Американская трагедия

«американская трагедия» — краткое содержание романа теодора драйзера

Американская трагедия: краткое содержание романа Т. Драйзера

Роман «Американская трагедия» Теодора Драйзера – это классическая история о бедном мальчике из провинции Америки, который мечтает о богатстве и достатке. Главный герой Клайд Гриффитс приезжает в Чикаго и начинает работать в фабрике, где он знакомится с богатой и привлекательной девушкой по имени Сандра Финчли. Клайд начинает встречаться с ней, но когда узнает, что она женщина, оставляет ее и начинает вести роман с молодой работницей, Робертой Олден.

Однажды Клайд и Роберта решают отправиться в поход на озеро. Там происходит трагедия – они теряют лодку, и Роберта выплывает на поверхность мертвой. Клайд не вызывает спасателей, а пытается скрыть преступление. Однако его преступление раскрывается, и он оказывается на скамье подсудимых. Несмотря на попытки адвоката оправдать его, Клайд признается в содеянном и казнен.

  • Первая часть. В первой части книги описывается детство и юность Клайда в городке Канеда. Он живет в бедной семье и мечтает о богатстве. В один из дней он устраивается на работу в фабрику в Чикаго и знакомится с богатой Сандой Финчли. Они начинают роман, но когда Клайд узнает, что она уже не разведена, он бросает ее и начинает встречаться с Робертой Олден.
  • Вторая часть. Клайд и Роберта отправляются в поход на озеро, где происходит трагическое событие. Клайд решает скрыть свою вину и не вызывает спасателей. Потом он возвращается в Чикаго, но позже его задерживают, и он становится подсудимым в суде.
  • Третья часть. В третьей части книги описывается судебный процесс и признание Клайда в содеянном. Адвокат пытается оправдать его, но Клайд признается в убийстве Роберты и в конце концов был казнен.
Главные персонажи
Персонаж Описание
Клайд Гриффитс Главный герой романа, бедный мальчик из провинции, который мечтает о богатстве и успехе.
Сандра Финчли Богатая девушка, в которую влюбляется Клайд. Она женщина, но занимается своим бизнесом и нуждается в мужском компаньоне.
Роберта Олден Молодая работница, которая занимает место Сандры в сердце Клайда и становится его любовницей.

Финальные события и развязка в главе 8 «Американской трагедии»

Главный герой на грани своего выбора

Восьмая глава романа «Американская трагедия» становится для главного героя Клайда Гриффитса рубежной. Он оказывается перед трудным выбором, который может определить его дальнейшую судьбу. Герой сталкивается с выбором между своими эгоистическими желаниями и высшими нравственными ценностями.

Клайда находит своего мессенджера

Клайда Гриффитс встречает Маурин Уитмен, которая станет ключевой фигурой в его жизни. Она становится мессенджером судьбы, приносящей ему потенциальное спасение, но при этом является источником нестабильности и дополнительных проблем в его жизни.

Роковой вечеринка

На роковой вечеринке Клайда узнает о беременности своей возлюбленной Сандры. Это становится краеугольным камнем в его решении о том, какую жизнь он выберет в будущем. Он понимает, что его преступление может привести к смерти невинной жертвы и разрушить его прекрасную, на первый взгляд, жизнь.

Трагический финал

Финальные главы романа «Американская трагедия» носят трагический характер. Они обречены на неизбежность и герой, несмотря на все свои попытки избежать наказания за преступление, которое он совершил, не может изменить свою судьбу. История главного героя заканчивается трагически, подчеркиваются жестокость судьбы и бессильность человека перед ней.

Вторая часть

Фото: azbukivedia.ru

Клайд переезжает в Чикаго, где на протяжении трех лет живет под вымышленным именем. Там он встречает своего дядю, который длительное время не поддерживал отношения с родным братом (отцом Гриффитса).

Дядя оказывается довольно богат, и владеет фабрикой. Он соглашается дать работу Клайду с условием, что тот переезжает в небольшой город Ликург. В семье его принимают холодно.

Первая должность Гриффитса на фабрике – это низкооплачиваемая работа в декоративном цеху. Однако вскоре его повышают до начальника штамповочного отдела. Его предупреждают, что с работницами женского пола нужна вести себя достойно и благонравно.

Вскоре Клайд знакомиться с работницей Робертой Олден, и молодые люди влюбляются. Парень склоняет девушку к половой связи, и она поддается на это из боязни потерять парня.

Затем он составляет для себя список девушек на фабрике, которые не особо обременены нравственностью. Однако знакомство с дочерью фабриканта Сондрой Финчли вводит его в общество «золотой молодежи».

Шаг за шагом в голове Клайда вырисовывается план, в соответствии с которым он должен влюбить в себя Сондру. У него с течением времени это получается.

Роберта сообщает Клайду о своей беременности, и тот направляет ее на подпольный аборт, но врачи отказываются проводить операцию. Девушка угрожает предать огласке их связь, и добивается обещания жениться на ней.

Фото: lamorguefiles.blogspot.com

Шанс для преступника

Надо сказать, что и литературному Клайду Грифитсу автор оставил шанс. Если разбираться детально, то ситуацию можно трактовать и в пользу героя романа: «Он рванулся с такой силой, что не только ударил Роберту по губам, носу и подбородку фотографическим аппаратом (бессознательно он всё ещё сжимал его в руках), но и отбросил её в сторону <�…> Клайд вскочил и сделал движение к ней, отчасти затем, чтобы помочь ей, поддержать, отчасти чтобы просить прощения за нечаянный удар, и этим движением окончательно перевернул лодку: и Роберта и Клайд внезапно очутились в воде. Опрокидываясь, лодка левым бортом ударила Роберту по голове».

Известный адвокат Кларенс Дэрроу, выступавший в качестве защитника на многих известных процессах (в том числе на «Обезьяньем»), полагал, что вину Клайда однозначно определить невозможно.


Кларенс Дэрроу. (wikipedia.org)

И сегодня этот случай рассматривается в американских юридических школах как сложный, однако для Драйзера было важно другое. Он писал, что все поступки Джилетта (а значит, и Клайда Грифитса), не считая собственно убийства, полностью вписывались в американскую мораль того времени, и по сути, он был добропорядочным гражданином, который просто искал способ добиться престижного положения

Цели своей он не достиг, но и случай его был далеко не единичным.

«Не так» Суд над Честером Джилеттом, прототипом главного героя «Американской трагедии» Т. Драйзера, 1907

Переезд в Чикаго и знакомство с богатыми людьми

Главный герой романа, Амберсон приехал в Чикаго из маленького городка в поисках лучшей жизни. Он знакомится с ключевыми участниками американского общества, в основном богатыми и влиятельными людьми, что позволяет ему влиться в элиту и подняться по социальной лестнице.

Амберсон заключает знакомства с молодыми и красивыми девушками, которые, как он думает, могут ему помочь в его карьере. Однако, он также замечает, что эта элита живет по-другому, чем простые люди, и совершенно не задумывается о трудностях, которые им приходится пройти в жизни.

У Амберсона начинают появляться знакомства с членами богатых родов, и они рассказывают ему о своих проблемах и о том, как они с этим справляются. Амберсон понимает, что для них деньги не проблема, а проблема в том, что они не могут сделать свою жизнь идеальной.

С переездом в Чикаго Амберсон начинает понимать, что ему не хватает социальной позиции, чтобы достигнуть своих целей. Он хочет стать богатым и влиятельным, чтобы те, кто на него смотрят свысока, уважали его и восхищались им. Он видит, как богатые люди деньги не просто тратят на вещи, но и используют их для того, чтобы поднять свою социальную позицию и уважение в обществе.

Чикаго. «Город ветров»

Клайд переезжал с места на место в поисках хорошей работы и новых связей. Мужчина побывал в Сент-Луисе, Пеории, Милуоки, но ни один из городов не казался ему перспективным. Следующим важным якорем Грифитса стал Чикаго. Герой изменил имя, часто менял работу из боязни преследования за совершенное преступление.

