Малый бельт

Заливы атлантического океана: особенности, перечень основных, важнейшие проливы

Босфор (700 м)


Он образует неразлучную пару с проливом Дарданеллы, а вместе с расположенным между ними Мраморным морем они разделяют Европу от Азии. Турки называют его Истанбул-Богазы, что означает Стамбульский пролив. Этот пролив соединяет Мраморное море с Чёрным и является единственным выходом из последнего в акваторию Средиземного моря (Через Мраморное море и Дарданеллы). Это очень оживлённая водная артерия, через которую постоянно снуют нефтяные танкеры, грузовые и пассажирские суда.
В далёком прошлом на месте Босфора была древняя долина реки. Теперь она затоплена морской водой. В Босфоре действуют два встречных течения: снизу идёт солёное в сторону Черного моря, а поверху поток из более пресной воды направлен к Мраморному морю. Солёное течение продолжается по впадине на дне Чёрного моря в виде явления, которое назвали подводной рекой. Сообщение между европейской и азиатской частями Турции поддерживается с помощью мостов и железнодорожного туннеля «Мармарай», проложенного под Босфором.
Босфор является важнейшим проливом для всех стран, которые имеют порты на побережье Чёрного моря, поскольку через него они могут направлять свои суда в Средиземное море и далее в Атлантический или Индийский океаны. В XVII веке Босфор несколько раз покрывался ледяным панцирем, поскольку это был «малый ледниковый период».

Эресунн или Зунд (3,4 км)

Пролив Зунд или Эресунн разделяет остров Зеландия, принадлежащий Дании, от Скандинавского полуострова (Швеции). Он, как и другие датские проливы связывает Северное и Балтийское моря. Его длина составляет 70 километров, ширина колеблется от 3,4 до 24 км, а глубина фарватера всего 8 метров. На берегах Зунда стоят два больших города Мальмё и Копенгаген, которые связаны между собой Эресуннским мостом, включающим также тоннель.
Этот пролив появился 8000 лет назад после отступления ледника – освободившаяся от него Скандинавская плита стала крениться, опускаясь на юге и поднимаясь на севере. Тогда вода из Северного моря размыла узкий перешеек возле современного Эресунна, затопив низменные территории и сформировав Балтийское море. В зимний период, с октября по март здесь чаще всего происходят бури, но самые сильные штормы случаются в декабре. В феврале море здесь наиболее полноводное, а самый низкий его уровень наблюдается в январе либо апреле.

Магелланов пролив (2,2 км)

Одним из самых длинных судоходных проливов мира стал Магелланов пролив, который разделяет южные земли материка Южная Америка и архипелага Огненная земля. Одновременно им соединены два самых больших океана – Тихий и Атлантический. Лишь восточная оконечность пролива принадлежит Аргентине, а остальные берега находятся под контролем Чили.
Магелланов пролив весьма живописен своими скалами и ледниками. Впервые по нему прошёл знаменитый португалец Фернан Магеллан в 1520 году во время первого в истории человечества кругосветного путешествия. Именно Магеллан нашёл то место, где встречаются два океана. На прохождение пролива ему понадобилось более месяца, зато он не потерял в этом опасном месте ни одного корабля, и долгое время оставался единственным счастливчиком, кому это удавалось. В ряде мест Магелланов пролив имеет небольшую ширину, это ещё усугубляют постоянные в этих местах штормы и ветры, коварные течения и острые подводные скалы, что делает навигацию по Магелланову проливу почти русской рулеткой.
Людям долгое время приходилось пользоваться недружелюбным Магеллановым проливом, пока не появилась гораздо более удобная альтернатива – Панамский канал. Но и в наше время довольно много судов огибают Южную Америку с юга.

Пролив Шокальского (19 км)


Этот пролив расположен в Северном Ледовитом океане, где разделяет Северную землю (остров Большевик) от острова Октябрьской Революции. Он соединяет Карское море и море Лаптевых. Его назвали в честь картографа и географа Юлия Шокальского. Воды, в которых находится этот пролив, относятся к компетенции Красноярского края. Обрывистые берега пролива покрыты ледниками (Мушкетова, Карпинского, Университетский, Гротов, Семёнова-Тянь-Шаньского), от которых периодически откалываются айсберги. Большую часть года пролив скован льдами.

Проливом называется водное пространство, которое располагается таким образом, что разъединяет собой два участка суши и соединяет смежные водные бассейны (а также их части). Так, два океана – Атлантический и Тихий имеют своеобразную границу в виде самого широкого в мире пролива, который называется «проливом Дрейка». Где находится и каковы его размеры? Самый широкий в мире пролив, который выступает своего рода соединяющим элементом между двумя вышеуказанными океанами, с северной части ограничен Огненной Землей (архипелагом), а с южной – Южными Шотландскими островами. Наиболее узкая часть этого пролива равна 820-ти км, а наиболее широкая составляет 950 км. В глубину пролив Дрейка достигает 5249 метров (и это наибольшая точка глубины от поверхности воды). В этом самом широком в мире проливе расположен мыс Горн, который представляет собой крайнюю точку Южной Америки с южной стороны. Течение в данном водном пространстве, а вернее в его северной части, достигает скорости в 4 м/с.

Исторические факты открытия пролива Назван этот самый широкий в мире пролив в честь знаменитого мореплавателя Френсиса Дрейка, который к тому же был еще и пиратом. Однако довольно любопытен тот факт, что этот мореплаватель не является первооткрывателем этого места. Доплыть до пролива и совершить его открытие удалось испанцу Франсиску Осесу (в 1526г.). Но данное открытие прекрасного мореплавателя и капитана осталось незамеченным. Дрейк вошел в пролив спустя пятьдесят два года, когда отправился в свое знаменитое кругосветное путешествие 1577-1580 гг. По его планам, он должен был пройти через Магелланов пролив из Атлантического в Тихий океан. Однако планы мореплавателя несколько сбились, поскольку океан «порадовал» сильным штормом. В результате чего судно Дрейка выбросило к югу, где оно прошло именно через этот пролив, названный в дальнейшем именем Дрейка

Вот так сложились обстоятельства, из-за которых капитану удалось сделать важное открытие в географии и проложить новейший путь для совершения ярких и смелых морских путешествий.

Особенности погоды Издавна самый широкий в мире пролив отличался довольно неблагоприятными условиями погоды. Зачастую в этом водном пространстве наблюдаются невероятной силы штормы и дуют ужасные ветра, по скорости которые порой достигают 35-ти м/с

Ветер, дуя с огромной мощью, создает высочайшие волны, которые в высоту могут достигать не меньше 15-ти метров. Многие моряки отмечают, что оказаться в водах этого пролива – дело весьма опасное, но если удастся доплыть до назначенного места, то можно гордиться своим мужеством, отважным характером и смелостью.

Даже летом температура воды находится на одном пределе – плюс 6 градусов. Теплее вода не становится. Зимой в проливе присутствует множество плавучих льдов, айсберги можно даже видеть в летнее время. Штормы, которые поджидают мореплавателей в этом проливе, невозможно встретить ни на каких других водных участках мировых океанов. А морская болезнь не обходит в этом проливе стороной даже самых заядлых мореплавателей. Для моряков, которые смогли преодолеть довольно опасный пролив Дрейка, английской королевой Елизаветой I даже были утверждены своеобразные награды – она дарила смельчакам медную серьгу и предоставляла право посещать все рестораны мира совершенно бесплатно. Разнообразие птиц в районе пролива

Каждый моряк, который хотя бы раз проплывал через пролив Дрейка, отмечает, насколько много птиц сопровождает судно. Их здесь действительно великое множество в самых разных видах. Объяснение этому довольно простое – здесь проходит граница с Антарктикой, и идет смешивание холодных и теплых вод. В результате воды пролива богаты различными морскими живностями, которые являются главными продуктами в рационе буревестников, альбатросов, качурок, поморников и многих других птиц, обитающих в этой части света. А если у них есть еда, значит, и живут они здесь хорошо и привольно.

История

Доисторические поселения

Люди жили вокруг Малого Пояса в каменном веке , охотясь на зубров , северных оленей и другую дичь в долинах туннелей и лесах. Климатические и геологические изменения привели к появлению новых растений и животных в этом районе и сделали рыболовство во фьордах и соседних архипелагах важным источником пищи. Около 4000 г. до н.э. температура снова поднялась, и в этом районе была активна культура воронкообразных . В этом районе есть много археологических памятников, относящихся к культуре воронкообразных и других неолитических культур.

На протяжении бронзового века , железного века и эпохи викингов торговля с другими народами росла, а поселения становились больше и постояннее. В XIV веке города Колдинг и Вайле получили привилегии торговых городов, и сегодня они являются двумя крупнейшими городами региона.

Охота на морских свиней

Улов морской свиньи XIX века во фьорде Гамборг

Со средних веков до конца 19 века местные рыбаки также занимались охотой на морских свиней . Морские свиньи зимуют на датских водных путях, и рыбаки будут ждать в узких частях пояса и отгонять их на мелководье, где они будут зарезаны. Свиной жир, разновидность китового жира , широко использовался в качестве лампового масла, пока распространение электрического освещения не подорвало экономику охоты на морских свиней. Зимой 1854-55 гг. Было поймано 1742 морских свиньи, но в остальном улов большинства зим составлял около 700-800 особей. Охота на морских свиней регулировалась законами, датируемыми по крайней мере 1593 годом. Закон был отменен королевским постановлением 4 мая 1899 года, хотя дефицит во время Первой и Второй мировых войн привел к кратковременному возрождению охоты на морских свиней.

Современная эра

В 1801 году датский флот спустил на воду 22-пушечный военный корабль под названием Lilleblt для пролива. После 1807 Битва Копенгагена она была сдана в Британском Королевском флоте , где ее имя было англизировал на HMS Малый Бельт , и она приняла участие в печально известном тогда Малый Бельт дело в североамериканских водах. Позже Королевский флот присвоил название «Маленький пояс» другому кораблю , не имевшему датских предков.

Сторонники 19 — го века из объединения Германии выступают за учитывая Малый Бельт ( немецкий : Клейнер поясного ) в качестве северной границы Германии, и пояс упоминается в связи с этим в Эрнсте Mortiz Арндт «с Был IST де Deutschen Фатерлянд? (1813) и Deutschlandlied (1841), третья строфа которых является нынешним гимном Германии. Это отражает тот факт, что граница между Данией и Германией несколько раз менялась на протяжении веков, так что нынешняя датская область Южная Ютландия когда-то была частью герцогства Шлезвиг .

Маленький пояс исторически был важным судоходным каналом. В наши дни он популярен среди дайверов своими археологическими раскопками и затонувшими кораблями.

Босфор (700 м)

Он образует неразлучную пару с проливом Дарданеллы, а вместе с расположенным между ними Мраморным морем они разделяют Европу от Азии. Турки называют его Истанбул-Богазы, что означает Стамбульский пролив. Этот пролив соединяет Мраморное море с Чёрным и является единственным выходом из последнего в акваторию Средиземного моря (Через Мраморное море и Дарданеллы). Это очень оживлённая водная артерия, через которую постоянно снуют нефтяные танкеры, грузовые и пассажирские суда.
В далёком прошлом на месте Босфора была древняя долина реки. Теперь она затоплена морской водой. В Босфоре действуют два встречных течения: снизу идёт солёное в сторону Черного моря, а поверху поток из более пресной воды направлен к Мраморному морю. Солёное течение продолжается по впадине на дне Чёрного моря в виде явления, которое назвали подводной рекой. Сообщение между европейской и азиатской частями Турции поддерживается с помощью мостов и железнодорожного туннеля «Мармарай», проложенного под Босфором.
Босфор является важнейшим проливом для всех стран, которые имеют порты на побережье Чёрного моря, поскольку через него они могут направлять свои суда в Средиземное море и далее в Атлантический или Индийский океаны. В XVII веке Босфор несколько раз покрывался ледяным панцирем, поскольку это был «малый ледниковый период».

Босфор (700 м)


Он образует неразлучную пару с проливом Дарданеллы, а вместе с расположенным между ними Мраморным морем они разделяют Европу от Азии. Турки называют его Истанбул-Богазы, что означает Стамбульский пролив. Этот пролив соединяет Мраморное море с Чёрным и является единственным выходом из последнего в акваторию Средиземного моря (Через Мраморное море и Дарданеллы). Это очень оживлённая водная артерия, через которую постоянно снуют нефтяные танкеры, грузовые и пассажирские суда.
В далёком прошлом на месте Босфора была древняя долина реки. Теперь она затоплена морской водой. В Босфоре действуют два встречных течения: снизу идёт солёное в сторону Черного моря, а поверху поток из более пресной воды направлен к Мраморному морю. Солёное течение продолжается по впадине на дне Чёрного моря в виде явления, которое назвали подводной рекой. Сообщение между европейской и азиатской частями Турции поддерживается с помощью мостов и железнодорожного туннеля «Мармарай», проложенного под Босфором.
Босфор является важнейшим проливом для всех стран, которые имеют порты на побережье Чёрного моря, поскольку через него они могут направлять свои суда в Средиземное море и далее в Атлантический или Индийский океаны. В XVII веке Босфор несколько раз покрывался ледяным панцирем, поскольку это был «малый ледниковый период».

Маточкин Шар (600 м)

Этот пролив расположен между северным и южным островами Новой Земли и соединяет Карское и Баренцево моря. Это достаточно мелкий пролив (12 метров в среднем, максимальная глубина 120 м), имеющий несколько якорных стоянок, лучшая из которых расположена возле мыса Бараньего. Берега пролива высокие, кое-где обрывистые. Он имеет длину примерно 100 км. Большую часть года Маточкин Шар покрывают льды, а в остальное время навигация по нему возможна. В прошлом на его берегу располагались промысловые посёлки Столбовой и Маточкин Шар, но их уже давно не существует. Слово «шар» на финно-угорском означает «пролив», а эти острова поморы называют «маткой». А название пролив получил от реки Маточка, которая в него впадает.

Магелланов пролив (2,2 км)

Одним из самых длинных судоходных проливов мира стал Магелланов пролив, который разделяет южные земли материка Южная Америка и архипелага Огненная земля. Одновременно им соединены два самых больших океана – Тихий и Атлантический. Лишь восточная оконечность пролива принадлежит Аргентине, а остальные берега находятся под контролем Чили.
Магелланов пролив весьма живописен своими скалами и ледниками. Впервые по нему прошёл знаменитый португалец Фернан Магеллан в 1520 году во время первого в истории человечества кругосветного путешествия. Именно Магеллан нашёл то место, где встречаются два океана. На прохождение пролива ему понадобилось более месяца, зато он не потерял в этом опасном месте ни одного корабля, и долгое время оставался единственным счастливчиком, кому это удавалось. В ряде мест Магелланов пролив имеет небольшую ширину, это ещё усугубляют постоянные в этих местах штормы и ветры, коварные течения и острые подводные скалы, что делает навигацию по Магелланову проливу почти русской рулеткой.
Людям долгое время приходилось пользоваться недружелюбным Магеллановым проливом, пока не появилась гораздо более удобная альтернатива – Панамский канал. Но и в наше время довольно много судов огибают Южную Америку с юга.

Атлантический океан

Атлантический океан на карте

Это второй по величине океан на всём земном шаре. Его площадь составляет чуть более 106 миллионов квадратных километров, что составляет 22% от планетарной поверхности. Океан имеет форму, напоминающую букву S. Северная и Южная Америка, Африка и Европа имеют атлантическое побережье. К нему прилегает множество морей, которые и входят в его площадь. Океан сливается со всеми остальными океанами: с Северным Ледовитым на севере, на юго-востоке – с Индийским, на юго-западе – с Тихим, а на юге – с молодым Южным.

Средняя глубина Атлантического океана составляет более 3,9 километров. Впадина (голубая дыра), располагающийся неподалёку от Пуэрто-Рико, является самой глубокой точкой океана, глубиной 8605 метров. Воды Атлантики — самые солёные во всём Мировом океане.

Голубая дыра

Формирование океана началось во время распада суперконтинента Пангея, что произошло 130 миллионов лет назад. То есть Атлантика является практически самым молодым среди крупных водоёмов мира, уступает первое место только Южному океану. История океана богата, именно благодаря Атлантике Старый Свет узнал о существовании Америки. Когда-то эту акваторию называли морем, но несколько веков назад ему присвоили статус океана.

Вода в океане большую часть года является тёплой или прохладной, что и определяет погодные условия. На климат оказывают влияние ветры, воздушные массы, а также глубина. Нередки для океана и ураганы, которые чаще всего зарождаются у африканского побережья, после чего направляются в сторону Карибского моря.

В океане есть подводный хребет, получивший название Срединно-Атлантического. Берёт своё начало хребет у берегов Исландии, в высоту достигает более километра, а в ширину — более 1600 метров. Некоторые вершины находятся настолько высоко, что возвышаются над поверхностью воды и образуют небольшие острова.

Большая часть флоры располагается ближе к поверхности воды, что отличает Атлантику от Тихого океана. Это обусловлено более высокой температурой воды и разной солёностью. По берегам находятся места обитания коралловых рифов и морских трав.

В Атлантике есть Панамский канал, который играет огромную роль в современном судоходстве и развитии экономики различных стран. Государства, находящиеся на разных материках, имеют возможность торговать друг с другом. Более того, на дне акватории находятся месторождения нефти и природного газа. Также там добывают и драгоценные камни.

Крупнейшими островами являются Британские острова, количество которых насчитывает более 5000 единиц. Есть ещё крупные острова, как Исландия, Куба и Пуэрто-Рико.

Пролив Шокальского (19 км)


Этот пролив расположен в Северном Ледовитом океане, где разделяет Северную землю (остров Большевик) от острова Октябрьской Революции. Он соединяет Карское море и море Лаптевых. Его назвали в честь картографа и географа Юлия Шокальского. Воды, в которых находится этот пролив, относятся к компетенции Красноярского края. Обрывистые берега пролива покрыты ледниками (Мушкетова, Карпинского, Университетский, Гротов, Семёнова-Тянь-Шаньского), от которых периодически откалываются айсберги. Большую часть года пролив скован льдами.

Бельт Ма́лый

(Little Belt
), пролив между п-овом Ютландия

и о. Фюн

, соединяет Кильскую бухту (ЮЗ. Балтийского моря

) с прол. Каттегат

(Северное море). Узок и извилист. Длина 125 км, ширина 0,5–41 км, глубина судоходной ч. 11,9–81 м, преобладающая 10–30 м. Приливы и течения невелики, зимой замерзает. Осн. порты на зап. берегу: Вайле, Фредересия, Коллинг (Дания). Через проливы построены мосты.

  • — Бельт Большо́й, один из скандинавских проливов, соединяющих Балтийское и Северное моря. Расположен между о-вами Зеландия и Лолланн на В. и Фюн и Лангеланн на З. С Балтийским морем…

    Географическая энциклопедия

  • — пролив между о. Фюн и о. Зеландия, Балтийское море; Дания. Дат. Сторе-Бельт — «большой пролив» . Определение противопоставляет его проливу Малый Бельт между о. Фюн и п-овом Ютландия…

    Географическая энциклопедия

  • — см. Полиген…

    Большой медицинский словарь

  • — ; так наз. два морских пролива, которые вместе с Зундом соединяют Балтийское море с Каттегатом…
  • — см. Бельт…

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • — центральный из проливов, соединяющих Балтийское море с проливом Каттегат, между островами Лолланн и Зеландия на В. и Лангеланн и Фюн на З. Длина около 120 км, наименьшая ширина 11 км, глубина до 58 м. В…
  • — западный из проливов, соединяющих Балтийское море с проливом Каттегат, между островами Фюн и Эре на В., Альс и Ютландским полуостровом на З. Длина около 130 км, наименьшая ширина 0,6 км, глубина в южной части…

    Большая Советская энциклопедия

  • — один из проливов — соединяющих Балтийское м. с прол. Каттегат. Ок. 120 км, наименьшая ширина 11 км, наименьшая глубина 11,3 м. В суровые зимы замерзает…
  • — один из проливов, соединяющих Балтийское м. с прол. Каттегат. Ок. 130 км, наименьшая ширина 0,5 км, глубина от 10-15 м на севере до 25-35 м на юге. В суровые зимы замерзает…

    Большой энциклопедический словарь

  • — Общеславянское слово, которое имеет соответствия и в других европейских языках, скажем, в древненемецком – smals…

    Этимологический словарь русского языка Крылова

  • — -а…
  • — Больш»ой Б»…

    Русский орфографический словарь

  • — См. МОЛОДОСТЬ -…
  • — См. МОЛОДОСТЬ -…

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • — Пролив…

    Словарь иностранных слов русского языка

  • — сущ., кол-во синонимов: 1 пролив…

    Словарь синонимов

Малый Бельт (500 м)

Под звание «самый узкий пролив в мире» вполне подходит Малый Бельт, который отделяет расположенные на востоке острова Эрё и Фюн от расположенного на западе полуострова Ютландия и острова Альс. Балтийское море через него соединяется с проливом Каттегат. Тянется Малый Бельт на 125 километров, меняя ширину от 500 метров до 28 километров, его фарватер имеет максимальную глубину 75 м, а минимальная равна 12 м. В особо суровые зимы в местах, где нет сильных течений, он замерзает.
Через него переброшена пара автомобильных мостов: старый и новый, по которым проложена международная трасса от Гамбурга через Копенгаген до Стокгольма, а также железнодорожный с тем же направлением. Новый мост имеет зимний подогрев, чтобы не допустить его обледенения. Кельтское слово «бельт» означает «море» или «вода». Такое название носят ещё два пролива, как и пролив Зунд соединяющие Каттегат с Балтийским морем. В южной части Малого Бельта достаточно глубокий фарватер шириной 7 км, но суда всё же редко им пользуются из-за наличия сильных течений и сложной навигации по извилистому проливу. Если военные суда третьих стран хотят пройти через этот пролив, необходимо за 8 дней уведомить об этом правительство Дании.

Дарданеллы (1,3 км)

Пролив Дарданеллы, называемый ещё Чанаккале, знаменит тем, что он разделяет Балканский полуостров, относящийся к Европе и полуостров Малая Азия, являющийся западной оконечностью Азии. Им соединены Эгейское и Мраморное моря. Древние греки называли его Геллеспонтом. Не удивительно, что этот пролив имеет важнейшее стратегическое значение, поскольку позволяет контролировать всё судоходство, ведущееся из акватории Чёрного моря в сторону Средиземного моря. Дарданеллы имеют длину 65 километров, а ширина его изменяется от 1,3 километра до 6 километров.
Пролив Дарданеллы вместе с проливом Босфор и небольшим Мраморным морем являет единую цепочку водного пространства, которое соединяет акватории Средиземного и Черного морей и одновременно являются естественной границей, разделяющей два континента — Европу и Азию, севернее Чёрного моря сливающиеся в единый материк Евразию. Турки называют его Чанаккале Богазы — по городу, находящемуся на его азиатском берегу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: