и попадать в трудные ситуации. Роман вызывает у читателей размышления о том, как правильно поступать в сложных жизненных ситуациях и как избегать ошибок, которые могут привести к серьезным последствиям.
4. Художественное достоинство романа
«Анна на шее» — это произведение высокого художественного уровня, которое было создано одним из величайших русских писателей. Чехов мастерски создает образы героев и описывает их переживания, вызывая у читателей сильные эмоции и позволяя им проникнуться историей. Роман стал не только красочным описанием жизни обычных людей, но и ценным историческим документом, отражающим социальные и моральные проблемы российского общества конца XIX века.
Анализ рассказа
В лице главной героини видна резкая перемена личностных качеств после понимания своей социальной значимости. Изначально Анна кажется читателю тонкой натурой, которая обладает чувствами сострадания, нравственности и любви к своей семье. Но возвышение человека в аристократических кругах пробуждает в Анне скрытые пороки в лице корысти, гордыни и пренебрежения своими родными.
Глубина рассказа и его суть полностью раскрываются в кульминации. Автор дает четко понять читателю, что Анна – ветреная особа, для которой смысл жизни заключается в дорогих нарядах, пышных балах и влиятельном окружении в лице расточительных богачей.
ШколеNET
В середине 80-х годов XIX века в творчестве Чехова происходит перелом. В пестрой толпе «толстых» и «тонких», «хамелеонов», «унтеров Пришибеевых» появляются новые лица — молчаливых, бедно одетых, нечиновных, страдающих людей. Гувернантка, живущая в «чужих людях», полностью зависимая от своих хозяев («Размазня»), худенькая Анюта, «очень бледная, с кроткими серыми глазами» («Анюта»), извозчик Иона, оставшийся наедине со своим горем — неизбывным, ни с кем не разделенным («Тоска»), Эти герои человечны, их страдания неподдельны, и рассказ о них требует уже иного тона. Тут своеобразный переход писателя от юмора к «серьезу». С каждым годом их все больше в произведениях Чехова — людей простых, зависимых, угнетенных. Тихие и незаметные, они сначала совсем теряются в толпе. Молча живут и молча страдают. Каждый — наедине со своей бедой. Но постепенно закрадывается в их сознание мысль, что жизнь несправедлива к ним, оттесняя их на задний план и отводя заранее каждому из них маленькое место, за пределы которого выходить не дозволено. Перекликаются между собой чеховский рассказ «Анюта» (1886) и картина Прянишникова «В мастерской художника» (1890). Героиня Чехова Анюта, молодая женщина с кроткими глазами, безропотно выполняет роль «наглядного пособия» для Клочкова, студента-медика, готовящегося к экзамену. «За все шесть-семь лет её шатания по меблированным комнатам, таких, как Клочков, знала она человек пять. Теперь все они уже покончали курсы, вышли в люди и, конечно, как порядочные люди, давно уже забыли её. Один из них живёт в Париже, два докторами, четвёртый художник, а пятый даже, говорят, уже профессор. Клочков — шестой… Скоро и этот кончит курс, выйдет в люди. Несомненно, будущее прекрасно, и из Клочкова, вероятно, выйдет большой человек, но настоящее совсем плохо: у Клочкова нет табаку, нет чаю, и сахару осталось четыре кусочка. Нужно как можно скорее оканчивать вышиванье, нести к заказчице и потом купить на полученный четвертак и чаю и табаку
» Она с такой любовью и самоотвержением заботится о Клочкове, настолько преисполнена сознанием важности его дела, что готова бесконечно стоять перед ним с прорисованными угольком на теле ребрами, не жалуясь на стужу дешевого меблированного номера, в котором они живут. «Клочков занялся выстукиванием и так погрузился в это занятие, что не заметил, как губы, нос и пальцы у Анюты посинели от холода
Анюта дрожала и боялась, что медик, заметив её дрожь, перестанет чертить углем и стучать и потом, пожалуй, дурно сдаст экзамен» . Но вот в номер заходит друг Клочкова, начинающий художник, и просит Анюту позировать ему для завершения картины. «Человек для искусства просит, а не для пустяков каких-нибудь» , — веско поддерживает друга Клочков. И Анюта покорно отправляется к художнику. Полотно Прянишникова — словно продолжение рассказа об Анюте, которая так же терпеливо позирует художнику в такой же холодной комнате и только на минуту осмеливается приблизиться к маленькой железной печурке, в которую художник торопливо, не выпуская палитры из рук, подкладывает дрова. Даже чеховская деталь — шерстяной платок, который набрасывает на обнаженные плечи Анюта, — сохранена у Прянишникова. более месяца назад
Анализ произведения Чехова «Анна на шее»
Впервые рассказ А. Чехова «Анна на шее» был издан в октябре 1895 г. в «Русских ведомостях». При подготовке рассказа к изданию А. Маркса Чехов разделил его на 2 главы, внес много поправок и исправлений, придав сатирические черты образам Модеста Алексеевича и «его сиятельства» и углубив характеристику Анны.
Жанр произведения — лирико-драматический рассказ в традициях критического реализма. Художественными особенностями новеллы являются наличие нескольких сюжетных линий, плавное развитие действия, намеченность схемы всей
жизни главных героев, парадоксальный поворот событий (обмен ролями главными героями), юмор в изображении характеров людей.
Ведущая тема рассказа — социальное неравенство и его влияние на характеры и судьбы людей. Чехов исследует истоки проблемы, раскрывает сущность мира «жертв и хищников» — мира человеческих взаимоотношений, построенных на власти денег.
Проблематика произведения необычайно широка. Автор высмеивает такие пороки, как обывательщина, пошлость, карьеризм. Однако главной проблемой, затронутой писателем, остается нравственная деградация человека. В рассказе Анна обретает долгожданный
успех, однако он оборачивается потерей духовных качеств — способности искренне любить и чувствовать. «Анна на шее» — история нравственного падения и оскудения человеческой души.
Чехов расчленяет сюжет рассказа на 2 главы, соответствующие этапам жизни героини — униженному положению Анны и ее вознесению. Композиционно обе главы схожи: вначале изображается в деталях единичное событие (свадьба, бал), затем следует описание отрезка жизни, определяемого этим событием. Кульминацией рассказа служит сцена бала, где Анна предвкушает «предчувствие счастья». Развязка рассказа — изменение отношения героини к семье и отцу. Новелла замкнута в кольцо: параллелизм первой и финальной сцен ярче показывает эгоизм героини и ее разрыв со своей семьей.
В «Анне на шее» ярко прослеживается характерный чеховский прием — двуплановость композиции. В рассказе выделены две сюжетные линии: Анны и Модеста Алексеевича.
Линия мужа Анны — погоня за карьерой, страсть к чинам и наградам. При этом Модест Алексеич использует молодую жену для продвижения по служебной лестнице. Эта линия описана в сатирических тонах. В судьбе главной героини, раскрытой в грустно-ироничных тонах, выделены еще две линии — восходящая (внешний успех) и нисходящая (нравственное очерствение).
Обе линии главных персонажей завершаются исполнением желаний героев. При этом успех в обоих случаях достается дорогой ценой — утратой человеческого достоинства. Модест Алексеич получает орден, но попадает в полную зависимость от жены. Анна избавляется от униженности и страха перед мужем, попадает в шумный светский мир веселья и утех ценой загрубения души.
Большая часть образов в рассказе решена в нарочито условной манере, придавая рассказу комедийный эффект. Модест Алексеич — гротескный образ чиновника, чьи человеческие интересы давно заменены карьерными. Артынов, похожий на Мефистофеля, вообще бессловесен, только глядит на Анну. Братья героини, Андрюша и Петя, произносят одну фразу в начале и в конце рассказа ( «Не надо, папочка. «). При создании образов Чехов использует лейтмотив: так, у отца Анны во всех эпизодах — «жалкое, доброе, виноватое лицо».
Писатель дает глубокую психологическую характеристику только главной героине — Анне, показывая ее характер в развитии. При этом Чехов прибегает к антитезе. Если в начале рассказа душевное состоянии героини характеризуется словами «несчастна, виноватая», то во второй части новеллы звучат прилагательные «гордая, свободная, самоуверенная». На протяжении всей новеллы автор подчеркивает свойственные Ане легкомыслие и изменчивость настроения, ее эмоциональную нестабильность. Девушка попадает в высшее общество с восторженной неразборчивостью, беззаботно стремясь получить все радости жизни. Именно эти черты приводят к эволюции героини и отходу от своей семьи.
Особенности рассказа, написанного в художественном стиле, — обилие общелитературных мотивов, перенасыщенность нравственной лексикой, активное использование лейтмотива, антитезы.
Анализ сюжета
«Анна на шее» — это рассказ, в котором автор Чехов рассказывает о жизни простой семьи, которая оказалась в тяжелой жизненной ситуации. С сюжетом рассказа автор учит читателей жалеть других людей и помогать им.
Главными героями рассказа являются Слептугин и его жена Анна. Слептугин — это человек, у которого не очень стабильная профессия — он работает на железной дороге и может в любой момент остаться без работы. Его жена Анна, со стороны, пытается сделать все возможное, чтобы семья не оказалась на улице.
Ситуация осложняется с появлением нового главы станции, который, имея пристрастия к женщинам, начинает преследовать Анну. Женщина не может с этим справиться и прибегает к помощи своего мужа, но тот не может ей помочь. Однако, благодаря помощи одного из коллег Слептугина, преследование Анны прекращается.
В конце рассказа автор Чехов обращает внимание читателей на то, что люди должны быть взаимосвязаны и помогать друг другу. Он призывает нас не жить только ради себя, а думать о других людях и их проблемах
Сочинение про Анну
В своём рассказе «Анна на шее» Чехов представил читателям образ молодой девушки Анны, которая и является главной героиней.
Это была восемнадцатилетняя девушка, очень воспитанная, благоразумная и наделенная всеми культурными манерами. Она являла собой красивый, манящий образ. Её мама успела при жизни научить дочь многому. Она привила Анне чувство стиля, скоординировала её поведение подстать настоящей леди, дала возможность выучить французский язык, постичь танцевальное искусство, а также освоить игру на рояле.
Проживает Анна с папой Петром Леонтьичем и двумя маленькими братьями Петром и Андреем. Не так давно эта семья потеряла свою маму и отец, культурный человек, преподаватель гимназии не справившись с горестной утратой начал пить. Несчастная Анна была вынуждена одна обеспечивать уход за отцом и братьями. Она постоянно нуждалась в деньгах и не знала, где их взять. Такое тяжелое положение привело её к мысли выйти замуж за богатого, не молодого человека ради денег. Им оказался Модест Алексеич пятидесятидвухлетний чиновник. Анна принесла себя в жертву ради спасения семьи, она надеялась, что выйдя замуж за этого мужчину она сможет обеспечить жизнь отца и братьев. Весь вид Модеста Алексеича вселял в Анну полное отвращение. Первые годы брака Анна была полна страданий, грусти и уныния. Её надежда на обеспечение семьи не сбывалась, Модест Алексеич не собирался помогать её родственникам, а просить она стеснялась.
Все внезапно изменилось после посещения балла, организованного в честь благотворительности. На этом мероприятии Анне удалось покорить своей красотой всех мужчин, она была просто королевой
Модесту Алексеичу пораженному таким вниманием к своей жене со стороны других мужчин приходит осознание того, что его жена невероятная красавица, может даже одна на весь город. После такого вечера престарелый чиновник уже не прочь выполнить любую прихоть своей молодой супруги
У Анна появляется долгожданная возможность пользоваться деньгами богатого человека. С каждым днем ей требуется все более значительная сумма на развлечения. Анна впервые за все годы начинает жить в свое удовольствие. Ощутив полный вкус жизни, она уже ни во что не ставит своего мужа. Забываясь в потоке веселья она совсем забывает и про свою семью, в которой отец с её братьями еле сводят концы с концами.
Своим рассказом Чехов приводит яркий пример того, как деньги способны испортить даже самого чистого человека.
Глава 2
В канун Рождества, перед балом, Модест раскошелился на сто рублей для жены, но неспроста – нужно было купить такое платье, в котором девушка выглядела бы великолепно, и это нужно было для того, чтобы произвести впечатление на другую женщину — жену чиновника высшего ранга, чтобы Модест смог добиться повышения ранга.
У девушки получилось. Она пошла в мать, имела вкус, и ее одеяние вышло замечательным, да и сама она, явно имея в своем облике изрядно многое от матери, смотрелась в одеянии шикарно.
На рождественском балу девушка оказалась самой настоящей королевой – она много танцевала и получала от этого удовольствие, Анна даже забыла о муже. Ею восхищались практически все мужчины, ее одеяние и вид покорили сердца собравшихся. Кроме того, в обществе этих людей ее замужество не осуждалось, в нем это было в порядке вещей.
Девушка вдруг осознает, что она создана именно для такой жизни — в роскоши.
Ее на балу заметили все – и человек, от которого зависела работа Модеста, и многие другие, в том числе и богатый Артынов. Анна попала на благотворительный базар, где помогала дамам, среди которых была супруга его сиятельства.
После празднества приходит сначала Артынов, который ухаживал за Анной и до, и после бала, и целует ей руки, а потом — его сиятельство, который был очарован Анной. Он пришел и попросил разрешения приходить в гости почаще.
А Модест, муж Анны, стал выслуживаться перед женой и заискивать, ведь она стала признанной в обществе и добилась такой высоты. А девушке стало сложнее скрывать, что она ненавидит и презирает своего престарелого мужа – подхалима и скупердяя. Но сейчас она его уже не боялась, а управляла им.
Теперь же образ жизни девушки изменился в лучшую сторону – она живет в роскоши, сорит деньгами, мужа практически ни о чем не просит, разве что шлет ему записки и счета. К своему отцу и братьям она ходит теперь еще реже — она забывает о них, ведь теперь ей живется гораздо лучше — она катается на тройке с Артыновым и принимает участие в светских раутах. А Модест был награжден орденом Анны и шуткой от своего начальника — у Модеста теперь было три Анны – две на шее и одна в петлице. Однако он не горевал из-за этого, потому что его ждало новое повышение.
Анна на шее
«После венчания не было даже лёгкой закуски». 18-летняя девушка Аня вышла замуж за 52-летнего чиновника Модеста Алексеича. После свадьбы они едут в монастырь, на богомолье.
В поезде Модест Алексеич, улыбаясь, припоминает один случай: «Когда Косоротов получил орден св. Анны второй степени и пришёл благодарить, то Его сиятельство выразился так: „Значит, у вас теперь три Анны: одна в петлице, две на шее“. В то время к Косоротову только что вернулась его жена, особа сварливая и легкомысленная, которую звали Анной. Надеюсь, что когда я получу Анну второй степени, то его сиятельство не будет иметь повода сказать мне то же самое». А Аня думает о том, что хоть она и вышла замуж за богатого, «денег у неё все-таки не было, и, когда сегодня ее провожали отец и братья, она по их лицам видела, что у них не было ни копейки». После смерти матери, её отец (учитель чистописания и рисования в гимназии) Пётр Леонтьич запил, у Пети и Андрюши (младших братьев-гимназистов) не было даже сапог. «Но вот знакомые дамы засуетились и стали искать для Ани хорошего человека. Скоро нашёлся вот этот самый Модест Алексеич, не молодой и не красивый, но с деньгами».
Продолжение после рекламы:
Супруги стали жить на казённой квартире. Аня целыми днями играла на рояле, или плакала от скуки, или читала романы и модные журналы. Модест Алексеич за обедом говорил о политике, о назначениях и наградах, о том, что семейная жизнь есть не удовольствие, а долг. В обществе Модест Алексеич заставлял Аню подобострастно кланяться людям, имеющим высокие чины. Жадничал, когда Аня просила его что-либо купить ей. Когда Аня приходила навестить отца и братьев, то чувствовала, что они смущаются и не знают, как себя вести. Слабый и добрый отец Пётр Леонтьич по праздникам играл на старой фисгармонии и по-прежнему пил. А братья «Петя и Андрюша, худенькие, бледные мальчики с большими глазами, забирали у него графин и говорили растерянно: „Не надо, папочка… Довольно, папочка…“»
С деньгами у Ани после замужества стало ещё хуже. Только раз Пётр Леонтьич попросил у Аниного мужа 50 рублей. Модест Алексеич денег дал, но пригрозил, что в последний раз, т. к. Пётр Леонтьич пьёт, а это постыдно. И братья, приходившие к Ане в гости, тоже должны были выслушивать наставления Аниного мужа: «Каждый человек должен иметь свои обязанности!» Денег Модест Алексеич не давал, но зато он дарил Ане драгоценности, говоря, что эти вещи хорошо иметь про чёрный день. И часто проверял: все ли вещи целы.
Брифли существует благодаря рекламе:
Задолго до рождества Модест Алексеич стал готовить Аню к традиционному зимнему балу и даже дал ей 100 рублей на платье.
Наступило время бала. Аня блистала, очаровывала даже самых равнодушных мужчин. Аню заметил даже сам Его сиятельство и пригласил её вести благотворительный базар. Вещи из Аниных рук расходились нарасхват. «Подошёл Артынов, богач. Не отрывая глаз от Ани, он выпил бокал шампанского и заплатил сто рублей, потом выпил чаю и дал ещё сто». Аня «поняла, что она создана исключительно для этой шумной, блестящей, смеющейся жизни с музыкой, танцами, поклонниками». Своего отца она начала стесняться: «ей уже было стыдно, что у неё такой бедный, такой обыкновенный отец».
На следующий день к Ане приехал Артынов с визитом, а затем — Его сиятельство. Когда пришёл её муж, Модест Алексеич, то «перед ней также стоял он теперь с тем же холопски-почтительным выражением, какое она привыкла видеть у него в присутствии сильных и знатных. И с восторгом, уже уверенная, что ей за это ничего не будет, она сказала, отчётливо выговаривая каждое слово: „Подите прочь, болван!“»
После этого у Ани не было уже ни одного свободного дня, так как она принимала участие то в пикнике, то в прогулке, то в спектакле. Возвращалась она домой каждый день под утро. Денег нужно было очень много, но она только посылала мужу счета или записки: «немедленно уплатить 100 р.»
Продолжение после рекламы:
На Пасхе Модест Алексеич получил Анну второй степени. Его сиятельство сказал на это: «Значит, у вас теперь три Анны: одна в петлице, две на шее». Модест Алексеич ответил: «Теперь остаётся ожидать появления на свет маленького Владимира. Осмелюсь просить ваше сиятельство в восприемники». Он намекал на Владимира IV степени и уже воображал, как он будет всюду рассказывать об этом своём каламбуре.
А Аня каталась на тройках, ездила с Артыновым на охоту и всё реже бывала у отца и братьев. Петр Леонтьич запивал сильнее прежнего, денег не было, и фисгармонию давно уже продали за долг. И когда во время прогулок им встречалась Аня на тройке с Артыновым, «Петр Леонтьич снимал цилиндр и собирался что-то крикнуть, а Петя и Андрюша брали его под руки и говорили умоляюще: „Не надо, папочка… Будет, папочка…“»
Танцы, участие в благотворительном вечере
Высокий офицер пригласил Анну на вальс, и она согласилась, отлетев от супруга. Ей казалось, что она плывёт в сильную бурю на парусной лодке, а муж остался далеко на берегу. Девушка страстно танцевала, мешая русский с французским, задыхаясь от волнения и смеясь. Внезапно к ней подошёл отец. Он протянул ей пачку денег и сказал, что хочет отдать долг её мужу. В этот миг девушку подхватил кто-то из мужчин, и она снова унеслась в танце. Кружась с кавалером, Анна думала, что её отец невероятно мил, когда не пьёт.
Обезумевшая от восторга публика аплодировала девушке. Вдруг она увидела, что к ней идёт его сиятельство. Оказалось, что его супруга уже ждёт Анну с каким-то поручением для неё. Это была дама преклонных лет с огромной нижней частью лица. Казалось, что у женщины во рту большой камень. Она сказала, что все хорошенькие девушки работают у них на благотворительном базаре, и попросила Анну помочь ей в этом. Девушка заняла место у самовара с чашками. Тут же началась бойкая торговля.
Анюта зазывала покупателей и за деньги угощала их чаем. Она была уверена в собственной неотразимости, поэтому щедро раздавала улыбки. Девушка уже осознала, что создана для жизни, где много поклонников, веселья и музыки. Теперь она уже ничего не боялась. Ей лишь было жаль, что рядом нет матери, которая бы непременно порадовалась успехам своей дочери.
Когда бледный отец подошёл к Анне и попросил рюмку коньяку, она покраснела, ожидая, что родитель её опозорит, но он выпил и быстро ушёл. Бал завершился, и усталые благотворительницы отдали выручку. Анну отвели в комнату, где был сервирован стол для всех участниц этого мероприятия. Когда полная впечатлений девушка возвращалась домой, было уже светло. Она разделась и тут же уснула.
На следующий день к ней приехал его сиятельство, чтобы поблагодарить за участие в благотворительном вечере. Когда в комнату вошёл супруг, Анюта уже его не боялась. Она сказала, чтобы он отправлялся прочь.
Своё произведение «Анна на шее» Чехов писал достаточно долго. В нём писатель затронул такие темы, как противостояние между бедностью и богатством, неактуальность развития внутреннего мира. Проблема семьи стоит в произведении отдельно. Жизни главных героев представляются линиями, лёгшими одна на другую. Если нужно быстро прочесть рассказ, лучше всего изучить версию, где кратко описан сюжет.
Невесёлая жизнь в браке
В монастыре молодые пробыли пару дней, потом они возвратились в город и поселились на казённой квартире. Когда муж уходил на службу, жена читала модный журнал, играла на рояле или позволяла себе поплакать от скуки. За обедом мужчина разглагольствовал о политической жизни, переводах, наградах. Слушая его, девушка боялась есть и всегда уходила голодной.
После трапезы Модест Алексеич спал, издавая жуткий храп. В это время Аня уходила к отцу и братьям. Родные смотрели на неё так, будто только что обсуждали её положение. Шуршащий наряд и дорогие браслеты стесняли их. Они не знали, о чём с ней разговаривать, но по-прежнему искренне любили.
Она садилась к ним за стол и ела жареную картошку, щи, кашу. Отец наливал дрожащей рукой алкоголь и быстро выпивал. Потом следовала вторая, третья рюмка… Братья уговаривали его больше не пить, но он от них отмахивался. После обеда отец долго стоял перед зеркалом, причёсывая волосы, завязывая галстук и прыскаясь одеколоном. После он надевал цилиндр, перчатки и отправлялся на частные уроки. В праздничный день мужчина оставался дома и играл на фисгармонии.
По вечерам Анин супруг играл в карты вместе с сослуживцами, проживающими с ним под одной крышей. Во время подобных развлечений сходились жёны чиновников. Грубые, уродливые, безвкусно одетые женщины с упоением сплетничали.
Иногда старик ходил с молодой женой в театр. Во время перерывов он не отпускал Анну от себя ни на шаг. Когда они проходили мимо буфета, девушка мечтала съесть яблочное пирожное или полакомиться шоколадкой. Однако у неё не было денег, а попросить супруга было неловко.
Девушка злилась на себя за то, что престарелый чиновник обвёл её вокруг пальца. Она вышла за него исключительно из-за денег, только средств после замужества у неё стало ещё меньше. Раньше хоть отец помогал, а теперь Анюта была без копейки. Она не могла втайне взять деньги у супруга, потому что боялась его.
Однажды отец девушки попросил у Модеста Алексеича пятьдесят рублей. Чиновник согласился дать денег взаймы, однако предупредил, что больше не будет помогать, пока мужчина не бросит пить.