Но однажды удача все уже улыбнулась ему. Клайд встретил бывшего коллегу, и по старой дружбе тот даже помог ему устроиться рассыльным в «Большом Северном», а затем и в «Юнион-клубе», в котором позже мужчина увидел своего дядю — Сэмюэла Грифитса, владельца фабрики воротничков в Ликурге. Молодой человек попросил своего богатого родственника устроить его на работу, и тот согласился.

Чикаго — третий по численности населения город в США, расположенный на юго-западном побережье озера Мичиган в штате Иллинойс. В 1674 году на этом месте французским иезуитом Жаком Маркеттом был основан миссионерский пост. А Чикаго появился на карте лишь в 1833-м как посёлок с населением 350 человек. В 1837 году он получил статус города, а уже в 1840-м население превысило 4 тыс. человек.


Чикаго в 1920-е. (Wikipedia.org)

После 1848 года, когда силами ирландских эмигрантов был прорыт канал Иллинойс-Мичиган, связавший Великие Озера с рекой Миссисипи, в Чикаго начался экономический бум. Вскоре к городу подвели железную дорогу, появилось телеграфное сообщение, полноценная система городской канализации и первая в мире торговая биржа. Развитие железных дорог и изобретения в области сельского хозяйства быстро превращали богатую прерию центрального Иллинойса в один из самых производительных и ценных сельскохозяйственных районов в мире. В 1869 году Чикаго стал центром железнодорожных сообщений между Западным и Восточным побережьями США.

8 октября 1871 года случился знаменитый Великий Чикагский пожар, который уничтожил 34 квартала и 18 тыс. зданий. Треть населения осталась без крыши над головой. Чикаго пришлось полностью отстраиваться. За первые десять лет после пожара были восстановлены Торговая биржа, Меновая биржа, здание финансового управления города. В 1885-м в Чикаго был построен первый в мире 10-этажный небоскреб «The Home Insurance Building». К началу 20 века население города выросло более чем в 6 раз.

Рост промышленности привлек в Чикаго иммигрантов — не только европейцев, но и афроамериканцев с сельского юга. Уже к 1900-му численность населения города увеличилась до 1,7 млн человек. Все чаще происходили конфликты на расовой почве, росла социальная напряженность. 1920-е отмечены гангстерским разгулом.

Значение названия города связано с ветром. В 1893 году Чарльз Дан — журналист «Нью-Йорк Сан» — назвал Чикаго ветреным из-за пустых обещаний политиков, манипулировавших общественным мнением.


Улицы Чикаго. (Wikipedia.org)

В Чикаго Клайду Грифитсу везло на полезные знакомства и встречи: бывший коллега Ретерер, благодаря которому герой устраивается на работу в «Юнион-клуб» рассыльным, дядя Сэмюэл Грифитс, предлагающий поехать с ним в Ликург, чтобы работать на его фабрике. Люди, встречающиеся на пути Клайда, указывали ему на новые возможности, но тем самым не давали закрепиться на одном месте. И 20-летний Грифитс, за неимением таких качеств, как упорство, ответственность и мужество, бежал за каждым журавлём, пролетающим в небе.

По совету дяди, Клайд отправился в неизвестный ему Ликург.

Значение и смысл

«Американская трагедия», анализ которой занимает литературоведов уже несколько десятилетий, отображает историко-общественные противоречия США начала прошлого века. Такую реальность сложно понять изнутри, но можно прочувствовать, представив себя на месте главного героя. Реализм автора ценится, благодаря близости к документалистике. Её сплетение с художественной классической литературой стало изюминкой «Американской трагедии», герои и характеры которой показаны максимально достоверно.

Драйзер не приукрашивал события, происходившие в стране, противопоставляя свой роман писателям, рассказывающим в то время невероятные истории любви, которые якобы могли сделать человека из низших слоёв уважаемой в обществе персоной.

Сюжет «Американской трагедии» говорит о том, что эта история опровергает американскую мечту, которая способна затмить совесть и разум как отдельного человека, так и целой эпохи. Тогдашнее искусство вбивало в головы, что любой может овладеть неземными богатствами, даже если он — выходец из самых низов общества. Драйзер же на страницах романа показывает, что подобное возможно, только если постоянно идти на сделки со своей совестью. Именно таким путём и решил пойти и Клайд Гриффитс, и он привёл парня к смерти и позору.

«Американская трагедия» Теодора Драйзера до сих пор популярна, есть несколько экранизаций романа. Одна из них сделана в СССР, и главную роль там исполнил известный актёр Гедиминас Сторпирштис. В этой же ленте сыграли такие легенды советского кино, как:

  • Региминтас Адомайтис.
  • Анна Алексахина.
  • Витаутас Шапранаускас.
  • Альгимантас Масюлис и пр.

Помимо этой, ещё несколько экранизаций были сделаны в США. Это фильмы:

  • «Восход солнца» (1927).
  • «Американская трагедия» (1931).
  • «Место под солнцем» (1951).

В декабре 2005 года в нью-йоркском театре «Метрополитен-опера» был представлена опера по роману. Книга известна во всём мире, её читают онлайн и в бумажном варианте, изучают в некоторых школах на уроках литературы и пишут по ней сочинения и аннотации, выделяют важные цитаты.

Отсылки к книге есть в творчестве многих музыкантов. Так, второй студийный альбом калифорнийской рэпкор-группы Hollywood Undead называется American Tragedy.

Вторая часть

Переехав в Чикаго, Клайд три года живёт там под вымышленным именем Гарри Тенета. Неожиданно он встречает своего дядю Сэмюэла. Тот владеет огромной фабрикой и уже много лет не поддерживает контактов с семьёй племянника. Предприниматель соглашается дать работу Клайду, но для этого тот должен будет переехать в город Ликург, штат Нью-Йорк, где проживает дядя.

Сначала его холодно встречает сын Сэмюэла — Гилберт. Сперва наследник даёт гостю низкооплачиваемую работу в декоративочном цеху. Клайд проживает в скучном, но дешёвом пансионе у миссис Каппи. У него появляется друг — продавец из отдела мужской одежды Уолтер Диллард. Этот легкомысленный и ветреный юноша знакомит Гриффитса с двумя девушками — Ритой Дикермен и Зеллой Шумэн. Первая сразу же стремится взять Клайда в оборот, что не нравится молодому человеку.

Вскоре Гриффитс знакомится с сотрудницей фабрики Робертой Олден. Молодые люди влюбляются друг в друга. Девушка, воспитанная в строгих правилах, сначала не решается вступить в половую связь с Клайдом. Однако он упорствует, и Роберта соглашается, опасаясь лишиться расположения и внимания Гриффитса.

Получив новую должность, Клайд переезжает в шикарный дом на Джефферсон-авеню. Обвыкшись, он выделяет на работе трёх сотрудниц, не слишком обременённых нравственностью:

  • Марту Бордалу.
  • Рузу Никофорич.
  • Флору Брандт.

Вскоре Клайд случайно знакомится с 17-летней дочерью другого городского фабриканта, Сондрой Финчли. Она вводит его в общество «золотой молодёжи» Ликурга. Постепенно девушка влюбляется в юношу. Она начинает размышлять о свадьбе, невзирая на своё несовершеннолетие и разницу в социальном статусе с избранником.

Как гром среди ясного неба, звучит известие от Роберты о том, что она беременна. Клайд уговаривает девушку совершить подпольный аборт, но никто из врачей, к которым она обращается, не соглашается сделать операцию. Роберта угрожает парню предать их связь огласке и благодаря этому добивается от нерешительного Гриффитса обещания жениться.

Гибель Роберты

Читая газету, Клайд узнаёт о трагическом происшествии, недавно случившемся в Массачусетсе: лодка, где плавала молодая возлюбленная пара, опрокинулась на озере. Труп девушки был обнаружен, а вот тело её спутника так и не нашли. Клайд помышляет о том, что примерно таким же образом он мог бы решить свои проблемы и с Робертой. Сперва юноша пытается гнать от себя такую преступную идею, но со временем понимает, что только так он сумеет гарантированно преодолеть препятствие, стоящее на пути к браку с Сондрой и роскошной жизни.

Гриффитс старательно продумывает план преступления, после чего приглашает Роберту поплавать на лодке. Вдвоём они прибывают на безлюдное озеро, где Клайд арендует судно. Парень выжидает время, когда он убил бы девушку, но в нужный момент впадает в оцепенение и не может совершить задуманное. Роберта решает пересесть поближе к возлюбленному, но, вставая, нарушает равновесие судна.

Клайд бьёт девушку фотоаппаратом, который был с собой, по голове. Впоследствии он не мог понять, сделал это намеренно или нет. Лодка переворачивается и молодые люди оказываются в воде. Гриффитс специально не вытаскивает девушку, несмотря на её возгласы и мольбы о помощи, и она тонет. Замаскировав убийство под несчастный случай, парень покидает место происшествия.

https://youtube.com/watch?v=wiWexmqt9R8

Глава 1. Детство и юность главного героя

Детство и семья главного героя

Главный герой романа «Американская трагедия» по имени Клайд Бертонс вырос в бедной семье. Его родители работали на ферме и едва сводили концы с концами. Клайд был младшим среди братьев и сестер, и всегда чувствовал себя второсортным в семье. Его мать была религиозной женщиной, которая исповедовала протестантизм, а отец же не был особенно религиозен.

Клайд очень любил свою мать, но отношения с отцом у него были напряженными. Отец постоянно критиковал его за то, что он мечтал о лучшей жизни и не хотел проводить все свое время на ферме. Клайд мечтал о большом городе, где он мог бы стать кем-то важным и успешным. Он часто фантазировал о том, как он станет богат и знаменит, и как его жизнь изменится к лучшему.

Юность и образование главного героя

Клайд провел свою юность на ферме, но всегда мечтал о более интересной жизни. Позже, когда он достиг шестнадцати лет, он устроился на работу в лучшей компании в городе Каннерон. Там он начал зарабатывать больше денег, чем когда-либо мечтал. Он получал неплохой заработок, работая в магазине, и мечтал о том, чтобы продвинуться в карьере. Он был трудолюбивым и упорным, и каждый день старался одеваться лучше, чем в прошлый день.

Позже, Клайд узнал, что его богатый кузен Джермейн Уитни живет в Чикаго. Он был приглашен в гости к кузену, и ему удалось попасть в богатые круги Чикаго. Там он увидел жизнь, о которой мечтал: вечеринки, модные костюмы, знакомства с влиятельными людьми.

История создания

Одним из поводов написать роман послужила новость в одной из местных газет. Молодой человек по имени Честер Джилетт, работающий на фабрике по изготовлению воротничков, был обвинён в убийстве своей девушки Грейс Браун.

Как и в произведении Честер приходился племянником владельца фабрики, а Грейс была родом из фермерской семьи. Согласно написанному в статье, сообщалось, что Честер и Грейс вместе катались на лодке по озеру, но по какой-то причине они оба утонули.

Лодку и погибшую девушку вскоре нашли, а мужского тела не обнаружили. Та же газета через время писала, что Честера видели в компании своих товарищей на вилле. Расследование показало, что Грейс была беременной и угрожала всё рассказать его дяде, если Джилетт на ней не женится.

Честер, как и Артур был признан виновным и казнён на электрическом стуле, год спустя. Реальная история обеспечила всеми необходимыми деталями для развития сюжета.

Писатель не стал менять факты, а лишь добавил художественные элементы, описывая внутренние переживания героев и предысторию жизни главного героя. Описываемое событие произошло в 1906 году. В то время Теодор работал репортёром и таких случаев знал немало. Он давно хотел написать на эту тему книгу.

Теодор Драйзер стремился собственным трудом выбиться в люди и такие происшествия не могли его не затронуть. Вырезки об убийствах близких людей ради денег положили начало обширному досье с подобными случаями. Опубликованный роман «Американская трагедия», был воспринят читателями на ура!

Светское общество

Пожалуй, ни одно произведение не описывает так подробно и правдиво жизнь в Соединенных Штатах 1920 годов как «Американская трагедия». Роман очень детально и вместе с тем эффектно описывает представителей высшего общества того времени. Сондра – воплощение золотой мечты для главного героя: она богата, молода, красива, избалована. Будучи гордой и самовлюбленной девушкой, она поначалу решила использовать Клайда для того, чтобы досадить одному из своих незадачливых ухажеров, однако постепенно легкомысленное заигрывание сменилось искренним чувством. Грифитс стал проводить с ней много времени и, наконец, понял, что у него есть все шансы жениться на ней и стать полноправным членом того самого высшего светского общества, к которому он так стремился. Но ситуация осложнилась из-за того, что его бывшая возлюбленная оказалась беременной и требовала жениться на ней, угрожая оглаской, которая бы лишила его шансов выбиться в люди.

Третья или заключительная

Расследованием гибели девушки занимается следователь из округа Катараки Фрейд Хейт и его 19-летний помощник Эрл Ньюком. В кармане Роберты они находят письмо к матери и берут показания у двух охотников, которые видели в лесу молодого человека.

Местный прокурор Орвил Мейсон, мечтающий о политической карьере, также подключается к расследованию. Он ставит в известность Тайтуса Олдена, отца Роберты, о трагической гибели его дочери. Мать убитой рассказывает прокурору о Клайде. Мейсон осматривает чемодан девушки, в котором находит подаренный Гриффитсом туалетный прибор с карточкой, подписанной юношей. В комнате парня проводят обыск, в ходе которого обнаруживают письма от погибшей невесты.

Клайд приезжает на дачу к своим друзьям Крэнстонам. Внешне он вполне спокоен, но в душе обеспокоен из-за совершённого злодеяния и боится разоблачения. В газете юноша читает о том, что тело девушки было найдено, и в панике сжигает костюм, в котором приезжал на озеро.

Узнав, что следствие разыскивает убийцу, Гриффитс сначала решает сам пойти в полицию и рассказать о происшествии в лодке, выставив всё, как несчастный случай. Поразмыслив получше, юноша понимает, что дело зашло слишком далеко и ему никто не поверит. Более того, из-за этого парень рискует навсегда потерять Сондру.

Задержание и суд над Клайдом

Вместе со своими новыми друзьями из «золотой молодёжи» и Сондрой он решает на неделю уехать отдохнуть на Медвежье озеро. В глухих лесах Гриффитс уже начинает размышлять о побеге и в этот момент его задерживает подручный шерифа Николас Краут. Это происходит прямо на глазах у товарищей. В участке Мейсон старается получить у юноши признание и угрожает отвести его к Сондре. Испугавшись, что девушка увидит его в качестве обвиняемого, Клайд рассказывает, что был с Робертой на озере, но добавляет, что она погибла случайно.

В городе становится известно, что преступник пойман. Местные жители даже стараются взглянуть на злодея. Гриффитс же продолжает упорно настаивать на своей невиновности. Водолазы осматривают дно озера и обнаруживают там фотоаппарат. Подробности убийства и выдержки из писем Роберты начинают публиковать газеты всей страны. Семейства Крэкстонов и Финчли в спешке покидают Ликург.

Сэмюэл решает помочь племяннику и просит своего адвоката Дарру Брукхарта разобраться в этом деле. Его помощник, Кетчумен, нанимает для Клайда юриста Элвина Белнепа, политического конкурента Мейсона. Он сразу же приходится Гриффитсу по душе, и тот рассказывает адвокату, как всё было в действительности. Рубен Джефсон, помощник Белнепа, не может до конца понять, виноват Клайд или нет, но придумывает оправдательную историю, которая выглядит достоверно.

На суде Мейсон мастерски изобличает Клайда в преступлении. Присяжные объявляют парня виноватым и приговаривают к смертной казни, а апелляция, деньги на которую мать юноши собрала с большим трудом, не приносит результата. Во время судебного процесса Гриффитсу доставляют письмо от Сондры, на котором не было подписи. Прочитав его, он понимает, что остался совсем один в мире и никто больше не поверит в его невиновность. Сам Клайд не может окончательно разобраться в себе и понять, на самом ли деле он убил Роберту. Роман завершается казнью Гриффитса на электрическом стуле.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: