Самые большие проливы атлантического океана

Глава 12 северное море. датские проливы. копенгаген. «последняя экспедиция «витязя»» | крепс  евгений  михайлович

Малый Бельт (500 м)

Под звание «самый узкий пролив в мире» вполне подходит Малый Бельт, который отделяет расположенные на востоке острова Эрё и Фюн от расположенного на западе полуострова Ютландия и острова Альс. Балтийское море через него соединяется с проливом Каттегат. Тянется Малый Бельт на 125 километров, меняя ширину от 500 метров до 28 километров, его фарватер имеет максимальную глубину 75 м, а минимальная равна 12 м. В особо суровые зимы в местах, где нет сильных течений, он замерзает.
Через него переброшена пара автомобильных мостов: старый и новый, по которым проложена международная трасса от Гамбурга через Копенгаген до Стокгольма, а также железнодорожный с тем же направлением. Новый мост имеет зимний подогрев, чтобы не допустить его обледенения. Кельтское слово «бельт» означает «море» или «вода». Такое название носят ещё два пролива, как и пролив Зунд соединяющие Каттегат с Балтийским морем. В южной части Малого Бельта достаточно глубокий фарватер шириной 7 км, но суда всё же редко им пользуются из-за наличия сильных течений и сложной навигации по извилистому проливу. Если военные суда третьих стран хотят пройти через этот пролив, необходимо за 8 дней уведомить об этом правительство Дании.

Дарданеллы (1,3 км)

Пролив Дарданеллы, называемый ещё Чанаккале, знаменит тем, что он разделяет Балканский полуостров, относящийся к Европе и полуостров Малая Азия, являющийся западной оконечностью Азии. Им соединены Эгейское и Мраморное моря. Древние греки называли его Геллеспонтом. Не удивительно, что этот пролив имеет важнейшее стратегическое значение, поскольку позволяет контролировать всё судоходство, ведущееся из акватории Чёрного моря в сторону Средиземного моря. Дарданеллы имеют длину 65 километров, а ширина его изменяется от 1,3 километра до 6 километров.
Пролив Дарданеллы вместе с проливом Босфор и небольшим Мраморным морем являет единую цепочку водного пространства, которое соединяет акватории Средиземного и Черного морей и одновременно являются естественной границей, разделяющей два континента – Европу и Азию, севернее Чёрного моря сливающиеся в единый материк Евразию. Турки называют его Чанаккале Богазы – по городу, находящемуся на его азиатском берегу.

Гидрометеорология пролива

Раньше пролив Дрейка считался частью Южного океана. Позже информация о проливе изменилась в XX столетии. Принадлежность пролива, зависимость от сил океана опять возродилась. Исследования показали существующие особенности в режимах циркуляции воздушных масс и воды, принадлежащие океанам.

Это единая система с названием «Антарктическое циркумполярное течение». Она соответствует движению воды по окружности вокруг ближайшего полюса. Течение пересекает все меридианы и образует материк, ставший «холодильником» планеты. Оно проносит через пролив Дрейка вокруг континента большой поток воды. Он превышает в 600 раз поток из реки Амазонка.

В зоне конвергенции или на границе Южного океана холодные воды Антарктики встречаются с более теплыми течениями и образуют реальную границу (она проходит на 53 градусе южной широты). Граница разделяет участки с разным составом воды, фауной, флорой, климатическими условиями.

Направление течений пролива Дрейка

Климат пролива Дрейка

Многолетние наблюдения показали, что климат в южных областях приближается к субантарктическому типу. Штормы образуются при резком увеличении скорости после прохода через узкую зону пролива. Ураганный ветер соответствует в это время уровню 12 баллов по шкале Бофорта. Волны поднимаются на высоту до 15 м.

Ветер совершает «кругосветное путешествие» по поверхности океана и, не встречая препятствий, набирает скорость и силу. Только одно узкое препятствие есть на его пути: пролив Дрейка. Кроме шторма здесь часто идут ливневые дожди, собирается густой туман. Солнце появляется редко.

Исторические события, связанные с проливом

Датский пролив славится не только своими природными красотами, но и важными историческими событиями

Сражение в Датском проливе

Во время Второй Мировой войны (1941 г.) в пределах русла состоялось крупное военно-морское сражение между Королевским флотом Великобритании и морскими силами Третьего Рейха. Английский линкор и крейсер «Худ» всеми силами пытались на деть пройти в Атлантические воды немецкому тяжелому крейсеру «Принц Ойген» и линкору «Бисмарк».

В результате сражения «Худ» был взорван, его экипаж практически весь погиб, потерпели серьезные потери и британские силы. Крейсеру «Бисмарку» все же удалось достичь вод Атлантики, но через несколько дней они был потоплен английскими военно-воздушными силами.

Сражение в Датском проливе между флотом Великобритании и морскими силами Третьего Рейха

Фареро-Исландский рубеж

Фареро-Исландский рубеж был «основан» властями США в 50-ых гг. во время так называемой «Холодной войны». Основная цель создания системы видеонаблюдение СОСУС стало обнаружение советских подводных лодок.  Однако с началом выпуска в СССР «тихих» подводных лодок, работа рубежа стала не столь эффективной. С 2000-ых гг. система СОСУС начала работать в автоматическом режиме, при этом часть многофункциональных станций законсервировали.

Босфор (700 м)

Он образует неразлучную пару с проливом Дарданеллы, а вместе с расположенным между ними Мраморным морем они разделяют Европу от Азии. Турки называют его Истанбул-Богазы, что означает Стамбульский пролив. Этот пролив соединяет Мраморное море с Чёрным и является единственным выходом из последнего в акваторию Средиземного моря (Через Мраморное море и Дарданеллы). Это очень оживлённая водная артерия, через которую постоянно снуют нефтяные танкеры, грузовые и пассажирские суда.
В далёком прошлом на месте Босфора была древняя долина реки. Теперь она затоплена морской водой. В Босфоре действуют два встречных течения: снизу идёт солёное в сторону Черного моря, а поверху поток из более пресной воды направлен к Мраморному морю. Солёное течение продолжается по впадине на дне Чёрного моря в виде явления, которое назвали подводной рекой. Сообщение между европейской и азиатской частями Турции поддерживается с помощью мостов и железнодорожного туннеля «Мармарай», проложенного под Босфором.
Босфор является важнейшим проливом для всех стран, которые имеют порты на побережье Чёрного моря, поскольку через него они могут направлять свои суда в Средиземное море и далее в Атлантический или Индийский океаны. В XVII веке Босфор несколько раз покрывался ледяным панцирем, поскольку это был «малый ледниковый период».

Малаккский пролив (15 км)

Малакский пролив отделяет остров Суматра от таиландской и малайской частей Малайского полуострова. Им соединено Южно-Китайское море, относящееся к Тихому океану, с Андаманским морем, являющимся частью Индийского океана. На южной оконечности пролива расположен порт Сингапур. Глубина Малаккского пролива не слишком велика, особенно ближе к Сингапуру. Назвали его так, возможно, в честь Малаккского султаната, который когда-то правил этим регионом. Есть и другая версия – его могли назвать в честь важнейшего в XVI-XVII столетиях порта Мелака, который ныне превратился в малазийский город Малакка. Это единственный морской пролив, где наблюдается активное отложение речного ила, хотя это и не вредит имеющемуся здесь интенсивному судоходству. В последние десятилетия у восточного берега Суматры, в акватории самого Малаккского пролива были найдены большие запасы нефти, а с началом её разработки экономическое значение пролива ещё больше возросло.

География

Расположение и геология

Восточно — Гренландское течение ( в правом верхнем углу изображения) проходит через Датском проливе, в результате чего в холодных водах Северного Ледовитого океана .

Датский пролив соединяет Гренландское море на севере с морем Ирмингера на юге, которое является прибрежным морем Атлантического океана . Его длина составляет около 600  км, а ширина в самой узкой части — 300  км ; его глубина в среднем 600  м . Он граничит с большим континентальным шельфом, простирающимся более чем на сотню километров от побережья Гренландии; на исландской стороне континентальный шельф останавливается всего в двадцати километрах от побережья.

Датский пролив открылся в период эоцена (от 56,0 до 33,9 миллиона лет назад), вызвав значительную циркуляцию океана в глубоких водах. Со временем глубина пролива увеличилась, превысив 600 метров с миоцена .

Океанские течения

Морской лед в проливе Дании представляет собой препятствие для судов , чтобы преодолеть. Фото февраля 2010 г.

Восточно — Гренландское течение пересекает пролив, неся холодные воды Северного Ледовитого океана на юг. Это течение приносит зимой лед, часто образуя очень плотный морской лед вдоль побережья Гренландии. Летом пролив обычно свободен ото льда, хотя Восточно-Гренландское течение круглый год несет тысячи айсбергов. Таким образом, пролив представляет собой барьер для входа судов в Атлантический океан. Эта циркуляция воды началась

Более слабое и более теплое течение , Ирмингер , пересекает пролив с севера на юг, недалеко от Исландии.

Флора и фауна

В проливе обитает несколько видов рыб, таких как треска , палтус , пикша , лосось и креветки . Есть также киты и тюлени . Пролив сыграл важную роль в миграционных перемещениях морской фауны из Атлантики в Арктику в эоцене .

Большой Бельт (11 км)

На востоке от пролива Большой Бельт находятся острова Зеландия и Лолланн, а на западе от него – острова Фюн и Лангеланн. Из трёх датских проливов, связывающих Балтийское море с Каттегатом, Большой Бельт является самым большим. Его фарватер имеет глубину более 20 метров, что сделало пролив важнейшим морским маршрутом к Балтике. Большой Бельт проходим даже для океанских судов, хотя последние несколько раз сталкивались возле моста. Международным водным путём пролив Большой Бельт стал после принятия Копенгагенской конвенции в 1857 году. Но его западная часть, расположенная между островами Спрого и Фюн, считается датскими территориальными водами и управляется этим государством.

Магелланов пролив (2,2 км)

Одним из самых длинных судоходных проливов мира стал Магелланов пролив, который разделяет южные земли материка Южная Америка и архипелага Огненная земля. Одновременно им соединены два самых больших океана – Тихий и Атлантический. Лишь восточная оконечность пролива принадлежит Аргентине, а остальные берега находятся под контролем Чили.
Магелланов пролив весьма живописен своими скалами и ледниками. Впервые по нему прошёл знаменитый португалец Фернан Магеллан в 1520 году во время первого в истории человечества кругосветного путешествия. Именно Магеллан нашёл то место, где встречаются два океана. На прохождение пролива ему понадобилось более месяца, зато он не потерял в этом опасном месте ни одного корабля, и долгое время оставался единственным счастливчиком, кому это удавалось. В ряде мест Магелланов пролив имеет небольшую ширину, это ещё усугубляют постоянные в этих местах штормы и ветры, коварные течения и острые подводные скалы, что делает навигацию по Магелланову проливу почти русской рулеткой.
Людям долгое время приходилось пользоваться недружелюбным Магеллановым проливом, пока не появилась гораздо более удобная альтернатива – Панамский канал. Но и в наше время довольно много судов огибают Южную Америку с юга.

Крупнейшие проливы Тихого океана

Название пролива

Какие водные бассейны соединяет

Длина пролива в километрах

Наименьшая ширина пролива в километрах

Наименьшая глубина на фарватере в метрах

Берингов

Соединяет Чукотское (Северный Ледовитый океан) и Берингово (океан Тихий) моря

96

86

36

Зондский

Соединяет Яванское море (океан Тихий) с Индийским океаном

130

26

56

Корейский

Соединяет Японское и Восточно-Китайское моря

324

180

73

Кука

Соединяет Тасманово море с Тихим океаном

107

22

97

Лаперуза

Соединяет Охотское и Японское моря, отделяет Сахалин от материка

94

43

27

Магелланов

Соединяет Атлантический и Тихий океаны

575

2,2

20

Макасарский

Сулавеси и Яванское моря

710

120

930

Малаккский

Соединяет Андаманское море (Индийский океан) и Южно-Китайское море (океан Тихий)

937

15

12

Сингапурский

Соединяет вместе с Малаккским проливом Андаманское и Южно-Китайское моря

114

12

22

Тайваньский

Соединяет Восточно-Китайское и Южно-Китайское моря

398

139

8,6

Татарский

Соединяет Охотское и Японское моря

663

40 (7,3)

8 (7,2)

Торресов

Соединяет Арафурское море (Индийский океан) и Коралловое море (океан Тихий)

74

150

7,4

Цугару или Сангарский

Соединяет Японское море и Тихий океан

102

18

110

Разумеется, этот список проливов можно дополнить, но все крупнейшие проливы мира в нем указаны.

Другие ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ФАКТЫ

Сингапурский пролив (12 км)

Этот пролив вместе с Малаккским проливом связывает Южно-Китайское море (Тихий океан) и Андаманское море (Индийский океан). Его северной границей является южное побережье Малаккского полуострова и острова Сингапур, а южной – архипелаг Риау. Сингапурский пролив ещё в VII веке был важным морским путём, а теперь стал международным. На нём находится Сингапур, входящий в 4 самых крупных портов мира. Главный морской путь для большинства судов, держащих путь из Тихого океана в Индийский, проходит мимо многочисленных островов Юго-Восточной Азии, а Сингапурский пролив стал одним из важнейших звеньев этого пути.
Великий морской путь в историческом плане имел не меньшее значение, чем, например, Великий шёлковый путь из Китая в Европу. В наше время Сингапурский пролив имеет международный статус, что означает, что он открыт для беспрепятственного прохода судов всех стран, то же касается и воздушных маршрутов над ним. Из-за слишком высокой интенсивности судоходства ловить здесь рыбу можно только ограниченно и в прибрежных водах, несмотря на то, что местные тропические воды достаточно богаты морскими ресурсами.

Экстремальное пересечение пролива Дрейка

Удивительно, что первое покорение пролива Дрейка проходило на весельной лодке мореплавателем из Англии (попытка ограбить местные колонии Испании). Дрейк покорял его на относительно большом (по тем временам) парусном корабле.

Шесть спортсменов их США, Шотландии, Испании, ЮАР повторили путешествие по проливу на весельной лодке за 13 дней. Опасную экспедицию сопровождала современная моторная яхта. Маршрут, похожий на гидродинамическую тубу и по сложности сравнимый с восхождением на Эверест, ежегодно осиливают любители экстремальных путешествий.

Новую страницу в истории океанских путешествии открыл Фёдор Конюхов. В мае 2019 года он совершил одиночный переход на весельной лодке через «неистовые пятидесятые» или смог увидеть «край земли». К проливу Дрейка он добрался за 154 дня, начав свой путь в порту Новой Зеландии Данидин. При этом он установил несколько мировых рекордов, в том числе и прошел самое большое расстояние в экстремальных водах пролива (11525 км).

Фёдор Конюхов прошел самое большое расстояние в экстремальных водах пролива

Для желающих проплыть по водам пролива, увидеть загадочные просторы Антарктики существует несколько экскурсий. Они сложные, но безопасные. Большим спросом у туристов пользуется путешествие вокруг мыса Горн на круизном корабле.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: